Стать тугом было непросто - это продолжительный, сложный процесс. В секту допускались мальчики, когда им исполнялось десять -двенадцать лет, и большей частью кандидатами были близкие родственники душителя.

Поручитель вел кандидата к гуру, или духовному главе секты, который, в свою очередь, отводил его в комнату, где его ждали гиемадеры, или начальники разных шаек. На вопрос, хотят ли принять в секту новичка, они отвечали утвердительно, и затем его и гуру выводили на открытый воздух. Начальники становились около них в круг, и все преклоняли колени для молитвы. Вскоре опять поднимался гуру и, воздев руки к небу, произносил: "О, Бовани! Мать мира, которую мы обожаем, прими этого нового слугу, даруй ему свое покровительство, а нам знак, по которому мы удостоверимся в твоем согласии".

После этих слов все собравшиеся оставались неподвижными до тех пор, пока мимо не пролетала птица или не пробегало животное, чтобы удостовериться в согласии богини. Затем все возвращались в комнату, где неофита приглашали сесть за накрытый стол. Вновь принятый член секты начинал свой кровавый путь во славу богини Кали как люггах, или могильщик, либо как белхап - исследователь мест, наиболее подходящих для совершения замышляемых убийств. В этих "должностях" он оставался много лет, каждодневно доказывая свое искусство и рвение. Наконец наступал день, когда его повышали в степень кандидата в бхуттотаги, или душителя.

Повышение было сопряжено с новыми формальностями и обрядами. В день, назначенный для церемонии, гуру вводил кандидата в круг, начерченный на песке и окруженный таинственными иероглифами, где он должен был молиться своему божеству. Этот обряд длился четыре дня, в течение которых кандидат питается одним молоком. Не выходя из круга, он упражнялся также в заклании жертв, привязанных к кресту, вкопанному в землю. На пятый день гуру вручал ему роковую петлю, омытую в святой воде и смазанную маслом, после чего кандидат становился настоящим бхуттотагом. Новоиспеченный душитель клятвенно обещал хранить молчание обо всем, что касалось секты душителей, и трудиться неустанно над истреблением человеческого рода. Он становился жертвоприносителем, а встреченный им человек, поставленный на его пути богиней Кали, делался жертвой.

В завершение церемонии новому члену секты душителей вручался кусок неочищенного сахара, который он должен был съесть тотчас же, а гуру по этому случаю произносил речь, призывая молодого туга отправить на тот свет как можно больше жертв, причем сделать это в кратчайшее время. Вместе с тем ему запрещалось душить женщин, прокаженных, косых, хромых и вообще уродов, а также прачек и представителей некоторых избранных каст, которым оказывала свою защиту богиня Кали. Женщины, кстати, были ограждены от убийства только в том случае, если путешествовали в одиночку, без мужчины-покровителя.

Тхаги создали собственный миф о происхождении своего "ремесла": однажды Кали в образе устрашающей богини Бха-вани собрала своих почитателей, отметила самых верных - тхагов, наделила их необычайной силой и коварством, научила душить жертвы платком и разослала по свету. Молодые тхаги проходили сначала период обучения, после чего на празднике дашарха - совершали обряд посвящения - они получали заступ, белый платок для удушения жертв и в соответствии со своей верой присягали на каком-либо священном индуистском тексте или на Коране, давая клятву верности, храбрости и молчания. У тхагов существовал и жаргон, словарь и грамматика его были изданы в Калькутте в 1836 году. У них отсутствовала какая-либо особая религиозная доктрина и культ, поскольку тхагом мог стать как мусульманин, так и индуист. Все они почитали Бхавани, но особенно свой заступ, которым копали могилу для задушенных жертв, который считался "священнее Корана и воды Ганга". Известно, что тхаг, нарушивший присягу, принесенную на этом заступе, умирал в течение шести дней. Тхаги передавали свое "умение" от поколения к поколению.

Следует учесть, что пантеон индуизма необычайно обширен и сложен. В 19-м веке в одну массу, не слишком вникая в тонкости, сплавляли и сикхов и тантризм , причем всех 4-х основных типов, не глядя на то, что только приверженцы "тантры левой руки " сохраняют в своей практике признаки древнего тантрического культа и используют в своих обрядах жертвоприношения и сексуально-магические практики. Тем не менее, упоминания о секте душителей часто связывались в Европе с "Черной Богиней", с Кали.

К али имеет двойственные отношения с миром. С одной стороны она разрушает демонов и таким образом приносит порядок. Однако она также служит выражением сил, которые угрожают порядку и стабильности своей жаждой и опьяненностью кровью и последующим всеразрушающим бешенством. Кали - одно из хтонических вампирических индуистских божеств. В тантрическом индуизме она стала доминирующим божеством как исходная форма вещей и источник всего сущего. Её звали Созидательницей, Защитницей и Разрушительницей.

Душители привлекли внимание Европы после захвата Британией территории Индии в конце восемнадцатого века. Во-первых, захватчики заметили, что дороги Индии наводнены бандами грабителей, которые душат своих жертв. В 1816 году доктор Роберт Шервуд, остановившийся в Мадрасе, склонил некоторых разбойников к разговору об их религии. Его статья «Об убийцах, называемых Фансигарами» появилась в журнале «Азиатские Исследования» в 1820 году и вызвала некоторое волнение. Шервуд утверждал, что фансигары, или Душители («phanci» значит «петля»; «thug» - «мошенник»), совершали убийства, побуждаемые чувством религиозного долга, и что их целью было, скорее, убийство как таковое, нежели сопутствующее ограбление.

Причудливая история покорила воображение англичан, и слово «Душитель» (thug) быстро вошло в язык. Душители, согласно Шервуду, тихо жили в своих родных деревнях большую часть года, выполняя свои гражданские и родительские обязанности и, таким образом, не вызывая подозрений. Но в месяц паломничества (обычно ноябрь-декабрь) они выходили на дороги и безжалостно убивали путешественников, особенно заботясь о том, чтобы убийство совершалось хотя бы в сотнях миль от дома.

