Любимец поэтов и поклонников поэзии, сонет ведет свою родословную от сочинений провансальских трубадуров, которые создали светскую лирику и первыми стали слагать песни на народном языке, а не на латыни. Название жанра восходит к провансальскому слову sonet - звонкая, звучная песенка.

Что такое сонет? История возникновения

(1209-1229), охватившие юг Франции, вынудили многих трубадуров перебраться на Сицилию, где в 1200-е годы в Неаполе, при дворе мецената и стихотворца Фридриха Второго, сформировалась школа поэзии. Ее представители способствовали превращению сонета - по-итальянски он уже назывался sonetto - в ведущий жанр своего творчества. Сицилийские поэты пользовались тосканским диалектом, который уже на рубеже 13-14 веков лег в основу итальянского литературного языка. Многие гении Ренессанса писали сонеты: Петрарка, Данте, Боккаччо, Пьер де Ронсар, Лопе де Вега, Шекспир... И каждый из них привносил в содержание стихотворений что-то новое.

Особенности формы

Классический сонет состоит из четырнадцати строф. В эпоху Итальянского и Французского Возрождения поэты писали стихотворения в форме двух катренов (четверостиший) и двух терцин (трехстиший), а в период Английского - трех катренов и одного двустишия.

Стихотворение-сонет невероятно музыкально, именно поэтому для него легко слагать музыку. Определенный ритм достигался благодаря чередованию мужской и женской рифмы, когда ударение падает на последний и, соответственно, на предпоследний слоги. Исследователи выявили, что классический сонет содержит в себе 154 слога, однако эту традицию соблюдали не все поэты. Италия, Франция и Англия - три колыбели развития данной стихотворной формы. Авторы сонетов - выходцы из каждой страны - вносили некоторые изменения в форму и композицию.

Венок сонетов

Это особенная форма поэмы возникла в Италии в 13 веке. В ней 15 сонетов, и в последнем заключается основная тема и идея остальных четырнадцати. По этой причине авторы начинали работу с конца. В пятнадцатом сонете важными являются две первые строфы, а по традиции, первый сонет должен непременно начинаться первой строкой последнего и заканчиваться второй. Не менее интересны и другие части поэмы-венка. В остальных тринадцати сонетах последняя строка предыдущего обязательно должна быть первой строкой последующего.

Из русских поэтов в истории мировой литературы запомнились имена и Валерия Брюсова. Они великолепно знали, что такое сонет, поэтому проявляли интерес и к венку сонетов. В России такая форма написания зародилась в 18 веке. Гений Валерий Брюсов был мастером этого жанра и строго соблюдал сложившиеся устои. Его последнее стихотворение из венка сонетов ("Роковой ряд") начинается строками:

"Четырнадцать назвать мне было надо

Имен любимых, памятных, живых!"

Чтобы композиция жанра была более понятна, необходимо провести небольшой анализ. По традиции, заключительной строфой начинается первый сонет, а заканчивается - второй; третий сонет начинается последней строкой предыдущего, в данном случае - "имен любимых, памятных, живых!" Можно утверждать, что Валерий Брюсов достиг совершенства в этом жанре. На сегодняшний день литературоведы насчитали 150 венков сонетов русских поэтов, а в мировой поэзии их около 600.

Франческо Петрарка (1304-1374). Итальянское Возрождение

Его называли первым человеком Ренессанса и основателем классической филологии. Франческо Петрарка получил образование юриста, стал священником, однако жил не по принципу теоцентризма. Петрарка объездил всю Европу, находясь на службе у кардинала, начал свою литературную деятельность в селении Воклюз на юге Франции. Всю жизнь он толковал древние рукописи и отдавал предпочтение античным классикам - Вергилию и Цицерону. Многие свои стихотворения, включая сонеты, Петрарка поместил в сборник "Канцоньере", что в дословном переводе означает "Книга песен". В 1341 году за литературные заслуги его увенчали лавровым венцом.

Особенности творчества

Главная черта Петрарки - любить и быть любимым, однако эта любовь должна относиться не только к женщине, но и к друзьям, родным, природе. Эту идею он отразил в своем творчестве. Его книга "Канцоньере" имеет отношение к музе Лауре де Нов, дочери рыцаря. Сборник писался практически все жизнь и имел две редакции. Сонеты носят название "На жизнь Лауры", второй - "На смерть Лауры". Всего в сборнике - 366 стихов. В 317 сонетах Петрарки прослеживается временная динамика чувств. В "Канцоньере" автор видит задачу поэзии в воспевании прекрасной и жестокой мадонны. Он идеализирует Лауру, но она не теряет и своих реальных характеристик. Лирический герой испытывает все невзгоды и мучится, что ему приходится нарушать священный обет. Самый известный сонет автора - 61, в котором он рад каждой минуте, проведенной со своей возлюбленной:

"Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!"

