Россия истребляла малые народы также, как и северо-американцы индейцев. Горькая правда.
Факты ниже в статье. Не только ненавистные нам англосаксы уничтожали и унижали покоренных ими туземцев, но и, к сожалению, нередко тоже самое делали и русские колонизаторы на Кавказе, в Сибири и Азии.

Во время эфира программы «Место встречи» на канале НТВ , американский журналист Майкл Бом, заявил, что если бы в Америке не убили бы индейцев, то не возникло бы такое государство как США. Это высказывание вызвало в студии бурную реакцию. В ответ на обвинения в свой адрес, Майкл Бом попытался сказать, что это нормальная практика при колонизации новых территорий, намекнув на Россию, но был немного удивлен, когда ведущий передачи Андрей Норкин рассказал ему о том, что Россия якобы "не проводила политику истребления местного населения и более того, стремилась сохранить язык, культуру и традиции малых народов входивших в состав Российской Империи и СССР".
Оригинал взят у tanya_mass в Если бы мы не убили индейцев, не было бы США - Майкл Бом

*** *** ***
Ну а теперь ниже наш российско-кавказский православно-патриотический интернациональный комментарий к этому обоюдному бреду, Бома, Норкина и повторившей за ними Тани Масс ("русской француженки", часто постящей у себя разные непроверенные фейки). Есть еще одна жертва идеологического мифа, что якобы "Россия не уничтожала малые народности" - это некая Сандра Ника
- см. ее пост https://sandra-nika.livejournal.com/1804456.html .
К сожалению, немало таких людей среди разных "русских патриотов" - они привыкли ругать Запад, США, обвинять их во всех смертных грехах, забывая, что и Россия тоже немало принесла зла в этот мир, при том, что добра наверно сделала все таки больше))

Христе Боже, вразуми и просвети всех заблудших - нацистов, коммунистов, атеистов, сектантов, язычников, иноверцев и лжеправославных, и помилуй всех нас, по велицей Твоей милости! Аминь+
***
Во-первых, Северо-Американские Штаты действительно убили большую часть коренного индейского населения. Особенно в этом постарались различные протестантские и сектантские общины.

Во-вторых, утверждение Норкина в корне также неверно, что якобы "Россия не проводила политику истребления местного населения и более того, стремилась сохранить язык, культуру и традиции малых народов входивших в состав Российской Империи и СССР".
Вспомним, например, историю "освоения" русскими Севера, Сибири и Дальнего Востока. Сохранились ведь отчеты атаманов, писавших в 17 веке царю, как они подвергали огню и мечу местные племена.
Исчез полностью живший на Амуре такой грозный народ как дауры, которые на протяжении двух веков активно сопротивлялись русской экспансии. Надо бы кое кому прочитать записки Дежнева, Хабарова и прочих "освоителей", как они сжигали полностью поселения дауров, тунгусов, маньчжуров, эвенков и др. народов, которые отказывались платить дань русским. Дауры же в ответ перешли к активному вооруженному сопротивлению, но силы были неравны и дауры были полностью истреблены. Были уничтожены и другие малые народности Сибири.

Исчезли некоторые малые народы, которых русские купцы и такие уж особо "православные" старообрядцы, и позже советские промысловики специально травили спиртом, чтобы очистить от ненужных людишек богатые земли.

Язык, культура и традиции всем новоприсоединенным народам навязывались именно русские, местные языки и культуры подавлялись и преследовались - это исторический факт. Надо почитать записки русских миссионеров и там это отражено.

Также было например и на Кавказе. В результате неумной и ошибочной русской политики на Кавказе (приведшей впоследствии и к долгой и кровавой Кавказской войне) были отвращены от православия многие его народы, бывшие православными намного раньше русских, еще с первых веков новой эры.

Черкесы-адыги-кабардинцы раньше всех на Кавказе присоединялись к России, вспомним жену царя Иоанна Грозного Марию Темрюковну, дочь кабардинского правителя. Это 16 век и тогда черкесские народы еще держались православного греческого закона. Но, им навязывалось в богослужении русская церковная традиция (не идеальная и искаженная, с точки зрения греческого православия) и церковнославянский язык. Это во многом отвратило черкесов от русских и от православия как такового (к сожалению). Осталась только часть кабардинцев (моздокских), которые сохранили верность православию, сохраняя при этом верность и своим национальным традициям.

Люди не хотели становиться русскими, а желали оставаться той национальности, в которой родились, оставаясь при этом православными.

В царской России вплоть до середины 19 века всем этим народам насильно навязывались русский язык, культура и традиции, а также русская версия православия. На западном Кавказе почти полностью были истреблены два десятка адыго-черкесских народностей, оставшиеся были выселены в Турцию, как и часть других кавказских народов.

Самыми последними на Кавказе приняли ислам, лишь только в 19 веке, вайнахские народы - чеченцы и ингуши. До того они были или христианами, или полуязычниками. Это стало большой кавказской трагедией (исламизация вайнахов и их дальнейшее противостояние с русскими, казаками и соседними христианскими народами Кавказа). К этому также привела абсолютно неумная политика российской власти.

Даже в сугубо православной Грузии, вскоре ее присоединения к России, начались массовые крестьянские восстания, которые были жестоко подавлены русскими войсками. Восстания были в ответ на закрытие многих храмов и монастырей и русификацию церковного богослужения. Епископы и священники в Грузии ставились в то время почти только из русских.

