Сегодня при очень развитой довольно часто приходится преодолевать огромные расстояния и пересекать порой не одну границу, прежде чем попасть на полки в магазине. В связи с этим перед многими компаниями и перевозчиками встаёт вопрос о правилах пересечения границ. Довольно важным аспектом в этой процедуре будет тот факт, что прохождение контроля для товаров из разных стран различается, и порой довольно существенно. Так, для стран, входящих в Евразийский экономический союз, порядок таможенного оформления грузов максимально простой. К таким государствам относятся Россия, Беларусь, Кыргызстан, . Для других государств, не входящих в данный союз, процесс оформления имеет очень чёткую регламентацию, которую необходимо точно соблюдать, чтобы не попасть в ряды правонарушителей.

Правила таможенного оформления грузов.

Регламентация таможенного декларирования

Оформление груза на таможне может производиться непосредственно самим владельцем или его законным представителем, который будет осуществлять действия от имени декларанта. Со стороны государства в Российской Федерации растаможка грузов является ответственностью Федеральной таможенной службы – ФТС. ФТС в своей работе опирается на следующие законы и нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации;
  • федеральные законы;
  • акты Президента РФ и Правительства;
  • международные договоры;
  • таможенное законодательство.

Для был разработан единый Таможенный кодекс.

Так как наша страна имеет таможенные пункты по всему периметру государства, то и грузы перевозятся различными видами транспорта. Для каждого вида транспорта существуют отдельные нормативные документы:

  1. Акты, регламентирующие морские перевозки – Кодекс торгового мореплаванья, Постановление Правительства № 193 от 2012 года и др.
  2. Акты, регламентирующие авиаперевозки – Воздушный кодекс, общие нормативы по перевозке грузов воздушным транспортом, приказ Минтранса № 82 от 2007 года и т. д.
  3. Акты, регламентирующие железнодорожные перевозки – устав для ж. д. транспорта, федеральный закон и др.
  4. Акты, регламентирующие перевозки автомобильным транспортом – устав, постановления Правительства о лицензировании перевозчиков, о допуске к международным перевозкам, о гос. контроле и т. д.


Типы грузов

На пункты контроля Российской Федерации ежедневно поступает огромное количество товаров, которые подлежат растаможке. Грузы могут быть совершенно разные, и требования по их перевозке могут несколько отличаться. Обычно перевозимый импорт или экспорт подразделяются на:

  1. Экспресс-грузы, они оформляются в первую очередь. Таможенное оформление экспресс — грузов и на вывоз, и на ввоз производится в упрощённом порядке.
  2. Генеральные. Сюда относят очень габаритные товары, требующие однотипной упаковки – контейнер, ящик, тюк и т. д. Это могут быть машины, оборудование, стройматериалы и пр.
  3. Сборные. Название в данном случае говорит само за себя. Грузы не имеют повторяющихся партий товара и имеют габариты, занимающие не более 40 – 45 метров кубических. Они перевозится совместно с другими партиями товара. Если в товаре содержится множество повторяющихся элементов, то он не может быть оформлен на физическое лицо. в этом случае происходит как оформление малой коммерческой партии.
  4. Продукты питания, они же чаще всего относятся к категории скоропортящихся. При оформлении подобных партий потребуется предоставить ветеринарные и фитосанитарные сертификаты.
  5. Опасные. Это могут быть любые вещества, способные причинить вред окружающей среде или людям. В этом случае на пункте контроля, кроме стандартных документов, потребуют разрешение на перемещение данной партии.
  6. Контейнерные. Это сегодня самый распространённый тип. Контейнеры могут быть совершенно разного размера, и перемещать в них можно всё, что угодно. Правила оформления в этом случае будут совершенно стандартными.
  7. Оборудование. Перемещая данный тип товаров, очень важно помнить, что декларированию обязательно подлежат не только сами станки, но и кабели, съёмные узлы, запчасти и т. д.
  8. Животные и птица. При пересечении границы такой груз требует наличие справки от ветеринара о состоянии животного и о наличии прививок.
  9. Сыпучие.
  10. Тяжеловесные.
  11. Негабаритные.


Таможенное оформление грузов и товаров может проходить по нескольким разным процедурам, а именно:

  • экспорт;
  • реэкспорт, реимпорт;
  • импорт;
  • транзит;
  • временный ввоз или вывоз;
  • переработка;
  • беспошлинная торговля;
  • уничтожение;
  • отказ с переходом товара в собственность государства.

Правила таможенного оформления

Порядок таможенного оформления грузов любого типа имеет довольно чёткий алгоритм действий – затоможки и растаможки.

Оформление декларации

Декларирование является основополагающим пунктом в оформлении и проверке службами таможни. Оформление декларации производится на русском языке, так как он является государственным. Если декларация заполняется на иностранном языке, то она требует заверенного подтверждения достоверности. Заполнить данный документ может как сам владелец, так и его представитель – таможенный брокер. Предоставить декларацию можно в письменном, электроном или устном виде. Важно понимать, что в коммерческих целях не подлежит устному декларированию.

