Россия энергично перевооружает свою армию. В 2011 году была утверждена Государственная программа развития вооружений до 2020 года стоимостью 1,2 трлн. долларов. Ее цель - довести количество новейших образцов военной техники в войсках до 70%. Москва всерьез решила взяться за коренную модернизацию вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса.

2020: новая армия
На 2010 год доля новой техники в вооруженных силах России составляла менее 20%. К 2020-му году этот показатель должен составить 70%. Это позволяет назвать программу модернизации армии беспрецедентной в постсоветской истории России. Если в 2003 году общий объем бюджета Минобороны составлял 600 млрд. рублей, то сегодня он составляет 2,3 трлн. рублей.

Приоритетом программы является модернизация стратегических ядерных сил (СЯС). Доля ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в составе СЯС должна сократится с 70 до 35%. Связано это с тем, что на вооружении России находится большое количество устаревших ракет советского производства. Армия делает ставку на ядерные силы ВМФ вместо ракет наземного базирования. Парк РВСН должен обновиться на 80%.

Главным ядерным щитом страны к 2020 году должны стать десять подводных стратегических ракетоносцев проекта 955. Они оснащаются баллистическими ракетами с расщепляющимися головными частями «Булава». На начало 2014 года в строю находятся уже два подводных крейсера «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», третий корабль - «Владимир Мономах», проходит сдаточные испытания.

Развитие Военно-морского флота - одна из приоритетных задач программы перевооружения. Ставка делается, по прежнему, на мощный подводный флот. Восстановление надводного флота идет от строительства малых кораблей к крупным. Связка корвет-фрегат-эсминец нового поколения должна за шесть лет стать основой надводных сил ВМФ.

Масштабна по своим планам и модернизация военной авиации. До 2020 года планируется закупить более 1500 летательных аппаратов новейших типов и модернизировать более 400 состоящих на вооружении. К 2020 году Россия будет иметь современную армию, способную выполнять широкий спектр задач.

Новые вызовы безопасности
Москва называет четыре основные военные опасности, которые в перспективе могут создать угрозу безопасности страны: (1) расширение НАТО на восток, (2) усиление иностранных воинских контингентов в сопредельных государствах, (3) дестабилизация политической и стратегической ситуации на границах России, (4) международный терроризм. По оценкам Генерального штаба Вооруженных сил РФ к 2030 году к этому списку могут добавиться войны за ресурсы Центральной Азии и Арктике. Военная политика России в Арктике предусматривает создание арктических бригад, новых атомных ледоколов для освоения Северного морского пути, создание арктических военных баз в Карском море и формирование особого военного округа.

Россия не планирует участие в конфликтах в ближайшем будущем. Это дает ей время на приведение армии в современное состояние. Оборонно-промышленный комплекс России создает новейшие системы вооружений: стратегические ракеты, донные ракетные комплексы, боевые лазеры, роботехнику, высокоточное оружие. Ракеты большой точности, наводящиеся через спутники ГЛОНАСС вскоре должны составить арсеналы российской фронтовой авиации. Ограничением является слабая развитость в России современного информационного обеспечения. Западные технологии и аналоги в бортовом оборудовании в случае военного конфликта могут обесценить боевую эффективность современной боевой техники.

Тем не менее, Россия производит непревзойденные ядерные силы, средства противовоздушной и противоракетной обороны. Ракетные комплексы С-400 имеют дальность действия вдвое большую, чем американские MIM-104 Patriot. Радары С-400 могут отслеживать до 100 целей одновременно, а скорость их ракет в 12 раз превышает скорость звука. Российские комплексы ПВО «Панцирь С-1» являются одними из самых эффективных в своем классе. Не имеют аналогов гиперзвуковые высокоточные баллистические ракеты «Искандер-М». Новейшие подлодки проекта 885 «Ясень», признаны одними из самых бесшумных и малозаметных в океане. Большие возможности у российских истребителей Су-35. Ударные вертолеты «Ка-52» являются одними из самых мощных комплексов вооружений такого класса в мире.

Экспортные позиции
В 2013 году «Рособоронэкспорт» поставил на экспорт военную технику на 13 млрд. долларов. Основные покупатели российского оружия - Индия, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Индонезия, Алжир. На долю этих государств приходится более 75% экспортируемой военной продукции. Всего «Рособоронэкспорт» сотрудничает с 60 странами. Традиционно высоким спросом пользуются российское стрелковое оружие, вертолеты, зенитные ракетные комплексы (ЗРК), истребители, а также фрегаты и подлодки российского производства.

Рынок оружия периодически подвергается серьезным испытаниям - здесь сталкиваются политика и экономика. Ввиду сокращения военных расходов в мире идет жестокая конкуренция. Афганистану приходится отказываться от привычных вертолетов Ми-17 в пользу американского концерна «Sikorsky». Эмбарго на поставки оружия в Иран лишили Россию значительных доходов. Также повлияла на экспорт смена режима и гражданская война в Ливии, сократились контракты с Сирией. Тем не менее, Россия удерживает второе место по поставкам вооружений в мире после США.

Возрождение
Потребность государства в создании и совершенствовании Вооруженных сил содействует успеху реализации программы перевооружения. Российский оборонно-промышленный комплекс обладает высоким потенциалом, сохраняет наследие военной машины СССР и развивает перспективные разработки. Результаты осуществления программы в 2011-2013 годах говорят о готовности Москвы привести армию и флот к современному облику к 2020 году.

Вопросы:

  1. Основные приоритеты модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации.
  2. Перспективы оснащения Вооруженных Сил вооружением и техникой.

В настоящее время в мире объективно существуют и в обозримом будущем будут существовать силы и факторы, действие которых может привести к военным столкновениям. В этой ситуации Россия, чтобы приобрести и закрепить статус одной из ведущих мировых держав, должна предпринять несколько первоочередных шагов. Во-первых, использовать все возможные мирные средства для предотвращения военных конфликтов, во-вторых, содержать в постоянной готовности к применению для сдерживания и отражения возможной агрессии против страны и ее союзников, защиты собственных политических и экономических интересов военную организацию государства, основу которой составляют Вооруженные Силы. Применение военной силы Российской Федерацией рассматривается как вынужденная крайняя мера, целесообразная только в том случае, если исчерпаны все другие возможности. Взаимодействие с различными международными институтами существенно облегчает реализацию внешне политических целей России, но не дает полной и безусловной гарантии безопасности. Ее может дать только наличие высокоэффективных армии и флота.
Руководство страны имеет четкую программу развития и повышения эффективности Вооруженных Сил, основанную на реалистичном понимании возможностей государства, а также задач, которые стоят перед Россией в процессе ее интеграции в современную систему международных отношений.
Ведущие государства мира находятся на пороге нового постиндустриального этапа развития, который, по оценкам некоторых экспертов, может быть преодолен на рубеже 2020-х годов. Соперничество России с другими странами за ведущую роль и достойное место в новом геоэкономическом разделении труда, возможность использования наиболее значимых ценностей и ресурсов как постиндустриального мирового пространства - технологий, информации, образованных кадров, пресной воды, экологически чистых территорий, так и других ресурсов Земли, ближнего и дальнего космоса, - требует мощных современных Вооруженных Сил РФ.