Вот в Южной Осетии, которая вместе с Северной вступила в состав России (и раньше грузинских княжеств), было проведено насильная запись осетин в крепостные крестьяне грузинским помещикам, хотя осетины сроду им не подчинялись и единая Осетия вошла в Россию раньше Грузии. Естественно, грузинские князья проплатили русской администрации, сидевшей в Тбилиси, чтобы совершить этот беззаконный захват земель и людей себе в рабство. Осетины конечно же подняли восстание, которое было подавлено русскими войсками. Поэтому часть осетин, в знак протеста,приняла ислам и ушла в Турцию.
Такие же инциденты произошли и в Северной Осетии. (Но, слава Богу, даже в таких условиях национального угнетения со стороны русских и грузин, большинство осетин хоть мало-мальски но сохранили верность православию, опять же повторюсь - несмотря на предательство со стороны русских и соседей-грузин, которым тоже вообще-то было тогда несладко, не князьям, а простому народу). Повсюду навязывался русский язык, культура и традиции.

Южным осетинам и абхазам грузинские князья навязывали свой язык и традиции. Также было в Грузии и в советское время. Шла тотальная грузинификация южных осетин и абхазов. В северной Осетии в советское время шла насильная русификация, даже был период, с 1981 года, когда осетинские школы на Севере Осетии вообще были все закрыты. А в Нагорном Карабахе армяне не имели своих национальных школ, учили только на азербайджанском вплоть до 1960-х годов. Потом были открыты единицы армянских школ, при старшем Алиеве.

Ну и вспомним, великие переселения народов в 1940-е годы в Сибирь и Казахстан. Выселенцам категорически запрещалось учить детей своему языку. Хотя это продлилось не так долго. И это тоже факт.

Учите историю и не распространяйте фейки, с обоих сторон.
Простите, если что не так. Не обижайтесь.
С уважением, Искандер и его друзья.

п.с. С американцами конечно все понятно, они потомки сектантов и бандитов, но нашим то православным людям не надо лгать что в России было все хорошо в межнациональных отношениях, что не истреблялись иные народы, что не навязывались им русский язык, культура и традиции, а надо говорить правду, и только ПРАВДУ, что всяческое насилие со стороны России к инородцам тоже имело место быть, примерно до середины 19 века, потом ситуация немного изменилась, но уже было много пролито крови и нагнетено ненависти, что и привело к разделению унитарной Российской империи на советские республики в 1917-1920гг. Нацвопрос сыграл немалую роль в падении империи...
Конечно, Россия проявляла себя к туземцам в целом более гуманнее, чем другие империи и державы, которые зачастую тотально уничтожали и/или обращали в рабство население своих колоний. Есть немалая польза в том что русские поделились своей великой культурой и образованием с инородным народностями, что способствовало их просвещению и вовлечению в мировою цивилизацию. Но, было ведь и дурное и злое и плохое тоже, особенно от российских чиновников, купцов и некоторых священников. Ничего не надо забывать.

Задумалась над постом кадыкчанского про влияние аккуратности на течение времени, особенно над коментом .

Возник фантасмагорический вопрос: а вдруг все эти волшебные невероятности и сенсационные озарения в том, что касается хода истории и физического облика былых эпох, нахлынувшие как-то одномоментно и захватывающие сотни тысяч умов сегодня, ни что иное, как...

Результат того, что какой-то недоросль, нахватавшийся ставших доступными всякому встречному-поперечному технологий регрессивного гипноза, и тому подобных техник, или же просто добравшийся до некоего устройства, позволяющего перемещаться во времени (не думаю, что это совсем уж так невозможно), случайно сделал там пару лишних телодвижений. в результате чего сейчас на наших глазах проявляются несуществовавшие ранее артефакты, карты, трактаты, священные книги и иже с ними, и все на наших глазах становится с ног на голову?

а может, это кто-то сознательно решил подкорректировать ход истории, и вместо того, чтобы энергозатратно делать это в настоящем, смотался быстренько в прошлое, нажал на пару точек, и - вуаля?

может быть, никто ничего от нас не "скрывал"? может, мы триумфально развенчивая "глобальную ложь", элементарно являемся свидетелями только что изменившегося под чьими-то манипуляциями прошлого?

я второй десяток лет живу на Иберийском полуострове. никогда не слышала о том, что здесь были крымские тавры , зато о маврах даже трехлеткам известно.

всегда удивляло, что от мавров в стране вообще ничего не осталось, хотя жили они здесь с 711 по 1452 года. во-об-ще ни-че-го, во все углы страны заглядывала, искала.

а заходим в один не самый туристический дворец (маркиза де помбала в оейраше), и видим панно из азулейжуш, кафеля, где на пару десятков квадратных метров - батальные картины, как рыцари в латах гонят казаков в шароварах и таскают их за чубы:











Флаг османской атаманской империи, насколько понимаю:

мальчик-хранитель музея ничего толком объяснить не шмог, лишь проблеял что это наверное битва с таврами.

товарищи я несколько лет была гидом в этой стране, ничегошеньки про тавров не слыхала...

а таких сюжетов в музеях видела - огромное количество, мужики в шароварах, сафьяновых сапогах, светловолосые да в чалмах:
на заднем плане боярин видали гарный какой? сцена снятия христа с креста между прочим.

тоже вполне себе на русского монарха похож:

на шапки обратите внимание:


этот в накидке горностаевой да БОЯРСКОЙ шапке - ПОНТИЙ ПИЛАТ, как понимаю...


русский скоморох на сюжете снятия с креста:

товарищи ну это уже перебор - русские скоморохи участвуют в снятии с креста Спасителя... ладно бы по португальской моде одет "скоморох" был, можно было бы списать, что художник рисовал в реалиях своего времени. НО ОТКУДА ПОРТУГАЛЬСКИЙ ХУДОЖНИК ИЗ ЭВОРЫ В 1560 ГОДУ ЗНАЛ, КАК ВЫГЛЯДЯТ НАШИ СКОМОРОХИ???

