Что такое Библия

Библия - это набор религиозных текстов, имеющих отношение к иудаизму и христианству и признаваемых в этих религиях священными. Тексты, провозглашаемые конфессиями, называются каноническими. В христианстве Библия состоит из двух значительных частей — Ветхого и Нового Заветов. В иудаизме Новый Завет не признаётся, как оспаривается и всё, связанное с Христом. Само существование его ставится под сомнение или принимается с большими оговорками.

Ветхий Завет

Ветхим Заветом называют часть Библии, созданную в дохристианскую эпоху. Это относится и к верованиям иудеев. Завет состоит из нескольких десятков книг, количество которых различается в христианстве и иудаизме. Книги объединены в три раздела. Первый носит название "Закон", второй - "Пророки", а третий — "Писания". Первый раздел также именуют "Пятикнижием Моисея" или "Торой". Иудейская традиция возводит его к записи Моисеем божественного откровения на горе Синай. Книги раздела "Пророков" включают в себя писания, созданные в период от исхода из Египта до Вавилонского пленения. Книги третьего раздела приписывают царю Соломону и иногда называют греческим термином — псалмы.

Новый Завет

Книги Нового Завета составляют вторую часть христианской Библии. Они относятся к периоду земного существования Иисуса Христа, его проповедям и посланиям его ученикам-апостолам. Основу составляют Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Авторы книг, называемые "евангелистами", являлись учениками Христа и прямыми свидетелями его жизни, распятия на кресте и чудесного Воскресения. Каждый из них по-своему излагает события, связанные с Христом, в зависимости от того, что выделяли основным. В Евангелиях переданы слова Иисуса, его проповеди и притчи. Наиболее поздним по времени создания считается Евангелие от Иоанна. Оно в некоторой степени дополняет первые три книги. Важное место в Новом Завете занимают книги Деяний Святых Апостолов и Послания, а также Откровения Иоанна Богослова. В Посланиях отражено толкование христианского учения от Апостолов к церковным общинам той эпохи. А называемое также Апокалипсисом, даёт пророческое предсказание Второго Пришествия Спасителя и Конца Света. Книга Деяний Святых Апостолов относится к периоду, последовавшему за Вознесением Христа. Она, в отличие от остальных разделов Нового Завета, имеет вид исторической хронологии и описывает местности, на которых развивались события, и людей, в них участвовавших. Помимо канонических книг Нового Завета, существуют и апокрифы, не признаваемые Церковью. Некоторые из них отнесены к еретической литературе, другие считаются недостаточно достоверными. Апокрифы в основном представляют исторический интерес, способствуя пониманию становления христианского учения и его канонов.

Место Библии в мировых религиях

Книги, из которых состоит Библия, - это не только иудаистская и христианская традиция. Не меньшую значимость они имеют и для мусульманства, в котором признаётся часть откровений и лиц, чьи деяния в них описаны. Мусульмане признают пророками не только ветхозаветных персонажей, например Авраама и Моисея, но также считают пророком и Христа. Библейские тексты по своему смыслу связаны со стихами Корана, и они служат тем самым подтверждением истинности учения. Библия - это источник религиозного откровения, общий для трёх мировых религий. Таким образом, крупнейшие конфессии мира тесно связаны с Книгой Книг и признают сказанное в ней в качестве основы своего религиозного мировосприятия.

Первые переводы Библии

Разные части Библии создавались в различные времена. Самые древние предания Ветхого Завета были написаны на еврейском языке, а некоторые более поздние - на арамейском, являвшемся разговорным наречием "еврейской улицы". Новый Завет был записан на диалектной версии С распространением христианства и проповедования учения среди разных народов, возникла потребность в переводе Библии на самые доступные языки своего времени. Первым известным переводом стала латинская версия Нового Завета. Эту версию называют Вульгатой. Переводы Библии раннего времени включают в себя книги на коптском, готском, армянском языках и некоторых других.

Библия на языках Западной Европы

Римская католическая церковь негативно относилась к переводу Библии на другие языки. Считалось, что при этом будет нарушена передача смысла вызванная различием терминологии, присущей непохожим языкам. Поэтому перевод Библии на немецкий и английский стали не только событием в области лингвистики, но отражали значительные перемены в христианском мире. Германский перевод Библии осуществил Мартин Лютер, основатель протестантизма. Его деятельность привела к глубокому расколу католической церкви, созданию ряда протестантских течений, которые сегодня составляют значительную часть христианства. Английские переводы Библии, создаваемые с XIV века, также легли в основу обособления части христиан вокруг англиканской церкви и формирования отдельных протестантских учений.

Церковнославянский перевод

Важной вехой в распространении христианства стал перевод Библии на старославянский язык, выполненный монахами Кириллом и Мефодием в девятом веке н. э. Пересказ богослужебных текстов с греческого языка потребовал решения нескольких проблем. Прежде всего, необходимо было определиться с графической системой, создать адаптированную версию алфавита. Хотя Кирилл и Мефодий считаются авторами русского алфавита, достаточно убедительно выглядит и утверждение, что они использовали уже существующие знаковые системы, применявшиеся в славянских письменах, стандартизировав их под свою задачу. Второй проблемой (может быть, даже более важной) стало адекватное перенесение смыслов, излагаемых в Библии греческими терминами, в слова славянского языка. Так как это не всегда удавалось осуществить, в оборот через Библию был введён значительный массив греческих терминов, получивших однозначные трактовки через раскрытие их смысла в славянской интерпретации. Таким образом, старославянский язык Библии, дополненный понятийным аппаратом греческой терминологии, лёг в основу так называемого

