Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнительно-распорядительную власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве пр-в всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев - евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18) .

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· юстиции;

· социального обеспечения;

· просвещения;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· путей сообщения;

· земледелия;

· торговли и промышленности;

· продовольствия;

· Государственного контроля;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

· здравоохранения.

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

· внутренней торговли;

· финансов

· внутренних дел

· юстиции

· просвещения

· здравоохранения

· земледелия

· социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

· пищевой промышленности

· легкой промышленности

· лесной промышленности

· земледелия

· зерновых совхозов

· животноводческих совхозов

· финансов

· внутренней торговли

· юстиции

· здравоохранения

· просвещения

· местной промышленности

· коммунального хозяйства

· социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР



В книге В. И. Ленин. Неизвестные документы. 1891-1922 гг. - М.:«Российская политическая энциклопедия»(РОССПЭН), 2000. на стр. 301-302 был опубликован следующий документ:

ОБЪЯСНЕНИЕ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ДОХОДАХ В 1918 Г.(1)

Доход мой в 1918 году состоял из двух статей:

(§4) жалованье председателя Совета Народных Комиссаров.

Так как жалованье менялось по размерам в течение года, то я поручил Управлению делами С[овета] Н[ародных] К[омиссаров] составить выписку из книг о точном размере полученного за 1918 год жалованья. При сем прилагается(2).

(§ 5) Литературный заработок: он получался мной периодически в разных суммах от Вл[адимира] Д[митриевича] Бонч-Бруевича, заведующего партийным издательством и расчетом с авторами. При сем прилагается справка из документов об общей сумме, полученной за 1918 год, удостоверенная соответствующими подписями.

Доб[авление] к § 4. Натурой получалась квартира в начале года в Смольном (Петроград), затем, со времени переезда правительства в Москву, - в Кремле (Москва), размером 4 комнаты, кухня, комната для прислуги (семья - 3 чел[овека], плюс 1 прислуга). Стоимость квартиры по местным ценам мне неизвестна.

Пр[едседатель] С[овета] Н[ародных] К[омиссаров] В.Ульянов (Ленин).

Москва. Кремль. сент[ября] 1919 г.

Фонд 2, on. 1, д. 11186, л. 2 - автограф.

  1. 13 сентября 1919 г. В.И.Ленин получил бланк заявления от Московского участкового по подоходному налогу присутствия для представления сведений о доходах в 1918 году. На сопроводительной записке к бланку Ленин пометил: «Получил 13 сентября 1919 г. В.Ульянов (Ленин)» (Ленинский сборник XXIV, с. 309). В тот же день Ленин переслал бланк управделами СНК В.Д.Бонч-Бруевичу с просьбой распорядиться сделать выписки из ведомостей о жаловании и литературных гонорарах в 1918 году. На обороте записки Ленина Н.К.Крупская обратилась с просьбой к Бонч-Бруевичу прислать справку и о ее гонорарах (там же, с. 309-310). Выписки не найдены.

Доход Ленина в 1918 году составил 24 683 рубля 33 копейки и сложился из двух статей поступления: заработная плата председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР - 9683 руб. 33 коп. и гонорары Ленина как журналиста - 15 000 руб.; о других доходах (от денежных капиталов, недвижимых имуществ, торговли и промыслов и от прав на всякого рода периодические получения и выгоды) ответы в заявлении в 1 Московское участковое по подоходному налогу присутствие отрицательные («нет»). Заявление подписано Лениным 20 сентября 1919 г. (РЦХИДНИ, ф. 2, on. 1, д. 11186, л. 1-2).

2 Приложения в РЦХИДНИ отсутствуют.