1

Развитие современной международной обстановки и сохранение угроз безопасности Российской Федерации, в том числе вокруг наших границ, требуют всесторонней модернизации Вооруженных Сил в рамках обозначенных приоритетов их развития. В этой связи Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 года была поставлена задача по формированию нового облика Российской армии.
В рамках создания нового облика Вооруженные Силы обрели новую структуру, новую систему военного планирования, а также обновленные системы подготовки и обеспечения войск. Создан новый боевой состав Вооруженных Сил с установленной численностью миллион военнослужащих, шесть военных округов реорганизованы в четыре. Созданные военные округа представляют собой мощные межвидовые группировки войск на стратегических направлениях: юг, запад, центр и восток. Принципиально обновлены системы боевой готовности управления войсками, материально-технического обеспечения и подготовки войск. В системе Министерства обороны четко разделены оперативные и обеспечивающие функции. Сформированы два направления ответственности первое - планирование, применение и строительство Вооруженных Сил; второе - обеспечение деятельности армии и флота.
Среди наиболее значимых структурных преобразований можно отнести создание 1 декабря 2011 гона нового рода войск Вооруженных Российской Федерации - Войск воздушно-космической обороны. В них объединены возможности сил противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Такая интеграция систем позволит перехватывать любые цели со скоростями вплоть до гиперзвуковых и в воздухе и в космосе. Кроме того, 2010 году сформирована единая система материально-технического обеспечения войск вооружением, военной техникой, боеприпасами, горючим, продовольствием, вещевым и другим имуществом, оптимизирована система хранения запасов материальных средств. В военных округах и на флотах сформированы комплексные базы и бригады материально-технического обеспечения, компактно размещенные в районах дислокации соединений и частей.
Вместе с тем предстоит еще очень много сделать, чтобы структура, вооружение, боевые возможности армии и флота соответствовали современным требованиям. Основными приоритетами модернизации Вооруженных Сил России являются: оснащение войск новыми видами вооружений и освоение их личным составом армии и флота, придание процессу управления войсками нового качества и закрепление нового статуса офицерского состава в обществе.
Образование Войск воздушно-космической обороны положило начало созданию единой системы воздушно-космической обороны страны. Ее структура и состав должны учитывать состояние и характер договоренности с США и НАТО по вопросам стратегических наступательных и оборонительных вооружений, в частности, участие или неучастие России в создании системе европейской противоракетной обороны.
В рамках совершенствования структуры Вооруженных Сил в 2012 гаду должна начать функционировать военная полиция. Она возьмёт на себя задачи поддержания дисциплины и порядка в гарнизонах, охраны грузов и объектов, дознания и т.д. Численность военной полиции может составить около 20 тысяч человек.
Военная полиция сегодня действует более чем в 40 армиях мира, в том числе в США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве этот институт существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств.
В интересах повышения качества управления войсками продолжится разработка и внедрение перспективных единых для всех видов и родов войск автоматизированных систем управления войсками и оружием различных звеньев управления. Управленческие задачи планируется отрабатывать и в ходе учений, в том числе с привлечением органов управления, частей и подразделений партнеров России по Организации Договора о коллективной безопасности. К 2015 году в Вооруженных Силах РФ будет создана новая система управления, «близкая к искусственному интеллекту». Она будет управлять не только армией, но и всеми силовыми ведомствами с использованием российской глобальной спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, а также спутниковых и беспилотных средств наблюдения.
Планируется дальнейшее совершенствование инфраструктуры Вооруженных Сил по различным составляющим. Формируется новая система базирования войск. В интересах ее создания оптимизируются система военных городков, аэродромная сеть, сеть морских баз и пунктов базирования флота. С учетом дислокации частей будут сформированы несколько крупных авиационных баз, на каждой авиабазе количество летательных аппаратов увеличится в 2,5-3 раза. Это повысит мобильность авиационных группировок и позволит создать военную инфраструктуру, эшелонированную по основным стратегическим направлениям. В целях оптимального размещения военнослужащих предусматривается резко сократить количество военных городков. В каждом из них количество техники возрастет до семи раз, военнослужащих – до десяти. Комплексное обустройство типовых базовых военных городков включает строительство социальных объектов: комбинатов питания, поликлиник со стационаром, объектов физической культуры и спорта, магазинов, центров досуга, интернет-библиотек, мини-кинозалов, почт, аптек, отделений банков и т.д. Базовые городки будут размещаться вблизи крупных городов. Это откроет доступ военнослужащим и членам их семей к образовательным и культурным центрам.
Особое внимание уделяется отдаленным военным городкам. Планируется в будущем обеспечить их пакетом современных информационно-телекоммуникационных услуг: высокоскоростным Интернетом, цифровым телевидением и телефонией.
Будет оптимизирована система хранения запасов ракет и боеприпасов. В результате старения необходимо уничтожить около 74 тысяч вагонов этих взрывоопасных предметов. Из арсеналов, расположенных в городах, к 2015 году предстоит вывезти более 35 тысяч вагонов ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ.
К исходу 2012 года будет модернизирована информационно-телекоммуникационная инфраструктура Вооруженных Сил с заменой устаревшего аналогового оборудования на цифровое.
Разрабатывается линейка радиостанций шестого поколения. В 2011 году начались поставки новых портативных радиостанций в войска. Начато развертывание перспективной группировки спутников связи военного назначения, создание которой планируется завершить к 2018 году.
Для обеспечения полноценной боевой учебы войска освобождаются от несвойственных им функций. Все хозяйственные задачи в армии и на флоте с 1 января 2012 года выполняются сторонними организациями способом аутсорсинга. Предприятиям гражданского сектора передаются следующие функции, сервисное обслуживание и ремонт техники; обеспечение личного состава питанием и банно-прачечными услугами; перевозка грузов, бункеровка кораблей; комплексное аэродромно-эксплуатационное обслуживание летательных аппаратов; эксплуатация коммунальной инфраструктуры. В 2012 году планируется полностью отказаться от привлечения личного состава к выполнению хозяйственных работ и иной непрофильной деятельности. Ремонт боевой техники также будет выполняться сторонними организациями.
В 2012 году Вооруженные Силы РФ переходят на новую систему контрактной службы сержантского и рядового состава. Она предусматривает иные подходы к стимулированию военнослужащих, их многоуровневый отбор и обучение.
Формирование нового облика Вооруженных Сил потребует реорганизации системы военного образования в интересах комплектования ВС РФ всесторонне подготовленными офицерами, способными самостоятельно применять современное вооружение, современную технику, а также способными научить этому солдат, которые сейчас проходят службу по призыву всего один год. В интересах решения данной задачи будут реализованы следующие меры:
1) Будет обеспечено новое качество военного образования за счет применения единых подходов к обучению в военной и гражданской школе. Для этого надо изменить систему отбора в военные вузы, в частности, будут введены дополнительные виды тестирования абитуриентов.
Офицеров первичного звена предполагается готовить по программам подготовки специалистов. Для этого военно-учебными заведениями совместно с лучшими гражданскими вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса будут разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты. Обучение высших офицеров будет осуществляться в системе дополнительного профессионального образования. Предполагается создать систему непрерывного профессионального образования офицеров, предусмотрев подготовку военнослужащих к каждой новой должности. Большое внимание уделяется вопросам подготовки профессиональных сержантов Их обучение будет осуществляться в 19 вузах и филиалах, а также в Центре подготовки сержантов в городе Рязани.
2) Сеть и емкость военно-учебных заведений будут приведены в соответствие с имеющимися параметрами кадрового заказа. В рамках выполнения этой задачи продолжится процесс укрупнения вузов.
Одним из важных направлений реформирования Вооруженных Сил является совершенствование системы комплектования войск. По мере создания привлекательных условий военной службы планируется увеличивать долю военнослужащих-контрактников. В ближайшей перспективе должности солдат и сержантов будут комплектоваться по смешанному принципу.
В рамках повышения социального статуса офицеров с 1 января 2012 года вступил в силу закон, значительно увеличивающий уровень денежного довольствия военнослужащих и уровень пенсионного обеспечения, реализованы меры по обеспечению этих категорий граждан постоянным жильем. Планируется и в дальнейшем совершенствовать систему поощрений военнослужащих за счет введения новых стимулирующих надбавок.
В ближайшей перспективе планируется обеспечить военнослужащих постоянным жильем, а также сформировать служебный фонд жилья для военнослужащих.
Министерство обороны продолжит реализацию ведомственной целевой программы «Реализация социальных гарантий военнослужащих, увольняемых с военной службы», В настоящее время в ней участвуют 15 военных образовательных учреждений и 34 филиала, где имеется возможность освоить 250 гражданских специальностей.
Министерство обороны также продолжит оказывать содействие увольняемым военнослужащим в их трудоустройстве после увольнения в запас.
Для закрепления высокого социального статуса военнослужащих планируется продолжить работу по совершенствованию законодательства по вопросам прохождения военной службы, которое было бы направлено на повышение мотивации военнослужащих к добросовестному выполнению своих обязанностей, соблюдение принципов равенства при прохождении военной службы, обеспечение социальных гарантий военнослужащим. В этих целях в настоящее время ведется работа над проектом федерального закона о военной службе в Российской Федерации.