Русский перевод

Хотя старославянский является базисом языков позднего времени, на которых говорят многие народы, с течением времени накапливаются различия между общедоступным современным языком и исходной основой. Людям становится сложно понимать смысл, передаваемый словами, вышедшими из повседневного употребления. Поэтому адаптация исходного текста к современным версиям языка считается непростой задачей. Переводы Библии на осуществлялись неоднократно, начиная с XIX века. Первый из них был осуществлён во второй половине названного столетия. Русская Библия получила наименование "синодальной", так как перевод был утверждён Священным Синодом Русской Православной Церкви. Она передаёт не только фактическую сторону, связанную с жизнью и проповедью Христа, но и духовное содержание его воззрений словами, понимаемыми современником. Библия на русском языке призвана облегчить нынешнему человеку правильную интерпретацию смысла описываемых событий. Религия оперирует понятиями, иногда существенно отличающимися от привычной бытовой терминологии, и раскрытие внутреннего смысла явлений или взаимосвязей духовного мира требует глубоких знаний не только в церковнославянском и русском языках, но и особого мистического наполнения, которое передаётся словами. Новая Библия, переведённая на русский язык, даёт возможность продолжать передачу христианской традиции в обществе, используя доступную терминологию и сохраняя преемственность с подвижниками и богословами прежних времён.

Сатанинская библия

Влияние христианства на общество вызвало реакцию со стороны противников религии. В противовес Библии создавались учения, облекаемые в тексты аналогичной формы, некоторые из которых называются сатанинскими (еще один термин - Чёрная библия). Авторы этих трактатов, некоторые из которых создавались в глубокой древности, проповедуют ценностные приоритеты, радикально противостоящие ристианству и проповеди Иисуса. Они лежат в основе множества еретических учений. Чёрная библия утверждает единственность и главенство вещного мира, ставя человека с его страстями и стремлениями в его центре. Удовлетворение собственных инстинктов и потребностей объявляется единственным смыслом краткого земного существования, и для этого признаются приемлемыми любые формы и действия. Несмотря на материалистичность сатанизма, он признаёт существование потустороннего мира. Но в отношении к нему проповедуется право земного человека на манипулирование или управление сущностями этого мира ради служения собственным страстям.

Библия в современном обществе

Христианство является одним из самых распространённых религиозных учений в современном мире. Это положение удерживается им в течение значительного времени - как минимум более тысячи лет. Учение Христа, которое даёт Библия, заветы и притчи составляют моральный и этический базис цивилизации. Поэтому Библия стала наиболее известной книгой в мировой истории. Она переведена практически на все современные языки и на многие вышедшие из употребления наречия. Таким образом, девяносто процентов населения нашей планеты могут прочесть ее. Библия — это, кроме того, основной источник знаний о христианстве.

На сегодняшний день при произношении слова «Библия» мы все представляем примерно одно и то же: огромный том книги с большим количеством страниц из тончайшей бумаги, в которой сосредоточены все священные тексты христианства и иудаизма. И множество людей считает, что так было все время, не задумываясь, кто написал Библию. Всё же свой современный облик Книга Книг обрела не сразу. Люди на протяжении нескольких веков возражали по поводу того, что следует включить в священный том. Библия – это та книга, которую перечитывают уже несколько тысячелетий, пристально разбирая каждое предложение, слово и каждый знак, у людей накопилось множество вопросов и противоречий, которые осложняют точное постижение священного текста.

В каком году была написана Библия? Полный перечень книг, входящих в христианский Ветхий Завет, по-иудейски Танах, были созданы примерно с XIII века до н. э.

В различных списках и вариациях они передавались по религиозным общинам. Общего мнения между иудейскими богословами не было, одни из них могли посчитать текст священным, а другие попросту могли огласить его же апокрифом. Подобная неорганизованность причиняла вред молодой религии. Множество людей не могли понять запутанные толкования и хитросплетения книг Танаха, поэтому решали возвратиться к язычеству, которое лишено подобных проблем.

Иудейских священников очень беспокоила эта проблема. Человек, взявшийся навести порядок в Священном Писании иудеев, был первый священник Ездра, который жил в V веке до н. э. По существу, его можно окрестить «отцом» иудаизма. Для христианского народа он является «отцом» Ветхого Завета. Собрав книги, Ездра установил, которые из них подобает считать верными, и стал вводить среди иудейского народа посланный свыше Закон.

Некоторые издания Ветхого Завета были созданы во времена с V века до н. э. по I век после Рождения Христа после кончины Ездры, такие как Маккавейские книги. Данные книги причисляют к «историческим книгам» Библии в связи с тем, что они повествуют не столько об взаимоотношениях с Богом, сколь о преданиях иудейского народа. Тем не менее, они признаются священными.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Истина заключается в том, что с ними начинались те же проблемы, что и со старинными книгами. А именно: какой из текстов посчитать богом вдохновенным, а какой попросту мыслями об истории самого священника?

Данными вопросы иудеи решили только ближе к окончанию I века н.э. На заседании синедриона был официально принят иудейский канон. Заседание состоялось в городе Явне после разрушения римской армией главной святыни иудеев — Иерусалимского Храма. Танах состоит из 22 (по другим данным — 24) книг:

  • книги пророков (Невиим) и писания мудрецов Израиля;
  • молитвенная поэзия (Ктувим);
  • а также Пятикнижие Моисея (Тора).

На каком языке написана Библия? Очевидно, что на древнееврейском.

