В рамках этой науки ищутся на вопросы, связанные с процессом формирования человека, развития его трудовой деятельности, речи, общественного уклада. Этот процесс получил название антропогенеза.

Современные научные представления о происхождении человека основываются на той идее, что он вышел из . Однако широко распространенное в обиходе мнение, будто человек произошел от человекообразных обезьян, в неверно: эволюция человека и человекообразных обезьян – параллельные, глубоко расходящиеся ветви развития.

Когда появились первые приматы

Согласно находкам антропологов, первые приматы появились в Африке 70-60 млн лет назад. Они произошли от примитивных насекомоядных животных. Поначалу им приходилось соперничать за пищу и «место под солнцем» с грызунами, из-за чего они перешли к древесному образу жизни. Этот факт привел к развитию у них характерных черт, таких как: пятипалые конечности, острое стереоскопическое зрение, большой и сложный головной мозг. Миллионы лет предки человека жили на деревьях в жарком и влажном климате.

Около 25 млн лет назад от общей формы приматов разошлись две ветви, развивающиеся в дальнейшем независимо друг от друга. Первая ветвь привела к появлению человекообразных обезьян, вторая завершилась появлением человека.

Стадии антропогенеза

В антропогенезе выделяют четыре стадии: предшественники человека (протоантропы), древнейшие люди (архантропы), древние люди (палеоантропы) и ископаемые люди современного анатомического типа (неоантропы).

Предшественники человека жили 6-1 млн лет назад. Их останки впервые были найдены в Южной Африке. Они уже гораздо больше были похожи на людей, чем современные человекообразные обезьяны. В связи с переходом к прямохождению наиболее существенно изменялись скелет и мускулатура задних конечностей.

Протоантропы добывали пищу охотой и собирательством. В охоте на животных они начали использовать камни в качестве метательного оружия. Отдельные группы протоантропов позднее научились изготавливать простейшие орудия труда и добывать огонь, получив тем самым преимущества перед другими животными. Они развились до древнейших людей – архантропов.

У древнейших людей появилась членораздельная речь, чему способствовали увеличение объема головного мозга и усложнение его структуры. Они могли изготавливать разнообразные орудия из камня и более искусно его обрабатывать.

Останки древних людей – палеоантропов – впервые были найдены в Германии в долине реки Неандерталь, их – неандертальцы. Они жили на Земле во время ледникового периода, укрывались в пещерах, поддерживали огонь, научились изготавливать одежду из звериных шкур для защиты от холода.

Люди современного анатомического типа, появившиеся 60-50 тысяч лет назад, начали стремительно вытеснять древних людей. Они были физически слабее последних, но обладали более развитым мозгом. Впервые их останки были найдены во Франции в гроте Кроманьон, поэтому их называют также кроманьонцами. С них начинается ветвь человека разумного.

Человек - это венец творения высших небесных сил, - скажет всякий верующий.
- Нет, - возразит ему убежденный материалист. - Человек произошел от обезьяны в процессе длительной эволюции миллионы лет тому назад.
- Вы оба и правы, и неправы, - сообщит им интеллектуал, отслеживающий информацию обо всех новейших научных открытиях и гипотезах. - Дело в том, что эволюция действительно имела место, но весьма вероятно и то, что инициировали и направляли ее некие небесные силы...
В пользу такой точки зрения свидетельствует и публикуемый ниже материал.

О сынах Божиих
На протяжении тысячелетий люди верили, что их далекие предки были созданы богами - или Богом, Всевышним, Творцом. Этот процесс достаточно подробно описан, в частности, в Библии (Ветхий Завет, Книга Бытия, глава вторая).

Но вот в 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где автор обосновывает гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Вскоре эту гипотезу признали достоверной как многие ученые, так и люди «из простого народа». Однако признали ее таковой далеко не все, причем не только из числа служителей культа и верующих различных конфессий. И эта полемика продолжается в обществе до сих пор.
А начиная со второй половины XX века становятся популярными различные варианты «безумной» гипотезы, согласно которой появление людей на Земле - это результат деятельности... инопланетян.

