И так вы написали нечто, что назвали для себя «рассказом» и у вас появилась совершенно безумная мысль продать свой рассказ. И продать, как все мы понимаем, за деньги. Что может предложить вам для реализации вашей идеи Рунет?

1. Сто сайтов ста идиотов, которые тоже умеют мечтать. А мечтают они затащить вас на какую-нибудь биржу контента в качестве своего рефералы. Эти товарищи будут убеждать вас, что тысячи веб-мастеров только и ждут, когда вы выложите свой рассказ на продажу, чтобы тут же купить его.

Рассуждения подобных охотников за рефералам вполне понятны: вы выставите рассказ, другой, третий, увидите, что он не продается, попробуете написать статью, вторую, еще одну... и глядишь, из вас получится отличный копирайтер, который каждый месяц станет приносить тому, кто привел его на биржу контента солидные комиссионные.

Верить посулам тех, кто «делиться секретами», где продать рассказ и кому продать рассказ, не нужно. Несмотря на то, что они почти указали вам верный путь. Но об этом чуть позже.


3. Но вы все равно говорите «Хочу продать рассказ!!!» и... попадаете на сайты и блогов идиотов и романтиков от литературы, которые сами не продали ни одного рассказа, никогда не пристроили ни одной своей рукописи, опробовали все бесплатные методы, якобы позволяющие стать современной интернетовской литературной звездой, и теперь охотно делятся с вами богатейшим опытом.

Что, закончим на этом, или попробуем разобраться, существует хоть небольшая возможность для реализации задуманного для тех, кто признается только самым близким друзья, а возможного только себе одному - мечтаю продать рассказ? Давайте попробуем разобраться.

Вначале 90-ых продать рассказ было делом простым и плевым . Во времена книжного бума, писателем не становился разве что тот, кто не умел писать. Просто не умел, не знал букв. Остальные были востребованы, чтобы они не писали. И стоило вам написать рассказ, действительно заслуживающий внимания, его тот час забирало какое-нибудь издательство, которых в одной Москве в те времена было несколько сотен. Если рассказ был толковым, его «вбивали» в какой-нибудь тематический сборник, и продавали, выдавая вам 12 положенных по договору авторских экземпляров книги и небольшой гонорар. Если же у рассказа (как говорили тогда) чувствовался потенциал, то пять-шесть литературных рабов за неделю расширяли его в роман, и он выходил отдельной книгой под мягкой или твердой обложкой. Ваш авторский гонорар снова же был небольшим. Да и вместо вас книгу подписывали именем какого-то автора, придуманного самым издательством.

Но те времена прошли...

И на смену им пришел «Самиздат»...

Даже не представляю, существует ли эта литературная свалка сегодня, не был там лет 5, если не 8.

Но если я уж вспомнил о ней, то напомню и вам, что после окончания литературного бума «Самиздат» заявлял о себе, как о сайте, который серфят представители самых разных издательств в поиске интересных рукописей и самобытных авторов. Там даже был список из десятка именно – авторов, которых якобы нашли именно в самиздате.

Закончилось все ни чем:

Я не встречал никого, кто бы смог продать рассказ именно через сайт «Самиздата»;

Сегодня (в день, когда писалась эта статья) сайт посетило 8.000 фанатов и любителей литературы.

Эй, дамы и господа, очень жаль, но вы заблудились во времени!!!

И по поводу «Самиздата». У меня всегда был вопрос для тех, кто печатался там: не понимаю, не проще ли сразу отправить рукопись по всем издательствам? Зачем вместо этого идти окольным путем, размещать рассказ непонятно где (а для многих именно это стало ответом на «где продать рассказ?»). А затем ждать непонятно чего и кого (а вот и вопрос «кому продать рассказ?». С тем же успехом можно расклеить листы рукописи на ближайшем заборе. А вдруг некий издатель, проходя мимо, начнет читать, и тогда...

В этой заметке мы рассмотрим способы, благодаря которым, начинающий автор сможет заявить о себе и которые не позволят ему “писать в стол”.

