Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт.

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.

6. Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015: В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015: Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....

11. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

12. Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

15. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:

18. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

19. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:

21. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Продолжая рассказ, про экспедицию на "Красивую Мечу", которая состоялась в августе 2018 года, хочу рассказать вам про каменную дорогу в никуда. Территориально, находится она в Тульской области, Ефремовский район, с. Шилово . Координаты: 53.183890 , 38.512968

Если смотреть с обзорной площадки над излучиной реки, то каменная дорога находится справа, в лесочке, практически у самого уреза воды.

Краткая официальная справка:

Объект «Каменная дорога» является заповедником и охраняется государством.

Редкая форма рельефа была предложена к охране в 1981 г. геологом Ю.А. Севостьяновым.

В 2000-2003 гг. проводилось обследование состояния геологической структуры, флоры, микобиоты и фауны, профильными специалистами: Л.В. Хорун, Л.В. Большаковым, А.Ф. Лакомовым, Т.Ю. Светашевой, А.В. Дмитраковым; АВ. Гудовичевой обследована флора лишайников.
«Каменная дорога» представляет собой протяжённую (до 150 метров) площадку-террасу на ровной горизонтальной поверхности одного из слоев доломитов мценской толщи данковского горизонта верхнего девона. Площадка находится на половодном уровне р. "Красивой Мечи", на высоте 4 м над её меженным урезом. Со стороны склона её окаймляет естественный «бордюр» из слоев доломита с живописной «каменно-кружевной» кавернозностью. Во время половодья поверхность «дороги» и её «бордюра» ежегодно освобождается от продуктов выветривания и осыпания и представляется наблюдателю всегда «чисто подметённой».
Растительный покров склона, прилегающего к «дороге», образован дубравой порослевого происхождения возрастом около 50 лет.

Конец краткой официальной справки.

Вот так, сухо, по научному, для многих непонятно. , а так же кадастровый отчёт по Каменной дороге.

А для тех, кто не знает всех научных терминов, скажу простыми словами: с официальной точки зрения, каменная дорога — объект чисто природного происхождения. То есть люди тут ни при чём, оно само так получилось.

Ну что, же, давайте посмотрим, что там, да как. Что бы попасть на дорогу, проходящую вдоль реки, нужно спуститься от смотровой площадки по довольно таки крутому и высокому склону холма.

Это почти что гора, с выходящими на поверхность участками скальных пород. В самом низу, склон холма вообще приобретает вид каменной стены, причём ровной и гладкой.

Каменные блоки местами вывалились, но в целом стена напоминает поддерживающую стену, которую используют в горной местности.

Спустившись вниз, идём пешком, по обыкновенной грунтовой дороге. И вдруг внезапно грунтовка сменяется дорогой совершенно другого типа. У нас под ногами, безусловно камень, но в нашем понимании — каменная дорога, это что то вымощенная булыжником, по типу мостовой XIX-го века. Но эта дорога, как будто бы выложенная огромными плитами, ровная и гладкая — явно не тульские дорожники старались.

Каменная дорога, проходит ровно вдоль берега реки Красивая Меча, причём с одной стороны от дороги каменная стена, с другой река, но что самое удивительное - как будто бы эта дорога была специально создана для транспорта, ее ширина - около 3 метров, лишь в некоторых местах расширяется до 5 м.

К большому сожалению, этот участок идеальной доисторической трассы, имеет протяженность всего 150 метров, и заканчивается так же внезапно, как и начинается.

Поражает идеально ровный профиль поверхности дороги, не каждый строитель, в наше время, сможет с такой точностью сделать дорогу, используя современный приборы и технику. Причём, отчётливо видны блоки, из которых состоит эта дорога. Эти блоки неправильной геометрической формы, но верхняя поверхность у всех идеально ровная. Толщина этих блоков около 1 метра.