Обычно убийство происходило вечером, когда путешественники сидели вокруг костра. По сигналу три Душителя вставали за спиной каждой жертвы. Один из них закручивал удушающую ткань (или рухмал ) вокруг шеи жертвы; другой должен был схватить ноги жертвы и прижать их прямо к земле; третий должен был держать руки или встать коленями на спину жертвы. Обычно все действие занимало несколько секунд. Затем тела жертв рубили и калечили, чтобы избежать опознания и ускорить разложение. Ноги отрезались; если позволяло время, расчленяли все тело. Затем останки хоронили. Наступало время самой важной части ритуала - церемонии, известной под названием Тапони . Как правило, сооружался шатер, чтобы скрыть Душителей от взглядов путешественников. Касси , священная остроконечная секира (эквивалент христианского креста), помещалась рядом с захоронением. Группа Душителей садилась вокруг. Лидер молился Кали об изобилии и удаче. Разыгрывалось символическое удушение, а затем все, кто принимал активное участие в убийстве, ели «сахар причастия » (гур ), пока лидер лил освященную воду на могилу. Один из плененных Душителей рассказывал Слимену: «Любой человек, однажды попробовавший гур , станет Душителем, даже если он знает все ремесла и владеет всеми богатствами мира».

Душители не были бандитами в обычном понимании этого слова. Они убивали людей не только ради добычи. Свои жертвы туги, в соответствии с тщательно разработанным ритуалом, дабы доставить удовольствие мрачной богине Кали. Специальной ритуальной мотыгой выкапывают могилу, и именно эти массовые погребения и натолкнули британцев на идею разобраться, каким образом сотня другая индусов так дружно все вдруг сломали себе шеи и повеселись. Благодаря их разбирательству мы узнали об этом своеобразном индийском колорите, заслужившем достойное место в книге ресордов Гиннесса своими рекордами. У Кали были свои храмы, куда люди приносили ей в жертву домашних животных и птиц, однако туги настоящими её жрецами считали лишь себя, Сынов Смерти, утоляющих нескончаемую жажду кровожадного божества. При этом стоит учитвать, что сея деятельность застую принимала фантастических размах - к концу "карьеры" на руках очень многих тугов была кровь около 250 жертв.

В 1825 году на полуостров Индостан прибыла супруга генерала Уэллингтона. Гарнизон, которым командовал ее муж, находился в штате Банделкханда. В этот отдаленный район британцы еще не успели проложить железную дорогу, поэтому леди Уэллингтон ехала в обыкновенной повозке. Ее сопровождали пять верховых офицеров королевской армии и местный проводник. Путь шел лесом по довольно дикой местности, добираться до места предстояло несколько дней.

Леди Клер не появилась в гарнизоне в назначенный день, и генерал послал навстречу вооруженный отряд. В лесу на небольшой поляне военные нашли пустую повозку и саблю английского производства. Неподалеку виднелся свеженасыпанный холмик земли. Солдаты раскопали его и отпрянули в ужасе - в свежей могиле лежали шесть совершенно обнаженных трупов. Это были леди Клер и пять офицеров.

Все жертвы были задушены. Очевидно, одежду, багаж генеральши и лошадей забрали убийцы. Трупа проводника не было, что позволяло сделать предположение о его соучастии в преступлении. Вероятно, он сообщил разбойникам, какой дорогой и когда поедет жена генерала. Убитый горем военачальник был вне себя. Чтобы найти убийц, он поступил просто, - захватил в плен местного раджу. Вельможе оказывали почести, но домой не отпускали. Уэллингтон заявил, что цена свободы раджи - имена киллеров. Узнав, что жертвы задушены, а вся одежда унесена, раджа заверил, что это дело рук тугов, поклонников богини Кали.

Адепты тайной секты тугов (прозванных «обманщиками») искренне верили, что служа своей могущественной богине выполняют божественную миссию, уничтожая с избытком расплодившихся людей. В награду же за такое «служение» они забирали имущество убитых. Обманщиками их называли потому, что, играя различные роли, прикидываясь то паломниками, то купцами, несколько тхагов, выбрав жертву, завлекали ее в сторону от дороги в условленное место. Там компанию поджидал исполнитель.

Жертвоприношение осуществлялось при помощи удушения, бескровно. Орудием убийства служила шелковая лента длиной 90 см и шириной 2,5 см – румал. Техника охвата шеи румалом была доведена до совершенства. Молниеносный бросок конца, на котором был завязан узел, мог производиться спереди, сбоку, но чаще всего, сзади жертвы. Перехватив обвивший шею конец, тхаг совершал перекрестное удушение, спастись от которого, как признают эксперты по восточным единоборствам, уже невозможно. Пожалуй, это единственная боевая техника, перешедшая из религиозного ритуала в современную жизнь. Она взята на вооружение специалистами спецназа и стала прикладным элементом их боевого мастерства.

Еще Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими "обманщиками". У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников, - писал Тевено. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитому.

Туги во время своих смертельных рейдов соблюдают множество правил и запретов. Перед выходом «на дело» совершается молитва в храме. Если перед храмом оказывается корова, которые во множестве слоняются по улицам индийских городов, рейд откладывается. Если убийцам, спешащим собрать страшную жатву, встречается похоронная процессия, они также расходятся по домам.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами.

Служители Кали не имеют право брать себе добычу, за исключением серебряных вещей и украшений. Замеченный в «крысятничестве» обречен и разделяет участь своих жертв. Если кто-то из членов секты признается власть имущим или даже своим родным, что он туг, его также убивают, причем его же собственным румалом, который после этого сжигают.

Душители не были бандитами в обычном понимании этого слова. Они убивали людей не только ради добычи. Свои жертвы туги, в соответствии с тщательно разработанным ритуалом, посвящали мрачной и страшной богине Кали.
Кали, или Бовани - она одинаково известна в Индии под тем и другим именем - родилась, по легенде, от горящего глаза во лбу у бога Шивы. Она вышла из этого глаза, как греческая Минерва из черепа Юпитера, взрослым и совершенным существом.

Кали олицетворяет злых духов, наслаждается видом человеческой крови, преобладает над моровыми язвами и чумой, направляет бури и ураганы и всегда стремится к разрушению. Она представлена в самом страшном образе, какой могла создать индийская фантазия: лицо у нее лазоревого цвета с желтыми полосами, взгляд свиреп, распущенные, всклоченные и щетинистые волосы стоят, как павлиний хвост, и переплетаются зелеными змеями. У нее был свой храм, куда люди приносили ей в жертву домашних животных и птиц, однако настоящими ее жрецами были туги, сыны Смерти, утоляющие нескончаемую жажду кровожадного божества.