Еще каких-то 200 лет назад тот, кто впервые брался за перо вынужден был длительное время писать, как говорят “в стол”. То есть, большинство его творений (в том числе и гениальные) не уходили дальше родственников и знакомых или еще хуже не далее рабочего кабинета.

Единственной возможностью для обретения признания и известности были литературные журналы, мелкие газеты, городского разлива и им подобные источники. Пушкину, Лермонтову и другим знаменитым авторам было несколько проще, так как они принадлежали к так называемому “высшему свету”. Простому же автору, обычному русскому Ивану сложно было пробиться хотя бы на страницы мелкогородской газеты.

После революции все стало еще сложнее. Тот кто не писал для “режима” писали либо родным из тюрем, либо писали пасквили из заграницы. Те, кто писали под указы партии составили элиту писателей и объединились в особую касту куда простой человек попасть не мог.

Падение “железного занавеса”, свобода слова, демократия, перестройка и, наконец, распад Советов дали толчок для развития писательского мастерства в России. Правда книжные полки тут же захлестнула волна чушобредятины и всякой книжной ереси, но все же, по сравнению с прошлым, это был огромный рывок вперед.

В наше время любой пишущий человек может заявить о своем таланте (или об его отсутствии) и получить всемирное признание (либо презрение)

Среди источников, которые могут помочь начинающему автору заявить о себе я бы выделил три вида: редакции и издательства, литературные порталы и личные сайты.

Редакции и издательства я уже частично описал в теме “ ”, потому перейдем ко второму виду – литературные порталы.

Не секрет, что в Интернете имеются сотни и тысячи ресурсов, которые позволят вам после регистрации (либо без нее) опубликовать свою нетленку и получить на нее критичные замечания. Если перечислять все подобные источники, то не хватит и сотни лет. Потому я приведу здесь наиболее известные и те на которых я уже имею аккаунты (либо имел ранее) В комментариях вы сможете дополнить список всеми известными вам литературными порталами. Итак, начнем.

Национальный сервер современной прозы “Проза.ру” (http://www.proza.ru/)

Самый популярный литературный портал. Самый лучший способ для того, кто пишет прозу или стихи посмотреть чего стоят его творения. Проза.ру был самым первым ресурсом, на котором я разместил свои произведения.

Хотелось бы дать несколько советов тем, кто впервые регистрируется на Прозе.

Во-первых, не размещайте сразу много произведении. Не нужно за раз выкладывать 20-30 рассказов. Достаточно 4-5 для того, чтобы понять – а стоит ли продолжать. Я заметил, что у каждого автора имеется так называемый “начальный запал” Это то количество читателей, которые в первые две недели просмотрят вашу страницу на Прозе и прочтут ваши произведения. Средний показатель “начального запала” около 20-30 человек. Больше – лучше.

Во-вторых, комментируйте произведения других авторов. Изначально я просто разместил свои рассказы и наивно стал ожидать комментариев. Оказалось, что все не так просто. На Прозе действует следующая система – прокомментировал ты, прокомментировали и тебя. Она действует в 98% случаях (в остальных 2% тот автор, на произведение которого вы оставили свой отзыв просто-напросто не заходит на свою страницу) Среди почти полутора миллионов авторов сложно заметить кого-то одного и если вы после опубликования своих рассказов сложите руки и будете ждать, то так и просидите до Второго пришествия.

Ну и в третьих, уважайте других авторов! Не стоит кидаться писать критические отзывы считая свои произведения сродни “Мертвым душам” Гоголя или “Преступлению и наказанию” Достоевского. Помните, что на Прозе вас окружают такие же точно люди, с чувствами и эмоциями и, испортив настроение отличной (на вас взгляд) критикой их произведений, вы вряд ли в ответ получите положительный отзыв на свое произведение.

Огромным плюсом Прозы также является и то, что с недавнего времени администрация ресурса дает возможность всем желающим попасть на страницы альманаха, выпускаемого ресурсом. Конечно, публикация происходит за счет автора, но все же увидеть свои произведения на бумаге – это стоит многого.