уже устала удивляться таким вот интересностям... что это за этнос? тартары? а мы имеем ли к ним какое-то отношение? так мавров с пиреней выгоняли, или тартар????

Друзья, может, это какие-то временно-пространственные турбулентности, а мы тут голову ломаем?? как раньше ученые могли этого всего не замечать, а, замечая, умалчивать наглухо, что никто столько времени не догадывался?

прожив почти 30 лет в Сибири, даже и не знала, что c 17 по 19 век производился жесточайший геноцид коренных сибирских народов , причем казаками. обращали в рабство и вырезали под корень племенами. как прочла статью, глаза на лоб полезли. никто об этом не помнит, на уроках в школе ни в институте не рассказывал. я в универе проходила вторую специальность - гида по родному краю, ни звука об этом не было сказано. знакома со многими представителями коренных народов сибири, все к русским хорошо относятся (кроме алтайцев, пожалуй). всю жизнь думала, что русские с малыми сибирскими народами всю дорогу душа в душу жили. или википедия врет?

Обращение к древней истории земель, которые принято считать «исконно русскими » шокирует так же, как, должно быть, среднего американца — открытие судьбы индейцев. Эта, казалось бы, хорошо знакомая земля, начинает говорить неведомым языком, звучащим как архаичный отголосок Калевалы. В многочисленных топонимах звучат слова когда-то живших здесь народов.

К моменту образования Киевского государства славяне успели заселить лишь ничтожный клочок — едва 3% — территории нынешней РФ. Сейчас на этих землях живёт менее одной пятой из 140-150 млн. русских; ещё три пятых — на колонизированных позже землях внутри и ещё одна пятая — вне РФ.

Русская народность сложилась в XIV-XV вв. в рамках Московского государства, к тому времени уже потеснив коренное финно-угорское население на территории современных Ленинградской, Архангельской, Вологодской, Кировской, Нижегородской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Московской и Рязанской (в Мещерской низине) и включив в свои границы земли народов той же группы — карелов, ненцев, коми, отчасти марийцев и удмуртов и др. Фактически, к моменту образования Московское государство более чем на три четверти территории состояло из заселённых и подчинённых земель финно-угорских народов.

Многие из них исчезли к нынешнему дню вовсе: меря, мурома, мещера. Ижоры осталось менее полутысячи человек, води — около сотни. Обычно считается, что эти народы были ассимилированы. В действительности, однако, для ассимиляции были обычно как минимум два предусловия — утрата своего языка и христианизация. Не всегда эти процессы проходили гладко и история предоставляет множество примеров, когда русские просто сгоняли финно-угров с их земель или истребляли. Летописи отмечают ещё в 1030 г. поход Ярослава Мудрого на чудь . Нижний Новгород основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. на месте разрушенного городка мордвы после завоевательного похода (а семнадцатью годами позже сожжён ханом Батыем и поделом!). Русские набеги той поры вынудили мордву создать оборонительный союз под началом князя Пургаса.

Мурома вовсе не была полностью ассимилирована, к XI-XII вв. значительная её часть переселилась из Окско-Клязьминского междуречья на восток и влилась в народ эрзя. В XIV в., спасаясь от христианизации и нараставших поборов со стороны Новгорода, на Каму уходили коми-зыряне , вытесняя в свою очередь манси за Урал.

Ожесточённое военное сопротивление русской экспансии оказывали обско-угорские князья в XII и XIV вв., однако в 1364 г. новгородское войско оттеснило угров к самой Оби и захватило земли вплоть до её устья; многие угры были вынуждены бежать за Урал. Эпопея завершилась уже московской карательной экспедицией в 1499 г. Впрочем, в 1710 г. потребовался ещё один военный поход для обращения местного населения в православие.

Вепсы в массовом порядке бежали от христианизации ещё в XV в. и даже позже и смешивались с другими народами. В конце XV в. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. В начале XVIII в. Пётр I, отстроив новую столицу, повторил операцию, выслав изрядную часть местного населения в Казань и заселив освобождённые земли русскими переселенцами.

Против русских на стороне татар за свою свободу воевали мари . Вот отрывок из их предания, восходящего, по-видимому, к XVI в.:

«Хотели русские пробраться в лес, потому что там хотели они жить, да только мари их туда не пропустили. Беспрерывно бились они друг с другом. Всех русских прогнали прочь в степь. Те мари, что пришли с долин, стали себе дома в лесах ставить, чтобы было им где жить. И дворы, и вес себе устраивали. И после того все мари жили в лесах, не могли они больше жить в долинах. Там их всех русские перебили ».

От последовавшего гнёта со стороны русских переселенцев луговые мари группами отселялись на восток, на территорию современного Башкортостана.

Сбор податей в 1552-1557 гг. после разгрома Казанского ханства Иваном Грозным сопровождался постоянными бунтами удмуртов ; в результате их подавления некоторые земли почти полностью обезлюдели (к примеру, были полностью и навсегда истреблены удмурты Арска и окрестностей). Вытеснили их и из Вятской земли, в 1489 г. присоединённой к Великому княжеству Московскому.

Во 2-й половине XVI в. мордва массово покинула свои поселения в связи с раздачей её земель русским помещикам, размещавшим там своих крепостных. Спасаясь от царских репрессий после своих восстаний и восстаний Разина и Пугачёва, в которых она принимала участие, в XVII-XIX вв. мордва бежала на Дон, в низовья Волги, в Заволжье, Сибирь.

К концу XVIII в. практически исчезли селькупы в Томском уезде — частью они переселились на север под демографическим давлением со стороны русских поселенцев.