Согласно преданию, Кали сначала хотела истребить весь человеческий род, за исключением, разумеется, своих верных последователей и поклонников. Наученные ею, они стали убивать с помощью мечей всех подряд. И так велико было истребление, производимое тугами, что человеческий род вскоре пресекся бы совсем, если бы не вмешался бог Вишну. Всю пролитую на землю кровь он заставлял воспроизводить новые живые существа и, таким образом, противодействовал жрецам Кали.

Тогда кровожадная богиня по шла на хитрость и велела своим последователям не закалывать, а душить людей. Собственными руками она слепила человеческую фигуру из глины, своим дыханием вдохнула в нее жизнь и научила тугов убивать, не проливая крови. А чтобы Вишну не узнал о ее хитрости, она пообещала своим жрецам, что всегда будет прятать тела их жертв и уничтожать все следы.

Кали сдержала свое слово. Но однажды один из любопытных тугов захотел узнать, что делает богиня с мертвыми телами, и подстерег ее, когда она только что собиралась унести тело убитого им путешественника. Но богинь, даже тугам, подкарауливать нельзя! Заметив любопытного, Кали подошла к нему и сказала: "Ты видел теперь страшное лицо богини, которого никто созерцать не может, оставаясь в живых. Но я пощажу твою жизнь, хотя в наказание за твой проступок не стану более охранять тебя, как было до сих пор, и наказание это распространится на всех твоих братьев. Тела убитых вами уже не будут схоронены и сокрыты мною: вы сами должны принять необходимые для того меры, и не всегда успех будет на вашей стороне, порой и вы сделаетесь жертвой нечестивых законов света, что и должно быть вашей вечной карой. У вас ничего не останется, кроме дарованных мной знаний и высшего ума: управлять же вами я буду отныне только через предзнаменования, которые изучайте тщательно".

Вот с тех самых пор туги и стали придавать особое значение различного рода предзнаменованиям. Они усматривали их в полете птиц, в повадках шакалов, собак или обезьян. Перед выходом "на дело" они стали бросать в воздух топор, и в какую сторону на земле он падал топорищем, туда и направляли убийцы свой путь. Если при этом какое-либо животное перебегало им дорогу с левой стороны на правую, туги считали это дурным предзнаменованием, и экспедицию откладывали на день.

Душители действовали на протяжении веков настолько таинственно, что англичане на первых порах ни о чем не догадывались. Неопределенные подозрения у них появились только в самом начале XIX века и лишь в 1820 году генеральный управляющий "Восточно-Индийской компании" приказал капитану Уильяму Слимену положить конец этому безобразию.

Уильям Слимен был капитаном Британской армии; он родился в Сент-Тади, графство Корнуолл, и служил в Индии с 1809 года. Он был восхищен статьей Шервуда и в начале 1820 начал исследовать секту Душителей в Долине Нербудда. Открытия, сделанные им в 1829 году, вызвали сенсацию во всей Индии. Слимен обнаружил, что Душители были не локальной религиозной сектой, а общенародным феноменом, требовавшим жизней тысяч путешественников каждый год. Слимен стал признанным авторитетом в этом вопросе, и в 1830 году лорд Уильям Бентинк назначил его ответственным за подавление Душителей.

Уильям Слимен уже несколько лет изучал преступную деятельность разбойников-душителей, но, к несчастью, его коллеги не оказывали ему никакой поддержки. Если сослуживцы капитана недоуменно пожимали плечами, то местные раджи даже мешали его работе. Многие высокопоставленные индусы сами оказывались вовлеченными в эту преступную деятельность. Когда однажды была арестована банда душителей, то сам махараджа Гвалиора направил туда войска, чтобы отбить бандитов.

Слимен был первым, кто осознал фундаментальную религиозную природу культа Душителей: убийства были жертвоприношениями, предназначенными темной матери, Кали (так же известной как, Дурга и Бховани). По причине своей глубокой религиозности, Душители обычно были добросовестными, честными, доброжелательными и надежными; ассистент Слимена описал одного из предводителей секты, как «лучшего человека из всех, кого я когда-либо знал». Множество душителей были богатыми людьми, занимающими ответственные должности; часть награбленных ими средств отправлялась местным Раджам или чиновникам.

Большинство осужденных Душителей встречали свою смерть с удивительной храбростью, производя впечатление на британских палачей.: Характер Джекила и Хайда - вот что делало Душителей столь непостижимыми. Один старый Душитель был наставником детей в британской семье и, безусловно, заботился о своих подопечных с большой нежностью. Но раз в году, в определенный месяц, он просил разрешения уехать для того, чтобы навестить свою «больную мать»; в семье поняли, что это было неправдой после того, как он был арестован как Душитель. Для Душителей убийство детей было так же естественно допустимо, как и убийство взрослых.

Сначала британцы пытались выведать их имена у местного населения, но индусы даже под угрозой пытки не соглашались помочь, так как сами до ужаса боялись жестоких душителей. Успеха добился молодой офицер Уильям Слимен, установивший наружное наблюдение у храмов Кали. Таким образом были выявлены мужчины, которые периодически приносили в храмы одежду и ценные вещи. Первым попался цирюльник, пожилой и уважаемый соседями индус. В его доме был произведен обыск, во время которого нашли военную форму солдата королевских вооруженных сил, явно снятую с убитого, а также серебряную мотыгу и небольшую скульптуру многорукой Кали.

Сохраняя верность законам тугов, цирюльник отказался назвать имена товарищей. Тогда Слимен пошел на хитрость и пообещал подозреваемому в ритуальных удушениях отпустить его домой, а вот сына индуса ждет казнь за убийство английского солдата. Родительские чувства пересилили, и индус признался, что он член секты и всего за свою жизнь убил 187 человек, в том числе и того солдата, чье обмундирование нашли при обыске. Туга казнили посредством повешения, по его же собственной просьбе - ведь Кали не терпит крови. Повешенный перед смертью выдал всех членов секты в обмен на обещание пощадить сына, который тоже был тугом.

Преступления, совершенные некоторыми тугами, были воистину невероятными. Один туг, повешенный в Лукнове в 1825 году, был уличен в удушении шестисот человек! Другой, восьмидесятилетний старик, сознался в девятистах девяноста девяти убийствах и заявил, что одно уважение к профессии не допустило его довести их до полной тысячи, так как круглое число считается между тугами несчастливым.

