Серия игр «Сталкер» захватила умы геймеров всего мира. И пусть она не блещет графической составляющей, зато берет атмосферностью, открытым миром и разнообразием. В любую из трех частей можно играть часами, десятками часов - и постоянно находиться крайне далеко от полного прохождения. Существует огромное количество тем касательно этих игр, которые можно обсуждать без конца, но сейчас речь пойдет о предметах, которые интересуют очень многих людей. Это артефакты. «Сталкер» предлагает вам доступ к десяткам таких объектов, однако найти их будет не так просто. Если вы еще не представляете, что это такое, то данная статья подробно расскажет вам об этом феномене. Итак, что же представляют собой артефакты? «Сталкер» - это игра, в которой любая находка может быть крайне важной для выживания вашего персонажа, поэтому вам стоит крайне внимательно подойти к этому вопросу.

Во многих компьютерных играх существуют предметы, обладающие особой силой, - это и есть артефакты. «Сталкер» также имеет в игровом мире артефакты, однако они немного отличаются от тех, которые люди привыкли видеть в других компьютерных играх. Здесь это предметы, происхождение которых до конца неизвестно. Они могут образовываться в зонах радиации под ее ужасающим воздействием, а могут появляться и абсолютно другими способами, которые неизвестны абсолютно никому. Однако как бы артефакт ни был образован, он представляет собой цель для любого геймера и неигрового персонажа, так как позволяет вам обрести определенные силы. Когда вы активируете его, он начинает оказывать воздействие на ваш организм. Пока процесс активации не будет произведен, вы не сможете узнать, какой именно эффект начнет оказывать на вас тот или иной предмет. Кстати, стоит отметить, что он также может быть и отрицательным. Это лишь общее описание, далее в статье будет сказано гораздо больше про различные игровые артефакты. «Сталкер» не страдает от их нехватки.

Зачем они нужны?

В игре «Сталкер: Чистое Небо» артефакты могут пригодиться вам в любом своем виде, будь они негативные или позитивные. Дело в том, что эти предметы являются главной целью сталкеров-одиночек - они охотятся за артефактами, чтобы заработать таким образом деньги. Многие люди приезжают в Зону именно из-за того, что путешествие по ней хоть и является крайне опасным для жизни, зато оно сулит огромные богатства, если вы сможете успешно отыскивать и продавать артефакты в аномалиях. Учитывая тот факт, что изначально вы начинаете прохождение именно как сталкер-одиночка, вам тоже стоит задуматься о том, чтобы заняться поиском этих предметов в свободное от выполнения сюжетных заданий время. В игре «Сталкер» артефакты действительно могут стать для вас прекрасным источником дохода, а также хорошим усилением, если вы будете внимательно к ним относиться и использовать только те, которые пойдут вам на пользу.

Происхождение артефактов

В игре «Сталкер: Зов» артефакты могут быть самыми разнообразными, однако как их воспринимают непосредственно в игровом мире? Считается, что артефакты образуются в аномалиях, а происходит это из-за определенного рода воздействий, которым подвергаются останки живых существ, растения и разные предметы, оказавшиеся в самом центре аномалии. Естественно, никто не может этого подтвердить, так что какой-то единой точки зрения не существует. Кроме того, непонятно даже, почему происходит такой процесс - представляет ли собой готовый артефакт объект, над которым работала аномалия, то есть является ли он ее плодом творчества, или же просто случайно попавшимся предметом, который просто был обработан и является ее своеобразным отходом? Среди сталкеров и других людей ходят разнообразные легенды касательно того, что же все-таки происходит в аномалиях, но конкретно вам никто ничего сказать не сможет. Также вряд ли кто знает, где найти артефакты в «Сталкере», потому что если бы им это было известно, то они бы сами их давно заполучили. Так что если вы хотите заполучить тот или иной артефакт - отправляйтесь на поиски.

