Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем?

Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных, характерных для каждого периода.

Вопрос 2. Охарактеризуйте возрастные периоды своих домашних животных. Выделите изменения, которые появились впервые.

Среди животных, наиболее часто содержащихся в домашних условиях, следует назвать кошек и собак.

Эмбриональный период. Как правило, этот период в развитии домашних животных практически не изучается их владельцами.

Формирование и рост организма. В этот период происходит изменение анатомических особенностей - пропорций тела, может измениться окраска и цвет глаз. Животные активно изучают окружающий мир и хорошо обучаемы.

Половая зрелость. Этот период характеризуется тем, что животные начинают искать половых партнеров. Часто это сопровождается неадекватным поведением и даже агрессией.

Старость. Этот период проявляется угасанием основных физиологических функций. Животные могут потерять зрение, слух, аппетит. Становятся менее активными.

Вопрос 3. Чем вы объясните разную продолжительность жизни животных?

Продолжительность жизни животных соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половой зрелости, условия жизни. По-видимому, важной причиной разницы в продолжительности жизни многоклеточных животных является интенсивность обменных процессов.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Периодизация и продолжительность жизни животных уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Какие пути одомашнивания животных кажутся вам более достоверными? На сегодняшний день предполагается несколько путей одомашнивания. Каждый из них можно считать достоверным. Во-первых, животных ловили во время охоты, а затем держали на привязи или в загоне, постепенно приручая. Во-вторых, приручали детенышей, оставленных живыми после охоты. Их в качестве игрушки охотники отдавали детям, которые ухаживали за своими питомцами, кормили, вместе играли. В-третьих, в некоторых случаях одомашниванию способствовало религиозное почитание животного и,
    Вопрос 1. В связи с чем животным необходимо избавиться от образующихся в процессе жизнедеятельности веществ? В процессе жизнедеятельности в организме животных образуются вредные и иногда ядовитые вещества, их необходимо удалять из организма, чтобы не произошло отравления. Вопрос 2. Почему не у всех животных существуют органы выделения? В связи с низким уровнем организации некоторые животные не имеют специальных органов выделения. В таких случаях продукты жизнедеятельности выводятся из организма через поверхность тела (одноклеточные организмы, губки,
    Вопрос 1. Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных? Ископаемые останки животных с большей вероятностью можно найти в местностях, где на поверхность выходят известковые отложения (в них часто встречаются раковины ископаемых простейших и моллюсков), слои каменного угля (в них встречаются отпечатки древних растений и животных) или ведутся специальные палеонтологические раскопки. Вопрос 2. Почему нельзя утверждать, что палеонтологические находки опровергают эволюцию? Напротив, палеонтологические находки показывают, что животный мир с течением времени постоянно
    Вопрос 1. В чем особенность строения всех костных рыб? Костные рыбы - позвоночные животные, которые имеют хорошо развитый костный или хрящекостный скелет. Вопрос 2. Чем отличаются костные рыбы по внешнему и внутреннему строению от ранее изученных хордовых животных? От ранее изученных хордовых животных (ланцетника и круглоротых) костные рыбы отличаются тем, что у них есть хорошо развитый костный или хрящекостный скелет. Кроме того, у костных рыб имеется особый орган - плавательный пузырь. Их жабры
    Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы? В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных - первых наземных позвоночных. Вопрос 2. У каких
    Вопрос 1. У каких животных органы размножения отсутствуют? Органы размножения отсутствуют у простейших (амеба, инфузория, эвглена). Вопрос 2. Какие животные называются гермафродитами? Гермафродитами называют животных, у которых функционирует одновременно и мужская и женская половая система. Гермафродитами являются, например, плоские черви, некоторые кольчатые черви (дождевой червь), многие брюхоногие моллюски (прудовики, катушки), усоногие ракообразные, ряд рыб и др. Вопрос 3. У каких животных наблюдается живорождение? Живорождение наблюдается у некоторых рыб, пресмыкающихся и млекопитающих. Вопрос 4. Что позволяет утверждать,
    Познавательный проект для дошкольниковПроект «Животные планеты Земля» Проблема: кто они, эти диковинные животные? Цель: знакомство с разнообразием животного мира, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям животного мира. Задачи: 1. развивать поисковую деятельность детей: способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий; аргументировать свой выбор; 2. расширять и систематизировать знания детей о животных разных стран; 3. развивать связную речь, обогащать словарь детей;
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.


Развитие организма носит стадийный характер. Весь путь от оплодотворенного яйца до взрослого животного, способного к размножению и продуцированию, состоит из двух периодов (стадий развития): эмбрионального, или внутриутробного, и постэмбрионального.

В зародышевой фазе происходят следующие изменения:

1) Образование зиготы

2) Имплантация (внедрение зиготы в слизистую оболочку матки 13-15 дней)

3) Дробление зиготы, формирование эктодермы, эндодермы, мезодермы

4) Органогенез

5) Дифференциация и специализация клеток, тканей, начало образования органов

6) Масса эмбриона растёт медленно

В предплодной фазе:

1) Продолжение органогенеза плода

2) Окостенение скелета, формирование мускулатуры и породных признаков

В плодной фазе:

1) Завершение дифференцировки тканей, органов и систем

2) Бурный рост массы эмбриона (в последнюю треть беременности). Рост скелета, внутренних органов, мышц.

Эмбриональное развитие организма начинается с зиготы и продолжается до рождения животного. Оно подразделяется на три периода: зародышевый, предплодный и плодный.

Зародышевый период начинается с образования зиготы после оплодотворения яйцеклетки, характеризуется интенсивным ростом и началом дифференцировки тканей и органов. В течение предплодного периода продолжается интенсивный процесс органогенеза, и формируются основные морфологические породные признаки. В плодный период интенсивно нарастает абсолютная масса организма, и происходят дальнейшие морфологические и физиологические изменения, в результате которых формируется плод. Продолжительность этих периодов эмбрионального развития у животных разных видов неодинакова. Продолжительность эмбрионального развития зависит также от породных особенностей и условий кормления самок в период беременности.

Так, у коров абердин-ангусской породы беременность продолжается в среднем 281 день, у шортгорнских коров - 285, у овец гемпширской породы - 144, у овец породы рамбулье - 150 дней.

Интенсивное кормление беременных самок способствует некоторому сокращению периода развития плода.

Внутриутробное развитие животных происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение массы растущего организма наблюдается на ранних стадиях эмбрионального развития, когда зародыш еще состоит из недифференцированных клеток, не несущих специальных функций. Недифференцированные клетки растут быстрее.

Живая масса новорожденных животных зависит от их видовых и породных особенностей, пола, условий кормления матери в период беременности, а также от ее живой массы. Например, масса жеребят при рождении 40 - 60 кг, телят - 25 - 40, ягнят - 3-1,5, поросят -- 1 - 1,5 кг. Масса самцов при рождении больше самок на 10- 12 %. При обильном и полноценном кормлении беременных маток масса их приплода повышается, а при недостаточном кормлении снижается. Масса животных при рождении - важный селекционный признак, показатель дальнейшего развития организма.

В постэмбриональном развитии животных выделяют периоды новорожденности, молодости, зрелости и старости.

Период новорожденности у сельскохозяйственных животных разных видов длится несколько дней. В этот период организм новорожденного адаптируется к условиям жизни вне организма матери; при этом изменяются характер дыхания, кровообращения и питания, вырабатываются терморегуляция и условные рефлексы на внешние факторы. Единственным кормом новорожденных в первые дни служит молозиво и молоко матери. Создание для животных в период новорожденности необходимых условий кормления и содержания, обеспечивающих их здоровье и нормальное становление жизненных функций, имеет большое значение для развития их продуктивности в последующем.