В документе обязательно нужно указывать все имеющиеся объекты, предназначенные к перемещению через границу. В случае если обнаружатся несоответствия, то вся партия будет арестована и помещена на склад временного хранения. Отправитель должен будет постараться устранить недостатки и представить все недостающие документы. Если будет обнаружена партия груза, не внесённая в декларацию, то её могут отнести к контрабанде и конфисковать. Для отправителя такой вариант может обернуться не только административной ответственностью, но даже и уголовной.

Одной из основных задач при заполнении декларации является очень чёткое определение принадлежности перевозимого товара по таблице ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Согласно данному классификатору каждый товар должен иметь таможенное наименование и десятизначный код. В том случае, если код будет подобран неверно, поставщик рискует столкнуться с существенными финансовыми убытками и потерей репутации.


Сверка груза

Таможенники на данном этапе проверки производят осмотр груза и сверяют его с декларацией. В случае возникновения обоснованных подозрений на перевоз запрещённых или не задекларированных продуктов, таможенный инспектор может настоять на вскрытии упаковки.

Пошлина

После сверки товара и декларации происходит расчёт пошлины. Здесь принято исходить из объёма, количества и от присвоенного ранее кода ТН ВЭД. Владелец товара оплачивает предписанную пошлину и предоставляет в таможенную службу квитанцию. Кроме государственной пошлины на товар, от импортёра могут потребовать оплатить ещё и таможенный сбор, акциз или НДС. Виды таможенных пошлин определены в ст. 4 Закона № 5003-1 и в постановлении № 754.

Важно понимать , что возникновение подозрений на занижение стоимости товара может спровоцировать повторную проверку с рядом контролирующих запросов. Это чревато не только потерей денег, но и потерей времени. После этого будет получено разрешение на вывоз.

После получения всех разрешительных документов на вывоз груз заново упаковывается и пломбируется. При пломбировке на упаковках делаются отметки, указывающие на то, какой таможенный орган производил процедуру затаможки.


Получение груза

По прибытии товара в страну получатель на груз снова потребуется оформить ряд документов. Процедура растаможивания происходит так же, как происходит таможенное оформление товара на вывоз – оформление декларации, расчёт государственной пошлины, её оплата и получение разрешения на ввоз.

Сроки прохождения полного оформления

Сроки прохождения таможенного контроля имеют строгую регламентацию, которая установлена в Таможенном кодексе ТС.

  1. Согласно установленным здесь нормам таможенное оформление грузов предписано завершить в течение одного рабочего дня после предоставления полного пакета документов. В некоторых ситуациях допускается продление этих сроков, если, например, требуется дополнительная экспертиза товара.
  2. Товар, в случае необходимости, можно оставить на временное хранение на срок до двух месяцев, и по письменному заявлению владельца этот срок можно продлить до полугода.
  3. Для некоторых партий предусмотрена упрощённая процедура оформления, и в этом случае срок прохождения таможенного контроля не может составлять более 3 дней. К данной категории относятся – экспресс-грузы, животные, скоропортящиеся грузы, грузы для военных и МЧС и некоторые другие.


Документы

При необходимости получения разрешения на вывоз или ввоз товара при себе нужно иметь целый пакет документов:

  1. Это должны быть регистрационные и уставные документы компании, которой и принадлежит оформляемая партия. К таким документам относятся: устав, свидетельство государственной регистрации юридического лица, справки с расчётными счетами.
  2. Кроме того, отправителю потребуется предъявить договор с получателем товара, к которому будут приложены счёт-фактура, спецификации, транспортные накладные.
  3. При необходимости от импортёра потребуются сертификат или лицензия.
  4. Если груз застрахован, таможенному инспектору тоже нужно предоставить страховое соглашение.
  5. Документы для растаможки груза должны включать в себя и квитанции об оплате пошлин.
  6. Дополнительно могут потребоваться сертификаты безопасности или гигиенического соответствия.

В том случае, если оформлять и сопровождать партию будет третье лицо, на него необходимо оформить заверенную доверенность.


Стоимость услуг по растаможке

Как видно из данного материала, оформление товара на ввоз или вывоз из страны – довольно сложная и часто длительная процедура. Организациям или предпринимателям, которые не занимаются перемещением грузов через границу на регулярной основе и не имеют в своём штате специалистов в данной сфере, лучше всего обратиться за помощью к компаниям, в штате которых имеются таможенные брокеры. Это поможет избежать потерь во времени, что особенно важно . Кроме того, уменьшит возможность неправильного декларирования и негативных последствий от ошибок. Заранее сказать, какая стоимость таможенного оформления груза, чаще всего невозможно. Это происходит вследствие того, что слишком много факторов влияет на данный аспект. К таким факторам можно отнести:

  • стоимость заполнения самой декларации – она зависит от количества вносимых в список декларируемых товаров;
  • сумма всех платежей и сборов;
  • тарифы хранения на таможенных складах или терминалах могут быть совершенно разными;
  • стоимость услуг по оформлению всей сопутствующей документации.