Сборник Петрарки - поэтическая исповедь, в которой он выражает свою внутреннюю свободу и душевную независимость. Он переживает, но не жалеет о любви. Он словно оправдывается и прославляет земную страсть, ведь без любви человечество не может существовать. Стих-сонет отражает эту идею, и ее продолжают поддерживать поэты более позднего времени.

Джованни Боккаччо (1313-1375). Итальянское Возрождение

Великий писатель Ренессанса (наиболее известен своим произведением "Декамерон") был незаконнорожденным ребенком, поэтому изначально к нему относились с презрением, но талант одержал верх, и юный поэт получил признание. Смерть Петрарки настолько тронула Боккаччо, что он написал в его честь сонет, в котором раскрыл мысль бренности земной жизни.

"К Сеннуччо, к Чино присоединился,

И к Данте ты, и пред тобой

Тогда сокрытое от нас предстало зримо."

Джованни Боккаччо посвящал сонеты Данте Алигьери и другим гениям, а главное - женщинам. Своих возлюбленных он называл одним именем - Фьяметта, однако его любовь не такая возвышенная, как у Петрарки, а более приземленная. Он немного изменяет жанр сонета и воспевает красоту лица, волос, щек, губ, пишет о своем влечении к красавице и описывает Плута и любимца женщин ожидала суровая участь: разочаровавшись в натуре прекрасных созданий и потерпев предательство, Боккаччо в 1362 году принял духовный сан.

Пьер де Ронсар (1524-1585). Французское Возрождение

Родившись в семье состоятельных и знатных родителей, Пьер де Ронсар имел все возможности для получения хорошего образования. В 1542 году он подарил скудной французской поэзии новые стихотворные размеры и рифмы, за что и был заслуженно назван "королем поэтов". Увы, за свои успехи он жестоко расплатился и потерял слух, но его не покидала жажда самосовершенствования. Передовыми античными поэтами он считал Горация и Вергилия. ориентировался на творчество своих предшественников: он знал, что такое сонет, и описывал красоту женщин, свою любовь к ним. У поэта было три музы: Кассандра, Мари и Елена. В одном из сонетов он признается в любви к некоей темноволосой и кареглазой деве и уверяет ее, что ни рыжеволосые, ни светлоокие никогда не вызовут в нем светлых чувств:

карих глаз живым огнём пылаю,
Я серых глаз и видеть не желаю…"

Уильям Шекспир (1564-1616). Английское Возрождение

Помимо великолепных комедий и трагедий, занесенных в сокровищницу мировой литературы, Шекспир написал 154 сонета, представляющих особый интерес для современных литературоведов. О его произведениях говорили, что "этим ключом он открывал свое сердце". В некоторых сонетах писатель делился своими душевными переживаниями, а в других был сдержанным, драматичным. Шекспир посвящал четырнадцатистрофные стихотворения своему другу и Смуглой Леди. Каждому сонету свойственен номер, поэтому нетрудно выявить градацию чувств автора: если в первых произведениях лирический герой восхищается красотой, то после 17 сонета приходят мольбы о взаимности. В стихотворениях под номером 27-28 это чувство - уже не радость, а наваждение.

Сонеты Шекспира писались не только на любовные темы: иногда автор выступает в роли философа, мечтающего о бессмертии, и осуждает пороки. Тем не менее женщина для него - существо совершенное, и он с уверенностью утверждает, что красоте суждено спасти мир. В знаменитом сонете 130 Шекспир восхищается земной красотой своей возлюбленной: ее глаза не сравнить со звездами, цвет лица далек от оттенка нежной розы, но в последнем двустишии он уверяет:

"И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали."

Итальянские, французские и английские сонеты: сходства и отличия

Ренессанс подарил человечеству множество шедевров литературы. Начавшись в Италии в тринадцатом веке, немного позже эпоха перешла во Францию, а через два столетия - в Англию. Каждый писатель, будучи выходцем из той или иной страны, привносил в форму сонета некоторые изменения, но неизменной оставалась наиболее актуальная тематика - воспевание красоты женщины и любви к ней.

В классическом итальянском сонете катрены писались на две рифмы, терцеты же разрешалось писать как на две, так и на три, а чередования мужских и женских рифм было необязательным. Иными словами, ударение в строфе могло падать как на последний, так и на предпоследний слог.

Во Франции был введен запрет на повторение слов и использование неточной рифмы. Катрены от терцетов строго отделялись друг от друга синтаксически. Поэты эпохи Возрождения из Франции писали сонеты десятисложником.

В Англии было введено новшество. Поэты знали, что такое сонет, но вместо его привычной формы, состоящей из двух катренов и двух терцетов, было три катрена и одно двустишие. Заключительные строфы считались ключевыми и несли в себе выразительную афористическую сентенцию. Таблица демонстрирует нормированные варианты рифм в разных странах.

