Обобщение опыта .

Теоретические основы формирования навыка чтения у учащихся младших классов с ЗПР

I .Ведущая педагогическая идея

Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

II . Цель исследования - выявить эффективность приемов и методов формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

Объект исследования - процесс обучения чтению детей с ЗПР.

Предмет исследования - формирование навыка чтения у детей с ЗПР.

Гипотеза исследования обучению чтению детей с ЗПР окажется эффективным, если:

Будут учтены психологические особенности детей с ЗПР;

Применена технология формирования навыка чтения и комплекс коррекционных занятий учителя-логопеда.

Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, сформулированы задачи исследования :

1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР и трудности в формировании техники чтения.

2. Проанализировать особенности нарушений устной речи и чтения детей с ЗПР.

3. Разработать методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

4. Дать анализ результатов опытно-экспериментальной работы по применению технологии формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Организационные (беседы с учителями, учениками младших классов массовых образовательных учреждений, детьми с задержкой психического развития);

Теоретические (теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме; выработка исходных теоретических положений обучения чтению детей с задержкой психического развития;

Эмпирические (анализ условий применения современных технологий обучения чтению; анализ устной речи и чтения детей с ЗПР; разработка, практическая реализация, корректировка и описание модели и технологии формирования навыка чтения у детей с ЗПР);

Методы статистической обработки информации.

III .Условия возникновения, становления педагогического опыта

В процессе обучения детей с ЗПР становится очевидным, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования навыка беглого, сознательного и выразительного чтения.

Необходимость совершенствования навыка чтения учащихся ЗПР состоит в следующем:

Чтение – один из основных способов приобретения информации и овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным предметам;

Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для формирования ключевых компетенций у школьников;

Преждевременное использование работы с текстом при не сложившемся навыке чтения и раннее переключение навыка чтения с предмета на средство обучения тормозят нормальное развитие чтения как читательской деятельности;

одним из вариантов повышения качества обучения чтению в начальной школе является целенаправленное управление формированием навыка чтения.

Над проблемой обучения чтению работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.Р. Львов, О.В. Сосновская и др..

IV . Теоретическая интерпретация опыта

Раскрываются особенности формирования навыка чтения у детей

V .Актуальность и перспективность опыта

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит обновление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы. В связи с этим данная экспериментальная работа является актуальной, так как многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, потому, что чтение является одним из основных способов восприятия информации, базовым навыком, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника.

VI . Организация и содержание работы по обучению чтения детей с ЗПР

Учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР) испытывают разнообразные трудности при обучении, в частности при изучении русского языка и чтения как одной из его составляющих. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля Они с трудом овладевают техникой чтения. Им нелегко понять смысл прочитанного. Во время чтения эти учащиеся допускают большое количество разнообразных ошибок.

Плохая техника чтения, сочетающаяся с малым запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью общего речевого развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текстов в целом.

Дети в состоянии удовлетворительно пересказать прочитанное. Но им трудно сформулировать содержащуюся в прочитанном тексте главную мысль, а также установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку из поступкам. Естественно, что все это осложняет понимание смысла прочитанного.

Для формирования навыка чтения большое значение имеет специальная подготовка детей к обучению грамоте. Ее задачи и содержание – восполнение образовавшихся в дошкольном возрасте пробелов, формирование готовности к дифференцированному восприятию различных языковых средств, накопление элементарных практических наблюдений над различными языковыми явлениями (звуковыми, морфологическими, лексическими). Для овладения чтением в этот период большое значение имеет длительная и систематизированная работа по формированию фонематического слуха и фонематических представлений, по развитию навыков звукового анализа и синтеза.

Допускаемые ошибки связаны как с недостатками зрительного восприятия, так и со слабостью звукового анализа и синтеза.

В организации и содержании работы по обучению чтению детей с ЗПР мы опирались на принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), на теорию ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), на принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, С.А. Зыков, В.Г. Петрова и др.), на основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж. И. Шиф и др.) на принцип единства диагностики и коррекции развития Л.С.Выготского, на разработки в области теории педагогических технологий (А.С.Белкин, В.П.Беспалько и др.), на управленческие принципы и психологию управления.

Обучение чтению необходимо проводить с учетом психофизических особенностей этих школьников и должно быть направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у учеников нарушений развития.

В каждом классе есть дети, которые по уровню овладения навыком чтения отстают от своих одноклассников, поэтому объем заданий на уроке должен быть посилен для каждого ученика, строго индивидуализирован. Педагогу совместно с логопедом, психологом, дефектологом необходимо выявлять причины затруднений в овладении чтением у каждого конкретного ребенка.