Поиск артефактов

Если вы хотите узнать, где найти артефакты в «Сталкере», то вам можно дать лишь одну наводку - ищите аномалии. В первых частях игры артефакты находятся недалеко от аномалии, которая их образовала, и их можно легко заметить даже невооруженным взглядом. Поиск упрощает и то, что артефакты подсвечиваются легким свечением, а иногда могут даже передвигаться в пространстве. Как видите, в данном случае поиск артефакта не так и сложен, а также нельзя сказать, что он опасен. Однако с выходом части «Чистое небо» все сильно изменилось. Во-первых, артефакты больше не видны невооруженным взглядом - для их обнаружения вам нужно использовать специальное устройство, называемое детектором. Когда вы используете детектор недалеко от местонахождения артефакта, он подсвечивается на экране. Однако это еще не все. Во-вторых, сменилось местоположение артефактов - теперь вы не сможете найти их рядом с аномалиями, вам придется отправляться прямо внутрь аномалий, что гораздо опаснее. Именно таким образом и был усложнен поиск в игре «Сталкер: Чистое». Артефакты, однако, не потеряли своей популярности, в частности, из-за того, что их стоимость и эффективность возросли вместе с изменениями в игровом процессе.

Свойства артефактов

Многие геймеры сосредотачиваются на вопросе: «Где артефакты?» «Сталкер: Зов Припяти» - это игра, в которой вам лучше сосредотачиваться на других вопросах, таких как «Что они дают?». Свойства артефактов - это очень интересная тема, которую вам стоит как следует изучить, прежде чем вы отправитесь к ближайшей аномалии на поиски того или иного предмета. Дело в том, что все они имеют положительные и отрицательные свойства, которые схожи у тех артефактов, которые произведены одним типом аномалий. Например, если вы находите предмет неподалеку от «воронки», то можете понять, что этот артефакт при активации увеличит вашу защиту от ударов и взрывов. Это очень полезное свойство, но при этом вам стоит помнить о том, что параллельно с этим такой артефакт будет крайне радиоактивен, что будет наносить вам урон совсем другого рода. А если взять для рассмотрения артефакт из аномалии «ржавые волосы», то он, наоборот, очищает ваш организм от радиации - но при этом если вашего персонажа ранят, то он гораздо сильнее будет истекать кровью. Стоит отметить, что чем мощнее предмет, тем сильнее его воздействие, но это касается не только положительных, но и отрицательных эффектов. Так что в игре «Сталкер: Тень Чернобыля» артефакты стоит использовать с умом.

Тактический подход

Итак, если вы нашли артефакт, то его можно активировать и использовать, а не только продать. Активация происходит крайне просто - у вас в костюме есть пять слотов, которые можно использовать для того, чтобы разместить там найденные вами артефакты. Как только артефакт оказывается в одном из этих слотов, он активируется, и его позитивные и негативные свойства начинают воздействовать на вашего персонажа. Эти пять слотов присутствуют только в первой игре - в остальных частях все зависит от вашего костюма - слот может быть один, а также их может быть и больше. Но максимальное их количество не превышает пяти. Стоит отметить то, что вы можете активировать сразу несколько артефактов. И именно здесь вы можете проявить творческий подход. Если вы грамотно будете размещать свои артефакты, то в итоге сможете компенсировать негативные эффекты предметов, делая их действие гораздо более полезным для вашего персонажа. Естественно, сделать это не так просто, как хотелось бы - придется провести немало времени в поисках и подборе необходимых артефактов, но результат стоит потраченного времени.

Неактивированный артефакт

Многие геймеры опасаются отправляться на поиски артефактов, так как думают, что их негативные эффекты могут подвергнуть их героя слишком серьезным опасностям, пока они возвращаются для продажи найденного предмета. Но вам не стоит беспокоиться: если вы не собираетесь использовать артефакт для себя. Ведь чтобы его использовать, его нужно активировать. Пока он находится просто в вашем инвентаре, он неактивен, поэтому никакие эффекты действовать не будут. Пока вы его сами не активируете, вы не получите ни положительных, ни отрицательных свойств данного артефакта, так что можете спокойно доставить его до торговца и продать.

