Г анга в ведической мифологии - небесная река, которая спустилась на Землю и стала рекой Ганг, символом святости, жизни и красоты.

Считается, что Ганга - самая благочестивая река в мире, в начале времён она была исключительно небесной, недоступной, но позже была спущена на Землю. С рекой связано множество мифических легенд. Река Ганг и её персонификация в лице богини Ганги, упоминаются в древнейших литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, «Рамаяне» и «Махабхарате». Общей чертой всех этих легенд является её небесное происхождение. В легендах подчеркиваются способность Ганги к очистке или снятию грехов, её значение как символ материнства и значение как посредницы между мирами.

Существует несколько версий рождения Ганги. Так, по «Рамаяне», Ганга была дочерью Химавана, обладателя Гималаев, и его жены Мены, она приходится сестрой богине Парвати, супруги Шивы. По другой легенде, священные воды из камандалу Брахмы были персонифицированы в образе этой богини. Позже вайшнавские толкования этой легенды описывают, что вода в камандалу была получена Брахмой от омовения стоп Вишну. По «Вишну-пуране», Ганга вышла из большого пальца левой ноги Вишну. В любом случае, она была поднята до Сварги (небес) и оказалась на попечении Брахмы.

Популярная в Индии история рассказывает о том, что священная Ганга переходит на Землю при помощи Шивы. Река наделяется удивительными качествами из-за того, что, согласно легендам, появляется из волос Шивы, который пребывает на горе Кайлас (). Даже в других частях Индии «кажется, что святость Ганга и Гималаев частично передается и другим рекам и горам». Матсья Пурана описывает спуск «Дивья Ганги» рядом с озером Биндусар Саровар, расположенным между горами Кайлас, Майнак и Хираньяшринга, и её протекание по трём разным руслам в качестве Трипатхаги - трипатх гамини Ганга.

В индуистских священных текстах содержатся собственные легенды об этих реках. Однажды царь Бхагиратха совершил покаяние, попросив ниспослать на землю воды Ганги и спасти своих предков, от которых остался один пепел и которые не могли попасть в рай из-за проклятия мудреца Капилы. Как только Ганга ответила на этот призыв и начала спускаться на землю, боги, испугавшись того, что её неукротимый нрав может разрушить мир, обратились к Богу Шиве с просьбами о помощи. Шива приложил свою силу и остановил течение Ганги в своих спутанных волосах. Затем он аккуратно распустил пучок волос и позволил её притокам течь в четырех разных направлениях. Это - четыре могущественные реки, которые протекают огромные расстояния и орошают обширные территории Южной и Юго-Восточной Азии. Как в индуистских, так и в буддийских священных текстах, идентичность которых подтверждена различными географами и исследователями, говорится, что эти реки огибают по кругу район Кайласа и Манасаровара семь раз, и лишь после этого текут в разных направлениях.

Тибетская теория о Ганге основывается не на санскритской Абхидхармакоше или более ранних свидетельствах на языке пали. Известно, что уже во второй половине восемнадцатого века тибетские паломники и торговцы видели «живую бусину», из которой вытекала Ганга; согласно записям Чо-дже-Па-трул и ламы Тсанпо, полученным из сказаний о древних традициях и сведений, полученных от паломников и местных наблюдателей. Будучи ортодоксальными, индуисты, как на севере, так и на юге Индии, считают, что этот потерянный исток Ганги находится в подземном леднике, соединяющемся с ледником Ганготри. Более современные взгляды отвергают историю тибетского происхождения Ганги.

Стивен Дариан написал удивительную книгу об истоке реки Ганга, в которой он описывает легенды, связанные с истоком на Кайласе. Он пишет: «По сути, это кажется не столько местом, сколько состоянием ума, усеянного мечтами и чаяниями тысяч паломников, которые могут совершить путешествие только в своих сердцах». Далее он пишет, что существует четыре легендарных реки, которые в радиусе 50 км текут по четырем разным направлениям. На юге - сапфирная грань, откуда вытекает Карнали; из рубиновой грани на западе вытекает Сатледж; из золотой грани на севере вытекает Инд, и из кристальной грани на востоке вытекает Брахмапутра, которая также называется Ярлунг Тсангпо.