Сонет сегодня

Четырнадцатистрофная оригинальная форма стиха успешно эволюционировала и в творчество современных писателей. В двадцатом веке самой распространенной являлась французская модель. После того как Самуил Яковлевич Маршак блестяще перевел сонеты Шекспира, авторов заинтересовала английская форма. Последняя пользуется спросом даже сейчас. Несмотря на то что все сонеты были переведены выдающимися гениями литературы, интерес к этому жанру остается актуальным до сих пор: в 2009 году Александр Шаракшанэ выпустил сборник с переводами всех сонетов Шекспира.

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что сонет - один из самых традиционных лирических жанров европейской литературы.

З.И. Плавскина утверждает, что «термин «сонет», дословно переводящийся как «песенка», означает строфу, состоящую из 14 строк, сгруппированных в строго определенном порядке. Условно сонет можно разделить на два четверостишия и два трехстишия, где в общей сложности употребляется пять рифм, две в катренах и три в терцетах (трехстишиях).

Сонет занимает важное место в литературе эпохи Возрождения. История термина свидетельствует о сложном процессе возникновения и заимствования данного лирического жанра.»

Одним из ярких представителей этого литературного жанра является А. Данте. Этот писать известен не только « Божественной комедией», но и сонетами, которые автор писал в юношестве. Одним из его наиболее известных произведений, содержащих сонеты является « Новая жизнь».

А.Л. Доброходов в своей книге говорит о том,что ««Новая жизнь» представляет собой несколько сонетов, канцон и баллада, в которых Данте передает свои чувства и переживания. Мотивом к написанию « Новой жизни» стала трепетная любовь поэта к дочери друга его отца Фолько Портинари - юной и прекрасной Беатриче. Как раз об этой любви Данте и рассказывает в своем произведении.»

На мой взгляд, в этом произведении «Новая жизнь» писатель очень красиво передал все чувства, бушующие у него в сердце. Читая страницу за страницей понимаешь, на сколько сильна была любовь Данте к Беатриче, а так же как больно было поэту переживать смерть своей возлюбленной. Именно поэтому мне хотелось проанализировать сонеты Данте.

Объектом исследования являются сонеты как жанр литературы.

Целью исследования является изучение художественного своеобразия жанра сонета в творчестве Данте.

В связи с данной целью решаются следующие задачи:

1. определить теоретические особенности изучения сонета как жанра литературы,

2. проанализировать художественное своеобразие сонетов в творчестве Данте.

Работа композиционно состоит из двух глав. Первая глава посвящена сонету как жанру художественной литературы. Вторая глава представляет собой анализ произведения А. Данте «Новая жизнь». В ней рассматривается структурные и сюжетно-композиционные особенности.

Общая характеристика сонета как жанра литературы

Структурное своеобразие сонета

Сонет - один из самых традиционных лирических жанров европейской литературы, однако, на протяжении семи веков своего существования он не утратил привлекательности. Сонет занимает важное место в литературе эпохи Возрождения. История термина свидетельствует о сложном процессе возникновения и заимствования данного лирического жанра. Слово Sonett (новолат. sonetus, ит. sonetto) представляет собой форму, производную от лат. sones (ср. со старофр. son - «тон», «звук») и образованную с помощью уменьшительного суффикса. С итальянского же сонет переводится как «песенка».Сонет-это лирическое стихотворение из 14 строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в сер. 13 в. И его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из 2 катренов(строфа из 4-х строк с перекрестной рифмой) и 2 терцетов(строфа из 3 строк).В 16 в. перешел из итальянской поэзии во французскую и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона -- французский и итальянский.

Изучив огромный объем научной информации, я пришла к выводу, что для сонета характерна особенная последовательность: «французская» -- abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянская» -- abab abab cdc dcd (или cde cde). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой -- abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), -- приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру. Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете -- чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих. Из-за своей краткости сонет часто включался в циклы, которые связываются тематически. С начала ХХ в. исторически строгое регулирование сонетной формы становится предметом споров, которые сопровождаются трансформациями жанра, и намеренные отступления от формы на всех уровнях становятся для поэтов все более привычными.

По поводу сонетной формы споры велись во все времена, но, на мой взгляд, наиболее точное определение сонета дал Д. Н. Ушаков, который установил, что доминантным признаком сонета считается стихотворение из 14-ти строф, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы).

Изученные мной источники имеют некоторые различия, но как раз эти отклонения помогли мне составить ряд стихотворных форм, которые построены на основе сонета:

1)«Венок сонетов», состоящий из 15 сонетов, связанных друг с другом по определённой схеме. Первая строка второго сонета совпадает с последней строкой первого сонета, первая строка третьего -- с последней строкой второго и т. д. Четырнадцатый сонет завершается первой строкой первого сонета (как бы первый сонет начинается последней строкой четырнадцатого). Пятнадцатый сонет (магистральный сонет) состоит из первых строк предшествующих 14 сонетов. Магистральный сонет является тематическим и композиционным ключом (основой) венка; обычно он пишется раньше других сонетов венка. Венок сонетов изобретён в Италии в XIII веке. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм).