К окончанию I класса большинство учеников находятся на слогоаналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены. В связи с тем, что словарный запас школьников с ЗПР количественно и качественно ограничен и однообразен с точки зрения семантики, большое значение на этом этапе обучения имеют правильный подбор текстов с учетом уровня развития учеников, частота употребления слов в речи чтецов, а также самой слоговой структуры слов.

В процессе индивидуальной коррекционной работы рекомендуется использовать для чтения небольшие по объему связные тексты, состоящие из коротких предложений. Произведения должны быть доступны детям по художественному содержанию. В связном тексте у учащихся первых классов при чтении не вызывают трудностей односложные слова, состоящие из одной буквы, двусложные слова различных слоговых структур, трехсложные слова, присутствующие в активном словаре школьников .

Большое значение для формирования правильного навыка чтения имеет словарная работа. Необходимо приучать детей выделять в тексте непонятные словами обязательно объяснять их значение. Для понимания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Необходима кропотливая постоянная работа над пониманием учащимися общего логико-информационного плана изложения.

С I класса следует учить детей работать с текстом, отыскивать в нем по заданию учителя нужные слова, выражения или отрывки, формируя таким образом навык выборочного чтения и чтения про себя.

Для предупреждения фрагментарности восприятия прочитанного рекомендуется создавать на уроках проблемные ситуации, которые не только способствуют возникновению условий поиска правильного ответа на вопрос, но и побуждают учащихся к самостоятельной формулировке вопросов.

В процессе обучения чтению важно регулярно проводить работу над пониманием средств языковой выразительности, что не только способствует развитию чувства языка, но и воспитывает лексическую зоркость. Это, в свою очередь, предупреждает фрагментарность восприятия читаемого.

Учащихся необходимо учить планировать работу над текстом. На первоначальном этапе работы с текстом рекомендуется ставить вопросы непосредственно по содержанию, в соответствии с последовательностью предложений, активно используя входящую в них лексику. Фактически - проводить почти построчный анализ текста, в ходе которого дети многократно обращаются к произведению. Такой анализ прочитанного поможет им овладеть приемом выборочного чтения и выделения предложений из текста, слов из предложения .

Одним из компонентов чтения, наряду с сознательностью, является его выразительность. Наиболее распространенными недостатками чтения первоклассников с ЗПР являются его монотонность, отсутствие пунктуационной интонации; учащиеся часто используют интонацию завершенности в середине предложения. Учитывая, что для детей с ЗПР характерна вялость артикуляционного аппарата, некоторая нечеткость речи, необходимо постоянно следить за грамматически и стилистически правильным оформлением учениками своей речи.

С первых дней обучения проводится работа над интонацией (вначале это может быть чтение ответов, вопросов, чтение в лицах с использованием детских книг, выборочное чтение ответов на вопросы, подписей под картинками, описание пейзажей и т.п.).

Обязательным разделом работы по обучению чтению является внеклассное чтение, которое по окончании подготовительного периода проводится один раз в неделю.

На начальных этапах работы для внеклассного чтения целесообразно использовать детские книги со сказками, красочными иллюстрациями, крупным шрифтом - все это будет способствовать формированию у детей желания читать.

На всех уроках, и особенно на чтении, рекомендуется использовать коррекционные упражнения для развития внимания, памяти, восприятия (зашумленные картинки, таблицы Шульте (см. приложение 2) и т.п.).

Вывод

Учащиеся с ЗПР испытывают разнообразные трудности при обучении чтения. По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.

Недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп) отрицательно влияют на понимание смысла читаемых текстов, затрудняют понимание учащимися смысла прочитанного и, как правило, тормозят совершенствование беглости и правильности чтения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

Обоснованна целесообразность использования специальных приемов и упражнений для формирования навыка чтения в рамках коррекционно- развивающего обучения.

Раскрываются особенности формирования навыка чтения у дет

Изложены методические рекомендации к организации и содержанию обучения чтению учащихся коррекционно-развивающих классов.

VII . Новизна опыта

Чтение - это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования, и главным образом, возможность усвоения предметов гуманитарного цикла.

VIII .Адресная направленность опыта

Результаты исследования могут использоваться при разработке научно-обоснованной программы работы учителя начальных классов, логопеда, дефектолога.