Выбирая компанию и брокера, который поможет оформить груз, важно заранее ознакомиться с репутацией фирмы и со средними расценками на данную услугу. Здесь тоже нужно быть внимательным и не попасть на серого или просто неопытного брокера.

Перемещение коммерческих партий товаров через границу России непременно предполагает взаимодействие с таможенными органами в установленном законодательном поле. Внешнеэкономическая деятельность скрывает множество нюансов, которые следует учитывать, чтобы избежать возможных проблем с законом.

Один из таких нюансов − таможенное оформление товаров. Нередко компании отказываются от идеи заниматься внешнеэкономической деятельностью, лишь поближе познакомившись с удивительным миром таможенного законодательства и правоприменительной практики. Для таможенного оформления товара своими силами потребуются глубокие знания в различных сферах, в том числе в национальном и наднациональном таможенном законодательстве, международной логистике, налоговом законодательстве и др.

Помощь профессионалов

Самостоятельное взаимодействие с таможенными органами без предварительной подготовки и знания «брода» может обернуться существенными денежными и временными потерями, что губительно для любого бизнеса. Поэтому, несомненно, процесс таможенной очистки стоит отдать тому, кто этим целенаправленно и профессионально этим занимается.

Таможенный брокер «КВТ» уже более 20 лет работает в данной сфере, успев зарекомендовать себя как надежного партнера. Мы возьмем на себя все заботы участника ВЭД. Квалифицированные специалисты помогут облегчить сотрудничество с иностранными компаниями, оформив все не только быстро, но и максимально качественно. Не раз сталкиваясь с такой процедурой, как таможенное оформление грузов, наши сотрудники удачно справлялись со всеми возможными проблемами, избавив от них заказчика. Мы оказываем такие услуги, как оформление всех сопутствующих грузу документов, хранение товара на складах, а также грамотную юридическую консультацию по всем возникающим вопросам.

Таможенные посты

Стоимость основного листа, руб., без НДС

Зеленоградский (Можайский) ЦЭД

Рязанский ЦЭД

Владимирский ЦЭД

Смоленский ЦЭД

Краснознаменск (Московская обл)

Стабна (Смоленская обл)

Шереметьево/Домодедово

Т/п Владивосток

Смоленский акцизный ЦАТ

Калькулятор таможенных платежей

Для приблизительного расчета таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, таможенного сбора), подлежащих уплате связи с перемещением Ваших товаров, предлагаем Вам воспользоваться калькулятором

Таможенная стоимость товара

Руб. usd euro

Ставка таможенной пошлины %:

Ставка НДС %:

Таможенные
сборы: 3019 руб.

Пошлина: 300 000 руб.

НДС: 414 000 руб.

ИТОГО: 717 019 руб

Порядок действия при таможенном оформлении груза

Процедура таможенного оформления предусматривает наличие опыта в этой сфере. В противном случае бизнесмен сталкивается с различными проблемами при попытке самостоятельно справиться с необходимой документацией. На изучении таможенного законодательства требуется немало времени, да и учесть всю нюансы и предусмотреть возможные изменения довольно трудно. Процедура оформления выглядит примерно следующим образом.

Изначально груз прибывает в зону таможенного контроля. После этого от импортера необходимо письменное или устное декларирование, где должны быть указаны подробные сведения о товаре. Следующий этап, который предусматривает таможенное оформление, - это подготовка всех необходимых документов. Основные шаги для этого:

  • Подготовка документов, необходимых для таможенного оформления

Для чего необходимо таможенное оформление

Оформление грузов представляет собой комплекс процедур для контроля над перемещением товаров через границу РФ. Эти действия направлены на следующее:

  • Определение характера и состава груза для того, чтобы принять решение о том, можно ли впускать его на территорию страны,
  • Документальный контроль над прохождением груза через границу,
  • Определение законодательной базы сотрудничества таможенной службы с импортерами.

Все это необходимо, в первую очередь, для защиты государства и его граждан. Растаможивание товаров происходит и в соответствии с нормами Международного права. Это позволяет контролировать внешнеэкономический грузооборот с учетом всех специфических требований, предъявляемых к процедуре.

Какая документация понадобится?

Для оформления груза импортерам необходимо предоставить все документы, которые относятся к поставке. Их перечень может различаться и зависит, в основном, от предполагаемых импортно-экспортных операций, особенностей перемещаемого товара. Как правило, могут понадобиться следующие данные:

  • Документы о регистрации юридического лица, которое осуществляет импорт или экспорт
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой службе
  • Ксерокопия паспорта руководителя
  • Доверенность, выданная представителю (если он есть)
  • Коды статистики
  • Транспортные накладные
  • Cертификаты на товар
  • Выписанные счета-фактуры
  • Договоры о страховании, если поставка его предусматривает

Этот список может пополняться тем или иным документом, который зависит от специфики проводимой операции. Все бумаги, которые нужны для таможенного оформления грузов, должны предъявляться в оригинале или в копии, заверенной у нотариуса.

