Бертиль Вагнер


(Уганда-Эфиопия-Судан-Египет)

Великая водная артерия нашей планеты - Нил - начинается к югу от экватора и несет свои воды на север через пол-Африки к Средиземному морю. Многие тысячи лет волнует эта река воображение людей, поражая их красотой и мощью и ставя в тупик своей загадочностью.

Долгое время Нил считался самой длинной рекой земного шара. Его длина составляет почти шесть тысяч семьсот километров. Лишь недавняя экспедиция к истокам Амазонки, установившая, что протяженность ее превышает семь тысяч километров, отодвинула африканского гиганта на второе место. А вот обилием воды в течение всего года Нил похвастаться не может. По среднегодовому расходу воды его опережают многие реки мира, даже сравнительно небольшие, вроде Амударьи. Наша Волга короче Нила вдвое, но воды несет в три раза больше.

С давних пор происхождение Нила оставалось загадкой для географов. Никто не знал, где его истоки, никто не мог объяснить причину его ежегодных разливов.

Лишь в прошлом веке удалось, наконец, установить, что крупнейшая река Африки образуется слиянием двух рек, совершенно непохожих по своему характеру.

Самый длинный нильский исток - это Белый Нил. Он начинается в горах Бурунди в Экваториальной Африке на высоте в два с половиной километра и затем бурным потоком мчится к огромному озеру Виктория. Из этого внутреннего озера-моря Африки он бежит, закипая на порогах и срываясь с водопадов, через влажные непроходимые джунгли Уганды, чтобы, успокоившись, неторопливо вступить на полупустынные равнины Судана. Здесь в его водах еще водятся крокодилы и бродят в прибрежных тростниках могучие гиппопотамы. На протяжении шестисот километров Нил с трудом пробивается все дальше на север, через заросшие папирусом бескрайние болота, а потом, окончательно успокоившись, неторопливо продолжает свой путь по саванне и пустыне.

Другой исток Нила - Голубой Нил - отличается поистине необузданным нравом. Со скалистых нагорий Эфиопии он летит вниз, к озеру Тана, вырывается из него высоким и сверкающим радугами водопадом, после чего с ревом и грохотом прокладывает себе путь через дикое и мрачное семисоткилометровое ущелье к просторам Судана.

В пустыне Голубой Нил становится шире и спокойнее. Песчаные волны барханов подступают к обоим берегам, но за ними темнеют хлопковые поля, прорезанные нитками каналов, подводящих к ним живительную влагу реки.

В самом центре Хартума - столицы Судана - оба истока сливаются, образуя, наконец-то, собственно Нил. Отсюда он катит свои воды к далекому морю, до которого еще более трех тысяч километров. Медленно и важно течет Нил через пустынные и унылые районы Сахары, где дожди не выпадают годами. Преодолев серию скалистых порогов, он вступает в пределы Египта и вливается в просторную чашу водохранилища Насер. Этот протянувшийся на пятьсот километров гигантский водоем - самое большое искусственное озеро на нашей планете.

Вырвавшись из шлюзов Асуанской плотины, Нил расстается уже до самого устья с дикой природой. На берегах реки тянутся бесконечные пшеничные и хлопковые поля, пальмовые рощи и густые заросли сахарного тростника. А над водой, неторопливо взмахивая крыльями, пролетают стаи журавлей, аистов, фламинго и пеликанов.

И здесь, глядя на величественное и плавное течение Нила, поневоле задумываешься над его второй загадкой. Тысячи километров катится река по безводным равнинам, где температура достигает пятидесяти градусов. Небо над ним почти всегда безоблачно, а дождей приходится ждать годами. Среди угрюмых, безжизненных песков и каменистых возвышенностей протянулась узкой извилистой лентой благодатная нильская долина - самый большой оазис земных пустынь. Но стоит путешественнику удалиться в сторону от зеленой полосы, окаймляющей Нил, как он рискует погибнуть от зноя и жажды в подступающих к долине безводных равнинах. Вдоль караванных дорог, пересекающих Ливийскую и Аравийскую пустыни - окраины жаркой Сахары, повсюду белеют кости животных и людей, напоминая о былых трагедиях. Испарение влаги так велико, что земля здесь совершенно иссушенная, потрескавшаяся и заметенная раскаленным песком.