IX . Технология опыта

Применение с пециальных приемов и упражнений для формирования навыка чтения у младших школьников с ЗПР

Для преодоления дефектов устной речи и различных отклонений в навыке чтения приходилось использовать специальные приемы обучения. Остановимся на описании отдельных приемов, способствующих формированию правильной техники чтения у учащихся с ЗПР.

Как известно, одним из компонентов чтения на начальных этапах его формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. Этот процесс у детей с ЗПР задерживается (по сравнению с детьми с нормальным развитием). Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия и узнавания буквы, но и от речедвижения, т. е. закрепления связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции к произнесению звука и произнесением его.

У детей наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения. Даже в тех случаях, когда тот или иной звук уже поставлен или уточнен в произношении, соответствующая буква может опознаваться и произноситься то, верно, то неверно, так как связь буква - звук остается еще недостаточно четкой и однозначной. Вследствие этого узнавание буквы задерживается, в свою очередь, задерживается и подготовка органов артикуляции к произношению соответствующего звука, тем самым снижается темп чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении не только звуков, но и букв, которые ими смешиваются и заменяются при чтении .

Логопед показывал или записывал букву, ученик отыскивал ее среди других букв наборного полотна, или среди букв, отпечатанных на карточках, или в составе слова. Отрабатываемый графический знак должен опознаваться с достаточной быстротой при одновременном включении речедвижений, чтобы выработать правильную связь между буквой и звуком. Ребенок, опираясь на графическое изображение буквы, должен четко произнести соответствующий звук.

На узнавание и различение букв использовались следующие упражнения:


    назови буквы, перечеркнутые другими буквами;


Назови буквы, наложенные друг на друга;

Назови буквы, которые чаще всего встречаются

(буквы должны быть печатными и прописными, разного шрифта,

цвета, толщины и т.д.);

Назови буквы и скажи, какая еще буква спряталась в них;
- запиши каждую букву отдельно;

превратить

найди одинаковую букву в словах

рак

халат

порт

клен

сыр

лбы

мир

щель

берег

волосы

рев

жили

по какому признаку (почему) слова записаны в два столбика

цена

свеча

цена

косой

кольцо

просить

яицо

маска

Особое внимание обращалось на озвучивание буквы в слове, так как это представляет определенные трудности для детей с нарушениями речи. С этой целью ребенка просили выбрать из текста или из нескольких слов, отпечатанных на карточках, слова, где имеется изучаемая буква, с последующим громким их прочтением.

Использовались следующие упражнения, при выполнении которых обращалось внимание на взаимосвязь звука и буквы:

найди и прочитай слова

был

бык

бак

брод

пин

бан

пак

плун

пар

бил

блин

бред

бен

пил

плем

прак

пир

пун

плут

брак

    составь и прочитай 8 слов со слогами ЖИ и ШИ: 4 слова из 2-х слогов, 4 слова из 3-х слогов: быстро составляй и читай слова

(с оппозиционными звуками)

Составь слова со слогами ЖИ и ШИ

жи

жираф

жи

снежинка

жи

живот

жи

кружиться

ши

шина

ши

вышина

ши

наши

ши

машина

ма

не

на

раф

не

жи

вы

ли

вот

но

вка

ши

Быстро составляй и читай слова (с оппозиционными звуками);

Быстро составляй и читай слова;

Быстро составляй и читай слова:

за

сы

сит

со

рить

но

пить

ме

сти

В том случае, когда у детей с ЗПР наблюдается побуквенное чтение, следует заново формировать у них правильные приемы чтения. Для этого уделялось больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу не одну, а две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.

Широко практикуя упражнения в чтении открытых слогов, необходимо помнить, что ребенок с фонематическим недоразвитием должен в первую очередь научиться улавливать общее в звучании всех вариантов одного и того же звука, обозначаемого посредством определенной буквы. Поэтому для чтения вначале подбирались упражнения, где согласная буква в прямом слоге дается в сочетании с различными гласными, затем уже вводились упражнения в чтении по подобию.

Примерные упражнения:

Добавь гласные и прочитай полученный слог:

задание

ответы

задание

ответы

п.

по,пы,пю,пы,па...

кр.

кри, кро, крю, кру...

т.

то,ту,ты,тю,та...

ст.

стю, сти, сту, сто..

к.

ко, ку, ки, кю...

мн.

мни, мно, мна, мны

с.

сы,са,су,со,ся...

пш.

пши, пшо, пша...

д.

да, дю, ды, до, дя

чт.

что, чты, чти, чтю

читай слоги по подобию

па

по

ста

сто

...

та

..

гра

...

...

ка

..

..

кра

...

...

ва

..

..