Это чётко видно с боку, если зайти от реки. Так же, с этого ракурса видно, что это отливка, из материала, чем то напоминающего бетон. Мы с таким уже сталкивались, когда . Блоки такие же пористые и состоят из такого же материала — более мелкий камень, скрепленный вяжущим раствором. При этом, стена имеет ровную поверхность, а блоки, из которых она выложена, правильную геометрическую форму. Что интересно, и этот факт хочу отметить особо, время и эрозия, сильно разрушили некоторые участки стены, но каменная дорога при этом практически не пострадала. Говорю практически, потому, что, «блоки», из которых состоит каменная дорога, это на самом деле куски одного большого камня. Почему куски, да всё просто — во первых стыки между этими частями, очень напоминают трещины, во вторых, «блоки» таких размеров, доставить сюда просто нереально, даже на современном транспорте, особенно учитывая рельеф и то, что тут мало места для большегрузных машин. И уж точно, эти «блоки» не привозили на телегах, запряжённых лошадьми, так как размер «блоков», в ширину, больше телеги в 3-4 раза. То есть, остаётся только один вывод — эти «блоки» отливались на месте, в едином технологическом процессе, возможно весь участок за один раз. А так как река очень близко, то она постепенно подмывает основание, под дорогой и единый камень лопнул на несколько камней поменьше. В итоге эти камни постепенно сползают в реку, образуя у дорожного полотна неровный, рваный край вдоль реки. В связи с этим, к строителям возникает резонный вопрос. Обладая такой технологией отливки камня, что последние не разрушаются сотни лет, неужели они не знали, что река, рано или поздно подмоет основание дороги? Почему было её не сделать немного выше, например? А может уровень реки был ниже? Знаю, река в том месте и так мелкая и ниже некуда, поэтому вопрос оставляю открытым на обсуждение читателей. Друзья, пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу? Кстати сказать, дно реки состоит из песка и камней — мелких и очень крупных.

Справедливым будет вопрос: а почему мы решили, что дорога искусственного происхождения? Давайте разберёмся. Если принять за основу официальную точку зрения, о природном происхождении дороги, и слоёв камня, то возникает сразу ряд непонятных моментов. Самый первый вопрос — почему слой камня, по которому проходит дорога, доходит до кромки воды, а вышележащие камни, заканчиваются примерно на одинаковом расстоянии от реки? Повторюсь, ширина дороги около 3 метров.

И эта ширина практически везде одинаковая. То есть, если все слои камня природного происхождения, то, как вымыло эту узкую полоску вдоль реки, причём так, что стена получилась почти вертикальной и правильно ровной? Тут ещё нужно учесть тот факт, что край камня, составляющего дорожное полотно, со стороны реки не ровный, то есть пословица "вода камень точит", здесь не подходит. Давайте разберём такой вариант, что камни, действительно природного происхождения, но дорогу по ним сделал человек, просто срезав всё лишнее от слоёв, которые располагаются выше дороги. Это больше похоже на правду, и объясняет ровную стену вдоль дороги. Но тогда возникает резонный вопрос, а для чего, именно здесь понадобилась дорога, что её пришлось прорезать в камне? Куда она вела?

В настоящее время, в ближайшей округе нет ничего, кроме камней, лесов, полей и рек, точнее одной реки, которая извивается на всём своём протяжении. Современная дорога проходит по верху холма, над рекой, и имеет направление перпендикулярное этой дороге. Друзья, как Вы думаете, возможно ли, что в прошлом, люди так стали заморачиваться, и сделали хорошую дорогу, вдоль извилистой реки, что бы рыбаки могли подъезжать к ней на телегах? Не логично. Тогда откуда и куда вела эта дорога, практически у самой кромки воды?

Я сейчас не буду фантазировать на предмет закопанной пирамиды, хотя стена у дороги очень сильно её напоминает, а если точнее, то напоминает даже не пирамиду, а зикурат, не буду строить догадок, про то, что здесь могло бы быть какое то крупное искусственное сооружение, и эта дорога его часть. Сейчас я просто излагаю факты. Выводы будут сделаны в последней статье, посвящённой экспедиции на "Красивую Мечу", а сейчас просто подведу итог увиденному:

1. В наше время, это дорога ни куда не ведёт, места отдыха вдоль реки не в счёт.