Национальный сервер современной поэзии Стихи.ру (http://www.stihi.ru/)

Проза.ру преимущественно ресурс для публикации прозаических произведении. Там конечно присутствуют стихотворения, но все же там чаще публикуют именно прозу. Если вы считаете, что вам лучше удаются стихи, то добро пожаловать на национальный сервер современной прозы. По количеству авторов и количеству опубликованных произведении Стихи.ру уступают Прозе, но не в количестве суть

Принцип публикации стихотворений на портале точно такой же, как и на Прозе. И советы, которые я вам дал выше следует учитывать и на Стихи.ру.

К сожалению, стихи у меня получаются отвратительные и потому аккаунт на Стихи.ру я не завел.

Журнал «Самиздат» при библиотеке Мошкова (http://zhurnal.lib.ru/)

Еще один популярный литературный портал. Созданный по инициативе Максима Мошкова (автора первой в России электронной библиотеки http://lib.ru/) “Самиздат” по праву можно считать самым старым ресурсом в Интернете. Конечно он не такой красочный, как Проза.ру и Стихи.ру (дизайн “Самиздата”, как и библиотеки не менялся с момента запуска ресурсов) Но ведь главное не внешний вид, а содержание, не так ли?

В принципе, те кто имеют свои страницы на Прозе и на Стихи.ру с вероятностью в 90% имеют аккаунт и на “Самиздате”. Я тоже в одно время завел там страницу, но из-за личных предпочтении до сих пор пользуюсь Прозой.ру.

Довольно полезный портал, т.к. там есть хорошие статьи в помощь молодым авторам - и . Также там вы найдете тексты современной литературы: поэзия, проза, критика, публицистика, переводы. Вы можете прочитать чужие или добавить свои впечатления от фильмов, книг, спектаклей, концертов. Для начинающих авторов будут выкладываться полезные материалы об издательской деятельности, литературных приёмах и т.д.

Также при портале издается ежемесячный сетевой журнал «ПОБЕГ”, который публикует прозу, поэзию начинающих авторов.

Студия портала Т-е-к-с-т.ру оказывает услуги по написанию статей, политических и экономических программ, различного контента.

Творческая мастерская (http://www.kmt.graa.ru)

«Творческая Мастерская» поддерживает начинающих талантливых авторов в их поисках. В рамках проекта проводятся творческие конкурсы. Работы победителей публикуются как в периодических, так и весьма престижных изданиях.

Для поддержки начинающих авторов в рамках ТМ работает проект «Курс молодого творца» (КМТ). На страницах этого проекта размещены материалы, которые будут небезынтересны не только начинающим, но и профессионалам. Там вы сможете найти учебные материалы для творческого саморазвития, координаты издательств и периодических изданий, консультации юристов по авторскому праву.

Занф.ру - заочная ассоциация начинающих фантастов (http://zanf.ru/)

Объединение начинающих писателей, посвятивших себя фантастике, фэнтези, мистике, ужасам и т. д., всему тому, что отлично от «повседневности», «нормальности», и «обыденности».

Информация о том, где можно публиковаться (различные конкурсы в печати и пр.)

Примечание: на день публикации статьи сайт портала был на реконструкции.

Если у вас имеется информация по другим Интернет-порталам для начинающих авторов, то милости прошу отписываться в комментариях. С удовольствием обсудим

Перейдем теперь к последнему по счету, но не по значению виду самовыражения начинающего писателя – личные сайты и блоги.

Многие могут сказать, что только уже состоявшиеся авторы имеют право на личный сайт, блог или форум. Я придерживаюсь иного мнения и мой блог тому подтверждение. Я считаю, что личный сайт (блог, форум, страница в ЖЖ, Facebook’е или Twitter’е) это один из надежных способов показать свои творения миру. Да пусть они не гениальные, пусть они не претендуют на Нобелевскую премию в области литературы, но произведения на личном ресурсе – это отражение автора. Только на подобном ресурсе начинающий автор сможет понять, а действительно ли ему стоит писать.

Современная реальность такова, что зачастую в издательствах публикуют произведения не потому, что они интересные и затрагивают проблемы современного мира, а потому, что их быстро раскупают с книжных полок.