Таким образом, история взаимоотношения славян и финно-угров в МоSSковии предстаёт перед нами как история ассимиляции и геноцида . А ведь мы ещё не затронули многовекового неравноценного торгового обмена русских купцов с северными народами. А спаивание как индейцев этих народов, генетически очень уязвимых для алкоголя, продолжается и сейчас. Даже националистический художник Бочаров счёл необходимым отметить:

«…Коренные народы [Сибири] — ханты, манси имеют колоссальные земли и богатства. Их захватили нефтяные компании олигархов »], а законных хозяев уничтожают. … Эти новые колонизаторы спаивают коренное население. Да ещё и хвастают, что поставляют водку и у них быстрые катера «Бураны». А те напьются и на этих «Буранах» погибают. Хищники между тем захватывают землю и корчуют лес. Это чистейшей воды колонизаторская политика. В советское время продолжительность жизни ханты, манси и других северных народов подняли до 52 лет, а сейчас она официально — всего 31 год. У таких прекрасных народов с уникальной культурой! » (Брать власть и спасать народы. — «Трудовая Россия» №10(177), 2003 г.).

Нельзя забыть и о пренебрежении к языку и культуре, которое в сложившихся условиях равноценно уничтожению национальной идентичности этих народов. Вот из обращения удмуртских учителей, объявивших в сентябре 2004 г. голодовку:

«В течение 10 лет в г. Ижевске проводилась подвижническая работа под эгидой и в рамках Министерства образования Республики по развитию культуры удмуртского народа… в виде зарождения и становления Национальной Государственной Удмуртской Гимназии… За это время Волков А.А. ервоначально в лице Председателя Правительства, а потом Президента Удмуртской Республики обещал построить новое здание национальной гимназии. Однако, вместо этого, летом 2004 года келейно и втайне от гимназистов Президент Волков А.А. принял решение о ликвидации Гимназии… путем создания неприемлемых условий для обучения удмуртских детей на удмуртском языке при переводе их в русскую общеобразовательную школу №21 на окраине города ».

Тем, кто любит повздыхать о «вымирании» русского народа, следовало бы знать, что основной удар последних лет пришёлся по мордве и родственным им народам. Если численность русских в России сократилась за 1989-2002 гг. на 3.3%, то марийцев — на 6.0%, чувашей — на 7.7%, удмуртов — на 10.9% и мордвы — на 21.3%! Стремительными темпами вымирают коми-ижемцы ; весьма вероятно, что это расплата за ракетную индустрию — долгие годы их земли осыпаются отработавшими ступенями стартующих с «Плесецка» аппаратов, в т.ч. содержащими крайне летучие и токсичные вещества в опасных для экологии объёмах.

«Нефтяные «реки», гептиловые «дожди», бокситовые «осадки» — вот что получили земли, освоенные нашими предками и оставленные нам в наследство » — пишут в открытом письме руководители национальной организации «Изьватас».

Интересно, что это вымирание финно-угорских народов началось ещё при советских хрущёвско-брежневских ревизионистах. Так, за 1959-1989 гг. численность мордвы в СССР сократилась на 10%, а убыль вепсов и карел была ещё больше. Число тверских карел уменьшилось в 10 раз — со 150 тыс. чел. в 1930 г. до 15 тыс. чел. в 2002 г. Кроме того, эти народы последовательно лишались своего языка, а значит и культуры: численность населения, родным языком для которого является коми , удмуртский или коми-пермяцкий за этот период также заметно сократилась.

Ситуация с русской экспансией вовсе не уникальна. На геноциде основана государственность Израиля, на геноциде и рабстве — государственность США. Между прочим, эта троица — Россия, Израиль и США — входят в число наиболее милитаризованных стран мира наряду с несколькими африканскими и ближневосточными странами.

Ликвидировать «республику Якутию», «Чукотский» и «Ненецкий автономные округа», как субъекты Федерации, срочно должно Федеральное Собрание России

Вопрос о расчленении России не снят с повестки дня. Национальный вопрос, (русский вопрос) является самой слабой стороной в неустойчивой политической конструкции Российской Федерации, большую часть территорий которой составляют «республики» и «национальные автономии».

Как известно, русский народ вот уже 100 лет лишен правосубъектности и всех политических институтов на своей собственной земле , и не отражен ни в одном законодательном акте, как убитого СССР, так и нынешней Российской Федерации (недаром посол Соединенных Штатов в Российской Федерации Джон Ф. Теффт является крупнейшим специалистом в области национальных отношений на постсоветском пространстве и бороздит территорию России, решая этот вопрос по-своему).

Русским нет места в Якутии, так решил Конституционный суд Республики. Кочевники вытесняют русскую нацию , как и во многих республиках в составе РФ. Эту русофобскую правовую и фактическую ситуацию надо срочно решать органам государственной власти.

Якутия – регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала и поэтому там в начальниках ходят исключительно якуты . Местные русские обслуживают бесписьменных скотоводов, говорящих с ними на русском языке, и носящих, в основном, русские фамилии и имена.

И вот теперь наша мощнейшая и крупнейшая страна в мире решила умом её депутатов и судей, что пора валить из России и избавляться от русского «диктата»? Это давно уже не вопрос. Это уже проделали во всех «государствах» бывшего СССР, которые таким же макаром были нарезаны под шумок в годы гражданской неразберихи и октябрьского Майдана, которому скоро 100 лет.

«В Якутии разрастается конфликт из-за права считаться коренным народом. Решение Конституционного суда Якутии по запросу депутата республиканского парламента от "Справедливой России" Михаила Габышева повлекло за собой обвинения в скрытом сепаратизме. Конституционный суд согласился с предложением Габышева толковать 42 статью конституции Якутии как "признание территории Якутии родной землей и исторической родиной якутского народа" с приравниванием к нему "коренных малочисленных народов Севера". Это решение открыло путь для соответствующих изменений в конституции.