2. Стена вдоль дороги — это аккуратно выбранная скала, и в некоторых местах обложенная правильными прямоугольными блоками.

3. Материал полотна дороги напоминает современный бетон, и имея пористую структуру, похож на серую каменную плиту, рассмотренную нами в Ишутинском городище.

4. Полотно дороги, выполнено методом отливки, со строгим соблюдением уровня поверхности.

Не многие знают, что когда-то в XVIII веке проходила так называемая Владимирская дорога, идущая от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск до Казани, а далее - в Сибирь, которая по официальной истории была построена в середине XVI века. В XVIII веке, при Екатерине II, дорога улучшалась. Более-менее известна эта дорога как Екатерининский тракт

1. Дорога проложена во времена Екатерины II для почтового сообщения между Казанью и Оренбургом. Ей и по сей день пользуются жители Шарлыкского района. Один из участков Екатерининской дороги (другое ее название – Казанский тракт) делит пополам село Юзеево.

Пример от официальной истории. Через село Фомино проходит старый Екатерининский тракт. Сохранились два участка дороги, вымощенной булыжником: Ахуново-Фомино, возле Уйского бора около 2,3 км и Ларино-Филимоново - 0,7 км.
По указу Екатерины строительство мощеной дороги в Сибирь проходило через этот район. Дорога шла через Верхнеуральск, Карагайку, Ахуново, Фомино, Кулахты, Кундравы, Чебаркуль. В ХVIII веке это была главная артерия, по которой гнали скот, везли топленое масло, шерсть, пуховые платки. Зимой по тракту курсировали прасолы, скупавшие теленка за пару сапог, барана – за фунт плохого чая, годовалого ягненка – за ситец на рубаху. К маю, дорога была уже запружена гуртами скота, которые гнали на ярмарку в Оренбург. Император Александр 1 в сентябре 1824 года проделал путешествие на Урал, проехав через Верхнеуральск по Екатерининскому тракту. В ХIХ веке по этой дороге вели по этапу каторжников. Дорога, соединяющая Оренбург, Уфу, Екатеринбург вела в Верхнеуральскую тюрьму. Верхнеуральск входил, как этап, в маршрут следования ссыльных из центра России в Сибирь. Здесь менялись конвоиры и лошади, давали кратковременный отдых арестантам, которыми в разное время были декабристы, народники, демократы и революционеры, большевики и меньшевики.


3.

7.Екатерининская дорога на г.Верхнеуральск
Вопросы: как можно по таким дорогам передвигаться сотни км в карете? Тряска неимоверная. На ней колеса и карета развалятся за одну поездку.

11. Где взяли столько гранитных булыжников, если вокруг нет скальных выходов? Везли за тысячи верст? А может, разбирали руины по мере прокладывания дороги? Правда, прямоугольные камни в дороге не встречаются. Или эти булыжники находились на поверхности после потопа?

Комментарии к теме:

yuri_shap2015 : В тверской области р.Волга до Твери - завалена камнями, прямо горная река на равнине. А также на один кв метр почв, десятки кг камней, гранитных, мраморных, диабазовых и т.д... Пряяяяямо на поверхности... откуда они там? Камней и огромных валунов там хватает, многие лежат просто в чистом поле. По весне, когда снег сходит, а трава ещё не выросла, их хорошо видно.

yuri_shap2015 : Особенность р.Волги заваленной камнями, для равнинных рек просто уникальна.
Такое можно увидеть только в горных реках. И никого не смущает такое обилие камня в абсолютно равнинной реке. Главное, что месторождения камня (а там в основном граниты), откуда их туда может принести, это Карелия и Лен. область. Основное объяснение - это Ледник..., 10 тысяч лет тому который..
Т.е. камни на Северо западе России и в Тверской области в частности, лежат себе на поверхности более 10000 лет... Ну да..... ну да.... Верую, ибо так в книге по геологии написано....