2

Приоритетной среди остальных остается задача оснащения войск современным вооружением и военной техникой. Это означает, что будут применены последние достижения" науки, передовые технические решения, материалы и технологии, они будут соответствовать или превосходить лучшие зарубежные образцы по всем основным тактико-техническим характеристикам. За последние годы наметились позитивные сдвиги в решении данной задачи. Возросли объемы поставок в войска современных образцов вооружения, в 2010 году их доля увеличилась на 15%. Для безусловного и полного выполнения данной задачи необходим максимально эффективно реализовать новую Государственную программу вооружения (ГПВ) на период 2011-2020 гг. На ее обеспечение будут направлены почти 20 триллиона рублей, что позволит довести к 2016 году обеспеченность Вооруженных Сил вооружением и военной техникой до 100%, а современными образцами - до 30%. К 2020 году доля современного оружия и современной техники должна быть доведена в войсках до уровня не менее 70%, в том числе в силах общего назначения - до 60-70 процентов, в стратегических ядерных силах - до 70-80 процентов. На выполнение ГПВ направлены и меры по развитию оборонно-промышленного комплекса России, которые осуществляются в рамках новой федеральной целевой программы его развития.
Одним из важнейших направление модернизации вооружения и техники является модернизация стратегических наступательных и оборонительных систем. В течение десяти лет РВСН будут полностью модернизированы за счет замены устаревших ракет типа «Стилет» и «Тополь» на новейшие «Яре» и «Тополь-М». Для решения задачи прорыва существующей и перспективной ПРО, имеющейся у США и их союзников, создатели новых комплексов предусмотрели такие характеристики, которые позволяют говорить о неуязвимости наших новых ракет на всех участках их попета. Новые МБР обладают средствами и свойствами, максимально затрудняющими противнику поражение ракет и боевых блоков во время полёта.
Новые МБР имеют максимально сокращённый разгонный участок полёта, значительно меньший по продолжительности, чем ракеты старых типов. Во время полета ракеты и боевые блоки (их у каждой новой ракеты несколько), выполненные с максимально уменьшенным собственным излучением всех диапазонах волн, сопровождаются ложными целями и станциями активных помех, энергично маневрируют по высоте и по курсу, что дает невозможным их идентификацию и прогноз точки встречи для перехвата.
В ближайшее время начнутся работы по созданию новейшей стотонной МБР шахтного базирования. Новая ракета заменит известную по всему миру тяжёлую баллистическую ракету Р-36М2 «Воевода», известную на Западе под именем «Сатана».
Аналогичные решения применены на новой МБР морского базирования «Булава». Предполагается, что она в ближайшем будущем станет основой морских стратегических ядерных сил России, под эту ракету уже ведется строительство новых подводных лодок. На головном ракетном крейсере «Юрий Долгорукий» разместят 12 шахт с ракетами «Булава». Кроме того, до 2020 года в боевой состав ВМФ будут введены несколько новых многоцелевых АПЛ типа «Ясень».
В рамках ГПВ до 2020 года все радиолокационные станки дальнего обнаружения системы предупреждения о ракетном нападении, входящие в состав российской системы предупреждения о нападении, будут заменены на станции нового поколения. заступившая в конце 2011 года под Калининградом на опытно-боевое дежурство станция «Воронеж» вошла в состав Войск воздушно-космической обороны, имеет радиус действия 6 тысяч километров и может одновременно контролировать 500 объектов.
Продолжится оснащение Вооруженных Сил новыми современными ракетными и авиационными комплексами. В 2012 г. Войска воздушно-космической обороны примут в эксплуатацию очередной дивизионный комплекс зенитных ракетных систем С-400, парк морской авиации пополнится 28 корабельными истребителями Миг-29К и МиГ-29 КУБ, а для ВВС продолжатся поставки учебно-боевых самолетов Як-130. До 2020 года будет поставлено 65 таких самолетов, которые обеспечат первоочередные потребности в подготовке пилотов боевой авиации. Поставка новых Як-130 создает условия для освоения летчиками боевых самолетов нового поколения, которые заказывают ВВС России. За счет достаточно высоких боевых возможностей Як-130 на нем можно отрабатывать реальное применение многих видов авиационного вооружения, причем не только неуправляемого, но и высокоточного, а также перепрограммировать систему управления с целью точной имитации конкретного типа боевого самолета.
Первыми среди боевых самолетов нового поколения, поступающих в ВВС, станут истребители Су-35С и Су-30СМ, затем к ним присоединятся самолеты, создаваемые по программе перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Серийная закупка ПАК ФА (Т-50) для ВВС России начнется в 2016 году. Самолет Т-50 отличается высокой интеллектуализацией бортового оборудования, сверхманевренностью, сможет совершать взлет и посадку на взлетно-посадочных полосах длиной 300-400 метров, способен выполнять боевые задачи в любую погоду и время суток.
Ракеты зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф» и С-300В-4, поставляемых в войска, способны поражать цели на удалении 400 км и высоте 35 км, а сами комплексы отличаются высокой мобильностью и боеготовностью: с марша они приводятся в боевое положение всего за пять минут.
Госпрограммой вооружений, рассчитанной на период до 2020 года, предусмотрена разработка нового гранатометно-огнеметного вооружения для Сухопутных войск. Планируется создать единый мультикалиберный гранатометный комплекс для всех родов войск, который должен прийти на смену гранатометам РШГ-1, РШГ-2, РПГ-7, РПГ-29 и другим.
В период до 2020 года будут завершены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, по результатам которых на вооружение армии и флота поступит большое количество различных систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники, а также экипировка военнослужащих. Так, в частности, в составе экипировки солдата будущего будет около 10 различных подсистем, включающих в себя: стрелковое оружие, бронезащиту, средства связи, боеприпасы, устройства обмена данными и другие.
Для военных автомобилей будет разработана единая унифицированная автомобильная платформа нового поколения. Ее технический облик станет существенно отличаться от современных моделей. Каркасно-панельная кабина будет оборудоваться противопульной и противоминной защитой. На шасси нового поколения должны устанавливаться бронированный функциональный модуль, кузов-контейнер, грузовая платформа.
Некоторая часть наиболее высокотехнологичных вооружений, поступающих на оснащение Вооруженных Сил РФ, будет закуплена за рубежом. Так, на вооружение ВМФ России поступят 4 вертолетоносных десантных корабля-дока «Мистраль». Первый корабль этого типа будет построен во Франции в конце 2013 - начале 2014 года, второй - в конце 2014 - начале 2015 года. Остальные два «Мистраля» построят по лицензии в России. «Мистраль» может перевозить 16 тяжелых или 35 легких вертолетов, сухопутную технику, десантные катера и от 450 до 900 военнослужащих. Корабль может быть использован также в качестве центра командования и плавучего госпиталя.
Таким образом, успешное проведение к 2020 году модернизации армии и флота позволит Российской Федерации иметь современные и эффективные Вооруженные Силы, способные обеспечить военную безопасность страны в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития.