Работа по искоренению "тугизма" шла очень медленно: к 1827 году Слименом были арестованы только три сотни душителей. К концу 1832 года ему удалось арестовать и направить в суд еще 389 душителей. 126 из них были вскоре повешены, а 263 приговорены к пожизненному заключению. В общей сложности капитану Слимену удалось добиться осуждения более трех тысяч разбойников-душителей. Но еще тысячи бандитов оставались на свободе. При этом следовало иметь в виду, что каждый душитель мог похвастаться убийством не менее 250 человек за время "своей карьеры" - таким образом, общее число жертв этих "жрецов богини Кали" поражало воображение.

Когда в 1876 году Индию посетил принц Уэльский, будущий английский король Эдуард VII, преступления тугов уже пошли на убыль. Принца привели в тюрьму в Лахоре, где он беседовал с пожилым разбойником, жизнь которому была сохранена после того, как он дал суду показания и назвал своих сообщников. Заключенный без тени волнения рассказал принцу, что он отправил на тот свет 150 человек!

Задержанные признавались, что они преследуют отнюдь не выгоду - их цель лишить человека жизни. Объясняя свое поведение, они утверждали, что исполняют божественную миссию и что им за это уготовано особое место на небесах.

Индия славится первым и самым масштабных серийным убийцей в истории человечества, душителем-тугом по имени Бехрам. Он одился в 1778 году недалеко от Дели. Он выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое "ритуальное" убийство. Как и все остальные члены секты Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для "удобства" в один конец платка завязывали несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей "покровительнице". Это невероятно, но за 50 лет Бехрам задушил 921 человека, что и было доказано на суде. Опасаясь того, что туги попытаються спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на висилицу. Он официально занесён в книгу "Рекорды Гиннеса", как самый масштабный серийный убийца в истории человечества.

Тайна происхождения культа Душителей до сих пор не разгадана. Ферингия сказал Слимену, что все ритуалы Душителей были изображены в наскальных рисунках восьмого века в пещерах Эллоры. (Эллора - это деревня на северо-востоке провинции Бомбей. Индусские, буддийские и джайнистские храмы раскинулись там более чем на милю. В некоторых из них находятся величайшие скульптурные сокровища Индии, которые создавались на временном отрезке с третьего по тринадцатый век.) Если это правда, то Душители появились на триста лет раньше Ассасинов. В своей книге «Ассасины» Бернард Льюис предположил, что Душители могли быть связаны с душителями из Ирака - еретической сектой, которая возникла после смерти пророка. Но иракские душители процветали в первой половине восьмого века, и прошло еще четыре века, прежде чем мусульмане предприняли глубокое вторжение в Индию. (Величайший из первых мусульманских захватчиков Индии, Махмуд из Газни - «могущественный Махмуд» Хайяма - стал затворником в Пенджабе, в северо-западной Индии: Дели перешло к Мохаммеду из Гуру в 1192 году.) Так что, учитывая все вышесказанное, более вероятно, что исмаилиты, спасающиеся от преследования после падения Аламута, обнаружили, что Индия уже создала свой Орден Ассасинов, и заключили союз с Душителями. Остальные исмаилиты организовали в Индии свои собственные секты и продолжали считать Персидского Имама своим предводителем. В 1811 году французский консул Руссо заметил, что исмаилиты процветают в Индии и почитают своего Имама почти как бога. В 1850 году секта исмаилитов, известная под названием Хояс, решила разрешить религиозный спор своими старыми методами, и четыре инакомыслящих собрата были открыто убиты при дневном свете. Четверо убийц были повешены. Поводом для ссоры послужил вопрос, по-прежнему ли преданы Хоясы из провинции Бомбей Персидскому Имаму? Этот Имам был известен как Ага Хан; несколько лет спустя, после безуспешной попытки свергнуть Персидского Шаха, он был вынужден бежать в Индию и стал духовной главой исмаилитов - не только в Индии, но также и в Персии, Сирии и Центральной Азии. И таким образом, родина Душителей стала, в конечном счете, родиной для потомков Ассасинов.

Все летописцы, писавшие о Душителях, говорили о «тайне» их психологии. Что же представляет собой эта тайна? Она заключается не в том, что преступники могут показаться законопослушными гражданами; это общее место судебного расследования; Дьякон Броди и Чарли Пис - правила, а не исключения. Но Душители не были преступниками в обычном значении этого слова. На каждой странице книги Слимена указывается, что они были побуждаемы непреодолимым влечением к убийству. Эта увлекательная игра - выслеживать и душить людей - стала наркотиком, неистребимой привычкой. Вот что беспокоило британских судей, которые были обычными солдатами и гражданскими служащими - людьми, схожими по типу с Доктором Ватсоном. Они понимали, что убийства, совершаемые Душителями, были извращенным творческим актом, который был особой привилегией, приносил глубокое удовлетворение, и мысли об этом заставляли британцев содрогаться.

Душители, с другой стороны, считали одержимость своего призвания чем-то само собой разумеющимся. Это был результат поступления на службу темной богине и поедания ее гура . Ферингия рассказывал Слимену: «Семья моей матери была состоятельной, ее родственники занимали высокие посты. Я сам занимал высокий пост и стал столь известным фаворитом, что был уверен в продвижении по службе; тем не менее я всегда чувствовал себя несчастным, когда уклонялся от банды, и вынужден был вернуться к культу Душителей. Мой отец заставил меня попробовать этот роковой гур , когда я был еще мальчиком, и если бы я жил тысячу лет, я никогда не смог бы заниматься чем-либо другим». Они были избранниками Кали; Кали создала первых Душителей, чтобы они помогли ей уничтожить орду демонов. (Их необходимо было душить, потому что пролитая кровь тут же обращалась в еще большее количество демонов.) У Душителей не возникало ни малейшего сомнения в том, что во время вылазок им сопутствовала богиня. Она заставила священную киркомотыгу вылететь из колодца, - куда ее иногда бросали ночью, - прямо в руки ее владельцу. (Многие Душители уверяли Слимена в том, что видели, как это происходит.) И если они закапывали киркомотыгу, богиня поворачивала ее ночью, так что она указывала направление, где находилась богатейшая добыча. Так как Кали была богиней разрушения, было вполне естественно, что ее рабы были одержимы порывом к разрушению...

