В нашем теле находится множество энергетических каналов, каждый из которых отвечает за работу органа или систему в нашем организме. Места пересечения этих каналов образуют некие энергетические узлы называемые в аюрведе – мармами .

Мармы в своем роде выступают индикаторами состояния здоровья. Если в нашем организме начинается болезнь – эти точки первыми сигнализируют о неполадках в нем.

В местах расположения мармы могут появиться дискомфортные ощущения, боль при надавливании, скопление солей, зуд или гнойнички. Непосредственное воздействие на мармы в аюрведе называется мармотерапия.

Марматерапия выступает как вспомогательное средство в процессе исцеления как от физических так и психологических недугов.

Работа с энергетическими точками может быть как прямая, так и косвенная. К примеру, во время выполнения асан в йоге за счет растяжки, сжатий и скручиваний происходит стимуляция марм. Еще одно средство работы с энергетическими потоками и мармами – это массаж тела. К примеру, во время процедуры классического аюрведического массажа, когда тонкая струя масла льется в центр лба, происходит активная работа с энергетическим центром, называемым третьим глазом. После такой процедуры появляется устойчивое чувство ясности ума и внутреннего спокойствия.

Прямое воздействие на энергетические каналы через мармы оказывает процедура иглоукалывания. Это очень мощный инструмент воздействия на наш организм. Процедуру иглоукалывания может выполнять только высокопрофессиональный мануальный терапевт. Неумелое обращение с иголками может привести к очень серьезным негативным последствиям. Об этом стоит помнить, даже когда вы прокалываете уши. Большое скопление марм присутствует на мочках ушей, и даже в современной медицине прокол ушей считается не такой уже безопасной процедурой, поэтому ее всегда должен делать врач.

Если вы практикуете уделяйте внимание ушам, особенно мочкам – разминание ушей прекрасно тонизирует организм помогает взбодриться и убрать сонливость.

Множество марм расположено на ступнях ног. Проекцию почти каждого органа можно найти на ступнях ног. С чего следует сделать вывод, что надо внимательно относится к обуви которую вы носите. Ноги должны находиться в комфортном состоянии, а это исключает каблуки и узкую и неудобную обувь. Очень полезно ходить босиком по траве, песку или гальке, так как в это время происходит активная стимуляция марм на стопе.Таже стимуляция точек происходит при использовании специальных ковриков и массажеров.

Некоторые мармы вам возможно знакомы, к примеру, точка в центре лба, так называемый третий глаз.

Массаж этой точки поможет сконцентрироваться и устранить головные боли. Марма в районе окончания грудной клетки имеет связь с сердцем, а также она помогает наладить пищеварение. Ели у вас проблемы со сном проработайте марму расположенную ниже пупка на расстоянии трех пальцев. Изучив расположение необходимых вам точек на теле вполне можно самостоятельно выполнить точечный массаж. Эта процедура не займет много времени. Достаточно 2-3 минут для каждой мармы.

Техника выполнения точечного массажа не сложная: большим пальцем правой или левой руки, кому как удобно, в районе расположении мармы совершите 5 круговых движений по часовой стрелке увеличивая радиус и 5 круговых движений уменьшая радиус, повторить три раза. Очень часто во время точечного массажа используют соответствующее эфирное масло для усиления эффекта. (см.таблицу).

Точечный массаж лучше выполнять перед сном или в любое другое спокойное время, когда вы никуда не торопитесь и можете позволить себе расслабится. Если вас заинтересовал точечный массаж в таблице ниже вы найдете расположение некоторых марм и их связь с физиологией. Оставайтесь здоровыми!

Таблица некоторых марм, ежедневный масляный массаж которых поможет вам поддержать свое здоровье.