Преимущества обращения к таможенному брокеру

По указанным выше причинам предприниматели, которым необходимо таможенное оформление, обращаются к таможенным представителям. Очевидных преимуществ при сотрудничестве со специалистами много. Одно из главных – экономия собственного времени, которое можно потратить более рационально, например, на установление новых торговых связей.

Таможенное оформление, которое вы доверите квалифицированным специалистам, имеющим опыт в данной сфере, будет сделано в максимально короткие сроки. Причем, не нужно будет волноваться о том, что в документации могут быть допущены ошибки, или возникнут какие-либо другие проблемы.

Лицензия таможенного представителя

Каждый участник внешнеэкономической деятельности, регулярно сталкивающийся с необходимостью экспорта, импорта, транзита товаров и груза знает, насколько серьезной и сложной бывает процесс таможенного оформления.

Современное законодательство постоянно дополняется различными правками, за которыми сложно уследить в рутине бизнес-процессов.

Чтобы без проблем, незаконных переплат и временных задержек легализовать товар, доверьте комплексное сопровождение таможенного оформления продукции опытным профессионалам.

Общие правила таможенного оформления

Любой товар при пересечении границы государства должен иметь при себе «паспорт» - экспортную декларацию, оформляется отправителем или экспедитором (по поручению отправителя) в момент перемещения груза через таможенную границу и служит основанием для его пропуска.

Экспортная декларация на товар - это документ установленного образца, который подтверждает законность всех внешнеэкономических сделок и содержит полную информацию о товаре или транспортном средстве и способе его транспортировки. Правильно оформленная декларация делает товар доступным для процесса таможенного оформления, но на этом этапе у владельца груза чаще всего возникают трудности. Если заполнить декларацию неверно, можно потерять внушительное количество времени и финансов. В некоторых случаях ситуация усугубляется возбуждением дела по административному правонарушению. Административное судебное производство приводит к конфискации товара и крупным штрафам.

Мы поможем вам грамотно оформить декларацию на импорт или на экспорт. Наши специалисты заполнят документы, соблюдая требования таможенного оформления, чтобы все этапы прошли гладко и без задержек. При необходимости мы оформляем предварительную декларацию. Это очень удобно: вы без задержек сможете передать товар таможенному органу после транспортировки в нужную страну. Процедуру декларирования товара мы проводим через электронное декларирование, что значительно сокращает время на регистрацию. Декларация подается не позднее, чем за 30 дней до прибытия товара на таможню при подаче предварительной декларации и не позднее срока временного хранения товаров, который равен 2 мес. (Ст. 170 ТК ТС) после транспортировки. В некоторых случаях при обращении декларанта в письменной форме с мотивированным заявлением срок временного хранения товаров может быть увеличен до 4-х мес.

После составления ДТ товар проходит осмотр в зонах таможенного контроля. Вместе с декларацией таможенному органу предъявляют документы на груз и сам объект проверки. Затем декларант оплачивает таможенную пошлину.

Порядок таможенного оформления

Порядок таможенного оформления груза заключается в исполнении предварительного и основного этапа. В свою очередь эти операции также подразделяются на составные части, которые сопровождают оформление товара в таможенном органе. Предварительное оформление состоит из следующих этапов:

  • информирование таможни о факте пересечения таможенной границы России и о намерении вывезти или ввезти в Россию определенный груз;
  • доставка груза вместе с сопроводительными документами в таможенный пункт, определенный таможенным органом РФ;
  • перемещение товара на склады временного хранения.

Предварительные операции предшествуют помещению товара или транспортного средства под основной таможенный контроль и заключаются в первичной проверке груза на легальность и его идентификации для таможенных целей.

Составление декларации - это переходный этап между предварительным и основным оформлением. Эксперты относят его к основному и называют весь процесс второго этапа декларированием. Основное таможенное оформление (декларирование) - это проверка груза в соответствии с условиями определенного таможенного режима. Операция состоит из следующих этапов:

  1. Прием таможенных деклараций и их учет
  2. Проверка на правильность внесенных данных
  3. Валютный контроль и контроль таможенной стоимости
  4. Контроль таможенных платежей
  5. Досмотр и выпуск товара

Сложные этапы таможенного оформления требуют немалых знаний в этой области, поэтому необходимо доверить работу квалифицированным специалистам. Группа компаний ВВЛ с главным офисом в Санкт-Петербурге предлагает взять все сложности на себя в деле таможенного оформления из Китая, Турции, европейских и других стран. Мы успешно проводим таможенное оформление в Петербурге на протяжении почти 20 лет с момента основания организации в 1998 году.