Период молодости начинается по завершении периода новорожденности и продолжается до наступления половой зрелости животного. В начале этого периода основной пищей молодняка является молоко, в последующем в связи с развитием органов пищеварения оно заменяется растительными кормами. Животные приобретают способность давать высокие абсолютные приросты. В период молодости наступает их половое созревание, что весьма существенно влияет на развитие организма. К концу периода половые циклы регулярно повторяются и развиваются вторичные половые признаки. В фазу полового созревания приросты молодняка несколько снижаются.

Период зрелости охватывает время производственного использования животных. Начинается он с наступлением половой зрелости и заканчивается при значительном снижении продуктивности животных в связи с наступлением старости. Период зрелости характеризуется активным обменом веществ, высокой продуктивностью животных и нормальными воспроизводительными функциями их полового аппарата.

В период старости уменьшается интенсивность обмена веществ, снижается продуктивность животных, угасают функции воспроизводства, ослабляется резистентность организма.

Установлено, что длительность жизни зависит от продолжительности периода развития, размеров животных, их плодовитости, типа питания. Животные живут дольше, если период их развития и масса тела больше. Травоядные животные долговечнее плотоядных. Плодовитость животных находится в обратной зависимости от продолжительности их жизни.

Таблица 2

Изменение живой массы животных разных видов в процессе роста

Вид животного Продолжительность Живая масса во взрослом состоянии
жизни, лет эмбрионального

периода, дней

роста, лет
Слон 150 650 40 3000
Верблюд 25 390 6 600
Лошадь 35 340 5 500
Крупный рогатый скот 30 285 4 450
Свинья 11 120 2 300
Овца 12 154 1,5 60-70
Собака 11 62 2 15-20
Кошка 9,5 60 1,5 3,5
Кролик 7 30 1,0 4-6

Таблица 3

Продолжительность жизни и хозяйственно использования животных разных видов, лет

Вид животного Продолжительность
жизни хозяйственного использования
Крупный рогатый скот 30 8-12
Лошади 35 20
Свиньи 11 5-7
Овцы 12 5-8
Верблюды 25 20
Кролики 7 2-3
Куры 3 1
Гуси 6 5-6

В эмбриональный период закладываются все основные органы будущего цыпленка. Правильное формирование организма имеет значение не только для эмбрионального периода, но и для всей последующей жизни птицы и ее продуктивности. Развитие эмбриона различных видов птицы имеет одинаковый характер, но различается по времени и продолжительности. Эмбриональное развитие кур подразделяют на четыре основных периода.

В первый период (с 1-го по 7-й день инкубации) происходит закладка почти всех органов. При просвечивании яиц видна хорошо развитая кровеносная система, а зародыш едва различим, так, как он глубоко погружен в желток.

Во второй период (с 8-го по 11-й день инкубации) изучают рост аллантоиса, так как он служит показателем развития зародыша. При хорошем развитии зародыша края аллантоиса должны сомкнуться и охватить все содержимое яйца.

Третий период (с 12-го по 19-й день инкубации). При просмотре яиц на овоскопе острый конец должен быть темным, что свидетельствует о полном использовании белка, а граница воздушной камеры - извилистой и подвижной в связи с выпячиванием шеи цыпленка.

В четвертый период (20-21-е сутки) происходит вылупление цыплят.

В соответствии с названными периодами осуществляют биологический контроль в инкубации, то есть ведут наблюдение за эмбриональным развитием птицы путем просвечивания яиц. Оценивают развитие эмбрионов по нескольким контрольным лоткам из партии.

Следует отметить, что на рост и развитие в эмбриональный период оказывают влияние породы и вид птицы. У кур продолжительность эмбрионального развития составляет 21-21,5 суток; у уток легких пород - 27, у тяжелых - 28; у гусей легких пород - 29, тяжелых - 30; у индеек - 28; у цесарок - 28 сут.

Установлены определенные фазы роста и развития и в постэмбриональный период жизни сельскохозяйственной птицы. Русский ученый И. Абозин, принимая 6 мес. за отрезок времени, необходимый для формирования цыпленка, делит его на две фазы развития: первая - с суточного до 3-месячного возраста; вторая - с 3 до 6-месячного возраста. При этом первую фазу разделяют на два периода: с суточного до 2-месячного возраста (происходит преимущественное развитие костей переднего пояса и рост первичного пера) и с 2 до 3 мес. жизни (наблюдается усиленное развитие костей ног, выпадение первичного оперения). Вторую фазу также подразделяют на два периода: с 3 до 4,5 мес. (развиваются тазовые кости и вторичное оперение) и с 4,5 до 6 мес. (вторичное оперение сформировано полностью, процесс окостенения грудной кости и других частей скелета закончен).

В соответствии с формированием терморегуляции в организме выделяют следующие периоды в росте и развитии цыплят.

Впервые 10 дней жизни происходит окончательное дифференцирование всех тканей и органов, развивается функциональная деятельность желудочно-кишечного тракта и желез внутренней секреции. Цыплята ограничены в движениях, терморегуляция несовершенна, слабо реагируют на внешние раздражители. Этот возраст наиболее ответственный при выращивании молодняка.

С 11-го по 30-й день наблюдается быстрый рост цыплят, усиливается теплообразование, происходит интенсивная оперяемость. Значительно возрастает потребность в кормах.

С 31-го по 60-й день терморегуляция становится совершенной, заканчивается рост первичного пера. У цыплят закрепляются условные рефлексы на кормление, вырабатывается привычка к окружающей обстановке.

При сохранении общих закономерностей роста у птицы различных пород и видов неодинакова скорость роста (табл. 4).

Быстрее других (в абсолютных показателях) происходит увеличение живой массы у гусят, затем у индюшат и утят. В месячном возрасте гусята весят на 75% больше, чем утята. В то же время у птицы всех видов наиболее быстрый рост происходит в первый месяц жизни. Поэтому данный период является наиболее ответственным в выращивании молодняка.

Существуют значительные возрастные различия по живой массе птицы. Куры в 2-летнем возрасте имеют массу на 10-20%, а индейки на 15-20% выше, чем в годовалом. Отмечаются индивидуальные различия в скорости прироста живой массы у птицы одной и той же породы. У линейной птицы индивидуальные различия значительно меньше.

Таблица 4.

относительная скорость роста молодняка птицы, %

Месяц жизни Цыплята Индюшата Утята Гусята
Первый 150 150 180 170
Второй 85 100 90 45
Третий 50 70 25 35
Четвёртый 30 40 4 10
Пятый 20 30 4 7
 06.01.2015 5321 0

Цели урока: Продолжить формирование понятия об индивидуальном раз­витии - онтогенезе; познакомить учащихся с периодами онтогенеза.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных системати­ческих групп.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие два типа постэмбрионального развития вы знаете?

-В чем преимущества и недостатки развития с превращением?

-Для каких животных характерно развитие с превращением?

2.Лабораторная работа «Определение возраста животных».

Учебник, стр. 246.

3.Игра «Развитие животных».

Учитель называет животное или показывает карточку с его изображением, а учащиеся поднимают над головой тетрадь (или руку), если развитие живот­ного происходите полным превращением.

Уверенность действий учащихся позволяют учителю оценить степень под­готовленности каждого ученика.

II. Изучение нового материала

1.Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы.

