Новый митрополит Минский и Слуцкий Павел имеет безупречную репутацию. Хорошее образование, работа в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, миссии в Иерусалиме, США, Австрии… Еврорадио пытается понять, что за человек поставлен во главе Белорусской православной церкви, по его делам и высказываниям.

“Что это, если не чертовское сопротивление?”

В 2003 году Павел (Пономарев) возвращается из Австрии в Россию и получает кафедру архиепископа Рязанского и Касимовского. Его предшественник - митрополит Симон (Новиков) - так же, как и Филарет, посвятил епархии более 30 лет и отправился “на покой” по решению Священного Синода РПЦ. Новый архиепископ начинает активно решать “квартирный вопрос” за счет городских музеев.

Епархия озвучивает планы по возвращению зданий Рязанского кремля. Мэрия идет на компромисс с Церковью, и в 2006 году музей лишают первых пяти помещений. Образовывается Общественный комитет защиты музея-заповедника “Рязанский кремль”, активисты которого называют захват помещений “церковным рейдерством”. Вскоре лишаются постов директор музея Людмила Максимова и ее заместитель Ирина Кусова - активный член комитета.

Архиепископ Павел возмущение активистов комитета называет “чертовским сопротивлением”: “Это самозваная, нигде не зарегистрированная непонятная организация, которая состоит из 10 душевнобольных человек. Они выступают категорически против любых попыток передачи Церкви ее имущества. Что тут скажешь? Это просто больные люди”.

Интересное совпадение. В начале 2008 года о “коварных намерениях” владыки Павла захватить помещение музея истории ВДВ рассказывает его директор Степан Таненя. Музей размещается в здании бывшей семинарии, поэтому претензии Церкви на него выглядят вполне понятными.

Но епархия спешит назвать заявления Танени дезинформацией и “попытками недобросовестных музейных сотрудников нанести удар по епархии и создать из Церкви образ врага”. “Все это вымысел. Никакого письма министру обороны я не писал, у меня даже мыслей таких не было” , - комментирует архиепископ Павел.

Можно ли молитвой вылечить грипп? “Для верующего все возможно”

Владыка Павел - человек довольно открытый и публичный. На рязанском телевидении он имел получасовую программу, в которой отвечал на вопросы ведущего и зрителей.

“А вы посмотрите, как они ходят по улице. Они же своими короткими юбками и обнаженными декольте сами разжигают страсти у противоположного пола, - отвечает Павел на вопрос о разврате в нравах современных людей. - А сколько у нас испорченных, сколько маньяков! А потом говорят, что их изнасиловали… Сами этому способствуют”.

Митрополит много рассуждает о сильных и слабых людях, о вере. Например, вот как он отвечает на вопрос, может ли молитва вылечить от гриппа:

“Вот если у нас у кого-нибудь действительно есть такая вера, что мы говорим: “Боже, помоги!” - и Бог помогает. Для верующего все возможно”.

Правда, после Павел все же жалеет верующих и добавляет: Господь имеет милость и тем, у кого нет такой сильной веры, все же можно обращаться к врачам.

О власти и недовольных властью: “Надо самому народу измениться”

Владыка Павел руководит Рязанской митрополией 10 лет и всегда легко находит взаимопонимание с властями. Всем же, кто имеет какие-то претензии к чиновникам, священник советует… переделать себя:

“Не зря существует поговорка: “Народ заслуживает своей власти”. Если вы хотите, чтобы у нас была власть достойная, хорошая - надо самому народу измениться. Именно поэтому церковь призывает переделывать свое личное, внутреннее состояние”.

“То, что происходит и у нас в России: собрания, протестующие - вы знаете, у меня тоже вызывают чувство грусти. И я думаю, что все это не без участия западных спецслужб”.

По мнению митрополита, этим самым спецслужбам надо очень хорошо подумать перед тем, как связываться с русскими людьми. Ведь у русских, во-первых, есть оружие массового уничтожения, а во-вторых, им нечего терять:

“Нужно сказать, что в отличие от американцев, для большинства русских людей жизнь, как говорят в народе, не стоит и ломаной копейки. Будут нас допекать в отчаянном состоянии, если наш народ будут загонять в угол - нам ничего не останется, как только открыть “чернобыльский краник”. И в этом случае будут страдать все”.

Тем временем в свежем исследовании центра Economist Intelligence Unit Беларусь попала в число стран с большим риском возникновения социальных волнений в 2014 году. Поэтому митрополит Минский и Слуцкий с твердой позицией насчет уличных выступлений как нельзя к месту.