Список священных книг

Новая религия возникла I веке – это христианство, унаследовавшее от иудаизма вместе с Ветхим Заветом и проблемы. Принять решение о том, что заслуживает быть перенесённым из старинной веры в новую, а что нет, было очень сложно. С большим количеством библейских книг христиане ранее осуществляли знакомство на греческом языке, а не на изначальном древнееврейском. Это привносило определенную часть искривлений и недопонимания из-за особенностей перевода.

До тех пор, пока христиане жили в виде независимых, разрозненных и тайных обществ, о каноне речи не велось. Каждый пресвитер или дьякон самостоятельно решал о том, какие своей пастве читать книги. Слова Иисуса Христа для них имели большее значение, чем иудейское наследие. Принять решение о Ветхом Завете намерились христиане лишь в VII веке, вслед за тем как разрешили самые нелегкие внутрицерковные споры и определили главнейшие богословские понятия.

В дальнейшем восточные церкви станут называться православными.

В 692 году на Трулльском соборе восточных церквей приняли решение о признании 39 канонических книг священными (те, которые были признаны иудеями) и 11 неканонических (те, которые по различным причинам были отринуты синедрионом). Данный перечень из 50 ветхозаветных книг читают в традиционном православном обществе до сих пор.

Однако римский епископ (который станет главой католической церкви в ближайшем будущем) отказался подписать заключение Трулльского собора. Все дело в том, что среди решений собора было осуждающих некоторые обычаи, которые были приняты западной церковью, но восточной отвергнуты. Отказавшись подписать решения собора, отказался глава римской церкви и от утверждения книг, которые войдут Ветхий Завет. Поэтому без канона католикам довелось жить до XVI века.

На Тридентском соборе лишь в 1546 году был утвержден список, в него вошли 46 книг. Однако средь восточных церквей соглашение продлилось недолго. Позднее многие из них пересматривали канон, который был принят Трулльским собором. На сегодняшний день у многих из них весьма отличается перечень книг Ветхого Завета. К примеру, в канон у Эфиопской православной церкви входят 54 книги.

В XVI веке над каноном Ветхого Завета вместе с католиками думали и возникнувшие протестанты. Пытаясь очистить от всего лишнего христианство, реформаторы весьма критически подступили и к иудейскому наследию. Некоторые последователей Мартина Лютера приняли решение о том, что признавать каноническими стоит те книги, сохранившиеся на языке оригинала. Все остальные, которые до них дошли только в греческих переводах, претендовать могут лишь на статус апокрифов. Оттого в Ветхом Завете протестантов только 39 книг.

Касательно Нового Завета договорились последователи Иисуса Христа наиболее организованно. В него было внесено 27 книг, признающие почти все христианские деноминации, за исключением редких исключений. Такие как Деяния апостолов, четыре Евангелия, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Таким образом, получается, что в православной Библии находятся 77 книг, в католической Библии 73 книги, а в протестантской – 66 книг.

Кто написал Ветхий Завет

Приняв решение о составе Священного Писания, можно вернуться к вопросу об авторстве. Даная проблема прежде всего напрямую связана с Пятикнижием (Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие), содержащем важнейшие постулаты верования в Единого Бога. В их числе и десять заповедей, на них базировалась иудейская, а затем и христианская нравственность.

Длительное время факт о том, что данные книги были написаны собственнолично пророком Моисеем под сомнение не ставился. Одно лишь отклонение от данного толкования, допускающееся жесткими первыми иудейскими священниками, что последние 8 стихов Второзакония, которые повествуют о смерти Моисея, были прописаны Иисусом Навином. Некие фарисеи все же настаивали на том, что и эти строки были написаны самим Моисеем, которому было послано откровение о том, как он окончит свои последние дни.

Однако чем внимательнее и продолжительнее христианские и иудейские книжники читали Пятикнижие, тем отчетливее становились существующие в нем противоречия. К примеру, в перечислении царей, которые правили народом иудеев, упоминаются и такие, которые жили после смерти Моисея. Это тоже можно объяснить божественным провидением. Однако почему отдельные сюжеты повествуются в Пятикнижии двукратно, при этом с очевидными расхождениями, разъяснить уже сложнее.

Все-таки боязнь обвинения в святотатстве была слишком сильна. Лишь в XVIII веке немец Иоганн Айхгорн и француз Жан Астрюк предложили версию, что Пятикнижие является смешением двух первоисточников воедино. Они предложили различать их по имени Бога. В первом случае он называется Яхве, а в других — Элохим. В связи с этим источники приобрели названия Элохист и Яхвист.

В XIX веке данная теория была развита другими исследователями, предположившими, что количество первоисточников было больше. Нынешняя библеистика считает, что в Пятикнижии есть как минимум 4 источника.

Сходная история случилась и с книгами пророков Иезекииля и Исайи. На основании текстологического разбора Песни песней Соломоновой можно сделать вывод о том, что она была написана, вероятнее всего, в III веке до н. э. Таким образом на 700 лет позднее тех времен, когда царь Соломон еще был жив.

Кто написал Новый Завет

У исследователей Нового Завета накопилось вопросов не меньше. Чем детальнее они перечитывали канон Евангелий, тем все чаще возникал вопрос: сколько в действительности было написано спутниками Иисуса — апостолами? Ни в одном из евангельских текстов (исключением является Евангелие от Иоанна) нет описания личности автора. Поэтому, возможно, мы владеем только пересказами, которые были записаны теми, кто учился у апостолов и хотел бы оставить и записать их рассказы для потомков?

