Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора , человек... Не , что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная , вольно или невольно, будет естественную гармонию , то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к , чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.

Связанная статья

Источники:

  • как пишется слова природа

Бывая на прогулке в лесу или отдыхая на берегу реки, можно увидеть разнообразные растения и удивительные деревья. Причем сочная растительность в лесах Подмосковья резко отличается от традиционных деревьев и сухостоя степной местности. Так же отличаются друг от друга и дикие животные, населяющие разные природные ареалы. Все виды растений и животный мир называются «флора и фауна» конкретного региона.

Флора и растительность

Сегодня флора в ботанике представляет собой всех подвидов растений, которые произрастают или произрастали ранее на строго определенной территории. Можно спутать понятия «растительность» и «флора», воспринимая их синонимами, хотя это разные вещи. Например, можно рассуждать о флоре Курской области, Кольского полуострова или флоре Приморья. При этом чем больше размер региона, тем богаче представлена ее флора.

Так флора всего Ставропольского края насчитывает приблизительно 1200 видов растений, а флора России уже более 18 тыс., включая голосеменные, папоротники, хвощи и почвопокровные растения. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся.

Под определением "растительность определенной территории" понимают совокупность растительных , произрастающих в данном регионе. К примеру, для Московской области характерны различные виды лесов, болот и лугов. А вот растительность всей территории России будет гораздо богаче и многообразнее. В ее состав входят значительно больше растительных сообществ, в т.ч. горных, тундровых, лесостепных, пустынных и пр.

Еще словосочетание «флора и » употребляется при исследовании всех микроорганизмов, которые характерны для конкретного органа человека. Как, например, флора гортани.

Представители фауны

Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят. Основным признаком каждой фауны является экологическая природа видов, входящих в ее состав. Так, фауна тропического леса характеризуется наличием большого количества животных, приспособленных к обитанию на деревьях. Это различные лазающие млекопитающие, рептилиии, птицы, многие насекомые и другие животные, которые привыкли питаться и плодами деревьев или живут за счет разрушенной древесины.

Применяя различные методы анализа, ученые-ботаники могут с уверенностью рассказать о происхождении той или другой фауны, а также ее связях с удаленными и близлежащими фаунами. По итогам этих анализов виды животных со схожим распространением соединяются в определенные группы по месту их обитания, например - фауна острова Мадагаскар. Кроме этого, фиксируется точное расположение конкретного животного в соответствующем разделе фауны. Так, относится к энтомофауне или фауне насекомых.

Человечество живет уже не одну тысячу лет на нашей старушке-планете. За всю историю жизни и развития человек потребительски относился к природе, брал от неё всё, что было ему нужно. ему «не отказывала» ни в чём. В чем важность природы для человека?

Но, как известно, рано или поздно всё когда-то заканчивается. Ресурсы планеты со временем истощаются. Технократический путь развития цивилизации в наше время подвел планету к экологической катастрофе.

Наверно уже многие слышали про ситуацию с озоновым слоем планеты, с вредными выбросами, с загрязнением вод.

«Разумная» деятельность человека приводит планету к катастрофе. И чтобы найти правильный путь решения проблемы, давайте попробуем подробно разобраться с насущной проблемой.

Вырубка лесов

Окунёмся во времена не столь далёкие — в эпоху Романовых. Указом Петра I на Новый Год стали рубать и украшать ёлку. С тех пор более 3-х веков большинство семей по указанной традиции рубают хвойные, дабы отметить столь важный для всех праздник, а потом отстоявшую ель без угрызения совести отправляют на помойку за ненадобностью. Даже страшно представить, сколько деревьев «полегло» ради нашей забавы и желания отпраздновать наступающий год.

Обратим также внимание, сколько древесины вырубается для изготовления бумаги. Как известно, первая бумага появилась в XI в. в Испании. Технология была распространена и усовершенствована с годами. Сейчас трудно и представить современную жизнь без такого продукта. Книги, журналы, отчетность, стройматериалы – везде используется бумага. Сотнями гектаров планета «лысеет» дабы удовлетворить нашу потребность.

Немаловажным фактором является выделение растениями столь нудного для жизни человека – кислорода. Да и не только для человека, а и для всего живого на Земле. За последние сто лет количество населения резко увеличилось.