Развитию подобной идеи способствовали два события: появление 24 июня 1947 года над Каскадными горами, в северной части Тихоокеанского побережья США, звена явно пилотируемых летающих тарелок, а также якобы случившаяся ровно через неделю, в ночь на 2 июля, аварийная посадка (или катастрофа) инопланетного космического корабля в окрестностях городка Розуэлл в американском штате Нью-Мексико.
Кстати, именно после этих двух событий появились термин «неопознанный летающий объект» - НЛО (по-английски Unidentified Flying Object - UFO) и название науки, изучающей такие объекты, - «уфология».

Характерно, что некоторые приверженцы идеи о «сотворении» человечества космическими пришельцами ссылаются на древние мифы и предания различных народов, в которых боги, сотворившие людей, как правило, прибывают на Землю с небес. О том же повествует и Библия. В ней наряду с утверждением о создании Адама и Евы - двух первых людей в нашем мире - самим Господом Богом говорится также и об участии в производстве земного народонаселения неких сынов Божиих: «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им...» (Библия, Ветхий Завет, Книга Бытия, глава шестая, 1-2, 4).

Спасение Звездного Брата
После того как Розуэлльский инцидент получил широкую огласку, в СМИ (в основном - в американских) начали появляться публикации о встречах и беседах людей с инопланетянами, в ходе которых космические пришельцы сообщали, как их предки участвовали в создании и формировании нашего народонаселения.

Согласно публикации в сентябрьском номере американского журнала Раге за 1996 год, одна из таких встреч произошла всего спустя месяц с лишним после Розуэлльского инцидента, и опять в штате Нью-Мексико.

Вечером 13 августа 1947 года шестеро молодых потомков индейцев племени апачей остановились на ночевку в пустынной местности упомянутого штата. Они готовили ужин, когда послышался сильный гул, затем грохот, и земля дрогнула, как при землетрясении. Отправившись на разведку, индейцы обнаружили невдалеке врезавшийся в землю искореженный металлический объект, внутри которого находилось странное существо маленького роста. Оно было сильно покалечено, но подавало признаки жизни. Индейцы решили попытаться спасти своего найденыша.
Им удалось выходить Звездного Брата, как они стали называть его между собой. Поправившись, Брат (его настоящее имя звучало как Бек Ти) с помощью кристалла, передающего информацию в виде изображений, поведал молодым людям совершенно невероятную историю Земли и человечества.

Оказывается, инопланетяне появились на нашей планете еще в те времена, когда она была безжизненной каменной глыбой, и в течение всего периода эволюции постоянно вмешивались в ее ход. В одних случаях их вмешательство оказывалось благотворным, в других - нет. Когда на Земле появились люди, пришельцы направляли развитие человечества, но при этом нередко заводили его в тупик. Они стали нашими богами... и нашими дьяволами. Но они всегда были здесь.

Как создавали людей
О спасении Звездного Брата, а также о том, что поведал землянам об истории их планеты этот посланец далекой высокоразвитой цивилизации, рассказал через 20 лет своему юному внуку - Роберту Утреннее Небо - один из тех шестерых индейцев, которые спасли погибавшего Бек Ти.
Услышанное потрясло и захватило Роберта. С тех пор он посвятил себя поиску и изучению источников, подтверждающих сообщение Бек Ти. Его суть вместе с результатами своих поисков Утреннее Небо изложил в работе «Терра. Неизвестная история планеты Земля», опубликованной в начале 1990-х годов. Вот ее содержание.

В глубокой древности пришельцы из космоса освоили Землю, тогда еще безлюдную. Гомо сапиенс - человек разумный - был создан по решению их предводителя, первоначально для того, чтобы его подданные имели понятливых и послушных работников. Но за право господства на Земле этот властитель боролся со своим братом и, чтобы утвердить это право, ввел свою ДНК в генотип первых человеческих существ. И первые люди стали «сынами бога», детьми их создателя.

Однако этот «бог-отец» был еще и ученым, его интересовала возможность создания существ, наделенных чувствительностью и страстностью, а также способностью к собственным суждениям и самостоятельным поступкам. Для достижения этой цели он в первых поколениях людей использовал ДНК представителей еще одной расы, эмоциональных и сентиментальных птицеподобных существ. Она и придала людям возможность обладать упомянутыми выше качествами и способностями. «Создатель» также научил людей соединяться для продолжения рода по их собственной воле, без соблюдения заранее установленного регламента размножения. И молодая человеческая раса стала стремительно разрастаться.