Современные психологи, возможно, объяснили бы эту одержимость в терминах секса; находится ли человек с непреодолимым влечением к убийству в тисках садизма; и действительно ли садизм сексуален в своей основе? Это предположение будет обсуждаться в следующей главе; в данный момент достаточно отметить, что Душитель с негодованием отклонил бы эту точку зрения. Душители были пуританами в отношении секса, потому что их богиня была женщиной. Слимен говорил: «Ни один из известных Душителей не стал бы оскорблять словами или действием женщину, которую собирался убить». Душитель-теолог, - если бы такой существовал, - объяснил бы «тайну» психологии Душителей природой самой Кали. Она - богиня Времени и Спасительница Вселенной. (Ее муж, Шива, против которого она выступает, является богом Пространства.) Она представляла собой окончательное примирение противоположностей: террора и материнской нежности, смерти и созидания. Древние греки могли считать ее воплощением Диониса, бога вина, который так же пробуждал божественное безумие в своих поклонниках. Индусский святой Рамакришна увидел в ней предельную жизненную силу созидания, со всеми ее противоречиями, бесконечную энергию, которая выходит за рамки простых человеческих представлений о добре и зле.

Это было сложно понять западному сознанию, в христианстве не было соответствия Кали. Это равносильно заявлению о том, что Бог и Дьявол - половины одной божественности, одинаково властные, равно необходимые для построения вещей. Церковь подвергала гонению ересь, известную как Дуализм, которая утверждала нечто очень похожее. В «Гластонберийском Романе » прозаика Джона Каупера Пауйса садизм объясняется как последствие этого фундаментального раскола в божественности: «Это исконная добродетель, вечно воюющая против исконного зла, поддерживает жизнь исключительно с помощью огромного избытка энергии и океанов расточительных трат. Даже если плач отдельного создания и сможет достичь Первопричины, всегда остается опасность того, что он будет перехвачен злой волей этой громадной двуличной Силы...». Садист Пауйса, антиквар по имени Эванс, одержим определенным пассажем из книги, описывающим убийство с помощью удара железного прута. «Природа его искушения была такова, что ничто не могло исправить его. Столь отвратительная жестокость пришла прямо из зла (кроющегося) в сердце Первопричины, пройдя через Безлунные пространства, она вонзилась особым нервом в чувственный организм мистера Эванса, который был предопределен для ответа на это». Мистер Эванс страдал от одержимости убийством. «Он увидел свою душу в виде безмолвного червя, который извивается в поисках все новых и новых мысленных жертв, испивая новую и невинную кровь». Душители принимали свою собственную одержимость убийством, поскольку убийство было предназначено для их богини.

Каменные изваяния богини Кали сохранились в Индии по сей день, и к ним до сих пор местные жители приносят свои жертвы, как это делалось в прошлом на протяжении нескольких веков. Традиции и история не забываются...

Тхаги стали частью народного фольклора и художественного пространства. О них написано сотни книг, статей и сняты десятки фильмов. Один из рассказов Виктора Пелевина так и называется "Тхаги". Эта секта, веками отправлявшая на тот свет невинных людей, до сих пор притягивает своей таинственностью и ужасом.

В переводе с хинди слово “тхаг” означает “разбойник”. Этим словом в средневековой Индии называли членов секты душителей, почитателей богини Кали, как богине смерти и разрушения. На юге страны они получили известность как “фансигары” (“фанси” означает “петля”).

Примерно с XII века банды тхагов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной мотыгой или сбрасывали в колодец.

Приёмы тхагов


По принципу применяемого орудия для ритуального убийства, тхаги делились на душителей, кинжальщиков и отравителей. Самую большую известность приобрели тхаги-душители, чьим орудием служил платок, называемый «румалом», с утяжелителем на конце. Богатый арсенал боевых приемов на душение включал в себя приемы на удушение обычного (неподготовленного) человека, контрприемы — в случае столкновения с «коллегой», приемы на самоудушение — в случае невозможности скрыться, так как сдаться считалось недопустимым. Приемы, применявшиеся тхагами-душителями, были настолько эффективными, что были переняты индийскими полицейскими и спецвойсками и с успехом используются до сих пор при задержаниях, спецоперациях.

Орудием тхагов-кинжальщиков был кинжал, которым они наносили смертельный удар в затылочную ямку жертвы. Выбор места нанесения ритуального удара был обусловлен тем, что при этом почти не вытекало крови, а у тхагов-кинжальщиков количество пролитой при совершении убийства крови отягощало цепь последующих превращений в процессе реинкарнации.

Тхаги-отравители пользовались ядами, наносившимися на наиболее чувствительные участки кожи, а также на слизистую оболочку.

Пиндари

Помимо тхагов, для которых процесс убийства являлся ритуальным, существовала прослойка обычных убийц, прикрывавшихся именем тхагов. Их называли «пиндари». В основной своей массе это были крестьяне, которые по окончании сельскохозяйственных работ выходили на большую дорогу с целью прокормиться. И если у тхагов существовал определенный ценз на количество убийств, необходимых для качественного перевоплощения после реинкарнации в следующей жизни, то пиндари убивали такое количество человек, какое могли ограбить.

Кали

Богиня Кали, одна из многочисленных жен Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие, мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит меч, а в другой - отрубленную голову. Ее длинный язык вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.

Согласно индийским мифам, Кали однажды собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных. Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.

Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей - джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.

Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался “румаль”. Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль - предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся “на дело”, завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.

Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы - любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного. Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, - и человек падал замертво.

Фансигары

Умению пользоваться румалем обучались все тхаги, но право на это имел только бхутот. Если жертва оказывала сопротивление, на помощь душителю приходили “шамсиасы” - помощники. Они наваливались на несчастного и крепко держали его за руки и ноги.

После каждого убийства тхаги рассаживались по кромке большого ковра, расстилаемого на земле, и устремляли взоры на восток. Джемадар произносил короткую молитву и вручал каждому участнику операции по куску “священного” сахара желтого цвета. Душители были убеждены, что тот, кто однажды попробовал его, никогда не изменит своему делу. По всей вероятности, сахар содержал какое-то наркотическое вещество.

Здесь же на месте делили добычу. Могильщики снимали с убитых одежду и, сделав на трупах несколько глубоких надрезов, чтобы Кали было удобнее пить кровь, быстро зарывали тела ограбленных. Когда грунт попадался твердый, могилу рыли неглубокую и в грудь убитого вбивали деревянный кол, удерживавший тело на дне ямы. Могилу закидывали камнями, и дикие звери уже не могли ее раскопать.

Еще Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими «обманщиками». У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников, - писал Тевено. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тхагов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитому.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов - “сотхи” бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами. Элемент пристижа тхагов -никто не должен избежать смерти. Убежавших, выследят, найдут, убъют.

У тхагов было немало тайных покровителей. Услугами душителей не гнушались пользоваться владетельные раджи, а также высокопоставленные правительственные чины. Захваченную ими добычу охотно скупали ростовщики. Часть награбленного тхаги непременно приносили к алтарю одного из храмов Кали.

Обычно общины тхагов состояли из представителей средних каст индусской общины. Это могли быть не только тхаги в нескольких поколениях, но и бывшие кустари, мелкие торговцы, дезертиры из войск махарадж и султанов. Среди разбойников часто попадались мусульмане и сикхи, отдавшие себя под покровительство грозной богини.

Первое письменное свидетельство об индийских душителях относится к VII веку нашей эры и принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану. Тхаги полагали, что их “ремесло” запечатлено в каменной резьбе знаменитого пещерного храма в Эллоре, созданного в VIII веке. Особенно громко тхаги заявили о себе в XVIII - начале XIX века.

Пещерный храм в Эллоре


(с)
Деятельность душителей вызывала растущее недовольство в Индии. Дороги представляли серьезную опасность также для служащих Ост-Индской компании и христианских миссионеров. В 1812 году на дорогах Индии бесследно исчезли почти 40 тыс. человек. Колониальные власти были вынуждены предпринять против тхагов несколько крупномасштабных карательных экспедиций.

Только в 1831-1837 годах были обнаружены и захвачены более трех тысяч душителей. Почти каждый из них сознался в убийстве, а тхаг по имени Бухрам заявил, что собственноручно удавил 931 человека. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое “ритуальное” убийство. Как и все остальные члены секты Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для “удобства” в один конец платка завязывали несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей “покровительнице”.
Опасаясь того, что туги попытаються спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на висилицу. Он официально занесён в книгу “Рекорды Гиннеса”, как самый масштабный серийный убийца в истории человечества. В среднем же, за свою жизнь, тхаг успевал отправить на тот свет две-три сотни людей.

Современные тхаги приносят в качестве жертвоприношения петухов каждый день в шесть часов вечера.

Однако до сих пор приходят сообщения о человеческих жертвоприношениях.

Самую дурную славу изощренных убийц получили индийские туги (тхаги), которые были «самыми кровожадными бандитами в истории человечества». Только в 1812 году от их рук погибло около 40 000 человек.

Тайная секта тугов-душителей существовала в Индии несколько веков и лишь в начале XIX века была наконец раскрыта. Сектанты знали друг друга под именем фансигаров, то есть «людей петли». Название же «туг» происходило от слова «таг» — обманывать, так как туги овладевали своей жертвой, заманивая ее ложной безопасностью.

Стать тугом было непросто — это продолжительный, сложный процесс. В секту допускались мальчики, когда им исполнялось десять-двенадцать лет, и большей частью кандидатами были близкие родственники душителя.



Поручитель вел кандидата к духовному главе секты, который, в свою очередь, отводил его в комнату, где его ждали гиемадеры — начальники разных шаек. На вопрос, хотят ли принять в секту новичка, они отвечали утвердительно, и затем его и гуру выводили на открытый воздух. Начальники становились около них в круг и все преклоняли колени для молитвы. Вскоре опять поднимался гуру и, воздев руки к небу, произносил:

О, Бовани! Мать мира, которую мы обожаем, прими этого нового слугу, даруй ему свое покровительство, а нам знак, по которому мы удостоверимся в твоем согласии.

После этих слов все собравшиеся оставались неподвижными до тех пор, пока мимо не пролетала птица или не пробегало животное, чтобы удостовериться в согласии богини. Затем все возвращались в комнату, где неофита приглашали сесть за накрытый стол. Вновь принятый член секты начинал свой кровавый путь во славу богини Кали как люггах — могильщик либо как белхап — исследователь мест, наиболее подходящих для совершения замышляемых убийств. В этих «должностях» он оставался много лет, ежедневно доказывая свое искусство и рвение.

Наконец, наступал день, когда его повышали в степень кандидата в бхуттотаги — душителя. Повышение было сопряжено с новыми формальностями и обрядами. В день, назначенный для церемонии, гуру вводил кандидата в круг, начерченный на песке и окруженный таинственными иероглифами, где он должен был молиться своему божеству. Этот обряд длился четыре дня, в течение которых кандидат питался одним молоком. Не выходя из круга, он упражнялся также в заклании жертв, привязанных к вкопанному в землю кресту.

На пятый день гуру вручал ему роковую петлю, омытую в святой воде и смазанную маслом, после чего кандидат становился настоящим бхуттотагом. Новоиспеченный душитель клятвенно обещал хранить молчание обо всем, что касалось секты душителей, и трудиться неустанно над истреблением человеческого рода. Он становился жертвоприносителем, а встреченный им человек, поставленный на его пути богиней Кали, делался жертвой.

В завершение церемонии новому члену секты душителей вручался кусок неочищенного сахара, который он должен был съесть тотчас же, а гуру по этому случаю произносил речь, призывая молодого туга отправить на тот свет как можно больше жертв, причем сделать это в кратчайшее время. Вместе с тем, ему запрещалось душить женщин, прокаженных, косых, хромых и вообще уродов, а также прачек и представителей некоторых избранных каст, которым оказывала свою защиту богиня Кали. Женщины, кстати, были ограждены от убийства только в том случае, если путешествовали в одиночку, без мужчины-покровителя.

Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими «обманщиками». Он писал:

У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз — целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитым.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами.

Жертвоприношение осуществлялось при помощи удушения, бескровно. Орудием убийства служила шелковая лента длиной 90 см и шириной 2,5 см - румал. Техника охвата шеи румалом была доведена до совершенства. Молниеносный бросок конца, на котором был завязан узел, мог производиться спереди, сбоку, но чаще всего, сзади жертвы.

Перехватив обвивший шею конец, туг совершал перекрестное удушение, спастись от которого, как признают эксперты по восточным единоборствам, уже невозможно. Пожалуй, это единственная боевая техника, перешедшая из религиозного ритуала в современную жизнь. Она взята на вооружение специалистами спецназа и стала прикладным элементом их боевого мастерства.

