У композитора Владимира Дашкевича, автора музыки к таким полюбившимся массовому зрителю фильмам, как «Бумбараш», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце» и многим другим, отец был репрессирован, поэтому школьнику не стоило и мечтать о комсомоле. Дашкевич, тем не менее, беспрепятственно поступил в институт, и о членстве в ВЛКСМ за время учебы не задумывался. Однако потом, во время работы мастером на заводе, Дашкевича выбрали… в комсомольское бюро. Будущему композитору признаваться в том, что он не комсомолец, было неловко, и он смолчал. Какое-то время, до ухода в Гнесинский институт, Владимир Сергеевич даже возглавлял заводскую бригаду коммунистического труда. Президент Ассоциации каскадеров России, продюсер, актер и кинорежиссер Александр Иншаков был только пионером. Однако сегодня о ВЛКСМ Александр Иванович в целом хорошего мнения, и жалеет, что в современной России нет столь авторитетной молодежной организации, занимающейся массовой социализацией подрастающего поколения. Питерский журналист, режиссер и общественный деятель Александр Невзоров не только не попал в ряды ВЛКСМ, но, по собственному утверждению, был изгнан из пионеров за то, что ковырялся пионерским галстуком в носу.Певица Людмила Сенчина в комсомол вступить не успела – ее родители много ездили по стране. Поэтому никаких комсомольских премий заслуженная артистка России, в отличие, к примеру, от Льва Лещенко и Валентины Толкуновой, не получала.

Причем добровольно, в СССР имел возможность любой школьник, переставший по возрасту быть октябренком и не достигший 14 лет. Но существовали зачастую, правда, формально, и некоторые ограничения. Связаны они были, прежде всего, с успеваемостью и поведением ученика. Во всяком случае, право на то, чтобы стать пионером, всерьез обсуждалось вначале в его классе, а потом и на Совете школьной . И ему могли иногда и отказать. На деле же красные галстуки повязывали практически всем. Основной массе четвероклассников их вручали 22 апреля, в день рождения Ленина. Причем проходили эти церемонии либо у памятника вождю, либо в крупном зале, например, кинотеатра.

Вначале мальчики и девочки читали вслух «Торжественное обещание». После чего кто-то из приглашенных или коммунистов повязывал каждому из них символизировавший своими тремя концами связь трех коммунистических поколений красный галстук и вручал пионерский значок такого же цвета с портретом Ленина. Завершали праздник жест новоиспеченного пионера рукой, поднятой по диагонали над головой в пилотке, и своеобразный пароль со словами «Будь готов! Всегда готов!». Те же, кому не посчастливилось стать в пионерский строй в апреле, получали свой шанс в праздничный день 19 мая. Но только уже без особых торжеств и речей.

Отряды и звенья

Став пионерским, обычный школьный тут же превращался в отряд, возглавлявшийся вожатым из числа старшеклассников и носивший, как правило, имя какого-то пионера-героя или просто погибшего героя одной из войн ХХ века. Например, убитого кулаками Павлика Морозова или «молодогвардейца» Олега Кошевого. Отряд делился на звенья. А совокупность всех школьных отрядов именовалась дружиной. Основными занятиями пионеров, помимо хорошей учебы и подготовки к вступлению в комсомол, считались участие в «Тимуровском движении» и субботниках, сбор макулатуры и металлолома. Покинуть ряды организации пионер мог только в двух случаях: после достижения 14 лет и вступления в комсомол, или при исключении за «двойки» и хулиганство.

День пионерии

Кстати, праздник, отмечаемый 19 мая и получивший при рождении название «День Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина», мог стать таковым и в другой день. Но предпринятая в 1918 году первая попытка создать в Советской России, по примеру американских скаутов, отряды юных коммунистов, оказалась не слишком успешной. В стране началась Гражданская война, и большевикам стало не до малочисленных отрядов своих несовершеннолетних последователей.

Вторая попытка, случившаяся в ноябре 1921 года, получилась более жизнестойкой. После принятия решения о создании детской политической организации, поначалу носившей имя римского раба и гладиатора Спартака, в Москве появилось несколько «спартаковских» групп, использовавших невиданные до того символы - красные галстуки и пятиконечные звездочки. 7 мая того же года в одном из столичных парков запылал первый пионерский костер. А еще через 12 дней Всероссийская конференция комсомола, позднее ставшая Съездом ВЛКСМ, приняла решение о создании в стране организации, состоящей из пионерских отрядов. В том же году композитор Сергей Кайдан-Дешкин и поэт Александр Жаров написали песню со словами «Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры - дети рабочих», и она сразу же получила статус гимна.

