Cлайд 1

Cлайд 2

Человек – это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится познать саму себя. В этом – всё. М. Горький Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ

Cлайд 3

― Назовите металлы, которые вам известны. ― Знаете ли вы металлы, имеющиеся в организме человека? ― В каком виде могут находиться металлы в организме человека, в свободном виде или в виде ионов? ― Металлы в организме человека играют положительную или отрицательную роль?

Cлайд 4

Cлайд 5

Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский Портрет М. Ю. Лермонтова. Художник П. Е. Заболотский

Cлайд 6

Литий - 0,0001 Натрий - 0,03 Калий - 0,025 Кальций - 0,14 Магний - 0,05 Железо - 0,001 Марганец - 0,000001 Алюминий - 0,001 Цинк - 0,001

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

«7 марта 1995 года. Китай. У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё стали прядями выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьёзное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.»

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

ОБРАЩЕНИЕ К МЕДИ Вот металл высокотоксичный, Ведёт себя он крайне неприлично. Несёт он нам болезни, смерть… Да кто ж его не знает? Это медь. Откуда медь к нам попадает? Об этом каждый школьник знает. Промышленные выбросы, отходы… Проникнуть может даже через воду. Cu2+

Cлайд 16

Cu2+ И выхлопные газы, как всегда, Содержат медь, И множество вреда нам доставляют – Соединенья меди воздух отравляют. Так вот, дружок… Мы посовещались… С тобою, дорогуша, распрощались. В утилизации отходов тебе место. Жить под одною крышей нам с тобою тесно. Мы слишком грубо с медью обошлись. А может, ей хотелось оправдаться? Возможно, но всего важнее – жизнь. Нет времени в подробности вдаваться!

Cлайд 17

Fe3+ ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ Железо – сын отходов производства самого различного: Текстильного и фармацевтического, Лакокрасочного, металлургического И вредного нефтехимического. Ты, братец, воздух отравляешь, Такие страшные болезни вызываешь: В составе крови изменения И стоматита проявления. Сказать железу не дали ни слова! Нет оправдания в болезнях никакого! Не о заслугах мы ведём сегодня речь. Хотим мы зло «железное» пресечь! Так что, братец, навсегда прощай. Дорожку к организму забывай. Fe2+

Cлайд 18

Cr6+ ОБРАЩЕНИЕ К ХРОМУ А вот и хром к нам во дворец явился, Ему не рассказали, в чём он провинился. Соединенья хрома – аллергены, А так же вызывают рак – канцерогены. Ты печень, почки поражаешь, Ты рак желудка вызываешь. Тебе в здоровом организме места нет. Спаси нас, Господи, от этих бед. Cr3+

Cлайд 19

ОБРАЩЕНИЕ К КАЛИЮ А вот ещё один бандит: Сердечный учащает ритм, Снижает наш иммунитет. Молчи уж лучше ты в ответ! Баланс ионно-электронный, Обмен белковый, углеводный И жировой – всё разрушаешь! Что ты творишь – не понимаешь? Ты сыворотку крови изменяешь, Творишь такое – просто ужасаешь!!! Так что, голубчик, поторопись! Всего дороже в этой жизни – жизнь! K+

Cлайд 20

Cлайд 21

Zn2+ ОБРАЩЕНИЕ К ЦИНКУ Цинк всем костям и мышцам враг! Как часто от него страдает Желудочно-кишечный тракт! Токсичность цинка просто поражает! Хватает и без него проблем. Гуляй отсюда, онкоген и мутаген!

Cлайд 22

Al3+ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЮМИНИЮ Ещё один «герой» сегодняшнего дня. Зовётся алюминий. Металлы все ему родня. «Герой» наш судороги вызывает, А так же память у людей снижает. Он угнетает ряд ферментов, Снижает деятельность кроветворенья центров. И слабоумие – его работа. А как здоровье укрепить,- нет! Не его забота!!!

Cлайд 23

В чём дело? Где беда случилась? Откуда к нам идёт сигнал? Что? Кровь совсем остановилась? Процесс кроветворенья встал? Меня ничуть не удивляет… Кроветворенье не пойдёт: В крови ведь меди не хватает И кальций кровь не бережёт. Железо с цинком вы прогнали. Они в состав крови входили, Газ углекислый уносили, А кислород нам доставляли.