Туги прокалывали глаза своим жертвам, прежде чем сбросить тела в колодец. У душителей это было «контрольным выстрелом в голову», ставшим у них обязательной процедурой после того, как в 1810 году человек, которого они сочли мертвым, пришел в себя и спасся.

Адепты тайной секты тугов искренне верили, что служа своей могущественной богине выполняют божественную миссию, уничтожая с избытком расплодившихся людей. В награду же за такое «служение» они забирали имущество убитых. Замеченный в «крысятничестве» был обречен и разделял участь своих жертв. Если кто-то из членов секты признался власть имущим или даже своим родным, что он туг, его также убивали, причем его же собственным румалом, который после этого сжигали.

Душители не были бандитами в обычном понимании этого слова. Они убивали людей не только ради добычи. Свои жертвы туги, в соответствии с тщательно разработанным ритуалом, посвящали мрачной и страшной богине Кали.

Кали, или Бовани — она одинаково известна в Индии под тем и другим именем — родилась, по легенде, от горящего глаза во лбу у бога Шивы. Она вышла из этого глаза, как греческая Минерва из черепа Юпитера, взрослым и совершенным существом.

Кали олицетворяет злых духов, наслаждается видом человеческой крови, преобладает над моровыми язвами и чумой, направляет бури и ураганы и всегда стремится к разрушению. Она представлена в самом страшном образе, какой могла создать индийская фантазия: лицо у нее лазоревого цвета с желтыми полосами, взгляд свиреп, распущенные, всклоченные и щетинистые волосы стоят, как павлиний хвост, и переплетаются зелеными змеями. У нее был свой храм, куда люди приносили ей в жертву домашних животных и птиц, однако настоящими ее жрецами были туги — сыны Смерти, утоляющие нескончаемую жажду кровожадного божества.

Согласно преданию, Кали сначала хотела истребить весь человеческий род, за исключением, разумеется, своих верных последователей и поклонников. Наученные ею, они стали убивать с помощью мечей всех подряд. И так велико было истребление, производимое тугами, что человеческий род вскоре пресекся бы совсем, если бы не вмешался бог Вишну. Всю пролитую на землю кровь он заставлял воспроизводить новые живые существа и, таким образом, противодействовал жрецам Кали.

Тогда кровожадная богиня пошла на хитрость и велела своим последователям только душить людей. Собственными руками она слепила человеческую фигуру из глины, своим дыханием вдохнула в нее жизнь и научила тугов убивать, не проливая крови. А чтобы Вишну не узнал о ее хитрости, она пообещала своим жрецам, что всегда будет прятать тела их жертв и уничтожать все следы.

Кали сдержала свое слово. Но однажды один из любопытных тугов захотел узнать, что делает богиня с мертвыми телами, и подстерег ее, когда она только что собиралась унести тело убитого им путешественника. Заметив любопытного, Кали подошла к нему и сказала:

Ты видел страшное лицо богини, которого никто созерцать не может, оставаясь в живых. Но я пощажу твою жизнь, хотя в наказание за твой проступок не стану более охранять тебя, как было до сих пор, и наказание это распространится на всех твоих братьев. Тела убитых вами уже не будут схоронены и сокрыты мною: вы сами должны принять необходимые для того меры.

И не всегда успех будет на вашей стороне, порой и вы сделаетесь жертвой нечестивых законов света, что и должно быть вашей вечной карой. У вас ничего не останется, кроме дарованных мной знаний и высшего ума. Управлять же вами я буду отныне только через предзнаменования, которые изучайте тщательно.

С тех самых пор туги и стали придавать особое значение различного рода предзнаменованиям. Они усматривали их в полете птиц, в повадках шакалов, собак или обезьян. Перед выходом «на дело» они стали бросать в воздух топор, и в какую сторону на земле он падал топорищем, туда и направляли убийцы свой путь. Если при этом какое-либо животное перебегало им дорогу с левой стороны на правую, туги считали это дурным предзнаменованием и экспедицию откладывали на день.

Душители действовали на протяжении веков настолько таинственно, что англичане на первых порах ни о чем не догадывались. Неопределенные подозрения у них появились только в самом начале XIX века и лишь в 1820 году генеральный управляющий «Восточно-Индийской компании» приказал капитану Уильяму Слимену положить конец этому безобразию. Сам он уже несколько лет изучал преступную деятельность разбойников-душителей, но, к несчастью, его коллеги не оказывали ему никакой поддержки.

Если сослуживцы капитана недоуменно пожимали плечами, то местные раджи даже мешали его работе. Многие высокопоставленные индусы сами оказывались вовлеченными в эту преступную деятельность. Когда однажды была арестована банда душителей, то сам махараджа Гвалиора направил туда войска, чтобы отбить бандитов.

Слимен был первым, кто осознал фундаментальную религиозную природу культа душителей — убийства были жертвоприношениями, предназначенными темной матери, Кали. По причине своей глубокой религиозности, они обычно были добросовестными, честными, доброжелательными и надежными. Ассистент Слимена описал одного из предводителей секты, как «лучшего человека из всех, кого я когда-либо знал». Множество душителей были богатыми людьми, занимающими ответственные должности. Часть награбленных ими средств отправлялась местным раджам или чиновникам.

Работа по искоренению «тугизма» шла очень медленно: к 1827 году Слименом были арестованы только три сотни душителей. К концу 1832 года ему удалось арестовать и направить в суд еще 389 душителей. 126 из них были вскоре повешены, а 263 приговорены к пожизненному заключению.

В общей сложности капитану Слимену удалось добиться осуждения более трех тысяч разбойников-душителей. Но еще тысячи бандитов оставались на свободе. При этом следовало иметь в виду, что каждый душитель мог похвастаться убийством не менее 250 человек за время «своей карьеры».

Когда в 1876 году Индию посетил принц Уэльский, будущий английский король Эдуард VII, преступления тугов уже пошли на убыль. Принца привели в тюрьму в Лахоре, где он беседовал с пожилым разбойником, жизнь которому была сохранена после того, как он дал суду показания и назвал своих сообщников. Заключенный без тени волнения рассказал принцу, что он отправил на тот свет 150 человек.