Изучение продолжительности жизни животных начато лишь в 20-х годах

нашего века, а исследования динамики численности животных и ее регуляции

-только в последние десятилетия. Тем не менее, за этот период накоплено не­мало, сведений о продолжительности и периодизации жизни животных, атак же раскрыто немало секретов природы, связанных с размножением и индивидуальным развитием некоторых животных

Развитие животного начинается с оплодотворения, и всю дальнейшую его жизнь можно разделить на четыре периода.

Эмбриональный период, (от греч. « эмбрион » - зародыш). Это развитие жи­вотного от зиготы до момента рождения - самостоятельной жизни вне орга­низма матери или вне яйца. Продолжительность эмбрионального периода у различных групп животных неодинакова. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

Формирование и рост организма (ювенильный период). Продолжается от рождения до взрослого состояния (до периода половозрелости). У некоторых животных этот период проходит с превращением, а у других без него. Часто ювенильная особь может быть непохожа на взрослый организм. Она может обитать в другой среде, питаться другой пищей, иметь другое устройство рото­вого аппарата. (Приведите примеры). В этот период происходит формирова­ние всех систем организма. Для многих животных в характерна забота о потомстве в период его роста и развития. (Приведите примеры). Продолжи­тельность ювенильного периода у различных животных сильно отличается. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это). Ювенильный период заканчивается половым созреванием.

Период половой зрелости (фертильный период). В этот период организм способен производить полноценные половые клетки. (Какие половые клетки вы знаете?) Это период активного размножения. Продолжительность его у различных организмов колеблется от нескольких часов до нескольких десят­ков лет. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

2.Выступления учащихся с докладами по теме: «Периоды жизни и про­должительность жизни различных животных». (Каждый доклад должен быть рассчитан на 2-5 минут.)

3.Подведение итогов.

Часто утверждают, что продолжительность жизни соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половозрел ости и др. Дейст­вительно, чем дольше организм развивается до взрослого состояния, тем боль­ше срок его жизни. Однако, это не всегда так. Это правило верно в основном для позвоночных животных. У многих беспозвоночных, в частности у насекомых, личиночная стадия - основной период их жизни, а взрослая форма (имаго) по­является только на короткий период размножения.

Тем не менее, существуют определенные стратегии размножения. Можно заметить, что животные, заботящиеся о своем потомстве, рождают меньшее количество детенышей, чем животные, для которых забота о потомстве нехарактерна.

Часто увидеть как выглядит животное в глубокой старости можно только в зоопарке. При хорошем уходе средняя продолжительность жизни в неволе в 2-15 раз больше продолжительности жизни в природе. Данных о средней про­должительности жизни животных всегда меньше, чем сообщений об отдельных долгожителях.

III. Закрепление знаний

1.Опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие периоды онтогенеза вы можете назвать?

-Чем характеризуется каждый из них?

-Всегда ли по внешнему облику животного можно определить на каком периоде развития он находится? Приведите примеры.

-Есть ли зависимость продолжительности жизни от размеров тела жи­вотного?

-Как взаимосвязаны забота о потомстве и плодовитость животных?

2.Решение задач.

1)У пары в белых мышей в одном помете рождается в среднем 10 детены­шей (самок и самцов поровну), которые вступают в период половой зрелости через 3 месяца. Определите, сколько мышей будет через год, при условии, что все они выживают и дают потомство?

2)В зоопарке живет пара слонов. Известно, что беременность слона длит­ся примерно два года, половой зрелости слоненок достигает на 4-й год. Все это время мать заботится о нем. Следующая беременность самки наступает после достижением потомком половой зрелости. Сколько времени потребуется зоопарку, чтоб утроить число слонов в слоновни­ке?

Домашнее задание

Подготовиться к обобщающему уроку.

Собака относится к высшим животным с высокоразвитым мозгом, который определяет ее богатый поведенческий репертуар. По уровню развития головного мозга псовые (к которым относится и домашняя собака) находятся всего на 3 ступени ниже человека (между нами только дельфины и приматы).

Поведение собаки формируется за счет двух составляющих:
— врожденных программ (моделей) поведения, присущих всему виду;
— программ, которые формируются индивидуально у каждого животного в результате взаимодействия с окружающей средой (научения).

Способность вырабатывать новые формы поведения, выходящие за жесткие рамки инстинктивных моделей, является наиболее успешным приспособительным механизмом животного к реальным условиям существования. Не исключено, что именно благодаря этой развитой способности древние млекопитающие, не занимавшие сколь- нибудь серьезного положения в мире доисторических животных, пережили глобальные геологические катаклизмы, уничтожившие динозавров, и стали венцом биологического царства.

Чем более высокое положение на эволюционной лестнице занимает животный вид, тем дольше длится период послеутробного развития, ибо в это время формируются сложнейшие нейрохимические связи в коре головного мозга живого существа, и врожденные программы проведения самым удивительным образом переплетаются с приобретенными. Вылупившееся насекомое практически сразу представляет из себя взрослую особь, четко следующую наследственному поведенческому алгоритму. Новорожденный олененок уже через несколько часов способен следовать за матерью и передвигаться вместе со стадом. Детеныш собаки становится биологически взрослой особью только к двум годам, а человеческий ребенок – к 16.

Физическое и психическое формирование новорожденного щенка проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет особенности и по- разному влияет на то, какой станет взрослая особь. В научной литературе пока нет четко согласованного очертания границ этих периодов, иногда один период накладывается на другой.

Авторитетный российский ученый Елена Мычко, автор книги «Поведение собаки» и ряда других, много лет изучавшая поведение собак и волков — предложила следующую классификацию и описание этих этапов.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЩЕНКА

Неонатальный период (период новорожденности)


Kitty Running Wild с 6-дневными щенками, 2014 г.

Первый период жизни новорожденного щенка – неонатальный или период новорожденности (18 20 дней) характеризуется, прежде всего, быстрым ростом и совершенствованием безусловно- рефлекторных реакций.

В течение первого месяца постнатального периода из совершенно беспомощного эмбриона щенок превращается в животное, более или менее способное к самостоятельному существованию.

В первые восемь дней этого периода щенки удваивают свой вес. К концу первого периода начинают ходить, у них открываются глаза. Совершенствуется поведение – начинаются игры, возникают оборонительные реакции.

В нервной системе после рождения происходят огромные морфологические изменения. Головной мозг новорожденного щенка составляет не более 12 процентов от массы головного мозга взрослой собаки. Он интенсивно растет и к концу второго месяца щенка достигает трех четвертей, а к концу шестого месяца – почти полной массы мозга взрослой собаки.

Мозг новорожденного щенка отличается и по своему развитию. К моменту рождения лучше всего развиты те области центральной нервной системы, которые обеспечивают регуляцию функций, необходимых для его существования: пищеварения, дыхания и сосания. Кора головного мозга новорожденного щенка имеет уже хорошо развитые основные извилины. Однако нервные клетки (нейроны) в первые дни после рождения еще очень незрелы.

У щенков в этот период отсутствует свойственный взрослым суточный ритм сна и бодрствования, связанный с чередованием дня и ночи. У новорожденных щенков периоды сна равномерно перемежаются с периодами бодрствования, т.е. сосания. Некоторая дифференцировка щенком периодов дня и ночи появляется, когда у него хорошо прорезываются глаза и он понемногу начинает выходить из логова .