Оппоненты указывают, что в таком случае право "на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями" будет гарантировано только якутам и "малочисленным народам Севера", в то время к русские его по факту лишаются . Очень интересная инициатива, если вспомнить, что именно в недрах Якутии находится треть мировых запасов алмазов, не считая иных полезных ископаемых », – пишет apn-spb.ru .

Стоит напомнить русскоговорящим депутатам и судьям из Якутии (Соха), что они разговаривают и несут свои антиконституционные и, по мнению большинства граждан России, убогие мысли на РУССКОМ ЯЗЫКЕ . И у них нет ни письменного, ни устного разрешения ни от одного русского человека говорить, думать и писать на информационной базе «Русский язык», принадлежащей исключительно русскому народу. И, тем более, продуцировать на русском языке такую подлую выдумку и уголовно наказуемую ахинею.

Хотелось бы так же напомнить якутам, читающим без разрешения эти строки на русском языке, что история Якутии и этноса якутов придумана и возведена в ранг государственной политики ненавистником русских Иосифом Сталиным . При нём «чудесным» образом без пролития даже одной слезинки белочки или оленёнка возникло государство («республика») в составе РСФСР – в далеком 1920 году.

Возникло «государство» – автономия кочевого племени, изгнанного с Алтая , на территории кочевья их стад размером в половину Западной Европы. Не проводилось никакого опроса или референдума о факте и возможности создания этого мифического «государства» на русских землях . Оно было создано усилиями трех якутов и комиссара по делам национальностей Иосифа Джугашвили 27 апреля 1920 года.

В те годы некие русофоско-настроенные «ч»удаки кроили Россию на племенные закутки. Но документов и подлинников этой странной исторической проделки тогда, когда на территории Русской земли бушевала гражданская война, нет ни в одном современном архиве. А те «копии», которые претендуют на подлинность, по мнению хранителей, являются фальшивками.

Этим фактом само существование и изымание огромных земель под названием «Якутия» из русских владений поставлено под вопрос. Также в своё время не нашлось подлинных документов о передаче Крымской АССР из состава РСФСР в состав УССР. Чем закончилась эта история, ныне знает весь мир и всё ещё содрогается, будучи в неё вовлечённым. Но эта территория – земля под фейковым брендом «Якутия» (то есть, земля, принадлежащая кочевникам-скотоводам) – намного раньше, чем туда прикочевали оленеводы, была заселена и освоена русскими людьми .

И тому примером служит древнейший городок за Полярным кругом в устье реки Индигирки «Русское Устье », которому ныне уже более 430 лет! Все города и посёлки так называемой «якутской» территории были созданы русскими поселенцами и первопроходцами. Никаких фактов освоения этих территорий кочевниками нет и быть не может. Вот как пишет об освоении русскими Севера Википедия, обратим внимание, на русском языке (на якутском энциклопедий нет, и вряд ли они возникнут в ближайшие столетия).

«По преданиям жителей села, Русское Устье было основано в конце XVI века русскими поморами, выходцами из старых владений Новгорода Великого (предположительно около 1570 года), бежавшими от преследований опричников Ивана Грозного . Однако первое упоминание о селе относится к 1638 году, именно в этом году казацкий отряд под руководством тобольского казака Ивана Реброва открыл морской путь на Индигирку и построил в низовьях реки два острожка. Август 1638 года считается датой основания села. Одновременно с "морским ходом" русские достигли Индигирки сухопутным путём и основали город Зашиверск , просуществовавший до начала XIX века. К концу XVII века в устьях северных рек появляются постоянные русские сёла – Булун (на Лене), Казачье (на Яне), Русское Устье (на Индигирке), Походск (на Колыме) и другие.

По сохранившемуся преданию, спасаясь от "горя-злосчастия" около четырёхсот лет назад, жители разных русских городов двинулись на кочах по Ледовитому морю на восток, достигли Индигирки, поселились здесь и назвали свою деревню Русским Устьем . Находится оно на 71 градусе северной широты. Среднегодовая температура воздуха −15 градусов. Основное занятие населения – рыболовство и охота на белого песца. В настоящее время русскоустьинцев выделяют в отдельную культурно-этнографическую группу русских.

Жители Русского Устья и Походска , живя в окружении местных народностей, отчасти смешиваясь с ними, тем не менее, сохранили почти в неприкосновенности родной язык , устное народное творчество и, главное, истинно русское самосознание . Видимо, поэтому многих путешественников удивляла одна, на первый взгляд, странная особенность: чем дальше на север едешь по Якутии, тем большее распространение имеет знание русского языка среди аборигенов.

Впервые Русское Устье упоминается в научной литературе, по всей видимости, в 1739 году в рапортах участника Великой Северной экспедиции лейтенанта Дмитрия Лаптева . Бот «Иркутск», которым командовал Лаптев, вмерз в лед около устья Индигирки . Экипаж на зимовку перебрался в деревню. Местные жители предоставили экспедиции жилье, транспорт, подвозили топливо и продовольствие. С их помощью за зиму удалось описать морской берег от Яны до Колымы, а также спасти судно от неминуемой гибели.

С тех пор Русское Устье обозначается на всех старинных картах, где нет, к примеру, Липецка и Калуги, а оно есть. И, видимо, не только потому, что в этой части карты много свободного места. Село это необычное – этнографическая неповторимость, "сколок Исландии русского быта". О нём написано пять солидных книг, много статей, снято два кинофильма. В 1986 году Пушкинский Дом выпустил книгу "Фольклор Русского Устья", которую большой русский писатель Распутин В. Г. назвал "поэтической исповедью, самосказанием таинственной души, её вдохновенным распевом". Таким может похвалиться не каждое село. Отсюда фактически начался морской поход Семена Дежнева , завершившийся великим географическим открытием. Эти места в разное время посетили Михаил Стадухин, Дмитрий Лаптев, Н. Шалауров, М. Геденштром, П. Анжу, П. Козьмин, Г. Майдель, Яков Санников, К. Воллосович .