Если говорить относительно святости Кайласа и Манасаровара йогины и практики всего мира во все времена, а также индуисты, буддисты, джайнисты и другие: все исповедуют разные воззрения и традиции, но основополагающая реальность остается одинаковой. В этом месте естественной силы объединяется преходящее и вечное; божественное принимает физическую форму. Для верующих Кайлас - величайшая гора, и путешествие к ней совершается как в духовном, так и в физическом земном плане. Кайлас и Манасаровар так глубоко укоренились в душах тех, кто занимается саморазвитием, что даже скептики, как из Индии, так и из других частей света, предпринимают трудное путешествие, чтобы лично испытать прикосновение божественного. В ближайшие годы, с развитием инфраструктуры священная гора может стать самым знаменитым туристическим местом на планете.

Эмма МАМИНЕВА

Я всегда знала, что за каждым ЧУДОМ прячется неизвестное нам пока явление физики...Вот и святость вод индийской Ганги тоже объясняется наукой.

Многие ученые, сделав анализ вод Ганги, подтверждают ее невероятную очистительную силу. Так, например, выяснено, что вода Ганги не портится даже при длительном хранении, более того, она даже становится чище. Хранить ее можно практически бесконечно, - качество, которое не найти даже в дистиллированной воде. Ученые не понимают духовной силы вод Ганги, и потому не в состоянии дать этому феномену хоть какое-то удовлетворительное объяснение. Здесь я привожу имена четырех ученых и результаты их опытов.

Священный Ганг, называемый в Индии Ганга, – не просто река. Это сплав географии, религии и легенды. Каждая речка имеет исток и устье. Но не совсем так дела обстоят с Гангой. Дело в том, что, считают индусы, Ганга сначала плавно течет по небу и видна как Млечный путь отсюда. И только там, где Ганга спускается с неба, начинает свое течение Земная Ганга. Географически это совпадает и правда с очень высокой точкой – Багиратхи-Ганга, один из двух истоков большой Ганги, выходит из-под снега среди Гималайских пиков на высоте 4495 метров над уровнем моря.

В верхнем течении Ганга совсем не похожа на спокойную грязновато-желтую реку, какой она известна на равнине. Здесь это бурные ледяные потоки, которые схожи с благой разрушительной силой бога Вишну.

Согласно мифу, омывающая берега рая Ганга спустилась на Землю, чтобы помочь человеку смыть грехи. Но так мощны ее воды, что, обрушившись вниз, Ганга могла разрушить Землю. И тогда, чтобы спасти людей, бог Шива подставил голову под ледяную воду. Запутавшись в его волосах, Ганга распалась на семь потоков, и теперь люди могут совершать омовения в священной реке.

Омовения в Ганге – и обряд, и ежедневное действо. Правда, оно становится возможным только возле священного города Харидвара, где воды Ганги еще так же холодны, течение быстро, но уже не опасно. В Харидваре, считается, долина встречает Гангу, здесь же находится главный гат – место ритуальных омовений и цель многочисленных паломничеств. В Харидваре же каждый вечер совершается пуджа – ритуал, посвященный Ганге. Со священными песнопениями нарядные люди спускаются к Ганге, предлагают ей молоко, хлеб. Особенно красива финальная часть пуджи, когда в воду спускают сотни фонариков, украшенных цветами.

Сливаясь и расходясь с притоками Хугли, Махананду, Йамуна, меняя по пути названья, разливаясь в ширину до полутора километров, равнинная Ганга плавно следует до своей дельты, самой большой в мире. На этом гигантском треугольнике площадью 105 640 км² разлито более чем 240 рек. Составленная из рукавов рек, наносных островов и озер, дельта Ганги постоянно меняет очертания.

В жаркой Индии Ганга – средоточие жизни. Европейца шокирует, что в воде, почитаемой священной, и купаются, и стирают. У воды проводят обряды приветствия реки, и похоронные обряды, спуская все в ту же воду пепел. Но для индусов гармонично и понятно общение с их самой большой рекой и самой большой святыней.

Индусы называют Ганг «Дасахарой», что обозначает «смывающая десять грехов».

1. Английский физик С.Е.Нельсон сделал доклад, в котором указывается, что пробы вод Ганги из очень загрязненного устья Гугли в течение всего пути на корабле в Англию оставались свежими.

2. Английский физик Е.Ханбэри Хэнкин описывает в своей статье в журнале «Annales de l"Institut Pasteur» результаты опыта, при котором холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они даже через 48 часов продолжали размножаться. Даже когда он переливал зараженную воду в воду Ганги, они и после этого погибали через 6 часов.

3. Французский ученый Герелль очень удивился, когда обнаружил, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали трупы людей, умерших от дизентерии или холеры, не было никаких возбудителей болезней, которые должны были там находиться в миллионных количествах, по научным представлениям.