Всесоюзная пионерская организация была сформирована 19 мая 1922 г. Именно тогда, на Всероссийской конференции комсомола, было принято решение о создании в СССР массовой детской организации, руководство которой осуществлял ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем, 19 мая стало считаться Днем пионерии. Ежегодно проводилось организованное и торжественное празднование этого события. Вначале пионерская организация носила имя «Спартак», а затем, после смерти лидера страны, официальное название было изменено на Всесоюзную пионерскую организацию имени Ленина. С тех пор прошло много лет. перестали принимать в пионеры, уже мало кто помнит.

Первоначально примером для пионерского движения служил скаутинг. В 1917 году в стране существовали детские скаутские объединения, охватывающие до 50 тысяч человек. Скаутами проводилась большая общественная работа по оказанию помощи беспризорным детям. Вскоре это движение разделилось на несколько направлений, основные принципы которых существенно различались. Скаутские отряды возглавляли известные деятели, такие как издатель и путешественник, редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов, знаменитый скульптор-самоучка и педагог И.Н. Жуков и другие. С идеей создания юк-скаутов (юные коммунисты - скауты) выступила Вера Бонч-Бруевич, активный партиец и литератор. Но в 1919 году на съезде РКСМ все скаутские отряды были распущены.

Н.К. Крупская в конце 1921 года несколько раз читала доклад «О бойскаутизме», где обращалась с призывом к комсомолу создать детское объединение «скаутское по форме и коммунистическое по содержанию». Позже была выдвинута идея о создании детского коммунистического движения. И.Н. Жуков выдвинул предложение назвать будущую организацию пионерской. Символика была выбрана следующая - красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!». Это было аналогично традициям скаутского движения, но было частично изменено. Также целью детского пионерского движения стала борьба за свободу угнетенных народов во всем мире. В дальнейшем, пионеры должны были помогать взрослым в борьбе с антисоветскими элементами, согласно гражданскому долгу каждого передового человека, строителя коммунистического общества.

К началу сороковых годов структура Всесоюзной пионерской организации была полностью сформирована в соответствии с уже оправдавшим себя школьным принципом. Каждый класс был отрядом, а школа являлась пионерской дружиной. В детских коллективах проводилась военно-патриотическая работа, образовывались кружки связистов, санитаров, юных стрелков.

Перед началом Великой Отечественной войны распространилось «тимуровское движение», названное в честь героя детской книги А. Гайдара «Тимур и его команда». Тимуровцы активно собирали металлолом, сушили лекарственные травы, оказывали посильную помощь старикам и больным людям, следили за малышами. Трудно переоценить все, что сделали пионеры в это время не только для отдельных граждан, но и для всей страны.

С началом Великой Отечественной войны многие дети и подростки мгновенно повзрослели. Горе и непосильные испытания тяжким грузом легли на их плечи. Пионеры состояли в партизанских отрядах, внезапные налеты которых на позиции фашистов наносили им существенные потери. Некоторые из них были удостоены звания «Героя Советского союза», высшей награды государства, а именно:

Пионеры служили в Красной Армии, им присваивали неофициальное звание «Сын полка». Они были разведчиками, связистами, подпольщиками. Большинство из них заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев, работали за станками и на полях, ухаживали в госпиталях за ранеными, выступали перед ними с концертами. Не всем из них удалось дожить до Дня Великой Победы, дети наряду со взрослыми испытали все тяготы и ужасы военного времени.

В пятидесятые годы в пионерской организации происходили определенные процессы, которые повлекли за собой изменение активной позиции и потерю самостоятельности в принятии решений, ее работа становилась все более формальной. В 1960-е годы ленинградские педагоги во главе с И.П. Ивановым на базе нового всесоюзного лагеря «Орленок», который был открыт на черноморском побережье, пытались развить у детей творческое начало вкупе с былыми идеалами. Но коммунарское движение, дать начало которому пытались эти активисты, не смогло выйти за границы небольшой области и осталось на вооружении отдельных отрядов и пионерских дружин.

