Создано 29.02.2012 22:44

До 1963 года, когда была опубликована работа Джейн Гудолл о диких шимпанзе и использовании ими орудий труда , большинство ученых считали, что использование инструментов – черта, присущая исключительно людям. Полстолетия спустя мы, наконец, начинаем понимать, что грань между людьми и другими животными довольно тонкая. Чтобы доказать это, представляем вниманию читателей описания 15 представителей царства животных, использующих орудия труда в повседневной жизни.

Вороны


Не беря во внимание приматов, вороны демонстрируют наибольшую сообразительность в мире животных. В арсенал их находчивых трюков входят манипуляции с палками и ветками, чтобы достать насекомых из бревен, сбрасывание грецких орехов перед движущимися машинами, чтоб расколоть скорлупу, и даже использование бумажной макулатуры в качестве грабель или губки.

Слоны


Слоны обладают отличительной способностью использовать инструменты при помощи своих гибких хоботов. Они чешут спину палками, обмахиваются листьями, отгоняя таким образом мух, жуют кору, чтобы сделать ее достаточно пористой для впитывания питьевой воды. Но самым, пожалуй, удивительным свойством слонов являются их художественные способности. Смотрители зоопарков дают слонам кисти, и эти чувственные создания демонстрируют незаурядный талант !

Шалашники


Большинство птиц демонстрируют общую черту, связанную с инструментами: строительство гнезд. Шалашники, которых обычно можно увидеть в Австралии и Новой Гвинее, делают даже больше, и побуждения у них исключительно романтические. Чтобы привлечь партнершу, самцы шалашников строят сложное жилище – бережно сконструированный «шалаш», в создании которого часто используются различные предметы, как крышки от бутылок, бусины, осколки стекла и вообще все, что удается найти и что привлекает внимание.

Приматы


Существует бесконечное количество примеров использования орудий труда приматами. Назовем несколько из них: шимпанзе используют палки для добычи термитов, камни и деревянные инструменты для разбивания орехов, острые копья из палок для охоты; гориллы измеряют глубину водоема при помощи посоха; орангутанги могут открыть замок при помощи скрепки для бумаг; капуцины изготавливают каменные ножи , ударяя куски кремня о пол, пока не получатся острые края.

Дельфины


Сообразительность дельфинов хорошо известна, но из-за того, что у них не руки, а плавники, многие специалисты не предполагали, что эти животные используют инструменты. Во всяком случае, до 2005 года, когда стаю дельфинов-афалин застали за интересным занятием: они разрывали губки и оборачивали кусочками носы, очевидно, для того, чтоб избежать царапин во время охоты на морском дне.

Обыкновенные стервятники


Птицы входят в число созданий, наиболее искусно использующих орудия труда, и одним из самых поразительных примеров является обыкновенный стервятник. Одно из самых его любимых лакомств – страусиные яйца, но толстую скорлупу довольно сложно разбить. Чтобы решить эту проблему стервятники манипулируют камнями при помощи клюва и бьют ими до тех пор, пока яйцо не треснет.

Осьминоги


Осьминоги считаются самыми умными беспозвоночными на планете, и они часто импровизируют с орудиями труда. Этот парень на фото носит с собой две половинки ракушки и в случае опасности закрывает их и, таким образом, прячется. А другой вид осьминога отрывает щупальца медуз и размахивает ими как оружием во время нападения.

Дятловый вьюрок


Есть несколько видов вьюрков, использующих инструменты, но самый известный из них, очевидно, галапагосский дятловый вьюрок. Так как его клюв не всегда может протиснуться в маленькие отверстия, где живут насекомые, птица компенсирует этот недостаток при помощи ветки подходящего размера, которой она и вынимает пищу.

Муравьи и осы


Даже насекомые используют орудия труда, особенно это касается социальных видов, таких как муравьи и осы. Одним из самых известных примеров является муравей-листорез, создавший развитую сельскохозяйственную систему, обрезая листья и используя их в качестве емкостей для транспортировки еды и воды. А одиночные осы разбивают комки земли при помощи маленьких камешков.

Зеленые кваквы


Находчивость зеленых квакв позволяет им стать отличными рыбаками. Вместо того, чтобы входить в воду и ожидать, пока добыча появится на поверхности, эти животные используют рыболовные приманки, чтобы заставить рыбу приблизиться на расстояние удара. Видели, как некоторые кваквы разбрасывают на воду еду, такую как крошки хлеба, чтобы привлечь рыбу.

Морские выдры

Даже сильных челюстей морской выдры не всегда достаточно, чтобы открыть раковину вкусного моллюска или устрицы. И вот тут симпатичное морское млекопитающее проявляет сообразительность. Выдра всегда носит камень в районе живота и использует его, чтобы открыть свою пищу.

Рыбы-стрелки


Большинство питающихся насекомыми рыб ожидают свою добычу, а затем неуклюже падают в воду, но не рыба-стрелок. Вместо этого рыбы этого вида используют специально устроенный рот, чтобы буквально подстреливать насекомых струей воды. И прицел у них отличный. Взрослый стрелок почти никогда не промахивается, и эта рыба может попасть в насекомого, расположившегося на листе или ветке на расстоянии ни много, ни мало три метра.