Мне удалось выяснить, что первый венок сонетов на русском языке принадлежит филологу Фёдору Коршу, который в 1889 году перевёл венок сонетов словенского поэта Франце Прешерна. Венок сонетов -- одна из немногих твёрдых форм, к которой обращались поэты и в советское время (Семён Кирсанов, Кирилл Ковальджи и Юрий Абрамов).

По моему мнению, необходимо отметить, что венок сонетов имеет широкое распространение не только в литературе, но и в музыке. Яркими представителями рок-музыки, которые прибегают к форме венка сонетов являются Сергей Калугин, Rosarium.

По поводу онегинской строфы велись и ведутся споры. Некоторые ученые относят ее к сонетной форме, другие же отрицают это. Но, на мой взгляд, было бы логично включить онегинскую строфу в ряд стихотворных форм, построенных на основе сонета.

2) Онегинская строфа, представляющая собой сонет английского типа с обязательным чередованием перекрёстной, парной и опоясывающей рифмовки в катренах. Строфа, которой был написан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,взята от сонета «английского» («шекспировского») типа,т. е. строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета -- принцип упорядоченности рифменной схемы.

Однако, как я отмечала раннее, онегинскую строфу нельзя однозначно относить к сонетной форме, т. к. в отличие от сонетной традиции, в которой рифма строится при помощи связи катренов между собой рифменными цепями, Пушкин ввел свою систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором -- парная, в третьем -- опоясывающая.

Каноническими формами сонета признаны: « французский», « английский» и « итальянский».необходимо отметить, что существуют отступления от нее, которые многообразны: нетрадиционные размеры, нетрадиционные рифмовки. Одна из наиболее известных разновидностей - нетрадиционный объем, так называемый сонет с кодой («с хвостом»).

3) «хвостатый сонет»или «сонет с кодой», в котором к произведению добавляется ещё один или несколько терцетов или дополнительная строка. Такая форма используется преимущественно в стихах комического содержания; некоторые строки в таких кодах бывают укороченными.

4) Другая разновидность -нетрадиционный порядок, например, «опрокинутый сонет» или «перевернутый сонет», в котором терцеты не следуют за катренами, а предшествуют им;

Классификация сонетных форм во многих источниках на этом заканчивается, но Б. В. Томашевский дает более широкое описание разновидностей сонета:

5)«половинный сонет», состоящий из 1 катрена и 1 терцета

6)«безголовый сонет», в нем отсутствует первый катрен;

7)«сплошной сонет», написанный на двух рифмах;

8)«хромой сонет», с укороченными четвёртыми стихами в катренах.

Кратко:

Сонет (от итал. sonare - звучать) - лирический жанр; стихотворение, состоящее из 14-ти строк: двух четверостиший с опоясывающей и смежной рифмовкой и двух трехстиший с рифмами, отличными от рифм в четверостишиях, - парной и перекрестной.

Например, сонеты писали Ф. Петрарка, П. Ронсар, В. Шекспир, И.В. Гете и др.

Однако можно встретить и свободную форму сонета, отступающую от классических канонов, к примеру, «Скорпион» или «Предвещание» К. Бальмонта.

С точки зрения внутренней композиции, первая строфа - своеобразная экспозиция, в которой называется тема сонета, второе четверостишие ее развивает, в следующем трехстишии намечается развязка, а в последних двух (реже - в шести) строках содержится вывод. Как правило, ключевым словом в сонете является последнее. Концовка стихотворения, эмоциональная, образная, называется «сонетный замок».

Цикл сонетов, состоящий из пятнадцати стихотворений, связанных друг с другом каким-либо поэтическим принципом или приемом, выстроенный в особом порядке, называется «венок сонетов», причем последний из них составлен из первых строк предыдущих четырнадцати и именуется «магистралом» или «магистральным». Например, «венки сонетов» И. Сельвинского «Рысь» и «Юность» («Мне 20 лет...»).

Как лирический жанр сонет появился в XIII в. Первые тексты такого рода принадлежат Данте Алигьери, Ф. Петрарке, Микеланджело Буонаротти. В XVI в. он стал популярен во Франции (П. Ронсар), блестящие образцы английских стихотворений сонетной формы на рубеже XVI - XVII вв. найдем в творчестве В. Шекспира. В русской литературе сонет появился в XVIII в. в поэзии В. Тредиаковского, А. Сумарокова, Г. Державина. В XIX - XX вв. к этому жанру обращались А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Лермонтов, А. Фет, Я. Полонский, К. Павлова, Ап. Григорьев, К. Бальмонт, А. Блок, Вяч. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, М. Кузмин, Н. Гумилев и др.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Сонет (от итал. sonare — звучать). Создателем сонета считается сицилийский поэт Якопо да Лентини, в первой половине XIII в. служивший нотариусом при дворе Фридриха Второго.

Сонет быстро «перекочевал» с Сицилии на материк, в Италию, где очень прочно утвердился, а уж оттуда — в Англию, Францию, Испанию, позже — в Германию. Первым (по значению) мастером сонета в начальный период его эволюции был Франческо Петрарка, хотя блестящие образцы его мы видим ещё в XIII в., у предшественников и старших современников Данте — у Фольгоре да сан Джиминьяно, у Гвидо Кавальканти и других, не говоря уже о самом Данте. Перечислим особенности сонетной формы.