Казалось бы, Нил, зажатый с двух сторон пустынями, за жаркое лето должен был бы полностью пересохнуть или, по крайней мере, сильно обмелеть, как это случается с большинством рек в пустынных районах. Но, как ни странно, все происходит наоборот! В самый разгар лета, к концу августа, когда жара достигает предела, уровень реки начинает подниматься, Нил выходит из берегов, заливает долину на целые километры и из мутно-зеленого делается кроваво-красным.

В сентябре вода порой поднимается на десять метров. Вся долина превращается тогда на несколько недель в одно длинное озеро. Затем вода начинает спадать, река входит в берега, оставляя на полях слой плодородного ила. Этого только и ждут египтяне. Немедленно начинается сев, и прибрежные равнины покрываются ковром свежей зелени. Так происходило с незапамятных времен. Удобренная илом земля давала хорошие урожаи из года в год, обеспечивая пищей миллионы жителей нильской долины.

Древние египтяне обожествляли Нил - ведь от него зависели жизнь и благополучие их страны. Они приносили ему жертвы и пели в честь него священные гимны. В древнеегипетской легенде говорилось, что далеко-далеко, у самых дальних порогов, в неприступных скалах есть огромная пещера. В ней живет могучий бог Нила - Хапи. Пещеру охраняет грозный змей, а на скалах, высящихся над ней, восседают орел и ястреб, зорко следящие за всей округой.

Из пещеры и вытекает Нил, и змей, сжимая его своими кольцами, может выпускать из пещеры больше или меньше воды. Жрецы призывали народ не скупиться на жертвы богу Хапи - тогда и Нил будет полноводнее.

Период разлива Нила был общегосударственным праздником у египтян. В честь божественного Хапи устраивались пышные празднества. И Уже в те времена люди задумывались, откуда начинается Нил и с чем связаны его наводнения. Но ни жрецам Древнего Египта, ни греческим и римским ученым, ни средневековым мыслителям не удалось раскрыть его тайны. Со II века нашей эры, когда великий географ Птолемей высказал мнение, что Нил начинается от слияния двух рек, вытекающих из озер в Лунных горах, наука принимала за истину эту легенду, и лишь в конце XIX века истоки Нила были, наконец, обнаружены.

Причем основной исток Нила открывали дважды. Сначала в 1858 году англичанин Спик доказал, что Нил вытекает из озера Виктория. А в 1875 году американский путешественник Стэнли открыл реку Кагеру впадающую в этот водоем, и географы мира признали ее истоком Белого Нила.

Столетием раньше шотландец Брюс проник к истокам Голубого Нила и установил его связь с великой рекой Египта. Он же обнаружил, что периоды дождей в верховьях Голубого Нила совпадают с нильскими паводками. Белый же Нил, текущий из-под экватора, питается дождями равномерно в течение всего года, так что причиной разливов, несущих плодородие полям жителей Египта, следует считать эфиопский поток. Количество воды в Голубом Ниле в августе-сентябре увеличивается в сорок раз, в результате чего и объем воды в самом Ниле у Асуана возрастает в среднем раз в пятнадцать. Половодье длится около трех месяцев.

Затем в течение восьми месяцев вода постепенно спадает, и к началу июня Нил высыхает настолько, что ширина его уменьшается вдвое против обычной. (Это описание принадлежит очевидцу, наблюдавшему Нил до постройки Асуанской плотины.) В это время кажется, что река вообще не течет, а стоит на месте. Глинистые отмели и массы засохшей черной грязи тянутся вдоль обоих берегов. Деревья покрыты толстым слоем пыли: ведь только что закончил дуть хамсин - ветер, пятьдесят дней подряд приносивший с юга песок Сахары.