Особенности стиля, на котором данные тексты были написаны, подтолкнули большое количество теологов к мысли, что они не могли быть созданы раньше второй половины I века. В современном мире библеисты полностью сошлись на мнении о том, что Евангелия были написаны анонимными авторами, имевшими рассказы самих апостолов в своем распоряжении, а также некоторый не дошедший до наших дней текст, ученые прозвали его «Источник 0». Данный источник не являлся евангельским рассказом, а вернее был подобием сборника слов Иисуса, которые были записаны, вероятнее всего, прямыми слушателями его проповедей.

По общему мнению исследователей Библии, от Марка было первым написано Евангелие. Это было приблизительно в 60-70-х годах. Следом на его основании были написаны Евангелия от Матфея (70-90-е годы) и от Луки (80-100-е годы). Собственно, потому тексты всех этих повествований настолько близки. Евангелие от Иоанна было создано приблизительно в 80-95 годах и было написано врозь от всех. Кроме этого, автор Евангелия от Луки, вероятнее всего, был автором и Деяния апостолов. Позднее вместо имен авторов было внесено «святые авторы».

Заключение

Православные богословы утверждают, что проблемы авторства не должны ставить само содержание Евангелий под сомнение. На сегодняшний день Библию почитают как хранилище мудрости и исторический источник религиозных убеждений и взглядов. Поэтому вопрос об истинных личностях «соавторов» Господа Бога совершенно не преуменьшает данного уважения. Вряд ли когда-либо мы узнаем их имена. Однако мы можем воздавать подобающее уважение к их великому труду.

Когда эти, казалось бы, простые и известные факты складываются в одну целую картину, то становится предельно очевидным и ясным, что Библия далеко не просто уникальна, а очень и очень сверхъестественна. Эти факты впечатляют даже неверующих людей и закоренелых атеистов, не говоря уже о христианах. Опубликовано на веб-портале

Соедините все эти факты в одну целую картину и это навсегда изменит ваше отношение к Библии. Божественная книга, аналогов которой не существует!

1. Библия - уникально точная книга.

Точность и достоверность копий Библии - это то, что чаще всего подвергалось критике со стороны скептиков. Наиболее древний свиток с текстом Ветхого Завета, известный к середине ХХ века, датировался 9 в н. э. Скептики резонно утверждали: «Канон библейских книг Ветхого Завета, был сформирован в 3 веке до н. э., а копии датируются - 9-м веком н. э. Поэтому, - утверждали они, - за 1200 лет в тексте могло появиться множество искажений, которые внесли переписчики. Вследствие этого, - утверждали они, - если Библию и писали Божьи пророки, то существующие на сегодняшний день копии свитков Библии, - это уже не совсем истинное Писание пророков.

И вот, запомните эту дату - 1947 год, Кумранские пещеры. Бедуинский пастушок Мухаммед Эд-Дзиб в поисках потерянной козы, обнаружил пещеры. В них были обнаружены свитки почти всех книг Священного Писания, которые были датированы 1 веком до н. э. Ученых это очень заинтересовало: они хотели сравнить этот свиток с теми, которые датировались 9 веком нашей эры. Хотелось сопоставить - сколько же все-таки ошибок накопилось в рукописях Библии за 1000 лет?

Через некоторое время были опубликованы впечатляющие результаты скрупулезных исследований: за тысячу лет Библия не претерпела никаких серьезных изменений, которые бы влияли на ее содержание. Скептики были чрезвычайно удивлены, как могли произведения Шекспира за 200 лет испытать немало серьезных разночтений, а Библия за 1000 лет - нет?

2. Библия - уникально целостная книга.

Давайте выберем в одном городе 10 известных врачей и соберем их, чтобы установить диагноз тяжело больному и назначить правильное лечение. Как вы считаете, они придут к общему согласию? Вряд ли. Или возьмем 20 знаменитых ученых и попросим их написать свое видение на одну из тем, о которых сейчас спорят. Они договорятся? Шутят, что там, где 20 ученых, будет 22 точки зрения, и каждый будет иметь весомые аргументы для обоснования своей позиции.

Посмотрите же на Библию! Ее писали не 10, а 40 писателей, она писалась не одним, а 60-ю поколениями, на протяжении почти 1600 лет. Библия писалась людьми не одного социального слоя, а разных: среди авторов были и пастухи, и премьер-министры, там есть и рыбаки, есть и генералы, и военачальники. Сто́ит заметить, что в Священном Писании обсуждаются не одна, а сотни спорных тем.Многие авторы Библии не были даже знакомы между собой, потому что жили в разные периоды истории. Но посмотрите, какое поразительное единство главной темы, а также учения, и без земного главного редактора!

Это приводит нас только к одному выводу: что на самом деле, во главе над всеми земными авторами действительно был Один главный Небесный Автор.

3. Библия уникально соответствует науке.

А если быть более точными, то, в итоге, наука приходит к соответствию с Библией.

В Библии записаны факты, которые на тысячи лет опередили научные открытия. Например, в книге Бытие 1:12 говорится о происхождении видов - и только в прошлом веке были открыты хромосомы и генетический код, благодаря чему, такая наука как генетика категорически отвергает возможность перехода из вида в вид, что, как мы отмечали ранее, ставит «крест» на научности теории эволюции.

Например, современники Иова считали, что Земля держится на слонах, китах, или на огромных черепахах. Но Бог открыл праведнику Иову следующее, что Он «повесил землю ни на чем» (Иов. 26:7). Только в 17 веке Исааком Ньютоном были открыты законы гравитации.

