Родители невесты называли их союз «бра­ком слона и голубки». Действительно, жених был старше невесты на 21 год, тяжелее на сто килограммов, выше на две головы, внешне уродлив, но слыл отча­янным ловеласом.

Диего Риверу называ­ли Принцем-жабой - при всей своей громоздкой, неуклюжей внешности он был наделен огромным обаянием - полон блес­тящего юмора, жизнен­ной силы, чувственности и нежности. Это притяги­вало женщин. Кроме то­го, ко времени второй же­нитьбы Ривера уже давно прославился как худож­ник-монументалист. Он получал заказы и от част­ных ценителей живописи, и от правительства Мек­сики.

С 1922 года Ривера состоял в мексиканской компартии, в 1927-28 го­дах посетил Советский Союз, а за не­сколько лет до того принимал у себя Маяковского. В Мехико дом знамени­того художника знали все мальчишки. И вот сенсация: Диего женится на ка­кой-то безвестной девчонке из Койоакана, ближнего пригорода Мехико.

Невесту звали Фрида Кало. Она родилась в семье фотографа Гильермо Кало, венгерского еврея-эми­гранта, и местной красавицы Ма­тильды Кальдерон. Матильда роди­ла мужу двух девочек. Старшая, Фрида, похожая на мать, стала лю­бимицей отца. Ее отличали живой ум, неуемный темперамент и кап­ризный характер. Стремительный бег Фриды по школьным коридорам напоминал полет птицы. Это осо­бенно удивляло тех, кто знал, что в шесть лет девочка перенесла по­лиомиелит.

Полет птицы оборвался в 1925 году, когда Фриде исполнилось во­семнадцать. Автобус, в котором она ехала, на полном ходу врезался в трамвай. Фрида серьезно повреди­ла позвоночник и таз, переломала ребра и ключицу. Лечение длилось несколько лет. Девушка перенесла тридцать три операции, переменила двадцать восемь корсетов, ее мучи­ли постоянные боли. Казалось, дух - единственное, что уцелело в ее теле. «Я осталась жива, и вдобавок мне есть ради чего жить, - говори­ла она матери. - Ради живописи». Именно живопись свела Фриду с Диего Риверой.

На грузного мужчину, расписы­вающего стены во дворе подготови­тельной школы, она обратила вни­мание, когда сама сидела за партой. А через несколько лет решилась по­казать ему свои рисунки. Может, от страха и смущения девушка вела себя дерзко. Боялась, что мастер не станет разговаривать с девчонкой. Но мастер не прогнал. Напротив, очень заинтересовался. Только не понятно, что поразило Диего боль­ше: ее рисунки или она сама. Так или иначе, вскоре маститый худож­ник попросил у отца Фриды ее руки. Как все отцы, Гильермо ревновал дочь к жениху. Когда дело приняло серьезный оборот, он попробовал охладить пыл влюбленного: «Моя дочь останется больной на всю жизнь. Подумайте об этом, и, если не разду­маете жениться, я дам согласие».

На свадьбу Фрида явилась во всем блеске своей яркой некраси­вости. Шею ее украшало нефрито­вое ожерелье доколумбовой эпохи, в ушах блестели тяжелые серьги с подвесками, а больные ноги при­крывала длинная юбка в националь­ном стиле. Сияющая от счастья Фрида, не могла не вызвать злую ревность бывшей супруги Диего, - Лупе Марин. Подвыпившая Лупе за­драла невесте юбку и крикнула: «Смотрите, вот на какие спички этот дурак променял мои восхититель­ные ноги!».

Разразился скандал. От расст­ройства жених хватил лишнего, пе­реколотил множество вещей и вдо­бавок кому-то прострелил палец. Новобрачные поссорились, и Фрида уехала к родителям. Только через несколько дней Ривере удалось вернуть ее домой.

Вскоре после свадьбы Лупе Ма­рин вновь наведалась к молодоже­нам. Она по-хозяйски осмотрела дом, сходила с Фридой на рынок, помогла выбрать кухонную посуду и прочую утварь, потом научила ее го­товить любимые блюда Риверы. Объяснила, что завтракает Диего обычно на рабочем месте. Еду туда следует приносить в корзиночке, накрытой салфеткой с надписью «Я тебя обожаю». Этот обычай Лупе пе­реняла у мексиканских крестьянок.