Этапы таможенного оформления

Если декларация составлена юридически правильно, следующий за ней этап проверки правильности заявленного кода товара по ТН ВЭД не вызовет недоразумений.

Нередки случаи, когда налоговый орган выявляет нарушения на этапе присвоения кода, что ведет к решению об изменении классификации. Это в свою очередь часто ведет к повышению ставок на пошлины и сложному процессу судебного обжалования решения таможенного органа.

Проверка на правильность внесенных данных заканчивается получением классификационного решения. Классификационное решение на товар - это и есть присвоенный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). По нему рассчитывается в дальнейшем размер пошлины, поэтому в декларации он должен быть прописан с абсолютной технической грамотностью и указанием всех технических нюансов.

Чтобы избежать ошибок в деле оформления всех документов, нужно досконально знать таможенное законодательство. Закон, к тому же, регулярно изменяется поправками и содержит ряд спорных трактовок, которые могут стать причиной изменения классификации.

Поэтому необходимо четко знать правила таможенного оформления, и сопровождать процесс грамотными консультациями и профессиональными аудиторскими услугами.

Следующий этап таможенного оформления - контроль таможенной стоимости. По результатам проверки стоимости на товар выносится решение о принятии заявленной стоимости или об ее корректировке.

Корректировка таможенной стоимости (КТС) может стать еще одной неприятностью, которой можно избежать, только доверив всю работу квалифицированным специалистам по таможенному сервису. Для неопытных бизнесменов ВЭД она становится причиной больших незапланированных убытков и задержек.

КТС сопровождается изменением ставки на таможенные пошлины часто в сторону их увеличения. Это значит, что при принятии решения о КТС таможенным органом придется обжаловать это решение либо административным путем, либо подачей заявления в арбитражный суд, чтобы возбудить дело о нарушении прав участника ВЭД. Этот процесс отнимает много времени и срывает все сроки поставки груза, что негативно сказывается на бизнесе.

Наша компания предупреждает своих клиентов о действии таможенного законодательства в деле оформления документации и помогает безопасно обходить все подводные камни.

Досмотр и выпуск груза - заключительный этап таможенного оформления. Груз проходит заключительный осмотр, после которого выносится решение о выпуске товара и ставится долгожданная печать на документ «Выпуск разрешен».

Временное хранение товаров

Пока товар подвергается декларированию, его местонахождение должно ограничиваться пределами специальных помещений, складов, которые могут принадлежать таможенному органу, логистической компании или быть частным владением получателя товара.

Таможенный склад (ТС) - это таможенная процедура контроля над товаром. Он может быть как крытым помещением, так и открытой площадкой. Здесь временно хранятся грузы, которые проходят таможенное декларирование. Это нейтральная территория, свободная от налогообложения, акцизов, пошлин и других мер экономической политики. В этом отношении ТС похож на беспошлинные магазины «Дьюти-фри» с той лишь разницей, что там не ведется торговля и цели помещения товара в эту зону совсем иные.

Складом временного хранения (СВХ) принято называть аналог ТС, который принадлежит юридическому лицу. Для его функционирования необходимо получить лицензию таможенного органа и свидетельство на склад о его регистрации в соответствии с таможенным законодательством. СВХ могут быть открытыми - т.е. доступными для всех, и закрытыми. Характер отношений между владельцем частного склада и владельцем груза бывает договорной и возмездный.

Порядок таможенного оформления товаров подразумевает соблюдение определенных характеристик, относящихся к помещениям для временного хранения груза:

  • объездные пути;
  • наземное непередвижное помещение;
  • обустройство помещения под нужды досмотра;
  • оградительные знаки;
  • изолированность от объектов, не связанных со складом;
  • контроль над товаром со стороны КПП на территории помещения;
  • соответствие техническим регламентам по виду груза;
  • рентгеновское и весовое оборудование;
  • система автоматизированного учета товаров;
  • техническое оборудование для офиса;
  • специализированная грузовая автотехника - манипуляторы, КМУ и др.;
  • электронная программа для учета товара;
  • близость к транспортным узлам и магистралям.

Склад временного хранения необходим участникам ВЭД (внешнеэкономической деятельности) для удобного ведения бизнеса. Он помогает вовремя приобретать нужный товар по выгодным ценам, так как вопрос хранения груза при этом уже не стоит и не нужно дополнительно планировать и подстраиваться под склады, принадлежащие таможенному органу.

Наша компания, помимо таможенного оформления, предоставляет клиентам услуги по размещению груза на складах временного хранения в Германии и Финляндии.

Таможенное оформление экспорта

Экспорт - это вывоз товара с таможенной территории РФ без дальнейшего возвращения. Любой объект - будь то товар, транспорт, объект интеллектуальной собственности, услуга - при перевозке через границу РФ подлежит обязательному оформлению через таможенный орган. Комплект документов для экспорта насчитывает не меньше дюжины позиций плюс профессиональные переводы и заверенные копии. Некорректное их заполнение становится основанием для штрафов или отказа в вывозе груза. В этой ситуации нужна экспертная помощь таможенных представителей, которые предоставляет наша компания. Ведь от грамотности заполнения и составления документов зависит скорость процесса и одобрение товара на посту ТС.