Древние ученые считали Землю квадратной, другие - треугольной, третьи - плоской. Но 2500 лет назад в библейской книге пророка Исаии утверждается, что Бог «есть Тот, Который восседает над кругом земли» (Ис. 40:22). И только в 16 веке испанский мореплаватель Фернан Магеллан своим всемирным путешествием доказал, что Земля действительно круглая. И, наконец, еще один факт. В книге Иова 28:25, за 3,5 тысячи лет до наших дней, утверждается, что воздух имеет вес, который был открыт в 17 веке итальянским физиком Э. Торричелли.

Поэтому, следует признать верность выводов Исаака Ньютона, который заявляет: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

4. Библия имеет уникальный общий тираж.

В то время, когда многие книги становятся ненужным хламом, год за годом, десятилетие за десятилетием, столетие за столетием, - одна Книга продолжает свое победное шествие.

По данным Библейских обществ, ежедневный тираж Библии (на 2012 год) составлял около 33 000 экземпляров, то есть в среднем каждые 2 секунды в мире печатается 5 экземпляров Священного Писания.

Я не отрицаю, что в определенный период тираж какой-то книги был больше, чем Библии, но если взять общую статистику, то какая другая книга может похвастаться выпуском, за полтора века, по разным данным от 6 до 8 млрд. экземпляров? Я уверен, что ни одна книга не может даже приблизительно претендовать на такой тираж, как Священное Писание.

5. Библия - уникально популярная книга.

Просмотрите историю, найдете ли вы аналогичную книгу, которую так безжалостно критиковали в течение длительного времени? Придирались к каждой строке, слову и фразе.

Ни одна другая книга не смогла бы выдержать такого напора критицизма и навсегда потеряла бы свой авторитет. Но тысячи молотов, которые ударялись об эту наковальню, разбились и забыты, она же чудом продолжает нерушимо стоять как непреложный авторитет для веры и жизни миллионов христиан. До сих пор короли, папы, множество президентов разных стран, давая клятву верности, кладут руку на Библию, что говорит о ее священном и общепризнанном авторитете. Хотя, следует признать, что те, кто присягают на Библии, часто, к сожалению, не знают ее содержания.

Однажды французский атеист Вольтер сказал: «Я довольно долго слушал, что 12 человек основали новую религию, но имею удовольствие доказать, что достаточно одного, чтобы искоренить религию навсегда». Известно, что разрушать легче, чем строить. Но кто-то сказал: «Если вы хотите основать новую религию, дайте себя безвинно распять и на третий день поднимитесь из могилы».Выглядит как насмешка судьбы, что на месте этой дерзкой речи Вольтера, где пророчилась смерть христианства и Библии, сейчас находится Женевское Библейское Общество, откуда сотни тысяч экземпляров Библии распространяются по всему миру.

6. Библия имеет уникальное количество переводов.

Переводы говорят об универсальности книги.

По состоянию на сентябрь 2012 года, Библия переведена на 2798 языков и диалектов. Продолжаются переводы еще на 2075 языков народов, на которых общаются даже не тысячи, а сотни людей!

Даже слепые могут читать Святую Книгу шрифтом Брайля на 84 языках, а для неграмотных и занятых людей выпускаются аудио-версии Библии. По данным Библейских обществ, 97% населения земного шара имеет Библию, или ее части, на родном языке.

7. Библия - книга для всестороннего развития.

В своем большинстве книги крайне узкоспециализированы. Многие из них развивают только разум, но не личность в целом. Некоторые не понимают, или не желают признать, что степень учености не зависит только от ученой степени. Существует ли какая-то книга, которая способствовала бы развитию целостной личности, гармонично развивая внутренний мир человека?

Библия является редкой исключительной книгой для всестороннего развития.

О книге, которая развивает человека всесторонне, писал в своих воспоминаниях известный Даниил Вебстер: «Если есть что-нибудь достойное уважения в моих мыслях и стиле, я обязан своим родителям, которые с раннего детства привили мне любовь к Священному Писанию». А Иоганн Гёте добавляет: «Библия есть основа всякого образования и развития».

8. Уникальное осуществление библейских пророчеств.

Считается, что в Священном Писании существует более 1000 пророчеств: около 800 - в Ветхом Завете и более 200 - в Новом. Но концентрировать внимание нужно не на количестве пророчеств, а на точности их исполнения. Например, существуют 332 пророчества Ветхого Завета, которые исполнились при Первом пришествии Христа. И это не расплывчатые предсказания, а четкое и точное исполнение тех или иных пророческих событий, которые мы рассмотрим в следующих темах.

Фантастическими выглядят успехи Библии на фоне даже самых успешных современных провидцев и прорицателей. Безусловные пророчества Библии сбываются на все 100%, причем со всеми описанными деталями.

Сбылось 98% библейских пророчеств прошлого и настоящего, остались только пророчества, касающиеся Второго пришествия Христа.

Подсчитано, что Священное Писание содержит множество сбывшихся пророчеств, касающихся древних и современных государств: Вавилона, Рима, Греции, Ассирии, Турции, Египта, США. В частности, таких известных городов, как Дамаск, Иерусалим, Тир и Сидон. А также отдельных личностей: Александра Македонского, Кира, Навуходоносора. Точное исполнение библейских пророчеств подтверждает нам очень важную мысль: Бог является неизменным и придерживается Своего Слова. Если Он исполнил всё относительно прошлого, то можем ли мы сомневаться в Его словах, касающиеся будущего Второго пришествия? Нет - Он верен Своим словам!

9. Библия обладает уникальной «живучестью».

Императоры, короли и немало религиозных деятелей на протяжении веков делали все возможное, чтобы Библия была стерта с лица Земли. Навсегда!