Как мы можем видеть, в комментарии 1 составители сборника указывают, что выписки В.Д.Бонч-Бруевича из ведомостей о жаловании и литературных гонорарах в 1918 году В. И. Ленина не найдены. Данные выписки мне удалось обнаружить в статье В. Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ, Владимир Ильич - налогоплательщик. // «30 дней» Иллюстрированный ежемесячник. 1929. № 4. С. 34-37

Владимир Ильич - налогоплательщик

В. Д. БОНЧ-БРУЕВИЧ, Владимир Ильич - налогоплательщик. // «30 дней» Иллюстрированный ежемесячник. 1929. № 4. С. 34-37

Ленин был не только гениальным вождем пролетариата, точно и трезво учитывавшим все условия перед каждым новым тактическим ходом во внешней а внутренней политике, но и человеком, точно и аккуратно выполняющим свои обязанности рядового советского гражданина. Бывший управляющий делами Совнаркома В. Бонч-Бруевич приоткрывает завесу над этим уголком жизни Владимира Ильича.

Когда был издан закон о подоходном налоге, Владимир Ильич не раз говорил многим товарищам, что нам надо показать пример точного, своевременного и правильного учета своих заработков и сообщить их фининспектору при соответствующих декларациях.

Наконец в сентябре 1919 года Владимиру Ильичу была прислана «декларация», которая называлась «Заявление о доходе, полученном в 1918 году». Бумага эта была получена от 1-го Московского участкового по подоходному налогу присутствия (форма No 8) «Дело плательщика №...». Это «заявление» было прислано под расписку печатного «напоминания Председателя 1-го Московского участкового по подоходному налогу присутствия». Адресовано оно: «Ульянову-Ленину В. И.». Внизу в отрывном купоне этого «напоминания» собственной рукой Владимира Ильича написано в графе «получил»: «13 сентября 1919 г.», а в строке «подпись плательщика» стоят собственноручная подпись: «В. Ульянов (Ленин)»

Получив это «напоминание», Владимир Ильич тотчас же написал мне следующее письмо:

"13/IX - 1919 г.

Дорогой Влад. Дм.!

Из присылаемых бумаг Вы увидите, в чем моя просьба к Вам. Будьте любезны распорядитесь сделать выборки из книг и приложите ведомость об итогах

§ 4 жалование

§ 5 литер[атурный] гонорар за надлежащими подписями:

§ 4- Управл[ение] Дел[ами] СНК

§ 5 - Издательство „Ком[муни]ст" и партийное потом

М[ожет] б[ыть], можно также учесть стоимость квартиры?

3аранее Вас благодарю и шлю привет

Ваш Ленин"

(См. на обор[оте])

На другой стороне записочки, написанной на восьмушке писчего листа, значилось:

"Вл. Дм., может, будете так добры написать, сколько гонорара я получила от Вас(1) в 1918 г.

Н. Ульянова"

Получив это письмо, я тотчас же принялся за собирание сведений о доходах Владимира Ильича. 16-го сентября 1919 года я мог уже передать Владимиру Ильичу следующую справку за No 5744:

"Выдано жалования из кассы Управления Делами Совета Народных Комиссаров Председателю Совнаркома тов. Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину).

Январь.............. Руб. 500.-

Февраль...................283.- 33

Март......................500.-

Апрель....................500.-

Май.......................500.-

Июнь......................800.-

Июль......................800.-

Август....................800. -

Сентябрь..................1200.-

Октябрь...................1200.-

Декабрь...................1200.-

Подъемных................1400. -

ИТОГО............... Руб. 9.683.- 33

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич,

Гл. бухгалтер Маркелов"

Интересно, что за февраль Владимир Ильич получил как за неполный месяц (283 р. 33к.). Это уменьшение жалования в феврале 1918 объясняется тем, что именно в это время был издан декрет Совета народных комиссаров «О введении западно-европейского календаря».

В силу этого закона и жалование Председателя Совета Народных комиссаров соответственно было уменьшено, и Владимир Ильич получил в феврале 1918 г., вместо 500 рублей, всего 283 р. 33 коп. За ноябрь жалование совсем не было выдано. Чем объяснялась эта невыдача - сейчас припомнить никак не могу, и эта деталь подлежит исследованию.

