АО «РЖД» делает всё возможное, чтобы путешествие пассажиров было максимально комфортным. В современных сидячих вагонах полностью обновлены посадочные места. Уже нет тех деревянных лавок, после которых болит спина, а верхняя часть ног затекает. Сегодня такие вагоны больше похожи на салоны воздушного судна или автобуса междугороднего сообщения. Вместо жёстких сидений стоят мягкие кресла, оснащённые подлокотниками. Главное преимущество – большое расстояние между рядами, позволяющее вытянуть ноги и отклониться со спинкой назад.

Особенности расположения мест

Нумерация мест следует принципу: ближе к центральной части – чётные, у оконных проёмов – нечётные. Над сидениями есть багажные полки. На спинке кресла соседа, сидящего впереди, вмонтирован откидывающийся столик. Также в большинстве вагонов есть по 2 санузла.

Единой схемы расположения сидений не предусмотрено, все вагоны предусматривают различную комплектацию, число и расстановку мест.

Покупка билета в сидячий вагон будет целесообразной, если речь идёт о поездке на небольшие расстояния, продолжительность которых не превышает нескольких часов. Большой популярностью пользуются подобные перевозки на направлениях Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний-Новгород.

Преимущества

В поездах дальнего следования места в сидячих вагонах продаются по очень привлекательным ценам, которые значительно дешевле плацкарта и тем более купе. Это основное их преимущество. А вот в поездах, которые считаются фирменными скоростными («Сапсан», «Ласточка», «Стриж» и т.д.) сэкономить на путешествии не получится. Плацкарт данного направления будет дешевле, чем сидячее место экспресса, но зато и время на поездку понадобится больше.

Например, тот же «Сапсан» стремительно набирает скорость до 250км/ч и преодолевает весь путь Москва-Питер всего за 4 часа, в то время как обычному составу понадобится на это в два раза больше времени. Этот нюанс очень устраивает деловых людей, для которых личное время дороже денег. Поэтому в экспрессах есть отдельные купе, где можно провести переговоры.

Классы

Комфорт проезда в каждом поезде различный и зависит не только от направления, но и от класса, к которому относится вагон. ФПК разделяет их на три:

1С – наивысший, первый класс. Всего в таких вагонах не более 48 мест, что даёт больше свободного пространства. Сидения стоят в 3 ряда, есть столики, кондиционеры и телевизор под потолком. Спинки можно откинуть практически до полу-лежачего состояния. Стоимость проезда включает питание и гигиенические принадлежности.

2С – второй класс комфортности. Здесь мест уже больше – до 68, кресла стоят в 4 ряда. Кондиционер и откидывающиеся столики есть не везде.

3С – третий класс, который ещё называют «эконом». Наименее комфортный, но в то же время самый дешёвый класс, в котором нет телевизора и системы, кондиционирующей воздух. Всего может ехать более 68 пассажиров.

Особенности

Поезда №№801-898 оснащены вагонами таких же классов сидячих мест, но уровень удобства в них значительно ниже. Например, в каждом классе находится большее число мест, в первом – до 60. А третий класс и вовсе похож на обычную электричку из-за стоящих здесь трёхместных лавок вместо кресел с подлокотниками.

На некоторых маршрутах курсируют сидячие поезда с двумя этажами, в вагонах которых дополнительно есть розетки у каждого кресла, да и сама обстановка гораздо приятнее, чем в одноэтажных вагонах. Хотя, стоимость проезда может быть значительно ниже, чем на многих фирменных экспрессах.

В отличие от сидячих вагонов в скоростных поездах, специальные сидячие поезда гораздо удобнее. В них могут быть дополнительные опции, обеспечивающие удобство пассажиров: беспроводной интернет, удобные подставки для ног, кожаная обивка кресел, возможность изменить направление движения поворотом сидения. А в таком поезде, как «Аллегро», который связывает Хельсинки и Санкт-Петербург, юные пассажиры смогут поиграть в детской комнате.