НАЗВАНИЕ МАРМЫ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕ ФУНКЦИЯ, ПРОЕКЦИЯ

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Адхипати Макушка Гипофиз; самореализация Ладан, мирра, шамама
Ани Центральная точка над коленом Равновесие Ладан, роза, сандал, тысячелистник
Ани Нижняя точка задней стороны бедра Кишечник Имбирь, тымьян
Апа Висок Зрение Базилик
Апастамг Точка в верхней части грудины Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Асаха Верхняя точка плеча Успокаивает нервы; самооценка Имбирь, розовое дерево, сандал
Ашпалака Верхняя часть спины Тимус, сердце Лаванда, роза, тымьян
Васт Центр лобковой области Сексуальная энергия, выживание Имбирь, сандал, тысячелистник
Ворве Верхняя точка задней стороны бедра Кровообращение в ногах Кипарис, можжевельник, эвкалипт
Врати Середина спины Сердце, легкие Роза, розмарин, эвкалипт
Вторая Джану Две точки под коленом Суставы Лаванда, сандал, тысячелистник
Вторая Индравасти Нижняя часть икры Спортивность Лаванда, лимонная трава
Вторая курпара Внутренняяя и наружная стороны локтя левой руки Селезенка Мирт, розмарин
Вторая кшира Основание мизинца руки Страсть, воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Вторая талхридия Кончики пальцев рук Нервозность Иланг-иланг, розовое дерево, сандал
Второй хардиям Центр верхней части грудины Сердце
Гульпха Внутренняя и наружная сторона лодыжки Репродуктивная система Шалфей
Джану Под коленом Селезенка (на левой ноге), печень и желчный пузырь на правой ноге Лимон, мелиса, тысячелистник
Какшадхара Точка в верхней части грудины под левой ключицей Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Карпорам Центр передней боковой стороны локтя Половой метаболизм Гвоздика, корица
Кипрам Над основаниями пальцев с верхней и подошвенной сторон Носовые пазухи, лимфа Камфора, розмарин, эвкалипт
Копрам Верхние точки области почек Надпочечники Герань, лаванда
Корчша На запястье со стороны мизинца Циркуляция Апельсин, кипарис, лаванда, можжевельник
Корчша Возвышение под большим пальцем ноги с подошвенной стороны Желудок Кеава, сандал
Корчшир Центр пятки Связана с позвоночником Ветивер, джатамамси, дягиль, трифолия
Кракнрик Точки, расположенные 2-3 см. в бок от основания черепа Легкие Базилик, эвкалипт
Ктектанинам Центр ягодицы Равновесие Герань, лаванда, роза, сандал
Лохитакшам Паховая складка Отток лимфы Герань, жасмин, ианг-иланг
Манибандха На запястье со стороны большого пальца Самовыражение во внешнем мире Валериана, розовое дерево
Манипура Нижняя оконечность грудины Воля Анис, сандал
Манья Перед ухом на передней стороне шеи Кровеносные сосуды, цыркуляция Герань лаванда, розмарин
Наби 5 см. ниже пупка Равновесие, творчество, выделительная система Имбирь, кипарис, шалфей
Нади Верхняя точка затылка Задняя доля гипофиза Сандал
Нела Стык ключицы с грудиной Щитовидная железа Сандал
Нитамба Нижние точки области почек Почки Апельсин, кипарис, лимонная трава
Ови Центральная точка передней стороны бедра Освобождение, избавление от старого Лаванда,роза
Орви Центр наружной стороны плеча Кровообращение Апельсин, гвоздика, эвкалипт
Первая джану Две точки над коленом Равновесие Тысячелистник, лаванда, сандал
Первая индравасти Центр икры Судороги,боли в ногах Лаванда, лимонная трава
Первая курпара Внутренняя и наружная стороны локтя правой руки Печень, желчный пузырь Имбирь, роза
Первая кшира Основание большого пальца руки Страсть; воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Первая талхридая Центр ладони Сердце Апельсин, кардамон, роза
Первый хридаям Центр нижней части грудины Сердце Апельсин, кардамон, роза, шафран
Стхапуи Между бровями Гипофиз; внутреннее зрение Базилик, жасмин, камфора
Талхридаям Центр подошвы Сердце Кардамон, роза, розмарин, сандал
Уткшепау Сзади над ухом Усиливает внимание и стимулирует работу мозга Базилик, камфора, розмарин
Шаунк Спереди над ухом Ясность слуха Лаванда, мята перечная, эвкалипт
Ширамантрика Точки в нижней части передней сторны шеи Сосуды Кипарис, мирт, сандал, эвкалипт

По материалам книги И-Шен Аюрведа (по Дипаку Чопре). Начинаем с нуля.

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления баланса организма. Это мягкое и глубокое воздействие на мармы («особо чувствительные точки» или «зоны жизни» на санскрите) — биоэнергетические точки тела человека.

Марма-терапия является древнейшей техникой восстановления обмена веществ и восполнения жизненной энергии.