Павел Свердлов

2505

25.12.2013

Священный синод Русской православной церкви 25 декабря удовлетворил прошение Главы православной церкви Беларуси митрополита Филарета об уходе на покой. Главой Белорусской православной церкви назначен митрополит рязанский и михайловский Павел.

Прошение митрополита Филарета об уходе на покой было рассмотрено в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством патриарха Кирилла на последнем в 2013 году заседании Священного синода.

В официальном сообщении пресс-службы говорится, что Священный синод постановил удовлетворить прошение и «выразить сердечную благодарность Преосвященному Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21 марта 1935 года. Белорусскую митрополию он возглавил в октябре 1978 года, тогда же став патриаршим экзархом Западной Европы. 16 октября 1989 года был назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Священный синод удовлетворил прошение митрополита Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летия, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси с сохранением права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях.

Митрополит Минский и Слуцкий Павел (в миру - Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. В 1980-81 - годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая - во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП.

С 15 сентября 1981 г. - член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. - заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. - в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский».

23 февраля 2001 г. епископ Павел возведён в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126 ) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

Александр ЭХТ.

Хвалите Господа вси языцы,

похвалите Его вси людие:

Яко утвердися милость Его на нас,

и истина Господня пребывает вовек.

(Пс. 116, 1-2)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый иноческий чин, дорогие братья и сестры!

Сердечно, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим спасительным событием: пришествием в мир Солнца Правды - Христа, Бога нашего: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин. 1, 14). Любя Свое творение, Создатель и Спаситель наш Христос-Бог стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха (1 Тим. 3, 16; Евр. 4, 15). Господь принес заблудшему человечеству величайший из всех даров - Свою Божественную любовь. Пришел на землю Сын Божий, чтобы спасти мир, освободить человека от страха смертного и от самой смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Его и последует за Ним.

В своем послании апостол Павел обращается к коринфским христианам, а через них и к каждому из нас, с одним из таких призывов: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии » (1 Кор. 6, 20). Главный смысл этого призыва заключается в том, чтобы мы не только благодарили Бога и возносили Ему хвалу в молитвах и песнопениях, но и приносили добрый плод - дела любви и милосердия во славу Божию, во славу Церкви, во благо Отечества и во благо ближнего, неся «тяготы друг друга » (Гал. 6, 2) - и в радости, и в горе.

Господь заповедовал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть прилежными в молитве и в служении слабым и обездоленным. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13, 35), - говорит нам Спаситель и Господь - Иисус Христос. Приобщаясь к этой всесовершенной Божественной любви, мы обретаем непобедимое оружие «против духов злобы поднебесных » (Еф. 6, 12), обретаем способность успешно противостоять всем вызовам времени. Какие бы искушения и испытания ни постигали нас в земной жизни, слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20) вселяют в нас надежду, что Он не оставляет нас сегодня и не оставит в будущее время.

Закон любви, завещанный нам Спасителем, лежит в основании подлинного «единства духа » (Еф. 4, 3). Этот закон - основа общественной жизни и солидарности, совместных созидательных трудов и соработничества во славу Божию и на радость тех, кто переживает различные скорби и несчастья, кто терпит лишения и нуждается в нашей помощи и поддержке. Но подлинное единение народа не может ограничиваться лишь временем испытаний, оно должно стать неотъемлемой частью нашего христианского самосознания и подлинной христианской жизни.

Вновь наступил светозарный праздник Рождества Христова, праздник горячей веры и непостыдной надежды на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. Вновь раскрывается небо над землею, вновь раздается ангельское славословие, возвестившее миру «великую радость , которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель » (Лк. 2, 10-11). Вместе с ангелами мы вновь призываемся воспеть славословие родившемуся Младенцу Христу и, поклонившись Ему, как это сделали восточные мудрецы, принести в дар «фимиам» сердечной молитвы, «злато» добрых дел во славу Церкви и во благо ближнего, «миро» жертвенного служения ближним, и, приникнув к яслям Христовым, как вифлеемские пастухи, славить и хвалить «Бога за всё то, что слышали и видели ».

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, прошедший год для многих из нас был непростым, но, милостью Божией, он принес и немало духовной радости. Этот год был отмечен многими важными событиями в жизни нашей Церкви. Во всех епархиях архиереи, клирики, благочестивые верующие люди занимались решением насущных вопросов церковной жизни: благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием качественно новых приходов, которые призваны стать настоящими православными общинами, способными к активному участию в церковной миссии, с включением в них самой активной силы общества - молодежи; много внимания уделялось развитию социальных и просветительских проектов Православной Церкви.