Наконец, появляется первый признак окончания жаркого периода: начинает дуть сильнейший северный ветер, который не прекращается целый месяц. В один день деревья очищаются от пыли, и снова долина покрывается зеленью. Вода вначале поднимается немного, всего сантиметров на пять. В это время она приобретает зеленый цвет и неприятный запах. К счастью, период "Зеленого Нила" длится всего три-четыре дня, и местные жители могут обойтись в это время заблаговременно запасенной чистой водой.

Затем вода начинает сильно прибывать, и через десять-двенадцать дней с ней происходит еще одно превращение. Вышедший утром на палубу судна путешественник внезапно и с ужасом обнаруживает, что лучи рассвета открыли его глазам… красную, как кровь, воду. Плыть по кровавой реке - занятие не для слабонервных! И только наклонившись к реке и набрав ее воды в стакан, путник убеждается, что он - не жертва оптического обмана. Просто наступил период "Красного Нила". Водный поток несет в это время столько красного ила, что меняет и цвет, и консистенцию, напоминая густотой кисель. Ил этот постепенно оседает на берегах, так как Нил разливается по всей двадцатикилометровой ширине долины, и лишь очень медленно затем отступает в свои берега. Только к концу сентября река возвращается в прежнее русло.

В Верхнем Египте ширина Нила достигает километра. Он течет мимо древних храмов Луксора, подпитывая своими водами узкую полоску полей и огородов, тянущуюся вдоль обоих берегов. Но она вдруг резко обрывается, и сразу за последней грядкой начинаются песчаные барханы пустыни. Такова сила и власть нильских вод.

К северу, в Среднем Египте, долина расширяется до двадцати пяти километров, и вся она утопает в зелени пальмовых рощ, полей и садов. Возделан каждый клочок долины: из шестидесяти миллионов жителей страны лишь три процента живут в отдалении от Нила.

В шести с половиной тысячах километров от истока реки раскинулся многолюдный и шумный Каир - самый большой город Африки. Разлившись здесь на полтора километра, Нил проносит свои воды под шестью огромными мостами, мимо куполов и минаретов многочисленных мечетей, глинобитных старых кварталов и современных отелей.

Вырвавшись из суеты большого города, Нил разбегается на тысячи проток, образуя одну из величайших в мире речных дельт. В этом плодородном и обильном водой треугольнике шириной в двести сорок километров живет половина всех египтян. Они снимают здесь по два урожая в год благодаря щедрому Нилу. А впереди уже Средиземное море. Двумя широкими судоходными рукавами Нил завершает здесь свой долгий путь от экватора.

Такова эта удивительная река, пришедшая к нам через тысячи лет и тысячи километров и пережившая две выросшие на ее берегах великие цивилизации. Ее невозможно осмотреть всю сразу - так велика протяженность Нила, так много границ - и политических, и географических - дробит его на отдельные части. И трудно сказать, что интереснее, что хотелось бы увидеть в первую очередь: древние храмы и пирамиды Египта, водопады, теснины и горные озера Эфиопии или необъятную гладь озера Виктория. У Нила - тысяча ликов, и все они прекрасны, все достойны восхищенного внимания путешественника.

На северо-востоке Африки, возле Средиземного моря, там, где течёт река Нил, находилась одна из самых больших стран древнего мира - древний Египет. Африка - очень жаркий край. Дожди там выпадают редко, и всё время стоит нестерпимый зной. В Африке находится огромная пустыня Сахара, покрытая песчаными холмами - барханами. Только одно место напоминает цветущий сад. Это долина реки Нил. Там более пяти тысяч лет назад возникло Египетское государство, которое раскинулось от Средиземного моря до первых нильских порогов. Нил - самая длинная река в мире. Он начинается в глубине Африканского континента, возле самого экватора. В верхнем течении Нил преодолевает множество подводных скал - порогов, а в нижнем, приближаясь к Средиземному морю, течёт широко и привольно. В том месте, где Нил впадает в море, он разделяется на несколько рукавов. Сверху, с высоты птичьего полёта, эти реки и острова все вместе по форме похожи на треугольник. Древние греки назвали это место дельтой Нила, так как оно напоминало им одну из букв их алфавита - А (дельту). Греки дали и название этой стране - Египет. Сами древние египтяне называли свою страну Кемет, то есть «черная земля», чтобы отличить её от «красной земли» - пустыни. Берега Нила густо покрыты зарослями египетского тростника - папируса. Там вьют гнёзда бесчисленные стаи птиц. В воде живут крокодилы, бегемоты, водится много рыбы. На берегах Нила раскинулись целые рощи акаций, пальм, сикомор и тамарисков. В Древнем Египте водились слоны, жирафы, носороги, кабаны, антилопы, из пустыни доносилось грозное рычание львов и пантер.

Разливы Нила в древнего Египта

В древнем Египте веют сухие ветры, приносящие с собой жаркое дыхание пустыни. Особенно страшен ветер хамсин. По-арабски это слово означает «пятьдесят», так как хамсин дует из Сахары пятьдесят дней. Ветер засыпает всё горами песка. Древний Египет на какое-то время превращается в выжженную солнцем пустыню. Все растения вянут, сухая земля покрывается трещинами. Но вот с севера повеяло прохладой. Спасительный северный ветер сдувает песчаную пыль, воздух становится прохладней и чище. В это время далеко на юге, откуда течёт Нил, начинается сезон дождей, а в горах тает снег. Постепенно вода в Ниле поднимается, становясь мутно-зеленой. Река выходит из берегов, начинается разлив. Дней через десять вода в Ниле становится красной, как кровь. Половодье длится 3 месяца - с июня по сентябрь. Вода поднимается в реке на 7 м. Потом она спадает, оставляя на берегах толстый слой плодородного ила. Толщина речных наносов за многие тысячелетия достигла 11 м, а в дельте Нила - даже 20 м. Поэтому древние древние египтяне называли свой край «Дар Нила».

Древние египтяне - земледельцы

Закончилось время разлива. Нил снова спокойно катит свои воды. А поля вокруг хорошо орошены и покрыты плодородным илом. Можно начинать сев. Земледелие было главным занятием в Древнем Египте. После азлива ила земля становится мягкой и не требует больших усилий для обработки. Запрягали в плуг быков, пахали поле и засевали его пшеницей и ячменём. После сева на поле выгоняли коров и овец, чтобы они своими копытами втоптали зерно в землю, иначе – будет плох. Древние египтяне пахали и сеяли не весной, как украинские крестьяне, а поздней осенью, в начале зимы - в ноябре и декабре. Чтобы оросить поля, расположенные далеко от реки, крестьяне прокапывали от Нила каналы, а от них и так подводили воду к своим полям. Поля и каналы ограждали специальными плотинами, сделанными из глины и тростника. Во время разлива Нила их открывали, чтобы пропустить воду на поля, а потом закрывали. Крестьянская семья не могла сама выкопать целый канал или насыпать плотину. Поэтому египтяне выполняли эту работу сообща, целыми сёлами. В Египте на смену родовой общине пришла сельская соседская община. Наконец заколосились хлеба. Настало время жатвы - последний, третий период египетского сельскохозяйственного года. Крестьяне медными серпами срезают только колоски. Потом на току колоски бросают для обмолота под ноги домашним животным - быкам, ослам. Ни на минуту не останавливается молотьба. Женщины совками подбрасывают обмолоченное зерно в воздух и веют его. Обмолоченное и провеянное зерно в корзинах относят в амбары и ссыпают в закрома. Рядом сидит писарь и записывает количество корзин. Хозяин богатого имения должен знать, какой урожай собрали с его полей. Тогда он скажет, сколько зерна надо отдать в царскую кладовую, а сколько можно оставить в хозяйстве.

Вся эта полоса жива только от ежегодных наводнений Нила. Ко времени начала нашего лета в Египте все замирает в сухом и раскаленном воздухе; листва покрыта серой пылью, нанесенной ветром пустыни. Нил лениво течет между засохших бугров черной грязи. С июня вода начинает прибывать. Цвет ее меняется. Лазурный Нил становится кроваво-красным: эту окраску река получает от наноса, который она увлекает с собой. Могучий поток разбивает одну за другой преграды на пути, переливается через бугры, отрывает комья земли и широко раздается по всей долине: старинные египтяне звали реку в эту пору наводнения морем. Среди реки начинается яркая и шумная жизнь: Нил покрывается богатой зарослью тростников, травы и цветов; прилетает множество водяной птицы, заводи обильно наполняются рыбой. Города и деревни, выстроенные на возвышениях, стоят островками в этом море: только кое-где дорогами служат широкие плотины; все другие сношения совершаются на лодках.

Около начала сентября вода стоит всего выше, потом она начинает падать, и к ноябрю Нил – опять в своих обычных берегах; население пашет и засевает поля в течение следующих 3–4 месяцев умеренной погоды, приходящихся на время нашей зимы; надо спешить, чтобы не быть захваченным засухой, которая наступает к поре нашей весны. Тотчас вслед за уходом воды гонят на поля баранов и свиней, чтобы втоптать зерна в мягкую землю. Так в Египте ясно обозначены три времени года; они зависят от тех перемен, которые Нил своими наводнениями совершает в жизни страны и людей. Причины благодетельных наводнений древние египтяне не знали; это было для них чудо. Но они понимали, что Нил – источник всего их существования. Река была для них богом, к которому они возносили молитвы: "Слава тебе, Нил, приходящему в мире, чтобы дать жизнь Египту... твои волны разливаются по садам, которые создало солнце, ты утоляешь все, что жаждет небесной влагой; когда ты спустишься на землю, бог ее подает зерно, и закипают работы в мастерских. Ты – творец пшеницы и ячменя, тобою держатся храмы. Когда твои руки утомляются от труда или ты страждешь, все живое, боги и люди, гибнут, стада стонут, вся страна, все великие и малые мучатся. Когда же молитвы услышаны тобою, и ты приходишь, земля начинает играть от радости, все смеется... Ты даешь всякому счастие по его желанию и никогда не отказываешь. Ты – царь, и приказы твои расходятся по всей земле".

Как ни велики благодеяния реки, нужна сложная и упорная работа людей, чтобы ими воспользоваться. Если оставить воде полный простор, она образует в низких местах озера и болота, застоится и не даст вовремя засеять почву; в места более высокие она не дойдет вовсе. Постепенно египтяне научились равномерно направлять и расходовать драгоценную влагу от разлива своей единственной великой реки. Под прямым углом к реке они провели широкие каналы, к которым примыкали другие, простиравшиеся вдоль реки; этим способом были устроены как бы новые русла по всей долине. Когда Нил подымался, его воды быстро вливались в поперечные широкие дороги; для того чтобы вода не переливалась через края, на поворотах и вдоль каналов берега были укреплены и приподняты плотинами. Сначала воду впускали в ближнюю к Нилу полосу земли, загораживали ей дальнейший путь плотинами и давали разлиться по полям этой первой полосы; потом, когда Нил еще прибудет, прорезывали плотины и пускали воду дальше на следующую полосу. К дальним высоким полосам воду передавали черпалами, которые опускались и поднимались на нескольких рядах длинных коромысел.

На западе от Нила, недалеко от вступления его в равнину, лежит, врезываясь в пустыню, большой оаз* Фаюм. Он ниже уровня Нила и отделен от реки скалистой стеной. Египтяне расширили узкое ущелье в этой стене и провели туда воду нильского рукава: после этого оаз стал самой богатой и хлебородной областью во всем Египте. Для того чтобы привести в ней в порядок разливы, один ее угол загородили высокими плотинами и обратили его в огромный водоем; в сильный разлив воду отводили туда, в слабый – водой из бассейна пользовались, как запасом.

История и культура Древнего Египта не перестает привлекать своей таинственностью и многообразием. Ученые изучают древнейшую в мире цивилизацию на основе памятников архитектуры, культуры, письменности, особенностей религии и духовной жизни, традиций и записей древних историков. Судьба этого государства всегда зависела от главного источника воды – Нила. Поэтому в первую очередь ученые пытались понять, какую роль играла главная водная артерия в жизни египтян, как возникла река Нил в Древнем Египте, разлив Нила и все, что с ним связано.

«Айгюптос и Нейлос»

Знаете ли вы, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» - именно так греки называли Нил. Немного позже этим словом греки стали обозначать не только величайшую в мире реку, но и поселения людей в долине, которые располагались по ее берегам. А сам Нил стали называть «Нейлос».

Великий Геродот указывал, что Египет – это «Дар реки». Почему? Древний историк и философ объяснял, что разливаясь, Нил образовал часть суши (Геродот ее называет Дельтой), которую впоследствии заселили люди. Поэтому его определение «Дар реки» можно понимать буквально.

Слова Геродота подтвердил полководец Александра Македонского Неарх, который определил равнины около реки ее «порождением». А Павсаний – спартанский полководец времен царя Леонида – тоже отмечал, что дельту образует река Нил, а не море, как ошибочно полагали тогда историки и географы.

Однако, до сих пор истоки Нила не известны. Геродот считал, что он «зародился» от снегов, которые таяли в его верховьях. Моряки египетского царя Птолемея II намекали, что разливался Нил в период ливней на Эфиопском нагорье. А мореплаватели проникли дальше, чем кто-либо другой из путешественников древности – в южную часть страны. В о всяком случае, Птолемей утверждал, что исток Нила расположен в Лунных горах, и так считалось до Нового времени или Новой истории, которая началась в эпоху Возрождения.

Покровителем Нила у древних египтян считался бог Хапи. В классической же живописи и скульптуре Нил было принято изображать, как божество с закрытой тканью головой. Ткань была задрапирована, что означало «неведомость» происхождения.

У самой знаменитой статуи божества, которая была найдена в начале XVI века, на голове был венок из цветов лотоса и пшеничных колосьев. В руке возлежащий бог держал рог изобилия, тем самым олицетворяя Нил, как источник благ и хлеба для египтян. Скульптуру создал мастер эпохи Флавиев – династии римских императоров, которые правили Римской Империей в I столетии нашей эры.

"Ахет"

Нил разливался в июле, и длился этот период почти четыре месяца. Четырехмесячный разлив реки стоял в древнеегипетском календаре, как первое время года - «ахет». Жизнь египтян, которая в первую очередь зависела от разлива Нила и уровня его воды, и определила существующий тогда календарь, состоящий всего из трех времен года.

Когда наступал «ахет», то сельскохозяйственные и земледельческие работы прекращались. Это было время религиозных праздников. Разлившийся Нил представлял собой красочную картину: по его водам плыли праздничные суда и грузовые корабли.

Во время «ахета» велись строительные работы по восстановлению и возведению пирамид и гробниц повелителей, а также великолепных храмов . По одной из теорий, на такие работы пригоняли тысячи крестьян, фермеров и пахарей, которые вынуждены были гнуть спины, чтобы не угодить под кнут надсмотрщиков. Эта версия имеет место быть, но не однозначна: есть еще версии о наемных рабочих. А также об исполинах-атлантах, которые построили пирамиды намного раньше зарождения Египта. А во время «ахета» местные жители только реконструировали постройки, используя в качестве строительного материала обломки и глыбы от древних строений.

"Перет и Шему"


Второе время года называлось «перет», что означало «выхождение» или «сезон посева
». На полях появлялись и прорастали всходы. Чтобы их поливать, египтяне проводили каналы и канавки, в которых «хранилась» вода, накопленная во время «ахет». Поливать будущий урожай приходилось несколько месяцев, ведь в Египте, как и в наше время, так и тогда дождей практически не наблюдалось.

Наконец, начиналась уборка урожая – «шему». Этому сезону сопутствовала «засуха», когда с пустыни дул сильный ветер «хамсин». Он дул пятьдесят дней подряд и приносил с собой песчаные бури. Хамсин начинался в мае, а заканчивался как раз к следующему «ахет».

Наступлению «нового» года египтяне приписывали появление Сириуса («Сопдет» по-египетски). Самая яркая звезда на небе сияла в восточной части небосклона, как раз в тот момент, когда солнце должно было восходить из-за горизонта. Появление Сириуса всегда совпадало с подъемом уровня воды Нила.

Система усовершенствования


На протяжении многих веков Нил и его водный режим остаются неизменными. Только в конце XIX века, во время правления вице-короля Египта Мухаммеда Саид-паша, были проведены грандиозные работы по расширению оросительных каналов. В связи с этим увеличились посевы хлопка, который стал теперь одной из главных статей экспорта в другие страны.

Суэцкий канал, построенный в 1869 году, усилил зависимость Египетского государства от других держав. Когда из-за низководья Нила в 1878 году случился неурожай, повлекший за собой голод, произошли народные восстания. Многие европейцы, жившие в Египте, были убиты. Как следствие, развязалась война, которую начала Великобритания и Египет фактически превратился в английскую колонию.

Для английской промышленности начался новый этап – расширение плантаций хлопка. Для этого надо было провести ряд работ по изменению водного режима главной египетской артерии. Сначала были построены три плотины:

  • Асуанская;
  • Асиутская;
  • Калиубская.

Однако в 1936 году Асуанскую плотину пришлось надстроить, чтобы расширить сеть каналов. Правда, в нильской долине стали выращивать сахарный тростник и пальмы. Но урбанизация и сельские поселения постепенно стали оттеснять «зеленую» полосу.

В 1971 году была построена новая Асуанская плотина, кстати, не без участия специалистов из СССР. В связи с новшеством уровень воды в реке стабилизировался. Перед плотиной возникло водохранилище, которое вмещает всю массу нильской воды в период его разлива.

Благодать Нила

Ил со дна великой реки содержал много полезных веществ и минералов, благодаря чему почва была благодатной для засева многих культур. Земля, «напитанная» илом, была рыхлой и отлично поддавалась обработке. В связи с этим в Египте рано развилось земледелие, и затем сельскохозяйственное производство. Жители Египта держали домашний скот: овец, коз, быков. Скотоводством занимались и на общегосударственном уровне.

Кроме того, что в Ниле водилось множество рыбы, а также священные гиппопотамы и крокодилы, он давал жизнь буквально всему: и деревьям, и растениям, и животным, и птицам. Около Мемфиса был парк, в котором птиц и зверей было так много, что здесь устраивали охоту. В заводях реки рос лотос и папирус, а в ее долине произрастали пальмы: кокосовые, финиковые, а также виноградные и фруктовые деревья. Даже в пустыне обитали дикие животные: гепарды, шакалы, львы и страусы.

Итак, Нил и в древности, и сегодня имеет огромное значение для страны и ее жителей. Помимо того, что это транспортная артерия, река является еще и главным источником пресной воды. К тому же, Нил необычайно красив. Ежегодно посмотреть на его великолепие приезжают тысячи туристов.

Экскурсия по Нилу – одна из самых запоминающихся и интересных. Путешествие на теплоходе по священной реке оставит массу незабываемых впечатлений от древнейшей страны, полной загадок, легенд и мифов. Страны вечных песков и вечных пирамид, имя которой – Египет!

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

В Египте наступает самое тяжелое время года — засуха. Приблизительно, с конца февраля, из Ливийской пустыни задувают горячие ветры, несущие тучи мелкого песка. От порывов этого ветра, — хамсина, — не спасают ни стены домов, ни стекла окон, пыль забирается всюду, покрывает густым слоем листья пальм. Египет не знает источников и ручьев, которые питали бы течение Нила, и вот с апреля по июнь воды реки пересыхают, русло ее покрывается отмелями и для страны наступает самое тяжелое время года, несущее засуху и болезни. Великим праздником для египтянина является поэтому день, когда из Ассуана, Элефантины, приходит весть о первом подъеме воды. Приблизительно к 19 июня подъем воды становится заметен в пределах Египта. Первые дни река приносит мутную, зеленоватую воду болот, зараженную гнилью, вредную для питья. Потом, по мере постепенного подъема воды, в Нильскую долину вступают красноватые волны Голубого, горного Нила.

Говорят, что никогда вода в реке не бывает более здоровой, более приятной для питья, чем в это время, хотя будучи зачерпнута в стакан, она дает густой слой черного осадка, сохраняя сама свой кроваво-красный оттенок.

Лишь к 19 июля Нильский разлив окончательно охватывает всю страну, и для египтянина этот день был настолько важен, что 19 июля он праздновал наступление Нового года. Однако вода продолжает прибывать до середины сентября, затем некоторое время она держится на одном уровне, чтобы в октябре начать медленно опадать. С этого момента для египтянина наступает страдное время посева. Однако, прежде чем, перейти к описанию полевых работ и их значения, обратимся на минуту к тому, как сами египтяне объясняли ежегодное чудо разлива реки.

Колоссальная статуя из черного, твердого камня, изображающая женщину со львиной головой, сидящую на троне.

Богиня Семхет.

Левая рука ее, покоящаяся на колене, держит знак означающий по-египетски «жизнь». На голове ее прежде был изображен диск солнца, обломанный в настоящее время. Надписи на пьедестале гласят, что статуя эта была сооружена фараоном Аменхотепом (3-им), владыкой Фив (главного города Верхнего Египта) и, что она изображает богиню Сехмет. Имя Сехмет обозначает «мощная», «владычица», а диск солнца на львиной голове указывает, что эта богиня была олицетворением палящего солнца пустыни. Об этой богине еще в глубокой древности было сложено предание, записанное впоследствии в двух царских могилах времени Нового царства.

Род людской непослушанием прогневал солнечного бога Ра, сотворившего весь мир. Ра призывает «свое око», богиню Хатор, богиню неба, любви и красоты и приказывает ей покарать людей. Богиня избивает род людской, «овладевает» им, являясь на землю не в качестве прекрасной Хатор, а в качество грозной «владычицы» — Сехмет. Последних людей, оставшихся в живых, Ра решает спасти. Он посылает «гонцов, бегущих как тень от тела» в Элефантину (Ассуан, там, где впервые в Египте ежегодно появляется красная волна Голубого Нила). Гонцы приносят ему чудесных плодов диди, из них и ячменя он приказывает приготовить 7000 кружек пива «подобного крови человеческой». Это кровавое пиво Ра выливает на землю, и «поля покрылись на четыре ладони жидкостью». Богиня увидела, как «лик ее прекрасно отражался в ней, стала пить и упилась и не узнала людей». Таким образом, род людской был спасен. В гневной богине Хатор-Сехмет мы без труда узнаем олицетворение ясного египетского неба, которое четыре месяца (с конца февраля по середину июня) дышит на Египет нестерпимым зноем хамсинов пустыни.

Кровавый разлив весеннего Нила, несущего красную муть абиссинских горных высот, египтянин объяснял как кровь людей, погубленных грозной Сехмет, смешанную с соком плодов диди. В то же время в кровавом потопе, едва не погубившем весь род людской, мы видим предание, напоминающее нам рассказ Библии о потопе, рассказ известный также и в древней Месопотамии. Может быть в связь с этим преданием мы можем поставить и знак тот символ жизни, который богиня Сехмет держит в руке, — египтянин ведь ежегодно наблюдал, как после засухи наступал период разлива Нила, время возрождения всей долины, время посева. Разлив Нила для населения был не только временем радости, — вместе с ним наступало время напряженной работы. Река разливалась неравномерно и наводнение, затоплявшее иногда и деревни, строившиеся обычно на возвышенных местах, в некоторые годы недостаточно заливало поля. Приходилось рыть каналы, устраивать шлюзы, задерживать воду в одних местах, направлять ее в другие, все время следя за тем, чтобы она не застаивалась и, чтобы вместе с водой равномерно осаждалась на поля та плодородная муть, тот ил, который река принесла из степей под тропиками и с горных высот.