Правильные или неправильные вибрации жизненных точек тела (т.н. мармы) могут как улучшить, так и, соответственно, ухудшить состояния здоровья человека. Марма-терапия - это древняя индийская практика, при которой владеющие ею специалисты ритмически настраивают энергетические точки организма с целью лечения различных заболеваний, таких как нервные расстройства, артрит, боли в спине и проблемы с позвоночником, диабет, и т.д.

Марма-терапия тесно связана с такими науками, как Аюрведа, сиддха-медицина, терапевтический массаж, боевые искусства и проч. Знание энергетических точек позволяет практикующему марма-терапию воздействовать на поток праны как через физическое, так и тонкое тело (психику) человека с целью восстановления его здоровья и психического равновесия.

В настоящее время марма-терапия осуществляется следующим образом.

Медицинская практика [точечный массаж, терапевтический массаж, медицина на основе лекарственных трав].
Боевые искусства [калари/ каларипайату].
Марма-терапия - это оригинальная точечная система лечения организма. По мере распространения учения по Индии, оно оказывало свое влияние и на развитие акупунктуры и кунг-фу в Китае. Наука о воздействии на энергетические точки была призвана стоять на страже империй в те далекие времена, когда искусством ручного боя владел лишь истинный воин. Древние бойцы понимали сущность тонкой энергии и использовали свои знания для того, чтобы обезопасить или уничтожить врага. «Марма» происходит от санскритского слова «мру», что означает «убивать». 107 точек мармы рассматриваются в категориях по степени их влияния на энергетический запас организма. При их повреждении жизнь человека может оказаться под угрозой. Если воины овладевали этой наукой в целях обороны государства, то лекари применяли знание этих точек в искусстве врачевания. Та же остеопатия, популярная в Европе, имеет много общего с марма-терапией, откуда она заимствовала значительную часть своих положений.

Диспуты о мармах присутствуют во многих великих текстах Аюрведы, но самый знаменитый труд по данному вопросу принадлежит перу Сушруты Самхиты (Sushruta Samhita). Вайдия Сушрута описывал расположение точек мармы и их воздействие на прану. Он утверждал, что врачу необходимо знать эти точки и избегать хирургического вмешательства в них, поскольку это может привести к катастрофическим последствиям для организма.

Основной постулат марма-терапии достаточно прост. Там где сильный удар может нанести увечье, легкое касание способно исцелить. Это главный принцип марма-массажа. Когда знания о точках мармы сочетаются с умением улавливать и направлять поток праны, марма-терапия становится мощным инструментом для излечения любых известных заболеваний. Это научно обоснованная система медицины, без побочных эффектов и негативных последствий. Она эффективно работает как сама по себе, с применением лекарств или без оных, так и в сочетании с другими медицинскими дисциплинами, такими как аллопатия, гомеопатия и Аюрведа.

107 точек мармы

Аюрведа описывает 107 энергетических точек. Они располагаются в передней и задней части тела, включая в себя

· 22 на нижних конечностях

· 22 на руках

· 12 на груди и брюшной области

· 14 на спине

· 37 на голове и шее.

Что происходит во время сеанса марма-терапии?

Марма-терапия включает в себя мягкие поддерживающие движения частей тела, легкую стимуляцию точек пальцами с помощью локального массажа и манипуляций с различными суставами и мышцами. Терапия физически и психологически расслабляет организм, снимая зажатые марма-точки, и придает ему силу. Этот сильнейший по воздействию терапевтический процесс, который своим влиянием на тонкие и чувствительные точки на теле открывает энергетические каналы, которые называются шроты.

Как работает марма-теапия?

Марма-терапия имеет громадный потенциал и эффективно действует на многих уровнях - физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Она может привести к грандиозным сдвигам в организме.

· Снятие хронической или острой боли, как местной локализации, так и генерализованной.

· Детоксикация на всех уровнях.

· Заметное улучшение функций органов/тела, опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, дыхания, нервной и психологической системы.

· Поддерживает баланс дош.

Доктор Навин (Dr Naveen) является специалистом в области марма-терапии, которому удалось объединить теоретические знания о марме, почерпнутые из Аюрведы, и успешно применяемые в сиддха-медицине практические навыки воздействия на энергетические точки человека. По завершении изучения курса Аюрведы он также прошел практическое обучение по направлению марма-терапия в Институте вармалогии в Коимбатуре, Индия (Thirumular Varmalogy Institute, Coimbatore, India).

Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в регионе Мадрас - Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить». Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести как «искусство поражения уязвимых точек».

Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски.

Когда ученик овладел техникой голых рук, он начинает осваивать оружие. Сначала это длинная палка, затем дубинка, а потом различные виды холодного оружия: кинжал, сабля, меч, копье, а также боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).

Формальные упражнения «ади вариссай» (дословно «серия, или последовательность шагов») известны в количестве 60-и. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока («ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай» (аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости 6т способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику «диммак»). Иными словами, в основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии «прана» (эквивалент китайской «ци» и японской «ки»).

Традиционный массаж тоже является одной из составных частей варма-калаи. Его главные черты: использование разнообразных растительных масел, особое внимание воздействию на позвоночник, обилие всевозможных растяжек корпуса и конечностей. Это подлинная наука, подчиняющаяся строгим правилам: как массировать, в какие дни и часы и т.д. Теоретическую основу искусства массажа составляют те же представления о циркуляции внутренней энергии (подчиняющейся годовым и суточным ритмам), что и в марма ади.

Видео: Демонстрация Варма-калаи

Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (в 4-5 часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных глаз. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор. Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с «барат ханаттиям», классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 г. пропагандирует гуру Закрия, ученик мастера Тирунгана Самбадар.

Аюрведа считает, что на теле человека 107 жизненно важных точек, 37 из которых находятся на шее и голове, 22 на руках, столько же на ногах.

Казалось бы, что общего у техники массажа и боевых искусств? Однако учение о мармах, особых «точках жизни», расположенных на теле, зародилось именно в рамках древнего индийского боевого искусства Каларипаятту.

Зная расположение точек, воины могли как убить противника одним правильным прикосновением, так и исцелять себя, избавляясь от боли и восстанавливая силы. Знание о мармах и сегодня может быть ценным «оружием» в руках того, кто готов помогать своему организму.

Точное расположение марм и их функции описаны еще Ачарьями Сусртата и Вагзбата. Аюрведа считает, что на теле человека 107 жизненно важных точек, 37 из которых находятся на шее и голове, 22 на руках, столько же на ногах, 14 на спине, 12 на груди и животе. Ключевыми считаются хрудая (сердце), набхи (пупок) и гуда (конец копчика). Воздействие на мармы может проводиться с помощью гимнастики и через бандажные обертывания, но ключевым методом остается массаж. Помимо общей помощи организму, он крайне эффективен при травмах и патологиях позвоночника, суставов, а также в качестве ортопедической реабилитации. На нем целиком основана аюрведическая спортивная медицина.

Учение о мармах основано на теории, которая гласит, что точки в мышцах, венах, сухожилиях, костях и суставах связаны с определенными внутренними органами, через них можно восстанавливать силу этих органов. Мармы можно назвать биоэнергетическими центрами тела, а большая часть заболеваний так или иначе связана с дисбалансом энергии. Считается, что этот метод обеспечивает «энергетическую перезагрузку» организма. Кроме того, правильное надавливание на мармы балансирует нервную систему – именно поэтому во время массажа пациенты часто ощущают эйфорию, погружаются в медитативное состояние. Это связано с выбросом эндорфинов и гормонов-антидепрессантов. Именно поэтому массаж марм принято считать одним из наиболее эффективных способов избавления от боли.

Понятно, что профессиональный лечебный массаж марм по клиническим показаниям может выполнить только специалист. Он должен обладать не только знанием анатомии в целом и точного расположения точек, но и иметь серьезный практический опыт. Тем не менее, в несложных случаях воздействовать на свои «точки жизни» можно и самостоятельно. Так, пациентам, прошедшим курс профессионального лечебного массажа при тех или иных болезнях, советуют после выздоровления заниматься самомассажем. Многие специалисты говорят о самомассаже марм как об «отправной точке и ключе к самоизлечению». Кроме того, нельзя недооценивать роль знания о мармах в ситуациях, требующих экстренной помощи. Ведь знания не бывают лишними. Понимание, какие точки и где находятся, может спасти кому-то жизнь в критическую минуту.