Восторги любви у молодоженов перемежались бурными ссорами. Ривера не собирался расставаться со своими привычками: он по-прежнему проводил много времени с бывшими подружками. Кроме того, он не терпел критики. А Фрида, обла­давшая художественным чутьем, ни­когда не отказывала себе в удоволь­ствии указать мастеру на его огрехи. Он в ярости бросал кисть, осыпал жену проклятьями и уходил из дома. А когда возвращался, то в знак при­мирения осыпал ее подарками - бу­сами, серьгами, подвесками. Фрида обожала украшения. Не важно, из че­го они были сделаны - из драгоцен­ных камней или дешевого стекла, из золота или жести. Давала себя знать индейская кровь. Девушка любила пеструю мексиканскую одежду и разноцветные шнурки в волосах.

Фрида воспринимала своего знаменитого супруга как большого ребенка. Она часто изображала его младенцем, лежащим у нее на руках. После тяжелых травм Фрида не могла иметь детей и все свое нерастрачен­ное материнское чувство отдавала мужу. Она купала его в ванне, побро­сав туда кучу игрушек. Правда, супру­ги не оставляли надежды обзавес­тись потомством. Трижды врачи при­знавали Фриду беременной, и триж­ды беременность заканчивалась вы­кидышем. В надежде на более квали­фицированную медицинскую по­мощь Ривера повез жену в США.


Соединенные Штаты Фриде не понравились. «Светское общество меня раздражает, - писала она в дневнике, - и все эти богатые лю­ди меня бесят, потому что я видела тысячи людей в самой страшной нищете, совершенно без еды, без жилья, это произвело на меня са­мое сильное впечатление. Как ужасно видеть богатеев, веселя­щихся день и ночь, когда тысячи и тысячи людей умирают от голода… Хотя мне очень интересно индуст­риальное развитие США, я нахожу, что американцы полностью лишены чувствительности и хорошего вку­са… Они живут словно в огромном курятнике, где очень грязно и не­удобно. Дома похожи на духовки, а все удобства, о которых они гово­рят, - это миф. Не знаю, может быть, я ошибаюсь, но я просто рас­сказываю, что чувствую».

Поездка не принесла Фриде сча­стья. В Детройте она заболела, да так, что врачи в очередной раз нашли повод объявить ее бездетной. Пере­живания выразились в картинах, названия которых говорят сами за се­бя: «Госпиталь Генри Форда», «Лета­ющая кровать».

С этого времени в творчестве Фриды наступил новый этап, о котором Диего сказал так: «…Она начинает работу над целой серией шедевров, каких еще не зна­ла история живописи, - картин, вос­певающих стойкость женщины перед лицом суровой истины, неумолимой действительности, людской жесто­кости, телесных и душевных мук».

Сам Ривера в США без дела не сидел. Нельсон Рокфеллер заказал ему фреску на стене «Радио-Сити» (ныне это Рокфеллеровский центр). Диего изобразил капитализм в виде «звероподобных финансовых воро­тил и продажных женщин в послед­ней стадии сифилиса». А над этой панорамой разместил портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Троцко­го и других революционных вождей. Эти портреты, в особенности изоб­ражение Ленина, вызвали неудо­вольствие заказчика. Он потребо­вал заменить лицо, «которое могло бы оскорбить чувства очень многих людей, на какой-нибудь нейтраль­ный персонаж». Фрида посоветова­ла мужу не идти на компромисс, и в результате всю работу по распоря­жению Рокфеллера уничтожили.

Увлечение идеями революции, поначалу объединявшее Диего и Фриду, вскоре стало причиной се­мейной драмы. В 1936 году, спаса­ясь от преследований Сталина, в Мексику прибыл «демон револю­ции» Лев Троцкий с женой Натальей Седовой. Диего и Фрида, востор­женные поклонники русской рево­люции вообще и Троцкого в частно­сти, встретили опальную чету и при­гласили ее к себе. Поскольку эмиг­рантов из России никто в Мексике не ждал, то приглашение это оказа­лось очень кстати.

По сути, Лев Давыдович оказал­ся на полном иждивении Диего и Фриды. Но на это никто из них вни­мания не обращал. Между мужчина­ми завязались самые теплые друже­ские отношения. Подружились меж­ду собой и женщины. Троцкий назы­вал мексиканца «величайшим про­водником» Октябрьской революции. «Это не просто картины, - писал он о фресках Риверы, - не объект пас­сивного эстетического созерцания, это живая часть классовой борьбы».

Рухнула идиллия из-за пылкой любви Троцкого к Фриде. Их роман оказался ярким, но очень коротким. Скорее всего, Фрида к Троцкому ни­каких особенных чувств не испыты­вала. С ее стороны это было, веро­ятно, местью мужу за его бесчис­ленные любовные похождения, осо­бенно за связь с ее любимой сест­рой Кристиной. Однако, как ни стремилась Фри­да избежать скандала, Диего узнал о ее романе со своим близким другом. Троцкому пришлось спешно подыс­кивать себе другое жилье. Он ока­зался в мексиканской глуши почти без средств к существованию и вскоре был зверски убит агентом, подосланным Сталиным.