Слайд 2

Человек – это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится познать саму себя. В этом – всё. М. Горький Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ

Слайд 3

― Назовите металлы, которые вам известны. ― Знаете ли вы металлы, имеющиеся в организме человека? ― В каком виде могут находиться металлы в организме человека, в свободном виде или в виде ионов? ― Металлы в организме человека играют положительную или отрицательную роль?

Слайд 4

Голубая планета Земля

Слайд 5

Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский Портрет М. Ю. Лермонтова. Художник П. Е. Заболотский

Слайд 6

Литий - 0,0001 Натрий - 0,03 Калий - 0,025 Кальций - 0,14 Магний - 0,05 Железо - 0,001 Марганец - 0,000001 Алюминий - 0,001 Цинк - 0,001

Слайд 7

Работа с опорным конспектом

Слайд 8

Лабораторная работа

Слайд 9

«7 марта 1995 года. Китай. У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё стали прядями выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьёзное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.»

Слайд 10

Работа с опорным конспектом

Слайд 11

Слайд 12

Что произойдёт с организмом человека при действии на него цинка?

Слайд 13

Работа с опорным конспектом

Слайд 14

Обращение к металлам

Слайд 15

ОБРАЩЕНИЕ К МЕДИ Вот металл высокотоксичный, Ведёт себя он крайне неприлично. Несёт он нам болезни, смерть… Да кто ж его не знает? Это медь. Откуда медь к нам попадает? Об этом каждый школьник знает. Промышленные выбросы, отходы… Проникнуть может даже через воду. Cu2+

Слайд 16

Cu2+ И выхлопные газы, как всегда, Содержат медь, И множество вреда нам доставляют – Соединенья меди воздух отравляют. Так вот, дружок… Мы посовещались… С тобою, дорогуша, распрощались. В утилизации отходов тебе место. Жить под одною крышей нам с тобою тесно. Мы слишком грубо с медью обошлись. А может, ей хотелось оправдаться? Возможно, но всего важнее – жизнь. Нет времени в подробности вдаваться!

Слайд 17

Fe3+ ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ Железо – сын отходов производства самого различного: Текстильного и фармацевтического, Лакокрасочного, металлургического И вредного нефтехимического. Ты, братец, воздух отравляешь, Такие страшные болезни вызываешь: В составе крови изменения И стоматита проявления. Сказать железу не дали ни слова! Нет оправдания в болезнях никакого! Не о заслугах мы ведём сегодня речь. Хотим мы зло «железное» пресечь! Так что, братец, навсегда прощай. Дорожку к организму забывай. Fe2+

Слайд 18

Cr6+ ОБРАЩЕНИЕ К ХРОМУ А вот и хром к нам во дворец явился, Ему не рассказали, в чём он провинился. Соединенья хрома – аллергены, А так же вызывают рак – канцерогены. Ты печень, почки поражаешь, Ты рак желудка вызываешь. Тебе в здоровом организме места нет. Спаси нас, Господи, от этих бед. Cr3+

Слайд 19

ОБРАЩЕНИЕ К КАЛИЮ А вот ещё один бандит: Сердечный учащает ритм, Снижает наш иммунитет. Молчи уж лучше ты в ответ! Баланс ионно-электронный, Обмен белковый, углеводный И жировой – всё разрушаешь! Что ты творишь – не понимаешь? Ты сыворотку крови изменяешь, Творишь такое – просто ужасаешь!!! Так что, голубчик, поторопись! Всего дороже в этой жизни – жизнь! K+

Слайд 21

Zn2+ ОБРАЩЕНИЕ К ЦИНКУ Цинк всем костям и мышцам враг! Как часто от него страдает Желудочно-кишечный тракт! Токсичность цинка просто поражает! Хватает и без него проблем. Гуляй отсюда, онкоген и мутаген!

Слайд 22

Al3+ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЮМИНИЮ Ещё один «герой» сегодняшнего дня. Зовётся алюминий. Металлы все ему родня. «Герой» наш судороги вызывает, А так же память у людей снижает. Он угнетает ряд ферментов, Снижает деятельность кроветворенья центров. И слабоумие – его работа. А как здоровье укрепить,- нет! Не его забота!!!

Слайд 23

В чём дело? Где беда случилась? Откуда к нам идёт сигнал? Что? Кровь совсем остановилась? Процесс кроветворенья встал? Меня ничуть не удивляет… Кроветворенье не пойдёт: В крови ведь меди не хватает И кальций кровь не бережёт. Железо с цинком вы прогнали. Они в состав крови входили, Газ углекислый уносили, А кислород нам доставляли.