Создание аномалий

Изначально планировалось, что с помощью артефактов можно будет создавать собственные аномалии для дальнейшего их использования. Однако в итоге разработчики посчитали, что в одиночной игре данная функция не нужна, поэтому вырезали ее полностью. Но она осталась в многопользовательском режиме. В чем суть этой функции? Если вы отыскали артефакт и активировали его, то вы можете совершить очень интересную операцию. Возьмите активированный артефакт в руки и сразу же выбросьте его на землю. Через несколько секунд произойдет чудо - на месте артефакта появится новая аномалия того же типа, в котором был найден данный предмет.

Артефакты «воронки»

Итак, вы узнали все основные данные о том, что представляют собой артефакты в серии игр «Сталкер». Теперь пришло время взглянуть на некоторые примеры. Для начала стоит взять самую распространенную аномалию - «воронку». Здесь вы можете найти Грави, Выверт и даже Золотую Рыбку. Все эти артефакты объединены одинаковыми свойствами - положительное снижает повреждение от режущего оружия на 2-5 процентов, но при этом повышают урон от радиации на пять процентов.

Артефакты «Жарки»

Очередные три артефакта относятся к аномалии «Жарка» - это Капля, и Кристалл. Каждый из них понижает выносливость вашего персонажа на 18 процентов, но при этом повышает его защиту от радиации на 10, 20 или даже 30 процентов.

Другие артефакты

Естественно, существует далеко не две аномалии, но все артефакты нет смысла перечислять. Просто стоит отметить, что у одной аномалии может быть снижение кровотечения, но повышение урона от ожогов, а у другой - повышение выносливости сочетается с повышенным уроном от электричества. Так что вам стоит внимательно смотреть за свойствами артефактов и стараться использовать их в сочетании так, чтобы положительные условия одного артефакта перекрывали отрицательные условия другого - сделать это вполне возможно.


В мифах разных народов упоминается множество различных артефактов, ставших частью современной культуры. Некоторые из них, например, некробрюки, можно увидеть в музеях, другие – такие, как символ Глаза Гора, находят при раскопках, а третьи археологи не теряют надежды найти. В нашем обзоре 10-ка артефактов из самых известных мифов.

1. Некробрюки (исландский фольклор)


В исландской мифологии одним из самых таинственных предметов были некробрюки - штаны из кожи, снятой с мертвеца. Для начала, нужно было получить разрешение человека взять его кожу после смерти. После того, как человек умирал, с его трупа сдирали кожу от талии до ступней одним цельным куском. Если это удавалось, в мошонку клали монету, украденную у бедной вдовы. Считалось, что хозяин некробрюк обязательно станет очень богатым.

2. Сокровища племени богини Дану (ирландская мифология)


В ирландском фольклоре Туата Де Дананн (племена богини Дану) считались детьми этой богини. Они якобы пришли в Ирландию из дальних стран, чтобы передать народу Ирландии священные знания. С собой Туата Де Дананн принесли 4 артефакта. Первым был Lia Fail или Камень Судьбы - камень, который вскрикивал, если на него становился истинный король Ирландии. Второй артефакт - Claidheamh Solius или меч Света, - непревзойдённое оружие. Тритий артефакт - копье Луга, владелец которого всегда выходил живым из боя. Некотел Дагды, с помощью которого можно было накормить любое количество людей.

3. Мед поэзии (скандинавская мифология)

Не меньший интерес, чем мифы, вызывают . Детям, правда, их рассказывать не рекомендуется.

Часто в текстах, связанных с магией, можно встретить выражение “магический артефакт”. Давайте попробуем разобраться, что это такое, чем оно было раньше и что это сейчас.

Магический артефакт - некая рукотворная вещь, которая обладает магическими свойствами в результате воздействия на нее. Либо это воздействие было специально направленным, либо вещь попала под влияние спонтанным образом. Но при этом к магическим артефактам относят только рукотворные предметы, то есть например камни, обладающие магическими свойствами просто в силу своей природы, артефактами не являются. Если обратиться к этимологии, то это слово - артефакт - произошло от латинских arte (“искусственный”) и factus (“созданный” или “сделанный”). Таким образом, речь идет о созданных человеком вещах с определенной (в нашем случае магической) целью. Существует даже целая наука - артефактология, изучающая артефакты магического происхождения.