А в семье Риверы атмосфера ста­новилась все более напряженной. Простить жену Диего не хотел. Фрида же не могла оправиться от потрясения, вызванного связью мужа с ее се­строй. В 39-м супруги решили рас­статься. Фрида уехала в Нью-Йорк. Пытаясь забыть Риверу, она заводила один роман за другим. А вскоре нача­лись страшные боли в позвоночнике, стали отказывать почки.

В это время она создала шедевр «Две Фриды». Это двойной автопор­трет. Первая Фрида, в мексикан­ском костюме, - счастливая и лю­бимая, она держит медальон с изоб­ражением Диего. Вторая, в евро­пейском платье, - одинока и несча­стна. Из ее руки торчит медицин­ская игла с трубкой. Через эту труб­ку сочится кровь, уходит жизнь.

И все же, несмотря на такую гру­стную живопись, Фрида надеялась, что любимый вернется. Он действи­тельно нашел ее в клинике Сан-Франциско. К этому моменту она пе­ренесла одну тяжелейшую операцию и готовилась ко второй, тоже серьез­ной. По прогнозам врачей, ей предстояло провести остаток дней в по­стели, не снимая жесткого корсета.

Диего опустился перед ней на коле­ни и умолял о прощении. Чувство между бывшими супругами вспыхну­ло с новой силой. Счастливый Риве­ра уехал приводить свой дом в поря­док, а она слала ему вслед письма, полные любви: «Диего, скоро мы со­единимся навсегда, без скандалов и всего прочего - чтобы просто лю­бить друг друга. Я люблю тебя боль­ше, чем когда бы то ни было. Твоя ма­ленькая девочка Фрида». В 1940 году они поженились во второй раз.

Нет сомнений, что Ривера, не­смотря на все свои увлечения, не переставал любить Фриду. Он пи­сал: «У нее было изящное нервное тело и нежное личико. Длинные во­лосы, темные густые брови соеди­нялись на переносице. Они были по­хожи на крылья дрозда, а из-под них на меня смотрели два удивительных карих глаза».

А вот признание Фриды: «Никому никогда не понять, как я люблю Дие­го. Я хочу одного: чтобы никто не ра­нил его и не беспокоил, не лишал энергии, которая необходима ему, чтобы жить. Жить так, как ему нра­вится, - писать, глядеть, любить, есть, спать, уединяться, встречать­ся с друзьями, но только не падать духом». Заметим, эти слова написа­ны женщиной, прикованной к посте­ли. «Я не больна, - говорила она. - Я разбита. Но я счастлива жить, по­ка могу рисовать».

Духи «Shocking»

До болезни, в 1938 году, Фрида Кало по приглашению писателя Анд-ре Бретона привезла свои работы в Париж и произвела там фурор. Одну из картин купил Лувр. Такой чести не удостоился даже ее знаменитый муж. Впрочем, мексиканка покори­ла взыскательных французов не только живописью, но и экзотичес­кой внешностью. Портреты Фриды замелькали на обложках журналов. Законодательница высокой моды Эльза Скиапарелли создала знаме­нитое платье «Мадам Ривера» и к не­му духи «Шокинг», заложив тем са­мым целое направление, стиль.

В мире высокой моды память об удивительной мексиканке жива до сих пор. В 1998 году Жан Поль Готье создал целую коллекцию одежды под девизом «Фрида». Демонстри­ровали ее девушки со сросшимися бровями и коронами из черных во­лос, украшенных цветами и лентами.

Цветы она действительно любила. Она вообще любила все, что создано природой. Символы плодородия встречаются на многих ее картинах: цветы, фрукты, обезьяны, попугаи. Их обвивают ленты, ожерелья, вино­градные лозы, кровеносные сосуды и колючие ветки терновника. Она при­знавала право на жизнь за всем, что живет, - даже за тем, что может ра­нить или убить. Это и есть любовь - великое празднество жизни.

Фрида не хотела умирать. В 1954 году, за восемь дней до смерти, она написала натюрморт: разрезанные арбузы на темном фоне. На красной, как кровь, мякоти можно прочесть: «VIVA LA VIDA!» («Да здравствует жизнь!»). Такой символ любви, по­беждающей смерть, придумала ху­дожница. А на одной из последних страниц в ее дневнике Диего нашел такое стихотворение:

Я многое смогла

Я смогу ходить

Я смогу рисовать

Я люблю Диего больше

Чем люблю себя

Воля моя велика

Воля моя жива.