Первый самолет, появившийся в небе восточной Арктики в 1929 году, совершил одну из своих посадок в Русском Устье . Не исключено, что об этой деревушке знал А. С. Пушкин из рассказов лицейского друга Ф. Ф. Матюшкина , работавшего в Колымо-Индигирском крае в 1820 – 1824 годах ».

Как создавалось фейковое государство для якутов: как это было?

27 апреля 1922 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) принял постановление «Об Автономной Якутской Социалистической Советской Республике» как федеративной части РСФСР с административным центром в городе Якутске. Данный регион явился самым крупным на территории России и самой большой административно-территориальной единицей в мире.

В 1920-1921 гг. возник вопрос об автономизации Советской Якутии. В это время активизировалась деятельность якутской национальной интеллигенции, выдвинувшей в качестве первоначальной задачи провозглашение автономии Якутии. Проект положения будущей Якутской республики был составлен комиссией под председательством якутского писателя П. А. Ойунского с позиций национального суверенитета.

(Нормальное вранье и фальшивка: якутская интеллигенция, которой и сегодня приходится даже думать на русском языке, ставит вопрос об автонимии от русских, на русском языке и получает всяческую поддержку у евреев из ЦИК РСФСР.) 21 января 1921 г. Политическое бюро Российской Коммунистической Партии (большевиков) обсудило вопрос об образовании Якутской АССР. Первый Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР В. И. Ленин поддержал данный проект и 16 февраля Президиум ВЦИК постановил образовать Якутскую АССР в составе РСФСР.

Одним из инициаторов образования автономии в Якутии явился советский государственный и партийный деятель Максим Аммосов . Именно он поставил вопрос об образовании Якутской АССР перед ЦКПСС и Народным комиссариатом по делам национальностей РСФСР. Так, на основании доклада Аммосова областное партийное собрание в 1921 году приняло резолюцию об осуществлении автономии. Идея об образовании автономной республики была поддержана и на первом съезде революционных комитетов Якутии в октябре 1921 года.

Там же было вынесено постановление о проведении выборов в Советы. Государственно-правовое оформление автономной республики завершилось постановлением Президиума ВЦИК от 27 апреля 1922 году. А уже в июне 1922 года было создано первое национальное советское правительство во главе с Платоном Ойунским . Получается, на основании некоего доклада некоего якута Аммосова Президиум ВЦИК 27 апреля 1922 года создал из русских земель страну для якутов.

«Это самый крупный регион Российской Федерации. Кроме того, Якутия – самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ – Казахстан, и по площади превосходит Аргентину – восьмое государство в мире по площади.


Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа)». Документы обо всех этих фантастических событиях были созданы гораздо позднее и являются фальшивками , как нам твердят некоторые историки и источниковеды. Мы имеем в составе РФ огромную территорию, которая уже на деле начала движение к ВЫХОДУ из состава государства. Благо и смутное время, и увлеченность масс Крымской победой, и смута на Украине, и маневры в Сирии к этому располагают умы кочевников якутов .

Что следует предпринять?

Якутия так же, как ещё 10 лет назад «Огинско-Бурятский автономный округ » в составе Иркутской области, как «Корякскую автономию » в составе Камчатского края, наряду с «Чукотским » и «Ненецкими » автономными округами, должна быть незамедлительно, даже без проведения референдумов и народных голосований лишена правосубъектности в качестве «республик» (государств) в составе Российской Федерации. Эти территории должны быть влиты на правах районов в составы близлежащих граничащих с ними областей и краёв, населенных русскими людьми , и желательно с разделением их на менее крупные части. Эту правовую операцию по исправлению уродливой конструкции, доставшейся от большевиков и укрепленной коммунистическим режимом, надо провести срочно.

Президент В. В. Путин в одном из своих выступлений назвал доставшееся в наследство национально-территориальное деление РФ «миной замедленного действия ». Эти мины надо начинать срочно ликвидировать . И начинать надо с Севера России. Ликвидировать мифические государства и автономии , составляющие Север России. И вместе с этим уничтожить даже помыслы у кочевых племен, основная часть которых искренне любит и не разделяет себя с русским народом. И перестать быть терпимыми к выходкам племенных вождей и стоящих за их спинами кукловодов, работающих на распад России .

Нет сомнения, что обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, подавляющим числом голосов быстро и решительно создадут и проголосуют за соответствующий пакет документов, как это было при воссоединении Крыма с Россией. А Законодательным собраниям всех субъектов РФ, где подавляющее большинство составляют депутаты партии с говорящим названием «Единая Россия» должны срочно заняться внесением поправок в собственные Уставы и Конституции. Хотя бы так, как в июле 1997 года это сделали депутаты Краснодарского Края:

Статья 2.1. Устава Краснодарского края

«1. Краснодарский край является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края (в ред. Закона Краснодарского края от 04.01.2001 N 331-КЗ)»

Хотя в редакции 1997 года, слов о «сословии казачества» не было, а было записано «исторической территорией и исконным местом проживания русского народа». Придя в губернаторы с поста председателя «Комитета по делам национальностей Государственной Думы», ныне министр Сельского хозяйства Ткачёв решил обузить русский народ и ввести сепаратистский подвох словами «об исторической территории формирования кубанского казачества». Ныне на эту роль претендуют украинские националисты, а русские остались с исконным местом проживания. Но даже эти строки явились спасительными.