12. В Городокском районе Витебской области самая распространённая вакансия ― сборщик камней. Как информирует сайт haradok.info, их требуется 75 человек для трёх организаций, а вообще, в районе 306 вакансий.

13.
Их наличие связывают с оледенением, ползущим ледником десятки тысяч лет назад. Но это еще можно представить в долинах гор или около них. А за тысячи километров от гор – лично мне трудно.

Вполне возможно, что дороги мостили из этих камней и булыжников. Учитывая официальную плотность населения того времени – стройка была масштабная.

В видеолекциях Г.Сидорова встречал информацию о том, что существуют подобные дороги и в Восточной Сибири. На них растет только поросль. Крупные деревья не могут закрепиться корнями, падают. Но официальной информации о раскопках или их открытии нет.
***

Еще одна интересная тема древних каменных дорог – это Римские дороги . В ней есть очень интересные моменты.

16. Протяженность дорог – колоссальная!

Самая значимая из античных общественных дорог Рима - Аппиева дорога :


19.

Предлагаю ознакомиться с интересными наблюдениями по этой теме:

1. Первый интересный момент - строительство основных римских дорог было по определенной технологии:

20. Она напоминает нашу современную технологию строительства дорог. Но по нашим дорогам проезжают автомобили суммарным весом более 20т. Зимой грунты может пучить от падания в них воды. Именно с учетом этого делается надежная насыпь, слои подушек из скальника. Еще бывает добавляют геомембраны. А в европейских странах с суровым зимним климатом, например как Финляндия, есть еще в дорожном полотне слой железобетона.
Неужели по римским дорогам ездили тяжелые повозки по несколько тонн? Иначе для чего такая надежность на предотвращение продавливание полотна – непонятно.

Не исключаю, что колеи в туфах Турции, Мальты и Крыма – это из этой же темы. Именно тяжелые транспортные средства (в настоящее время трудно судить о них) продавили (а не сточили колею) в туфах.

21. Крым, Чуфут Кале. Здесь явная колея в окаменевшем минеральном туфе. Возможно, эта грязь текла по улицам от грязевого вулкана. Убирать было нереально, в нем просто продавили повозками колею. Но вот следов от лошадей – не видно. Это загадка.

2. В каменных полотнах римских дорог тоже есть колея. Смотрим:


23.

24. Помпеи

У меня версия такая. Эти булыжники в полотне римских дорог (но далеко не во всех) – геобетон, минеральный туф. А может быть – один из рецептов римского бетона. Колея говорит, что это вдавленность в полотне, а не его истирание под колесами.

25. Кликабельно. Нажмите, что бы рассмотреть швы в блоках:


26. Посмотрите на швы

27. Валуны в полотне римской дороги напоминают массы, которые уложили как тесто. Но они разбухли при окаменении (есть такое свойство у некоторых известковых растворов).

Колеи образовались по причине того, что некоторые жители не стали ждать окончательного окаменения массы, а стали использовать дорогу по назначению.

3. Жёлоб по середине в некоторых римских дорогах.

28. Англия. Римские дороги

29. Для каких целей сделан жёлоб? Дорога выпуклая, вода стекает по краям и без него.

В информации по этой ссылке автор делает весьма смелое предположение – жёлоб для удобства управления по прямой паровыми повозками (первые колесные паровозы):

30. Рулить таким было весьма проблематично. Но и разъехаться двум таким агрегатам на такой дороге – тоже нереально.


31. Масса большая – гидравлики на рулевое управление явно не было.
Не исключено, что римские дороги приспособили под эти агрегаты 19в. А что, если они были и раньше? Есть же мнения, что античность – это не такая древность, как нам говорят. Лишнее тысячелетие в хронологии. Но это лишь версия, вопрос пока так и остается вопросом.
***

Итог обсуждения в комментариях:

Как становится понятным, по таким дорогам телеги и кареты далеко не уедут - от тряски отвалятся колеса или развалится конструкция. Вероятен вариант, когда эту подушку из камней засыпали сверху песком и разравнивали - получалась относительно ровная и надежная дорога. Небольшим слоем, только чтобы спрятать неровности и углубления между камнями. В последствии этот песок вымыло дождями и талой водой или раздуло ветрами. Камни огалились.