Порядок таможенного оформления экспорта регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС). Перед вывозом экспорт облагается пошлинами (при их наличии), проходит сертификацию (если предусматривается) и соблюдают некоторые другие условия допуска. Его этапы:

  • представление товара таможенному органу;
  • декларирование;
  • оплата пошлин.

Если у экспортера нет знания всех тонкостей оформления, то он доверяет его посреднику - таможенному специалисту, который знает все последние изменения в законодательстве и разбирается во всех спорных моментах и противоречиях статей. Такой выход будет наиболее разумным, если есть опасность просрочки груза или штрафных санкций. Услуги таможенного брокера будут актуальны всем, кто не собирается рисковать своим товаром и подвергаться риску. Ведь риски в этом деле могут привести к крупным финансовым потерям.

Группа компаний ВВЛ специализируется на услугах таможенной и транспортной логистики и предоставляет грамотных юристов, которые имеют необходимый опыт и навык ведения таможенных дел. Специалист оформит документацию и, при необходимости, организует перевозочный транспорт для груза.

Таможенное оформление импорта

Импорт - то есть ввоз в Россию продукции, автомобилей, иного груза - сопровождается предоставлением документов в таможенные органы РФ. Основные документы на товар:

  • внешнеторговый контракт;
  • паспорт сделки;
  • инвойс;
  • сертификат происхождения груза.

И другие документы, которые могут различаться в зависимости от типа перевозки и разновидности товара.

После подачи декларации груз переходит в стадию основного таможенного оформления, которое сопровождается регистрацией участника ВЭД, проверкой классификации, оценкой стоимости (валютным контролем), сертификацией, лицензированием, предоставлением основных документов.

Тарифный товар - это груз, который облагается различными таможенными пошлинами, лицензионными сборами и другими видами платежей, предусмотренными для каждой группы товаров. В зависимости от уровня тарифа оформление включает один или несколько видов пошлины - они бывают комбинированные, специальные, адвалорные.

Нетарифный груз - это так называемый экспресс-груз, операции по которому таможенными органами совершаются в первую очередь. Это небольшие грузы, состоящие из 4-х категорий, они имеют невысокую стоимость и не облагаются налогами.

При необходимости и по требованию таможенных органов может быть произведен таможенный досмотр, осмотр или наблюдение, после которого будет принято решение о выпуске товаров т транспортных средств.

Для чего нужна услуга таможенного брокера

Описанный процесс таможенного оформления - это идеальный вариант развития событий, однако очевидно, что часто декларанты встречаются с массой трудностей. Вот лишь основные из них:

  • на этапе присвоения кода товара по ТН ВЭД обнаружились нарушения, и таможенный орган принял решение об изменении классификации;
  • на этапе валютного контроля выявлены нарушения, что побудило таможенное управление принять решение о КТС (корректировке таможенной стоимости);
  • выявлены грубые нарушения при заполнении декларации, которые свидетельствуют о ее несоответствии заявленному товару - таможенный орган налагает штраф или возбуждает административное дело о правонарушении, которое имеет наиболее тяжкие последствия - конфискацию товара и выплату крупного штрафа.

Все эти нарушения чаще всего сопровождаются длительными судебными разбирательствами в арбитражном суде, задержкой поставок груза и, безусловно, крупными убытками. В отношении административного судопроизводства последние поправки к таможенному законодательству не радуют: согласно новой формулировке размеры штрафа в этих случаях таковы, что могут стать неподъемными для малого и среднего бизнеса и привести к их разорению.

Чтобы избежать подводных камней в сложном деле таможенного оформления, вы имеете право нанять для услуг оформления таможенного брокера, который грамотно составит документацию. Обратитесь за получением услуги в нашу компанию, как к надежному партнеру с многолетним стажем.

Сроки таможенного оформления

Сроки таможенного оформления по закону длятся не более 1 рабочего дня, следующего за днем после предъявления декларации (ст. 196 ТК ТС). Однако сроки продлеваются в случаях, когда требуется дополнительная проверка (ст. 69 ТК ТС). Для некоторых видов товаров удлинение сроков может оказаться критичным, поэтому для них предусмотрена упрощенная схема с минимальными сроками.

Упрощенная схема с минимальными сроками таможенного оформления

Для скоропортящихся, радиоактивных, военных товаров, а также необходимых при чрезвычайных ситуациях и некоторых других категорий - например, живых животных - применяются сроки оформления, которые не должны превышать 3 рабочих дней с продлением не более чем на 1 сутки.