Крабы


Даже крабы используют орудия труда. С помощью клешней можно прекрасно манипулировать предметами. Крабы некоторых видов одеваются в морские анемоны, натягивая их себе на спину. Обычно они делают это с целью маскировки, хотя в других случаях, наверное, просто чтобы выглядеть красиво.

Бобры


Бобры широко используют инструменты. Эти животные строят свои дамбы, чтобы защититься от хищников и обеспечить свободный доступ к пище и спокойное плавание. Некоторые дамбы достигают 800 метров в длину. Бобры сооружают свои конструкции, срезая деревья и обкладывая их грязью и камнями.

Попугаи


Попугаи могут быть самыми умными птицами в мире, и примеров использования инструментов ими есть множество. Многие владельцы этих птиц узнают о таком умении, когда любимец, используя кусочек металла или пластмассы, поднимает замок клетки. Известно, что пальмовый какаду (показан на фото) обкладывает клюв листьями, чтобы крутящим движением открывать орехи, подобно тому, как человек взял бы полотенце, чтобы усилить трение для открывания бутылки.

Орудия животных и орудия труда человека

Не вдаваясь в ход развития самой трудовой деятельности, отметим лишь еще несколько существенных моментов в дополнение к тому, что уже говорилось об орудийной деятельности обезьян.

Прежде всего, важно подчеркнуть, что орудием, как мы видели, может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. Орудие труда же непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Они изготовляются впрок еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. Сама по себе такая деятельность биологически бессмысленна и даже вредна (трата времени и энергии «впустую») и может оправдаться лишь предвидением возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись.

Это значит, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем, а вместе с тем, как показала Ладыгина-Котс, шимпанзе неспособен постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи.

С этим связано и то важное обстоятельство, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его «рабочее» значение. Вне конкретной ситуации решения задачи, например до и после эксперимента, предмет, служивший орудием, теряет для обезьяны всякое функциональное значение, и она относится к нему точно так же, как и к любому другому «бесполезному» предмету. Произведенная обезьяной с помощью орудия операция не фиксируется за ним, и вне его непосредственного применения обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия. В противоположность этому не только человек хранит изготовленные им орудия, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы.

Более того, даже при индивидуальном изготовлении орудия имеет место изготовление общественного предмета, ибо этот предмет имеет особый способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Каждое орудие человека является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции.

Таким образом, с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения: из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем использовании его результатов. В этом заключается одно из важнейших изменений общей структуры поведения, знаменующих переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее и большее место и наконец приобретают решающее значение для всего его поведения.

Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, т. е. обработка изготовляемого орудия труда должна производиться другим орудием (например, камнем). Находки именно таких продуктов деятельности (отщепи, зубила) служат для антропологов истинными свидетельствами наличия у наших предков трудовой деятельности.

Вместе с тем, по данным Фабри, при манипулировании биологически «нейтральными» предметами (а только такие могли стать орудиями труда) обезьяны хотя и воздействуют подчас одним предметом на другой (рис. 24), однако обращают при этом внимание на изменения, происходящие с объектом непосредственного воздействия, т. е. с «орудием», но не на изменения, происходящие с «обрабатываемым» («вторым») объектом, который служит не больше чем субстратом, «фоном». В этом отношении обезьяны ничем не отличаются от других животных. Напрашивается вывод, что эти предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека, при которой, естественно, важны не столь сопровождающие ее изменения самого орудия труда, сколько изменения предмета труда (гомолога «второго объекта»). Очевидно, только в определенных экспериментальных условиях возможно переключение внимания обезьян на «второй объект».

Однако изготовление орудия труда (например, обтесывание одного камня с помощью другого) требует формирования таких специфических приемов воздействия на «второй объект», таких операций, которые привели бы к совершенно особым изменениям этого объекта, благодаря которым только он и превратится в орудие труда. Наглядный пример тому - изготовление древнейшего орудия труда первобытного человека (каменного ручного рубила, рис. 50), где усилия должны были направляться на создание заостренного конца, т. е. собственно рабочей части орудия, и широкого, закругленного верха (нуклеуса, ядрища), приспособленного к прочному удерживанию орудия в руке. Именно на таких операциях выросло человеческое сознание.

Совершенно естественно, что от создания первых орудий труда типа ручного рубила шелльской эпохи, а тем более примитивного орудия (отщепов) синантропа из дошелльской эпохи пролегал еще длинный путь до выделки разнообразных совершенных орудий труда человека современного типа (неоантропа) (рис. 51). Даже на начальном этапе развития материальной культуры неоантропа, например, кроманьонского человека, отмечается огромное разнообразие типов орудий, в том числе впервые появляются составные орудия: наконечники дротиков, кремневые вкладыши, а также иглы, копьеметалки и др. Особенно обращает на себя внимание обилие инструментов для выделки орудий. Позже появляются и такие каменные орудия, как топор или мотыга.