Методические рекомендации
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия стоит подчеркнуть необходимость наличия в России мощных Вооруженных Сил в современной международной обстановке.
При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю необходимо особое внимание уделить разъяснению порядка решения основных задач модернизации Вооруженных Сил России.
При изложении материала по второму учебному вопросу необходимо раскрыть и обосновать приоритетной задачи оснащения войск современным вооружением и военной техникой.
В заключительной части занятия целесообразно подчеркнуть сложность решения задач модернизации Вооруженных Сил и дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:
1.Выступление Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации на расширенном заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года. // Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г., http:// nvo.ng.ru/realty/2011-03-25.
2.Доклад министра обороны Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации 18 марта 2011 года.// Независимое военное обозрение от 25.03.2011 г
., http://nvo . ng.ru/realty/2011 -03-25.
3.Выступление начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в Общественной палате РФ 17 ноября 2011.
4.Выступление министра обороны Российской Федерации на заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 22 ноября 2011 г.
5.Россию вынудили реагировать на наращивание ПРО. Интервью командующего РВСН С. Каракаева газете «Взгляд» 16 декабря 2011 г. http://www . vz.ru/news/2011/12/16.
6.Реформа даёт нужные результаты. Доклад начальника Генерального штаба ВС РФ на военно-научной конференции в Академии военных наук // Независимое военное обозрение от 02.17.2012 г., http;//
nvo .ng. ru / rearty/2012-02-l7/1_reform. h tml.

Полковник запаса
Александр ЛЕБЕДЕВ
кандидат военных наук, доцент

Ориентир 07 2012

Доля новой техники в Российской армии составляет 58%, и уже в этом году увеличится до 62. Об этом рассказал . Президент , посвященных военной тематике. Сегодня были приглашены представители армии и оборонных предприятий. Главная цель — подвести промежуточные итоги госпрограммы перевооружения и решить, какое оружие понадобится военным в будущем.

Сегодня в Санкт-Петербурге на воду было спущено судно связи нового поколения "Иван Хурс". В этот корабль заложены характеристики по целому ряду корабельных систем жизнеобеспечения. Большинство процессов управления штатными техническими средствами и бортовым вооружением автоматизированы.

Выполнение гособоронзаказа почти в полном объеме за прошлый год говорит о том, что модернизация Российских вооруженных сил идет строго по плану. А это значит, что до конца 2020 года, как и было намечено президентом, состав вооружений и военной техники будет обновлен на 70%.

"В войска поставлено более 5 тысяч 600 единиц основных видов новейшего вооружения, а так же около 3 тысяч отремонтированных и модернизированных образцов военной и специальной техники, — сообщает президент. — Это позволило довести парк современной техники в частях постоянной готовности до 58%. В целом, успешное выполнение гособоронзаказа в прошлом году позволило обеспечить комплексное развитие систем вооружения. Укрепить боевой потенциал группировок войск, сформированных на стратегических направлениях".

Только в войска Центрального и Восточного военных округов несколько десятков новых комплексов "Искандер-М" и "Панцирь-С1", самолеты Су-35С и Су-34, береговые ракетные комплексы "Бастион", зенитно-ракетные комплексы "Тор", беспилотные летательные аппараты различных модификаций.

Крым был усилен зенитной ракетной системой С-400 "Триумф" и комплексами "Панцирь-С", Военно-морской флот пополнился 24-мя кораблями. "В 2017 уровень современного вооружения и техники запланировано довести до 62%, — отмечает президент. — Я прошу руководство Минобороны и представителей ОПК ориентироваться именно на этот показатель. Отмечу так же, что боевой опыт, полученный в ходе операции в Сирийской арабской республике, необходимость укрепления арктических территорий и границ на западе и юго-западе потребовали уточнение подходов по переоснащению войск. Поэтому в ходе совещания мы также рассмотрим основные параметры новой госпрограммы вооружения. Как известно, ее разработка уже началась".

Кстати, новейшую военную технику в специальной северной раскраске можно было увидеть на Параде Победы. Комплексы ПВО "Тор-М2ДТ" и "Панцирь-СА" изготовлены специально для Крайнего Севера. Всё, что связано с перевооружением, верховный главнокомандующий держит на личном контроле и дважды в год проводит такие совещания.

"Это абсолютно уникальный формат, — отмечает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. — Цель главная — повысить эффективность и военного строительства, и реализацию гособорнзаказа, и в целом деятельности наших Вооруженных сил".

После детального разбора производители получат от военных рекомендации по улучшению важнейших параметров.

Это уже девятое по счету, начиная с 2013 года, совещание по выполнению гособоронзаказа. Работа рассчитана на целую неделю. Это позволит в деталях обсудить каждый из проектов по самым разным направлениям.

Перевооружение российской армии запланировано провести до 2020 года. Справится ли с этим правительство России? На данный момент темпы реформации остаются внушительными. Хотя достичь высот, запланированных еще в 2008 году, не удалось, реформация продолжается и набирает обороты. РФ прикладывает все силы, чтобы провести перевооружение к сроку даже несмотря на экономический спад.

Общие планы правительства

Еще в 2008 году была утверждена программа перевооружения и общей реформации армии. Ее планировалось провести в три этапа, при этом перевооружать армию не сразу. Первый шаг – изменение личного состава. В основном в отставку пошли офицеры. Второй этап – это улучшение социальной обеспеченности армейцев. Первый и второй этапы были выполнены успешно. Однако третий этап, непосредственное перевооружение, оказался самым сложным и финансово затратным, поэтому изначальный план провести к 2015 году уже 75% работы были отложены.

Несмотря на срыв промежуточных сроков, правительство не отказалось от изначально поставленных задач. Страна будет перевооружаться вплоть до 2020 года по следующим планам:

  1. Обновление военной техники. В этот пункт входит модернизация ядерного вооружения, ТТХ которого значительно превосходит западное, обновление общего армейского оснащения и ВМС. Предполагаемый объем обновления – 70% процентов. Будет использован российский комплекс разработок.
  2. Доведение до современного вида Воздушно-космических сил РФ (на 45% процентов);
  3. Обновление средств Воздушно-космической обороны (на 60% процентов);
  4. Переоснащение сухопутных войск (всего 20% процентов).

Будут преобразованы: холодное оружие, ядерные войска, летательные аппараты, сухопутные бронированные машины. Общий объем изменений затронет 75% техники всех армейских частей. На данный момент выполнено уже около половины планируемых действий.

Конец программы перевооружения назначен на 2020 год. При этом уже к 2019 большая часть обновленной техники должна быть введена в эксплуатацию, а армейский состав к этому моменту должен быть полностью преобразован. Перечень обновлений на данный момент утвержден, но может корректироваться по инициативе правительства.

Изменения в планах

Из-за масштабного экономического кризиса прежних лет финансирование программы реформ уменьшилось. Применение некоторых денежных активов стало невозможным.Однако правительство заявляет, что это никак не повлияет на сроки выполнения программы или на ее объемы.