До какого года были пионеры в СССР?

С началом перестройки в стране резко активизировалась общественная и политическая жизнь. Во второй половине восьмидесятых годов прошлого века руководители детской организации пытались изменить ее цели и методы работы со школьниками. В связи с тем, что проводилась пропаганда о необходимости исключения пионерии из идеологической работы, появились детские организации различной направленности.

На десятом слете пионеров, который проходил в Артеке, 1 октября 1990 г. делегаты постановили преобразовать Всесоюзную пионерскую организацию в объединение «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», сокращенное наименование СПО - ФДО. Но ЦК ВЛКСМ не утвердил это решение.

27 - 28 сентября 1991 г. на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ было объявлено о завершении деятельности организации и ее роспуске. Вместе с комсомолом автоматически была расформирована и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Здание Центрального совета в Москве частично перешло в пользование СПО - ФДО. Дворцы пионеров перешли в подчинение муниципалитетов и стали называться «Домами детского творчества», а пионерские лагеря стали турбазами и пансионатами.

На основании этих исторических данных можно с уверенностью сказать, до какого года были пионеры. Именно в сентябре пионерская организация в прекратила свою работу. Теперь уже можно точно ответить, в каком году перестали принимать в пионеры. А немного позднее, 26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР объявил о принятии декларации, в которой говорилось о прекращении существования СССР.

Комсомол

Распад ВЛКСМ: спустя 20 лет.