Следует рассказать хотя бы о нескольких видах «общеукрепляющего», базового массажа марм. Прежде чем начинать воздействовать на точку, надо нанести на нее небольшое количество смеси растительного и эфирного масел. Массаж проводят большим пальцем, начиная с плавных движений по часовой стрелке (чтобы не запутаться, представьте, что часы лежат на вашем теле циферблатом вверх). Круги, которые описывает палец по коже, постепенно расширяются, но начиная с шестого снова начинают сужаться к одной точке. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов следует повторить трижды. Не стоит удивляться, если возникнут легкие болевые ощущения – это может быть признаком того дисбаланса, избавить от которого как раз и призван массаж марм.

Речь идет о возможном дисбалансе трех аюрведических дош – Ваты, Питты или Капхи. Дисбаланс Ваты может быть описан такими категориями, как «холодность», «сухость», «неравномерность», «шероховатость». Ключевые точки, которые могут быть задействованы в таком массаже – адхипати (макушка), стхапани (он же «третий глаз», точка в центре лба), нила и манья (под ухом на переднем и боковом участках шеи), набхи (ниже пупка на 5 см), басти (ниже пупка на 10 см), гуда (конец копчика).

Делая массаж, важно соблюдать плавность движений и использовать много теплого масла, излишки которого необязательно убирать с кожи – пусть впитываются. Особенно полезно обильно покрывать маслом живот. Ощутимый эффект можно описать как согревающий, и его надо поддержать: после окончания массажа остаться лежать под одеялом, можно положить грелку на места, которые массировались. В процессе массажа лучше использовать кунжутное масло или масло лесных орехов в качестве базового. Из эфирных прекрасно себя зарекомендовали масла аира, базилика, аралии индийской, имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, ромашки, сандала, эвкалипта, шалфея. Масла смешиваются исходя из пропорции – 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

При дисбалансе Питты (горячность, напряженность) эффект должен восприниматься, наоборот, как умеренное охлаждение. Поэтому в качестве растительного масла желательно использовать оливковое или кокосовое, а в качестве эфирного – какое-либо из масел мелиссы, мяты, жасмина, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. Ключевые точки – стхапани, нила и манья, хридайа (прямо под сердцем), басти. Прикосновения должны быть медленными и осторожными.

При дисбалансе Капхи (определяющая черта – влажность) массаж должен оказывать бодрящий эффект. Движения – энергичные, даже резкие. Масла должно быть немного, оно должно быть согревающее: растительное – миндальное, горчичное или рапсовое, эфирное – масла тысячелистника, мирры, корицы, кадрамона, имбиря, базилика, апельсина. Их жирность может быть снята добавлением спирта или присыпки. Ключевые точки – адхипати, урви (середина плеча и середина бедра), басти, талахридайа (центр тыльной стороны ладони), кшипра (основания большого пальца и мизинца руки), ани (наружная сторона колена и внутренняя поверхность локтя).

Ключевые «точки жизни» полезно массировать – на этом отчасти основан эффект и традиционного массажа, а масляный массаж всего тела задевает почти все наружные мармы, поэтому его воздействие на организм так благотворно.

Гикку Бенни,

врач аюрведы (B.A.M.S.), Марма специалист, больница МУВАТТУПУЖА, Кочи, Индия

Так же, как нервы, соединяясь между собой, образуют ганглии, нервные пучки, так и пранические каналы в местах скопления и пересечения большого их количества образуют пранические узлы, или Марма точки. Марма располага­ются по всей поверхности тела, причем, зачастую топография Марма точек соответствует топографии древнекитайских классических акопунк­турных точек.

Все марма-точки делятся на две большие группы – основные марма-точки и дополнительные. Основных точек сто семь, а дополнительных – намного больше. Вангасена пишет (Вс.С.77.347.): «Агни, Сома, Анила, Саттва, Раджас, Тамас и Атма пронизывают основные марма-точки, поэтому их травма или повреждение может привести к смерти».

По органам, на которых локализуются основные марма-точки, их делят на мышечные (11), канальные (41), тканевые (27), костные точки (8) и точки сочленений (20).

На бедрах находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курча , Курча-шира , Гульпха , Индра-басти , Джани , Ани , Урви , Лохитакща и Витапа

На груди и животе находятся Гуда , Басти , Набхи , Хридая , Стана-мула , Стана-рохита , Апалапа и Апастамбха – всего восемь.