Так, в Уставе Ставропольского края записано:

Статья 3. «…В Ставропольском крае признаются и обеспечиваются неотъемлемые права проживающих в нем народов, казачества, малочисленных этнических общностей на сохранение самобытности, культуры, языка, обычаев и традиций».

Как видим, нет ни перечня народов, ни указания этнических общностей, заселяй хоть беженцами из Сомали или Ирака.

Статья 5. «Земля и другие природные ресурсы Ставропольского края являются основой жизни и деятельности его жителей и не могут использоваться в ущерб интересам населения Ставропольского края».

Опять население, жители – без перечня субъектов прав, и это позволяет делать любой состав населения и заменять русских людей иными и пришлыми. Такие лукавые трактовки позволяют захватывать исконные территории русского народа выходцами с малоземельных республик Кавказа, и этот процесс вытеснения русских имеет постоянную тенденцию к усилению, и русские семьи тихо съезжают из Ставрополья под напором кавказцев, и при попустительстве местной власти. Так что, упоминание русского народа в Уставе Краснодарского края по факту практически единственное законодательное упоминание о русском народе в законодательной базе РФ, кроме Республики Колмыкия, как о субъекте права (правосубъектности) русских.

Статья 14. «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики, особенно почитание старших, уважение к женщине; любовь и забота о детях». Действующая редакция 1994 года...

Других упоминаний русского народа в законах России нет.

Справка: Якуты – кочевое племя, выходцы с территорий современного Китая; родина якутов – Юго-Восточная Азия.

Сепаратизм в России

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Летом 1581 года вольный казак Ермак Тимофеевич на деньги промышленников Строгановых собрал отряд в 840 человек, навербованных из среды уголовников - казаков, русских, литовцев, немцев, татар, и вооружённых большим количеством оружия (3 пушки-фальконета, 300 пищалей, несколько сотен испанских аркебуз, стреляющих дробью ружей, арбалетов, луков, несколько тысяч единиц холодного оружия - сабли, копья, алебарды, топоры, кинжалы), построил лодки (каждая - на 20 человек) и, подготовив запасы продовольствия и боеприпасов, отправился в начале осени в поход через Урал вниз по реке Чусовой.

Цель похода была хорошо всем известна - завоевание существующего в Западной Сибири ужу 150 лет гос. образования местных татар, более известного как Сибирское ханство. Причина похода - хан отказался платить Московии дань пушниной (ежегодно с каждого человека по соболю и белке).

В течение недели отряд плыл сначала по Чусовой, затем по её притоку Серебряной. На перевале через Урал была устроена зимовка, а весной казаки перетащили волоком лодки до реки Тагил и оказались непосредственно во владениях сибирского хана.

Это было полной неожиданностью для татар, которые, не желая терпеть присутствие русских, нещадно грабивших местное население, срочно отправили гонца к хану Кучуму с вестью о несчастье. Тот не испугался и послал на русских отряд в 10000 всадников во главе со своим лучшим военачальником Маметкулом.

Два войска встретились у берега Туры. Казалось, тут бы Ермаку и встретить свою заслуженную смерть, НО у казаков было огромное тактическое преимущество - наличие огнестрельного оружия. Выстроившись в каре, русские метким и чётким огнём сумели удержать сибиряков на расстоянии, отбивая их атаки, а когда те замешкались, ринулись в контратаку, решив исход сражения в свою пользу.

Отчаянно пытаясь помешать русским, которые наступали на столицу государства - город Искер, татары дали им ещё несколько сражений, в которых им, к несчастью, не удалось одержать верх, хоть Ермак и потерял половину своих людей.

23 октября 1582 года русские штурмом взяли Искер. Местные жители, однако, не прекратили борьбу за свою независимость, начав ожесточённую партизанскую войну против русских. Они отбили Искер и уничтожили бОльшую часть отряда Ермака (включая его самого), но русские, получив крупные подкрепления от Ивана Грозного, спустя несколько лет подавили последние очаги сопротивления.

Последствия русского завоевания оказались катастрофичными для сибирских татар. Из примерно 25 тысяч представителей этого народа к концу 16го века 80% были уничтожены физически или вынуждены уйти со всоих земель в Среднюю Азию. Другие же народы ханства (остяки, вогулы, самоеды, югра) хоть и не понесли таких численных потерь, но отныне за свою спокойную жизнь вынуждены были платить ясак (дань пушниной).

Вот такая она, экспедиция Кортеса по-русски.

Семён Дежнёвслужил сборщиком дани с сибирских народов. Однажды (ок. 1635 года), собрав дань, бОльшая часть казаков с награбленной пушниной отправились в Якутск, а Дежнёв вместе с отрядом остался в зимовье. И всё бы хорошо, но ему захотелось собрать ещё одну дань (для себя и своих людей лично), что он и сделал.

Но якутам это сильно не понравилось, и они решили отбить своё имущество. Собрав отряд, князь Пелева пытался взять крепость штурмом, но вынужден был отступить. В новую атаку якутов (500 человек) повёл князь Аллай. Дежнёва ранило в голову, но и Аллай был сражён копьём. Потеряв предводителя, якуты запаниковали, а казаки набросились на них и перебили ПОГОЛОВНО. Более того, они затем организовали карательный поход на жителей деревень, пытавшихся вернуть своё добро, и так же их почти всех

(не меньше 3000 человек)

истребили.

Ерофей Хабаров, ещё один авантюрист (вот в честь кого русские города свои называют!) на свои средства собрал небольшой отряд (40е годы 17го века) и пошёл в поход на земли амурских народов вниз по великой реке. Естественно, встречать хлебом-солью местные народы (в первую очередь дауры) русских не стали, и уж тем более не хотели они принимать русское подданство и платить дань Белому Царю. Хабаров посему штурмовал города по пути движения своего отряда. Особенно отчаянно сопротивлялся оккупантам даурский князь Гугудар: его воины до последнего стреляли в русских, защищая свой город, который тем не менее пал, хоть Хабаров и потерял под его стенами четверть отряда.