В каких случаях требуется продление сроков

Согласно статье 69 ТК ТС проведение дополнительной проверки, а, следовательно, и увеличение сроков оформления товаров возможно при недостоверности сведений о стоимости товаров и решении об ее корректировке (КТС). К этому могут привести неточности или отсутствие необходимых документов на товар.

В этом случае таможенный орган удерживает товар до момента, когда необходимые документы будут предоставлены. При этом сроки не могут быть выше сроков временного хранения грузов, равным 2 мес. с их продлением до 4 мес. Такие задержки негативно сказываются на бизнесе и могут привести к убыткам.

Как избежать продления сроков

Все чаще компании нанимают для себя команду профильных юристов для аудиторской деятельности в деле оформления таможенной документации. Такое сопровождение решает все вопросы на этом пути:

  • проверка всей документации, необходимой для таможенного органа;
  • помощь на предварительном этапе в сборе и подготовке бумаг;
  • выплаты по таможенным ставкам;
  • оформление декларации, ведение процесса декларирования;
  • минимальные сроки оформления товара и его выпуск.

Наша команда ведет своих клиентов на всех этапах, мы предлагаем таможенный сервис «под ключ». Обращайтесь к нам, чтобы получить квалифицированную помощь. Мы также профессионально занимаемся логистической деятельностью и поможем вам транспортировать груз практически в любую страну удобным, эффективным и наиболее выгодным для вас способом.

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Таможенное оформление и декларирование товаров

Таможенное оформление - это совокупность всех таможенных операций и процедур в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости:

  • от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.);
  • категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Таможенным кодексом РФ предусмотрен особый порядок таможенного оформления, например, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях; товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи и др.

Таможенные процедуры

1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

Внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

Помещение товаров на временное хранение.

2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТмК РФ).

3. Таможенное декларирование товаров.

4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

При убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТмК РФ);

При условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТмК РФ).

5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТмК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТмК РФ).

Помимо того, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТмК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТмК РФ).

Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТмК РФ).

Если товары перемещаются физическими лицами, то таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 286 ТмК РФ), устного заявления (п. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТмК РФ) или действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - п. 4 ст. 286 ТмК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, в случаях, предусмотренных ТмК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТмК РФ:

  • для применения к товарам таможенных процедур;
  • для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);
  • для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);
  • для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

Разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения в таможенный орган и представления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операции, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверке товаров.

Согласно ст. 61 ТмК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТмК РФ). Причем временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТмК РФ. Таким образом, разрешения на совершение других действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТмК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления или документов, содержащих необходимые сведения.

Место и время таможенного оформления.

Согласно ст. 62 ТмК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТмК РФ.

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например на территории предприятия-экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного (п. 2 ст. 362 ТмК РФ).

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 66 ТмК РФ).

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (ст. 407 ТмК РФ).

Пункт пропуска через Государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля (в том числе таможенный) и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура, которая применяется при перевозке иностранных товаров (ст. 79 ТмК РФ):

  • из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (ст. 92 ТмК РФ);
  • из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
  • между складами временного хранения, таможенными складами;
  • в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Данная процедура начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ товаров и закапчивается в таможенном органе назначения оформлением завершения ВТТ.

Таможенная процедура временного хранения производится с целью обеспечения сохранности товаров до завершения их таможенного оформления и для осуществления таможенного контроля над данными товарами.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено ТмК РФ.

Декларирование товаров

Законодатель в ст. 123 ТмК РФ закрепил перечень ситуаций, когда товары подлежат декларированию таможенным органам. Такие ситуации происходят:

При их перемещении через таможенную границу, т. е. ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (подп. 7 п. 1 ст. 11 ТмК РФ);

При изменении таможенного режима.

Декларирование товаров производится путем заявления

таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТмК РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057, определяет правила заполнения письменной таможенной декларации на бланках установленной формы, имеющих специальные элементы защиты.

Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Использовать и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТмК РФ, никто не вправе, а после выпуска пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются ФТС России в соответствии с ТмК РФ. При этом ФТС России вправе сокращать установленные Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом следующих критериев:

  • категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
  • видов товаров;
  • целей использования товаров;
  • требований таможенных режимов;
  • вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенный контроль

Таможенный контроль - система мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Что касается проведения таможенного контроля, то таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Законодатель закрепляет за таможенными органами право проводить различные виды проверок, такие как проверка документов и сведений и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, производится в целях установления подлинности документов и правильности их оформления, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Проверка достоверности сведений может осуществляться путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Одним из главных моментов при декларировании товаров является их классификация, т. е. правильное определение их кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России).