Таким образом, всего за год Владимир Ильич получил жалования, как Председатель Совнаркома,9683 р. 33 к. в падающей валюте. Помимо этого дохода Владимир Ильич в то время получал некоторый гонорар за те его книги, которые печатались в то время в издательстве «Коммунист», принадлежавшем Центральному комитету партии.

17 сентября 1919 г. я получил из конторы издательства «Коммунист» уведомление, в котором было написано:

"Тов. Ленину

Здесь.

"Настоящим сообщаем, что в счет гонорара за вышедшие Ваши книги Вам были уплачены в течении 1918 года следующие суммы:

1918 г.

Января 11-го орд. 558 - Р. 1000 -

Мая 13-го 1357 - Р. 2000 -

Июля 30-го 3214 - Р. 2000 -

Сент. 17-го 11/9 - Р. 5000 -

Нояб. 1-го 11/9 - Р. 5000 -

Итого Р. 15000 -

(Пятнадцать тысяч рублей).

С товарищеским приветом:

За заведующего Книгоиздательством (подпись не разборчива).

За Бухгалтера Любимов.

Секретарь Н. Жданович".

Гонорар обыкновенно приносил ему я, и брал у него для бухгалтерии «Коммуниста», как ранее для конторы Издательства «Жизнь и Знание», подобные расписки:

"Через Влад. Дмитр. Бонч-Бруевича, десять тысяч рублей(2) в счет гонорара получил за [книги 1) Аграрная программа 1 русской революции, 2) Из истории Соц.-дем. аграрн. прогр.].

В. Ульянов (Ленин).

Текст этой расписки написан рукой Влад. Бонч-Бруевича, а подпись «В. Ульянов (Ленин)» сделана собственноручно Владимиром Ильичем.

Для того, чтобы теперешним читателям было бы ясно, какое жалование по твердому курсу получал Председатель Совета народных комиссаров, я обратился в Валютное Управление СССР, прося помочь мне перевести эти ежедневно падающие денежные знаки на твердый курс по индексу того времени.

При любезном содействии т. Г. Гольдберга я получил 6/XI н. г. официальное уведомление «о переводе заработков В. И. Ленина, выраженных в совзнаках, на товарные рубли». Так как теперь мало кто помнит головокружительную головоломку, каковою являлись подобные перечисления, а самое падение валюты кажется сказочным, то для объяснения всех этих сложных манипуляций мы находим нужным привести здесь полностью разъяснения Валютного Управления. «В отношении 1918 и 1919 года, - сообщают они мне, - существуют всесоюзные и московские индексы Центрального Бюро Статистики Труда ВЦСПС, опубликованные в бюллетене ВЦСПС, ЦСУ и НКТ No 1 от 1/XII - 1922 г. Индексы эти были исчислены не в 1918 и 19 г., а позже по материалам о ценах за эти годы. Состояние товарного рынка в 1918 и 1919 г. было таково, что материалы о ценах не могут, конечно, считаться в достаточной степени выражающими средние цены товаров. За отсутствием для этих лет официальных курсов золотого рубля в совзнаках, приходится пользоваться индексом Стат. Труда ЦСПС при всяких перечислениях бумажных денежных знаков в твердые рубли за этот период.

«При пересчетах заработка В. И. Ленина в товарные рубли взят за основу Московский индекс Статистики Труда ВЦСПС.

«Произвести перевод бумажных денежных знаков на твердые рубли на каждую дату в отдельности не представляется возможным; так как индексы исчислены только на 1-ое число месяца и средние за месяц. Поэтому при пересчетах применялся тот или иной индекс в зависимости от больше близости к соответствующей дате или же средне-месячный.