Живопись Фриды Кало :


Viva la Vida, 1954



Есть в Мехико — сити район Койоакан, там на пересечении улиц Лондрес и Альенде, можно найти известный на всю Мексику, небесно-голубой дом, построенный в колониальном стиле. В нем расположен музей прославленной мексиканской художницы Фриды Кало, экспозиция которого полностью посвящена ее непростой жизни, неординарному творчеству и огромному таланту.

Дом, окрашенный в яркий голубой цвет, принадлежал родителям Фриды с 1904 года. Здесь в 1907 году, 6 июля появилась на свет, будущая художница, которую при рождении нарекли Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Отец девочки Гулермо Кало, еврей, приехавший в Мексику из Германии, занимался фотографией. Мать – Матильда была уроженкой Америки и испанкой по происхождению. С детства девочка не отличалась здоровьем, перенесенный в возрасте 6 лет, полиомиелит, навсегда оставил след в ее жизни, Фрида была хромой на правую ногу. Таким образом, судьба ударила Фриду в первый раз. ( с посещением музея Фриды Кало)

Первая любовь Фриды

Инвалидности не удалось сломить характер и сильный дух ребенка, несмотря на свое увечье. Она наравне с соседскими мальчишками занималась спортом, скрывая свою, отставшую в развитии, короткую ногу под брюками и длинными юбками. Все детство Фрида вела активную жизнь, стремясь быть первой во всем. В 15-летнем возрасте прошла отбор в подготовительную школу и собиралась стать врачом, правда уже тогда проявляла интерес к живописи, но считала свое увлечение несерьезным. Именно в это время она встретила и увлеклась знаменитым художником Диего Риверой, заявив своим друзьям, что непременно станет его женой и родит от него сына. Несмотря на всю свою внешнюю непривлекательность, Ривера безумно нравился женщинам, а он, в свою очередь, отвечал им взаимностью. Художнику доставляло удовольствие заставлять страдать любящее его сердце, не избежала этой участи и Фрида Кало, но немного позже.


Роковое стечение обстоятельств

Однажды, дождливым сентябрьским вечером 1925 года, к бойкой и смешливой девчонке неожиданно пришла беда. Роковое стечение обстоятельств столкнуло автобус, в котором передвигалась Фрида с трамвайным вагоном. Девушка получила серьезные травмы, по словам медиков, практически несовместимые с жизнью. У нее были сломаны ребра, обе ноги, причем конечность пострадавшая в детстве от недуга, была повреждена в 11 местах. Позвоночник получил тройной перелом, тазовые кости были раздроблены. Металлические перила автобуса пропороли ей живот насквозь, возможно навсегда лишив радости материнства. Судьба нанесла ей свой второй сокрушительный удар. И только великая стойкость духа, и огромная тяга к жизни, помогли 18-летней Фриде выжить и перенести порядка 30 операций.


На протяжении целого года девушка была лишена возможности вставать с постели, ее страшно тяготило вынужденное бездействие. Именно тогда она вспомнила о своем интересе к живописи и стала писать первые картины. По её просьбе, отец принес в больницу кисти и краски. Он сконструировал для дочери специальный мольберт, который располагался над кроватью Фриды таким образом, чтобы она могла рисовать в лежачем положении. С этого момента и начался отсчет в творчестве великой художницы, которое в ту пору выражалось в основном в её собственных портретах. Ведь единственное, что девушка видела в зеркале, подвешенном под кроватным балдахином, было ее лицо, знакомое до мельчайшей черточки. Все непростые эмоции, вся боль и отчаяние, отражались в многочисленных автопортретах Фриды Кало.


Сквозь боль и слезы

Титановая твердость характера Фриды и ее несокрушимая воля к победе, сделали свое дело, девушка встала на ноги. Закованная в корсеты, превозмогая сильную боль, она все-таки начала ходить самостоятельно, это была огромная победа Фриды, над, пытавшейся сломить ее, судьбой. В возрасте 22-х лет, весной 1929 года, Фрида Кало поступает в престижный Национальный Институт, где опять встречается с Диего Риверой. Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Между мужчиной и женщиной вспыхнул головокружительный роман, который уже в августе того же года, закончился свадьбой. 22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы.


Новое дыхание Фриды — Диего Ривьера

Совместная жизнь молодоженов началась с бурного скандала прямо во время свадьбы, и кипела страстями на всем своем протяжении. Их связывали большие, порою мучительные чувства. Как творческая натура, Диего не отличался верностью и частенько изменял жене, особо не скрывая этого факта. Фрида прощала, иногда в порыве злости и в отместку мужу, она пыталась крутить романы, но ревнивец Ривера пресекал их на корню, и быстро ставил зарвавшуюся жену и потенциального любовника, на место. Пока, в один прекрасный день, не изменил Фриде с ее собственной младшей сестрой. Это было третьим ударом, который нанесла женщине судьба — злодейка.


