Причиной гибели заслуженной артистки России мог стать рак желудка

«Даже для перевозки тела из России необходимо иметь на руках большое количество документов перед отправкой тела через границу. В такой бюрократичной стране как Германия - и подавно, - рассказывает сотрудник одного из московских похоронных бюро. - В первую очередь необходимо будет провести вскрытие, чтобы врачи подтвердили смерть из-за заболевания. Этот документ должны будут подписать в правоохранительных органах, что никаких вопросов по гибели гражданина, пусть даже и другой страны, они не имеют.»

После этой процедуры решается главный вопрос - как перевозить? В случае с Германией варианта два - самолет или автомобиль. В ритуальном агентстве отметили, что в 90 процентах случаев родственники выбирают именно второй вариант. В первую очередь это связано с серьезной разницей в цене. В среднем по Москве только за одну транспортировку из Германии берут от 2500 до 4000 тысяч евро. Перевести тело самолетом значительно дороже - от 6000 евро. Кроме того, к этой надо прибавить услуги сотрудника, а также его командировочные и билеты на перелет. Разница между двумя способами одна - время. На автомобиле транспортировка тела займет около трех дней, а по воздуху не более трех часов, однако существенной разницы в самой транспортировки практически нет.

«В обоих случаях тело умершего кладут в специальный цинковый контейнер, называемый евро-модулем. Для дополнительной сохранности тела его не только обрабатывают формалином, но и со всех сторон обкладывают специальными формалиновыми прокладками. Такие меры безопасности гарантируют сохранность тела на протяжении нескольких дней», - рассказал собеседник в похоронном бюро.

В США на 62-м году жизни скончалась советская и российская актриса, Народная артистка России Вера Глаголева. Причиной смерти стал рак.

Печальную новость журналистам сообщили источники из окружения знаменитости.

Позднее ее подтвердили друзья звезды. О том, что у звезды тяжелый недуг, было сообщено в мае 2017 года. Тогда в течение суток пребывала в реанимации. Врачи сразу предположили, что резкое ухудшение самочувствия может быть связано с онкологией. Однако сама она и ее близкие опровергали тяжелую болезнь — очевидно, не желая привлекать внимание публики к своей проблеме и в попытках избежать спекуляций.

В частности, ее дочь Анна Нахапетова уверяла в мае с.г.: «Нет, проблем со здоровьем никаких. Я не знаю, кто говорит о ее плохом самочувствии. У нее сейчас только закончились съемки, будет монтировать проект. Мама передает вам привет с площадки».

Позднее сама Глаголева опровергла слухи о тяжелом заболевании. Артистка сообщила, что действительно была в больнице, но никаких серьезных проблем со здоровьем у нее нет.

В июне Вера Глаголева с дочерью Анастасией Шубской посетила церемонию открытия 39-го Московского международного кинофестиваля. Это было ее первое появление на публике после появления слухов о тяжелой болезни. И выглядела она неплохо.

И до этого артистка выглядела достаточно хорошо и сама не раз заявляла, что не испытывает проблем со здоровьем, стала вегетарианкой.

В одном из недавних интервью она говорила: «Я всегда выглядела моложе своих лет. На одной из фотографий вообще подросток, хотя на самом деле мне был уже 21 год, и я находилась в ожидании первенца. На своей внешности я никогда не зацикливалась, собой не восхищалась, не думала, нравлюсь кому-то или нет. Сейчас со всех сторон говорят о необходимости постоянно худеть, заниматься спортом, делать пластические операции. По-моему, главное – это покой в душе. Я, например, не посещаю фитнес-клубы, просто живу по принципу «движение – жизнь».

Постоянно куда-то иду, еду, лечу… В отношении еды я не привередлива. У нас в семье нет культа еды. Готовить умею, но не люблю. Одна из лучших кухонь мира - итальянская. А еще я давно не ем мясо».

Напомним. Вера Глаголева родилась 31 января 1956 года в Москве, часть детства провела в Германии. Сниматься кино она начала после школы, сыграв первую роль в фильме «На край света».