Рис. 50. Кремневое ручное рубило шелльской эпохи

Рис. 51. Орудия позднего палеолита

Из книги Исчезнувший мир автора Акимушкин Игорь Иванович

Орудия и оружие Разделение каменного века на палеолит и неолит, в сущности, определяется способами обработки каменных орудий. Люди палеолита не шлифовали свои каменные изделия и не умели сверлить их. В неолите же они всему этому научились. Но, впрочем, камни не всегда

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Орудия в мире животных Орудиями пользуются животные, стоящие на самых разных уровнях организации. Вот несколько примеров. Только не будем придавать слову «орудие» никакого мистического или философского сверхсмысла. Договоримся, что орудие - это то, чем орудуют.Залетев

Из книги Пчелы автора

Каменные орудия предков Все мы привыкли думать, что каменные орудия - неоспоримое доказательство того, что тот, кто их создал, был наделен разумом. Но попробуем быть осторожнее, позволим себе усомниться. Что мы видим?Прежде всего, что орудия орудиям - рознь. Неолитические

Из книги Думают ли животные? автора Фишель Вернер

Из книги Запрещенная археология автора Кремо Мишель А

Шимпанзе используют орудия Мы начнем с рассказа об эксперименте, который получил в свое время широкую известность. В 1917 году немецкие исследователи расширили помещение Антропоидной станции на острове Тенерифе, пристроив к ней просторные вольеры, и здесь в очень

Из книги С утра до вечера автора Акимушкин Игорь Иванович

Из книги Пароль скрещенных антенн автора Халифман Иосиф Аронович

Из книги Недостающее звено автора Иди Мейтленд

Из книги Пчелы [Повесть о биологии пчелиной семьи и победах науки о пчелах] автора Васильева Евгения Николаевна

Из книги автора

ПЧЕЛА И ЕЕ ОРУДИЯ ПЧЕЛУ ВСЕ знают. Однако знают только так называемую рабочую пчелу, а еще точнее - только взрослых рабочих пчел. Что касается молодых пчел, их могут видеть лишь те, кто заглядывает в ульи: молодые пчелы не вылетают из гнезда.Впрочем, молодая, только что

Из книги автора

Глава шестая Оружие и орудия Что толку овцам выносить резолюции о пользе вегетарианства, если волк остается при особом мнении. Настоятель Инг (1860–1954) Пять молодых львов поднимаются из травы. Сейчас они начнут подкрадываться к приближающимся антилопам. Возможно, этот

Из книги автора

Пчела и ее орудия В Советском Союзе всегда было чуть не десять миллионов пчелиных семей, каждая по крайней мере из двух, трех и больше десятков тысяч насекомых. Удивительным могло бы поэтому показаться не то, что все хорошо знают пчелу, а скорее то, как редко попадается она

В течение долгого времени способность использовать орудия рассматривали как одно из проявлений интеллекта, а способность изготовлять орудия считали признаком, который отличает человека от всех других животных. Теперь, когда об использовании животными орудий мы знаем гораздо больше, этот вопрос не представляется нам столь ясным, хотя производство орудий по-прежнему рассматривается в основном как важный фактор, который оказал большое влияние на эволюцию человека.

Использование орудий можно определить как использование тех или иных предметов внешнего мира в качестве функционального продолжения какой-либо части тела для достижения ближайшей цели (Lawick-Goodall, 1970). Не все случаи манипуляции животных с различными предметами отвечают этому определению. Например, мы уже знаем, что вороны поднимают в воздух моллюсков и бросают их вниз на камни, чтобы разбить у них раковину. Подобное поведение наблюдается и у других птиц. Так, например, певчий дрозд (Turdus philomelos) берет в клюв улитку и начинает колотить ею по камню, как по наковальне, а вороны (Corvus corax) и некоторые грифы-бородачи (Gypaetus barbatus) сбрасывают вниз кости, чтобы расколоть их и съесть костный мозг. Однако в данном случае камень, используемый животным в качестве наковальни, не считается орудием, поскольку наковальня не является продолжением тела животного.

Известно, что один из грифов, стервятник обыкновенный (Neophron per спор terus), раскалывает яйца африканского страуса, бросая их на камни. Это нельзя считать использованием орудий. Но грифы могут также поднимать камень в воздух и бросать его на гнездо страуса или брать камень в клюв и бросать его на яйцо (рис. 27.3). Такое использование камня уже считается применением орудия, поскольку камень можно рассматривать как продолжение тела грифа.

Если животное чешется или трется о дерево, то нельзя считать, что оно использует его в качестве орудия, но если слон или лошадь подберут палку, чтобы почесаться с ее помощью, то будет считаться, что они используют палку как продолжение своего тела для достижения немедленной цели. Однако птица, которая носит веточки для постройки гнезда, использует их как материал, а не как продолжение своего тела. Обычно гнездо не рассматривают как орудие для выращивания птенцов, поскольку оно предназначено для достижения долговременной, а не ближайшей цели.

Галапагосский дятловый вьюрок (Cactospiza pallidd) отыскивает насекомых в трещинах древесной коры, используя для этого колючку кактуса, которую он держит в клюве (рис. 27.4). Согласно приведенному выше определению, это типичный пример использования птицей орудия, однако можно ли считать это признаком интеллектуальной деятельности? С функциональной точки зрения использование колючки кактуса для отыскания пищи - это разумное решение определенной проблемы. О человеке, который находит такое решение этой проблемы, говорят, что он проявляет признаки интеллекта. И те исследователи, которые намерены судить об интеллекте только на основе соответствующих реакций организма на определенные условия, должны допустить, что этот вьюрок ведет себя разумно.

Если бы оказалось, что поведение дятлового вьюрка носит в значительной степени врожденный характер, то мы могли бы уже не считать его пищедобывательное поведение проявлением интеллекта. Наблюдения за молодым дятловым вьюрком, взятым из гнезда в стадии оперившегося птенца, показали, что птица уже в раннем возрасте начинает манипулировать прутиками (Eibl-Eibesfeldt, 1967). Если этому голодному птенцу показать в какой-либо ямке насекомое, то он бросит прутик и будет пытаться достать насекомое клювом. Постепенно птенец начинает доставать насекомых прутиком, и кажется вполне вероятным, что в развитии такого поведения определенную роль играет научение. Но дает ли все это нам больше оснований рассматривать такое поведение как показатель интеллекта? Здесь нам нужно быть весьма осторожными. Даже если в развитии описанной выше активности какую-то роль действительно играет научение, то все же кажется вполне возможным, что дятловые вьюрки оказываются генетически предрасположенными к научению этому конкретному способу манипулировать прутиками почти так же, как некоторые птицы предрасположены к тому, чтобы научиться определенной песне. Напротив, пищедобывательное поведение представляет собой функциональный эквивалент интеллектуального поведения, и мы должны устоять перед искушением, чтобы не сказать, что птица на самом деле не обладает интеллектом только лишь потому, что она - птица, а не млекопитающее. Мы должны с большой осторожностью использовать для оценки поведения птиц те же критерии, которыми мы пользуемся при оценке аналогичного поведения шимпанзе.

При наблюдениях за живущими на свободе дикими шимпанзе было обнаружено, что для добывания пищи они пользуются палками, прутиками и стеблями травы. Последние могут использоваться для добывания термитов (рис. 27.5). Обезьяны тщательно выбирают эти стебельки и иногда даже видоизменяют их, чтобы они стали более подходящими для выполнения соответствующей задачи. Например, если кончик стебля загнется, то обезьяна может откусить его (Lawick-Goodall, 1970). Молодые шимпанзе нередко манипулируют стебельками травы во время игры, однако использовать их для добывания пищи они начинают только в возрасте около трех лет. Но даже и тогда они сначала делают это достаточно неуклюже и могут выбирать неподходящие для этой цели орудия. Создается впечатление, что искусству добывания термитов не так легко научиться.

Было также обнаружено, что дикие шимпанзе используют палки для добывания меда из пчелиных гнезд и для выкапывания растений со съедобными корнями. Они используют также листья в качестве губки, чтобы добыть питьевую воду из дупла или других более мелких полостей дерева, а также для чистки отдельных частей тела. Вопрос об использовании орудий наиболее интенсивно изучался на диких шимпанзе, однако определенный материал был получен и на других диких приматах. Так, например, павианы используют камни для раздавливания скорпионов и прутики - для добывания насекомых (Kortland, Kooij, 1963).

По всей вероятности, в естественной среде обитания способность использования орудий формируется у каждого отдельного животного в результате как подражательного, так и инструментального научения. В этом отношении использование орудий у приматов трудно отличить от развития пищедобывательного поведения у дятлового вьюрка. Некоторые биологи хотя и допускают, что использование орудии само по себе еще не является признаком интеллекта, однако утверждают, что оно создает предпосылки для истинно разумного поведения, в том числе и для возникновения совершенно новых его форм.

Предположение о том, что новые формы поведения в добывании термитов действительно встречаются у шимпанзе, подтверждается результатами сравнения способов добывания, используемых животными, относящимися к различным популяциям. Так, например, в Гомбе (Восточная Африка) шимпанзе используют прутики, не очищая их предварительно от коры. Иногда они по очереди используют каждый конец прутика. Шимпанзе из Окоробико (Центральная Африка) обычно очищают прутик от коры, перед тем как добывать насекомых, и используют только один конец прутика. Шимпанзе с горы Ассирик в Сенегале (Западная Африка) вообще не пользуются прутиком, а с помощью больших палок проделывают в термитниках отверстия, через которые выбирают термитов рукой (McGrew et al., 1979). Обнаруженные различия позволяют предположить, что в пределах популяции существует определенное число вариаций поведения, которые могут привести к новым формам активности, соответствующим местным условиям. Способу «выуживания» термитов обезьяны научаются путем подражания, и он распространяется в популяции посредством «культурной преемственности».

Предположение о том, - что некоторые формы поведения, типичные для определенной популяции, поддерживаются в ней за счет культурной преемственности, вполне подтверждается данными, приводимыми в научных публикациях (Bonner, 1980; Mundinger, 1980). В нескольких (хотя и немногих) случаях удалось наблюдать возникновение у животных новых форм поведения и зарегистрировать, каким образом это поведение распространялось среди членов популяции. Хорошо известен случай с японскими макаками (Macacafuscatd), обитающими на острове Кошйма (Kawamura, 1963). Чтобы заставить обезьян держаться на открытом месте, где за ними легче было бы наблюдать, экспериментаторы дополняли их меню, разбрасывая по берегу «клубни» батата. Они видели, как 16-месячная самка по кличке Имо отмывала в ручье песок с «клубней». Она регулярно проделывала эту операцию, и вскоре ей стали подражать другие обезьяны, особенно ее сверстницы. В течение 10 лет эта привычка распространилась почти во всей популяцииза исключением только взрослых особей старше 12 лет и молодняка, не достигшего еще годовалого возраста. Два года спустя Имо придумала еще одну операцию по очистке пищи. Экспериментаторы разбросали по берегу зерна злаков, и обезьяны собирали их по одному. Имо же набрала полную горсть смешанных с песком зерен и бросила все это в воду. Песок пошел ко дну, а зерна оказалось легко собрать с поверхности воды. Эта новая операция по очистке пищи распространилась среди особей популяции точно так же, как и способ мытья «клубней» батата. Новое поведение прежде всего переняли сверстницы Имо. Матери научились этой операции от молодых обезьян, а взрослые самцы освоили ее последними.

Была ли Имо особенно умной обезьяной? С одной стороны, можно утверждать, что ее научение было схоже с так называемым научением типа инсайта, описанным Кёлером, о котором говорилось в гл. 19. Имо сделала свои открытия случайно и научилась их использовать. Совсем необязательно, чтобы в этой ситуации у нее имел место какой-то особый инсайт. С другой стороны, многие изобретения человека возникают подобным же образом. Если какая-либо изобретательность в поведении приводит к истинному улучшению условий жизни обезьян, то это расценивается как форма адаптивного поведения, приобретенная посредством усилий индивидуальной особи. Если судить по результатам, то Имо представляется высокоинтеллектуальной обезьяной. Но коль скоро мы считаем, что интеллект включает в себя такой механизм, как рассуждения, то нам необходимо больше знать о мыслительных процессах Имо, прежде чем мы сможем сделать какой-либо вывод.

Д.Мак-Фарленд: Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция.

Перевод с английского канд. биол. наук Н. Ю. Алексеенко, канд. биол. наук Е. М. Богомоловой, канд. биол. наук В. Ф. Куликова и Ю.А. Курочкина под редакцией академика П. В. Симонова

http://grokhovs2.chat.ru/mcfarlan/mcfarlan.ht

Орудия
Орудия
животных
животных
Выполнила Титова Алина,
ученица 3-б класса МБОУ
СОШ №2 г. Рудни
Смоленской области
Руководитель Рогова Н.Н.,
учитель начальных классов

Принято считать, что именно
использование орудий отличает человека от
животных. Всю историю человечества –
это история развития и совершенствования
орудий. Однако наши предки не были
первыми обитателями этой планеты,
научившимися расширять свои
возможности с помощью неживых
предметов.

Выяснить, как используют
животные орудия для расширения
своих возможностей с помощью
Цель:
неживых предметов.

Для чего животные
используют орудия:
добывание пищи,
обеспечение удобной среды обитания,
коммуникации,
агрессия


Действия орудийные наблюдаются у:
немногих видов насекомых,
у птиц,
у млекопитающих (несколько чаще у человекообразных
обезьян) в сферах поведения:
пищевого (разбивание пищевого объекта камнем),
комфортного (почесывание посторонним предметом),
коммуникационного (контактирование посредством
предмета),
защитного (бросание предмета во врага)
Иногда предмет предварительно приспосабливается к

употреблению в качестве орудия.

1515 представителей
представителей
царства животных,
царства животных,
использующих орудия
использующих орудия
труда в повседневной
труда в повседневной
жизни
жизни

Вороны
Вороны
палки и
используют палки и
используют
ветки, чтобы
достать
, чтобы достать
ветки
насекомых из бревен,
из бревен,
насекомых
сбрасывают грецкие орехи
сбрасывают грецкие орехи
перед движущимися
перед движущимися
машинами, чтоб
, чтоб
машинами
расколоть скорлупу, и
, и
расколоть скорлупу
даже используют
даже используют
бумажную макулатуру в
бумажную макулатуру в
качестве грабель или
качестве грабель или
губки..
губки

Слоны
чешут спину палками,
чешут спину палками,
обмахиваются листьями,
обмахиваются листьями,
отгоняя таким образом мух,
отгоняя таким образом мух,
жуют кору, чтобы сделать ее
, чтобы сделать ее
жуют кору
достаточно пористой для
достаточно пористой для
впитывания питьевой воды.
впитывания питьевой воды.
Но самым, пожалуй,
Но самым, пожалуй,
удивительным свойством слонов
художественные
являются их художественные
являются их
способности. Смотрители
Смотрители
способности.
зоопарков дают слонам кисти, и
эти чувственные создания
эти чувственные создания
демонстрируют незаурядный
демонстрируют незаурядный
талант!
талант!

Шалашники
при строительстве гнезд используют
инструменты:
Шалашники Австралии и Новой Гвинеи,
чтобы привлечь партнершу, самцы
шалашников строят сложное жилище –
бережно сконструированный «шалаш», в
создании которого часто используются
различные предметы, как крышки от
бутылок, бусины, осколки стекла и
вообще все, что удается найти и что
привлекает внимание.


камни и деревянные инструменты для
разбивания орехов,
разбивания орехов,
для сбивания плодов
сбивания плодов с деревьев,
с деревьев,
палки
палки для
отбивания от врагов, охоты.
отбивания от врагов, охоты.
острые копья из палок для охоты.
Шимпанзе
Шимпанзе
ПП
рр
ии
мм
аа
тт
ыы
используют
используют
палки для добычи термитов,
палки для добычи термитов,
прутики и соломины
прутики и соломины – чтобы
выудить
– чтобы выудить
насекомых, особенно агрессивно
особенно агрессивно
насекомых,
настроенных или ядовитых термитов
предварительно
(соломины они предварительно
(соломины они
слюнявят, чтобы сделать их
слюнявят
, чтобы сделать их липкими
липкими).).

Шимпанзе
Шимпанзе
набивают в дупла
набивают в дупла
травутраву, чтобы собрать
, чтобы собрать
затекшую туда воду и и
затекшую туда воду
выжимают ее
затем выжимают ее
затем
себе в рот.
себе в рот.

Гориллы
Гориллы
измеряют глубину
измеряют глубину
водоема при помощи
водоема при помощи
посоха.
посоха.

Орангутанги
Орангутанги
открыть замок при
могут
могут открыть замок при
помощи скрепки для бумаг.
помощи скрепки для бумаг.

Капуцины
Капуцины
каменные
изготавливают каменные
изготавливают
ножи, ударяя куски
ножи, ударяя куски
кремня о пол, пока не
, пока не
кремня о пол
получатся острые края.
получатся острые края.

Дельфины
Дельфины
разрывали губки и и
разрывали губки
оборачивали кусочками
оборачивали кусочками
носы, очевидно, для
носы, очевидно, для
избежать
того, чтоб избежать
того, чтоб
царапин во время
царапин во время
охоты на морском дне
охоты на морском дне
Дельфины окружают
Дельфины окружают
рыбью стаю «мешком»
рыбью стаю «мешком»
из воздушных пузырьков,
из воздушных пузырьков,
сбивая рыб с толку и не
сбивая рыб с толку и не
давая им
давая им
рассредоточиться.
рассредоточиться.

Обыкновенные
Обыкновенные
стервятники
стервятники
манипулируют камнями при
при
манипулируют камнями
помощи клюва и бьют ими до
помощи клюва и бьют ими до
страусиное яйцо
тех пор, пока страусиное яйцо
тех пор, пока
разломать их и добыть костный
мозг. А некоторые хищные
мозг. А некоторые хищные
птицы разбивают черепах.
птицы разбивают черепах.
не треснет..
не треснет
Так же орлы­ягнятники
Так же орлы­ягнятники
бросают кости, чтобы
бросают кости, чтобы

Орлы­
Орлы­
ягнятники
ягнятники
бросают кости, чтобы
, чтобы
бросают кости
разломать их и добыть
разломать их и добыть
костный мозг.
костный мозг.
А некоторые хищные птицы
А некоторые хищные птицы
разбивают черепах.
разбивают черепах.

Осьминоги
Осьминоги
Этот парень на фото
Этот парень на фото
носит с собой две
носит с собой две
ракушки и в и в
половинки ракушки
половинки
опасности
случае опасности
случае
закрывает их и, таким
закрывает их и, таким
прячется.
образом, прячется.
образом,
А другой вид осьминога
А другой вид осьминога
отрывает щупальца
отрывает щупальца
медуз и и размахивает
медуз
размахивает ими
ими
время
как оружием во время
как оружием во
нападения.
нападения.

Вьюрок
Вьюрок
накалывает червяка
накалывает
червяка колючкой
рыбу ­ острогой
рыбу ­ острогой
колючкой, как рыбак
, как рыбак

Муравьи,
Муравьи,
создавая развитую
создавая развитую
сельскохозяйственную
сельскохозяйственную
систему, обрезают листья и
систему, обрезают листья и
используют их в качестве
используют их в качестве
емкостей для
емкостей для
транспортировки еды и воды.
транспортировки еды и воды.

Тропические
Тропические
муравьи­
муравьи­
портные
портные
в качестве орудий
в качестве орудий
собственных
используют... собственных
используют...
личинок: пока одни члены
пока одни члены
личинок:
семьи удерживают края
семьи удерживают края
соединяемых листьев вместе,
соединяемых листьев вместе,
другие берут в челюсти
другие берут в челюсти
личинок и водят ими от
личинок и водят ими от
одного листа к другому ­
одного листа к другому ­
множество выделяемых
множество выделяемых
личинками паутинок
личинками паутинок
скрепляют листы.
скрепляют листы.

ОсыОсы
разбивают комки земли при
разбивают комки земли при
помощи маленьких камешков.
помощи маленьких камешков.

Зеленые
Зеленые
кваквы
кваквы
используют
используют
рыболовные приманки,
рыболовные приманки
чтобы заставить рыбу
чтобы заставить рыбу
приблизиться на
приблизиться на
расстояние удара.
расстояние удара.
Видели, как некоторые
Видели, как некоторые
разбрасывают
кваквы разбрасывают
кваквы
еду, такую как
на воду еду,
такую как
на воду
крошки хлеба, чтобы
крошки хлеба, чтобы
привлечь рыбу.
привлечь рыбу.