зда

...

...

Особое внимание уделялось чтению слогов с твердыми и мягкими согласными. Эти слоги целесообразно сравнивать и сопоставлять как в произношении, так и в написании. В процессе их чтения подводили ребенка к тому, что отдельно взятая буква не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующей.

При переходе к чтению словами учили школьников читать с опорой на артикуляционную единицу - прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки. Целесообразно пользоваться схематическим их выделением: сочетания СГ обозначаются дугой, а отдельные звуки - точкой, например: "Рано утром дети идут в школу".

Организуя работу с детьми данной группы по развитию навыка чтения, формировались умения быстро ориентироваться в звуковой форме слова, широко использовались в качестве дополнительных самостоятельных заданий различные упражнения на преобразования (их принято еще называть трансформационными).

Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения чтению, развивают наблюдательность, зрительный контроль. Работая над совершенствованием чтения, педагог учитывалось, что дети с ЗПР часто затрудняются в различении слов, сходных по звучанию и начертанию, но различных по значению, читают их ошибочно. Чтобы преодолеть указанные трудности, рекомендовались упражнения для чтения таких пар слов, как, например, стол - столб, колобок - клубок, копал - купал, купал - купил и т.д. Эти слова дети должны отчетливо прочитать, проанализировать по звуковому и буквенному составу и сравнить. Затем устанавливалось, почему получается разное значение. Детей чаще упражняли в чтении одного и того же слова, имеющего разные грамматические формы (дом, дома, к дому, о доме); разных слов с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в пеналах и т.д.); однокоренных слов (земля, земляк, земляника, земляничное); слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улететь); слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилетать, приехать, прибежать, прискакать).

После прочтения все слова обязательно сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Указанные упражнения помогут ребенку лучше ориентироваться в составе слова, выделять его морфологические элементы (корень, суффиксы, приставки, окончания) и тем самым не допускать ошибки на замену целого слова или его части, а в процессе чтения узнавать слово сразу «в лицо», что скажется на темпе чтения. Однако возникшая у ребенка догадка должна всегда проверяться при повторном восприятии.

Нужно помнить, что если слово, состоит более чем из 3-4 букв, то органы зрения во время его фиксации в процессе чтения воспринимают некоторые части слова недостаточно отчетливо. Восполнение этого достигается прогнозированием буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова (упреждающим синтезом). В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, иногда догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении.

Основой прогнозирования является догадка, возникающая на основе прежнего речевого опыта, умения устанавливать смысловые и грамматические связи. Без умения прогнозировать, т.е. понимать, целое до того, как будут восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения. Методисты считают прогнозирование одним из основных механизмов чтения, важнейшей его особенностью.

Дети с нормальным речевым развитием в специальном обучении прогнозированию при чтении не нуждаются, так как этот процесс у них происходит естественно, на основе интуиции. При этом опорой для читающего является его "языковое чутье", его прежний речевой опыт. Если ученику знакомо слово, если оно имеется в его речевом опыте, то он его быстрее узнает в процессе чтения.

Прогнозирование слов определяется, тем, насколько часто они встречаются в речевом опыте чтеца, наличием при слове определения или других зависимых слов, позицией слова в предложении, накоплением информации на основе прочитанных слов. Все эти факторы обусловливают скорость и быстроту языковой догадки при чтении. Их надо учитывать, особенно при обучении детей, имеющих нерезкое выраженное недоразвитие речи, у которых прогнозирование в процессе чтения развивается слабо и не всегда верно в силу ограниченности речевого опыта, недостаточной, сформированности звуковых и морфологических обобщений, недостаточного знания норм словоупотребления и грамматического их оформления. В то же время без умения прогнозировать нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения в соответствии с программными требованиями общеобразовательной школы.

Прежде всего, логопед должен научить детей этой группы узнавать знакомый звукобуквенный образ слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. С этой целью можно использовать такой прием, как чтение слов типа пропущенными элементами типа те…дь (тетрадь), конве…(конверт), мед...дъ (медведь). Облегченный вариант этого приема, когда к словам подбираются соответствующие картинки, позволяющие ребенку правильно воссоздать звуковую форму слова и тем самым найти недостающие буквы

чтение слов типа пропущенными элементами

те...дь


конве…



мед...дъ



Упражнения на узнавание звукобуквенного образа слова

а.е.у

ш.х.т.н.

самостоятельно

прод. ли

воро. а

сто.

прод. ли

воро. а

сто.

прод. ли

воро. а

сто.

прочитай:

конь, пол, ком, вол

прибавь к каждому слову столько разных слогов, сколько сможешь. Образец: пил - пилка, пилот, пилит, пилы, копилка.

прочитай:

жаба, лава, корка

подумай, в какие слова надо вставить слоги

слоги

слова

-ло

мыло, было, село,тело, мало, дело, мяло, шило, жило, дупло, назло, седло, русло, масло, около, число, крыло...

-очк

мамочка, папочка, корочка, лампочка, карточка, лапочка, шапочка, бочка, кочка...

-зин

магазин, корзина..

читай быстро и четко

оса

роса

телка

ёлка

ель

щель

муха

уха

ролики

кролики

крот

рот

пачка

прачка

норка

нора

ботики

ботинки

клубок

кубок

читай слова справа налево

нос

хорош

трос

лом

шалаш

полк

бар

казак

раки

читай слова, переставляя согласные буквы

ответы

ответы

гора

рога

лето

тело

пила

липа

соки

коси

вози

зови

сила

лиса

К числу условий, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения, т.е. на прогнозирование читаемого, относится и умение воспринимать сразу не только отдельные слова, но и их сочетания. Для этого необходимо научить детей группировать слова между собой по лексико-грамматическим признакам. Например, можно попросить ученика: выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать их; выбрать из текста существительные и самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? какой?; подобрать к словам левого столбика слова из правого столбика, сочетающиеся с вами по смыслу; изменить, где нужно, род прилагательных; составленные словосочетания прочитать:

составь словосочетания

корм

теплый

пища

ценный

багаж

легкий

груз

грубый

одежда

ручной

сарафан

хороший

здоровый

летний

Учитывая, что наибольшим прогнозирующим потенциалом обладают слова, обозначающие действия (а именно эта группа слов оказывается недостаточной у детей с ЗПР), в большую часть упражнений нужно включать глаголы. Например:

присоединение к глаголам-синонимам подходящих по смыслу существительных

глаголы

существительные

делать

приготовить

изготовить

уроки, обед, модель самолета, игрушку, прическу, лекарство

Ученик составляет словосочетания и прочитывает их;

вставка в предложения наиболее подходящего по смыслу глагола. Нужный глагол ребенок может выбрать из группы предложенных слов или самостоятельно подобрать, опираясь на смысл предшествующих и последующих слов предложения. По стеклам ручейками.» (струились, капали, стекали) капли дождя. Дедушка... очки и стал вслух... газету;

    постановка вопросов с опорой на глагол. Нужно указать, какие
    вопросы из правого столбика подходят к глаголам, которые даны в
    левом столбике:

постановка вопросов с опорой на глагол

удивляться

кому?

чему?

прикасаться

о ком?

о чем?

касаться

кем?

чем?

беспокоиться

к кому?

к чему?

возмущаться

кого?

к чему?

К каждому глаголу, опираясь на вопрос, ученик подбирает дополнения, затем полученные словосочетания читает.

При выполнении этих упражнений следилось за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова. Не менее важным фактором, способствующим прогнозированию, является знание грамматической сочетаемости слов. Например, ребенок с нормальным речевым развитием интуитивно употребляет после слов, обозначающих переходность действия на предмет, дополнение, выраженное существительным в винительном падеже. В силу сложившегося грамматического стереотипа ему не надо воспринимать все буквы в слове, стоящем после глагола, правильное окончание в нем он предвосхищает. Детей с недоразвитием речи этому следует специально учить. Полезны упражнения на дополнение недостающего окончания в словах. Ребенку предлагается для чтения текст, где в отдельных словах пропущены окончания (Мальчик читает интересн... книг...). Он должен их воссоздать, опираясь на контекст. Целесообразно также использовать чтение деформированных предложений, где отдельные слова даны вперемешку и исходной форме. Нужно восстановить порядок слов в предложении и поставить слова в нужную грамматическую форму. Чаще следует давать для чтения предложения, где пропущены отдельные члены; ребенку надо установить смысл и грамматическую форму слова на основе предшествующего и последующего слов. При этом надо помнить, что чем дальше стоит неизвестное слово от начала предложения, тем легче его спрогнозировать.

Вышеперечисленные упражнения способствовали формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.

IX .Результативность опыт (статистика)

По результатам обработки протоколов обследования (см. приложение 1) была построена диаграмма.

Рис. 1. Диагностика навыков чтения на констатирующем этапе исследования

Как видно из рис. 1 в исследуемой группе школьников преобладает низкий уровень навыков чтения (50%), средний уровень наблюдается у 40% школьников и очень низкий уровень наблюдается у 10% школьников.

Анализируя полученные данные на начало учебного года можно констатировать, что чтение у детей с ЗПР характеризуется значительным количеством ошибок. Они допускают: замены, пропуски, перестановки или добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, ошибки в ударении.

Таким образом, данное исследование показало острую необходимость проведения коррекционной работы по автоматизации слогового навыка чтения у детей ЗПР.

Наше экспериментальное исследование состояло из 3 этапов.

На констатирующем этапе исследования был диагностирован уровень сформированности навыка чтения у школьников с ЗПР. Анализируя полученные данные на начало учебного года можно было констатировать, что чтение у детей с ЗПР характеризуется значительным количеством ошибок. Они допускают: замены, пропуски, перестановки или добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, ошибки в ударении.

На формирующем этапе исследования мы занимались преодолением дефектов устной речи и различных отклонений в навыке чтения приходилось использовать специальные приемы обучения. Проведенные упражнения способствовали формированию у учащихся навыка использования синтагматической связи слов, характерной для устной речи, усвоению лексической сочетаемости слов, восполнению ограниченности словарного запаса, без чего невозможно прогнозирование читаемого текста.

На контрольном этапе исследования мы повторно исследовали школьников, по той же методике что в начале эксперимента Практически все учащиеся овладели автоматизированным чтением слогов, хотя в некоторых случаях допускают ошибки. Многие дети перешли от слогового чтения к чтению целыми словами, у них улучшилось качество чтения текста, увеличилась скорость чтения. Учащиеся стали понимать, что они читают. У большинства из них появилась уверенность в себе. Однако навык беглого чтения у наших учащихся еще не сформировался, поэтому, с нашей точки зрения, работу следует продолжить.

Целью контрольного этапа исследования явилось диагностирование уровня сформированности навыка чтения у школьников с ЗПР.

В ходе повторного исследования (см. приложение 3), по той же методике что в начале эксперимента, мы получили следующие результаты.

Рис. 2. Результаты контрольного этапа исследования

Из рис.2 видно, что в ходе повторного диагностирования школьников с ЗПР, средний уровень сформированности навыков чтения возрос на 30%, а низкий уровень понизился на 20%. Школьников с очень низким уровнем не было отмечено. Таким образом, использованные нами приемы и упражнения по формированию навыка чтения нашли научное обоснование в раскрытии психологических особенностей чтения детей с ЗПР. Практически все учащиеся овладели автоматизированным чтением слогов, хотя в некоторых случаях допускают ошибки. Многие дети перешли от слогового чтения к чтению целыми словами, у них улучшилось качество чтения текста, увеличилась скорость чтения. Учащиеся стали понимать, что они читают. У большинства из них появилась уверенность в себе. Однако навык беглого чтения у наших учащихся еще не сформировался, поэтому, с нашей точки зрения, работу следует продолжить.

Подтверждена результативность обучения чтению в условиях интерната при применении специальных приемов и методов по формированию навыка чтения и зависимость успеха от коррекционной помощи педагога в предметном обучении.

Д анное исследование показало острую необходимость проведения коррекционной работы по автоматизации слогового навыка чтения у детей ЗПР.

X .Выводы

Таким образом, в ходе проделанной работы по данной теме исследования мы пришли к следующим выводам.

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение – навык общеучебный.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность учащихся.

Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, Стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Проведенный анализ указанных нарушений навыка чтения у учащихся с ЗПР подтвердил необходимость более глубокого изучения операций читательской деятельности, несформированность которых, на наш взгляд, выступает в качестве одного из факторов, приводящих к различным отклонениям в формировании технической и смысловой сторон чтения.

Анализ психологической и психолингвистической литературы, а также качественное изучение основных трудностей и нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР, позволили определить нам направления и этапы коррекционной работы.

Трудности усвоения чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР возникают из-за недостаточной разработанности специфических для этих детей приемов и средств обучения чтению, учитывающих своеобразие психического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также из-за отсутствия специальной работы по формированию операциональных компонентов, входящих в данную деятельность. Некоторые трудности обуславливаются недостаточным учетом существующих методических рекомендаций к обучению чтению, форсированием времени, отведенного на усвоение того или иного навыка.

Разработанные основные направления, методы и приемы работы будут способствовать совершенствованию пропедевтической работы в отношении нарушений чтения у детей младшего школьного возраста с ЗПР на уроках, а также могут выступать как средство коррекции дефектов чтения в начальных классах. В свою очередь, это будет иметь непосредственное отношение к предупреждению и преодолению трудностей дальнейшего обучению чтению, повышению успеваемости школьников и по другим общеобразовательным предметам.

В ходе проделанной работы нами были решены следующие задачи:

1. Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР и трудности в формировании техники чтения.

2. Выявлены особенности нарушений устной речи и чтения детей с ЗПР.

3. Разработаны методы и приемы формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

4. Проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по применению технологии формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

Таким образом, специальные приемы и упражнения по формированию навыка чтения нашли научное обоснование в раскрытии психологических особенностей чтения детей с ЗПР. Подтверждена результативность обучения чтению при применении специальных приемов и методов по формированию навыка чтения и зависимость успеха от коррекционной помощи педагога в предметном обучении.

Список литературы

    Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А. Власова, К.С.Лебединская // Дефектология. - 2011. - №6. – С. 8-17.

    Выготский Л.С. Психология искусства. / Выготский Л.С. – М.: Просвещение, 2009.- 415 с.

    Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. / Гамезо М.В. – М.: Просвещение, 2008. – 390 с.

    Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 2011.-248 с.

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Второе изд., перераб. / Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., Просвещение.,2011.-410 с.

    Загашев И.О. Учебные стратегии развитие письменной речи. Загашев И.О. // Первое сентября. – 2011.- № 4.-С.26-28.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2010. – 383 с.

    Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чте нию / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева . - М., 2009.-245 с.

    Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе. / Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова. – М., 2011. – 315 с.

    Кобзарева Л.Г. Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения с ОНР / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. Воронеж Изд «Учитель» 2012.-289 с.

    Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения. / А.С.Козырева. // Начальная школа. – 2010. - №3. -С.67-68.

    Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. / О.И.Колесникова // Начальная школа. – 2011. - №11. - С.6-13.

    Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах. / З.Д.Кочаровская // Начальная школа. – 2011. - №5. -С.20-23.

    Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения. / О.В.Кубасова. // Начальная школа. – 2010. - №12. -С. 30-34.

    Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. / О.В. Кубасова // Начальная школа. – 2011. - №9.- С. 26-31.

    Кузьменко О.Д., Рогва Г.В Учебное чтение его содержание и формы / О.Д. Кузьменко и др. М., 2011.-416 с.

    Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А.Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н. Кудрина и др.- М.: Просвещение, 2009.-279 с.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург, 2011.-359 с.

    Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. – М.: Лаида, 2010. – 192 с.

    Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. –388 с.

    Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2011. –215 с.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Мы работаем в тесном контакте с учителем-дефектологом, дополняя друг друга. Дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе мы воспитатели обеспечивает практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки я создаю условия для развития навыков общения, расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Я поддерживаю и поощряю речевую активность каждого ребенка и направляю ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач. В группе я тренирую у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня мной обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью я широко использую речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе мы читаем детям сказки, рассказы, беседуем о прочитанном, учим пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога, мы обеспечиваем широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей. Последние в свою очередь проходят в нашем ДОУ очень успешно. Родители активно интересуются всеми мероприятиями детского сада и принимают в них участие.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя-дефектолога, логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду. Так в нашей группе есть альбом фотоколлажей, в котором мы отражаем всю нашу увлекательную жизнь в детском саду и группе (спортивные мероприятия, выставки детских работ, конкурсы, праздники и повседневную жизнь: прогулки, дежурства, игры, познавательную деятельность). Этот альбом мы ведем с младшей группы, уже третий год в его оформлении нам активно помогают родители. Открывая его, мы можем увидеть, как пришли наши малыши первый раз в ДОУ и чему они научились к сегодняшнему дню.

Также в работе с родителями мы используем и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей. Я хочу вас познакомить с проектом, над которым мы работали в команде с родителями и детьми «Лук – наш зеленый друг». Проектная идея, которого была объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и о его пользе для человека.

Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой; В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.