Почему распался ВЛКСМ? Как так получилось, что молодёжная организация–гигант, объединяющая десятки миллионов юношей и девушек, обладающая огромными ресурсами, имеющая представительство в самых высших структурах государственной власти, не смогла постоять за себя и рассыпалась, как карточный домик? Однозначный ответ на подобный вопрос мы вряд ли получим, но все же попытаться разобраться в сути процессов 20-летней давности всё же стоит.
Во второй половине 1980 годов в комсомоле, как неотъемлемой части всей советской системы, разразился кризис. О серьёзных проблемах в комсомольской организации открыто заговорили не только в первичных организациях, но и на высшем уровне. Так в апреле 1987 года на XX съезде ВЛКСМ первый секретарь ЦК комсомола В.И. Мироненко в своем докладе публично заявил, что «проявились глубокие противоречия между демократическим характером организации и бюрократическими методами руководства, между стремлением молодежи к новому и застывшими на десятилетия формами работы».
Среди причин кризиса В.И. Мироненко выделил: «замедление темпов экономического роста, замалчивание недостатков, остаточный принцип выделения средств на социальные нужды, своеобразная психология и идеология застоя, разрыв между словом и делом». Универсальный набор. Сегодня, спустя практически четверть века, эти проблемы по-прежнему актуальны.
В запоздалой попытке оживить деятельность ВЛКСМ XX съезд принял новый Устав, который значительно расширил права первичных комсомольских организаций, в том числе в экономической сфере. В дополнение к этому, в августе 1988 года Совет Министров СССР своим Постановлением предоставил комсомолу серьёзные налоговые льготы, что вызвало бурный рост молодежных хозрасчётных организаций. К марту следующего 1989 года на Смоленщине действовало уже около 30 подобных объединений.
Таким образом, ВЛКСМ был в числе первых организаций и хозяйственных субъектов, перешедших на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Можно сказать, что комсомол стал полем обкатки рыночного механизма в стране. В городах стали создаваться «инновационные», как сказали бы сегодня, площадки для работы с молодёжью – Дома молодёжи. Один из них был открыт в 1987 году и в Смоленске. В это же время комсомолу предоставили право выдвигать своих делегатов в Верховный Совет СССР. В нашей области таковым стал первый секретарь обкома ВЛКСМ Александр Трудолюбов.
Казалось бы, вот она – демократическая «перестройка» комсомола, идёт полным ходом. Но кризис она не остановила. Наглядным доказательством этому стало неумолимое на всех уровнях сокращение численности комсомольской организации. С 1989 по 1990 год Союз сократился почти на 4 миллиона человек, в 1989 году 58 тысяч организаций не приняли в комсомол ни одного человека. Ряды Смоленской областной организации ВЛКСМ с 1986 по 1990 год по отчетам уменьшились со 130,8 тысяч до 68,6 тысяч юношей и девушек. Реальная картина была еще плачевней.
Первой «ласточкой» непосредственного распада ВЛКСМ стал Коммунистический Союз молодежи Литвы, который в 1989 году заявил о своей самостоятельности. В этом же году отделился комсомол Эстонии. Дальше – больше. К 1990 году на повестке дня встал вопрос организационного оформления теперь уже российского комсомола. В итоге, на первом съезде комсомольских организаций РСФСР, состоявшемся в феврале 1990 года, был образован ЛКСМ РСФСР, правда, пока ещё в составе ВЛКСМ.
Но с трибуны уже прозвучало, что пора «единый и неделимый» ВЛКСМ реорганизовать в федерацию самостоятельных комсомольских организаций, что и было сделано, спустя два месяца, на XXI внеочередном съезде. Новая модель комсомола также потребовала изменения прежних взаимоотношений с партией, и ВЛКСМ, наконец-то, заявил о своей полной политической самостоятельности. В результате, комсомол значительно опередил компартию и многие общественные организации в «демократизации» союзной работы. Первым секретарем ЦК ВЛКСМ на этом съезде был избран В.М. Зюкин.
В период подготовки XXI съезда ВЛКСМ Центральный Комитет еще считал, что существуют альтернативные идеи развития комсомола: в виде движения политклубов, движения научно-технического творчества молодежи, молодежных жилищных комплексов, студенческих строительных отрядов, экологического движения и др. Но после августовских событий 1991 года ЦК резко взял курс на ликвидацию молодежного комсомола, как Всесоюзной организации.
Все решилось на XXII чрезвычайном съезде ВЛКСМ, созванном в Москве в сентябре 1991 года . По воспоминаниям участников, этот съезд не походил не на один из предыдущих: «не было ни орденов, ни белого бюста Ильича на сцене, ни традиционного пионерского приветствия». В своем докладе В. М. Зюкин заявил: «Старая система разрушена и вместе с ней из политического бытия должна уйти и организация, которая была элементом системы. Существование комсомола даже в новых одеждах объективно невозможно». Участь комсомола была предрешена, хотя аргументация этого вывода была очень неубедительной, и многое вызвало недоумение.
Единственным вопросом, который активно обсуждался на съезде, была дальнейшая судьба комсомольской собственности. Бюро ЦК ВЛКСМ предложило свой вариант: правопреемником комсомола становятся субъекты федерации и местные организации, между которыми распределяется большая часть собственности. На этом и сошлись: реорганизация через разделение.
Недвижимая собственность ВЛКСМ передавалась на баланс предприятия «Содружество-91» для совместного долевого владения и использования трудовыми коллективам предприятий, редакций, организаций. Денежные средства распределялись между 23 правопреемниками, исходя из количества членов союза молодежи. Аппарат ЦК упразднялся. Съезд принял Соглашение о создании Координационного совета, которому поручалось в течение 10 месяцев вести переговорный процесс о сотрудничестве между молодежными организациями независимых государств с целью возможного создания межреспубликанской молодежной структуры. Но никаких реальных действий к этому сделано не было.
Последнюю попытку сохранить комсомол предприняли российские делегаты съезда. Они собрались в Москве в октябре 1991 года на первой конференции комсомола России, на которой было принято решение о создании на базе ЛКСМ РСФСР новой, теперь уже неполитической, негосударственной и некоммерческой организации, а именно, Российского Союза Молодежи. Он стал юридическим правопреемником комсомола на территории России.
Так закончилась история Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, организации, с именем которой была связана молодость многих поколений, начиная с 1918 года.

Валентин Семенов,
заведующий музеем истории молодежного движения
при ООО «Союз ДМ (Дом молодежи)

С одной стороны - даже в последние годы существования советского Комсомола он по-прежнему был первой «школой жизни» для многих видных политиков и бизнесменов современной России. С другой - это можно объяснить, что ничего другого, где в 1970-1980-е годы молодой человек смог бы реализовать свои таланты и начать строить карьеру, просто не было: однопартийная система не предполагала никакой конкуренции в идеологическом поле. Комсомольцы последних лет существования СССР вспоминают ту эпоху и кризис своей организации.