Второй ее работой в кино стала роль Вари в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Став женой режиссера Родиона Нахапетова, Глаголева сыграла в его фильмах «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе».

Всего в ее послужном списке около 30 фильмов. В 1990 году Глаголева дебютировала как режиссер. Всего она сняла шесть фильмов. Актриса получила звание заслуженной артистки России в 1995 году. В 2011 году она была удостоена звания народной артистки России.

«Сегодня днем мне позвонил Кирилл Шубский, ее муж, и сказал: «Час назад не стало Веры». Чувство потери, шока - словами не передать. Слишком для всех неожиданно, - рассказывает Иванова. - Мы с Верой постоянно переписывались, поскольку сейчас я - в Испании. Она звонила, писала не только мне, но и всем своим друзьям. Она человек открытый, очень доброжелательный. Из категории людей, у которого не бывает врагов».

«Последнее сообщение от нее пришло вчера. А сегодня мы с ней должны были обсуждать по телефону вопросы, касающиеся нашего нового фильма. Мы закончили съемки социальной драмы «Глиняная яма». В сентябре должны были лететь в Казахстан, снимать там последний блок. А в планах уже следующий проект, сценарий к которому мы почти написали, - фильм о любви Тургенева и Полины Виардо. Абсолютно рабочая обстановка», - уточнила продюсер.

«В июне были очень сложные съемки в городе Алексин под Тулой. Вера чувствовала себя нормально. Она работала по 12 часов в сутки, все шло по графику, минута в минуту. Вера - человек железной воли, боец с сильным характером, особенно в вопросах, касающихся работы. В июле, как вы знаете, ее младшая дочь Настя сыграла свадьбу с Александром Овечкиным. Вера была на этой свадьбе, абсолютно счастливая. Ничто не предвещало беды», - сообщила Наталья Иванова.

«С чем связано обострение ее болезни, из-за чего случился кризис, я не знаю. Знаю, что несколько дней назад Вера с семьей уехала в Германию на консультацию. Она еще раньше там консультировалась в разных клиниках. Но о своих болячках не любила рассказывать. Она вообще мало болела. И вдруг такое», - добавила Наталья.

Смерть актрису и режиссера настигла в Баден-Бадене, где она лечилась от онкологии

Для многих это стало как гром среди ясного неба. Ничто, казалось, не предвещало беды. Недавно все мы видели красивую и счастливую Веру на свадебных фотографиях ее дочери Анастасии, выходившей замуж за знаменитого хоккеиста Александра Овечкина. Из-за этого брака Вера Витальевна неожиданно для себя стала героиней светской хроники. А зять ей нравился, она и сама увлеклась хоккеем, стала следить за последними спортивными событиями. Только самые близкие знали, что происходит с Верой, о ее болезни. Она лечилась в Германии и продолжала работать. Об уходе Веры Глаголевой мы узнали от ее подруги и продюсера ее картин Натальи Ивановой. Она сама в тот момент находилась в Испании.

Сегодня днем не стало Веры. Мне позвонил ее муж Кирилл. Я и сама толком не знаю, чем все это вызвано. Она ездила в Германию на лечение. Но, как правило, лечат от одного, а уходят из жизни совсем от других болезней. Вера - мужественный человек, и ее болезнь не была предметом наших разговоров. Это было табу для нее. Это и для родственников неожиданно. Если Вера еще слышит, то она крайне удивлена тем, что случилось.

Она была честным человеком. Начинала как актриса, и я не раз наблюдала, как ее любят зрители. Мы иногда спорили, потому что Вера постоянно боролась с несправедливостью, даже если ее это непосредственно не касалось. Она выступала за сквер у Белорусского вокзала, против сноса какого-то строения около Тверской. И люди к ней часто обращались, зная, какой она активный человек, зная ее принципы, которым оставалась верна. Прожить честно в кино - это не у всех получается.

У нас с Верой осталась незаконченная картина «Глиняная яма». Мы сняли российскую часть, надо было еще досъемку делать. Мы с Верой до последней секунды обсуждали картину, думали про съемки в Казахстане...