Важнейшими темами многих наших мероприятий и размышлений в текущем году являлись: 100-летняя годовщина восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания на Патриарший престол святителя Тихона; воспоминание о трагических событиях нашей истории в ХХ столетии и о начале страшных гонений на Церковь Христову. В те тяжкие годы безбожного лихолетия была пролита кровь многих новомучеников и исповедников, которые в последствии были прославлены в лике святых. Церковное прославление новомучеников и молитвенное обращение к ним имеет особое значение не только для сохранения памяти о трагических событиях тех дней, но оно ярко свидетельствует о том, что у Бога все живы, смерть побеждена смертью и воскресением Христовым.

Молитва новомученикам и исповедникам согревает наши сердца, укрепляет веру в Бога и, напоминая о прошлом, призывает нас хранить веру православную, чтобы ничего подобного на нашей земле в будущем не происходило.

В прошедшем году по многочисленным просьбам и ходатайству благочестивых верующих людей Белорусской Православной Церкви и особенно Минской митрополии начата подготовительная работа по обретению святых мощей блаженной Валентины Минской. Призываю всех Вас, дорогие архипастыри, пастыри, досточтимые иноки и инокини, благочестивые братия и сестры усилить свои молитвы ко Господу и ко Пресвятой Богородице, чтобы Они благословили Отечеству, Церкви и всему нашему благочестивому народу открыть духовное сокровище - святые мощи блаженной Валентины Минской.

Мы верим, что обретение мощей святых угодников Божиих является величайшим Божественным Даром и проявлением особого благоволения Божия к верным людям своим. Как только мы станем достойны милости Божией и этого благодатного Дара, Господь услышит наши молитвы и исполнит наше прошение. Обретение святых мощей блаженной Валентины и принесение этой великой святыни в кафедральный собор столицы Белой Руси города Минска станет сильнейшим жизнеутверждающим импульсом, свидетельствующим перед каждым из нас, жителей белорусской земли, о непреходящем значении жизни человека в вере и верности Богу, в стремлении к исполнению основополагающих принципов богозаповеданного Евангельского закона. Убежден, что такое свидетельство послужит всенародному укреплению в сознании и жизни людей духовно-нравственных ценностей и способствует процветанию нашего Отечества.

Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно продолжать трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя – залог и основа для преображения всего народа нашего Отечества.

Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сестры! От всего сердца с любовью во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом благости Господней. Молитвенно желаю вам доброго здоровья, мира, благополучия и неоскудевающей благодатной помощи Божией в вашей жизни, подвигах и трудах во славу Святой Церкви Христовой, на пользу Отечества и во благо всем нашим ближним и дальним. Аминь.

+ Павел,

митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово

2017-2018 гг.,

город Минск

Дата рождения: 19 февраля 1952 г. Страна: Белоруссия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии.

В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспиратуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии , в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

21 марта 1992 г. чин наречения в совершили , митрополиты , Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ , епископы и Подольский Виктор.

22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом «Венский и Будапештский».

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () присвоен титул «Рязанский и Михайловский», назначен (журнал № 132) главой новообразованной .

Образование:

1976 г. — Московская духовная семинария.

1980 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: (Ректор) Место работы: Минская митрополия (Белорусский экзархат) (Глава митрополии) Епархия: Минская епархия (Правящий архиерей)

Родился в Галиции в семье богатого мещанина. Начальное образование получил в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После её окончания был оставлен преподавать пиитику. Имея склонность к монашеству в 28 лет принял в Киево-Печерской лавре постриг с именем Павел. Будучи иеромонахом сопровождал наместника лавры в Санкт-Петербург, где был замечен и направлен проповедником в московскую Славяно-греко-латинскую академию.

В 1744 году Павла возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провёл 15 лет, осуществлял ряд построек в монастыре.

23 мая 1758 года он был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского и возведён в сан митрополита. В Тобольск он прибыл только 20 ноября. Управляя епархией митрополит Павел возобновил Тобольскую семинария, пригласил в неё преподавать трёх учёных монахов из Киева, занимался строительством храмов, отдавая предпочтение каменным постройкам (при нём в епархии было возведено около 20 каменных храмов). При святителе Павле в 1764 году состоялось обретение мощей Иннокентия Иркутского.

Недовольный политикой Екатерины II в области секуляризации церковной собственности написал в Синод резкое послание, был вызван в Синод и вначале лишён архиерейского сана, но императрица не утвердила это решение. 11 января 1768 года было удовлетворено прошение Павла об уходе на покой в Киево-Печерскую лавру. В ней он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Был погребён в склепе под Успенским собором лавры. В настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах лавры.

Источники

  • Сергий (Соколов) Жития Сибирских святых. - Новосибирск: 2007. - С. 105-111. - ISBN 5-88013-010-X
  • Павел (Конюскевич / Конюшкевич). Проверено 6 января 2010.