Они все еще с нами?
В результате творчества космических пришельцев на ранней стадии зарождения человечества возникли две его разновидности: послушные, безоговорочно подчиняющиеся инопланетянам особи и генетически изменившиеся мутанты, поведением которых руководила их собственная воля. Брат создателя людского племени изгнал мутантов в пустынную местность, обрекая на неминуемую гибель, а для верности даже устроил потоп, чтобы уничтожить всю непокорную ветвь рода человеческого. Но его создателю удалось спасти некоторое количество гонимых строптивцев - знакомый эпизод из Библии, не так ли?

Наступил момент, когда Землей стала управлять другая раса инопланетян, в обличии разумных ящериц, которых теперь часто называют «серыми». Серые, генетически созданные еще более высокоразвитой расой рептилий, империя которых находится в далекой галактике, и сейчас скрытно, незаметно для нас, руководят многими аспектами земной жизни. Они потребляют естественные ресурсы нашей планеты, извлекают из наших тел генетический материал для продолжения экспериментов по выведению новых видов разумных существ, используют наши государственные ведомства, такие как НАСА и ЦРУ в США, чтобы сохранить в тайне назначение, устройство и действие обширного класса технических средств, которые мы определяем общим понятием НЛО. У них есть своя база на Луне, и они предупредили нас, чтобы мы туда не совались и держались от нее подальше.

Заканчивает свою работу Роберт Утреннее Небо следующими словами: «До тех пор, пока люди приемлют существование повелителей и богов, они приемлют и существование рабства. Когда человек, наконец, осознает, что у него отняты его владения, когда он, наконец, станет смотреть на самого себя как на своего единственного бога и повелителя над собой, тогда, и только тогда, он освободится от власти инопланетян и чуждых богов. Развивайте свой духовный мир... Это единственный путь к освобождению».

Свидетельства визитов инопланетян
В «Краю каньонов» («Каньонлендсе») - национальном парке штата Юта - есть ряд аномалий, свидетельствующих, по мнению Утреннего Неба, о пребывании там инопланетян еще в незапамятные времена. Главной из них он считает Арку Друидов - развалины гигантского сооружения с сохранившимися следами иероглифа. По мнению Роберта, он означает «король», и эту метку мог оставить инопланетный правитель, провозглашая свое владычество после победы в битве с соперником.

На одной из скал параллельно прорезаны глубокие ровные горизонтальные борозды. Их естественное происхождение маловероятно, тем более что у подножия скалы нет обычных в таких случаях скоплений выкрошившейся породы. Эти следы мог оставить лазерный луч мощного оружия космических пришельцев.

В ложе высохшего потока лежат огромные каменные глыбы с гладкими прямоугольными гранями. В скальных породах, образующих ложе, - длинные прямолинейные борозды. Осыпей нет. Каменоломня с применением лазерной техники?

У дороги, ведущей в национальный парк, стоит скала Газета с процарапанными на ней многочисленными отпечатками шестипалых ступней. Все следы ведут к силуэту стоящего среди кругов с различными знаками вертикального сооружения на трех опорах (космического корабля?). По мнению Роберта Утреннее Небо, это есть сообщение о переселении древних обитателей Земли в иные звездные миры.

«Вы можете верить всему, что я рассказал, или не верить ни одному моему слову. Правда все это или вымысел - решать вам». Такими словами заканчивали в старину свои устные предания индейцы племени апачей.

), жившего от 1,2 млн. до 800 тыс. лет назад. В целом понятие первого человека в науке чётко не определено, и обычно под ним подразумевается наиболее древний ископаемый вид, по ряду формальных признаков сходный с Homo sapiens . Однако приблизительной границей между человеком и гоминидом, не являющимся человеком, считается существо с объёмом мозга в 600 кубических сантиметров. Наши предки с объёмом мозга в 650-680 куб.см. уже относятся к человеку умелому Homo habilis .

Религиозные представления

По вавилонскому эпосу Энума элиш

По Книге Бытия : в иудаизме, христианстве

В Каббале

Согласно представлениям Каббалы, с Адама началось духовное развитие человечества. Он впервые в истории человечества получил желание к познанию духовного мира и постиг природу обоих миров - материального и духовного. Ему приписывается авторство каббалистической книги «Сефер Разиэль ха-малах » (Книга ангела Разиэля).