Глядя на ненависть и злобу к Библии тех, кого она упрекала за их греховную жизнь - достойный удивления факт, что Библия сохранилась и дошла до нас! Только особая Божья защита в страшные времена и особое вмешательство Господне позволили выжить Святой Книге среди горящих костров.

Если вы знакомы с историей христианской Церкви, то достаточно вспомнить страшные гонения Диоклетиана в начале 4-го века, когда, казалось, христианство и Библия перестанут существовать. Ни одну священную книгу не сжигали в таких масштабах, не объявляли столько раз вне закона. Это лишнее доказательство того, что враг человечества, который стоял за всем этим, прекрасно знает, которая из всех священных книг есть Божье Слово.

10. Уникальная сила Библии.

Известный ученый и врач Николай Иванович Пирогов признался: «Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашёл для себя этот идеал. Я стал искренне верующим, не потеряв своих приобретенных разумом и опытом научных убеждений».

Действительно, Евангелие ведет к новым высотам, но оно имеет еще одну черту. Евангелие - это не просто указатель, а сила и способность от Бога для следования христианским путем, а также Его чудо для изменения не просто внешнего поведения, а сердца и состояния мыслей. Это отмечал один из самых известных русских мыслителей 19 века Федор Михайлович Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с него человеку! … Люблю книгу сию!».

Свидетели этому - миллионы преступников, наркоманов, зависимых от алкоголя, блудников, ставших возрожденными и порядочными людьми.

Разве не сверхъестественная книга?! В которой и на которой так явно выражены Божье вмешательство, Божье благоволение, Его защита. Многие люди считают, что Бог находится слишком далеко от них. Но если только задуматься о том, насколько сверхъестественна и пропитана Богом Библия, то можем с полной уверенностью сказать, что Бог находится от нас на расстоянии вытянутой руки, в Своей книге - Библии.

Из работ Игоря Корещука, доктора теологии

Вконтакте

Одноклассники

История создания Библии

В данной статье мы кратко рассмотрим историю написания Библии, а так же историю библейских переводов.Как уже упоминалось в статье , Библия складывалась постепенно. Только книги Ветхого Завета появлялись на протяжении более чем тысячи лет. В мире и в науке существуют как церковно-религиозная , так и научно-историческая концепции относительно истории Библии как книги и авторства ее отдельных книг. Между этими концепциями принципиальные различия. Однако и сами они не едины в решении многих вопросов — особенно это касается научных изысканий. Поэтому вкратце рассмотрим главные пункты этих подходов относительно истории Ветхого, а затем Нового Завета.

История Ветхого Завета

Религиозная традиция (как еврейская, так и христианская) признает авторами большинства книг Ветхого Завета тех людей, имена которых содержатся в тексте или названии или сохранены в предании. Подобным образом решается и проблема происхождения Ветхого Завета и датировки. Так, первые пять книг считаются записанными по Божьему вдохновению самим пророком Моисеем, который жил примерно в XV в. до н.э. (его перу приписывается также книга Иова).

Автором книги Иисуса Навина был сам Иисус Навин, преемник Моисея. Книга Судей и две книги Самуила связываются с именем пророка Самуила (около XI в. до н. э.). Большинство Псалмов были написаны царем Давидом (1 пол. X в. до н. э.), а такие книги, как Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней (а также Мудрости) связаны с именем его сына, царя Соломона (X в. до н. э.). Таким образом, все книги пророков обозначены именами их авторов, которые жили примерно в VIII-V в. до н. э.

Такой подход к данной проблеме много веков почти не подлежал сомнению. Лишь в XIX в. историки начали критиковать казалось бы неопровержимые утверждения богословов. На основании критического анализа самого текста Библии, а также других исторических источников ученые сделали выводы о том, во-первых, что некоторые главные книги Библии составлялись не сразу, а постепенно, из относительно самостоятельных частей; во-вторых, что они составлялись позже, чем жили их авторы, известные по традиции. Так, был фактически отвергнут тезис об авторстве Моисея (вообще этой личности пытались придать исключительно легендарный характер).

Пятикнижие, как утверждают историки, составлялось из нескольких отдельных произведений, которые появились примерно в Х-VII в. до н. э. (самые древние отрывки датируются XIII в. до н.э.), а окончательное его принятие и освящение связывается с деятельностью книжника Эзры в середине V в. до н. э.

Авторство пророков в основном признается за книгами с их именем (только книга Исаии, предположительно, состоит из произведений двух или трех авторов). Книги Судей и Царей относятся к VII-VI в. до н. э., а Хроники и Эзры — к IV в. до н.э.

Авторство Соломона признается хотя бы за частью его Притчей, но Проповедник (Екклесиаст) считается значительно более поздним произведением — около III в. до н.э. Тогда же, по всей видимости, были написаны и неканонические книги, вероятно — книга Даниила, а также была сделана окончательная компоновка Псалмов.

Следует иметь в виду, что книги в те времена переписывались, а не печатались, поэтому не были исключены ошибки, а также возникали различия в текстах, порой очень значительные. В 1947 г. в Кумранских пещерах вблизи Мертвого моря было найдено много рукописей, которые относят к III в. до н.э. — I в. н.э. Среди них были и отдельные части книг Ветхого Завета, которые несколько отличаются от ныне известных. Это подтверждает тот факт, что единого текста тогда еще не было. Собственно, это самые древние из известных рукописей Ветхого Завета.

История Нового Завета

Новый Завет имеет более краткую историю, но и здесь есть белые пятна. Церковная традиция без сомнений принимает авторство тех людей, имена которых указаны в самих книгах (автором книги Деяния апостолов , по традиции, считается евангелист Лука). Поскольку все эти авторы были апостолами или их учениками, то есть современниками или близкими потомками Христа, книги Нового Завета датируются I в. н. э.