Сонет состоит из четырнадцати строк и распадается на два катрена (четверостишия) и два терцета (трехстишия). Схема рифмовки: абба/абба/вгв/гвг или абба/абба/ вгд/вгд. Допустимо в катренах и применение перекрестной рифмовки: абаб/абаб.

Рассмотрим вышеприведенные терцеты, чья структура характерна для итальянских сонетов. У схемы вгв/гвг есть некоторый изъян: терцеты лучше строить на трёх рифмах для компенсации известного однообразия рифм в катренах. Между прочим, очень изящную схему терцетов на две рифмы предложил А. А. Дельвиг: вгг/ввг. Тернарная рифмовка вгд/вгд для русских сонетов не очень подходит, ибо в ней нарушается альтернанс (чередование мужских и женских окончаний); для итальянцев же это безразлично: в итальянских стихах женских окончаний чуть ли не 90%, поэтому ритмика окончаний стилистически нейтральна, а у нас — нет.

Необходимость соблюдать альтернанс во французском стихе «вынудила» поэтов Плеяды, создателей первых французских сонетов, разработать такие схемы рифмовки терцетов: ввг/ддг и ввг/дгд. Первая схема, пожалуй, особенно хороша с перекрёстной рифмовкой в катренах: получается как бы одическая строфа абабввгддг с удвоенным катреном; вторая, по мнению автора этих строк, наиболее грациозна и приемлема для русского сонета.

Для русского сонета лучший размер — пятистопный ямб. Допустим и шестистопный, но тогда звучание может оказаться несколько тяжеловесным; однако такая тяжеловесность в ряде случаев как раз может прекрасно соответствовать содержанию. (Некоторые сонеты И. Анненского и А. Ахматовой, написанные четырехстопным ямбом и даже четырёхстопным хореем, — редчайшие исключения, которые лишь подтверждают правило.)

Совершенно необходимы в сонетах абсолютно точные рифмы, их богатство и желательно редкость, а также строжайшее соблюдение правил альтернанса. В произведениях, написанных шестистопным ямбом — как и во всём, что пишется этим размером, — непременное условие: постоянная цезура после третьей стопы. Жёсткий запрет употреблять в сонете одно и то же значащее слово хотя бы дважды, что, конечно, не относится к союзам, предлогам, местоимениям и т. п., окончательно сформулировал Буало в «Поэтическом искусстве». Но практика часто опровергает этот суровый запрет: видимо, повторение значащего слова допустимо, если это делается сознательно, для достижения определенного художественного эффекта, например, «Чистейшей прелести чистейший образец» (Пушкин).

Постоянный признак всех сонетов — неторопливая, возвышенная интонация, а также «высокая» лексика.
И тут мы подходим к важнейшей особенности сонета — его композиции.

Нельзя не заметить, что в поэзии всякого европейского народа сонет появляется при переходе от Средневековья к Возрождению. Чем обусловлена эта закономерность?

Сонет — не только сложная форма, но и интеллектуальный поэтический жанр, главнейшая его черта — диалектика. Он не случайно расцвел именно в эпоху Возрождения, когда человечество отвергало слепую средневековую веру и обращалось к разуму, к логике, к опыту, к знанию. Чтобы писать хорошие сонеты, мало виртуозно владеть формой, нужно также виртуозно мыслить.

Как же строится ход мысли в сонете? В первом катрене намечается тема всей вещи в целом, во втором она развивается, как бы достигая апогея, в первом терцете «идёт под гору», во втором — происходит «взрыв». Или ещё лучшая формулировка — сонет образует «гегелевскую триаду»: первый катрен — теза, второй — антитеза, третий — синтез, «Большой удар», «катастрофа» — в последней строке и желательно в её последнем слове, называемом «ключом сонета».

Несколько слов скажем и о сонете в Англии, где он претерпел ряд модификаций, обусловленных особенностями языка. Чисто английский сонет был создан Генри Говардом Сарри, выдающимся новатором, во многом обогатившим английское стихосложение, — в частности, именно он ввел в английскую и мировую поэзию белый пятистопный ямб, когда перевел этим размером две песни «Энеиды». Сарри не написал ни одного сонета по петраркистскому канону. После ряда экспериментов он наконец "сконструировал" сонет, несправедливо называемый «шекспировским», ибо великий драматург писал свои сонеты именно по этой модели: абаб/вгвг/деде/жж.

У формы, введённой Сарри, свои особенности. Иногда, как и в петраркистском сонете, «слом» начинается после первых восьми строк (например, у Шекспира в сонете XVIII). Но возможно и другое построение, вызванное тем, что введением двустишия после трёх стереотипно рифмованных катренов достигается эффект «обманутого ожидания»: материал катренов идет «в одно» с большим или меньшим нагнетанием, а в заключительном двустишии выражается нечто противоположное, порой даже отрицающее катрены (у Шекспира же — в сонетах XXX, XVI СХХХ и многих других) — и здесь диалектика налицо! Любопытно, что таким же образом построены многие строфы «Евгения Онегина».