А мой ресурс – это моя крепость, мой замок. Здесь действуют мои законы и никакой редактор не может мне запретить опубликовывать свои произведения! Личный Интернет-ресурс – это маленький кусочек свободы для начинающего автора.

Но однако не стоит увлекаться и в этом направлений. Так или иначе, пока, что бумажный источник является единственным источником прибыли для писателей. И если вы планируете перевести писательство из разряда хобби на уровень профессиональной деятельности, то вы должны крикнуть в ответ на мои реплики выше: “Пошел к черту! Я буду околачивать пороги издательств!”

На этом можно и закончить пожалуй.

Благодарю за внимание!

P.S. Прошу учитывать, что статья была написана в 2011 году (в марте месяце) и потому о Мастерской писателей я тогда не знал. Отдельная заметка этому ресурсу появится позднее.

30 Мар 2013

Сегодня сдавал журнал в печать и пришел выжатый до последней капли. Но это я так думал. Как оказалось, пару капель энергии еще осталось для вас, поэтому решил написать заметку о том, как начинающему автору опубликоваться в литературном журнале и зачем это нужно.

Какой писатель, особенно начинающий, не мечтает напечатать свою книгу? Таких практических не существует. К сожалению, а может быть и к счастью, издательства далеко не всех принимают в свои объятия за свой счет. Бесчисленное множество текстов так и остаются просто текстами в файле или на бумаге. Может быть, когда нибудь, лет через сто, кто-нибудь близкий к издательству натолкнется на вашу заброшенную рукопись и ее признают шедевром. Но это все далеко потом и скорее всего это произойдет не с вашим произведением.

Так что же делать, если издатель не принимает ваше творение? Пойти к другому? А если и тот откажет? Вот предложили вы свое произведение в двадцать издательств. Никто из них не захотел за него взяться и напечатать. Что делать и что это значит? Скорее всего это значит, что ваш роман (повесть или сборник рассказов) не дотягивает до того уровня, который необходим для публикации. Тут стоит задуматься, проанализировать и провести работу над ошибками. Но, не всегда отвергается произведение в силу его низкого качества. Порой, а вернее, зачастую, издатель уже имеет свой план работы с проверенными авторами и не хочет вклинивать средний текст в серию или печатать, как отдельное произведение. А то, что отвергнутый текст средний — в этом нет сомнений, поскольку отличное произведение всегда найдет место под солнцем.

Но вы не расстраивайтесь, поскольку уровень мастерства приходит со временем и с опытом. И если вы — упорный автор, то вы найдете свой путь к славе. Для этого, во-первых, не нужно опускать руки и отчаиваться, поскольку, если вы забросите идею писать книги, то больше никогда к ней не вернетесь. Во-вторых, как я не раз уже говорил, неустанно и постоянно пишите, тренируйтесь. Иначе откуда взяться опыту? И в третьих, постарайтесь к моменту предложения рукописи в издательство хоть как-то засветиться в литературном мире. А для этого вам необходимо печататься в соответствующих журналах. Вот таким образом я плавно подошел к теме сегодняшней заметки о том, что нужно делать и что писать, чтобы вас опубликовали в литературном издании.

Текст

Чтобы журнал принял вашу работу, для этого она должна существовать)) Причем, не думайте, что журнальный редактор лояльнее, нежели редактор в издательстве. Бывает совсем наоборот, поскольку текстов в редакцию приходит не меньше, чем в книжную мастерскую. Отсюда следует, что ваша работа должна быть достойной для печати. Написание должно быть на хорошем уровне, построение, стилистика и композиция так же должны присутствовать обязательно. Т.е. вы присылаете маленький состоявшийся рассказ, который соответствует всем критериям и требованиям для этой категории произведений.

Понятно, что журнал не опубликует роман или повесть. Это должен быть небольшой рассказ, миниатюра или эссе. Возможно просто публицистика. Решать вам что это будет. Редкий случай, когда журнал берет в работу большую прозу и издает частями из номера в номер. Такая практика существовала во времена СССР, но сейчас этот вариант практически не используется.