Терпение Фриды подошло к концу и супруги расстались. Уехав в Нью-Йорк, она всячески старалась вычеркнуть из своей жизни Диего Риверу, крутила один за одним головокружительные романы и страдала, не только от любви к неверному мужу, но и от физической боли. Ее травмы все чаще давали о себе знать. Поэтому, когда врачи предложили художнице операцию, она не раздумывая согласилась. Именно в это непростое время, Диего отыскал беглянку в одной из клиник и снова сделал ей предложение руки и сердца. Супруги опять были вместе.


Работы Фриды Кало

Все картины художницы сильны, чувственны и индивидуальны, в них нашли отклики происшествия и события из жизни молодой женщины, а во многих сквозит горечь несбывшихся надежд. Большую часть своей семейной жизни, Фрида горела желанием зачать и выносить ребенка, несмотря на категорический отказ мужа иметь детей. Все ее три беременности, к сожалению, закончились неудачами. Этот губительный для Фриды факт, явился предпосылкой к написанию картины «Больница Генри Форда», в которой выплеснулась вся боль женщины, так и не сумевшей стать матерью.


А работа под названием «Всего несколько царапин» на которой изображена сама художница, истекающая кровью от ран, нанесенных мужем, отражает всю глубину, жестокость и трагизм супружеских отношений Фриды и Диего.

Лев Троцкий в жизни Фриды Кало

Ярый коммунист и революционер Ривера, заразил жену своими идеями, множество её картин стали их воплощением и посвящены видным деятелям коммунизма. В 1937 году в доме супругов, по приглашению Диего, останавливался Лев Давидович Троцкий, спасавшийся в жаркой Мексике от политических преследований. Молва приписывает отношениям Кало и Троцкого романтическую подоплеку, якобы темпераментная мексиканка покорила сердце советского революционера и, несмотря на свой почтенный возраст, он увлекся ей как мальчишка. Но Фриде быстро наскучила навязчивость Троцкого, разум возобладал над чувствами, и женщина нашла в себе силы оборвать короткий роман.


Подавляющая часть картин Фриды Кало пронизаны национальными мотивами, она с большой преданностью и уважением относилась к культуре и истории своей родины, коллекционируя произведения народного искусства и отдавая предпочтение национальным костюмам даже в обыденной повседневной жизни. Мир оценил произведения Кало только через полтора десятка лет после начала творческой карьеры, на Парижской выставке искусства Мексики, организованной преданным поклонником ее таланта – французским писателем Андре Бретоном.


Общественное признание творчества Фриды

Работы Фриды произвели настоящий фурор, не только в «простых смертных» умах, но и в рядах маститых художников того времени, среди которых были такие известные живописцы как П. Пикассо и В. Кандинский. А одно из её полотен удостоилось чести и было размещено в Лувре. Однако, эти успехи оставили Кало достаточно равнодушной, она не желала вписываться в рамки каких-либо стандартов, и не относила себя ни к одному их художественных течений. У нее был свой собственный, не похожий на другие стиль, который до сих пор озадачивает искусствоведов, хотя из-за высокого символизма, многие считали ее картины сюрреалистичными.


Вместе с всеобщим признанием, обостряется болезнь Фриды, пережив несколько операций на позвоночнике, она теряет способность передвигаться самостоятельно и вынуждена пересесть в инвалидное кресло, а вскоре и вовсе лишается правой ноги. Диего постоянно находится рядом с женой, ухаживает за ней, отказываясь от заказов. Как раз в это время осуществляется ее давняя мечта: открывается первая большая персональная выставка, на которую художница приезжает на карете скорой помощи, прямо из больницы и буквально «влетает» в зал на санитарных носилках.

Наследие Фриды Кало

Умерла Фрида Кало, во сне, в возрасте 47 лет, от воспаления легких, будучи признанной великой художницей, ее прах и посмертная маска по сей день хранится в доме – музее, открытом через два года после ее смерти, в доме, где прошла вся ее нелегкая жизнь. Здесь собрано все, что связано с именем великой художницы. Обстановка и атмосфера, в которой проживали Фрида и Диего сохранена с безукоризненной точностью, а вещи, принадлежавшие супругам, казалось бы, до сих пор хранят тепло их рук. Кисти, краски и мольберт с незаконченной картиной, все выглядит так как будто автор вот-вот вернется и продолжит работу. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон.