Мифы и легенды об артефактах

Есть мнение, что магические артефакты древности более сильные и их сложнее уничтожить либо просто изменить их качества. То есть чем старше магическая вещь, тем она условно сильнее. Отсюда приходят легенды:
  • о Кольце Всевластия (кольце Гига). По преданию, честный пастух по имени Гиг нашел в пещере мумию с золотым кольцом на пальце, которое и снял. Надев, стал невидимым, проник во дворец, соблазнил царицу и убил царя. Толкиен на основании этой легенды и создал свой фэнтези мир.
  • Из древних магических артефактов также можно вспомнить так называемую Книгу Тота. Эта книга по легендам давала обладателю умение говорить на языке богов и зверей, оживлять мертвых и иметь власть над живыми. Платон упоминал Тота в своих трудах как божество, давшее людям науку и письменность.
  • Философский камень - еще один мистический артефакт, над секретом которого бились алхимики и маги прошлых веков. По легендам то ли он был привезен на Землю с созвездия Ориона, то ли его возможно создать силой магии и с его помощью исполнять желания и превращать любое вещество в золото - на эту тему существует достаточно легенд, и есть ли среди них хоть толика правды, нам неизвестно.

Из окутанных мифами сказочных артефактов все слышали про волшебную палочку (эквивалент жезла мага), скатерть-самобранку, неразменную монету, меч-кладенец и всегда полный горшочек. Сказки о таких магических вещицах есть у многих народов, но существует ли какое-либо реальное для них основание или это только плоды фантазии и сакральных человеческих желаний?

В различной литературе и периодике, посвященной вопросам мистического и магического, можно встретить истории об артефактах, которые таинственным образом влияли на жизнь своих владельцев. Зачастую это влияние было фатальным, разрушительным - истории о кинжалах, драгоценных камнях, украшениях, на обладателя которого обрушивались несчастья и внезапные события, пока он не догадывался избавиться от злополучной ценности. Вероятно, такие истории действительно имели место быть, и связано это с магическим воздействием (наложенной программой) на предмет в прошлом, из-за чего он и стал обладать такими свойствами.

Древние магические артефакты на первый взгляд сложно отличить от обычного бытового предмета. Это может быть простое украшение , статуэтка , нож и т. д. Они могли быть подарены мастером его ученику, либо передаваться из поколения в поколение в одной семье. Некоторые люди стремятся найти или купить магические артефакты, пришедшие в наше время из глубины веков, но где и как это сделать, через гугл не узнать.

Магические артефакты сегодня


Интересно, что в современном мире магическими артефактами стали называть не только окутанные легендами древние штуковины, но и любую вещь, которая обладает магическими свойствами. То есть браслет из натурального камня, который вы купили себе и зарядили его с помощью свечи, благовония или каким-то еще способом на свое желание - это ваш магический артефакт. Кукла-оберег , которую вы сплели и связали с подругами на зимних посиделках - это тоже магический артефакт. Мандала, которую вы рисовали последние три недели, вкладывая в нее душу и стремления, и которая теперь висит в вашей спальне над изголовьем кровати - тоже магический артефакт.

Магия неразделима с творчеством и наоборот. Поэтому, на наш взгляд, артефакты магов гораздо доступнее, чем люди думали раньше. То, что по факту стало вашим предметом силы, во что вы вложили энергию своего намерения, любви, воли - применяя ли при этом проверенные ритуальные техники или каким-то только вам известным способом - это уже настоящий магический артефакт.


Если верить мифам, то на протяжении всей древней истории мир терзали злобные упыри и привередливые боги. По люди не собирались сдаваться без боя и боролись с ненавистниками рода человеческого подручными средствами, в частности магией. До нашего времени дошли самые разнообразные артефакты, об истинном предназначении которых современным учёным приходится только догадываться.

