С итуация, когда в целом хорошо отфокусированный снимок в результате оказывается недостаточно четким, довольно распространенная. В программах для обработки изображений для улучшения визуального качества снимка применяются различные инструменты и фильтры, суть действия которых состоит в повышении контрастности между темными и светлыми участками. Однако применение подобных инструментов зачастую приводит к увеличению общего уровня шума на изображении, что может снизить (или даже свести на нет) весь положительный эффект.


Фильтр в этом плане выгодно выделяется на фоне других, поскольку его возможности позволяют четко определить границы непосредственно в нужных областях, не затрагивая при этом объекты, не подлежащие корректировке. Соответственно, вероятность появления шума существенно снижается.

Итак. В окне «Слои» путем перетаскивания миниатюры слоя на пиктограмму создается дубликат слоя. Вся последующая работа будет проводиться именно с ним.

Следующий шаг обесцвечивание . В принципе, можно обойтись и без него. Однако опыт показывает, что после обесцвечивания применение фильтра позволяет существенно повысить четкость снимка, а вероятность появления каймы по цветовым границам при этом на порядок ниже, чем в случае применения фильтра без предварительного обесцвечивания. Понятно, что появления каймы желательно избегать. Путь для выполнения обесцвечивания: «Изображение» , дальше «Коррекция» , дальше .

Применение фильтра из группы «Другие» . Значение радиуса либо вводится цифрами, либо устанавливается при помощи ползунка (при установленной галочке «Просмотр» результат можно увидеть до применения фильтра) . Следует устанавливать такое значение радиуса, которое повышает резкость участков с недостаточной четкостью и при этом не создает дополнительных шумов.

В данном примере значение радиуса составляет 4,1 пикселей . Понятно, что у разных изображений эти показатели могут существенно отличаться, и все же они редко превышают 6-8 пикселей . Ориентироваться следует на получение естественной, комфортной для восприятия резкости изображения, не допуская появления рваных, чрезмерно контрастных границ.

После установки приемлемого значения радиуса и применения фильтра в параметрах наложения слоя нужно выбрать режим .

Сравнить исходное изображение с конечным можно в окне «История» , переключаясь между событиями.

В этом уроке мы научимся быстро настраивать Яркость и Контраст без внесения необратимых изменений в изображение. Оставляя возможность дальнейшего редактирования.

В отличие от автотона, автоконтраста и автоцвета, которые не предоставляют возможности для тонкой настройки, Яркость/Контраст дают ручной контроль над настройками регуляторов. Настраивать Яркость и Контраст можно по отдельности, двумя различными способами: настройкой оригинального изображения и созданием отдельного слоя.

Недостаток настройки оригинала заключается в том, что изменения становятся постоянными, так как воздействуют непосредственно на пиксели изображения. Это может помешать дальнейшему редактированию, поэтому этого стоит избегать. Намного удобнее работать с корректирующим слоем.

Я использую Photoshop CC, но все используемые в уроке команды доступны и в Photoshop CS6.

Для урока я взял изображение почтового ящика

В целом, оно неплохое, но явно нуждается в регулировке Яркости и Контраста. Давайте посмотрим, как дополнительный корректирующий слой поможет улучшить его.

Оригинальное изображение.

Шаг 1: Добавляем корректирующий слой Яркости/Контраста

Первое, что нам нужно сделать, это добавить копию изображения на новый слой. Благодаря этому мы сможем легко вносить изменения, не изменяя оригинал.
Создать слой можно несколькими способами. Во-первых: Меню > Слой > Новый корректирующий слой. Затем выберите Яркость/Контраст:

Так же вы можете кликнуть по иконке Яркость/Контраст на панели корректировки в Photoshop. Иконка находится вверху слева. Названия иконок будут появляться при наведении на них курсора мыши:

Если вы не видите панель корректировки на экране, поищите в меню окна. Там вы найдете список всех панелей Фотошопа. Галочка напротив названия панели означает, что панель уже открыта, так что вы ее просто не заметили (по умолчанию он находится рядом с панелью стилей; в CC 2014 – возле панелей стилей и библиотек).

Если вы не видите галочку напротив панели – выберите ее, чтобы она появилась:

Еще есть третий способ добавить корректирующий слой. Нажмите на иконку Нового слоя заливки или Корректирующего слоя внизу панели Слоев:

Затем выберите Яркость/Контраст:

С оригиналом ничего не случится. Зато над изображением на панели слоев появится новый Корректирующий слой Яркости/Контраста:

Шаг 2: Нажимаем Авто кнопку

Работая над Яркостью и Контрастом оригинального изображения, в программе открывается отдельное окно. В случае с корректирующим, настройки появляются на Панели настроек, которая была добавлена в Фотошоп версии CS6. Здесь отображаются ползунки Яркости и Контраста, кнопка Автонастроек и кнопка Использовать прежнее:

Как всегда, первое, что на нужно – это кнопка Автонастроек. В этом случае Фотошоп сравнивает ваше изображение с обработанными фотографиями профессиональных фотографов. И ориентируясь на них, выставляет значения яркости и контраста:

В моем случае Яркость выставляется на 54, Контраст – на 66. Разумеется, каждое изображение уникально, так что ваши настройки будут иными:

Вот моя фотография с включенной Автонастройкой:

Шаг 3: Настройка регуляторов яркости и контраста

Если после автонастройки вы все еще считаете, что ваше изображение может выглядеть лучше, вы можете настроить его с помощью ползунков Яркости и Контраста.

Мне нравится, как с этим справляется Фотошоп, но я решил немного снизить уровень Яркости до 45 и увеличить Контраст до 75. Вновь повторюсь: это мой личный взгляд на настройки изображения. Вы же можете настроить оба параметра так, как вам подскажет собственный вкус:

Вот мое фото после ручной настройки. Для сравнения – оригинал и нетронутое изображение слева. Обработанное – справа:

Работаем с функцией «Использовать прежнее»

Так же, как и в статичной версии настроек Яркости и Контраста, корректирующий слой включает функцию Использовать прежнее. Она действует на настройки Яркости/Контраста также, как это было в версии Photoshop CS3. Много времени на эту опцию я тратить не буду, но для примера выберу эту функцию:

Использовать прежнее заставляет Фотошоп настраивать изображения, как в версии CS3, когда Adobe внесла наиболее значимые улучшения. До CS3 все, что делала настройка Яркости/Контраста – губила изображение.

В качестве короткого примера, включив «Использовать прежнее», я перетащу регуляторы Яркости и Контраста до упора вправо, увеличив их значения до максимума. В результате изображение полностью засвечено (и с очень странными цветовыми артефактами). Все потому, что Фотошоп раньше доводил светлые пиксели до чисто белого, темные – до абсолютно черного:

Для сравнения, отключив опцию «Использовать прежнее» и выкрутив параметры на максимум, мы тоже тоже получаем засвеченную фотографию, но большую часть деталей все еще можно рассмотреть:

Выкрутив ползунки до максимума влево с опцией «Использовать прежнее», мы получим не просто темную фотографию – она будет абсолютно черной:

С выключенной опцией те же настройки дадут иной результат: большая часть деталей будет различима. Сегодня нет смысла использовать эту опцию (кроме как для сравнения). По-умолчанию она выключена, так что лучше просто оставить её в покое:

Сравниваем Оригинальное изображение с Корректирующим слоем

Вы, возможно, могли заметить, что Панель настроек не содержит функции Просмотра в том же виде, как в оригинальной версии Яркости/Контраста. Опция Просмотра позволяет временно скрыть изменения в картинке, благодаря чему мы можем видеть оригинальное изображение.

Означает ли это, что мы не сможем сделать то же самое на корректирующем слое? Нет! Это лишь значит, что соответствующей опции Просмотра просто нет, зато есть простой путь, как сделать это. Просто нажмите на иконку видимости слоя внизу Панели свойств для того, чтобы включать и выключать корректирующий слой Яркости/Контраста:

Вы увидите ваше изначальное изображение, когда выключите его.

Еще раз нажмите на иконку видимости, чтобы снова включить корректирующий слой и показать отредактированное изображение. Таким образом, вы легко сможете рассчитать, в верном ли направлении вы редактируете фотографию, быстро сравнивая два изображения:

Маленькая иконка глаза на Панели свойств выглядит знакомо. Все потому, что та же иконка видимости слоя находится и на Панели слоя. Они обе выполняют одну и ту же функцию. Нажав на них вы скроете корректирующий слой или сделаете его видимым:

Если вы использовали Photoshop, то вероятно знаете, что существует несколько способов выполнить то же задание. Одно из самых важных, которое применяется практически к каждому цифровому изображению, это повышение резкости. Это необходимо, потому что большинство сенсоров цифровых камер используют сглаживающие фильтры, которые очень слабо размывают изображение, чтобы уменьшить вероятность появления муара на изображении. Это легкое размытие составляет, как правило, всего один пиксель, но вызывает небольшую потерю детализации. Чтобы исправить легкое размытие, применяется инструмент Контурная резкость.

Этот снимок подсолнухов был улучшен с помощью фильтра Цветовой контраст путем повышения резкости деталей в центре цветка.

Другим легким способом повысить резкость является фильтр, который вы даже не найдете в меню Усиление резкости в Фильтрах программы Photoshop. Он отнесен к категории Другое внизу меню Фильтры и называется Цветовой контраст. Использование этого фильтра несколько проще, чем Контурная резкость, так как в нем есть только один ползунок, о котором следует беспокоится, а техника его использования позволяет экспериментировать даже после его применения, так что вы можете получить такое изображение, какое желаете.

Примечание: я использую последнюю версию Photoshop , версия 2015.0.1 в Creative Cloud .

Шаг 1: редактирование и сведение слоев

Прежде, чем использовать фильтр Цветовой контраст, вы обрабатываете изображение на свое усмотрение. Грубо говоря, повышение резкости должно быть вашим завершающим шагом при редактировании изображения, потому что оно напрямую зависит от размера изображения. Вы будете повышать резкость изображения размером 5×7″ иначе, чем 13×19″. Когда редактирование закончено, сведите все слои, перейдя в меню Слои и выбрав Выполнить сведение. Затем задайте необходимый размер файла исходя из того, что вы будете с ним делать – печатать или отображать онлайн.

Шаг 2: дублирование слоя

Теперь, когда изображение сведено, продублируйте слой нажатием (в Windows) или (на Mac). Затем увеличьте масштаб до 100% нажатием (в Windows) или (на Mac), или просто дважды щелкнув на лупу в панели инструментов. Понадобится увеличение до 100%, чтобы отчетливо видеть детали изображения.

Шаг 3: фильтр Цветовой контраст

В меню Фильтр выберите Другое, а затем Цветовой контраст.

Перейдите в меню Фильтр и выберите Другое, а затем Цветовой контраст. Вы увидите, что все изображение превратилось в ровный серый цвет. Не волнуйтесь, это позволит вам увидеть, как работает фильтр.

Шаг 4: регулировка резкости

Когда появится окно фильтра Цветовой контраст, используйте ползунок для установки радиуса.

Когда вы запустите фильтр, то увидите всплывающее диалоговое окно, отображающее предварительный просмотр и ползунок радиуса. Кроме того, изображение за диалоговым окном станет серым с отображением некоторых краев. Это позволяет вам точно увидеть, где именно повысится резкость. Цветовой контраст воздействует только на края, все остальное остается серым. Степень резкости будет в большой степени зависеть от изображения и его размера.

Это изображение подсолнухов я печатал в большом формате, используя полное разрешение. При этом я заметил, что обычно радиус находится между 0,5 и 5 пикселями. Здесь следует быть осторожным, так как излишняя резкость приведет к появлению нежелательных артефактов и шума. Я ориентируюсь на предварительный просмотр. Я перемещаюсь, пока не увижу тонкие черные линии поверх серых областей. Как только вы увидите белый, это означает, что появится ореол, который очень нежелателен. В результате вы получите легкое усиление резкости, а не радикальное ее повышение. Для этого изображения я использовал радиус 0.9. Выше вы можете увидеть, что там всего несколько черных линий на краях цветка с очень слабым ореолом. Когда будете готовы, жмите ОК.

Шаг 5: установка режима наложения

После того, как вы применили фильтр Цветовой контраст, настало время избавиться от серого цвета и вернуть изображение к жизни. Перейдите к палитре слоев и выберите режим наложения из выпадающего меню Перекрытие. Ваше изображение вернет свой цвет, а вы можете отключить и включить слой, чтобы увидеть изменения.

Вы можете также поэкспериментировать с разными режимами наложения, включая Мягкий свет, Жесткий свет, Яркий свет, Линейный свет и Точечный свет. Кроме того, вы можете использовать непрозрачность слоя, чтобы немного уменьшить эффект, если вы решите, что он слишком сильный. Прелесть этой техники в том, что она полностью регулируемая (не деструктивно) даже после применения фильтра, и, так как вы работаете на отдельном слое, вы можете легко отменить усиление резкости и начать заново при необходимости. Также, опять-таки благодаря работе на отдельном слое, если вы желаете применить фильтр только на отдельных участках, то можете использовать маску слоя, чтобы спрятать или показать эффект усиления резкости.

Финальный результат

В этом сравнительном изображении на верхней части был применен фильтр Цветовой контраст, в то время как нижняя часть осталась нетронута.

Фильтр Цветовой контраст прост и гибок в использовании. Это прекрасный способ придать вашим изображениям более четкий, ясный вид перед печатью или загрузкой. Попробуйте!

Этот урок продемонстрирует реализацию в Фотошопе эффекта Gradated Neutral Density (ND) filter. Для этого будет использован всего один слой с градиентом. Это добавит снимку яркости и контрастности.

Шаг 1.

Открываем снимок в Photoshop.

Шаг 2.

Добавляем новый пустой слой. Это делается нажатием на соответствующую кнопку, которая находится в нижней части палитры слоев.

Шаг 3.

Данный урок продемонстрирует работу только лишь с двумя слоями, но для удобства и порядка дадим верхнему слою название. Чтобы сделать это, дважды кликнем по названию слоя и впишем своё, например, Graduated ND Filter.

Шаг 4.

Теперь сбрасываем цвета переднего и заднего плана на значения по умолчанию. Это делается нажатием на клавишу D. На панели инструментов выбираем Градиент. Также это можно сделать нажав клавишу G. На верхней панели настроек должен быть выбран линейный градиент, а переход должен осуществляться от черного к прозрачному.

Шаг 5.

Теперь нужно нарисовать вертикальный линейный градиент. Чтобы он получился строго вертикальным, во время рисования должна быть зажата клавиша Shift. Градиент нужно нарисовать от верхнего края снимка до нижнего.

Шаг 6

В палитре слоев изменяем режим наложения слоя Graduated ND Filter на Soft Light (Мягкий свет).

Шаг 7.

На некоторых снимках этот эффект слишком сильно затемняет или осветляет области снимка. В таком случае нужно изменить непрозрачность снимка примерно до 80%.

Шаг 8.

Теперь можно сравнить результат до и после обработки. Цвета на снимке стали ярче и насыщеннее. Детализация увеличилась.

Шаг 9.

Финальный результат снимка:

На основе материалов с сайта:

Photoshop автоматически именует новые слои не информативно, типа "Layer 1", это название нам ничего не говорит о том, для чего будет использоваться слой. Давайте исправим это и дадим ему осмысленное название - дважды кликните непосредственно по названию "Слой 1" (или "Layer 1"), оно должно выделиться,и введите собственное имя, я так и назову его - "BrightnessContrast".

В результате, панель слоёв должна выглядеть следующим образом:

Верхний слой переименован в "Brightness/Contrast".

Шаг 3: Выбор инструмента Яркость/Контрастность

На данный момент слой "Brightness/Contrast" у нас является активным (он должен быть выделен синим цветом), перейдите к вкладке меню "Изображение" (Image) в верхней части экрана, выберите пункт "Коррекция" (Adjustments), а затем самый верхний в списке пункт "Яркость/Контрастность" (Brightness/Contrast):



Переход к инструменту "Яркость/Контрастность"

После чего Photoshop мгновенно откроет диалоговое окно этого инструмента:


Диалоговое окно инструмента "Яркость/Контрастность".

Шаг 4: Нажимаем кнопку "Авто" (Auto) в диалоговом окне

Перед тем, как начать перетаскивать ползунки яркости и контрастности, первое, что хочет сделать пользователь - это нажать на кнопку "Авто" (Auto), которая была добавлена в качестве новой опции в команду "Brightness/Contrast" в Photoshop CS6.

Нажатие на эту кнопку указывает Photoshop задать собственные, предположительно лучшие установки для повышения качества снимка. Это несколько больше, чем простой подбор, Photoshop анализирует ваше изображение и сравнивает его с аналогичными изображениями от многих профессиональных фотографов, затем пытается сопоставить свой результат с аналогичными снимками:


Нажатие на кнопку Auto.

После нажатия на кнопку Auto, Photoshop в течение нескольких секунд будет анализировать вашу фотографию (время зависит от размера фото), после чего выдаёт результат, почти всегда является улучшением по сравнению оригиналом. В моем случае, Photoshop решил установить значение яркости на 43 и контрастности на 14. Сравните оригинальное и улучшенное фото с помощью наведения/снятия курсора мышки на картинку:

Автоматические настройки Яркости и Контраста по алгоритмам Photoshop.

Шаг 5: Отрегулируйте Яркость и Контрастность при помощи ползунков

Если вы помните из урока "Автотон, Автоконтраст, Автоматическая цветовая коррекция ", что после применения этих команд, коррекции изображения изменить уже нельзя, т.к. они не предлагают способа изменить результаты, то к автонастройке Яркость/Контрастность это утверждение не относится. После того, как вы уже нажали кнопку Auto, вы можете сделать свои собственные ручные настройки для дальнейшего улучшения изображения с помощью соответствующих ползунков. Перемещение ползунков вправо увеличит яркость и контрастность, перемещение влево уменьшит.

В моем случае, я хочу сделать фотографию немного в стиле "арт", так что я перетащу ползунок Яркость его немного влево, чтобы понизить яркость до значения 38. Затем я немного усилю контраст, переместив соответствующий ползунок вправо до значения примерно 35.

Каждое изображение будет отличаться, каждый имеет свой собственный вкус, так что здесь нет никакого рецепта, который следует запомнить. Просто перемещайте ползунки, смотрите на изображение изображение фиксируйте изменения и оставьте то, что вам больше понравится:

Ручная регулировка яркости и контрастности с помощью ползунков. Для сравнения с оригиналом, наведите/снимите курсор мыши с изображения.

По умолчанию мы видим в документе уже отредактированное изображение. Если же вы хотите сравнить свои результаты с тем, как изображение выглядело до корректировки, просто снимите опцию предварительного просмотра (Preview).

Совет : Вы можете быстро включать/отключать опцию предварительного просмотра нажатием клавиатурной клавиши Р.


Снимите галку, чтобы посмотреть исходное изображение.

Опция "Использовать прежние"

По умолчанию эта опция отключена, и не зря. Сейчас я поставлю галку, чтобы выбрать эту опцию:


Выбор опции "Использовать прежние".

Как вы уже могли догадаться исходя из ее названия, опция включает использование устаревших алгоритмов изменения Яркости/Контрастности, тех алгоритмов, которые использовались до обновлений Photoshop CS3. Тогда настройка Яркость/Контрастность была, мягко говоря, не лучшей, и вот почему. Давайте перетащим ползунок яркости до упора вправо и посмотрим, что произойдёт.

Мое изображение выглядит теперь светлым, все тёмные тона выбиты. Это произошло потому, что при включенной "Использовать прежние", Photoshop увеличил яркость тупо в линейном режиме. Другими словами, он просто взял все тональные значения изображения (света, тени и полутона) и осветлил их все на одинаковое значение. Области, которые были светлыми, стали чисто белыми, тёмные области стали светлыми.

Давайте сравним это с современным алгоритмом, для чего просто снимем галку с "Использовать прежние", иными словами, включим алгоритмы, введённые от Photoshop CS3, затем перетащим ползунок яркости до упора вправо. Результат:



Вид изображения с максимальной яркостью при отключенной опции "Использовать прежние".

Сейчас изображение является также слишком ярким (как правило, при реальном редактировании значение яркости никогда не увеличивается до максимума), но, обратите внимание, что тёмные области все еще остались темными и сохранились подробности в ярких областях.

Дело в том, что в отличии от устаревших версий, новая регулировка яркости нелинейна . Photoshop вначале определяет, какие тональные значения нуждаются в осветлении и осветляет их по отдельности в зависимости от того, на сколько их следует осветлить. Это позволяет избежать осветления тёмных, затенённых деталей и также предотвращает осветления ярких участков до чисто белого (все из которых вымылись в чисто белый при использовании устаревших алгоритмов):

Подобное происходит при понижении значения яркости.

Регулировка контрастности работает аналогично, а при максимальном значении и при включённой опции "Использовать прежние" даёт интересный эффект:



Контрастность на максимуме, "Использовать прежние" включена.

Сброс значений Яркость/Контрастность на исходные

Если вы нажали кнопку "Авто" и полученные результаты вам не понравились, или вы просто хотите убрать все ваши настройки и начать редактирование заново, зажмите клавишу Alt и нажмите кнопку "Сбросить" (Reset). Нажатие Alt изменяет значение кнопки с "Отмена" (Cancel) на "Сбросить" (Reset). При нажатии Reset значения яркости и контрастности будут установлены на ноль.


Изменение кнопки с "Отмена" (Cancel) на "Сбросить" (Reset).

Шаг 6: Нажмите кнопку OK

Когда вы будете удовлетворены результатом, нажмите кнопку OK, чтобы зафиксировать изменения и закрыть диалоговое окно команды.

Сравнение оригинала и отредактированной версии

Как мы рассмотрели ранее, при открытом окне инструмента, сравнить отредактированный вариант с исходным изображением можно, включая/отключая опцию предварительного просмотра. Теперь же, когда мы закрыли окно инструмента и приняли изменения, более мы не имеем доступа к опции предварительного просмотра. Но всё-таки имеется способ сравнить оригинал и отредактированную версию, для этого просто нажмите на значок видимости слоя "BrightnessContrast":


Отключение видимости слоя нажатием на соответствующий значок.

Это действие скроет из видимости верхний слой ("BrightnessContrast") в документе, открывая для просмотра исходное изображение, расположенное на фоновом слое под ним.

Нажмите снова на тот же значок видимости (пустой квадрат в месте, где раньше был глаз), чтобы включить видимость слоя "BrightnessContrast" обратно.

Шаг 7: Понижение непрозрачности слоя (необязательно)

Если вы решили, что ваши новые настройки Яркости/Контрастности оказывают слишком интенсивное влияние на фотографию, то имеется простой способ уменьшить их влияние. Убедитесь, слой "BrightnessContrast" по-прежнему выбран, а затем просто понизьте значение "Непрозрачности" (Opacity) в правом верхнем углу панели слоев. Значение "Непрозрачности" по умолчанию задано в 100%, что означает, что слой "BrightnessContrast" полностью блокирует видимость исходного изображения. Понижение непрозрачности позволяет частично показать исходное изображение на фоновом слое через слой "BrightnessContrast". Чем больше вы уменьшите значение, тем меньшее влияние будет иметь ваша скорректированная версия.