Фирменный состав «Ласточки» разгоняется до 160 км/ч и используется он для перевозок на небольшие расстояния с длительностью поездки не более четырёх часов. Чаще всего «Ласточку» можно найти в европейской части страны. Вагоны в таких поездах не делятся на классы, сидения в них нельзя наклонить, а санузлы есть только в начале и конце состава. Зато и стоимость проездного документа значительно ниже.

Мне всегда было интересно, почему некоторые предпочитают сидячие вагоны, ведь разница в цене между плацкартом и сидячим вагоном невелика? Зачем ехать 21 час сидя, когда можно почти за ту же цену ехать в плацкартном вагоне? Я решила провести маленькое исследование, проехаться в таком вагоне и все посмотреть сама.

Возьмем самый простой уральский поезд "Екатеринбург-Приобье". Это самый народный поезд. Расстояние 1041 км, можно проехать или 18ч 20 минут, или 21 час 27 минут. По словам проводницы сидячего вагона большинство едут именно до самого Приобья, это же с ума сойти можно! Сидя почти сутки!

Возьмем разницу в цене. В плацкарте поездка бы обошлась 1067 рублей, а в сидячем вагоне 818 рублей. Разница всего 249 рублей!! Стоит ли это разница того, что вы 18-21 час будете спать сидя, не сможете нормально поесть?

Садимся в поезд "Екатеринбург-Приобье".


Тамбур поезда..

Титан с ретро чайником...

А вот и сам вагон. Кресла расположены как в самолете, но это далеко не самолет...

В середине вагона есть пара столиков. Кому-то повезло, за ним можно поесть или поставить стакан чая. С другой стороны столики расположены так, что сидишь друг напротив друга. И несколько часов пришлось бы сидеть и смотреть на кого-то.

Посмотрим на контингент сидячего вагона. Треть вагона занимали нерусские мужчины.

Треть бабушки. Наверное, для пенсионеров разница в 249 рублей существенна..

Треть пассажиров это просто парни и мужики. Не увидела ни одну русскую девушку в вагоне.

В вагоне ехала одна мама с ребенком. По ее словам они ехали до самого Приобья!! Девочку мама уложила спать на два места, а сама положила голову на стол и так спала..Мне кажется, ехать с маленьким ребенком почти сутки в сидячем вагоне это чересчур. Можно конечно, предположить, что не было билетов, и они купили в сидячий, но билеты были. И нижние полки в плацкарте тоже были! Тем более ребенок до 5 лет может ехать бесплатно. Хотя всякие бывают ситуации в жизни конечно.

Если ехать с ребенком на небольшие расстояния до 2-3 часов, то такой вагон удобнее электрички тем, что в нем есть туалет.

Туалет самый простой, есть даже туалетная бумага и освежитель воздуха.

Оказывается все сидячие вагоны делятся на 3 класса. Мы ехали в самом лучшем 1 классе! Обалдеть!
В первом классе кресла расположены по два с каждой стороны.

Во втором классе по три кресла.

А в третьем классе вот такие лавки, очень узкие и неудобные.

Давно я не видела вот такие краники с водой. Неужели еще кто-то пьет из них? Какого качества там вода?

Вагон сделан на Вагонмаше.

Вообщем мы проехались в таком вагоне час, и вышли в ближайшем городе. 21 час проехаться в таком вагоне сидя для меня оказалось слабо! Даже ради любимого блога. Однозначно, я лучше выберу плацкартный или купейный вагон, если куда-то поеду. Хотя в сидячем вагоне ничего не воняло, и не было алкашей, все равно это самый неудобный вариант в поезде. А вы ездили в сидячих вагонах? Поехали бы куда-нибудь в таком вагоне?

Новейший двухэтажный состав производства Тверского вагоностроительного завода вышел на обкатку по маршруту «Москва-Воронеж». Это первый двухэтажный поезд с местами для сидения, сделанный в России. Что необычно — уровень оснащения и комфорта без сомнений превосходит хорошо знакомые нам «Ласточки» и даже «Сапсаны».

Мне удалось побывать на первом выезде состава по маршруту и детально познакомиться с новинкой.