1. Греческий палиндром


Согласно легенд, Кипр является местом рождения греческой богини любви плодородия, а город Пафос был "штаб-квартирой" культа Афродиты. Сегодня этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО изобилует древней мозаикой и остатками великих микенских храмов, посвященных покровительнице любви. Недавно же в Пафосе нашли другое чудо – 1500-летний амулет из глины размером с монету. На одной его стороне изображен греческий палиндром, а на другой - сцена из мифов. Палиндром гласит: "Яхве – носитель тайного имени, а лев Ра хранит его в своем храме".

2. Таинственные золотые спирали


Золото всегда считалось людьми ценным металлом. Золотом украшали все - от гробниц до ритуальных фигурок. Недавно археологи обнаружили около 2000 маленьких золотых спиралей в поле на датском острове Зеландия. Ранее на этом же месте раскопок находили менее загадочные изделия из золота, такие как браслеты, чаши и кольца.

Спирали датируются 900 - 700 годами до н.э., но это все, что о них известно. Зачем они были сделаны - загадка. Ученые предполагают, что в культуре бронзового века почитали Солнце и придавали большое значение золоту, считая его воплощенной на Земле формой солнца. Таким образом, вполне вероятно, что спирали украшали священные одеяния жрецов.

3. Костяная броня


Археологи в России нашли необычные доспехи, которые были сделаны из костей убитых животных. Возможно, это работа людей Самусь-сейминской культуры, представители которой жили в горах Алтая на территории современной России и Средней Азии тысячи лет назад. В какой-то момент они мигрировали на место, где сегодня расположен сибирский город Омск, где и была обнаружена броня, возраст которой составляет от 3500 до 3900 лет.

Несмотря на свой возраст, она была найдена в "идеальном состоянии". Она, вероятно, принадлежала какому-то элитному воину, но археологи не имеют ни малейшего представления, почему кто-то закопал такой уникальный предмет.

4. Мезоамериканские зеркала


Мезоамериканские жители когда-то считали зеркала порталами к чужеродным мирам. Хотя сегодня отражающие поверхности повсеместно распространены, 1000 лет назад люди трудились до 1300 часов (160 дней), чтобы произвести обычное ручное зеркальце. Исследователи нашли более 50 таких зеркал в Аризоне, большинство из них на месте раскопок под названием Снейктаун. Обилие зеркал позволяет предположить, что Снейктаун был очень зажиточным городом, который был заселен привилегированными членами общества.

К сожалению, зеркала находились в плохом состоянии. Как и другие священные вещи, они подлежали кремации и погребению вместе с их владельцами. Исследователи установили, что зеркала были сделаны из пирита и богато украшены. Поскольку месторождений пирита на территории современного штата Аризона нет, то они предположили, что зеркала завозили из Мезоамерики.

5. Таинственный сицилийский монолит


Археологи недавно обнаружили под водой у берегов Сицилии гигантский монолит, напоминающий камни Стоунхенджа. Он находится на глубине 40 метров, весит почти 15 тонн, а его размеры составляют 12 метров в длину. Монолиту исполнилось по крайней мере 9300 лет, т. е. он почти в два раза старше Стоунхенджа.

Цель его постройки не ясна, но очевидно, что его производство требовало титанических усилий. Что примечательно, монолит сделан из камня, который не добывают нигде поблизости. Сегодня этот артефакт, скрывающийся под водой, разбит на три части, а также в нем нашли три отверстия неизвестного назначения.

6. Магические знаки Лондонского Тауэра


Стоящий на северном берегу реки Темза почти 1000-летний Лондонский Тауэр - крепость, которая когда-то была дворцом, хранилищем королевских регалий и драгоценностей, арсеналом, монетным двором и т. д. Что интересно, эта крепость, начиная с момента ее постройки в 1066 году Вильгельмом Первым, постоянно имела магическую защиту.

Археологи-исследователи Музея Лондона обнаружили 54 магических знака на всей территории Тауэра. Большинство из них являются черными вертикальными символами 3-7 см в высоту, которые предназначались для того, чтобы отразить все формы опасности, в том числе природные стихии. Археологи также обнаружили несколько ловушек на демонов, в том числе изображения сетки.