На спине находятся Катика , Таруна , Кукундара , Нитамба , Паршва-сандхи , Брихати , Ампсапхалака и Скандха – всего девять.

На боку находятся Кщипра , Тала , Хридая , Курчча , Курчча-шира , Мани-бандха , Индра-басти , Курпара , Ани , Варти , Лохитакща и Какщадхара – всего двенадцать. Это парные точки.

Над ключицами находится тридцать семь точек – Дхамани (4), Матарка (8), Каркатика (2), Видхура (2), Пхана (2), Апанга (2), Аварта (2), Уткщепа (2), Шамкха (2), Стхапани (1), Симанта (5), Щрингатака (4) и Адхипати (1).

Тала, Хридая, Индра-басти, Гуда-стана и Рохита – мышечные точки.

Нила, Дхамани, Матрика, Щрингатака, Апанга, Стхапани, Пхана, Стана-мула, Апалапа, Апастамбха, Хридая, Набхи, Паршва-сандхи, Брихати, Лохитакща и Урви – сосудистые точки.

Ани, Витапа, Какщадхара, Курчча, Курча-шира, Васти, Кщипра, Амса, Видхура и Уткщепа – тканевые точки.

Катика, Таруна, Нитамба, Амсапхалака и Шамкха – костные.



Джану, Курпара, Симанта, Адхипати, Гульпха, Мани-бандха, Кукундара, Аварта и Крикатика – точки сочленений.

Все вышеперечисленные марма-точки делятся на пять групп:

1. Садьях пранахара марма («Великие марма»). В эту группу входят марма-точки, повреждение которых ведет к быстрой смерти – смерть наступает в течение семи дней. Это девятнадцать первостепенных точек, расположен­ных в основном на центральной линии спереди и сзади тела. Они являются самыми главными стабилизаторами и распределителями движения Праны в организме. Могут использоваться как скоропомощные точки при потере сознания, коме или угрозе смерти. Воздействовать на них можно только пальцами, возможно нанесение специальных кремов или масел. Прижигание, глубокое иглоукалывание, постановка пиявок - противопоказаны.

2. Калантара пранахара марма. К этой категории марма относятся точки, повреждение которых вызывает медленную смерть – смерть наступает от пятнадцати до тридцати дней от момента повреждения точки. Всего их тридцать три. На них можно воздействовать немного сильнее, чем на «Великие марма», но иголки и пиявок на них не ставят. К ним относятся все восемь точек, расположенных на груди и животе, а также Симанта (5), Тала (4), Кщипра (4), Индра-басти (4), Катика , Таруна , Паршва-сандхи (2), Брихати (2) и Нитамба (2).

3. Вишальягхна марма. Это точки, проникновение в которые инородных тел (стрел, глубоких и толстых заноз, игл, осколков стекла и т.д.) ведет к смерти – смерть наступает сразу же после удаления инородного тела. Если же рана находится рядом с точкой, то патологический эффект развивается таким же путем, как у следующих двух видов точек. Этих точек всего три – Уткщепа (2) и Стхапани (1).

4. Вайкальякара. Это сорок четыре точки, повреждение которых вызывает сильную боль и страдания. К ним относятся Лохитакща (4), Ани (4), Джани (4), Урви (4), Курчча (4), Витапа (2), Курпара (2), Кукундара (2), Какщадхара (2), Видхура (2), Крикатика (2), Амса (2), Амсапхалака (2), Апанга (2), Нила (2), Пхана (2) и Аварта (2).

5. Руджакара. Повреждение этих точек ведет к появлению болезней, или, в редких случаях, к смерти. Этих точек восемь. К ним относятся Гульпха (2), Мани-бандха (2) и Курча-шира (4).

Исходя из другой классификации, выделяют три вида марма-точек:

1. Великие Марма. Это девятнадцать основных точек, повреждение которых ведет к быстрой смерти человека.

2. Жизненные Марма. Более второстепенные, но достаточно энергетически насыщенные точки. Локализуются не только на всех двенадцати меридианах, о которых говорит китайская медицина, но и вне их, а также соответствуют выходам всех пульсирующих сосудов. Слишком интенсивное воздействие противопоказано. Их повреждение может привести к тяжелым болезням, а в некоторых случаях и к ле­тальному исходу.