В итоге нашего проекта была подборка рецептов из репчатого лука от каждой семьи «Делимся рецептами салатов», к которой наши родители и дети показали себя с творческой стороны.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Статья


Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация

в образовательном пространстве школы (из опыта работы)
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1», имеет некоторый опыт по организации обучения детей с отклонениями здоровья. В частности, с обучающимися с задержкой психического развития. В 2014 учебном году в школе был скомплектован класс для детей с ЗПР. Класс был скомплектован с 3 года обучения. Соответственно проучились дети 3 и 4 класс. Дети были не готовы к обучению в школе и испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели
высокую степень педагогической запущенности, тревожности, отклонения интеллектуального и личностного развития. Чтобы организовать образовательную деятельность моих учеников, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом. Всё это мне помогло понять, что патология этих детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети быстро утомлялись, имели низкий уровень восприятия, не умели слушать и слышать учителя. Обозначив для себя проблему, стала искать пути её решения. Началась кропотливая работа по организации учебного процесса с детьми с ЗПР. В мае 2016 года эти дети успешно закончили начальную школу, перешли на второй уровень образования. На выпускном вечере посвящённому окончанию начальной школы мои дети ничем не отличались от сверстников из параллельного класса. С большим успехом выступали на сцене, читали стихи, пели, участвовали в инсценировках. А зажигательная «Лезгинка» никого не оставила равнодушным. Праздничная программа продолжалась более часа. Причём всю праздничную программу от начала и до её завершения вели сами дети. Созданные условия обучения позволили детям адаптироваться к школьной жизни, они стали активными, сформировалось желание учиться, повысилась самооценка. В настоящее время все условия для обучения детей с проблемами развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён 01 сентября 2016 года. Наша школа одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этому предшествовала планомерная работа. Изучены нормативные документы. Проведены: - административный совет, где было принято решение об участии в реализации ФГОС НОО ОВЗ; - педагогических совет по теме: « Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Через родительские классные и общешкольные родительские собрание проведено информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности. После предварительной работы представленной выше - издан приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ;
- разработан и утверждён план мероприятий по обеспечению введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - сформирован банк нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального); - внесены изменения и дополнения в Устав ОУ в части раздела «Цели и задачи деятельности бюджетного учреждения»: предметом (основными видами) деятельности бюджетного учреждения является реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ должностные инструкции работников ОУ участвующих в реализации ФГОС НОО ОВЗ, проведён анализ материально – технических и кадровых условий реализации ФГОС НОО ОВЗ, обеспечена информационная среда через сайт школы, информационные стенды, родительские собрания, осуществляется дистанционная связь с федеральным сайтом Минобрнауки в плане актуальной информации для работы по реализации ФГОС НОО ОВЗ. Разработаны, утверждены и реализуются: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.; - коррекционно-развивающая программа «Радуга над головой». Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. На сегодняшний день в моём классе обучаются 15 детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане мои ученики не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Учебный процесс организую по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР: - ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д); - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала. У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараюсь учить своих родителей. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование своих детей. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку, застегнут пальто и завяжут ботинки, чтобы долго не ждать пока ребёнок сам оденется. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Ежедневно за каждым ребёнком приходят родители. И каждый из родителей спрашивает «Ну как мой сегодня?». Неизменно стараюсь хвалить каждого «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. Еженедельно в конце недели по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка в новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
И пусть мы пока ещё не многому научились. Но мы уже умеем слышать школьный звонок, готовимся к предстоящему уроку, наводим порядок на рабочем столе, медленно читаем по слогам, стараемся как можно лучше написать в прописи непослушные буквы. Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»

Елена Шевченко
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики .

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений, включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми , индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего, уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному. Причем это стремление настолько искреннее и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире - хоть в сказочном, хоть в настоящем - существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих : порой сочувствующие, порою осуждающие. Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо? Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом торопятся построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья. А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме. В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка» .

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино , который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит в школу, чтобы получить знания. Получив образование, мы смело можем отправиться на работу . Вот и в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки» . Именно последнее, на мой взгляд, способно не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик» .

Конечно, мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере. Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность. Ребята раскрепощаются, становятся менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности. Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно. Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу , в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы . Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как родной, и порой вызывают слезы умиления.

Публикации по теме:

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания;.

Обобщённый педагогический опыт работы по направлению «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» ЦЕЛЬ: Охрана и укрепление здоровья детей; ЗАДАЧИ: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Формирование жизненно необходимых двигательных.

Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми Одарённые дети-наше будущее Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур «Без зачатков положительного.

Беседа с детьми: Какое сейчас время года? Какой месяц? В последнее воскресенье ноября (сегодня, в России отмечают День матери. У каждого.

Я работаю в группе с детьми с диагнозом ЗПР. В изодеятельности у этих детей возникают определенные трудности, так как у них слабо развита.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт работы

Статья «Из опыта работы с детьми ОВЗ»

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение , самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. 1. индивидуальный подход;
  2. 2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. 3. активизация познавательной деятельности;
  4. 4. проведение подготовительных занятий;
  5. 5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. 7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.