Экономии решили добиться при помощи сокращения затрат на иностранное вооружение армии России. Модели зарубежного производства решили заменить на модернизированную российскую технику.

Об этом сообщил заместитель министра обороны Борисов, подчеркивая: «Лучшее – враг хорошего». Специалисты, которые обладают пессимистичным взглядом на развитие России, предрекают провал кампании из-за уменьшения финансирование, зато государственные аналитики обещают выполнение реформ до 2020 года.

Выполненные на данный момент меры

Программа перевооружения начала действовать еще в 2008 году, однако активный этап модернизации фактически стартовал только в 2015, и за этот год и последующее время России удалось достичь значительных результатов в области обновления военной техники (97% ежегодной программы было выполнено):

  • в области стратегического вооружения Россия обзавелась новыми установками «Ярс», которые обладают межконтинентальной дальностью (практически мировой охват);
  • было перевооружено уже 5 ракетных полков;
  • военно-космические силы получили пять комплектов установок С-400 «Триумф», которые отличаются повышенной дальностью действия;
  • ВКС также получили в распоряжение новейший истребитель «4++» Су-35С, который по характеристикам практически достигает уровня 5-го поколения; Су-35С был успешно проверен в военных схватках, которыми сейчас охвачена Сирия;
  • сухопутные войска получили новый русский табельный пистолет и некоторые другие базовые элементы оснащения;
  • были модернизированы бомбардировщики класса «Ту» и воздушное войско в целом;
  • Военно-морской флот улучшился в основном на Черноморском направлении: акватория получила две новых субмарины с ракетными установками техник «Калибр» повышенной дальности.

При этом значительнее всего были затронуты части Юга (их вид преобразится на 80%). Началось активное перевооружение частей, расположенных вблизи восточных архипелагов России. Правительство делает акцент на оборону важнейших границ. Время реформации постоянно увеличивается, однако темпы обновлений не снижаются. Последний, 2016, наиболее перспективный: после длительного экономического застоя программа была практически выполнена.

Документальный каталог реформы включает еще несколько новых оружейных позиций, которые на 2016 год не были разглашены. Подробнее о них расскажут в 2018-2020 годах онлайн.

Планы на ближайшее время

В 2017 год РФ планирует не снижать темпы обновления. Об этом сообщает Википедия и официальные заявления представителей Минобороны страны. Нужно превзойти показатели 2015 и 2016 года (97 процентов выполнения плана). Ради достижения этой цели темпы реформ были несколько увеличены. При этом до конца этого года необходимо:

  • оснастить еще три стрелковые части комплексами «Ярс», которые выдерживают сравнение даже с западными и европейскими РК-комплексами;
  • дополнить три дивизиона ПВО ракетными установками «Тор-М2»;
  • поставить 950 бронированных автомашин, среди которых танки и другая крупная военная техника;
  • дополнить оружие ВС РФ и ВКС 170 новыми летательными аппаратами;
  • ввести в эксплуатацию ВМФ водные аппараты: 8 кораблей для надводного использования и 9 катеров боевого назначения;
  • ввести в эксплуатацию установки «Искандер»;
  • поставить 4 РК-установки «Бал»;
  • увеличить количество комплексов С-400.

Часть поставленных задач на данный момент уже выполнена. Остаток в срочном порядке выполняется до Нового года, после которого будут подведены промежуточные итоги реформы. Насколько полно перевооружение российской армии пройдет в 2017 году, судить можно будет только в январе-феврале 2018 года. Перевооружить такое количество частей – сложная задача, с которой реформаторы до этого на удивление успешно справлялись.

Список оружия армии России до 2020 года пополнится еще несколькими новыми названиями, которые пока не были озвучены. Последняя новость в военной сфере – это РК-установки «Бал» и новые модели танков.

Обновленная армия и новое оружие России в первую очередь направлены на увеличение статуса страны в глазах других государств. Обновленные РК не боятся противоракетных установок США, благодаря чему могут обеспечить как достойную защитную реакцию, так и сильное нападение. Полное перевооружение российской армии произойдет до 2020 года. Министр обороны и его заместитель, а также другие видные деятели министерства обороны представили краткий доклад, где заявляют, что по окончании реформы уровень вооружения страны возрастет многократно.

Наиболее активные представители российского общества, включая и военнослужащих, уже во второй половине 80-х годов настаивали на последовательном применении принципов народовластия в сфере обеспечения военной безопасности страны. Нелишне напомнить, какие ориентиры военной реформы были намечены в самом начале строительства новой российской армии - в апрельском Постановлении Верховного Совета РФ 1992 года и в Постановлении Правительства РФ от 30.11.1992 № 918 «О мероприятиях по этапному переходу к комплектованию ВС РФ военнослужащими в добровольном порядке - по контракту»:

Совокупная численность российских военнослужащих не должна превышать 1 млн (т. е. в дальнейшем предполагалось воевать «не числом, а уменьем»);

Компактные армия и флот должны быть оснащены эффективным вооружением, созданным на основе передовых технологий;

Расходы, структура и численность военной организации должны быть открытыми для общества.

Увы! Реализация принятых в 1992 году решений была вопреки здравому смыслу поручена самим «силовикам». Стоит ли удивляться плачевным результатам? Впрочем, не вдаваясь в детальный анализ событий 90-х годов, обратимся к нынешней ситуации. В 2003 году, сознавая необходимость скорых и радикальных перемен, президент России заявил о предстоящей модернизации армии. Вот важнейшие идеи, высказанные президентом в послании Федеральному собранию РФ 2003 года и, по его словам, не утратившие своего значения в настоящее время: «В военной реформе ключевыми вопросами являются существенное перевооружение, совершенствование принципов комплектования и улучшение самой структуры Вооруженных сил… В соответствии с утвержденными планами, мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007 году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках… Хочу также отметить, что опережающими темпами на профессиональную основу будет переводиться сержантский состав наших Вооруженных сил. С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора - либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе, гарантированное право на высшее образование за государственный счет».

Эти тезисы вполне соответствовали надеждам и ожиданиям подавляющего большинства граждан, тем более что при их обосновании использовались выводы общественных организаций и независимых экспертов. Иначе мыслили только военачальники. Осенью 2003 года министерством обороны было подготовлено и, при участии президента РФ, проведено совещание, после чего была опубликована так называемая «Белая книга», в которой утверждалось, что военная реформа уже завершена, что радикально менять в армии ничего не надо . Проблема комплектования рассматривалась здесь с точки зрения военных, интересы общества упоминались лишь вскользь. И хотя «Белая книга» не имеет юридической силы, генералы на нее регулярно ссылаются, а их подчиненные вынуждены ею руководствоваться.

Тем не менее модернизация вооруженных сил началась. Чтобы судить о ее возможных результатах, нужно ответить на два вопроса: 1) кому поручается проведение соответствующих мероприятий; 2) какие реальные действия предприняты к настоящему времени. Попытаемся дать ответы на эти вопросы применительно к основным направлениям модернизации.

Принципы комплектования армии

Ответственным за реформу системы комплектования в целом осталось министерство обороны. И это настораживает. Вообще-то федеральная целевая программа (ФЦП) перевода на контракт военнослужащих рядового и младшего командного состава (РМКС), принятая правительством РФ 25 августа 2003 года, формально является межведомственной. Однако в действительности эту программу реализуют только «силовики». Представители общества (в частности, сотрудники негосударственного Института экономики переходного периода (ИЭПП), принимавшие участие в ее обосновании) отстранены от реализации программы под предлогом секретности. Контроль за исполнением ФЦП также возложен на министерство обороны. Таким образом, это министерство само планирует мероприятия, само их выполняет, само себя контролирует.