Критерии

Не существует определенных критериев для отбора произведений в печать ни у издателей ни у редакции журнала. Каждый редактор оценивает работы по своему, основываясь на личном опыте. Если редактору произведение понравилось, он его возьмет, если нет — не обессудьте. Никто вам ничего доказывать не будет. И вам не советую воевать с редакцией, поскольку — гиблое дело. Только настроите всех против себя.

Скажу сразу, основной критерий прохождения рассказа в печать периодического издания, это правильно построенный текст с минимальным количеством ошибок. Даже если вы напишете гениальное произведение, но оно будет сложно читабельным и корявым, никто не будет тратить на него время и редактировать весь текст. Редактору проще взять другой, где требуется минимум правок и не нужно текст перекраивать. Таковы реалии.

Общение

Если вы не в состоянии лично приехать в редакцию журнала (живете, например, в другом городе), то высылайте свою работу по электронной почте с приложенным письмом. Это письмо не должно отличаться от обращения в большое книжное издательство. О том, как его составить я писал в . И мой вам совет: не высылайте в редакцию журнала бумажный вариант. Только электронный. В отличии от книжных издательств, редакция практически любого журнала работает только с электронными текстами.

Если ваша работа понравилась парням из издания, куда вы прислали свой текст, то вас немедленно об этом уведомят. Поэтому не стоит «капать им на мозг» с просьбой напечатать побыстрее или каждый день уточнять, как там дела… Вас просто лаконично попросят поехать в, скажем, Магадан.

В работу

Если ваш текст приняли, его отправляют на редактуру и корректуру. После чего он ложится верстальщикам под нож и получает журнальное оформление. Как правило конечный вариант в формате pdf высылают автору на сверку, но далеко не всегда. Поэтому, если вы очень щепетильны в вопросах корректности и авторского стиля, вам самим нужно добиваться получения материала для сверки. Здесь ничего зазорного нет.

После того, как ваш рассказ опубликовали, вам должны бесплатно предоставить авторский экземпляр журнала. Иногда высылают почтой иногда не высылают и предлагают вам самим его забрать из редакции. Тут как повезет. Некоторые издания платят символические гонорары, а некоторые просят вас самих заплатить за авторский экземпляр.

Я не буду приводить здесь перечень литжурналов. Их вы можете без труда найти в интернете.

Но самое главное в публикации это не авторский экземпляр и не гонорар. Это ваша ступенька к мастерству, к книгоиздателю, к славе, наконец. Кроме того, ваши рассказы обрастут своими поклонниками, вы получите ряд положительных рецензий в сети. А это издатели любят. И чем больше таких ступенек у вас за спиной, тем ближе поставленная цель стать настоящим писателем и войти в большую семью, например, ЭКСМО и остаться там надолго.

В следующей заметке на издательскую тему выложу блиц-интервью с шеф-редактором американского издательского дома «H&P» в Украине Вероникой Гордеевой. Она поведает вам, какими критериями пользуется при отборе произведений в печать, как относятся у нас и на западе к авторам, как определяют их перспективы и о многом другом. Но главное — поведает о том, как нашему автору получить признание на западе и ак опубликовать свое произведение, например в США.

Итак, рассказ готов . Дальше его необходимо отдать в редакцию. Лучше всего это сделать лично. Для этого необходимо узнать адрес редакции и отправиться прямиком туда. Там необходимо отыскать человека, занимающегося отбором художественных произведений и вручить ему ваше творение, желательно в электронном (на подписанной (!) дискете (компакт-диске) - с дискетой (компакт-диском) можете попрощаться;)) и в бумажном (распечатанном) виде. И на дискете, и на распечатке, и в файле обязательно укажите свои координаты!
Если же по тем или иным причинам редакцию вы посетить не можете, отправляйте свое творение почтой. Электронной, либо обычной "конвертной" (ряд адресов см. ниже). Редакции некоторых журналов в принципе не работают с текстами, присланными по электронной почте, но таковых немного (могу припомнить лишь "Науку и жизнь"). Остальные же вовсю используют современные возможности информационных безбумажных технологий (журналы "Техника-Молодежи", "Звездная дорога", "Порог" и пр.). Но, ИМХО, электронное письмо имеет больше шансов затеряться или остаться незамеченным, чем традиционное письмо в конверте со штампом. Выбор делайте сами, но я лично пользуюсь электронной почтой.
Послание оформляется в произвольной форме. Главное - оно не должно быть длинным. Например:


"Здравствуйте! Высылаю вам свой фантастический рассказ "Буря мглою небо кроет..." (формат Word97, файл readplease.doc, упакованный WINZIP). Буду рад, если вы найдете возможным его опубликовать в вашем издании. Ранее мои рассказы печатались в журнале "Плейбей" и в малотиражном сборнике "Вселенский гогот". Прошу подтвердить получение данного письма. С уважением, я. Мои координаты: г. ул. д. кв. тлф. e-mail"


Важно : рассказ, который вы посылаете, должен быть "чист". Журналы берут лишь нигде ранее не публиковавшиеся тексты. И постарайтесь избежать такой ситуации, когда один и тот же текст одновременно захотят опубликовать два журнала. Вам придется с ними объясняться.
Так же важно : в теме электронного письма (subject) обязательно укажите, что такое вы отправляете.

Все! Текст отправлен! Сколько ждать?
Возможно, неделю. Быть может, месяц. А могут и вовсе через полгода вспомнить.
Потому постарайтесь изредка напоминать о себе. Звонками или электронными письмами. Например такими:


"Здравствуйте! Такого-то числа такого-то месяца я посылал вам письмо с рассказом "Буря мглою небо кроет...". Прошу сообщить ваше решение о возможности публикации, с тем, чтобы в случае, если рассказ вам не подходит, я бы имел возможность предложить его в другие издания. С уважением, опять я."

И постарайтесь не надоедать людям ежедневными звонками и письмами. А если они вас игнорируют, что ж - значит не судьба. Отправляйте текст дальше. Может в другом месте повезет.
И ждите. Ждите...

И вот...
Ура! Текст взяли! Вам пришло письмо:


"Уважаемый! Нам понравился ваш рассказ. Если вы не против, мы бы хотели напечатать его в третьем номере нашего журнала. Но есть замечение - нельзя ли заменить имя главного героя. Нам кажется, что "Дьябло" - не лучшее имя для католического священника..."


Что ж. Ваше дело, соглашаться на правку или нет. Если это ваша первая публикация, то, скорей всего, вы согласны на все. И все же, никто не мешает вам попытаться отстоять свою точку зрения:


"Уважаемый госп. редактор! Имя Дьябло для священника я выбрал, чтобы показать его двойственную натуру..."


Кто знает, может редактор с вами согласится?

И, напоминаю, постарайтесь не мешать людям работать. Будьте кратки, как президент Путин.

Гип, гип, ура! Об исправлениях договорились, название поменяли, имя оставили. Через месяц рассказ вышел - вы утром сбегали к киоску, купили свежий, только что из типографии, номер ставшего родным издания, прямо тут же, на улице, нашли свою фамилию в оглавлении, открыли страницу с рассказом, восхитились оформлением. Хочется петь, хвастаться, не терпится показать кому-нибудь: "вот, это я! Это меня напечатали!"...
Ничего, со временем это пройдет.

А что дальше?
Дальше - вы можете получить авторский экземпляр и, возможно, гонорар.
Авторский экземпляр достается бесплатно. Какие-то издания могут выслать его почтой ("Химия и Жизнь" - за свой счет, "Порог" - за ваш). За какими-то придется приехать лично ("Техника-Молодежи"). То же касается и гонорара. "Химия и Жизнь", "Если" могут выслать вам причитающиеся деньги переводом, а вот для того, чтобы получить авторское вознаграждение от "Техники-Молодежи" придется лично посетить редакцию. Предварительно лучше позвонить в бухгалтерию, договориться о встрече. Нужно учесть, что гонорар обычно выплачивается по прошествии какого-то времени, а не сразу после публикации. Сумма гонорара обычно невелика - рублей четыреста за среднего объема рассказ. Но ведь это деньги заработанные писательством! Вот в чем их реальная ценность!..