К моменту рождения у щенка функционируют обонятельный, вкусовой, кожно- температурный и вестибулярный анализаторы. Основные реакции щенка – положительная реакция на теплую, покрытую шерстью поверхность. Только что родившийся щенок, еще будучи связанным пуповиной с плацентой, уже начинает свой путь к соскам и, достигнув их, начинает сосать. Эта врожденная пищевая деятельность в первые же часы становится сложнорефлекторной, «обрастая» условными связями. Постепенно движения щенка совершенствуются, он учится находить наиболее молочные соски, узнает запах матери.

В отсутствие матери все щенки собираются вместе и спят «кучкой» – это помогает им сохранять тепло терморегуляция новорожденных еще несовершенна. Это так называемая реакция скучивания.

Новорожденные щенки неспособны самостоятельно мочиться и испражняться. Мать подлизывает щенков, осуществляя таким образом массаж сфинктеров, и поедает все их выделения. Если бы щенки все делали самостоятельно, в гнезде быстро возникли бы антисанитарные условия, а таким образом в нем всегда чисто и сухо.

Переходный период


Щенки вельш корги пемброк 35 дней

Второй период – переходный (21 – 35 дней). Начало его знаменует появление интереса к мясу и другой твердой пище. Одновременно с этим у щенка появляются жевательные движения до сих пор ответом на любое раздражение ротовой полости было только сосание.

Переход от молочного питания к смешанному осуществляется в период, когда обонятельный, слуховой и зрительный анализаторы щенка уже достаточно созрели для восприятия и дифференцирования объектов внешнего мира и образования многочисленных условных рефлексов. В первую очередь у щенка формируются пищевые условные рефлексы, которые обеспечивают полноценный акт питания в то время, пока он еще находится в гнезде.

По мере совершенствования движений он начинает отделяться от матери и других щенков, выходить из гнезда, обследовать окружающее. В это время у щенка активно проявляются врожденные ориентировочные реакции, начинают формироваться условные оборонительные рефлексы.

Период первичной социализации


Третий период жизни (35– 80 дней) – период первичной социализации. К этому моменту основные физиологические функции сформированы, но продолжается интенсивный рост животного. Нервная система щенка весьма подвержена влияниям как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий среды. Для этого периода характерна высокая скорость образования условных рефлексов.

Резко повышается двигательная активность щенков, формируется ее дневной ритм. Значительно усиливается игровая и исследовательская деятельность щенков. Появляется ориентировочно- исследовательский рефлекс, названный И.П. Павловым «Что такое?», достигающий наибольшей интенсивности именно в этот период онтогенеза. Щенки настораживаются, поднимают уши, голову при действии каких- либо раздражителей, подходят к незнакомым предметам, лижут, берут в рот, грызут.

Манипулирование с окружающими предметами – важнейшее условие дальнейшего совершенствования разнообразных навыков. Двигательные упражнения благотворно влияют на развитие органов движения и на работу сердца, легких, мозга животных.

Большую роль в регуляции поведения растущего щенка играют положительные и отрицательные эмоции. Условные рефлексы у щенков этого периода развития, как уже было сказано выше, вырабатываются быстро, но сохраняются в памяти недолго.

Ювенальный период


Четвертый период – ювенальный (свыше 12 недель). В этот период происходит формирование типологических особенностей. До его начала все щенки ведут себя очень похоже они контактны, игривы, легко возбудимы и практически не имеют ярко выраженных индивидуальных черт. Различия основных свойств нервной системы обнаруживаются к концу второго месяца жизни, но наиболее четкое выражение они приобретают к трем- четырем месяцам.

Часто у щенков возникает пассивно- оборонительная реакция, резко изменяющая поведение и определяющая все последующие характеристики высшей нервной деятельности. По мере усвоения щенком закономерностей окружающего мира она уменьшается. Многочисленные экспериментальные работы показали, что выращивание щенков в изоляции способствовало развитию у них резко выраженной трусости в дальнейшем. Если у щенка в этот период онтогенеза есть такая склонность, крайне важно всячески разнообразить его окружение.

Период полового созревания

Пятый период – период полового созревания (после 7 месяцев). К этому моменту рост щенка в основном заканчивается.

КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под социализацией понимают многоступенчатый процесс, в ходе которого складывается личность социального животного и образуются связи с его окружением. Каждый этап социализации ограничен во времени и имеет критические сроки, когда включаются врожденные программы поведения и достраиваются за счет приобретения новых условных рефлексов, которые постепенной тренировкой доводятся до совершенства. Этот процесс идет на всех поведенческих уровнях: включаются новые потребности и врожденные компоненты мотиваций. Животное улавливает основные закономерности и причинно- следственные связи окружающего мира, понимание которых ему необходимо на данном этапе развития. Если этап почему- либо не завершен (наследственная программа включилась, но полностью не достроилась), все дальнейшее развитие собаки, как социального животного, оказывается ущербным, психика нарушенной, поведение аномальным. Хотя стадии или периоды социализации с полным правом называются критическими, невозможно жестко определить их рамки для всего вида «собака домашняя» в целом. Продолжительность детства у разных пород может отличаться в три- четыре раза. Нижеприведенные сроки характерны для большинства собак средних и крупных служебных пород, поскольку особенности их возрастной физиологии наиболее характерны.

Первый период социализации

Начинается в возрасте после двух недель от роду и продолжается примерно до восьми недель. Первое и одно из важнейших событий в жизни социального животного – это импринтинг (запечатление), в ходе которого запечатлевается образ своего вида и это особенность собаки образ человека- партнера. В ходе импринтинга щенок запоминает свою принадлежность к определенному виду животных, то, как выглядят существа, с кем он в дальнейшем окажется в тесных социальных отношениях. Крайне важно, что импринтинг происходит не только на образ матери, но и на человека, именно это позволяет собаке воспринимать человека как старшего соплеменника. Более того, очень рано отнятые щенки, которых выкармливали люди, воспринимают себя именно как людей. При поздних контактах с собаками они общаются с ними неохотно, ограниченно, явно не отождествляя себя с этими животными.

Запечатление образа матери усиливает тягу молодой собаки к животным той же породы, что и она сама. Из этого образа собака получает ключевые характеристики внешности и поведения для опознания в будущем полового партнера. Хотя это и не имеет большого значения для домашних собак, но, по сути, служит первичным механизмом разделения пород, далеко разошедшихся в ходе эволюции, является барьером, затрудняющим в таких случаях межпородные скрещивания. Так, например, бульдогов, бассетов, борзых представители прочих пород зачастую просто не воспринимают как собак.


Австралийская пастушья собака (щенок) спит на спине овцы

Следует отметить, что импринтинг у собак, в отличие от птиц, на которых это явление было впервые описано, не является одномоментным процессом. Более того, есть данные, что человек не единственный вид, образ которого может быть запечатлен собакой в качестве «родного» вида. В некоторых овцеводческих хозяйствах щенки рождаются в кошарах, где содержатся овцы, и, повзрослев, воспринимают овец как возможный вариант своего вида.

Наблюдения за щенками ясно показывают, что в течение первого периода социализации формируется понятие «МЫ». Щенок на всю жизнь запоминает, как должны выглядеть животные, к которым относится и он сам. При этом щенок максимально раскрыт для окружающего его мира. Этому времени его жизни свойственно появление и буквально лавинообразное нарастание двух сложных поведенческих комплексов: игрового и неразрывно связанного с ним исследовательского. Количество контактов, в которые может вступать щенок, велико, разумеется, нервная система очень быстро утомляется, но и столь же быстро восстанавливается. Кому не знакома картина: маленький щенок теребит игрушку, бросает ее, принимается возиться с однопометником, потом бросается куда- то бежать и вдруг, буквально на бегу, падает и засыпает; короткий сон сменяется очередным бурным приступом активности.