В музее сохранены многие личные вещи великой художницы, одежда, обувь, украшения, а также предметы, напоминающие о ее физических страданиях: сапожок с укороченной правой ноги, корсеты, инвалидное кресло и накладная нога, которую Кало носила после ампутации конечности. Повсюду стоят фотографии супругов, разложены книги и альбомы и, конечно, их бессмертные картины. (посетить Музей Фриды Кало можно в нашем )


Попадая во внутренний дворик «голубого дома» понимаешь насколько дорога мексиканцам память о легендарной женщине по его идеальной чистоте и убранству, а расставленные повсюду диковинные статуэтки из красной глины, рассказывают посетителям о любви супругов к произведениям искусства, Америки доколумбового периода.


Вива ла вида!

Для жителей Мексики, да и всего человечества, Фрида Кало навсегда останется национальной героиней и примером огромного жизнелюбия и мужества. Несмотря на боль и страдания, которые шли с ней рука об руку всю жизнь, она никогда не теряла оптимизма, чувства юмора и присутствия духа. Разве не об этом говорит надпись, сделанная на ее последней картине, за 8 дней до смерти, «Viva la vida» — «Да здравствует жизнь».


История жизни неподражаемой художницы Мексики, коммунистки и бунтарки Фриды Кало, которая несмотря на свои физические недуги сводила мужчин с ума. Сегодня её работы висят в лучших музеях мира и разлетаются на аукционах за считанные секунды.

В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.

Итог - тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, рёбер. Помимо всего, Фрида оказалась буквально нанизанной на железные перила, которые пропороли ей живот и матку.



Врачи спасли ее, год она провела в постели в ортопедическом корсете, но боль осталась навсегда. Невыносимые физические страдания вылились в гениальную и такую же больную живопись – некий автобиографический сюр-исповедь.


Инвалидная коляска и гипс – вот почти постоянное средство ее передвижения и наряд. 32 операции, долгие месяцы в больницах. Специальный подрамник, позволявший писать лежа.


Но жить хотелось. В коляске она пробовала вальсировать, а на гипсе рисовала бабочек – «Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»

С 1944 года и до самой смерти в 1954-м Фрида вела дневник. Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован, мгновенно став бестселлером.


170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».


«Диего-начало, Диего-мой ребенок, Диего-мой друг, Диего-художник, Диего-мой отец, Диего-мой возлюбленный, Диего-мой супруг, Диего-моя мать, Диего-я сама, Диего-это все.»

Любви великого мексиканского мачо она добивалась долго. Диего Ривера был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами. Список его любовниц не поддавался исчислению. И тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.


Первое осуществилось - сексуальная хромоножка со слившимися бровями все-таки покорила сердце знаменитого живописца.



А вот страстная мечта о ребенке так и осталась мечтой, результат той аварии – три выкидыша и тяжелейшая депрессия, усугублявшаяся постоянными изменами Диего.

«Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…»

Сам Ривера любил изображать себя в виде толстой жабы с чьим-то сердцем в руке.

Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать, - говорил он.

В конце концов, Ривера совратил младшую сестру Кало, Кристину, что стало последней каплей, и они с Фридой развелись.

Но уже через год поженились снова, жить без Диего Фрида не умела.

Правда, добропорядочной жены из нее не получилось. Фрида имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.


Связь Фриды с Троцким долго не афишировалась – в 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал.

\

Все потому, что будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды.


«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» - писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало.

Ривера вдруг страшно заревновал. Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжелой руки Диего.


Болезнь прогрессировала. На свою первую персональную выставку Фриду доставили на машине скорой помощи и ввезли в зал на каталке.

Улыбающуюся, с цветком в волосах и неизменной сигаретой.


Эту картину она написала за восемь дней до смерти.

Viva la vida – «Да здравствует жизнь».

Солнечный арбуз рисовала уже лежа, с ампутированной ногой, приписав напоследок:

«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»

И все-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды, которые должны стать лозунгом для каждого, эти: Дерево надежды, стой прямо.

Фри́да Ка́ло де Риве́ра или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н - мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Биография художницы

Кало Фрида (Kahlo Frida) (1907-1954), мексиканский художник и график, жена , мастер сюрреализма.

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году, в семье еврейского фотографа, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет она перенесла полиомиелит, и с тех пор правая нога стала короче и тоньше левой.

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Кало попала в автокатастрофу: сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра и нога в одиннадцати местах. Врачи не могли поручиться за ее жизнь.

Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время Кало попросила у отца кисть и краски.

Для Фриды Кало сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида Кало могла видеть себя.

Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1929 году Фрида Кало поступает в Национальный институт Мексики. За год, проведенный почти в полной неподвижности, Кало всерьез увлеклась живописью. Снова начав ходить, посещала художественную школу и в 1928 году вступила в компартию. Ее работы высоко оценил уже знаменитый к тому времени художник-коммунист Диего Ривера.

В 22 года Фрида Кало вышла за него замуж. Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда - врозь. Их связывали отношения — страстные, одержимые и порой мучительные.

Древний мудрец сказал о подобных отношениях: «Ни с тобой, ни без тебя жить невозможно».

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.

Больше всего в жизни Фрида Кало любила саму жизнь - и это магнитом притягивало к ней мужчин и женщин. Несмотря на мучительные физические страдания, она могла развлекаться от души и широко кутить. Но поврежденный позвоночник постоянно напоминал о себе. Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в госпиталь, чуть ли не постоянно носить специальные корсеты. В 1950 году ей сделали 7 операций на позвоночнике, 9 месяцев она провела на больничной койке, после чего могла передвигаться только в инвалидной коляске.


В 1952 году Фриде Кало ампутировали до колена правую ногу. В 1953 году в Мехико проходит первая персональная выставка Фриды Кало. Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.

Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего Ривера и Фрида Кало собирали всю жизнь, находится в саду «Голубого дома» (дома-музея).

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года.

«Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида».

Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» - Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели - Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.

Творчество Фриды Кало

В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи - в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.

Специалисты полагают, что 1940-е - это эпоха расцвета художницы, время её самых интересных и зрелых работ.

Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).


Выставки

В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи - её посетили около 370 тысяч человек.

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, - почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Вход в дом охраняют два гигантских Иуды, их фигуры двадцати футов высотой, из папье-маше, делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Ярко-голубые и красные стены дворика украшает ещё одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год».


Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934-1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они - часть легенды о Фриде.

Характер

Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.


Стоимость картин

В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе - 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.

Рекордом стоимости картин Кало остаётся ещё один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 млн долларов (при первоначальной оценке - 3 - 3,8 млн.).

Коммерциализация имени

В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.

Библиография

В искусстве

Яркая и неординарная личность Фриды Кало нашла своё отражение в произведениях литературы и кинематографа:

  • В 2002 году был снят фильм «Фрида», посвящённый художнице. Роль Фриды Кало сыграла Сальма Хайек.
  • В 2005 году был снят неигровой арт-фильм «Фрида на фоне Фриды».
  • В 1971 году вышел короткометражный фильм «Фрида Кало», в 1982 году - документальный, в 2000 году - документальный фильм из серии «Великие художницы», в 1976 году - «Жизнь и смерть Фриды Кало», в 2005 году - документальный «Жизнь и времена Фриды Кало».
  • У группы Alai Oli есть песня «Фрида», посвящённая Фриде и Диего.

Литература

  • The diary of Frida Kahlo: an intimate self-portrait / H.N. Abrams. - N.Y., 1995.
  • Teresa del Conde Vida de Frida Kahlo. - Mexico: Departamento Editorial, Secretaría de la Presidencia, 1976.
  • Teresa del Conde Frida Kahlo: La Pintora y el Mito. - Barcelona, 2002.
  • Drucker M. Frida Kahlo. - Albuquerque, 1995.
  • Frida Kahlo, Diego Rivera and Mexican Modernism. (Cat.). - S.F.: San Francisco Museum of Modern Art, 1996.
  • Frida Kahlo. (Cat.). - L., 2005.
  • Леклезио Ж.-М. Диего и Фрида. - М.: КоЛибри, 2006. - ISBN 5-98720-015-6.
  • Кеттенманн А. Фрида Кало: Страсть и боль. - М., 2006. - 96 с. - ISBN 5-9561-0191-1.
  • Prignitz-Poda H. Frida Kahlo: Life and Work. - N.Y., 2007.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Картины мексиканской художницы







Моя нянька и я

Ей было уготовано судьбой терпеть боль: 32 операции, инвалидная коляска и гипс, чтобы поддерживать разбитый позвоночник. Ее безумная любовь к мужу сменялась такой же ненавистью, преданность – многочисленными романами. Фрида Кало стала легендой еще при жизни.

«Деревянная нога»: как Фрида стала калекой

В пригороде Мехико было здание, которое из-за кобальтовой краски на стенах называли Голубым домом. Здесь жила семья эмигранта немца-лютеранина Гильермо Кало и красавицы мексиканки с индейскими корнями Матильды . 6 июля 1907 года у них родилась третья дочь – Фрида .

В шесть лет девочка переболела полиомиелитом. После болезни правая нога у нее стала короче и намного тоньше левой. Этот физический недостаток Фрида впоследствии прятала всю жизнь под длинными юбками или мужскими брюками.