Ровно 20 лет назад, 27 сентября 1991 года, начался XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, имевший на повестке дня один-единственный вопрос «О судьбе ВЛКСМ». По окончании своей работы съезд объявил историческую роль этой организации исчерпанной, а ее саму - распущенной. В завершение работы съезда (и я не шучу) делегаты стоя спели: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым» и приступили к «дерибану» имущества этой небедной организации.

Ну да бог с ними - нас к этому «дерибану» к сожалению не допустили, поэтому вспомним каждый свой комсомол (у кого он был, конечно).

Этапы развития общественной жизни любого советского школьника напоминали стадии развития насекомых. Но если у беспозвоночных членистоногих они протекали в порядке: яйцо -> личинка -> куколка -> имаго, то у позвоночных советских школьников они проходили в такой последовательности: первоклашки становились октябрятами, октябрята - пионерами, а пионеры по достижении 14 лет автоматически превращались в комсомольцев, и это не обсуждалось.

Правила принятия в комсомол были следующие: надо было собрать рекомендации либо 1 коммуниста, либо 2-х комсомольцев со стажем; заполнить бланк для приема в комсомол; сдать две фотографии 3×4; получить характеристику и выучить ответы на следующие вопросы:

Кто Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Кто первый секретарь ЦК ВЛКСМ?

Ваш любимый герой-комсомолец?

Сколько орденов у ВЛКСМ?

И что такое «демократический централизм»?

(в идеале, конечно, желательно было бы почитать Устав ВЛКСМ - но это на любителя).

Принятие в комсомол нашего класса происходило в два этапа - весной и осенью. Весной в комсомол принимали «лучших» (отличников и хорошистов), осенью «худших» - (троечников и разгильдяев, а также тех кто родился летом). Меня приняли, естественно, осенью. Причем тогда меня еще жизнь не «обломала» и я любил выпендриваться - когда все принесли рекомендации от комсомольцев-старшеклассников, я принес рекомендацию от знакомого коммуниста-Героя Советского Союза.

После публичного обсуждения кандидатов на школьном комсомольском собрании происходил торжественный прием в районном/городском комитете ВЛКСМ с вручением билетов и значков (иногда торжественный прием заменялся простым вручением комсомольского билета в «Пионерской комнате»).

После этого действа советский школьник получал полное право:

б) платить ежемесячно комсомольские взносы в размере 2-х копеек;

в) скучать на комсомольских собраниях;

г) после школы поступить в институт.

Вы скажете - были ведь такие, кто отказывался вступать в комсомол: в Бога там верили, или «Роллинг Стоунз» слушали. Были, конечно, и такие. Но потом обычно в их жизни была Советская Армия, а там плевать хотели на то во что ты веришь или что ты слушаешь. Плевали там, также, на установленные «на гражданке» правила приема в комсомол и незнание солдатом ответов на вышеперечисленные вопросы. Там просто-напросто в один прекрасный день на утреннем построении оглашали: «Рядовой Пупкин, выйти из строя! Поздравляем Вас со вступлением в славные ряды Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи! Встать в строй!» Воин кричал: «Служу Советскому Союзу!» и вставал в многомиллионный строй советских комсомольцев.

А я, вот, в армии отказался стоять в едином комсомольском строю. Мне претило состоять в этой насквозь прогнившей, формализованной организации в которую загоняли всех скопом в погоне за процентами и отчетностью. Меня тошнило от этих лживых лозунгов и от комсомольских функционеров, которые сами не верили в то, что говорили с высоких трибун. От их показухи, карьеризма и лицемерия...

Нет, я отказался во всем этом участвовать и в армии стал кандидатом в члены КПСС.

Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1986-1990 гг..). Специальный советник президента СССР М. Горбачева. Историк, кандидат исторических наук...

Комсомол не развалился. Его время прошло. Заметьте - как только наша страна стала становиться тем, чем она должна быть, она развалилась и перестала существовать. Вот где нужно задуматься и спросить себя: что же произошло? Нужно разобраться - что произошло с нашей страной в двадцатом веке? Что началось в 1905-м и закончилось, надеюсь, в 91-м? Что это было? С исторической точки зрения разобраться в нагромождении мифов, которыми окутан весь двадцатый век, просто невозможно. Мы живём в совершенно ложной системе координат. Мы живём в полностью мифологизированном историческом пространстве. Оказывается, у нас была первая русская революция в 1905-м. Потом, оказывается, была Февральская буржуазно-демократическая революция. Потом через полгода происходит уже социалистическая революция. А как можно назвать революцию, которая произошла в 91-м году? Капиталистическая, получается? С моей точки зрения как кандидата исторических наук, это полный бред.