Если кому-нибудь захочется писать на русском языке сонеты по канонам Сарри, то, пожалуй, лучше строить их сплошь на мужских рифмах: тогда они обретут хорошую массивность и несколько «английское» звучание. Сонет же, написанный по петраркистскому канону и целиком на женских рифмах, прозвучит «сладостно», «по-итальянски», что может послужить подспорьем при разработке некоторых тем. К слову сказать, таких «итальянизированных» сонетов, сплошь построенных на женских рифмах, есть изрядное количество на немецком языке, например у Гёте, Шлегеля, Гейне, Мёрике. В русском сонете, написанном шестистопным ямбом, совершенно необходимо выдерживать альтернанс, причем такое произведение, пожалуй, приобретёт несколько «офранцуженный» характер: подавляющее большинство французских сонетов написано двенадцатисложником, размером, который, как правило, в русских переводах передаётся шестистопным ямбом, ближайшим эквивалентом французского размера в русском стихосложении, отчего и возникают соответствующие ассоциации.

Наконец, русский сонет, написанный пятистопным ямбом со строго выдержанным альтернансом, ассоциаций с каким-либо чужеязычным стихосложением не вызывает.

Если же относиться к сонетным канонам более «либерально», то можно сказать: некоторые нарушения допустимы, если читатель сразу поймет, что они сделаны сознательно, для достижения какого-либо художественного эффекта, а не порождены неумением автора, его незнанием этих канонов.

Как правило, сонет - это стихотворение из 14 строчек, написанное пятистопным ямбом, однако между двумя основными видами сонетов - шекспировским (английским) и петрарковским (итальянским) - есть существенные различия. Из этой статьи вы узнаете, как написать сонет в этих двух стилях, а также о художественных возможностях менее известных форм сонетов.

Шаги

Шекспировский сонет

    Используйте шекспировскую схему рифмовки. Шекспировский сонет - отличный инструмент для начинающего поэта, поскольку у него наиболее правильная и понятная схема рифмовки, а также ясная структура. У шекспировского сонета строки рифмуются всегда так:

    Используйте пятистопный ямб. Пятистопный ямб - это стихотворный размер, то есть способ измерения рифмы. Пятистопный ямб - правильный размер, и именно он является одним из самых частых размеров в английской литературе.

    Вносите в размер изменения. Большая часть текста должна быть написана пятистопным ямбом, однако это делает сонет предсказуемым и слишком правильным. Если слегка сдвинуть ударения, можно разнообразить размер и сделать сонет более интересным для слушателя. Кроме того, это привлечет внимание к ключевым моментам в вашем произведении.

    Используйте шекспировскую строфическую систему. Шекспировский сонет состоит из трех четверостиший и одного двустишия. Четверостишья состоят из четырех строк, написанных ямбом по схеме АБАБ; двустишие состоит из двух строк, написанных ямбом, по схеме АА.

    • В шекспировском сонете первые три четверостишья рифмуются так: АБАБ ВГВГ ДЕДЕ.
    • Двустишие завершает сонет: ЖЖ.
    • Можно отделять эти фрагменты друг от друга пропуском строки, а можно оставлять целым текстом, но в каждом сонете такого типа структура должна быть именно такой.
  1. Тщательно продумывайте строфы. У сонета должна быть общая идея, а каждая строфа должна развивать мысль. Представьте, что каждая строфа - это отдельная мысль или абзац, в котором вам нужно рассказать о какой-то отдельной особенности темы сонета. Каждое четверостишье должно вести к смене направления повествования, или вольте . В финале (в 13-й строчке сонета) наступает развязка или раскрывается мысль, к которой подводят четверостишья. В качестве примера рассмотрим тридцатый сонет Шекспира. :

    • В первом четверостишье описывается ситуация: "Когда на суд безмолвных дум своих воспоминанья прошлого влеку я..." Здесь читателю становится понятно, что автор размышляет о прошлом.
    • Второе четверостишье продолжает тему первого и развивает ее: "И об умершей плачу я любви, и о друзьях, исчезнувших в могиле".
    • В третьем четверостишье мысль снова получает продолжение и развитие: "От горя к горю вновь перехожу, печалюсь вновь печалями былого". Автор использует термины, связанные с торговлей: "за что платил, уплачиваю снова".
    • Завершающее двустишие начинается со слова "но", которое отмечает поворотный момент и новую мысль. В нем проблема не разрешается, однако тоска и грусть показываются с другой стороны: "Но только вспомню о тебе, мой друг, не станет больше ни утрат, ни мук".
  2. Тщательно продумайте тему. Сонет может быть посвящен чему угодно, однако классический сонет - это стихотворение о любви. Помните об этом.