7. Колдовской остров


Необитаемый остров Бло-Юнгфрун всегда пользовался дурной репутацией и считался раем для ведьм, буквально начиная с эпохи мезолита. Остров расположен у восточного побережья Швеции и полностью изолирован от остального мира, поэтому неудивительно, что в течение 9000 лет люди, практикующие черную магию, облюбовали его.

Во время археологических исследований были найдены пещеры, носящие следы рукотворного вмешательства, в которых проводили неизвестные пугающие ритуалы. Во всех них стояли алтари. Служители предположительно приносили на них жертвы, чтобы умилостивить своих богов.

8. Серебряный свиток Джераша


Благодаря чудесам 3-D моделирования исследователи смогли заглянуть внутрь древнего свитка, чтобы прочесть надписи на нем, не повредив при этом хрупкую реликвию. Этот небольшой серебряный свиток был найден внутри амулета, где он лежал в течение более 1000 лет, пока его не нашли в разрушенном доме в 2014 году. Серебряные пластины оказались очень тонкими (всего 0,01 см), поэтому развернуть их не удалось, не повредив.

После того, как удалось воссоздать 17 строк из свитка методом 3-D моделирования, ученые увидели интригующую историю колдовства. Около 1300 лет назад безымянный колдун прибыл в город Джераш, чтобы справиться с какими-то местными проблемами. Первая строка заклинания на свитке была написана на языке, напоминающим греческий, а затем текст написан на совершенно неизвестном языке, напоминающим арабский.

9. Египетские куклы вуду и ушебти

Хотя обычно средства массовой информации считают куклы вуду африканским и гаитянским изобретением, впервые подобные статуэтки встречались в древнеегипетской магии. Судьба, постигшая специально изготовленную фигурку, как полагают, также постигала и человека, по подобию которого она была изготовлена. Эти маленькие чучела делали, чтобы вызвать различные состояния, от проклятий до чар любви.

Знаменитые фигурки ушебти часто создавали для этих целей, но у них было и другое предназначение. Египтяне знали, что Осирис, бог мертвых, часто использует усопших для работ в загробном мире. Ушебти якобы делали эту работу за своих хозяев. Некоторые исключительно ленивые, но богатые люди были найдены похороненными с ушебти на каждый день года.

10. Коптская книга заклинаний


Несмотря на то, что древние египтяне дружили со здравым смыслом, они, не колеблясь, обращались к магии, чтобы решить житейские неудобства. Многие из их проклятий были утеряны в истории, но некоторые сохранились и до наших дней, в том числе 1300-летний "Коптский справочник по сверхъестественной ритуальной силе". К счастью, 20-страничный буклет на пергаменте был написан на коптском языке, поэтому его удалось расшифровать ученым университета Маккуори в Австралии.

Кодекс содержит 27 заклинаний различной полезности: от "хороших", старомодных любовных заклинаний до наведения потенциально смертельной черной желтухи. Кодекс, вероятно, служил в качестве карманной книги заклинаний. Помимо всего прочего, он описывает вызов Бактиоты - некой мистической фигуры с божественными возможностями, которая председательствует на собраниях змей. Также в кодексе говорится о Сифе, третьем сыне Адама и Евы, и об Иисусе. Исследователи предполагают, что справочник был написан примерно в седьмом веке сифианами, сектой христианских еретиков-мистиков.

Сегодня археологи находят множество различных древних артефактов по всему миру. Но особо интересные экспонаты встречаются в таких удивительных местах, как .

Не все предметы, обладающие магическими свойствами, можно отнести к артефактам. Артефакт – это обязательно рукотворный магический предмет, специально изготовленный очень сильным магом, умеющим создавать артефакты. Предметы, изначально обладающие по своей природе магическими свойствами, артефактами не называют.


Как распознать артефакт?