4. Совсем недавно один индийский специалист по защите окружающей среды Д.С.Бхаргабе исследовал уникальную способность вод Ганги самоочищаться. По результатам своих опытов, он утверждает, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты быстрее в 15-20 раз.

А все объясняется очень просто - под поверхностью дна реки пролегает богатейшее месторождение меди. Очистительные свойства меди известны не только науке, а и нам. простым смертным...

Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.


Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).

Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.

Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.

Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.

На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.

Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.

Много маленьких детей

Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.

Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.

Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во

что-нибудь.

В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.

По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)

Местный рынок, который находится вдоль улицы.

Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.

Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.

Уличное кафе.

Ремонт обуви

Прилавок с браслетами

На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.

Тарелочка из листьев какого-то растения.

Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.

На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.

Вдоль набережной много храмов.

Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.

Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.

Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.

Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.

Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.

Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.

Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.

Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.

Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.

Там же чуть выше, купали коров.

Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.

Приготовились к приему пищи.

Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).

Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.

В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.

Ганг — одна из самых полноводных рек в мире, после Амазонки и Конго, длинной 2700 км, и самая большая из рек в Южной Азии. Берет начало река из грота под названием «Коровья морда», который находится в Больших Гималаях, и после многих витков и поворотов впадает в Бенгальский залив.

О реке Ганг

Общая протяженность Ганга составляет 2500 км, и буквально каждая травинка у берегов жива лишь благодаря речной воде. В Ганге обитает множество редких растений и животных, в том числе и гангский гавиал - единственный сохранившийся на Земле вид этих узкомордых крокодилов. Также в Ганге водятся крайне редкие речные дельфины и даже пресноводные акулы.

В чисто практическом плане Ганг абсолютно незаменим - для большинства людей и животных, живущих у его потоков, река является единственным источником воды. Ганг активно используется при орошении плодородных земель местными фермерами. Однако почитаема река далеко не из-за функций водоснабжения.

Нирвана на реке

Воды Ганга считаются священными для каждого индуиста, независимо от школы - каждая использует Ганг в своих ритуальных целях. Согласно легендам, река Ганга в древние времена текла на небе, омывая берега рая. Каждый бог черпал из нее силы, молодость и бессмертие. Для человека же испить воды из небесной Ганги было наивысшей милостью в этой жизни - ведь Ганга смывала с души все грехи и разрушала Колесо Сансары, избавляя человека от перерождений после смерти, позволяя войти в Нирвану.

Так, раджа Бхагиратха, увидев, что народ погряз во грехе, призвал богов с просьбой покарать грешников и воздать праведникам. Шива поступил не в пример мудрее Яхве - он не стал уничтожать Индию, как тот - Содом и Гоморру, а излил священные воды Ганги на землю. Так в мире смертных появилась река Ганг. С тех пор люди, ведущие праведный образ жизни, могут смывать с себя грехи в водах священной реки, получая шанс войти в рай.

Место ритуалов не для слабонервных

Самым популярным местом для гангских ритуалов является Варанаси. В этом городе несколько километров гангского берега вымощены гхатами - ступенями, уходящими под воду. По преданию, гхаты строили сами боги, указывая людям лучший путь к очищению. На этих ступенях люди совершают омовения, спускают на воду специальные лампадки со свечами, прося у божеств помощи и…трупы.

Согласно индуистским канонам, лучшим способом погребения является сожжение тела с последующим развеянием праха в святых местах. Однако, с учетом того, что сожжение должно проводиться исключительно на натуральных дровах, все меняется.

Дрова в Индии ужасно дорогие, и полунищие индусы не могут позволить себе такую роскошь, как сожжение на дровах, кроме, беременных, детей и святых. Поэтому ритуал часто ограничивается символическим поджиганием кучи хвороста, на которую водружают тело усопшего. После того, как хворост сгорает, полуобгоревший окоченелый труп просто спускают на воду. Поэтому человек, неспешно плывущий по Гангу вниз лицом - далеко не редкое явление. Этот фактор, а также технический прогресс и перенаселение территории обусловили сильное загрязнение Ганга, однако выбора у местных жителей нет.

Впрочем, в местах, популярных среди западных туристов, установлены мощные водоочистители, и потому вероятность наткнуться на останки существенно снижается. Однако последователей культа Шивы - бога разрушения и смерти, которому и посвящен Ганг, это не смущает. Как, впрочем, и большинство индуистов - вера в святость реки затмевает состояние оной.