Формирование понятия «МЫ» зависит не только от внутренней готовности к этому процессу организма, но и от внешних факторов. Так, в случаях с собаками- париями, живущими в мегаполисах, равно как с волкодавами, обитающими в местах традиционного использования, может состояться запечатление только образа своего вида. Критический период продолжается долго, но щенки в этом возрасте далеко от логова не отходят. Более того, при появлении людей мать бывает подает сигнал тревоги и заставляет щенков спрятаться в норе или ином труднодоступном убежище. В результате щенки просто не сталкиваются с человеком, запечатление его образа не происходит. Более поздние контакты не смогут изменить положение радикально: собака будет относиться к человеку с изрядной долей недоверчивости и вовсе не станет самостоятельно стремиться к контактам с ним. Ласковым обращением, лакомством собаку можно будет приручить, но доверять она будет лишь конкретным людям, и то далеко не во всем.

Второй период социализации

Он может смыкаться с первым периодом или перекрываться с ним; приходится на возраст примерно от полутора до пяти месяцев. Суть периода в формировании индивидуальности в том, что щенок начинает выделять себя из мира прочих существ, приобретает собственное «Я». Резко возрастают активность и самостоятельность. Однопометники уже не стремятся держаться все вместе. Усиливается исследовательская активность: щенок энергично изучает не только предметы и явления окружающего мира, но и возможности собственного тела, в буквальном смысле пытается познать себя. Игровое поведение является чуть ли не преобладающей активностью, приобретая более сложные и разнообразные формы. Игры становятся соревновательными, переходят в борьбу и даже драки за место в щенячьей иерархии.

Щенок, выращиваемый в доме, именно в этот период причиняет владельцам максимум забот. Его исследовательская активность, направленная на вещи и предметы обстановки, может привести квартиру в состояние руин. Щенок постоянно куда- то лезет, хватает в зубы что попало, бегает, прыгает, при этом на прогулках с ним просто нет сладу. Стоит хозяину чуть отвлечься, чтобы щенок, снедаемый жаждой знаний и новых знакомств, увязался за прохожим, влез в кучу мусора или бесстрашно отправился к собаке, чьи размеры потрясают даже хозяйское воображение. Складывается впечатление, что на улице собака просто забывает, что у нее есть хозяин, либо злонамеренно испытывает его терпение самыми разными проделками. Многие хозяева именно в этот период наносят непоправимый ущерб психике щенка, наказывая его чуть ли не ежеминутно и особенно за подходы к чужим людям.

Следует представлять, что щенок не слушается не потому, что он не подчиняется командам и бросает вызов доминанту в лице хозяина. Дело в ином – его нервная система все еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения плохо сбалансированы, а умение распространять внимание разом на несколько объектов просто отсутствует. Исследовательское поведение приводит щенка к стремлению изучать любой новый для него предмет или явление. Именно на этом явлении и сосредоточивается все внимание щенка, он действительно не слышит окриков хозяина.

Более того, чем чаще и громче кричит на щенка хозяин, тем выше вероятность, что, привыкнув к такой манере общения, собака просто не будет реагировать на спокойный тихий голос.

Щенок не в состоянии одновременно держать в поле зрения хозяина и, допустим, стайку других щенков, чья игра столь привлекательна для него. Это уж дело хозяина контролировать поведение растущей собаки так, чтобы она не попала в опасную ситуацию и не потерялась. Наказания здесь бессмысленны, поскольку в естественном окружении – в стае – щенка одергивают, лишь когда он ведет себя чрезмерно шумно, привлекает к себе излишнее внимание старших, создает непосредственную угрозу. Никто из старших собак не станет наказывать щенка за то, что он грызет старую кость, ветку или играет с найденным лоскутом. Щенок не может представлять себе ценность вещей либо вызываемое ими отвращение, с точки зрения человека: для него равно интересны и привлекательны парадные туфли хозяйки и подобранная на свалке старая мочалка и то и другое он грызет, чтобы познать качества и ценность данных вещей для него самого.

Наиболее больной вопрос – симпатия юной собаки ко всем встречным, ведь она действительно бросается к ним с самыми искренними выражениями дружественных чувств, часто ведет себя просто подобострастно. Для него еще не существует понятие «чужие» враждебные к нему представители его вида, образно говоря, понятие «внутренний враг» щенку на второй стадии социализации неведомо.


Взрослые собаки действительно никогда не обидят щенка в этом возрасте (подчеркиваем, речь идет о собаках с нормально сформированным поведением). Более того, любой щенок, оказавшись в одиночестве и встретив незнакомую чужую собаку, получает некий минимум внимания: он может быть приведен ею в стаю, где о нем позаботятся, где его станут кормить.

Подобная социальная открытость щенка, возможность перейти в другую стаю, найти приемных родителей дают совершенно новый уровень приспособленности. Ведь у достаточно многих видов забота о потомстве эгоистична, в ряде случаев это просто жесткая программа, не позволяющая никаких вариаций. На какие ухищрения приходится идти животноводам, чтобы вынудить овцу с ягненком- одинцом принять под свою опеку сироту. Овца вполне может кормить двойню, даже тройню, но это должны быть ее родные ягнята. Их образ запечатлевается матерью сразу после родов, непосредственно связан с запахом и вкусом ее собственных вод. Проблема неприятия сироты настолько серьезна, что над ней работают научные лаборатории в разных странах мира. И овца тут не исключение, а скорее правило: если лосиха, отелившись, потеряет на некоторое время своего теленка из виду и он обсохнет, то она не станет кормить его, хотя и будет искать. Забредший на чужой охотничий участок щенок песца не только не может рассчитывать на дружественный прием, но должен бояться встречи с хозяевами – могут съесть. И только высокосоциальные виды животных (приматов мы оставим в стороне) приобретают альтруистическое отношение к детенышам: неважно, родной он или нет, но он принадлежит к тому же виду. Напомним, что стремление многих взрослых сук к убийству подсосных (примерно до месячного возраста) щенков отнюдь не противоречит только что сказанному. Убийство маленьких щенков вариант естественного отбора среди сук на умение следить за своим потомством и защищать его.

Как только вид приобрел механизм, позволяющий спасать от гибели сирот, он сразу же повысил генетическую приспособленность. Гибель взрослого животного, родителя может быть вызвана случайными факторами, сохранение его генотипа стаей при усыновлении детенышей компенсирует такую случайность. Кроме того, таким образом может происходить обмен генетическим материалом между стаями и снижение высокого уровня инбридинга, в норме присущего псовым. Прием в стаю чужих детенышей может оказаться выгодным в тех ситуациях, когда большая стая обеспечивает более эффективные добычу пищи, защиту территории. Возможность для щенка поменять родную стаю на чужую оказывается очень неплохим шансом выжить, когда отношения в собственной стае сложились жесткие, доминант плохо заботится о низкоранговых особях.

Последнее обстоятельство следует учитывать как раз тем владельцам, которые очень жестко обращаются со щенками, то и дело наказывают, особенно сурово карая за подходы к чужим. Добиваются такие владельцы прямо противоположного желаемому: щенок послушнее не становится, он ощущает себя в их обществе скованно, откровенно боится и в конечном итоге может просто сбежать.