Для сравнения, на начало XXв. в Европе проживало порядка 20 млн. человек. Примерно столько же было и Китайцев. В наши дни ситуация значительно изменена в большую сторону. И не смотря на это — количество зелёного покрытия уменьшается. Критическая черта уже совсем близко. Человечество само рушит дом, в котором живёт.

Как повлиять на ситуацию

Растительный мир кормит, одевает и обувает человека, запросы которого с каждым годом растут по всем направлениям. Оставленные пустыни после вырубки лесов приносят вред и животному виду тоже. Во избежание назревающей проблемы необходимо восстанавливать растительный мир, в частности леса, дабы стабилизировать и компенсировать то, что забираем.

Важность природы для человека — только жизнь в гармонии человека с природой позволит в будущем не иметь сегодняшних проблем и будет способствовать развитию и процветанию цивилизации в целом.

Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды - питается и утоляет жажду.

За годы своего существования, помимо пользования естественными благами, люди научились оборачивать их в свою пользу для удовлетворения собственных потребностей в комфорте. Большинство продуктов питания растительного происхождения человечество научилось выращивать самостоятельно, нередко создавая искусственные условия для получения лучшего урожая. С этой же целью селекционерами выводятся новые сорта растений. Многие дикие животные были одомашнены, для получения продуктов питания высшего качества.

Полезные ископаемые человечество также использует для собственных благ. Добываемые ресурсы перерабатываются и отправляются в дальнейшее производство, позволяя развиваться таким отраслям как машиностроение, строительство, легкая и пищевая промышленность и т.д.

Влияние природы на человека

Несмотря на промышленный и технический прогресс человек над природой не властен. На биологическом уровне она влияет путем изменения атмосферного давления, магнитных бурь и т.д.

Естественные процессы в земной коре и атмосфере, провоцирующие землетрясения и цунами, тайфуны и разрушительной силы ураганы, наносят существенный урон возведенным городам и поселениям, полям, садам и т.д.

Загрязненная химической и тяжелой промышленностью, а также токсичными отходами земля, растения и атмосфера также влияют на население планеты, провоцируя развитие недугов, снижая иммунитет и ухудшая качество жизни, в целом.

Влияние человека на природу

Несмотря на развитие технического и научного прогресса человечество обязано считаться с природой. При неграмотном пользовании ресурсами, урон будет нанесен вначале ей и уже после отразится на людях.

Яркой иллюстрацией подобного обращения является глобальное потепление. Значительные выбросы в атмосферу углекислого газа и появление озоновых дыр спровоцировали постепенное повышение температуры и, как следствие, таяние ледников, рост уровня воды в мировом океане. Возросло число ураганов и погодных катаклизмов, которые наносят материальный урон и приводят к большим человеческим жертвам.

Еще одним губительным фактором является вырубка лесов, провоцирующая загрязнение атмосферы и перекос баланса кислород /углекислый газ в сторону последнего. Истребление растений и животных малочисленных популяций приводит к их полному исчезновению.

Чтобы подобных дисбалансов, приводящих к губительным последствиям, не было, разбирающимися в вопросах грамотного природопользования специалистами создаются организации, призывающие человечество к разумному пользованию естественными ресурсами.

Для этого правительствами государств и социально активными гражданами создаются заповедные зоны и заказники, высаживаются новые леса и сады. Перед добычей ископаемых проводится тщательный анализ месторождений с прогнозом влияния их на окружающую среду при условии разработки.

На сегодняшний день подобная практика актуальна лишь для развитых государств. Так называемые, страны третьего мира, где большая часть населения пребывает за чертой бедности, продолжают истреблять природные ресурсы, попутно загрязняя землю и воды токсинами, и невзирая на нерациональность такого подхода.

Тема: «Природа, общество, человек, культура, как формы бытия»

1. Роль природы в жизни общества.

2. Учение о ноосфере.

3. Культура как «вторая природа».

Роль природы в жизни общества

Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.



Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания.

Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.

Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.

Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.

Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма - Ж.Ж.Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой - залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.

На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы" и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что "народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". По его мнению, климат и географическая среда определяют "характер ума и страсти сердца", что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.

Таким образом, роль природы заключаются в следующем:

1. Природа - это прежде всего среда жизни.

2. Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ.

3. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний.

4. Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение.

5. Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Учение о ноосфере

Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?

О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).

Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.

Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.

Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы. Концепции ученых-последователей Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.

Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.

Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.

Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.

Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.

В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.

Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.

В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».

Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.

природа личность развитие дети

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек - венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, все меньше ценит ее?

Воспитание злобы или добра начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке и распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие и познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы, любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Влияние природы на нравственное развитие детей.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их. Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы.

Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Во время прогулке по лесу не следует находиться близко к упавшим, трухлявым деревьям, они могут быть опасны.

Нельзя трогать незнакомые растения, срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды, собирать незнакомые грибы-некоторые из них могут быть ядовитыми. При соблюдении этих незатейливых правил, природа откроет нам свой удивительный, познавательный и необычный мир.

Влияние природы на духовное развитие ребенка.

Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» -- писал он. В старину был на Руси тайный обычай: жениху подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним - добрый человек, если же обходился грубо - настораживались, по отношению к животному, проверяется отношение к человеку.

В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей - природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить».

Природа -- источник подъема всех духовных сил. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств.

Влияние природы на здоровье ребенка.

В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть разнообразную красоту, слышать «живой» голос леса, моря, поля.

Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.

Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания.

О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.

Важным природным лечебным фактором является песок. Лечение нагретым песком издавна применялось как лечебное средство при рахите, хронических заболеваниях суставов.

Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.

Таким образом, при разумном использовании природных факторов - солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающее действие на ребенка и стать нашими «верными друзьями».

Влияние красоты природы на человека.

Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства. Она воспитывает способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлении, движения сердца. Природа является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.

Бессердечными, бездушными "потрошителями" живого, безжалостными расточителями красоты природы становятся те дети и подростки, в душах которых притуплено чувство добра, нет искреннего желания стать лучше. Притупление чувства человеческого достоинства ведет к тому, что человек не видит красоты природы.

Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека.

В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовой загрязнение.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов Природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.

Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают сильный оздоровительный эффект.

Воспpиятие кpасивого ландшафта - это интимная встpеча человека с пpиpодой. Кpасоты пpиpоды вызывают у него комплекс позитивных чувств: безопасность, pасслабленность, спокойствие, тепло, свободу, добpожелательность, счастье. Амеpиканские специалисты считают, что это связано с чувством психологического комфоpта как pезультат длительной эволюции человека. Таким обpазом, человеческая генетика постоянно нуждается в пpиpодном обpазце, пpиpодной кpасоте, пpиpодной гаpмонии. Реальность теpяет свою почву и гpешную душу, когда на нее сходит небесное заpево кpасоты. Кpасоту дикой пpиpоды можно сpавнивать с pодниковой водой: чем меньше в ней пpивкуса, тем более целительной она почитается.

Кpасота дикой пpиpоды - это своеобpазный символ, западающий в жизнь как человека, так и целой нации. Пpимеp тому - использование пpиpодных символов в геpбах, флагах и монетах pазных госудаpств. Во многом благодаpя своей пpиpодной кpасоте - золото, сеpебpо, жемчуг, алмазы стали считаться пpедметом богатства и pоскоши. Кpасота, данная пpиpодой - ее высший и самый пpекpасный даp.

Беpечь кpасоту в ландшафте значит пpежде всего не уничтожать элементы и условия, котоpые делают его кpасивым".

Кpасота пpиpоды обладает сложным закpытым невеpбальным кодом, на основе котоpого возникает мало осознаваемая и тонкая по содеpжанию коммуникация. Hевеpбальная инфоpмация, поpожденная кpасивым ландшафтом, стимулиpует возникновение особой гаммы эмоций. Согласно некотоpым теоpетическим взглядам, мы можем наслаждаться и ценить дисгаpмонию в музыке или путаницу кpасок и искажение фоpм в живописи. Точно так в пpиpодной эстетике мы можем ценить некотоpые ощущения, не являющиеся в буквальном смысле пpиятными, считает Бэяpд Кэлликотт. Если бы пpиpода имела везде одинаковую степень кpасоты, то это стало бы монотонно. Лучше, когда кpасота сконцентpиpована, как на полотне каpтины, в какой-то точке ландшафта.