В России в начале двадцатого века началась буржуазно-демократическая революция. Но она очень отличалась от тех, что состоялись раньше, - от английской, французской, североамериканской. Все они были в совершенно другой исторический период. Наша революция запоздала, как и всё у нас. Она началась в то время, когда начали проявляться процессы глобализации. Наша революция отличается от всех остальных тем, что она оказалась, как ни странно, революцией не столько для нашей страны, сколько революцией для всего остального мира. Все другие революции тоже оказывали влияние на окружающий мир, но это было косвенное влияние. Наша революция оказала колоссальное влияние на весь мир. Весь мир изменился. Джон Рид был не прав, назвав книгу «Десять дней, которые потрясли мир». Они изменили мир...

- Виктор Иванович, с уходом со своего поста вы ведь потеряли не только работу, но и привилегии.

Какие привилегии? О чём вы говорите? Мне иногда сегодня жена тычет пальцем вокруг и спрашивает: «А какие у тебя были привилегии?»

Я был руководителем организации, у которой только на депозитном счету в банке лежало два миллиарда долларов. Я получал пятьсот рублей, у меня была машина «Волга» и мне ещё давали талоны для спецмагазина. Да, ещё была поликлиника, из которой меня сразу же исключили. Теперь я нормально себя чувствую в районной поликлинике. Но я даже никогда не обращался в цековскую поликлинику, потому что был молодой и здоровый.

- Простите, а куда девались те два миллиарда долларов, о которых вы сказали?

Не знаю. Я оставил их в сохранности там, где они были...

У в комментариях вспомнил, что я ж в горкоме ВЛКСМ работал. Попросили рассказать - как это было.

Увы, грязных подробностей в стиле фильма «ЧП районного масштаба» - не будет. Не было в нашем горкоме пьянок в саунах, ​********, воровства и прочего, что приписывалось тогда, в эпоху перестройки партийным и комсомольским функционерам. Была обычная работа по организации жизни и досуга небольшого района - Слободского района Кировской области.

Кабинетов у нас было четыре - кабинет Первого секретаря, Второго и бухгалтерия с орготделом. А я работал И.О.третьего секретаря - должность по работе с учащейся молодежи. В одном кабинете со Вторым. В кабинете было два стола, печатная машинка «Ятрань», кажется, десяток стульев, шкаф для одежды и шкаф с книгами. А! Еще ротатор был - это такая хрень для печатания листовок.

Была машина - то ли «пятерка», то ли «москвич» - не помню. Но точно не «Волга». Это чудо ломалось раз в неделю, потому в командировки по району частенько ездили рейсовыми автобусами. Зарплата была 250 рублей. Советских. Правда, в 1990-1991 купить особо нечего было. Я лично газеты выписывал домой - десятками. От «Советской России» до «Литературки» и «Футбола-Хоккея». На обед уходило в столовой где-то около рубля. Столовая, кстати, была общая для горкома партии, комсомола, райисполкома, горисполкома и прочих советов.

Вход в столовую был свободен для всех желающих. Никаких пропусков, никаких милиционеров на входе. И ананасов в шампанском тоже не было. И черной икры тоже не было. По-моему, в фабричных и заводских столовых кормили вкуснее. Там же были подсобные хозяйства. Что-то вроде колхоза при заводе. Каких-то особых привилегий, доп.пайков, дач с бассейнами тоже не было. Единственная «привилегия», которой я воспользовался - это два раза взял отпуск за свой счет, сходил в лыжный поход по области в феврале и в пешую единичку по Крыму. Расходы свои). Все. Поработав там год, я, наверное, тогда стал лет на десять антисоветчиком.