Третий период социализации

Он приходится на возраст 6– 10 месяцев и непосредственно связан с активно протекающим половым созреванием. Только сейчас, когда раннее детство заканчивается и начинается взросление, собака включается в структуру стаи. В результате это резко осложняет для нее возможность легкой смены социальных партнеров и мирного перехода в другую стаю. В этом периоде чужие собаки уже могут проявлять агрессию к подростку, социальное окружение сужается, количество дружественных связей оказывается ограниченным, для образования новых нужны уже особые условия. Суть третьего периода в том, что собака разделяет мир по признаку «свои» и «чужие», к понятиям «МЫ» и «Я» добавляется «ОНИ». Последние также, безусловно, являются собаками, но собаками, априори могущими причинить вред, с ними надо быть осторожным. Это особенно явно видно на примере собак- парий, когда молодые собаки уже в отсутствие взрослых начинают самостоятельно проявлять агрессию к чужим. Этот этап социализации для собаки завершающий.

Поскольку собака воспринимает человека как представителя своего вида, то и людей в ходе последнего этапа социализации она разделяет на своих и чужих. Реакция на чужих зависит от породы: у сторожевых, охранных и подобных им собак отбор велся на агрессивное отношение к чужим, причем в ряде пород именно появление недоверчивой реакции на посторонних людей происходит очень рано, еще в период становления «Я». У таких пород третий период социализации как бы вклинивается во второй, агрессивность появляется при первых же, еще очень слабых выбросах в кровь половых гормонов.

Однако в других породах, где отбор велся на дружелюбное отношение к человеку, агрессия на него не появляется и на третьем этапе социализации. У ездовых собак мы видим явно выраженную реакцию избегания чужих. У ряда собак- компаньонов третий период так полностью и не завершается. Он заканчивается формированием тесного круга общения. Собака очень предана хозяину, его семье, разлука с ними приносит ей сильные страдания, но ни нападать на посторонних, ни толком избегать их животное так и не научается. Такие породы по сравнению с прочими обладают очень высокой инфантильностью, такие собаки за всю жизнь так и не становятся совершенно взрослыми, они нуждаются если не в непосредственной опеке хозяина, то в теснейшем общении с ним.

Весьма интересен третий период социализации у собак специализированных охотничьих пород, особенно ярко видно это на примере гончих. С наступлением полового созревания, с взрослением не связано замыкание стаи, закрытие ее границ. Такого на больших псарнях просто никогда не происходило, поскольку состав собак то и дело менялся. Вместо этого идет очень своеобразная трансформация понятия «свой» применительно к человеку. В качестве своего воспринимается охотник с вполне определенной амуницией. Для современной гончей подробным признаком или атрибутом «своего», человека- охотника является ружье. Собака, хоть раз побывавшая в поле, полностью доверяет любому человеку с ружьем. Это интереснейший случай, когда понятия «МЫ» и «ОНИ» являются атрибутивными у животных.

В ходе третьего этапа молодая собака не просто сталкивается с враждебностью других животных, но и научается определенным образом оценивать уровень опасности от них для себя. Если собака из другой стаи опасна в высшей степени уже тем, что она чужая, то в своей стае часть собак сохраняет к молодому животному дружелюбие, другие только терпят его, зато третьи откровенно третируют.

Собака перестает быть личностью только для себя, она приобретает индивидуальные черты для прочих собак. Щенок по большому счету не имеет пола, а его детский ранг в среде сверстников совершенно не интересует взрослых животных. При половом созревании молодая собака приобретает в поведении черты, которые для ее соплеменников четко ассоциируются с определенным полом, теперь она должна занять свое положение в стае, причем в соответствующей полу подсистеме.


Малинуа Атос (1 год) и Дарт (2 года) уточняют отношения

Именно на третьем этапе социализации собака включается во взрослую систему иерархии, приобретает определенный социальный статус. Тогда же происходит бурное формирование межличностных связей как с одногодками, так и с другими, более взрослыми собаками. Первичная, щенячья, иерархия практически перестает существовать. Да, память о прежних симпатиях и антипатиях остается, может окрашивать отношения повзрослевших животных, но эти детские отношения перестают быть актуальными. Именно в этом возрасте становится возможным заключение лояльного союза, поскольку теперь надо объединять силы против внешнего мира. В расхожей шутке: «Против кого, братцы, дружим?» на самом деле скрыт глубокий биологический смысл. Пока окружающие сплошь добры к малышу, он может отвечать лишь большей или меньшей привязанностью, легко меняющейся и быстро забывающейся. Но стоит подростку понять, сколь по- разному к нему относятся прочие живые существа, и осознать, что одни могут помочь избежать неприятностей, доставляемых другими, как возникает основа для гораздо более глубокой и прочной привязанности, почва, на которой и взрастает лояльный союз.

Лояльный союз всегда выгоден и взаимоприятен. Как бы сильно ни хотел щенок попасть под опеку доминанта, не случится этого, пока в союзе не окажется приятной стороны и для последнего. Причем совершенно необязательно искать корни дружественных союзов только в легкости добычи пропитания, гораздо чаще они восполняют дефицит дружественных социальных контактов, снимают излишнее напряжение, только так, на наш взгляд, можно объяснить заключение союзов не только между однопометниками или «бандитами»- изгоями, но и между высокоранговыми и молодыми кобелями.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Этим термином обозначают лишение или резкое ограничение социальных контактов.

На практике в домашних условиях подобная ситуация формируется чрезмерно заботливыми владельцами, которые искренне желают собаке добра. В естественных условиях щенок не может быть лишен социальных контактов с себе подобными, при проявлении заботы со стороны человека, подобное происходит достаточно часто. Мы уже упоминали социальную депривацию, говоря о возможности запечатления в первом периоде социализации только образа человека при искусственном выкармливании рано отнятых щенков. Отсутствие общения с матерью, а впоследствии длительное лишение контактов с другими собаками приводят к значительным и практически необратимым нарушениям большинства сложных поведенческих комплексов. Однако подобные случаи достаточно редки. Нельзя ли явлением депривации просто пренебречь? Оказывается, нельзя.

Депривация во время второго периода социализации

Дело в том, что гораздо чаще социальной депривации подвергаются животные именно в течение этого периода социализации. Особенно свойственно это для собак, выращиваемых в мегаполисах с неблагополучной эпидемической обстановкой. Щенка отнимают от матери в самом начале второго периода социализации, и он попадает в дом владельца. Желая предохранить малыша от смертельно опасных для него инфекций, владелец проводит курс вакцинаций и держит щенка на карантине, не выводя на улицу до приобретения прочного иммунитета. В результате первый выход на прогулку может произойти в четыре и более месяцев, а до этого момента щенок совершенно лишен контактов с другими собаками.

Это приводит к тяжелейшим последствиям для растущей собаки. Мало того что в течение всего карантина она испытывала острейшую потребность в информации о себе подобных – такая информация является неотъемлемой частью социальной потребности. Отсутствие возможности общаться с другими собаками при достаточно ограниченных контактах с занятыми владельцами создает значительный социальный дискомфорт. Неслучайно аналогичные условия, когда в них ставят человека, называются одиночным заключением и являются тяжкой мерой наказания за преступления против общества. Однако вернемся к судьбе щенка- деприванта.


По истечении срока карантина его выводят на улицу и выясняется, что он очень неуверен в себе, всего боится и вовсе не стремится к играм с другими собаками. Весь личный опыт собаки сводится к знанию собственной квартиры и ее постоянных обитателей. И это при том, что именно во втором периоде социализации щенку свойственно активно исследовать окружающее. Более того, именно в это время он учится понимать символический язык демонстраций своих сородичей, запоминает большое количество поз, мимических движений и связывает их с действиями, которые они символизируют. Чем шире круг общения с другими собаками, тем больше таких символов он узнает и обучается воспроизводить в соответствующих ситуациях.