На первый взгляд древний магический артефакт может показаться обычным, ни в чем непримечательным старинным предметом. И не мудрено – ведь артефакты издавна создавались только под определенного хозяина и служили лишь ему. Артефакты сами узнают владельца! Они умеют распознавать энергетику человека, определять хозяина среди посторонних. Такие артефакты чаще всего передавались в семье из поколения в поколение, иногда их дарили (например, учитель дарил ученику). Оказавшись в чужих руках, артефакт не только не проявляет свои полезные магические свойства, остается нейтральным, но и может сильно навредить – вызвать неудачи, недуги, или даже гибель неосторожного человека. Иногда сильные артефакты, подаренные недоброжелателями, становились причиной бед целого рода.

Один из наиболее распространенных, с давних пор известных артефактов – волшебная палочка. Не обладая сегодня большой мощью, она служит лишь подспорьем в проведении ритуалов и изготовлении магических снадобий или используется как орханитель от злых духов.

Древние артефакты, по понятным причинам, широкой известности не имеют, но существует несколько магических артефактов, о которых издавна знают многие люди. Откуда? – из знакомых с детства легенд, сказаний и сказок.

Кольцо Гига

Бытует мнение, что легенда об этом кольце вдохновила Толкиена на написание его известной трилогии. Упомянул Кольцо Гига в своих трудах еще древний философ Платон. По легенде, бедный пастух Гиг однажды нашел в тайной пещере гробницу и снял с пальца покоящегося в ней тела золотое кольцо. Поняв, что это кольцо волшебное и может делать его невидимым, некогда честный пастух проник во дворец, соблазнил царицу, а затем убил царя и занял его место.

Книга Тота

Эта книга, по приданиям, дает способность своему обладателю понимать животных и богов, воздействовать на живущих людей и воскрешать мертвых. Бог Тот также упоминается древним философом Платоном как просветитель, обучивший египтян грамоте, астрономии и геометрии.

Копье Лонгина

Кто такой Лонгин, и почему его копью христиане приписывают огромную силу, одновременно считая одной из величайших реликвий? Эту пику еще называют копьем Христа – по Евангелию от Иоанна этим копьем распятый на кресте Спаситель был убит.

По преданиям, владелец данного копья может получить власть над всем человечеством и в свое время его держали в руках Аттила, Юстиниан I, Карл Великий, Генрих IV, Адольф Гитлер…

«Философский камень»

Древняя легенда гласит, что Камень Чинтамани, который многие считают восточным «философским каменем», был привезен в наш мир с созвездия Ориона. С санскрита название камня переводится как «драгоценный камень мысли», и он может исполнять желания того, кто его отыщет.

Зубы дракона

Не зря в фольклоре многих стран упоминаются драконы, — эти чудовища действительно могли существовать в древности. А из их зубов – быть изготовлены мощные магические артефакты, которые могут использоваться в магии до сих пор. В легендах и сказаниях описываются истории, когда из посеянных в поле зубов дракона за короткий промежуток времени вырастала целая армия.

Неиссякаемый ресурс

Еще об одном знакомой категории знакомых по сказкам предметов можно предположить, что они являются древними артефактами. Во многих сказках мира присутствуют горшочки, котелки и другая посуда, в которой пища появляется сама по себе, бездонные кошельки или неразменные монеты. В русских сказках, например, часто рассказывается о Скатерти-самобранке, которую достаточно было развернуть, чтобы получить разнообразную сытную еду. Существуют ли сегодня артефакты, позволяющие бесконечно тратить, пусть и малый, ресурс? Вполне возможно.

Какие из описанных артефактов на самом деле могут существовать до сих пор, а какие являются лишь народным вымыслом, — узнать сложно. Этой информацией обладают лишь истинные маги, а настоящие артефакты вполне могут находиться прямо у нас перед глазами.

Получить древний артефакт, который будет служить на благо своему владельцу, можно только по наследству, или в дар от учителя. А чтобы использовать его правильно, нужно обладать специальным тайным знанием, получить которое можно также лишь от учителя или по наследству.

Чем древнее магические артефакты, тем большей силой они обладают. Поэтому непосвященным следует избегать самостоятельного поиска подобных предметов. Непосвященному такой артефакт может принести большой вред.

Вы можете узнать о ещё о нескольких, мощнейших магических артефактах в этой познавательной программе: