Оцарев Эдуард Николаевич

Учитель истории МБОУ «Брацлавская СОШ»

История Росии (17-18 века), Е.В. Пчелов, 2012.

Уровень обучения- базовый

Тема:: Русская православная церковь 16 века.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1 час

Урок № 9Общее количество часов, отведенное на изучение темы Общее количество часов, отведенное на изучение темы

Тема: Русская православная церковь 16 века.

Цели урока.

Образовательные:

    Проследить, что изменилось в положении Русской православной церкви.

    Раскрыть причины спора между нестяжателями и иосифлянами.

    Раскрыть суть ересей XVI века.

    Рассмотреть изменения, произошедшие в РПЦ с установлением патриаршества.

Развивающие:

    Работать над развитием устной речи;

    Развивать навыки работы с учебником, дополнительным материалом.

    Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    Формировать интерес к истории;

    Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.

    Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия урока : ереси, стригольники, нестяжатели, юродиевые, вириги, Патриарх.

Тип урока: изучение нового материала.

План изучения нового материала.

1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.

2. Ереси в XVI веке.

3. Стоглавый собор.

4. Установление патриаршества.

Проведение урока .

Проверка д/з (фронтальный опрос).

Изучение новой темы.

Слово учителя:

В 12 веке РПЦ оставалась единственной силой, которая на Руси противостояла раздробленности и княжеским усобицам. Она стремилась восстановить духовное и политическое единство Руси во времена монгольского нашествия на Русь. Она сохранилась как реальная сила и утешала народ в этом трудном испытании. Русская Церковь играла важную роль в возрождении единства Русского государства.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.(Ответы учащихся).

Запишите тему и план урока.

Особым влиянием в Русском государстве пользовались монастыри. Они оберегали народ от влияний, шедших с запада, сохраняли русскую культуру и национальное самосознание народа.

Постановка проблемы:

Почему одни монастыри были бедные, а другие очень богатыми и приумножали свои богатства разными способами?

Прочитайте в учебнике на стр. …способы обогащения монастырей и запишите их в тетрадь.

Какие способы вы записали? (Проверка)

Сообщение учащегося о Иосифо-Волоколамском монастыре.

Сообщение учащегося о Ниле Сорском.

Работа по группам:

Разделить учащихся на 2 группы. Одна защищает интересы иосифлян, другая-нестяжателей. Задание: написать защитную речь.

Кому отдала в итоге предпочтение власть великого князя?

2. Ереси XVI века .

Ереси (от греческого слова "ересис") - это отступление от официального вероучения церкви.

На Руси первые ереси появились в крупных городах, связанных с Европой торговыми связями. Это были Псков и Новгород. Еретики выступали против официального вероучения, обвиняли монахов и священнослужителей в жадности, накоплении земельных владений и богатств. Такие люди не могли учить людей вере. Еретики считали, что человек без помощи церкви, сам, может общаться с Богом.

Какую опасность несли ереси?

3. Стоглавый собор.

Самостоятельная работа.

На стр. …читаем пункт «Стоглавый собор».

Проблема: Какую роль сыграл собор в дальнейшей жизни Руси?

Ответы учащихся. (1. Церковь внесла упорядоченность и стройность в свою жизнь. 2. Поддерживала государство. 3.Выступала против насилия и произвола.)

4. Установление патриаршества.

Русская церковь стала в 1589 г. самостоятельной. Глава церкви стал именоваться Патриархом Московским и всея Руси. Московский митрополит Иова был первым избран на этот сан. По своему положению сан патриарха выше сана митрополита. Теперь Константинопольский патриарх не являлся главой Русской церкви. А это значит, что она становится самостоятельной (автокефальной). Русская церковь стала равной в правах с другими церквями – Константинопольской, Иерусалимской, Александрийской и другими.

Государство теперь возглавлял на Руси не великий князь, а царь.

Рефлексия:

- на уроке я запомнил(а)…

Мне на уроке понравилось …

Я понял на сегодняшнем уроке

Домашнее задание

Выучить параграф, вопросы № 2,3 письменно.

    Слайд 1

    Кто стоял во главе Русского государства? Что представляла собой Боярская дума? Как называется орган, который контролировал поступления налогов? Какие функции выполнял Дворец? Что такое кормление? Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III? Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал? Что такое вотчина? Что такое поместье?

    Слайд 2

    Помните, кто поддерживал Александра Невского, кто вдохновлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, кто поддерживал князя московского во время княжеских усобиц? ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI в. План Монастыри. Нестяжатели и иосифляне. 2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века. 3. Теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

    Слайд 3

    Новые слова и понятия: Флорентийская уния, синодики, ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана Флорентийская уния

    Слайд 4

    До 1448 Русская церковь находилась под управлением Вселенского (Константинопольского) патриархата, составляя отдельную Русскую митрополию. Из-за разорения татаро-монголами Киева митрополичья кафедра в 1299 (по другим данным - в 1309) была перенесена во Владимир, а в 1325 при митрополите Петре кафедру переместили в Москву. В 1448 Архиерейский собор Русской церкви самостоятельно, избрал митрополитом епископа Рязанского Иону, который получил титул митрополита Московского и всея Руси

    Слайд 5

    Монастыри

    Соловецкий монастырь основан в 1436 году в землях Новгородской республики монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше - в 1429 году. Основатели - Герман и Савватий. Тро́ице-Се́ргиеваЛа́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкаяСе́ргиеваЛа́вра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским Выяснить: каким образом обогащались монастыри? Стр. 184 (последний абзац)

    Слайд 6

    Иосифо-Волоцкий монастырь

    Слайд 7

    Нестяжатели и иосифляне

    Кого поддержала великокняжеская власть? Стр. 188-189 На церковном соборе (1503г.) – спор о церковных богатствах

    Слайд 8

    Слайд 9

    «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят».(Матфея 24:4-5)

    Ересь стригольников Ересь жидовствующих Что такое ересь? Как в Западной Европе боролись с ересями?

    Слайд 10

    Чем опасны ереси? «Речью глаголю вам, прелестникам и отступникам веры Христовы и всем вашим единомысленникам, мудрствующими с вами злую вашу окаянную и проклятую ересь, что есте чинили в Великом Новгороде злая и проклятая дела неподобная: мнози от вас ругалися образу Христову и пречистые образу, написанным на иконах, а инии от вас ругалися кресту Христову, а инии от вас на многиасвятыя иконы хулные речи глаголали, а инии от вас святыя иконы щепляли и огнем сжигали, а иные от вас крест силололен (крест из дерева алоэ) зубы искусали, а инии от вас святыми иконами и кресты о землю били и грязь на них метали, а инии от вас святыя иконы в лоханю метали, да иного поруганиаесте много чинили над святыми образы написанных на иконах. А инии от вас на самого Господа нашего Иисуса Христа Сына Божья и на Пречистую Его Богоматерь многиа хулы изрекли…» Церковный собор 1490г. (Митрополит Зосима)

    Слайд 11

    Монах Филофей (ок. 1465-1542) - старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря(село Елизарово Псковского района). Предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» (q. v.), тезисы которой изложены в его письмах дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу.

    Слайд 12

    Шапка Мономаха «…вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя". И произошло это в осуществление древних пророчеств: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти"

    Слайд 13

    Повторим:

    Кто такие нестяжатели и иосифляне? Что такое ересь? О каких ересях в России в кон. 15-нач. 16 в. вы узнали? Что такое Флорентийская уния? Кто был автором и в чём суть теории «Москва – третий Рим»?

Посмотреть все слайды

Духовенство и миряне Миряне -- Мирянин (мн. миряне; греч. λαϊκός - Лаики) последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.


Духовенство и миряне До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники




Иосифляне и нестяжатели Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности. Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.


Иосифляне и нестяжатели Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения.


Иосифляне и нестяжатели В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. Против этого выступил церковный собор. Против этого выступил церковный собор.


Иосифляне и нестяжатели Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли


Иосифляне и нестяжатели Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений.


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства.XVI векXVI век


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело!


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Также под горячку попал Феодосий Косой! Также под горячку попал Феодосий Косой! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ» Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ»


Из истории Русской православной церкви 988г.-крещение Руси 988г.-крещение Руси гг-глава Русской православной церкви - митрополит гг-глава Русской православной церкви - митрополит гг. –синоидальный период гг. –синоидальный период во главе –Святейший Синод с обер- прокурором С 1917г. – по настоящее время-патриарх С 1917г. – по настоящее время-патриарх


Вопросы классу: Какое значение имело для Руси принятие христианства? Какое значение имело для Руси принятие христианства? Охарактеризуйте роль православной церкви в истории России Охарактеризуйте роль православной церкви в истории России Какие идеалы и ценности она несла? Какие идеалы и ценности она несла? Какие древние русские монастыри вам известны? Какие древние русские монастыри вам известны?




Амвросий Оптинский Оптина пустынь ()


Филарет 1827г. – катехизис (наставление) -это учение о православной вере 1.Познание Бога 2. Вера в него 3. Жизнь на добрые дела 4. Знание (на опыте), вера (на доверии) 5. Необходимость веры каждому человеку Принимает участие в составлении текста Манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян от крепостнической зависимости ()


Святейший Иннокентий (Борисов) на Вологодской кафедре ()




Работа с документом «Из сочинений академика Д.С.Лихачева» Какие мысли и чувства вызывает это высказывание? Какие мысли и чувства вызывает это высказывание? Что по мнению академика входит в понятие «Святая Русь?» Что по мнению академика входит в понятие «Святая Русь?» - - Кирилло-Белозерский монастырь
Закрепление нового материала О каких святых и сподвижниках 19 века мы сегодня познакомились? О каких святых и сподвижниках 19 века мы сегодня познакомились? Чему учили хранители веры православной? Чему учили хранители веры православной? Созвучны ли нашему времени эти мысли, убеждения? Чему они нас учат? Созвучны ли нашему времени эти мысли, убеждения? Чему они нас учат? Иоан Кронштадский Алексий II



Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») - это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням - иконам, мощам святых и т. п. .

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV - начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове - крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.