Не можем не отвлечься и не привести примера такого обучения щенка. Молодая сука среднеазиатской овчарки в начале второго периода социализации выращивалась совместно с собаками иных пород, обладавших достаточно ограниченным языком демонстраций. Уже после четырехмесячного возраста она попала в сформированную стаю собак своей породы и первую неделю испытывала массу неудобств. Взрослые собаки, особенно суки, часто принуждали ее принимать позу подчинения и делать это четко. Когда подросток понял, чего от него требуют взрослые собаки, он, похоже, испытал истинное удовольствие. Теперь уже молодая сука ходила за взрослыми собаками, вынуждая их обратить на себя внимание, но стоило тем сделать малейшее движение угрозы, как она утрированно четко и с видимым удовольствием принимала позу подчинения.

Однако если критический период социализации заканчивается, а животное не успело овладеть языком символов, в дальнейшем оно не сможет в полной мере выучить их, т.е. ограниченно будет применять само и далеко не все понимать у других собак. Таким образом, при запоздалом знакомстве с прочими собаками щенок начинает их избегать. Если облик этих существ для него еще смутно знаком, то их действия ему мало понятны.


Такое незнание символического языка, присущего собственному виду, оказывается поистине бомбой замедленного действия. Щенок, не понимающий других собак, не просто глух и слеп с точки зрения коммуникативности, он не может вступать в контакты с ними, ему не с кем играть. Игру с соплеменником не может заменить никакая неживая игрушка и никакие забавы с хозяином. В социальных играх собака обучается не только правильному социальному поведению – без них невозможно полноценное формирование полового поведения. Кроме того, в играх складываются сложнейшие двигательные комплексы, вырабатываются условные рефлексы, в отсутствие которых спаривание становится невозможным.

Еще один аспект, который тесно связан с социальной депривацией. При становлении личности, при утверждении первичной иерархии щенки очень легко переходят к грубым контактам, легко наносят травмы друг другу. Сформировать поведенческий блок, мешающий наносить увечья при конфликте, может только взрослая собака. Один щенок не может преподать другому понятие «чужая боль». Это может сделать только старшая собака, раз за разом она препятствует подобному поведению, причиняя боль инициатору конфликта и отпуская его, добившись криков боли виновника драки. Щенок, не прошедший подобную школу, скорее всего, не обучится обозначать действие символом, не научится демонстрациям. Напомним, что у собак демонстрации не являются строго наследственными, очень многие из них передаются в качестве традиций семьи, стаи.

Таким образом, депривация на втором этапе социализации приводит к необратимым нарушениям комплексов социального, игрового, полового поведения, т.е. вместо собаки некой определенной породы в доме чрезмерно заботливого владельца подрастает животное, чье поведение ущербно, непредсказуемо и состоит из плохо связанных друг с другом компонентов. Добавив к этому повышенную пугливость и неуравновешенность нервной системы, связанные с депривацией информативной, мы получаем портрет животного, неприятного в общении и негодного к работе.

Депривация во время третьего периода социализации

Она не столь фатальна по своим проявлениям и может быть компенсирована, если до того у щенка были нормальные социальные контакты. В естественных условиях депривируется аутсайдер, пока не найдет новых социальных партнеров. В домашних условиях от благополучных сверстников депривант отличается, пожалуй, лишь повышенной нервозностью, которая у пород с развитой агрессивностью может оборачиваться вспышками не мотивированной на первый взгляд злобы.

Депривация взрослого животного

Она вызывает сильный дискомфорт. Подобная депривация, принципиально не отличающаяся от депривации в третий критический период, достаточно часто наблюдается у собак питомнического содержания и у тех, чьи владельцы очень занятые люди. С собакой мало общаются и гуляют, часто вообще не выпускают из выгульного двора или вольера, нет контактов с другими собаками. Животное испытывает острую потребность в информации вообще, в социальной информации в частности. За контакт с себе подобными и/или с человеком такая собака в буквальном смысле готова отдать что угодно.

В практических целях подобную депривацию можно использовать в ряде случаев для коррекции поведения. Например, «отказник», привыкший всего добиваться укусами, попав в новые условия и посидев несколько недель в вольере, может стать гораздо покладистее. Для деприванта общение может оказаться куда более весомым стимулом, чем поощрение кормом. Заставить флегматичную собаку выполнять действие, кажущееся ей неинтересным, подносить, допустим, аппортировочный предмет, можно, лишив ее общения. Получая минимум прогулок и внимания хозяина, флегматик будет готов работать, лишь бы хозяин был с ним.

§42. ПЕРИОДЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЖИВОТНЫХ

Вспомните, каких вы знаете животных-долгожителей.

КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ?

У многих беспозвоночных животных продолжительность жизни не пре одного года. Например, гидры зимуют на стадии яйца, из яиц весной выходят молодые особи. Еще короче продолжительность жизни ракообразных - щитней - всего 30-40 суток, к моменту пересыхания водоема. Но яйца этих животных могут переносить длительные периоды засухи.

Среди беспозвоночных животных есть и настоящие долгожители (рис. 242, 1). Например, продолжительность жизни довгопалого речного рака может составлять до 25 лет, американского омара - до 50. Среди пауков значительная продолжительность жизни присуща птахоїдам. Есть данные, что самки некоторых видов этих крупных пауков доживали до 30 лет. Рекордсменом по продолжительности жизни является двустворчатый моллюск арктика исландский (рис. 242, 2): возраст одного из выловленных экземпляров составлял более 500 лет. Есть долгожители и среди гельминтов. Так стьожак широкий живет до 13 лет, бычий цепень - до 20 лет.

Рис. 242. Животные - долгожители: 1 - американский омар; 2 - моллюск арктика исландский

Продолжительность жизни позвоночных животных пасто соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половой зрелости, условия жизни.

Важной причиной разницы в продолжительности жизни многоклеточных организмов интенсивность обмена веществ. Более крупные по размерам виды живут обычно дольше, чем более мелкие. Это объясняют тем, что в более мелких животных более интенсивный обмен веществ. У млекопитающих это нужно для поддержания постоянной температуры тела. Поэтому, например, слон для поддержания постоянной температуры тела в целом тратит в пересчете на 1 г массы меньше энергии, чем мышь домашняя. Следовательно, при более интенсивном обмене веществ, присущем мелким животным, быстрее «сгорает» энергия и истощается организм.

Среди млекопитающих самые маленькие размеры имеет карликовая белозубка (рис. 213, 1). Ее сердце сокращается в течение минуты в среднем около 1400 раз. Чтобы обеспечить себя необходимой энергией, карликовая белозубка съедает в течение суток пищи почти вдвое больше, чем весит сама. Продолжительность ее жизни незначительна и составляет примерно 2 года. Самый крупный представитель млекопитающих - синий кит - живет до 80 лет (рис. 213, 2). Африканские слоны в природе живут до 70 лет, а в условиях искусственного содержания - до 80.

Возраст птиц, которых содержали в неволе, может быть значительно больше, чем тех особей, которые обитали в природе. Например, кондор в природе живет до 50 лет (примерно такая же продолжительность жизни и у крупнейшего представителя соколоподібних нашей фауны - черного грифа), а в условиях искусственного содержания - до 70. Известен случай, когда белый журавль, содержавшийся в Международном фонде охраны журавлей, дожил до 82 лет. Среди хрящевых рыб долгожителем является китовая акула, продолжительность жизни которого может составлять до 100 лет (по некоторым данным - даже до 150). Большинство видов акул живет до 30 лет. Среди костных рыб значительная продолжительность жизни присуща белуге. Продолжительность жизни этой рыбы - до 100 лет. Речной окунь живет до 23 лет.