По Корану в исламе

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану. В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

У древних индийцев

Пуруша - согласно мифологии Древней Индии, существо, живущее в человеческом сердце и одновременно населяющее Космос. При этом каждое человеческое существо несёт в себе частицу бессмертия.

У древних германцев и скандинавов

Из искр и талой воды возникли великан Имир и корова Аудумла , вскормившая его своим молоком. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны . Аск и Эмбла - люди, которых ещё в виде древесных прообразов, бездыханных и «лишённых судьбы», нашли на берегу моря боги; оживив их, они даровали им разум и речь. (См. также Бури).

У зороастрийцев (древних персов)

В культуре Древней Персии первопредок людей - Гайомарт, излучавший свет. После смерти Гайомарта все металлы «брызнули» из его тела, душа превратилась в золото, а из семени появилась первая супружеская чета, в виде куста ревеня: Машйа и Машйана .

В Древней Греции

Фороней - предок и породитель человечества, сын бога реки Инаха и нимфы Мелии . Историк Акусилай называл его в «Генеалогии» первым «человеком и первым земным царем», царем всего Пелопоннеса . Платон в «Тимее» и Климент Александрийский в «Строматах » также утверждали, что Фороней был первым человеком или же «отцом смертных».

В Восточной Африке

Однажды на пустынный берег моря выползла жаба - первое существо на тверди земной. На небе в те времена не было ничего кроме Луны. У Луны родилась идея сотворить человека, и она поведала о ней Жабе. Но жаба опередила Луну и, невообразимо раздувшись, породила двоих близнецов - мужчину и женщину. Это были первые люди на земле.

Разгневалась Луна на Жабу и испепелила её. Взяв на своё попечение людей - детей Жабы, она помогла им довести своё тело до совершенства, наделила разумом и даром речи, придав им сходство с современными людьми. И нарекла Луна мужчину Батетой, а женщину Ханной.

Батета и Ханна прожили на земле в несколько раз дольше, чем живут люди теперь, а когда жизнь стала им не в радость, Луна, как и обещала, спустилась на землю и унесла их с собой. Вскоре почили их первенцы и были похоронены в земле, а потом смерть стала приходить за людьми всё чаще и чаще.

В Западной Африке

На небесах Олорун , Верховное Существо, начал творить первых людей. Ориша Нла вылепил их формы из земли, но вдохнуть в них жизнь мог только Олорун. Ориша Нла спрятался в мастерской Олоруна, чтобы подсмотреть, как это будет происходить. Но Олорун узнал об этом и погрузил Ориша Нла в глубокий сон; так что только Олорун знает тайну оживления тела. И по сей день Ориша Нла делает новые человеческие тела посредством отца и матери будущего новорождённого, но вдыхает жизнь в них именно Олорун.

См. также

Напишите отзыв о статье "Первый человек"

Ссылки

Литература

  • Лафарг П., Миф об Адаме и Еве, [пер. с нем.], СПБ. 1906;
  • Тренчени-Вальдапфель И., Общественный фон для двух мифов об Адаме, в кн.: Происхождение библии, М., 1964;
  • Gunkel Н., Die Urgeschichte und die Patriarchen, Gott., 1911;
  • Hubner P., Vom ersten Menschen wird erzählt in Mythen, Wissenschaft und Kunst, Düsseldorf, ;
  • Patai R., Adam we-Adamah, Jerusalem, 1942;
  • Quispel G., Der gnostische Anthropos und die jüdische Tradition, «Eranos Jahrbuch», 1953, Bd 22;
  • Röhrich L., Adam und Eva, , 1968;
  • Scһöpfungsmythen, Darmstadt, 1977;
  • Strothmann F., Die Anschauungen von der Weltschöpfung im alten Testament, Münster. 1933;
  • Westermann C., Der Mensch im Urgeschehen, «Kerygma und Dogma», 1967, Jg. 13, H. 4.
  • Beck Е., lblis und Mensch, Satan und Adam: der Werdegang einer koranischen Erzählung, «Le Museon», 1976, v. 89, fasc. 1-2.