«Данные о полученном В. И. Лениным доходе за 1918 г. в товарных рублях исчислены не путем перечисления общей годовой суммы по средне-годовому индексу, а как сумма полученной зарплаты и литературного заработка в твердых рублях по месяцам.

«Произведенное этими методами перечисление дает следующие результаты:

По перечислению Валютного Управления этот общий доход Владимира Ильича (24 683 руб 33 к.) ровнялся в твердых рублях всего 266 р. 4 к.! Таким образом в то время жалование Председателя Совета народных комиссаров равнялось в среднем восьми рублям 75 копейкам в месяц. Цифра, весьма интересная и характерная для времени, потрясенного революцией. Весь средний месячный доход (жалование и литературный заработок) в то время у Владимира Ильича достигал двадцати двух рублей 16 копеек в месяц в твердых рублях.

Это «Заявление» было отправлено Управлением делами Совнаркома при следующей бумаге:

Р. С. Ф. С. Р.

Управление Делами

Совета Народных Комиссаров.

Москва, Кремль.

№ 5761

Пересылаю при сем заявление о доходе, полученном Председателем Совета Народных Комиссаров Владимиром Ильичом Ульяновым (Лениным) живущим в Кремле в здании бывш. Судебных Установлений. К этому заявлению прилагается официальная справка из Управления Делами Совета Народных Комиссаров от 16 сентября с. г. за No 5744 о полученных им деньгах в уплату присвоенного ему жалования с 1-го января 1918 г. по 1-е января 1919 г. на сумму 9683 руб. 33 коп. (девять тысяч шестьсот восемьдесят три руб. 33 коп.) 2) официальная справка Книгоиздательства и Книжного склада «Коммунист» Центрального Комитета Р. К. П. от 17 сентября за № 1005 на сумму гонорара полученного В. И. Лениным в течении 1918 г. за его книги в размере 15 000 (пятнадцать тысяч руб.)

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Влад. Бонч-Бруевич

Нам потребовалась неделя, чтобы собрать все эти сведения. И в эту неделю Владимир Ильич неоднократно напоминал и торопил меня с этим дело, так как он считал необходимым и нужным выполнять все законы самым точным образом Он успокоился только тогда, когда я сообщил ему, что вся эта переписка сдана под расписку участковому подоходному инспектору.

Влад. Бонч-Бруевич

  1. Н. К. Крупская (Ульянова) издавала несколько книг в издательстве "Жизнь и Знание", которым я заведовал и которое, соединившись с другими партийными изданиями, образовало, по решению ЦК партии, новое издательство.Коммунист", где Надежда Константиновна также печатала свои книги.
  1. В твердой валюте того времени это составляло, по исчислению Валютного Управления, всего-на-всего 6 руб

http://yroslav1985.livejournal.com/146807.html

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнит-распорядительная власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в гос. строительстве пр-в всех союзных сов.социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республик.) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хоз. и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению нар.-хоз. плана, гос. бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнениеВерт Н. История советского государства. 1900--1991. М., 1999. С. 130--131..

Однако этот перечень сильно расходится с официальными данными по составу первого Совнаркома. Во-первых, пишет российский историк Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность», в него входят наркомы из различных составов СНК, многократно менявшихся. Во-вторых, по словам Емельянова, Дикий упоминает ряд наркоматов, вообще никогда не существовавших! Например, по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене… Зато реально существовавшие наркоматы путей сообщения, почт и телеграфов в списке Дикого отсутствуют вообще!
Далее: Дикий утверждает, что в первый Совнарком входило 20 человек, хотя известно, что их было всего 15.
Ряд должностей указан неточно. Так, председатель Петросовета Г.Е. Зиновьев на самом деле никогда не занимал пост наркома внутренних дел. Прошьян, которого Дикий почему-то называет «Протианом», был наркомом почт и телеграфов, а не земледелия.
Несколько упомянутых «членов СНК» в правительство никогда не входили. И.А. Шпицберг был следователем VIII ликвидационного отдела Наркомюста. Кто подразумевается под Лилиной-Книгиссен, вообще непонятно: то ли актриса М.П. Лилина, то ли З.И. Лилина (Бернштейн), работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета. Кадет А.А. Кауфман участвовал в качестве эксперта в разработке земельной реформы, но к Совнаркому тоже никакого отношения не имел. Фамилия наркома юстиции была вовсе не Стейнберг, а Штейнберг…

Большевики ввели в первый состав Совнаркома только одного еврея, Троцкого Л. Д., занявшего должность наркоминдела.