Значительная продолжительность жизни присуща и гигантским черепахам. Например, слоновая черепаха в природе живет до 100 лет, за искусственного удержания - до 170.

Рис. 243. Самый мелкий и самый большой представители млекопитающих; 1 - карликовая белозубка; 2 - синий кит

ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Определение пика животных (на примере двустворчатых моллюсков и костистых рыб)

Оборудование, материалы и объекты исследования: раковины двустворчатых моллюсков: чешуя костных рыб (желательно крупных экземпляров карповых рыб), ручные лупы.

Ход работы

1. Возьмите в руки ракушку жабурниці (перлівниці тому подобное). Верните роговым слоем к себе. На темном фоне найдите полосы годового прироста.

2. С помощью ручной лупы исследуйте кольца годового прироста, посчитайте их количество. Определите возраст моллюска.

3. С помощью ручной лупы рассмотрите кольцевые структуры на чешуе карповых рыб. Считая кольца попарно, определите возраст рыбы, чешую которой вы исследуете.

ЧТО ТАКОЕ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ?

Все процессы в живых организмах происходят, повторяясь во времени. Каждое существо сначала зарождается (из зиготы), затем растет, взрослеет и в определенное время начинает размножаться, давая начало новому поколению, которое проходит те же этапы (фазы) развития. Это и есть цикличность (повторяемость этапов жизни).

Период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений имеет название цикл развития или жизненный цикл. Непрерывность цикла развития организмов обеспечивают половые клетки, которые передают наследственную информацию организмам дочернего поколения. Различают простые и сложные циклы развития. За простого цикла развития все поколения не отличаются друг от друга. Такие жизненные циклы характерны для гидры, речного рака, паука-крестовика, рептилий, птиц, млекопитающих.

Сложные циклы развития сопровождаются закономерной сменой различных по строению или способами размножения поколений. В жизненном цикле многих кишечнополостных наблюдают закономерное чередование поколений, которые размножаются половых и неполовых путем. Так, у жителя морей аурелии неполовое поколение - полипы, половое - медузы (рис. 214). Другой вариант сложного жизненного цикла наблюдаем у сосунков - кошачьего и печеночного (вспомните его).

Рис. 244. Жизненный цикл медузы аурелии: 1 - яйцеклетка; 2 - сперматозоиды; 3 - зигота; 4 - личинка; 5 - полип; 6 - медуза

Чередование поколений имеет большое значение для животных, которые обитают в постоянно меняющихся условиях.

Жизненные циклы животных связаны с циклическими явлениями природы, например со сменой времен года. К примеру, у большинства млекопитающих яйцеклетки созревают в основном ранней весны, когда пробуждаются все природные процессы.

Продолжительность цикла развития зависит от ковкости поколений, которые последовательно сменяют друг друга в течение одного года, или количества лет, в течение которого развивается одно поколение.

Биологический словарик: циклы развития, или жизненные циклы.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Каждому виду животных, так же как И другим организмам, присущ определенный тип цикла развития (половой цикл). Это период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества последовательных поколений.

Циклы развития многоклеточных животных бывают простыми и сложными. Простой цикл развития длится от определенной фазы развития одного поколения к такой же стадии развития следующего подобного поколения. Сложные жизненные циклы развития сопровождаются закономерной сменой различных по строению или способами размножения поколений.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Что такое цикл развития? От чего зависит его продолжительность? 2. Какой может быть продолжительность жизни беспозвоночных животных? 3. Какой может быть продолжительность жизни позвоночных животных? 4. От чего может зависеть продолжительность жизни птиц и млекопитающих? 5. Какие жизненные циклы называют простыми? Приведите примеры. 6. Какие жизненные циклы называют сложными? Приведите примеры.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И НАХОДЧИВЫХ

Какие функции присущи половому и нестатевому поколению в жизненном цикле аурелии?

ТЕСТОВЫЙ САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

(выберите один правильный ответ)

2. Укажите животное-сапротрофа: а) гепард; б) стьожак широк: в) скарабей священный: г) колорадский жук

4. Укажите животное, которому присуще позакишкове пищеварения: а) беззубка; б) речной рак; в) печеночный сосальщиков; г) паук-крестовик.

5. Укажите отдел желудка жвачных животных, в котором выделяется желудочный сок: а) рубец; б) сетка; в) книжка; г) сычуг.

6. Укажите животных, слюна которых не содержит пищеварительных ферментов: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

7. Укажите органы дыхания водных насекомых: а) легкие; б) трахеи; в) легочные мешки; г) органы дыхания у них отсутствуют.

8. Укажите животных, которым присущ механизм двойного дыхания: а) насекомые; б) амфибии; в) птицы; г) млекопитающие.

9. Укажите животных с незамкнутой кровеносной системой: а) насекомые; б) рептилий; в) амфибии; г) рыбы.

10. Укажите название сосудов, по которым кровь движется к сердцу: а) вены; б) артерии; в) аорта; г) капилляры.

11. Укажите животных, которые принадлежат к теплокровным: а) лягушки; б) акулы: в) крокодилы; г) голуби.

12. Укажите позвоночных животных, в системе выделения которых нет мочевого пузыря: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

13. Укажите животных, у которых нет сформированной мышечной ткани: а) гидра; б) виноградная улитка; в) насекомые; г) дождевой червь.

14. Укажите моллюска, которому присущ реактивный движение: а) беззубка; б) виноградная улитка; в) кальмар; г) ставковик.

15. Укажите животных, которым присуща радиальная симметрия тела: а) страусы; б) дельфины; в) актинии; г) жабы.

16. Укажите животных, у которых отсутствует грудная клетка: а) амфибии б) рептилии в) птицы; г) млекопитающие.

17. Укажите мышцу, присущ только млекопитающим: а) межреберный; б) грудной; в) диафрагма; г) шейный.

18. Укажите животных, у которых покровный эпителий выделяет хітиновмісну кутикулу: а) плоские черви; б) рыбы; в) амфибии; г) насекомые.

19. Укажите животных, у которых кожа практически лишена желез: а) рыбы; б) амфибии; в) рептилии; г) млекопитающие.

20. Укажите животное, окраску которого является примером мимикрии: а) тарантул; б) муха-дзюрчалка; в) саламандра пятнистая; г) жук божья коровка.

21. Укажите животных, нервная система которых не делится на центральную и периферическую: а) кишковопорожнинні; б) моллюски; в) насекомые; г) кольчатые черви.

22. Укажите животных, у которых полушария большого мозга покрыты серым веществом: а) млекопитающие; б) птицы; в) рептилии; г) амфибии.

23. Укажите животных - обитателей водоемов, которым присуще только внутреннее оплодотворение: а) багатощетинкові черви; б) костные рыбы; в) двустворчатые моллюски; г) хрящевые рыбы.

24. Укажите позвоночных животных, которым присущ косвенный развитие: а) хрящевые рыбы; б) амфибии; в) рептилии; г) птицы.

25. Укажите беспозвоночных животных, которым присущ прямой развитие: а) насекомые; б) пауков; в) багатощетинкові черви; г) нематоды.

26. Укажите животных, в жизненном цикле которых чередуются половое и неполовое поколения: а) аскарида человеческая; б) дождевой червь; в) речной рак; г) аурелия.