Слайд 28

Лежит наш организм под капельницей молча, Без зрения, без слуха, без сознанья. Над ним врачи и днём, и ночью. Жестоко нам аукнулось незнанье. Пройдут года, пока наш организм окрепнет, И встанет на ноги едва, И если не оглохнет, не ослепнет, Такой урок запомнит навсегда!

Слайд 29

Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнём. Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём. Всё вместил в себя. Вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек – он и почва и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь!

Посмотреть все слайды

Влияние металлов на жизнедеятельность организма человека

«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»

(Д. И. Менделеев).


Цели урока

  • Ознакомиться с путям

проникновения металлов в организм

человека и местами накопления.

2. Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.

3. Научиться выявлять взаимосвязь

между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды


Разминка

Он в теченье многих лет был причиной многих бед.

золото

Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.

Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.

В старину ценилась дорого, Цветом красная, как золото, Постоянно с ним дружна, В электротехнике очень нужна


«Природа не признает шуток;

она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга;

она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В.Гете).




Накопление металлов в органических тканях человека.

Cd Hg Mn


Накопление металлов в органических тканях человека.


Sr 90

Cs 137

Cs 137

Sr 90


Плюмбум, или Опасная игра

Источники поступления свинца в атмосферный воздух



железо

ртуть

олово

медь

свинец

золото


Железо

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.


Медь

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками. Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.


Свинец

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы. Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.


Олово

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.


Золото

Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих. Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.


Ртуть

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

Металлы в организме человека и их биологическая роль


Цель проекта:

выяснить роль элементов металлов в организме человека.

Задачи проекта:

  • выяснить роль элементов металлов в организме человека;
  • рассмотреть биологическую роль элементов металлов;
  • изучить токсическое действие элементов металлов.

Природа не признает шуток,

Она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права,

Ошибки же и заблуждения исходят от людей.

И.-В. Гете


Химические элементы

Макроэлементы

Микроэлементы

Неметаллы: В, Si , Se , F,I

М еталлы: Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo, V, Cr

Неметаллы: С, Н, О, N , Р, S , CI

Металлы: К, Na , Ca , Mg


Предполагается, что:

  • недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности;
  • микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;
  • есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно;
  • восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.

Радостно

Спокойно

Волнение

Страшно


Недостаток или избыток макроэлементов в организме вызывает нарушения процессов жизнедеятельности.


Биологическая роль:

Токсическое действие:

  • регулирует белковый и углеводный обмен;
  • необходим для передачи нервных импульсов;
  • способствует выделению избыточного натрия;
  • активизирует работу ферментов.
  • при избытке происходит усиление двигательной активности;
  • учащение сердечного ритма;
  • при недостатке наблюдается мышечная слабость;
  • плохая передача нервных импульсов и отеки.

Токсическое действие:

  • избыток ионов натрия приводит к нарушению водного баланса;
  • происходит сгущение крови;
  • наблюдается дисфункция почек;
  • недостаток приводит к общему нарушению обмена веществ.

Биологическая роль:

  • поддерживает нормальную возбудимость мышечных клеток;
  • участвует в сохранении кислотно-основного баланса в организме;
  • удерживает воду в организме.

Токсическое действие:

  • при избытке возникает цистит;
  • страдают органы дыхания;
  • снижается возбудимость ЦНС и обонятельного анализатора;
  • при недостатке развивается у детей рахит, происходит нарушение роста костей скелета;
  • возникают различные заболевания зубов .

Биологическая роль:

  • необходим для процессов кроветворения, обмена веществ;
  • способствует уменьшению проницаемости сосудов;
  • участвует в формировании костей скелета;
  • оказывает противовоспалительное действие.

Токсическое действие:

  • при избытке нарушается минеральный обмен;
  • повышается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ;
  • при недостатке происходит отложение извести на стенках сосудов (склероз сосудов);
  • появляются трофические язвы.

Биологическая роль:

  • понижает артериальное давление и уровень холестерина в крови;
  • оказывает сосудорасширяющее и антисептическое действие;
  • благотворно влияет на ЦНС и органы пищеварения;
  • играет большую роль в активации защитных сил организма на борьбу против рака.