Это важно, так как код является базой для применения в отношении товара мер тарифного и нетарифного регулирования данной деятельности. В целом ряде случаев он может обосновать особенности таможенного оформления (например, ограничения по местам декларирования) и таможенного контроля товара.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России) определяется Правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» ТН ВЭД России - это основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и основана на ГС и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

С 1 апреля 2000 г. длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. Седьмой и восьмой знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, осуществленная в Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Таким образом, первые восемь знаков TII ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, десятый знак ТН ВЭД России - нововведение, установленное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В ТН ВЭД России часто вносятся изменения. Достаточно отметить, что с 1 января 2002 г. (с момента утверждения действующей редакции ТН ВЭД России) выпущено более 24 постановлений Правительства РФ, которые исключили из ТН ВЭД России 68 десятизначных позиций и включили 213 новых десятизначных позиций и 6 новых дополнительных примечаний РФ к группам ТН ВЭД России.

В соответствии со статьей 2 ТК ТС все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС.

Данное положение устанавливает необходимость совершения действий по таможенному оформлению с момента ввоза товаров на таможенную территорию РФ (а в ряде случаев с момента совершения действий, направленных на ввоз) или при вывозе товаров с этой территории - с момента совершения действий, направленных на вывоз.

Начинается, в соответствии со статьей 96 ТК ТС:

При ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов, которые предоставляются при прибытии (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК ТС, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
- при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК ТС, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Анализ положений ТК ТС, определяющих порядок осуществления таможенного оформления, позволяет судить, что таможенное оформление во всех случаях завершается после выпуска товаров для свободного обращения, когда фактически снимаются все запреты и ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, а также после фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ в таможенных режимах, не предусматривающих последующий обратный ввоз таких товаров.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что осуществление таможенного оформления, как меры, направленной на подтверждение соблюдения законодательства РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, и таможенного контроля, как мероприятия, направленного на обеспечение соблюдения законодательства РФ при таком перемещении, не существуют отдельно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости.

Срок таможенного оформления включает в себя:

Срок использования таможенной процедуры временного хранения;
- срок использования таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита;
- срок выпуска товаров и транспортных средств;
- срок действия таможенного режима (в случае применения к ввезенным товарам таможенного режима, не предусматривающего их выпуска для свободного обращения, в отношении вывезенных товаров - таможенного режима, не предусматривающего их обратный ввоз).

Вышеуказанные сроки варьируются в зависимости от обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу РФ, но не могут превышать предельные, установленные ТК ТС для каждой из вышеуказанных таможенных процедур.

Таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, прямо предусмотренных ТК РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

В подавляющем большинстве случаев при таможенном оформлении должностные лица таможенных органов вправе требовать перевода представленных документов на русский язык. (пункт 5 статьи 176 ТК ТС)

Производится в порядке, определяемом ТК ТС и принимаемыми в соответствии с ним:

Иными правовыми актами РФ;
- нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Место и время производства таможенного оформления товаров (ст.175 ТК ТС)

И транспортных средств производится непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений.

ТК ТС предоставляет возможность совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств в иных местах, исходя из обстоятельств их ввоза на таможенную территорию ТС.

Так, в соответствии со статьей 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться вне места нахождения таможенного органа. При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля. Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего таможенного органа.

Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются

Во всех случаях для получения разрешения таможенного органа на совершение отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов, декларанту либо иному заинтересованному лицу необходимо обратиться с мотивированным запросом в этот таможенный орган.

Во всех случаях сопряжено с совершением таможенных операций, то есть отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК ТС.

При этом в соответствии с ТК ТС (в случаях прямо предусмотренных Кодексом) на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа. Так, например, такое разрешение требуется для применения к товарам таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения, совершения таможенных операций по выпуску (условному выпуску) товаров и т.д. В ряде случаев ТК ТС предусмотрено, что такое разрешение выдается в письменной форме в установленном порядке. В иных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий в случае, если в соответствии с ТК ТС установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий. То есть, по сути, "молчаливое согласие" таможенного органа.

Ст. 96 ТК ТС установлено, что разрешение таможенного органа выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК ТС условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров, то есть не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления ему товаров.

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается до проведения такой проверки. Основным действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля.

Так, в соответствии со статьей 176 ТК ТС при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. При этом таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ТС.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Документы, предоставляемые при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, подразделяются на:

Транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;
- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК ТС.

Формы таможенных документов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 176 ТК ТС)

Одним из наиболее важных положений ТК ТС (ст. 176 ТК ТС) является то, что таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством (Федеральный Закон 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государствнного регулирования внешнеторговой деятельности (ред. от 02.02.2006)) РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

Также в ст. 176 ТК ТС закреплено, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

В соответствии с п.8 ст. 63 ТК РФ, документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены и в форме электронных документов в случаях и в соответствии с порядком, установленным ТК РФ.

За взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством стран участниц ТС. (ст. 72 ТК ТС)

На территории РФ ставки таможенных сборов установлены Правительством РФ. В отдельных случаях Правительство РФ вправе устанавливать случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю, согласно ст. п.2 ст. 174 ТК ТС.

В отношении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке как при их ввозе на таможенную территорию РФ, так и вывозе с этой территории (п.4 ст. 150 ТК ТС) .