Потому что, пацану в семнадцать лет надо подвига - преодоления себя. Раньше у комсомольцев была борьба с разрухой, буденновки, ОСОАВИАХИМ, война, восстановление, целина, БАМ... У нас был городской конкурс КВН и отчетно-выборные конференции. Кстати, с тех пор я квн-щиков терпеть не могу. Кривляки с натужным юмором и огромным комплексом превосходства. Как организовывался фестиваль?

Очень просто.

Пишешь положение на двух страницах - тема КВН, жюри, призы. Распечатываешь на ротаторе, перемазываясь черной краской. Вызываешь к себе секретарей школьных комитетов ВЛКСМ. Раздаешь им положение и указивку, чтобы к такому-то числу была команда. Потом едешь в Дом Культуры - у нас это был ДК им. Горького - договариваешься о предоставлении сцены и зала на такое-то число. Никаких денег, все бесплатно. Покупаешь призы в магазине спорттоваров, готовишь бланки грамот. Уговариваешь важных людей посидеть в жюри. Опять за бесплатно. Месяц обзваниваешь секретарей - чо там как у них с подготовкой команды?

Вот и все. И где подвиг-то?

И постоянные отчеты в обком - месячные, квартальные, годовые. Основная часть отчета - сколько новых членов ВЛКСМ приняли. В апреле отчетно-выборная конференция. Проведено столько-то мероприятий: тогда любили называть коллективно-творческие дела - КТД. Сколько принято в члены. Сверху спускали план по прирему - 90% должно быть охвачено и все тут. Ну и непременные горбачевские заклинания - демократический централизм, гласность, тормоз перестройки. Скукота.

Кстати, громких выходов из партии и комсомола у нас я не припоминаю. Комсомольские билеты не жгли. Панков и металлистов массово не было. А кто и был - те, порой, были комсоргами. Вроде бы и комсомольский рок-клуб был. Я даже подумывал об открытии комсомольского видеосалона, где после просмотра фильма было бы обязательное обсуждение. Не успел.

Летом организация районного лагеря актива, отправка делегации в областной лагерь комсомольского актива «Стремительный» и лагерь областного пионерского актива «Звездный». Сверхцели же всех этих КТД, лагерей актива, отчетов и выборов - не было.

Катилось все по инерции в пропасть. Но мы этого не замечали. Казалось, что вот-вот все кончится. ВЛКСМ и СССР вот-вот выйдут из кризиса обновленными.

Сейчас, конечно, хорошо с высоты лет утверждать - мол, надо было то то сделать или то то. Та хоть голым скачи на площади Революции в Слободском - решалось все не в райцентрах, а в Кремле и на Старой Площади. Именно там исчезли Сверхцель и Сверхзадачи. А без них СССР невозможен. Спрашивайте, может, упустил что?

Комсомол к окончании мною школы почти развалился... На ежегодном собрании школы мы вынесли работе комсомольской организации неудовлетворительную оценку, это было смело! Но, мы тешили себя принципиальностью и смелостью, не зная, что пинаем труп. Комсомол через год прекратил существование. Всем, кто помнит, пионерию и комсомол, рекомендую пересмотреть это фильм - «ЧП районного масштаба».

Еще, этот фильм о том, каким на самом деле является человек, а именно - мужчина. Всем мужчинам, ведущим двойную жизнь, идущих на сделки с совестью ради карьеры, посвящается. Самое интересное, когда мужчины делают неблаговидные поступки, но, при этом, прикрываются высокими словами: я поступаю так ради семьи. Комсомольцы, добровольцы...

А меня в свое время на эту номенклатурную карьерную лестницу: «пионерия-комсомол», папа не пустил! Он ненавидел партийные привилегии, и считал, что единственной настоящей привилегией партийца было встать и повести взвод в атаку. Папу расстроило, что совет дружины школы собирался на новогодний праздник отдельно от остальных учеников школы. Он кричал и гневался. Спасибо ему, и Царствие небесное! Он все правильно понимал.

Из комментов.

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона - юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек - комсорг, а другой человек - просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению.

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать.

Родился в 1984 г. и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола.

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

Ну не в лживости - положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама - а кто-то из молодых.

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) - правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль - но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента - «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Когда человеку об этом обо всём расскажут - это может помочь развитию критического мышления. А современной молодёжи просто об этом не говорят! И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню». Есть ещё один антисоветский фильм - «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать - Искра, напр., могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.