Лучше, чем «Сапсан». Обзор двухэтажного сидячего поезда «Москва-Воронеж»

2. Сидячие двухэтажные вагоны внешне выглядят намного гармоничнее, чем уже ставшие обыденными для пассажиров купейные двухэтажные. У сидячего плавный загиб между боковой стенкой и крышей, в то время как в купейных вагонах на втором этаже необходимо было предусмотреть место для верхней полки - и в этом месте получался угол.

3. Новый состав снизит стоимость проезда на маршруте по сравнению с обычным одноэтажным сидячим экспрессом, чье место в расписании он займет. Билеты на предшественника стоят от 1135 рублей за второй класс. Двухэтажник предлагают от 704 рублей.

4. Для обслуживающего персонала это первый выезд на новом составе. Первый рейс с пассажирами пойдет 31 июля, а до этого время нужно обкатать маршрут и проверить состав в действии.

5. Одна из важнейших особенностей новых вагонов — принципиально новые тележки с демпфирующими элементами, которые исключают трясучку состава на высоких скоростях.

6. Внутри компоновка вагонов похожа на купейные двухэтажные, но были существенно улучшены отделочные материалы. Отличить вагоны первого класса от вагонов второго класса можно по цвету стен в тамбурах. Бордовые в бизнесе и пурпурные в экономе.

7. Лестницы на первый и второй этаж в вагоне первого класса.

8. Начальник поезда.

9. Итак, первый этаж в вагоне первого класса. Компоновка 2+1. Кстати, дизайн интерьеров разрабатывался итальянцами — всемирно известной компанией Italdesign Giugiaro. Эти же ребята проектировали салоны итальянских поездов Pendolino и участвовали в создании Volkswagen Golf.

10. У каждого кресла есть своя электрическая розетка. На самом деле в вагонах первого класса на каждого пассажира приходится как минимум 2 розетки потому, что...

11. Все кресла в вагонах первого класса можно развернуть на 180 градусов. И розетки продублированы с обеих сторон основания. Журналисты изучают механизм разворота кресел и обсуждают альтернативный вариант, когда кресла повернуты с видом в окно.

12. Кресла могут поворачиваться на 180 градусов. Причем можно повернуть любое кресло в ряду (для поворота двойных кресел, эту операцию нужно начинать с крайней пары). Кресла очень комфортные и удобные. Можно не только наклонить спинку, но и выдвинуть подушку сиденья!

13. Второй этаж полностью идентичен первому, за исключением иного вида из окна. По высоте в проходе огромный запас. Слева и справа на обоих этажах полки для багажа.

14. Туалет, которым можно пользоваться в любое время. В каждом вагоне их два. На двери двухцветный индикатор занятости туалета.

15. Также в вагоне первого класса есть отдельное двухместное сидячее купе с большим телевизором.

16. В вагонах первого класса также имеется опциональная рассеянная подсветка на потолке.

17. Рейс испытательный, в процессе ведется контроль работоспособности всех узлов и финальная настройка оборудования каждого вагона.

18. Вагон второго класса имеет минимальные отличия. Основное различие в отсутствии отдельного купе (вместо него дополнительное багажное отделение). Все остальное практически идентично.

19. Первый этаж вагона второго класса. Компоновка 2+2. Необычное сочетание ярко-оранжевой и темно-серой обивки.

20. Чем удивителен вагон второго класса? Здесь не менее удобные сиденья с возможностью регулировки как наклона спинки, так и длины подушки (кресло на переднем плане имеет выдвинутую подушку и откинутую спинку).

21. Также в вагонах второго класса установлены аппараты со снеками и напитками (в вагонах первого класса горячее питание включено в стоимость).

22. Лестница на второй этаж. В углу кулер с горячей и холодной водой.

23. Второй этаж вагона второго класса. Всё, как и на первом этаже, за исключением вида из окна.

24. На всех окнах двойные шторки. Одна для частичного поглощения света, другая - для полного.