    • Не забывайте, что из-за жесткой структуры вам будет сложно написать сонет о чем-то очень сложном или абстрактном. Развязка наступает достаточно быстро, поэтому выбирайте сюжет, который вам удастся интересно обыграть в конце сонета.
    • Если у вас есть сюжет, требующий размышлений, вам больше подойдет петрарковский сонет.
  3. Напишите свой шекспировский сонет. Не забывайте о схеме рифмовки, о пятистопном ямбе с небольшими отклонениями и необходимости развить мысль в трех четверостишьях. В последних двух строчках должна быть развязка.

    Петрарковский сонет

    1. Используйте петрарковскую схему рифмовки. У шекспировского сонета жесткая структура, но в случае с петрарковским сонетом все иначе. Первые восемь строчек (октет) обычно пишутся по схеме АББААББА, а в последних шести строчках возможны разные варианты. Чаще всего используются следующие схемы :

      • ВГВГВГ
      • ВГГВГВ
      • ВГЕВГЕ
      • ВГЕВЕГ
      • ВГВЕГВ
    2. Используйте пятистопный ямб. Все строчки должны быть написаны в виде "та-ДАМ", но не забывайте время от времени изменять размер, чтобы подчеркнуть ключевые слова и разнообразить звучание.

      Продумайте сюжет в соответствии с требованиями строфической структуры петрарковского сонета. У шекспировского сонета довольно жесткая структура, в то время как петрарковский сонет дает больше свободы: в нем есть октет, а затем завершающие шесть строчек, в которых можно развить тему. Благодаря этому петрарковский сонет больше подходит для сложных тем, требующих большого количества текста. В октете описывается тема и проблема. Кульминация наступает в девятой строчке, и в последних шести строчках описывается новый взгляд на проблему. Рассмотрим сонет Уильяма Водсворта "Монашке мил свой нищий уголок..." :

      • В первых восьми строчках описываются люди и животные, которых не беспокоит ограниченность пространства.
      • Автор переходит от самых почитаемых людей к низшим: от монахинь к отшельникам, студентам, ремесленникам и пчелам.
      • Изменение направления мысли наступает строчкой раньше, в конце восьми строк. Это не совсем соответствует традиции, однако поэты много экспериментировали с формой и изменяли ее в соответствии со своими потребностями. Вы можете делать то же самое.
      • Кульминация начинается со следующих слов: "И кто в тюрьме свой дом увидеть смог, тот не в тюрьме". Начиная с этих строчек, Водсворт разовьет мысль о том, кому может быть комфортно в ограниченном пространстве.
      • В завершающих шести строках автор говорит, что формальные границы сонета (то есть схема рифмовки, пятистопный ямб и строгая структура из восьми и шести строк) - это не тюрьма, а способ освободиться и обрести успокоение. Автор надеется, что читатель разделяет это чувство.
      • В последних шести строчках автор помогает читателю переосмыслить чувства и действия людей, о которых шла речь в первых восьми строках.
    3. Напишите петрарковский сонет. Как и в случае с шекспировским сонетом, не забывайте о схеме рифмовки, строфах, пятистопном ямбе с незначительными изменениями. Помните, что кульминацию можно немного сдвигать, как это сделал Водсворт. Можно прибегать и к другим изменениям. Сонет не раз видоизменялся, поэтому не бойтесь нарушить форму.

    Менее известные формы сонетов

      Попробуйте использовать "урезанную" форму сонета. Эта форма сонета была придумана Джерардом Мэнли Хопкинсом. Хопкинс видоизменил петрарковскую форму. С математической точки зрения хопкинсовский сонет - это три четверти петрарковского сонета, урезанного в соответствующих пропорциях. Поэкспериментируйте с этой формой, и вы увидите, как петрарковский сонет может существовать в условиях ограниченного места. Подумайте, меняется ли что-нибудь в соотношении двух частей при переходе к такой форме.

), чаще всего во «французской» последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede ) или в «итальянской» - abab abab cdc dcd (или cde cde ). Принято относить к сонетам также «шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой - abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»), - приобретший особую популярность благодаря Уильяму Шекспиру . Композиция сонета предполагает сюжетно-эмоциональный перелом (итал. volta ), который в «континентальном» сонете приходится, как правило, на переход от катренов к терцетам, а в шекспировском сонете - чаще всего или на 8-й, или на 13-й стих; в ряде случаев, однако, этот перелом оттягивается поэтом, иной раз даже до 14-го стиха (например, в 71-м сонете Филипа Сидни , «Who will in fairest book of Nature know…») .

Структурные признаки классического сонета

Основные

  • Количество строк - четырнадцать;
  • количество строф - четыре (два катрена, два терцета);
  • повторяемость рифм;
  • система рифмовки:
    • перекрёстная или охватная в катренах;
    • разнообразная в терцетах;
  • размер - распространённый в поэзии:
    • голландской, немецкой, русской, скандинавских стран - пятистопный или шестистопный ямб ;
    • английской - пятистопный ямб;
    • итальянской, испанской, португальской - одиннадцатисложный стих;
    • французской - александрийский стих .