Проект№1 «Изучение качественного состава вод минерального источника «Халютинский».

Цель проекта: Определить химический состав вод Халютинского источника.

Задачи проекта: Провести качественные реакции на содержание ионов Ca 2+ и Mg 2+ .

Методы исследования:

  • Определение катионов Са 2+ .

Катион кальция определяется реакцией с гексациано( II )ферратом калия K 4 при нагревании в слабощелочной среде:

CaCI 2 + K 4 + 2NH 4 OH = Ca(NH 4 ) 2 + 2KCI + 2KOH

Образуется белый кристаллический осадок, не растворимый в уксусной кислоте.


  • Определение катионов Mg 2+ .

t °C

В реакции с 8 – оксихинолином в присутствии аммиака образуется зеленовато-желтый кристаллический осадок оксихинолята магния.


  • Д ефицит макро- и микроэлементов можно восполнить с помощью минеральных вод, в которых содержатся эти элементы.
  • В водах Халютинских источников сконцентрированы лучшие свойства минеральных вод. Их основными лечебными факторами являются ионы Mg 2+ , Ca 2+ , HCO 3 - .
  • Са 2+ необходим для укрепления костей, зубов, мышц и суставов. К тому же он играет роль освободителя организма от радионуклидов и токсичных веществ.
  • Mg 2 + предотвращает перебои в работе нервной системы.
  • Воды Халютинского источника рекомендуются для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, нервной системы, органов дыхания, кожи и зрения.

Микроэлементы должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям

Fe

Cr

Co

Mo

Zn

Cu

V

Ag

Mn


Токсическое действие:

  • при недостатке развивается железодефицитная анемия (малокровие);
  • при избытке развивается заболевание гемосидероз (накопление железа в тканях и органах – печени, селезенки, костного мозга.

Биологическая роль:

  • входит в состав гемоглобина, обеспечивает транспорт кислорода;
  • входит в состав миоглобина, облегчает поступление кислорода к другим тканям;
  • входит в состав ферментов дыхательной цепи митохондрий .

Биологическая роль:

  • является составной частью ферментов;
  • стимулирует кроветворные функции костного мозга;
  • необходима для правильного обмена витаминов групп А, В, С, Е, Р;
  • необходима для процессов развития и роста, пигментации и кератизации кожи и волос.

Токсическое действие:

  • при недостатке развивается деструкция кровеносных сосудов;
  • приводит к заболеваниям костной системы и эндемического зоба;
  • при избытке происходит накопление меди в печени и мозге (болезнь Вильсона).

Биологическая роль:

Токсическое действие:

  • улучшает процессы пищеварения;
  • избыток ионов серебра оказывает канцерогенное действие;
  • успокаивает нервную систему;
  • блокирует ферментные системы микробов (ионы обладают бактерицидными свойствами).
  • приводит к нарушениям психики и ухудшению зрения;
  • кожа приобретает голубой оттенок.

Проект №2 «Обнаружение и свойства некоторых микроэлементов».

Цель проекта: Исследовать наличие ионов Fe 3+ и изучить свойства ионов Ag + .

Задачи проекта: 1) определить содержание ионов железа в яблоках; 2) изучить свойства ионов серебра.

Методы исследования:

  • Определение катионов Fe 3+ .

Качественной реакцией на ионы Fe 3+ является реакция с роданидом калия или аммония: Fe 3+ + 3KSCN = Fe(SCN) 3 + 3K +

В результате реакции образуется роданид железа( III ), имеющий кроваво-красную окраску.

  • Изучение свойств иона Ag + .

В серебряную посуду помещаем продукты питания, содержащие в своем составе соединения серы (горчица, гороховый суп).

2 Ag + + S 2 = Ag 2 S – образуется вещество черного цвета.


микроэлементы содержатся в организме в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;

недостаток микроэлементов пополняется за счет продуктов питания;

ионы серебра обладают антисептическими свойствами, но серебряная посуда чернеет, если в нее помещать пищу, содержащую соединения серы, в следствии образования сульфида серебра черного цвета.


Есть металлы, которые оказывают токсическое действие на организм и их присутствие нежелательно.

Hg

Pb

Cd

Ba

Be

Tl


  • нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы;
  • соединения свинца сильнейшие канцерогены и мутагены ;

Pb 2+

  • вызывает неврологические расстройства – свинцовая энцефалопатия (заторможенность, беспокойство, разрушение памяти, галлюцинации);
  • вызывает паралич нервной системы.