25. Впервые в России — каждому пассажиру второго класса своя персоначальная электрическая розетка на 220 вольт. Кроме этого в поезде будет бесплатный WiFi-интернет. Из единственных нареканий - это плохое покрытие сотовой связью по маршруту движения, а также очень сильно экранированные вагоны. Штатный WiFi с мультисимочным роутером, скорее всего, решит проблему с доступом в интернет, а на голосовую связь стоит рассчитывать только рядом с населенными пунктами.

26. Дополнительная полка для багажа на втором этаже. Ниша внизу — проход на первый этаж.

27. Состав на испытаниях: во всех вагонах, кроме двух, лежит балласт в виде мешков с песком для имитации реальной нагрузки.

28. Пульт управления вагоном. Здесь и вывод изображений с камер видеонаблюдения.

29. И полное управление всей электрикой, начиная от освещения и заканчивая отоплением/кондиционированием. Всё управление ведется с сенсорного экрана.

30. Путь от Москвы до Воронежа занял 6 часов 35 минут. Этот состав будет самым быстрым на данном маршруте.

31. Презентация состава на вокзале Воронеж-1.

32. А теперь обратно в Москву.

Важнейшим преимуществом нового состава является цена. Минимальная стоимость билета (при условии покупки за 45 суток до отправления) в вагоне второго класса составит 704 рубля, а в вагоне первого класса — 1245 рублей (включая горячее питание). Осенью, в соответствии с сезонным коэффициентом, стоимость будет еще чуть ниже.

Вообще, даже не верится, что в России сделали такой современный и комфортный поезд. Я впечатлен, а вы?

Тысячу лет не ездил на сидячих поездах. Мне всегда казалось, что пользуются таким транспортом совсем околомаргинальные личности, поэтому и предоставляемое качество в таких поездах соответствующее. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что сидячий может быть уж очень комфортным.

Вот такой вот чистый и новый попался вагон:

Вместе с блогерами denisanikin , djhooligantk , nadi_gourmet , ronny_caramel и igor_n_solovev мы оказались в этом дивном вагоне, планируя свои суперзапутанные перемещения. Возвращаясь в минувшую субботу из Самары, мы очень захотели заехать в Сызрань чтобы посмотреть местный Кремль, поэтому немного перепланировали свой маршрут и вместо спокойного потрясывания в купе до Саратова сели на "Дневной экспресс", направлявшийся в Пензу.

Встретили нас, собственно, вот такие кресла:

Мягкое такое, с подголовником, и, конечно, опускающееся. Одним словом - с автобусным не сравнить. Тут даже есть одноразовые (чистые, я проверил) накидки для головы, ибо все цивильно и эстетично. На левом подлокотнике - блок управления звуком. Если у вас есть наушники, вы можете воткнуть их в стандартное 3.5 мм гнездо и слушать один из 6 каналов звука на выбор. Один из каналов транслировал звук сериала, который показывался на экранах в вагоне. По остальным шла музыка. Необычная опция, особенно когда привык ездить на дореволюционных вагонах.

А вот и экраны в вагоне:

Тут и столики откидываются, и ноги есть куда вытянуть. Повторюсь, был весьма удивлен тому, что сидячий поезд может быть таким комфортным.

Решив по-полной воскользоваться комфортом, откинулся и задремал. А Денис читал колыбельную карту Сызрани, которую он ухватил бесплатно на туристическом стенде вокзала Казани:

Самое крутое в этом поезде - это розетки. Спасибо, РЖД, что в 21 веке вы их начали делать:

Ну и самое важное - туалеты. Тут стоят современные биокабины, которыми можно пользоваться в любое время, да и выглядят они очень и очень цивильно.

Такие туалеты я только в двухэтажных вагонах видел:

Для сравнения, туалет в обычном купэ поезда, на котором мы ехали в Самару, выглядел вот так:

Дорога от Самары до Сызрани продлилась 1:40. Билеты в такой сидячий вагон стоят от 400 с чем-то рублей. Мы сидели и сравнивали этот поезд с Ласточкой, и поняли, что это небо и земля. Скажу вам, как человек, пользовавшийся Ласточкой почти каждый день во время Олимпийских Игр в Сочи. Этот поезд - вне конкуренции по комфорту. Хотя и не такой скоростной.