Не меньшую обеспокоенность вызывает ответ и на второй из поставленных вопросов. Начальные шаги по реализации ФЦП благоразумными назвать трудно: вместо рекомендованного гражданскими специалистами скорейшего и существенного повышения денежного довольствия солдатам-контрактникам (на 10–20% выше средней зарплаты по стране) министр обороны в 2003 году поспешил подписать приказ о повышении денежного довольствия военнослужащим центральных органов управления министерства обороны.

В дальнейшем удалось «скорректировать» эту политику, но все же успокаиваться нельзя. Прежде всего потому, что принятая в 2003 году ФЦП перевода на контракт воинских частей постоянной готовности ВС министерства обороны, внутренних войск МВД и пограничных войск ФСБ реализуется в этих ведомствах по-разному.

ФСБ уже отказалась от призыва и переходит к комплектованию погранслужбы исключительно по контракту, она идет с опережением по отношению к ФЦП. Это уже второе из «силовых» ведомств, сумевшее оценить собственную выгоду от перехода на контракт (первым, как известно, было Главное управление исполнения наказаний, переданное некоторое время тому назад из МВД в министерство юстиции).

МВД к концу 2005 года намеревалось полностью укомплектовать по контракту лишь 46-ю отдельную бригаду внутренних войск, дислоцируемую в Чечне . Однако полный перевод этих войск на контрактную форму комплектования, о чем президент РФ говорил в послании 2003 года, сейчас отвергается. На каком основании? Внятных объяснений это ведомство пока не дает.

Особенно решительно противятся переводу всех регулярных войск на контракт - даже в отдаленной перспективе - министерство обороны и ответственное за этот участок работы Главное организационно-мобилизационное управление Генштаба (ГОМУ). На контракт в ВС РФ переведены полностью лишь отдельные соединения, в первую очередь 76-я воздушно-десантная дивизия (дислоцируется в Пскове, участвует в выполнении ряда операций на Северном Кавказе) и 42-я мотострелковая дивизия (дислоцируется в Чечне). В остальном реформа, если верить министерству обороны, осуществляется в соответствии с ФЦП, но сталкивается с трудностями. А вот «опережающие темпы» комплектования по контракту всех должностей сержантов во всех регулярных войсках временно забыты: к этому мероприятию собираются приступить только после завершения ФЦП.

И все же появление в российской армии не только воинских частей, но и соединений, полностью укомплектованных по контракту, на добровольной основе, следует расценивать как огромное достижение.

Что же касается трудностей, то следует заметить: до сих пор денежное довольствие контрактника не превышает среднюю зарплату по стране нигде, кроме Чечни. Поэтому вместо интенсивного притока контрактников в армию наблюдается отток ранее набранных - в основном тех, кто служил не в частях постоянной готовности. Но и не только из них. Из-за поборов, которым подвергаются контрактники, служащие в Чечне, военная карьера утрачивает привлекательность и для них. Согласно опубликованным данным, из 42-й дивизии в 2005 году уволились более 1,3 тыс. чел., еще более 400 будут досрочно уволены, поскольку не вернулись из отпусков . Как выяснилось, во время службы они не получали положенных видов довольствия. Да и в «элитной» 76-й не все благополучно, о чем свидетельствует начальник штаба этой дивизии . Нормы довольствия таковы, что зачастую контрактники вынуждены на собственные деньги покупать некоторые предметы одежды и экипировки, в том числе - даже лыжи. А министр обороны только в конце 2005 года, после нескольких дополнительных «вливаний» средств в бюджет министерства, обнаружил, что расходы на ФЦП не проиндексированы, что программа финансируется без учета инфляции .

Еще хуже обстоит дело с предстоящим сокращением продолжительности службы по призыву. Вместо шестимесячного срока, вполне достаточного, как показали многие специалисты, для обучения основам военно-учетной специальности и подготовки к службе по контракту (либо к зачислению в мобилизационный ресурс), в постановлении правительства и в послании президента РФ появилась формула «до 1 года», под которой военные понимают не шесть, а полных двенадцать месяцев. Это разрушает жизненные планы тех, кто, например, не прошел по конкурсу в вуз, а затем был призван в армию. Фактически такой призывник потеряет не один, а два года, так как не сможет летом следующего года вновь держать экзамены.

Обещано, что все призванные проведут первое полугодие в учебной воинской части. Но и тут нет ясности. Количество таких частей и суммарная численность их контингента явно недостаточны. Значит, многих юношей сразу призовут в учебные подразделения при других воинских частях, где их ждет встреча с «дедами». Да и те военнослужащие, которые пройдут через учебные воинские части, во втором полугодии службы окажутся не в частях постоянной готовности, а в каких-то загадочных «линейных» частях. Что это за части, далеко не ясно. Видимо, военачальники, готовившие Президенту РФ предложения по этому вопросу, забыли, что термин «линейные войска» давно устарел . Официально воинских частей с названием «линейные» в РФ вообще нет. Согласно трудам наших военных теоретиков и практиков, сейчас существуют такие «категории содержания» соединений и воинских частей: постоянной готовности, сокращенного состава (типа А и Б), кадра и вновь формируемые . Формирование новых воинских частей не планируется (если не считать двух горных бригад, которые предполагается создать к 2007 году). Воинские части кадра и сокращенного состава типа Б для выполнения задач по предназначению не готовы. Воинские части сокращенного состава типа А решают задачи в ограниченном объеме. Какие же навыки приобретут там служащие по призыву во втором полугодии службы? Наверняка их будут использовать не «по предназначению».

Вероятно, из-за этой неясности министерство обороны до сих пор не выполнило п. 4 упомянутого постановления правительства от 25.08.03 (о ФЦП) и не представило вовремя - т. е. к четвертому кварталу 2003 года! - законопроект об изменении порядка призыва на сокращенный срок и самого назначения такой службы. Вместо этого нас взбудораживают законопроектами об отмене отсрочек, о ликвидации военных кафедр и т. п. Недавно выяснилось, что таких кафедр слишком много. Но напомним: по нашим законам ни одной военной кафедры без ведома министерства обороны создать нельзя. Так кто же эти ненужные кафедры наплодил?

Между тем оттягивание такого перехода чревато крайне негативными последствиями, особенно если учесть грядущий демографический обвал. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты математического моделирования процессов комплектования и их военно-экономических характеристик. Подробные материалы моделирования публиковались . Они детально представлены и регулярно обновляются на сайте ИЭПП [www.iet.ru] в разделе «Публикации», в рубрике «Военная реформа» .

Ниже на графиках показаны некоторые результаты моделирования.

Рисунок 1. Изменение темпов (тыс. чел. в полугодие) пополнения призывного контингента, призыва, набора и пополнения контрактников, а также общей численности призывного контингента (тыс. чел.) - по варианту, предложенному министерством обороны

Большая глубина прогнозирования - до 2035 года - объясняется тем, что только так можно учесть демографические колебания, расхождение во времени между процессами призыва в армию, демобилизации, перехода граждан в мобилизационный ресурс и пребывания в нем, а с экономической точки зрения - все виды расходов, включая пенсионное обеспечение будущих пенсионеров из числа РМКС, набираемых сейчас по контракту. Количество лиц, проходящих службу, находящихся в резерве и ушедших на пенсию, существенно зависит от проводимой кадровой политики; то же относится и к соответствующим расходам.