  • поражает ЦНС;
  • сосредоточивается в почках, нарушая их деятельность;

Hg 2+

  • накапливается в клетках мозга и оболочке рта.

  • снижает активность пищеварительных ферментов;
  • нарушает функцию поджелудочной железы;

Cd 2+

  • стимулирует развитие многих форм рака;
  • повышает кровяное давление, вызывает кровоизлияния в мозг.

  • поражает периферическую нервную систему;
  • поражает ЖКТ и почки;

Tl 3+

  • накапливается в волосах, костях, почках и мышцах;
  • характерный признак отравления таллием – выпадение волос.

Проект №3 «Действие солей различных металлов на раствор белка».

Цель проекта: Рассмотреть действие ионов тяжелых металлов на раствор белка.

Задачи проекта: изучить токсическое влияние солей тяжелых металлов на раствор белка куриного яйца.

Методы исследования:

Для исследования берутся соли тяжелых металлов - Pb(NO 3 ) 2 , Hg(NO 3 ) 2 и белок куриного яйца.

Под действием солей, содержащих ионы Pb 2+ и Hg 2+ белок в растворе свертывается.


  • по данным Всемирной организации здравоохранения тяжелые металлы занимают II место по степени опасности, уступая пестицидам.
  • в атмосферном воздухе тяжелые металлы присутствуют в форме органических и неорганических соединений, входящих в состав пыли и аэрозолей.
  • соли тяжелых металлов оказывают на организм токсическое действие, вызывая свертывание белковых молекул.

Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания.


Проект №4 «Определение содержания макро- и микроэлементов в различных продуктах питания».

Цель проекта: провести анализ и определить перечень продуктов, в которых содержатся те или иные макро- и микроэлементы.

Задачи проекта : выяснить содержание металлов в продуктах питания.

Методы исследования: аналитический


  • шпинат
  • огурцы
  • картофель
  • морковь
  • петрушка
  • чеснок
  • смородина
  • чечевица
  • капуста

К +


  • молоко
  • сметана
  • яйца
  • бобовые
  • яблоки
  • вишня
  • абрикосы
  • апельсины
  • хлеб ржаной

Са 2+


  • яичный желток
  • печень
  • оливки
  • арахис
  • злаковые
  • помидоры
  • бобовые
  • грецкий орех
  • тыква
  • слива

Mg 2 +


  • редис
  • горчица
  • морковь
  • печень
  • почки
  • яблоки
  • груши
  • капуста

Fe 3 +


  • печень
  • почки
  • кофе
  • сливы
  • ананас
  • злаковые
  • бобовые

Mn 2 +


  • молоко
  • кефир
  • йогурт
  • печень
  • орехи
  • яичный желток
  • шампиньоны
  • устрицы

Cu 2 +


Продукты питания

(мг / 100 г продукта)

Молоко

Сметана 20%

Творог

Крупа гречневая

Хлопья овсяные


Максимальное содержание ионов:

Na + - молоко

К + - овсяные хлопья, гречневая крупа

Са 2+ - творог, молоко

Mg 2+ - гречневая крупа

Fe 3+ - гречневая крупа, халва, курага


Макро- и микроэлементы необходимы организму человека для нормального функционирования;

Они должны содержаться в определенных концентрациях, нарушение которых ведет к патологическим изменениям;


Восполнение необходимых макро- и микроэлементов осуществляется при условии рационального использования продуктов питания;

Есть металлы, которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно.


Критерии

Слабая работа

Актуальность

(0 – 4б )

Работа нуждается в доработке

Доступная форма изложения

(5 – 7б)

Хорошая работа

Достижение целей

(8 –9б)

Отличная работа

Подтверждение гипотезы

Достоверность информации

Анимационный эффект

«5» - 51 – 60 баллов

«4» - 39 – 50 баллов

«3» - 33 – 38 баллов


Радостно

Спокойно

Волнение

Страшно


Спасибо за внимание!


  • Ивченко Л.А., Макареня А.А. «Валеология на уроках химии».
  • Пономарев В.Д. Аналитическая химия. М., «Медицина», 1997.
  • Сгибнева Е. П. «Современные уроки химии» - Ростов-на- Дону, «Феникс», 2002.
  • Образовательные ресурсы Internet :

www. Intel/ education ; center.fio.ru/som