Спустя 1:40 мы были уже в Syzran-city:

8 пассажиров, работающие розетки и бумажные полотенца в туалете. Сидячий вагон поезда Вологда – Москва оказался не так плох, как его «коллеги», бывающие в нашем городе проездом. Минусы, конечно, нашлись (это РЖД, детка!), но по цене 542 рубля 30 копеек за билет их можно стоически - но сидя - перетерпеть

Началось путешествие пафосно - в какой-то момент я даже испугался, что включат Газманова, как делают на Ленинградском вокзале в честь прибытия «Сапсана». Всё-таки с первой платформы, да еще и от первого пути отправляется не каждый состав. От 129Я такого сюрприза ожидаешь в последнюю очередь: поезд не фирменный, там даже в купейном вагоне дырка на улицу вместо туалета, старые сиденья, старое освещение, старая обшивка стен, старое всё. Но путь - первый. К счастью, обошлось без Газманова (песни включали потом).

2С - класс сидячего вагона поезда №129Я. Маркировка «2С» намекает, что на борту есть кондиционер

Мой вагон для бедных - единственный в составе: остальные плацкартные и купейные. Наверное, чтобы подбодрить обладателей самых дешевых билетов, вагону присвоили гордый номер 1 и «припарковали» точно напротив выхода из вокзала. К тому же возле вагона №1 не было очереди, а возле остальных - были. Я оказался внутри так быстро, что не успел почувствовать мороза. Там было тепло и чисто.

Сидячий вагон вмещает толпу народа (человек 60), однако мы, его пассажиры, тронулись ввосьмером. Остальные вагоны, похоже, были под завязку.

В №1 «плацкартники» ходили в туалет, чтобы не стоять в очереди у себя. Унитаз - отверстие в полу, зато из умывальника текла вода, а на стене висел рулон бумажных полотенец. На подступах к населенным пунктам и во время остановок кабинку не закрывали (спасибо!).

8 часов 55 минут - время в пути (фирменные поезда тратят на 20 – 50 минут меньше, но там нет сидячих вагонов)

Еще «плацкартники» заряжали у нас телефоны - розетки работали на ура. Не знаю сколько их всего, однако две есть точно: возле бойлера с водой напротив купе проводников и над местом №7. Занятная деталь: в вагоне, где работают розетки, не работают шторки на окнах. По крайней мере, работают не все.

В бойлере, раз уж я о нем заикнулся, была вода. Горячая. Заварить бичика или терафлю (зима, простуда) - раз плюнуть. Вдобавок проводницы предлагали чай, кофе и шоколадки. Это уже за деньги, но всё рано приятно.

Вообще они - проводницы - оказались очень вежливыми и любезными.

Отправление из Вологды в 21.12 по четвергам до 10.12.2015 (поезд ходит нерегулярно)

На этом месте вспомнился сидячий вагон воркутинского поезда, который тоже в Москву. Если вы ездили, то догадываетесь, что это не самые приятные воспоминания. Пассажиры занимают любые места, хотя в билетах указаны конкретные, проводнику на всё плевать и вообще хорошо, если он не пьяный; духота, людей полно, безысходность.

А здесь - ок.

53 минуты - самая продолжительная стоянка (Данилов, прибытие в 23.32). Всего промежуточных остановок 5

В чем подвох? Думаю, в двух лицах кавказской национальности, Вася, которые заняли самые козырные места: №1 (нечетные - у окна) и №2. Козырные, потому что там можно вытянуть ноги. Прям полностью вытянуть! И еще там удобный столик, приделанный к стене.

Эти двое забили полки ворохом чемоданов, громко говорили на непонятном языке и по кругу включали на телефоне «Женщина, я не танцую», «Полковнику никто не пишет» и что-то арабское. В Ярославле они вышли.

Зато зашло человек 20. В основном, парни и девушки 20 – 30 лет, мужчины и женщины чуть за 50. Никаких орущих детей, безумных стариков и пожирателей куриц-гриль вперемешку с вареными яйцами и маринованными огурцами. Разве не прелесть?

Где-то через 4 часа была Москва.