В основе «Глиняной ямы» пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой о жизни в провинции. Это история о матери и двух дочерях. У старшей, Галины, умер пьяница-муж, и теперь она одна растит сыновей. У нее появляется возлюбленный - выходец из Средней Азии. Младшая сестра Милка живет в большом городе и приезжает к родным на новогодние дни. Мать не в восторге от выбора Гали, а вот вторая сестра попытается отбить ухажера.


А последней законченной картиной Веры стали «Две женщины» по тургеневскому «Месяцу в деревне», где Ракитина сыграл выдающийся британский актер Рэйф Файнс. Когда-то киношный люд посмеивался, узнав, что Вера мечтает его пригласить. Мало кто верил, что такое возможно. Павел Лунгин хотел пригласить Файнса на роль Германна в «Пиковую даму», но не случилось. Чиновники тоже не спешили поддержать проект. Наверное, рассуждали так: муж у Веры обеспеченный (бизнесмен Кирилл Шубский. - Авт. ), все финансовые проблемы как-то решатся. В общем, с финансированием была труба. Но все решил случай. Познакомились Вера и Рэйф Файнс в Иванове на фестивале «Зеркало». Она каким-то ей одной известным способом увлекла его своей идеей, вырвала из жесткого графика, расписанного на годы вперед. А потом откладывала съемки, ждала. Зачем ей понадобился именно он? Искала инопланетянина, для которого еще что-то значили понятия о добре и чести. Для самой Веры они были непреложны. А потом началась удивительная жизнь в компании Файнса. Он большой любитель и знаток русской культуры, выучил русский язык. Вера наняла ему преподавателя, и Рэйф по восемь часов с ним занимался.

«Две женщины» снимались в усадьбе Михаила Глинки под Смоленском. А до этого Вера объездила не одну усадьбу по России, все искала то, что нужно. Когда мы вместе были в Вологде, на теперь уже несуществующем фестивале молодого европейского кино, поехали вместе в усадьбу под Вологдой. Место было изумительное. Несмотря на выходной день, узнав, что едет Вера Глаголева, вышли сотрудники музея и показали все свои богатства. Мы обошли старый двухэтажный дом, гуляли в парке, переходящем в лес, спускались в овраг по деревянным ступеням. Рядом была церковь, которую тоже для нас открыли. А уже через несколько недель Вера, не раз приезжавшая на фестиваль «Золотой Феникс» в Смоленск, нашла более подходящее место для съемок.

Жаль, что не запечатлен сам процесс съемок, когда Рэйф Файнс жил в деревянном русском доме, ел борщ, картошку, селедку. И очень хотел сам говорить за своего героя. И Вере надо было набраться сил, чтобы сказать ему о том, что это невозможно. «Было бы странно, если бы мы превратили Ракитина в англичанина. Не мог он говорить с акцентом, даже если исходить из того, что он долго жил за границей. Но на площадке Рэйф играл Ракитина на русском языке, понимал его душу. Я удивлялась тому, как англичанин прочувствовал русского человека. Когда он произносил какие-то фразы без акцента, мы как дети радовались», - рассказала тогда «МК» Вера Глаголева.

Веру часто поругивали за ее режиссерские работы. Она, конечно, расстраивалась. Да и вообще была ранимой, переживала по поводу любого грубого слова, хотя виду не показывала. Военную драму «Одна война» Глаголева снимала на Валааме, и, пожалуй, это лучшая ее работа. Она и отмечена на многих фестивалях по всему миру. Помню, сколько радости было, когда наше жюри фестиваля «Золотой Минбар» в Казани присудило ей Гран-при. С «Двумя женщинами» Вера тоже поездила по миру, была даже в Коста-Рике.