Еще версия от doctrinaire1802 : при анализе рецептов по искусственным камням часто встречается понятие "асфальт". Рецептуру углубленно не изучал. Возможно эти камни - остатки " подложки". А само асфальтовое покрытие раскрошилось. А асфальтовую пыль могло и смыть на обочину или ветром разнести. Это предположение, и усердно устройство дорог не изучал. Но понятие "асфальт" встречал и в источниках 18 века.

o_iv : Есть такая субстанция, деготь. Одна из "натуральных" разновидностей дегтя... Асфальт!
В англиях и прочих европах на не очень больших дорогах до сих пор встречается покрытие "tarmac". Мелкие камни, склеенные дегтем.
Иногда так называют покрытие из пролитого битумом гравия (а битум в глубине души тоже разновидность дегтя). И да, за сотню лет эксплуатации это покрытие с булыжной подосновы стопчется и смоется.
***

Трудно объяснить и то, как могли телеги на протяжении многих лет ездить по одним и тем же колеям, порой весьма извилистым и не имеющим одной, а то и двух боковых поверхностей, не соскальзывая с них. Тем более, что изучение колей показало, что это не соответствует действительности – на дорогах часто хорошо видно несколько параллельных и наезжающих друг на друга колей

3) Изученные нами хорошо сохранившиеся колеи представляют собой отпечатки в мягкой субстанции (такой, как пластилин, цемент, глина) колес с отчетливо выраженными в некоторых местах следами царапания боковой поверхности осями колес и выдавливания мягкой субстанции (грунта) по краям колей. Такой мягкой субстанцией были вулканический пепел, глины, пески, известковистые илы и другие отложения. Они окаменели после проезда по ним колесно-транспортных средств. Процесс окаменения предположительно мог занять в зависимости от климатических условий от нескольких месяцев до нескольких сотен лет.

4) Исследование современных горных дорог в Крыму и на Кавказе, по которым на протяжении многих лет ездят джипы, показало, что современные колесно-транспортные средства

не оставляют никаких следов (вмятин) на твердых известняках и песчаниках и оставляют очень небольшие вмятины (первые миллиметры) на известковой или песчаниковой щебенке. Их отчетливо различимые следы (колеи) имеются только на грунтовых отрезках дорог, причем по части старых колей эпизодически стекает вода, и они со временем превращаются в глубокие желоба между более поздними колеями, которые имеют более совершенную форму. На пологих склонах при относительно сухом грунте колеи соединяются и со временем образуют две неглубокие широкие полосы.

Аналогичную картину мы наблюдали на многих каменных дорогах и колеях, что также противоречит версии проезда телег по скальному грунту.

Современные грунтовые дороги на равнинах тоже напоминают ископаемые каменные дороги. Если почва (грунт) твердый и сухой, то грунтовые дороги обычно представляют собой две широкие неглубокие параллельные полосы, каждая из которых в 2-3 раза шире колеи. Если дорога проходит во влажной низине (возле реки, озера, места разгрузки грунтовых вод и т.д.) или если в данной местности регулярно идут дожди, то на таких дорогах отчетливо видны колеи, которые глубоко проседают в грунт. В самых низких участках (ямах, лужах) часто наблюдаются следы буксования и перемешивания грязи, одна колея бывает выражена гораздо отчетливее другой, и т.д.

Точно такая картина отмечалась нами на ряде участков каменных дорог и колей. Ее невозможно объяснить проездом телег по скальному основанию, зато она прекрасно объясняется проездом колесно-транспортных средств (автомобилей или вездеходов) по влажной грунтовой дороге.