Считается, что последовательность написания Евангелий совпадает с их традиционным размещением, то есть первым появилось Евангелие от Матея (Матфея) примерно за 8 лет после Вознесения Христа, последним — Евангелие от Йоанна (Иоанна), который писал его уже в конце своей жизни, где-то на рубеже II в. Послания апостолов относят в основном к 50-60-м годам.

Попытки исторической критики подвергнуть сомнению авторство некоторых евангелистов (в частности, Иоанна) и датировки книг по большей части не были убедительными. Утверждение о том, что эти произведения появились позже, основываются на том, что упоминания о Евангелии появляются лишь с середины II в.

Последними произведениями считаются Деяния апостолов (авторство Луки фактически отвергается), а также некоторые послания, а первым по хронологии — Апокалипсис, дата создания которого, как считается, закодирована в его тексте (это примерно 68-69 год). Таким образом, прослеживается тенденция отодвинуть появление библейских книг на более позднее время и тем самым умалить их значение. Но часто вопрос о написании этих книг просто подменяется вопросом об их включения в канон.

Действительно, канон Нового Завета составлялся постепенно . Существовали и частично сохранились до сих пор и другие книги, которые фактически входили или могли войти в этот канона. О том, что многие брались составить рассказ о Христе, вспоминает, в частности, евангелист Лука (Лк. 1, 1). Известен целый ряд таких евангелий — Петра, Филиппа, Фомы, Иуды, так называемые Евангелия евреев и истины, а кроме того, такие книги, как Учение двенадцати апостолов (Дидахе), Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, послания Климента и Варнавы и т. п. Некоторые из этих книг были в итоге приняты церковью как Святое Предание, а некоторые были отброшены и стали апокрифами (с греч. απόκρυφα — тайный, скрытый).

Составления канона Нового Завета в значительной степени было связано с формированием церковной организации и борьбой против первых ересей и разногласий среди христианских общин. Около 180 г. св. Ириней уже уверенно утверждает приоритет именно четырех канонических Евангелий. Документ конца II в. (т. н. «Канон Муратори») содержит перечень книг Нового Завета, который еще отличается от современного (отсутствует послание ап. Павла к евреям, послание Иакова и Иоанна, второе послания Петра, зато имеется Апокалипсис Петра).

В III в. фактически существовало несколько канонов. Только с превращением христианства в государственную религию этот вопрос был решен. Церковный собор в Лао-дикее (363 г.) утвердил канон из 26 книг (без Откровения Иоанна), а Карфагенский собор 419 г. — окончательно принял канон из 27 книг . Уже позже появились еще некоторые рассказы, касающиеся биографий Иисуса, Марии, Иосифа и которые также были признаны полезными, но не священными (евангелие детства, рассказы Якова о рождении и успении Марии, Евангелие Никодима). Канон Нового Завета уже не менялся.

Самый древний из найденных текстов Нового Завета, выполненный на папирусе, датируется 66 годом.

История переводов Библии

Оригинальные еврейские тексты ТаНаХа издаются, как правило, отдельными частями (Тора, Пророки, Писания). Полные современные издания масоретской (еврейской) Biblia Hebraica имеют сугубо научный характер.

Христианская Библия базируется на переводе греческой, который был сделан в Египте во времена царя Птолемея II (III в. до н.э.), предположительно, для евреев, которые жили вне Израиля и начали забывать родной язык. По преданию, этот перевод делали 70 или 72 старца, от чего и происходит его название — Септуагинта (лат. septuaginta — семьдесят), причем, по преданию, они работали отдельно, а когда сравнили свои переводы, совпадение было дословным.

Именно этот перевод Ветхого Завета с приложенным к нему Новым Заветом на греческом языке в конечном счете был воспринят христианством как Священное Писание (хотя позже делались и делаются попытки проверить его и исправить по еврейскому оригиналу). На его основе в конце IV в. блаженный Иероним сделал латинский перевод (так называемая Vulgata — «народная»), который стал фундаментом всех католических изданий.

Библия была первой книгой, изданной первопечатником Й. Гутенбергом в Германии в 1462 г. Католическая церковь до недавнего времени не позволяла делать переводов на национальные языки, однако эту идею воплотили протестанты — в частности, огромную роль сыграл первый перевод на немецкий язык, напечатанный М. Лютером в 1534 г.

История перевода Библии на русский язык. В IX в. Кирилл и Мефодий перевели Септуагинту на славянский (староболгарский, позже названный церковнославянским) язык. На этом переводе уже строилась православная церковь Киевской Руси (известное Остромирово Евангелие XI в.).

Полный обновленный славянский перевод был сделан в 1499 г еп. Геннадием Новгородским. Большая работа была проведена по инициативе князя К. Острожского по подготовке первого печатного церковно-славянского издания в Украине, которое было осуществлено Иван Федоровичем (Острожская Библия 1581 г.). Эта работа была использована в московском издании 1663. Во времена императрицы Елизаветы в 1751 г. был издан несколько обновленный текст, который сохраняется и до сих пор (Елизаветинская Библия).

Первый русский (фактически — белорусский) перевод Библии был напечатан Франциском Скориной в 1517—1525 гг. в Праге и Вильно. Первое российское издание Евангелий появляется в 1818 г., а полный русский (так называемый Синодальный , т.е. одобрен Св. Синодом) перевод Библии издан в 1876 г.