Как-то мы разговаривали с Верой Витальевной накануне юбилея «МК», и тогда она сказала: «Ваш главный редактор - человек с открытой и честной позицией. Читаю замечательного Александра Минкина, который всегда пытается докопаться до сути вещей, сказать правду о том, что происходит, хотя, наверное, не всегда это бывает легко. Мне важно получать достоверную информацию, а лучшие статьи ваших авторов как раз и доносят до нас, читателей, объективное отражение реальности. Поменьше криминальной хроники, хотя жизнь все время подкидывает подобные сюжеты, и побольше внимания к искусству, которое способно спасти в самые трудные времена». Думается, это был совет не столько газете, сколько всему нашему измученному обществу. Жаль, что мудрые высказывания зачастую обретают вес и смысл уже после смерти их авторов.

«МК» выражает искренние соболезнования родным и близким Веры Глаголевой.

«Да какая тут может быть тайна? – пожмете вы плечами. – Человек несколько лет мужественно боролся с раком, от него и умер».
Ну да, отплясала на свадьбе дочери, уехала на съемки, где работала по двенадцать часов в день, потом улетела на обследование в Швейцарию (к которому наверняка готовилась – сутки ничего не ела), вошла в клинику на своих ногах, а через полтора часа ее не стало. «Нет, от рака так не умирают», – почти сразу появились в прессе робкие сомнения.

Последовала новая версия: «Возможно, ослабленный организм не выдержал напряженного ритма жизни, тяжелого перелета, стресса…»
Это уже ближе к истине, но всё же это не вся правда.
А правда в том, что

Вам когда-нибудь делали операцию? Ну, самую простейшую – аппендикс удаляли?.. Тогда вы наверняка помните, что вечером накануне операции к вам заходил врач-анестезиолог и подробно расспрашивал, чем и когда вы болели, какие таблетки принимаете, есть ли у вас аллергия на разные виды наркоза. Вам это могло показаться пустяком, но на самом деле это очень важно.
Для ракового больного важно особенно – таблетки, которые принимает пациент (а Глаголева давно на них сидела) потенцирует действие наркоза, поэтому выбор препарата и его дозы вопрос жизни и смерти. Да, наверное, в этом случае гастроскопию – а это первая и самая важная ступень обследования больного раком желудка – нужно было делать вообще без наркоза, но это сейчас практикуется разве что в задрипанных российских поликлиниках, но никак не в Швейцарии.
Возможно, врач неверно выбрал лекарство и дозу. Возможно, Глаголева назвала не все лекарства (а среди них были и наркотики), которые она принимала. Этой правды, боюсь, не узнает уже никто и никогда. Но факт остается фактом – Глаголева умерла во время гастроскопии.
Не она первая, увы. Случай весьма распространенный – скажем, так умер Юрий Никулин. В вопросы врачебной тайны, финансовой ответственности клиники, коллективно утвержденной семейной версии я вторгаться не хочу. Это уже не важно, да и поздно.


Вера Глаголева была обречена, и она это знала. Другое дело, что она рассчитывала – как убеждали врачи – что у нее ещё есть полтора-два года. Она спешила жить и жила напряженно: заканчивала один фильм и тут же собиралась начать снимать второй, последний.
Я не знаю человека, который так мужественно, стойко, достойно претерпевал бы обрушившуюся на нее беду. О ее диагнозе знали лишь самые близкие родственники и одна подруга. Она не скулила в фейсбуке (в той или иной степени скулят все), она не собирала денег на лечение (что делают почти все), она не взывала к жалости, любви и состраданию – Вера была очень сильным человеком с обостренным чувством собственного достоинства.


Пересмотрите ее юбилейный вечер на ТВ – ничего не знал Малахов, не знали одноклассники, коллеги, друзья – она держалась из последних сил, она улыбалась, шутила, благодарила какого-то случайного Меладзе, взглядом одергивала Гузееву, готовую расплакаться (она знала всё), подбадривала глухого Зельдина, который уйдет раньше ее… В сети есть несколько вариантов монтажа, я посмотрел самый полный – из него потом вырезали эпизоды, которые после смерти Веры вдруг приобрели новое звучание. Наверное, это правильно.
Пусть она в нашей памяти останется такой – легкой, веселой, молодой, счастливой.