Как показало моделирование, после 2008 года предусмотренный в ФЦП темп роста количества контрактников, а также решение президента сократить срок службы по призыву никак не вяжутся с намерением министерства обороны и его сторонников по силовому блоку сохранить нынешнюю численность вооруженных сил. Несовместимы они и с обещанием сохранить «студенческие» отсрочки. От чего-то придется отказаться, поскольку даже при отмене всех отсрочек демографический обвал приведет к резкому снижению притока молодых граждан в призывной контингент. Что же касается инициируемого сейчас законопроекта о призыве на один год после окончания вуза, то нелишне вспомнить императора Александра II: согласно его реформе лица с высшим образованием должны были служить только полгода! Даже в те годы призыв специалистов на больший срок представлялся нецелесообразным.

Утверждают, что планы ГОМУ обусловлены экономическими факторами. Но и этот аспект был всесторонне изучен негосударственными организациями и независимыми экспертами. Расчеты показывают, что при реализации про граммы министерства обороны (вначале - выполнение ФЦП, затем перевод на контракт всех сержантов) расходы на все виды довольствия РМКС, включая жилье для тех, кто станет профессиональным военнослужащим, а потом - военным пенсионером, возрастут примерно до 125 млрд руб. в год (в ценах 2005 года). В этих расчетах учтены все компоненты расходов, а также то обстоятельство, что, повышая денежное довольствие военнослужащим РМКС, одновременно придется поднять его офицерам, прапорщикам и мичманам. Ну и, конечно же, предполагается, что кадровая политика будет разумной и не все военнослужащие, заключившие первый контракт, будут дослуживать до пенсии, как говорилось ранее в статье начальника ГОМУ В. В. Смирнова и понимается многими до сих пор . В большинстве государств, имеющих крупные вооруженные силы (например, в США), после каждого контрактного срока приблизительно половина военнослужащих остается в кадровом составе, остальные - уходят. Именно на это направлены система стимулов и законодательство. Отрадно, что В. В. Смирнов хотя бы сейчас, в конце 2005 года, признал такую политику эффективной и для России .

Рисунок 2. Бюджетные расходы на реформу системы комплектования военной организации военнослужащими РМКС (млрд руб. в год) по варианту, предложенному министерством обороны

С учетом такой, рациональной для России, кадровой политики были оценены дополнительные расходы на ускорение реформы системы комплектования при различных вариантах ускорения (по сравнению с планами ГОМУ). Велики ли они? Вопрос не праздный, поскольку министр обороны с подачи некоторых своих подчиненных пытается запугать общество именно «непомерностью расходов». Характерно, что финансово-экономическая служба министерства обороны ничего подобного не заявляла, тем более не было официальных публикаций исходных данных, методик и результатов расчетов. Видимо, для министра «считают» другие лица, пользующиеся другой арифметикой.

Моделированием установлено, что высказывания военачальников об экономической непосильности для страны полного перевода военной организации на добровольный принцип комплектования не соответствуют действительности.

Рисунок 3. Дополнительные суммарные расходы на ускорение перевода военной организации на добровольный принцип комплектования (по сравнению с вариантом, предложенным министерством обороны; млрд руб. в год)
Формы перехода на добровольный принцип комплектования:
В 1–2 после выполнения ФЦП к 2008 г.
В 2–2 немедленный переход (в скобках - месяцы службы).

Даже если не сокращать численность РМКС и вообще всех военнослужащих, то при форсировании федеральной целевой программы превышение расходов, которые понадобились бы при реализации варианта министерства обороны, составит всего лишь несколько процентов от нынешних совокупных расходов на оборону. На рисунке представлены шесть вариантов ускорения перехода, их подробные описания можно найти в публикациях ИЭПП. Эти расчеты никем не были опровергнуты!

За исключением двух «форсированных» вариантов, требующих «всплеска» расходов в ближайшие несколько лет, остальные вообще лежат в диапазоне 10–15 млрд руб. Но и «всплески», обеспечивающие немедленный переход, в финансовом отношении вполне терпимы. Напомним, в принятом бюджете расходы министерства обороны составляют 600 млрд руб. Только в 2005 году дополнительно к бюджету (!) министерство обороны получило гораздо больше средств, чем потребовалось бы для ускорения перехода на контрактную систему комплектования. И в следующем 2006 году такая прибавка больше. Однако дополнительные средства направляются на иные цели. Кто доказал обществу, что они более актуальны и что деньги расходуются эффективно? Судя по материалам Главной военной прокуратуры и Счетной палаты, огромные суммы просто разворовываются.

Но дело даже не в этом. Более рациональным является принципиально иной подход к решению задачи комплектования. По показателю боеспособности количество военнослужащих в группировке, составленной из контрактников, эквивалентно в полтора раза большему количеству военнослужащих, проходящих службу по призыву в течение двух лет, как сейчас. Еще более существенной будет разница в их боеспособности при переходе на один год службы по призыву. Это означает, что численность военной организации в процессе перехода на контракт может быть сокращена более чем в полтора раза без какого-либо ущерба для обороноспособности страны. О зарубежном опыте «резкого» сокращения численности при переходе на контракт говорил в упомянутой выше статье и В. В. Смирнов. Непонятно только, почему эти выводы нельзя применить к России.

Заметим: сокращение коснется не только солдат, матросов, сержантов и старшин, но и более «дорогостоящего» офицерского состава. Иначе говоря, речь идет не о дополнительных расходах, а о возможности направить высвободившиеся средства на оснащение оставшихся после сокращения боеспособных воинских частей современным оружием.

Оснащение и содержание военной организации

Этот аспект модернизации армии упоминался Президентом РФ в его Послании Федеральному собранию 2004 года: «Для успешной модернизации всей военной организации государства нам необходимо четко знать, как тратятся немалые деньги, в том числе на обеспечение военнослужащих жильем, на военную медицину, на образование. Кроме того, в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество, и оно также нуждается в оценке и в эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это необходимое условие реформы». Закономерен вопрос: достаточно ли проявляется политическая воля к осуществлению поставленных задач? Ведь в 1992 году, как уже сказано, эти задачи формулировались приблизительно так же.

Можно говорить об успехах применительно к военно-техническому и социально-экономическому аспекту модернизации? Несомненно. Прежде всего это создание унифицированных систем материально-технического и иных видов обеспечения всей военной организации РФ. Очевидны и некоторые успехи в обеспечении военнослужащих жильем, в оснащении ВС РФ новейшими системами вооружения. Общество оценило их по достоинству, однако сейчас его тревожит другое. По-прежнему оставляет желать лучшего качество вооружений и уровень их применения: последнее обусловлено как техническими причинами, так и человеческим фактором (недостаточной выучкой личного состава, боевая подготовка которого не финансируется в полном объеме).

Для решения этой проблемы был предпринят ряд административных (институциональных) преобразований. Создана служба Гособоронзаказа, формируется система «единого заказчика» в министерстве обороны, создана Комиссия правительства РФ по военно-промышленным вопросам. Продолжается реструктуризация оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

При этом, однако, ОПК по-прежнему «отгораживается» от российской экономики, а входящие в него предприятия укрупняются, превращаются в группу монополистов, что плохо согласуется с рыночными принципами. К сожалению, до сих пор распространено мнение, что отечественный ОПК является локомотивом прогресса, что для спасения экономики России надо вкладывать средства именно в него. Но этот тезис и раньше был не вполне точен, а теперь тем более не выдерживает критики, особенно если речь идет о вложениях, не контролируемых обществом .