Национальный состав Совнаркома до сих пор является предметом спекуляций:

Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель,
Чичерин — иностранные дела, русский;
Луначарский — просвещение, еврей;
Джугашвили (Сталин) — народности, грузин;
Протиан — земледелие, армянин;
Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей;
Шлихтер — снабжение, еврей;
Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей;
Ландер — госконтроль, еврей;
Кауфман — государственные имущества, еврей;
В. Шмидт — труд, еврей;
Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка;
Шпицберг — культы, еврей;
Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей;
Анвельт — гигиена, еврей;
Исидор Гуковский — финансы, еврей;
Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей;
И. Стейнберг — юстиция, еврей;
Фенгстейн — беженцы, еврей.

Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка:

«Еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи.

Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был. На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

Другим методом махинаций является изобретение ряда никогда не существовавших наркоматов.
Так, Андреем Диким в списке наркоматов упомянуты никогда не существовавшие наркоматы по культам, по выборам, по беженцам, по гигиене.
Володарский упомянут как нарком печати; на самом деле он действительно был комиссаром печати, пропаганды и агитации, но не народным комиссаром, членом СНК (то есть фактически правительства), а комиссаром Союза северных коммун(областного объединения Советов), активным проводником большевистского Декрета о печати.
И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов.
В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность.
Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В. и Ландеру К. И. и т. д. Происхождение Шлихтера А. Г. не вполне ясно, скорее всего, он является обрусевшим (точнее, обукраинившимся) немцем.
Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

А вот реальный состав первого Совета народных комиссаров (по тексту декрета):
Председатель Совета Народных Комиссаров — Владимир Ульянов (Ленин)
Нарком по внутренним делам — А. И. Рыков
Нарком земледелия — В. П. Милютин
Нарком труда — А. Г. Шляпников
Наркомат по военным и морским делам — комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК — Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко
Нарком по делам торговли и промышленности — В. П. Ногин
Нарком народного просвещения — А. В. Луначарский
Нарком финансов — И. И. Скворцов (Степанов)
Нарком по иностранным делам — Л. Д. Бронштейн (Троцкий)
Нарком юстиции — Г. И. Оппоков (Ломов)
Нарком по делам продовольствия — И. А. Теодорович
Нарком почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов)
Нарком по делам национальностей — И. В. Джугашвили (Сталин)
Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

Но какое теперь это имеет значение? Начальник сказал 80 - 85% евреев! Значит так оно и было! Кстати, в новый учебник истории не забудьте это записать. Это уж точно соответствует геополитическим интересам России раз Путин там считает...

Или вы хотите Самого поправить? Ох, евреи, и не думайте! Иначе - пеняйте на себя. Короче, теперь косяк с большевистскими репрессиями - точно уже на вас!

Вот точная цитата из гаранта:

"Решение о национализации этой библиотеки (Шнеерсона - АК) было принято первым советским правительством, и членами его являлись примерно на 80-85% евреи. Но они же, руководствуясь ложными идеологическими соображениями, шли тогда на аресты и репрессии и иудеев, и православных, и представителей других конфессий - мусульман, - они всех гребли под одну гребенку. Вот это идеологические шоры и ложные идеологические установки - они, слава богу, рухнули. И мы действительно сегодня, по сути, передаем еврейской общине эти книги с улыбкой".

Как говорится, "Остапа понесло..."