Морская
Морская
выдра
выдра
подбирает на дне вместе с добычей
камня, причем один ­ плоский.
два два камня
, причем один ­ плоский.
Затем, лежа кверху брюхом на
Затем, лежа кверху брюхом на
поверхности воды (это их любимая
поза), калан кладет себе на грудь
ракушку или
плоский камень, на него ­ ракушку или
плоский камень, на него ­
морского ежа, и бьет по ним сверху
, и бьет по ним сверху
морского ежа
вторым камнем
вторым камнем

Рыба­брызгун
Рыба­брызгун
использует в качестве
использует в качестве
струйку воды. .
орудия струйку воды
орудия
Выстреливая ею из­под
Выстреливая ею из­под
поверхности, брызгун
поверхности, брызгун
сбивает в воду сидящих над
в воду сидящих над
сбивает
насекомых.
ней ней насекомых.

Крабы
одеваются в морские
одеваются в морские
анемоны, натягивая их
натягивая их
анемоны,
себе на спину. Обычно они
себе на спину. Обычно они
делают это с целью
делают это с целью
красиво.
красиво.
маскировки, хотя в других
хотя в других
маскировки,
случаях, наверное, просто
случаях, наверное, просто
выглядеть
чтобы выглядеть
чтобыМногие владельцы этих птиц
узнают о таком умении, когда
узнают о таком умении, когда
кусочек
любимец, используя кусочек
любимец, используя
металла или пластмассы,
металла или пластмассы,
поднимает замок клетки. .
поднимает замок клетки
Известно, что пальмовый
Известно, что пальмовый
какаду (показан на фото)
какаду (показан на фото)
обкладывает клюв
обкладывает клюв
листьями, чтобы крутящим
, чтобы крутящим
листьями
движением открывать орехи,
движением открывать орехи,
подобно тому, как человек
подобно тому, как человек
взял бы полотенце, чтобы
взял бы полотенце, чтобы
усилить трение для
усилить трение для
открывания бутылки.
открывания бутылки.

Птица­
Птица­
портной
портной
растительных
прядет из растительных
прядет из
волокон настоящие нитки и
настоящие нитки и
волокон
сшивает листья,
ими сшивает листья
ими
сооружая себе гнездо.
сооружая себе гнездо.

Еще больше таких животных,
Еще больше таких животных,
которые используют орудия не
которые используют орудия не
от случая к случаю (тем
постоянно, а от случая к случаю
(тем
постоянно, а
более, что понятие «орудие» не имеет
сколько­нибудь определенных границ:
столб, о который чешется лошадь,
тоже можно считать орудием).
тоже можно считать орудием).

Знаменитый
Знаменитый
Наследуют или
Наследуют или
учатся?
немецкий
ученый И.Эйбл­
ученый И.Эйбл­
немецкий
учатся?
Эйбесфельдт вырастил птенца вьюрка в полной
изоляции от других птиц, и когда воспитанник
подрос,
клетку
подрос,
клетку
несколько палочек.
несколько палочек.
исследователь
исследователь
подложил
подложил
в
в
И тут выяснилось, что птица от рождения
«знает», что палочкой можно достать пищу, но
совершенно не понимает, как это сделать ­
подопытная птица неуклюже и бессистемно
всовывала палочку в щель клетки.
Вывод можно было сделать только один:
можно было сделать только один:
Вывод
извлекать
помощью
умению
помощью
извлекать
умению
«инструмента» молодой вьюрок учится у своих
сородичей.
сородичей.
добычу
добычу
с
с

Использование орудий в своей жизнедеятельности долгое время считалось привилегией человека, это было одним из главных отличий «самого разумного существа на Земле» от всего остального животного мира. Оказалось, что это не так. Животные тоже могут использовать всевозможные приспособления в повседневной жизни. Как животные пользуются орудиями — удивительно, причем они используют не только готовые, подходящие для их целей предметы окружающей среды, но и могут изготовлять орудия сами.

Об этих интересных фактах постоянно рассказывают на экскурсионных поездках в Турции, где много смышленых экзотических животных. Вас заинтересовал тур в эту удивительную страну — большой выбор на kari-ochi.com.ua/tours/kemer/ — изучите внимательно!

Среди галапагосских вьюрков, сделавшихся знаменитыми после революционных открытий Чарльза Дарвина, пожалуй, самым знаменитым является дятловый древесный вьюрок. Эта птичка из отряда воробьиных не перестает удивлять ученых и наблюдателей своей орудийной деятельностью. Свое видовое название «дятловый» этот вьюрок получил за некоторое сходство с настоящим дятлом в способе добывания пищи.

Так же как и последний, дятловый вьюрок в поисках своей излюбленной пищи - насекомых и их личинок - лазит по стволу и постукивает по нему клювом, прикладывает голову, прислушиваясь, не зашевелилось ли там потревоженное стуком насекомое. Если же тонкий слух вьюрка услышит то, что его интересует, он отдирает кору и находит там ход. На этом сходство способов добычи пищи дятла и дятлового вьюрка заканчивается.

Дятлового вьюрка не наделила таким крепким клювом и таким длинным языком, как у дятла, поэтому он действует так: добравшись до хода насекомого, вьюрок летит на поиски кактусовой колючки. Вооружившись, вьюрок берет колючку за один конец и засовывает в отверстие, пытаясь выгнать из убежища насекомое. Если же оно «упрямится» и не желает вылезать, вьюрок накалывает его на острие колючки и затем уже вытаскивает свое лакомство.