Министерство обороны должно содействовать унификации производства военной техники и продукции народно-хозяйственного назначения, комплексному подходу к инновационным процессам, поскольку само по себе это министерство сейчас не может сделать заказ крупносерийным, экономически выгодным. Если инновации будут опираться на единство материалов, элементной базы и конструктивных составных частей для изделий военного и гражданского назначения, сразу появится возможность межотраслевой унификации, а значит, начнет работать фактор снижения себестоимости продукции при увеличении серийности. Напомним, что удвоение объема выпуска современных изделий машиностроительного профиля обычно снижает их себестоимость на 15–20%, а на прорывных направлениях - и того больше.

Таким образом, при грамотной инновационной политике можно даже снизить военные расходы при сохранении уровня обороноспособности страны, или, что сейчас разумнее, повысить уровень военной безопасности без привлечения дополнительных средств. Полезной для военной организации России станет такая военно-техническая политика, при которой инновации двойного назначения естественно будут включаться в планы военного строительства. Но готов ли к осуществлению именно такой политики министр обороны С. Б. Иванов, ставший по совместительству еще и заместителем Председателя Правительства РФ? Пока, к сожалению, мы не слышали его заявлений, свидетельствующих о готовности принять радикальную и совершенно необходимую меру: не утверждать впредь ни Государственную программу вооружения, ни Гособоронзаказ, если их проекты не будут подкреплены не только традиционными военно-техническими, но и унификационными обоснованиями, гарантирующими рациональное гражданское применение военных технологий.

Системы планирования и контроля

На исходе 2005 года можно было с удовлетворением отметить, что порядок в «силовых» ведомствах несколько укрепился, а в результате поднялся и уровень военной безопасности России. Об этом свидетельствует ряд фактов, из которых наиболее впечатляющим представляется срыв замысла крупного террористического акта в Нальчике. Однако заметного снижения уровня правонарушений в самой военной организации, особенно экономических, мы пока не видим. Тут стoит вновь процитировать послание Федеральному собранию 2004 года, в котором президент специально напомнил: «Прошу иметь в виду министерство обороны и правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований». Можно только сожалеть, что президент выразил свое пожелание в форме просьбы, а не категорического требования, ибо отсутствие гражданского контроля как раз и является камнем преткновения для военной реформы.

Пока не видно, чтобы «силовые» ведомства должным образом учитывали изменения в методах государственного управления. Дело в том, что за последние годы во многих государствах система, известная как «планирование, программирование и разработка бюджета», получила дальнейшее развитие в двух направлениях: во-первых, она охватила и стадию контроля, причем не столько за исполнением бюджета, сколько за достижением стратегических целей; во-вторых, при этом потребовалась, естественно, более строгая формализация системы стратегических целей, тактических задач, которые должны решаться для достижения этих целей, и ясных (измеряемых или вычисляемых) показателей, свидетельствующих о степени такого достижения. Появился новый термин: «бюджетирование, ориентированное на результат». Разработаны международные стандарты, касающиеся классификации финансовых средств.

В этих условиях некоторые российские экономисты сочли возможным принять за основу функциональной бюджетной классификации РФ международный стандарт Классификации функций органов государственного управления, который был составлен Организацией экономического сотрудничества и развития и принят ООН в 2000 году в качестве элемента Системы национальных счетов ООН, введенной в 1993 году. К такому шагу их дополнительно подтолкнуло то, что использование этого стандарта было поддержано Международным валютным фондом, включившим его в свое «Руководство по статистике государственных финансов». Правительство приняло концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ, предусматривающую «приближение бюджетной классификации РФ к требованиям международных стандартов» (постановление № 249 от 22.05.2004 года).

Но при этом было забыто то важнейшее обстоятельство, что военные расходы являются особой заботой мирового сообщества, что по ним давно принят и действует другой международный стандарт. Нелишне напомнить, что он был введен по инициативе СССР Генеральной Ассамблеей ООН еще 12.12.1980 года (резолюция №35/142 В). И выполнять постановление правительства РФ в части военных расходов надо прежде всего на основе этого стандарта . Отчасти можно ориентироваться также и на стандартизованную отчетность НАТО, поскольку РФ находится с этой организацией в отношениях «партнерства» и ведет соответствующий обмен военно-экономической информацией.

Однако при разработке и утверждении бюджетов на 2005-й, а потом и на 2006 год требования международного стандарта, регулирующего военные расходы, были проигнорированы. Этим не преминули воспользоваться сторонники их всемерной засекреченности. В итоге, вопреки приведенной выше «просьбе» президента РФ, степень засекреченности военных расходов в РФ не снизилась, а существенно возросла! Этот факт негативно оценили практически все независимые эксперты и даже - в официальном заключении на проект бюджета - думский комитет по обороне. Но начальник службы экономики и финансов министерства обороны Л. Куделина, характеризуя бюджет в недавней газетной публикации, ни словом не обмолвилась об этом его недостатке .

Роль российского общества в реформировании военной организации

Прежде всего: модернизация военной организации РФ должна быть объявлена приоритетной стратегической целью всего общества, а не какого-либо одного ведомства или группы ведомств. Печальный опыт срыва военной реформы в 90-е годы и трудности, с которыми она столкнулась в последние годы, свидетельствуют о том, что поручать ее только «силовикам» нельзя. Руководство модернизацией можно доверить лишь тем представителям российского общества, которые действительно признают принципы народовластия и неукоснительно руководствуются ими в своей деятельности. Без четкой постановки целей модернизации и создания ответственного за нее надведомственного рабочего органа она снова может выродиться в фикцию. Одновременно необходимо подкрепить полномочия такого органа федеральным законом - например, с помощью корректировки закона о Совете безопасности.

Обязательными его участниками должны стать представители администрации президента, Совета безопасности, военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, и, главное, одной из комиссий при Общественной палате, сформированной этим новым институтом. Но одной Общественной палаты отнюдь недостаточно. Нужно сделать так, чтобы все общественные организации, все граждане имели реальную возможность оказывать на военную организацию России благотворное воздействие в интересах общества и государства.

Важнейшая и безотлагательная задача, которую должен решить этот орган, - создание двух взаимосвязанных систем: 1) стратегических целей в области военной безопасности и 2) детальной классификации бюджетных расходов, выделяемых на их достижение. Только он, руководствуясь законом о государственной тайне (а не ведомственными положениями) и международными нормами (стандартами), будет вправе решать, какие статьи и виды расходов должны быть секретными.

Все мы не хотели бы конфликта между обществом и военным руководством. Но еще больше мы заинтересованы в том, чтобы новый замысел модернизации армии не был загублен, чтобы президент РФ проявил волю и не отступил перед силами противодействия. И здесь общество должно сказать веское слово.

Некоторые оставшиеся «у руля» военные чиновники объясняют свою бездеятельность ссылками на опыт американцев, будто бы переходивших на добровольную систему комплектования более 10 лет. Между тем американцы управились без малого за пять лет (с учётом подготовки к переходу), а фактически (между решением президента о начале перехода и демобилизацией последнего призванного) - еще быстрее - за два года. См. в частности: Шлыков В. Как это было в Америке // Отечественные записки. 2002. № 8 (9). С. 246–459.

Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Военинформ МО РФ, 2003.

Северинов С. Выбор добровольцев (беседа с В. Смирновым) // Красная звезда. № 242 от 29.12.05.

Шлыков В. Черный хлеб военного бизнеса // Отечественные записки. 2003. № 2 (11). С. 459–472.

О рациональности использованной в нем классификации военных расходов применительно к бюджетному планированию в РФ см., например, монографию: Военный бюджет государства: Методы обоснования и анализа. М.: Воениздат, 2000.