Дополнительные

  • Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф;
  • интонационное различие катренов и терцетов;
  • точность рифм, чередование рифм мужских и женских;
  • отсутствие повтора слов (кроме союзов , междометий , предлогов и т. п.).

Вариации сонетного канона

На основе сонета построен ряд производных и усложнённых форм:

Отдельные поэты предлагали - систематически или в виде разового эксперимента - различные другие трансформации сонета - заслуживает внимания, в частности, «Сонет триолетно-октавный » Фёдора Сологуба (), складывающийся из триолета и октавы .

Сонет в Италии

Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215 - 1233) - нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму культивировали поэты «dolce stil nuovo » (Гвидо Гвиницелли , Гвидо Кавальканти , Чино да Пистойя) и представители демократической поэтической школы Тосканы (Чекко Анджольери, ит. Cecco Angiolieri). В творчестве первых получил дальнейшее развитие пришедший из поэзии трубадуров культ возлюбленной. В сонетах поэтов dolce stil nuovo женщина обожествляется, разрушаются сословные преграды в любви, исследуется духовный мир человека, совершенствуется поэтический язык. В плебейской поэзии Анджольери и его последователей воспевается будничная жизнь с её простыми человеческими радостями. Параллельно с любовным возникают сонеты политический и сатирический. Канонические правила написания сонета были сформулированы в 1332 году юристом из Падуи Антонио да Темпо.

Непревзойдённым мастером сонетной формы является Франческо Петрарка . Именно благодаря ему сонет стал средством изображения человеческих переживаний. Его «Книга песен» (1373) - триста произведений, имеющих одну сюжетную линию - рассказ о любви поэта к Лауре, надолго определила пути развития всей европейской лирики.

В Италии впервые появились сонеты не на итальянском языке - Иммануэль Римский‎ использовал эту форму в поэзии на иврите .

Сонет в Англии

Первый перевод сонета на английский язык выполнил Чосер . Он включил 88-й сонет Петрарки (под названием «жалоба Троила») в свою поэму «Троил и Крессида», без сохранения его формы. Томас Уайетт переводил Петрарку и писал подражания его сонетам, избрав, вероятно, под влиянием творчества французских поэтов схему abba abba cdd cee . Уайетт отошёл от петраркистской традиции томления по идеалу, лирический герой сонета максимально приземлён, а предмет его страсти - обыкновенная женщина. Интонация Уайетта приближена к разговорной речи, причём довольно часто встречаются отступления от размера и перебивки ритма. Эксперименты своего старшего современника продолжил граф Суррей , который отверг итальянскую форму сонета в пользу английской - трёх четверостиший с заключительным двустишием.

Сонет в России

В русской поэзии стандартный размер сонета - пятистопный ямб , но допускаются и отклонения. В отличие от большинства других твёрдых форм , сонет сохраняет актуальность и в современной русской поэзии. В качестве примеров можно привести «Сонеты на рубашках» Генриха Сапгира и «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» Тимура Кибирова , пародирующего Бродского . Айдын Ханмагомедов является автором редкого для русской поэзии каламбурного сонета.

Примечания

Ссылки

  • М. Л. Гаспаров. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях (глава «Твёрдые формы»)

Литература

  • Западноевропейский сонет XIII - XVII веков. Поэтическая антология. Вступительная статья З. И. Плавскина: - Л. ЛГУ. 1988. - 496 С. ISBN 5-288-00129-4
  • Горбунов А. Н. «Стеснённый размер» (Об английском сонете XVI-XIX веков) / Шекспировские контексты - М.: МедиаМир. 2006. - 364 С. ISBN 5-91177-011-6
  • Бехер И. Р. Философия сонета или маленькое наставление по сонету. Пер. с нем. Е. Кацевой // Вопросы литературы. 1965. № 10.- С. 190-208.
  • Hollander J. Sonnets: From Dante to the Present. Everyman"s Library, 2001. ISBN 0-375-41177-1 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Mario Boy
  • Binkd

Смотреть что такое "Сонет" в других словарях:

    Сонет - СОНЕТ лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом пятистопным или шестистопным; реже… … Словарь литературных терминов

    СОНЕТ - (ит. sonnetto, фр. sonnet). Форма стихотворения, состоящая из 14 ти пятистопных, преимущественно ямбических, строк в четырех строфах. В музыке маленькая песня. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОНЕТ… … Словарь иностранных слов русского языка

    СОНЕТ - СОНЕТ, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов… … Толковый словарь Ушакова

    "Сонет" - «СОНЕТ», стих. Л. (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой, с характерным для ивановского цикла мотивом неразделенной любви. Элегически медитативная интонация находит адекватное мелодич. выражение в протяженности стиха (6 стопный ямб) и в самой форме… … Лермонтовская энциклопедия

    СОНЕТ - (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во французской последовательности abba abba ccd eed (или ccd ede) или в… … Современная энциклопедия