Соседние князья, испуганные зверствами, учиняемыми русскими в захваченных городах и посёлках, всё же решили принять русское подданство.

В 1649 году Хабаров с 70ю казаками был послан правительством на Амур, где в мае следующего года выстроил острог, названный Ачанским городком. Но он не учёл важный факт: та местность считалась владением манчжуров, в то время создавших мощное военизированное государство в Северном Китае. Манчжурская конница выбила русских оккупантов из острога. Обозлённый Хабаров с 50ю людьми на трёх стругах отбился от манчжурской погони и уплыл вниз по Амуру убивать и грабить местных дауров.

К чести сказать, не все русские оправдывали эти зверства. Узнав о действиях Хабарова, из Якутска приехал чиновник Зиновьев с отрядом в 150 человек. Он арестовал Хабарова и повёз его в Москву для расследования его действий. Но Хабаров успел написать челибитную царю, что он мол такой хороший, много дани собрал и земли завоевал, и

был не только помилован, но и пожалован в "дети боярские"

(высокий чин по тем временам).

И харя этого проходимца сейчас красуется на пятитысячной купюре российских рублей!

Владимир Атласов(1695 год) исполнял обязанности казачьего головы на Камчатке. Известен тем, что, используя лояльно относящихся к русским коряков и набеги на них соседнего народа - камчадалов - как повод к войне, нещадно грабил и тех и других. Приэтом потерь его отряд почти не нёс из-за высокой эффективности мушкетов последней модели, которые какзакам специально выделили из Анадырского острога.

Камчадалы к настоящему времени как народ практически исчезли, но и Атласов дорого расплатился за свои злодеяния, будучи убит в 1711 году взбунтовавшимися собственными казаками.

Но иногда справедливость всё же торжествовала, и аборигены громили русские отряды, как это случилось, например, зимой 1643 года с отрядом Курбата Иванова (74 человека), который на побережье Байкала был полностью уничтожен вооружёнными бурятами.

Русско-чукотские войны (1701-1764)

Основав в 1648ом году Анадырский острог, русские в течение 50ти лет не организовывали походов в земли, находящиеся к северу от него, за рекой Анадырём, на Чукотке. К началу 18го века всё изменмлось...

Весной 1701 года приказчик, сын боярский Алексей Чернышевский отправил людей на Анадарский нос (восточная Чукотка). Те прибыли туда и увидели поселение чукчей (13 юрт), потребовали от местных платить дань русскому царю. Чукчи ответили:

"Никому мы ясак не платили и платить не будем".

Казаки окружили посёлок и атаковали его превосходящими силами. Чукчи мужественно сражались, но проиграли бой, потеряв 10 человек (почти всё мужское население посёлка).

Дети и женщины побеждённых попали в плен, но следующей же ночью почти все покончили с собой (закололись или удушили себя), не желая терпеть русскую неволю.

Казаки утром отправились дальше, и в полдень увидели на побережье 300 готовых драться чукчей. Бой русские выиграли легко, уничтожив 2/3 отряда противника. Командир казаков Алексей Чудинов был уверен, что теперь Чукотка покорится ему, но на следующий день его отряд снова встретил множество чукотских воинов

(около 3000 человек, из них 700 - на оленях),

которые, окружив оккупантов, набросились на них со всех сторон.

До вечера длились битва, в которой, несмотря на потери, чукчи измотали казаков и союзных им юкагиров, загнали их в болото и лишили возможности отступить.

70 казаков и юкагиров (половина отряда, в том числе и Чудинов) погибли, оставшиеся в живых заняли круговую оборону. Пять дней держали чукчи казаков в осаде, пока у тех не кончились продукты. На шестой день казаки пошли в прорыв, потеряли почти всех людей, но вырвались и со всех ног побежали к Анадарю. Чернышевский был в шоке от известия о том, что от посланного им на север отряда

в живых осталась лишь 1/10 часть.

Чукчи нанесли серьёзный удар колонизаторам, но русские не собирались отказываться от их земель, создавая по берегам Анадыря укреплённые поселения.

В 1729 году началась большая война с чукчами.
На Колыму был послан отряд казаков Афанасия Шестакова. Он был разгромлен, казачий голова убит в бою.

В 1731 году из Анадырского острога к Берингову проливу совершил поход отряд атамана Павлуцкого. Этот набег был удачен, русские захватили много оленей и 300 чукотских женщин, которых на санях отправили в Якутск. Но прибыло туда не больше десятка пленниц, так как все остальные покончили с собой, не надеясь на бегство от русских извергов.

в 1738 году отряд чукчей напал на коряков, русских союзников, и нанёс им большой ущерб.

В 1741 году казаки разгромили войско чукчей. От последствий этой битвы чукчи оправлялись целых 6 лет.

В 1747 году Павлуцкий снарядил огромные силы (почти 600 человек), надеясь навсегда покончить с чукотским сопротивлением. С авангардом в 80 человек он оторвался от основных сил и попал в засаду на Юкагирской сопке. Русский авангард вместе с Павлуцким был почти полностью уничтожен чукчами, которые оторвались от основных сил русской армии.

Война длилась ещё много лет. Наконец, в 1764 году Сенат по распоряжению Екатерины 2ой подсчитал убытки. Оказалось, что с начала века на содержание Анадырской крепости было потрачено около

1400000

Рублей, доходы же составили всего

29152

Рубля. Екатерина была разгневана, и по её приказу Анадырскую крепость уничтожили.