3. Травмирующиеся Марма. Соответствуют проекциям внутрен­них органов на кожу и регулируют движение пранических токов на уровне конкретного органа или его отдела. Воздействие на эти точки с помощью определенных масел, массажных приемов, про­гревания и прижигания, наложения драгоценных и полудрагоцен­ных камней, металлов или посредством постановки пиявок приво­дит к нормализации пранических токов в пораженном органе или в системе органов, что способствует нормализации баланса доша в результате упорядоченности движения Праны и Тридоша. Сильное повреждение ведет к появлению болезней.

В теле человека и в окружающем мире циркулирует непрерывный поток солнечной и лунной энергии. Солнечная и лунная праническая энергия проявляется как "положительная и отрица­тельная энергии" (на самом деле восходящая и нисходящая энер­гия), свет и тьма, тепло и холод, мужское и женское начало, напол­ненность и опустошенность, и так далее. Когда в праническом по­токе в организме преобладает солнечная энергия, это дает ему активность и наполненность теплом и силой, преобладает разум и осознанность, а дыхание происходит через правую ноздрю. Когда же преобладает лунная энергия, то активность человека снижена, преобладают чувства и инстинкты, тело охлаждается и открыта левая ноздря. Поток Праны, проходя через правую или левую ноздрю, обеспечивает определенные усло­вия для изменения не только в настроении и поведении, но и в процессах обмена веществ и баланса Тридоша. Солнечная энергия помогает процессу пищеварения и трансформации семи тканей организма, а лунная – процессу усвоения питательных веществ и росту, увеличению объема тканей.

Чем хуже происходит процесс усвоения Праны в организме, чем сильнее забиты Амой каналы, по которым она движется, тем ниже уровень сознания данной личности. Причем, уровень сознания не обязательно кармическая, "врожденная" характеристика человека. Все мы, в зависимости от наших прошлых воплощений, находимся на какой-либо ступени развития личности, но суть не в том, что кто-то находится чуть выше или чуть ниже в данный конкретный момент или отрезок времени, а в том, на сколько повысил или, наоборот, понизил человек свой уровень в процессе индивидуальной эво­люции. Ведь кто-то мог родиться с громадным потенциалом, нако­пленным в прошлых воплощениях, а за эту жизнь ни на йоту не приблизиться к постижению Господа и себя как бессмертной души, или даже умудрился рас­тратить часть своего духовного потенциала и деградировал относи­тельно того, что у него было, хотя он и остался на достаточно вы­соком духовном уровне. А в это же время другая душа получает че­ловеческое тело после многих и многих странствий в телах живот­ных с их низким уровнем сознания, но, не смотря на это, имея дос­таточно разума для осознания своего положения, хоть ненамного, но расширяет и поднимают уровень своего сознания с помощью той или иной трансцендентальной, религиозной или благочестивой деятельности. Безусловно, этот процесс зависит и от беспричинной милости Господа, но ни в коем случае нельзя упускать из виду желания и вкус к духовной самореализации живого существа и его свободу выбора.

Ману Самхита дает совет, как можно нейтрализовать дурное влияние собственной косности, лени и неуверенности в себе (М.С.4.137.): "Не следует презирать себя за прежние неудачи; надо до смертного конца стремиться к счастью и не считать его труднодос­тижимым".

Существует два вида нарушения движения Праны по праническим каналам - ее избыток в данном канале и, соот­ветственно, в органе, находящемся в зависимости от этого канала, или ее недостаток. Не всегда избыток Праны в одном канале соот­ветствует ее недостатку в другом, и наоборот. Причина недостато­чности Праны в канале может скрываться в "забитости" этого кана­ла Амой или нарушениях движения доша по данному каналу, а также в движении Капха доша по каналам движения Вата или Питта доша. Эта же причина может вызывать избыток Праны в данном канале. Для снятия увеличения пранической энергии в ка­нале его необходимо седатировать, а для восстановления и увели­чения ее уровня - тонизировать. В случае забитости каналов Амой сначала назначаются очистительные препараты и процедуры, и только после этого врач переходит непосредственно к Марма-терапии. Если же существует пережатие или травма энергетического канала, врач в каждом из случаев выбирает соответствующий дисбалансу метод воздействия. Сватмарама пишет (Х.Й.П.2.5.), что только тогда, когда пранические каналы полностью очищены, йогин получает контроль над Праной.