История перевода Библии на украинский язык. Первые частичные переводы на украинский язык датируются XVI в. (рукописные Пересопницкое Евангелие , 1561 г.; Креховский Апостол и др.). В XIX в. отдельные библейские тексты переводят Г. Квитка, М. Шашкевич, М. Максимович, И. Франко, П. Морачевский. Украинский перевод всей Библии, сделанный П. Кулишом при участии И. Пулюя и И. Нечуй-Левицкого, вышел в 1903 г. на средства Английского Библейского Общества. Этот перевод был усовершенствован проф. И. Огиенко (1962 г.). Новый перевод по научно-критическими изданиями первоисточников был сделан в Риме католическим священником И. Хоменко («Римская Библия», 1963 г.). Впрочем, научная и переводческая работа над текстом Библии не прекращается сегодня.

Предлагаем вам посмотреть видео по теме статьи:

«Документальный фильм об истории написания Библии»

Использованная литература:

1. Релігієзнавство: підручник для студентів вищих навчальних закладів / [Г. Є. Аляєв, О. В. Горбань, В. М. Мєшков та ін.; за заг. ред. проф. Г. Є. Аляєва]. — Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. — 228 с.

Суть Библейского повествования

Наверное, большинство христиан когда-то начинали читать Библию, но далеко не каждый дочитал её до конца. И уж совсем немного людей прочитав, смогли соединить воедино и осмыслить все 66 книг Библии, поняв истинный смысл и цель написанного.

Первая трудность, с которой сталкиваются многие читатели, это хронология и многочисленные родовые линии патриархов, царей или других выдающихся личностей. По этому большинство и заканчивает чтение Священного Писания, потеряв терпение перечитывать сложные имена и родословные.

Другие же, прочитав первые 5 книг Библии и перейдя к писаниям пророков, не могут понять сложного языка того времени, различных иносказаний и пророческих видений, а то и просто находят чтение Библии скучным занятием и оставляют это дело.

Но мало кто понимает, что за многочисленными историями заповедями и указаниями лежит глубокий смысл и жизненно важное послание людям. Это послание не зашифровано в тексте, как полагают некоторые, оно просто не бросается в глаза для тех, кто не понимает, что ищет. Порой человек читает Библию, как обыкновенную художественную литературу, не размышляя, не проводя исследований и сравнений, не видя параллелей, образов и пророчеств, прочитывая их как странные непонятные высказывания пророков древности.

Однако если проводить сравнения, осмысленно читать каждую книгу Библии, анализировать историю, культуру и устои народов того времени, складывается не только общая картина, но и ясно видна чёткая нить повествования, которую я и собираюсь обозначить в этой статье.

В начале Библии рассказывается о том, как создавалась планета земля, её растительность, животный мир, и потом человек.

Многие упускают из виду, что до сотворения земли, уже существовало множество духовных созданий (ангелов), а так же вселенная с её миллиардами галактик и звёзд.

Намерением Бога для людей было в том, чтобы они размножились, наполнили землю, и жили на ней счастливо (после наполнения земли человечеством, рождаемость скорее всего прекратилась бы, по этому у каждого было бы достаточно места на земле для жизни). Вся земля должна была стать раем, прекрасным местом обитания людей, где бы они работали, радовались жизни и почитали бы своего Создателя. Люди должны были быть совершенными, что включало в себя вечную молодость без болезней, старости и смерти. Люди должны были жить вечно, не умирая никогда.

Но, к сожалению, события пошли не так, как запланировал Бог. Первые люди, Адам и Ева решили не подчиняться Создателю, и выбрали путь независимости от своего Творца.

Но, был и тот, кто подтолкнул их к такому решению. Это был ангел, который развил в себе отрицательные качества, он позавидовал власти Бога и спланировал захватить власть над людьми. Для этого, тот ангел, которого так же Библия называет Сатаной и Дьяволом, предложил Еве ослушаться Бога и нарушить его закон (Бытие 3: 1 -5). Таким образом, Адам, Ева и Сатана стали мятежниками, захотевшими независимости от Бога. К ним присоединилась и часть ангелов, ставших в последствии злыми и названных в Библии демонами (злыми духовными личностями).

Бог не стал сразу наказывать и уничтожать мятежников, поскольку своими действиями они утверждали, что без Бога им будет лучше. Творец предоставил им 6000 лет, чтобы они доказали свою правоту. Вместе с тем Бог предсказал, что существование независимо от него не будет успешным и принесёт много страданий.

Как видим, всё так и получилось. На протяжении всей человеческой истории люди страдали от голода, нищеты, несправедливости, болезней и войн. Получается, что мы сами причиняем себе вред, и поделать с этим ничего не можем. А причина вся в том, что отказавшись от Бога, люди стали несовершенными, наш организм, отсоединившись от источника жизни (Создателя), стал подвержен заболеваниям, наши законы, которые создают сами люди, неэффективны, а личность человека деградирует. Вот почему, какую бы форму правления человечество не выбрало бы, какое правительство не избрало, всё равно без подчинения Богу долговременного успеха не будет.

Кроме предсказаний о неудовлетворительной жизни людей независимых от Бога, в Библии записано, как Создатель всё же исполнит своё первоначальное намерение и превратит землю в рай.

Таким образом, первоначальное намерение Бога исполнится и счастливое, послушное Богу человечество все-таки будет жить на райской земле без болезней, старости и смерти вечно. Притом каждый из нас может оказаться в числе этих людей, если будет выполнять требования Бога сей час.

Конечно, многих интересует, когда будет эта счастливая жизнь, и что конкретно для этого нужно делать людям? Ответы на эти вопросы можно найти в статье: «Что от нас требует Создатель? », и «Когда будет новый мир? »