Напоследок

Большинство туристов, посещающих Индию, омываются в Ганге - ведь без такого завершения паломничество считается неполным и даже кощунственным. После омовения и подношения фруктов богам многие возвращаются в родные края наполненными блаженства и божественного присутствия, уверенными в том, что просьба исполнится. Оказавшись у Ганга, не стоит упускать свой шанс бесплатно получить вечную индульгенцию.

Фотографии

Священный Ганг начинается, как кристально чистая река с ледника Ганготри в Гималаях. Она занимает 3-е место в мире по водоносности после Амазонки и Конго. Но чем дальше течет священный Ганг, тем грязнее он становится. Его «убивают» на всём пути человеческие отходы, а также промышленные стоки, превращающие реку в токсичный водоем. Давайте проследуем за великой рекой от горного источника до мегаполиса Калькутты, где она впадает в Бенгальский залив. Этой реке поклоняется почти миллиард индусов. Она является основным источником воды для 400 миллионов человек - больше, чем любая другая река в мире. 1. Это место слияния притоков Алакнанда и Бхагиратхи, отсюда и начинается Ганг. Притоки Ганга различаются по своему типу и происхождению на несколько видов. Сначала это реки и ручьи, которые формируются в Западных Гималаях в районе ледника Ганготри Здесь, в Девпраяге очень чисто. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Грех не искупаться. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Здесь - полная гармония с природой. Вот индуистские священники сидят в пещере и молятся на берегах реки Ганг в Девпраяге. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Ганг в индуистской мифологии - небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг. С давних времён считается священной рекой для индуистов. Но двигаемся дальше. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Вечерние молитвы на берегах реки Ганг в Харидваре. Город Харидвар в индийском штате Уттаракханд является одним из семи основных священных городов индуизма. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Здесь река еще чистая, но уже видны признаки начала беды. Тысячи индусов каждый день погружаются в воды Ганга, полагая, что это освобождает жизнь от грехов. Сюда же окунаются и фигуры богов. Некоторые из богов здесь и остаются навсегда. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Молодежь купается в реке Ганг в Канпуре. Это один из наиболее населённых городов Индии в штате Уттар Прадеш. Расположен на реке Ганг к югу от Лакхнау. И что-то уже не так - видно, что вода совсем грязная и непрозрачная. В Индии люди пьют воду из реки, используют её для орошения сельскохозяйственных культур, моются и тут же стираются. Дети, купающиеся в Ганге, регулярно лечатся от болезней, передающихся через воду - дизентерия, холера и тяжелая диарея, которая является одной из ведущих причин детской смертности здесь. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В промышленном городе Канпур вода становится темно-серой. Промышленные отходы и сточные воды выливаются в реку без стеснения. Вот, например, кожевенное производство. Куда девать черные технические стоки? Конечно в Ганг. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Сырье кожевенного производства. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В этих местах на его поверхности Ганга уже плавают облака пены. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
На одном участке река и вовсе становится красной. Это всё город Канпур. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Река Ганг в городе Канпур. Да, совсем она уже не похожа на чистую реку с первых фотографий. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Очередной промышленный грязный слив, текущий в Ганг. Козам лучше через него перешагивать. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Еще один сброс нечистот. Сточные воды вытекают в реку Ганг в Канпуре. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
А мы уже в Мирзапуре - городе на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Канализация из жилого квартала течет прямо в священную реку. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку в реку втекает какая-то промышленная гадость с пеной. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Куда вываливают бытовой мусор в Мирзапуре? Конечно же на берега Ганга. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Варанаси (букв. «между двух рек) считается святым городом для буддистов и вообще наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии. В мутную воду здесь окунаются с головой, полощут горло, пьют. Рядом стирают одежду. У женщин нет купальников, здесь принято купаться прямо в одежде. А в ста метрах выше течения проводят ритуальную кремацию и сбрасывают в воды Ганга пепел от погребальных костров. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку родственники умершего погружают его тело в реку. В этом месте Ганг уже совсем не похож на то, что когда-то спускалось с Гималаев. Это уже помойка. Хотя и священная. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Погружение в священный Ганг идет до кремации. После кремации пепел попадает сюда же. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Неподалеку моется мальчик. Это всё Варанаси. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
Это уже Калькутта. Так выглядят берега Ганга. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
В Калькутте рядом с рекой находится большой кирпичный завод, все сточные воды с которого тоже попадают в реку. Более двух третей сточных вод, образующихся в 118 городах вдоль бассейна реки Ганг, попадают в реку без очистки. (Фото Danish Siddiqui | Reuters):
А вот и водичка из реки Ганг в Калькутте. Не хотите?