В некоторых местах (Бокайрент , Падуль в Испании) мы наблюдали ископаемые каменные дороги с дорожным полотном, состоящим из окаменевшего щебня в связующем материале – наподобие щебня в грунте (улучшенная грунтовая дорога), цементе (бетонная дорога), битуме (асфальтовая дорога). На таких дорогах колеи видны лишь местами, чаще же основание дороги ровное. Однако, если бы по ним проехали груженые телеги в историческое время, то, согласно существующей точке зрения, колеи должны были бы оставаться – не правда ли! Значит, по каменным дорогам ездили не телеги, а колесно-транспортные средства типа автомобилей или вездеходов и это было очень давно.

5) Каменные дороги и колеи выходят на поверхность (обычно на неогеновой поверхности выравнивания) в горах и скалистых холмах, более редко – на небольших скальных участках среди четвертичных отложений (полей), у дорог и оврагов. Скальные массивы, включающие в себя колеи, образуют разные по размеру тектонические блоки, отделенные разломами (обычно взбросами и сбросами) от четвертичных и, как показали наши исследования во Фригийской долине , плиоценовых отложений. Существует немало мест, где колеи резко обрываются тектоническими нарушениями типа взброса или сброса и на полметра или метр ниже них продолжаются четвертичные отложения, которые часто (особенно в Испании) распаханы фермерами и крестьянами. Весьма характерны случаи перекрытия неогеновой поверхности выравнивания, вмещающей колеи (независимо от состава пород), рыхлыми четвертичными и, вероятно, плиоценовыми отложениями. Принимая во внимание, что возраст четвертичных отложений составляет 2,6-0 млн. лет, а плиоценовых отложений – 5,3-2,6 млн. лет, колеи едва ли могут быть моложе позднего миоцена (11-5,3 млн. лет назад).

6) Колеи имеют одинаковый характер деформаций и выветривания с вмещающими их породами неогеновой поверхности выравнивания (независимо от состава пород). Они рассечены густой сетью разломов и трещин разных направлений , по многим из которых развиты тонкие жилки гидротермальных минералов, часто имеют сглаженные эрозией контуры и покрыты толстыми корками выветривания, отслаивающимися от основной породы. Во многих местах колеи выглядят настолько старыми - подверженными влиянию водной эрозии и других экзогенных факторов, что не оставляют никаких сомнений в их древнем возрасте, равному или почти равному возрасту неогеновой поверхности выравнивания.

В своих предыдущих работах (Автомобильные дороги неогенового времени в Центральной Турции и др. ) я показал, что поверхность выравнивания датируется на геологических картах и в работах по определению абсолютного возраста горных пород средним-поздним миоценом. Ее поярусная (ярус – более дробное подразделение стратиграфической шкалы) датировка на разных геологических картах (Испания, Турция, Крым) позволяет предположить, что колеи прокатывались в течение длительного времени – от 15 млн. лет назад до 7 млн. лет назад. Между 15 и 7 млн. лет назад просторы Средиземноморской области были покрыты большим количеством скально-подземных городов и густой сетью дорог, по которым ездили автомобили или какие-то другие колесно-транспортные средства.

7) Еще одним важным аргументом в пользу невозможности проката колей в историческое время гружеными телегами и подтверждением неогенового возраста каменных дорог и колей, является наблюдавшееся нами в ряде мест проседание и сужение грунта, как в пределах отдельных колей, так и в пределах дороги в целом. В скальном городе Тьермес в Испании мы задокументировали несколько участков, где колеи, находящиеся на расстоянии 205 см (по верху колей) друг от друга, сближаются на склоне до 95 см (при ширине колей 12,5-13 см), а затем снова расширяются до, как минимум 143 см. На одном таком участке, расположенном на крутом склоне, в месте сужения колей в более поздние времена была проложена лестница для пешеходов. Конечно, такое могло произойти только в случае, если дороги и колеи существовали тогда, когда грунт был влажным и вязким. А это вряд ли могло быть позже неогена.

Можно было бы привести ряд других аргументов в пользу несостоятельности гипотезы прокладки каменных дорог и колей гружеными телегами в историческое время (они рассмотрены во многих моих отчетах и статьях), однако, и приведенных должно с избытком хватить на то, чтобы показать, что в неогене Земля, по крайней мере, в Средиземноморье, была густо заселена.