Задержанные признавались, что они преследуют отнюдь не выгоду — их цель лишить человека жизни. Объясняя свое поведение, они утверждали, что исполняют божественную миссию и что им за это уготовано особое место на небесах.

Индия славится первым и самым масштабных серийным убийцей в истории человечества, душителем-тугом по имени Бехрам. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Он выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое «ритуальное» убийство.

Как и все остальные члены секты, Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для «удобства» в один конец платка было завязано несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей «покровительнице».

Это невероятно, но за 50 лет Бехрам задушил 921 человека, что и было доказано на суде. Опасаясь того, что туги попытаются спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на виселицу. Он официально занесён в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый масштабный серийный убийца в истории человечества.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну, в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек, «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.

Каменные изваяния богини Кали сохранились в Индии по сей день, и к ним до сих пор местные жители приносят свои жертвы, как это делалось в прошлом на протяжении нескольких веков. Традиции и история не забываются.

Сотрудники правоохранительных органов индийского штата Бихар (Bihar) расследуют жестокое двойное «убийство чести». Жители деревни Аметха (Ametha) линчевали уличенную в адюльтере влюбленную пару — 16-летнюю Парвати Кумари (Parvati Kumari) и 25-летнего Джейрама Манджхи (Jairam Manjhi), женатого на ее тете. Потерпевших сначала забили до смерти палками и камнями, а потом, когда они перестали подавать признаки жизни, сожгли.

Непосредственно в акте самосуда приняли участие родители потерпевшей и другие ее родственники. Также за расправой наблюдало больше 100 селян.

Согласно материалам следствия, Джейрам Манджхи владел небольшим магазином, а также иногда занимался сельскохозяйственными работами и подрабатывал продавцом мороженого. Он был женат на родной тете Парвати — Шарде Деви (Sharda Devi), и воспитывал троих детей. Молодые люди познакомились, когда Манджхи приехал в Аметха в гости к родственникам своей супруги. Мужчина закрутил роман с девятиклассницей, а на днях сбежал с ней в другую деревню, бросив беременную супругу и детей. Местные жители устроили погоню. Они настигли беглецов в соседней деревне и отвели обратно в Аметху. Там панчаят (местный совет) в присутствии родителей обманутой жены приговорил «опозоривших честь рода» любовников к смерти. Толпа убила пару и сожгла тела за пределами деревни.

Парвати была единственным ребенком Бхолы Манджхи (Bhola Manjhi), лично участвовавшего в убийстве дочери, а его пособниками стали супруга, пятеро братьев и их жены. В расправе приняли участие восемь женщин, в том числе две тети школьницы, они уже арестованы. Скоро, как заверили полицейские, будут задержаны и другие подозреваемые.

Осмотрев место происшествия со следами костра, сотрудники полиции обнаружили наручные часы, розовую пластмассовую табакерку, зеленый ободок для волос, ожерелье с черными бусинами и несколько монет.

Мать убитого Джейрама Манджхи считает, что ее семье угрожает смертельная опасность. «Они совершили этот варварский акт, убив моего сына. Теперь они угрожают убить всех нас», — заявила она представителям СМИ.

К слову, «убийства чести» до сих пор распространены в северных штатах Индии, в основном в Пенджабе (Punjab), Раджастхане (Rajasthan), Уттар-Прадеше (Uttar Pradesh) и Харьяне - в последнем штате они наиболее часты. Сейчас здесь расследуют похожее преступление: в апреле в металлических ящиках на территории парка были найдены обнаженные тела юноши и девушки, вступивших в близкие отношения. Их убийцы пока не найдены.

В 2010 году Верховный Суд Индии, обеспокоенный «убийствами чести», потребовал от властей страны уделить особое внимание профилактике этой кровавой традиции.

Ученые обнаружили новый вид насекомых, которые смертельно опасны для человека

Недавно найденные насекомые мгновенно убивают ядом все живое вокруг. Как быстро новый вид распространится по земному шару, специалисты пока точно сказать не могут.

Смертельно опасные насекомые были обнаружены на территории Индии. На данный момент ученые выясняют, откуда появились жуки-убийцы. Есть версия, что они - результат неудачных лабораторных исследований.

Жучки нового вида обладают крошечными размерами. Их легко не заметить, наступить или прихлопнуть рукой. При этом «малыши» в состоянии убить любой живой организм, в том числе человека. Достаточно мимолетного соприкосновения, чтобы наступил летальный исход. Яд моментально проникает под кожу, после чего в организме начинается разрушительный необратимый процесс.

Специалисты предостерегают: яд насекомого-убийцы в несколько раз опаснее яда скорпиона или бразильского паука-бегуна - самого ядовитого в мире!

Жители Индии пребывают в панике. Учитывая, что многие индусы любят побегать босиком, крошечные убийцы для них втройне опасны. А ведь неизвестно: только ли в этой стране появились подобные маленькие монстры. Ученые не отрицают возможности распространения жутких насекомых по всей планете.

Тройка опаснейших

В природе достаточно тех, кого следует бояться и обходить стороной. Контакт, с представленными ниже созданиями, может лишить человека жизни.

1. Пятнистый древолаз

Маленькие лягушки (их размер до шести сантиметров), обладают яркой расцветкой - от желтого до кислотного синего. Они обитают в тропическом климате в Бразилии. Одна доза яда древолаза способна убить ягуара, слона или десять человек. Всего лишь прикосновение к лягушке приводит к параличу верхних дыхательных путей, аритмии и остановке сердца. Вакцины против яда древолаза пока не изобрели.

2. Морская оса

Эта медуза весит около двух килограммов и имеет 24 глаза. Обитает в Австралии или Юго-Восточной Азии. Щупальца морской осы могут удлиняться до трех метров. Яд медузы растворяет добычу. Спустя пару минут после соприкосновения с щупальцами медузы, нарушаются функции головного мозга, случается шок нервной системы и останавливается сердце. Любопытно, что до морской осы опасно дотрагиваться даже через неделю после ее смерти - яд все еще сохраняет смертельные свойства.

3. Тайпан

Зубы тайпанов достигают 13 мм в длину, а тело до двух метров. Обитает змея в центральной части Австралии. Яд тайпанов - тайпаксин - вызывает у человека паралич мозга, мышц и удушение. Смерть от укуса змеи наступает за 4-12 часов. Несмотря на изобретенную сыворотку, до сих пор каждый второй житель штата Квинсленд, укушенный тайпаном, погибает.