Бывают случаи, когда хищным птицам, для того чтобы справиться с жертвой, бывает недостаточно их мощных орудий - клюва и когтей. И тогда на помощь приходят подручные средства. Стервятникам только с помощью камней удается разбить крепкие страусиные яйца. Птица берет камень в клюв и очень метко бросает его в яйцо. Так может повторяться несколько раз, до тех пор, пока яйцо не треснет и из него не потечет обильное питательное содержимое.

Среди тех немногих животных, которые постоянно используют орудия для удовлетворения каких-то жизненных потребностей, и морская выдра, или калан. Питаются эти животные моллюсками и морскими ежами, и те и другие заключены в защитные оболочки, с ними не справишься одними лишь зубами и когтями.

Как животные пользуются орудиями — для того чтобы одолеть створки моллюска или колючки ежа, калан использует камень. Он ныряет и достает со дна плоский камень размером с кулак. Затем калан поворачивается на спину, кладет камень себе на грудь и, крепко зажав ракушку в лапках, сильно бьет ее об импровизированную наковальню. Понравившийся камень калан носит с собой под мышкой.

Известны случаи использования животными различных предметов в лечебных целях. Охотникам доводилось видеть, как раненый делал из листьев растения, называемого «овечий хвост», тампон, которым закрыл кровоточащую рану. В литературе описаны случаи, когда шимпанзе для прекращения кровотечения прикладывала к ране листья, содержащие дубильные вещества.

Не менее интересные факты можно привести из жизни пернатых. Так, видели бекасов, делавших тампоны из своих нежных перьев и затыкавших ими огнестрельные раны на груди. А однажды наблюдали и вовсе невероятный случай: бекас с мастерством хирурга наложил себе на сломанную лапку своеобразную «ортопедическую шину».

Вначале птица приложила с двух сторон к сломанному месту две небольшие щепочки, покрытые слоем перьев, а затем сверху обернула лапку листьями. Для большей надежности «повязка» была пропитана клейким веществом. В другом эпизоде, описанном естествоиспытателем Маченом, у бекаса лапка была сломана в ступне. Раненый бекас не только соединил две сломанные косточки, но и перевязал лапку мхом и перьями, а сверху обмотал ее сухой травой, пропитанной клейкой слюной.

Самки шимпанзе (самцы реже) не прочь полакомиться термитами, но для того, чтобы достать их через тонкие щели надежного убежища - термитника, - у них нет длинного тонкого языка, как у муравьедов. Но у них есть умная голова и умелые руки. Как животные пользуются орудиями — Шимпанзе с помощью крепкой палки проделывает отверстие в термитнике, отрывает тонкий стебель травы, смачивает его слюной и просовывает в проделанное отверстие. К мокрой травинке налипают бросившиеся на заделку дыры термиты, которых шимпанзе аккуратно достает с помощью травинки и препровождает в рот.

Если же орудие лова по какой-то причине не подходит, шимпанзе его подправляет. Так, если на ветке имеются боковые побеги, обезьяна удаляет их. Если же это стебель травы и он загибается, то она отгрызает кончик зубами.

Для усиления некоторых своих действий шимпанзе используют камни. С помощью камня, например, шимпанзе разбивает орехи и добирается до их лакомого содержимого. В Гвинее шимпанзе для разбивания орехов используют два камня. На один камень, более плоский, они кладут орех, а затем при помощи другого, округлого, камня наносят удары по ореху.

Используя палку как рычаг, обезьяна успешно передвигает большие камни, которые лапами не поднимешь. Ученым доводилось видеть в природе, как шимпанзе добывает себе воду из недоступных мест.

Российские ученые в природных условиях Псковской области, куда обезьяны вывозились на лето, наблюдали, как шимпанзе обследовали соломинками черепаху, перекатывали с помощью палочки личинок дубового шелкопряда, с помощью небольших палочек обследовали ежа, бросали палками в аквалангиста, напугавшего их.

Использование орудий для различных жизненных потребностей возможно только при соответствующем уровне развития животного, низкоорганизованные животные не способны «понять» выгодность в некоторых случаях применения орудий.

Вместе с тем было бы абсолютно неправильным считать животных, использующих орудия труда, самыми умными. Те из них, которые применяют предметы окружающей среды для удовлетворения каких-то своих жизненных потребностей постоянно, «научились» этому в процессе эволюции, и только этот способ позволил им занять собственную экологическую нишу.

Так, калан только тогда смог перейти на употребление морских моллюсков и морских ежей, когда какой-то из его далеких предков «догадался» разбивать их твердые покровы с помощью камня. Волк не использует орудий в процессе своей жизнедеятельности, но это ни в коей мере не означает, что он глупее калана. Использование орудий возникает из потребности в них, а у волка такой потребности нет. Природа наделила его всем необходимым сполна, чтобы успешно добывать себе пропитание без различных дополнительных средств. Со своей жертвой волк успешно справляется с помощью зубов, оставаясь при этом одним из самых смышленых животных.

Как животные пользуются орудиями мы рассказали, правда — это удивительно?