А вот хромоту скрывать не получалось, из-за чего мальчишки ее дразнили «деревянной ногой». Но Фрида могла постоять за себя и наказать обидчиков. Она занималась боксом и вообще любила спорт. А острый ум и бойкий характер делали ее лидером в любой компании.

В 1922 году известный мексиканский художник Диего Ривера расписывал потолки в Национальной подготовительной школе. Он периодически слышал, как девчачий голос выкрикивал в его адрес оскорбления. Но саму хулиганку, прятавшуюся за колоннами, он обнаружить не смог.

Через некоторое время, когда Диего вместе со своей второй женой Лупе Марин работал на лесах, к ним в аудиторию втолкнули ученицу. Девочка попросила разрешения понаблюдать за работой великого художника. Она не отводила глаз от мужчины, и это начало раздражать Марин.

Женщина стала язвить в адрес юной поклонницы, а потом не выдержала и подошла с грозным видом к девчушке вплотную. Но ученица спокойно выдержала взгляд жены художника, чем привела женщину в восторг. В конце дня девочка, уходя, сказала только два слова «Спокойной ночи», и Ривера узнал голос той самой хулиганки.

Фрида Кало в 12 лет. Источник: wikipedia

Две аварии: судьба жестоко испытывала Фриду Кало

17 сентября 1925 года Фрида ехала на автобусе по неотложным делам. Водитель не справился с управлением и врезался в трамвай. Страшная авария навсегда изменила жизнь 18-летней Кало, которая просто чудом сумела выкарабкаться с того света.

Она несколько лет провела на больничной койке. После столкновения у нее был тройной перелом позвоночника в поясничной области, тройной перелом таза, сломаны ключица и ребра, ступня правой ноги была раздроблена и вывихнута, вдобавок кости на ноге были переломаны в 11 местах. И это, не считая вывихов и ушибов.

Но самое страшное, что девушка была практически нанизана на металлические перила, которые проткнули ее живот и матку. С этого дня Фрида училась не только заново жить, потом сидеть и ходить, но и терпеть постоянную, невыносимую боль.

Фрида Кало и Диего Ривера. 1932 год. Фото: Карла Ван Вехтена. Источник: wikipedia

Ей пришлось несколько месяцев провести в гипсе, потом неподвижно лежать в кровати. И именно в это время она попросила сделать ей специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа. Фрида попросила закрепить на потолке зеркало и начала писать свой автопортрет.

Спустя много месяцев, когда Кало могла самостоятельно передвигаться, она пришла к Диего Ривере, который писал фреску в здании Министерства образования, и попросила его посмотреть несколько ее работ. По воспоминаниям Диего, он сразу понял, что перед ним настоящий художник. А в ходе разговора он вспомнил девчушку, которая выкрикивала в его адрес оскорбления, а потом завороженно смотрела на его работу. Позднее Ривера написал, что именно в тот момент Фрида стала самой главной частью его жизни. А Кало признавалась, что с ней случились две аварии: столкновение автобуса с трамваем и встреча с Диего Ривера.

Предательство мужа и сестры чуть не сломило Фриду

21 августа 1929 года Диего Ривера и Фрида Кало поженились. Родители девушки были против этого брака. Ривера, некрасивый, толстый, огромного роста, не пропускающий ни одной юбки, вряд ли бы исправился после третьей женитьбы. Но он был известен и богат, что стало существенным плюсом.

И родители Фриды сдались. Правда, Диего в день свадьбы показал себя во всей красе: он напился, начал драться с друзьями, а потом палить по ним из ружья. Кало была настолько зла на жениха, что несколько дней не выходила из дома отца и матери.

Фрида мечтала родить Диего ребенка, хотя он был против. Три раза она беременела, но из-за полученных в аварии травм выносить малыша не смогла. Из-за постоянных болей она по несколько месяцев лежала в больницах. При этом Диего, который был старше своей супруги на 21 год, не скучал и заводил романы на стороне.

В их доме собирались художники, артисты, писатели, коммунисты, так как оба были страстными поклонниками марксизма и состояли в мексиканской коммунистической партии.

Фрида много курила, любила текилу и крепкое словцо. Она постоянно подначивала мужа, так как сильно переживала из-за его любвеобильности. А потом и сама начала заводить романы на стороне, в том числе и с женщинами. Но узнав, что Ривера крутит роман с ее младшей сестрой Кристиной , Фрида ушла от мужа, так как не могла вынести предательства двух близких людей. Супруги помирились несколько месяцев спустя, но с тех пор предпочитали жить по отдельности.


Фрида и Диего. Фото: Карла Ван Вехтена.