Отрывок, характеризующий Первый человек

Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.
Как бы примериваясь и приготовляясь к предстоящему движению, силы запада несколько раз в 1805 м, 6 м, 7 м, 9 м году стремятся на восток, крепчая и нарастая. В 1811 м году группа людей, сложившаяся во Франции, сливается в одну огромную группу с серединными народами. Вместе с увеличивающейся группой людей дальше развивается сила оправдания человека, стоящего во главе движения. В десятилетний приготовительный период времени, предшествующий большому движению, человек этот сводится со всеми коронованными лицами Европы. Разоблаченные владыки мира не могут противопоставить наполеоновскому идеалу славы и величия, не имеющего смысла, никакого разумного идеала. Один перед другим, они стремятся показать ему свое ничтожество. Король прусский посылает свою жену заискивать милости великого человека; император Австрии считает за милость то, что человек этот принимает в свое ложе дочь кесарей; папа, блюститель святыни народов, служит своей религией возвышению великого человека. Не столько сам Наполеон приготовляет себя для исполнения своей роли, сколько все окружающее готовит его к принятию на себя всей ответственности того, что совершается и имеет совершиться. Нет поступка, нет злодеяния или мелочного обмана, который бы он совершил и который тотчас же в устах его окружающих не отразился бы в форме великого деяния. Лучший праздник, который могут придумать для него германцы, – это празднование Иены и Ауерштета. Не только он велик, но велики его предки, его братья, его пасынки, зятья. Все совершается для того, чтобы лишить его последней силы разума и приготовить к его страшной роли. И когда он готов, готовы и силы.
Нашествие стремится на восток, достигает конечной цели – Москвы. Столица взята; русское войско более уничтожено, чем когда нибудь были уничтожены неприятельские войска в прежних войнах от Аустерлица до Ваграма. Но вдруг вместо тех случайностей и гениальности, которые так последовательно вели его до сих пор непрерывным рядом успехов к предназначенной цели, является бесчисленное количество обратных случайностей, от насморка в Бородине до морозов и искры, зажегшей Москву; и вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие примеров.
Нашествие бежит, возвращается назад, опять бежит, и все случайности постоянно теперь уже не за, а против него.
Совершается противодвижение с востока на запад с замечательным сходством с предшествовавшим движением с запада на восток. Те же попытки движения с востока на запад в 1805 – 1807 – 1809 годах предшествуют большому движению; то же сцепление и группу огромных размеров; то же приставание серединных народов к движению; то же колебание в середине пути и та же быстрота по мере приближения к цели.

Сколько лет тому назад появился человек на Земле?

Самые древние, достоверные представители рода человеческого известны примерно 2 -2,5 мл. лет тому назад. А появился человек современного вида 40-50 тысяч лет назад.

На протяжении многих миллионов лет предки человека населяли ограниченную область на востоке Африки. Здесь, на озере Виктория, 18 млн. лет назад жил проконсул - наш общий с человекообразными обезьянами предок; здесь более 4 млн. лет назад возник афарский австралопитек - наш прямоходящий предок. Здесь провел всю свою историю первый представитель рода Человек - умелый человек, появившийся более 2 млн. лет назад, и здесь 1,6 млн. лет назад возник прямостоящий человек. Где начал свой путь наш вид - разумный человек - не известно, но где-то поблизости.

Самый древний из рода Homo -- Homo habilis, или человек умелый, первые представители которого появились на Земле около 2 млн лет назад. До этого времени, вероятно, существовали только австралопитеки. Около 2,5 млн лет назад произошло расщепление в эволюции гоминид, в результате которого обособились массивные австралопитеки (тупиковая ветвь эволюции) и род Homo. Кроме находок из Олдувайского ущелья, к виду Homo habilis относят и так называемого рудольфского человека, Homo rudolfensis, череп которого был найден в Кении в 1972 году в районе оз. Рудольф (ныне оз. Туркана), а также находки из Эфиопии и Южной Африки. Древность этих видов от 2,4 до 1,9 млн лет. Предполагается, что эти первые люди были творцами орудий древнейшей на Земле олдувайской (галечной) культуры. Существуют находки, которые не нашли таксономического определения и частью исследователей относятся к Homo habilis, а другою частью -- к группам архантропов (древнейших людей), пришедших на смену Homo habilis примерно 1,6--1,5 млн лет назад.

В группу архантропов входят два основных вида. Это вид азиатских древнейших людей, человек прямоходящий (Homo erectus), и его африканский вариант, человек работающий (Homo ergaster).

Время появления сапиенса

"Существуют суждения о трех возможных уровнях выделения линии сапиенса: раннем, среднем и позднем (с. 97).

Более распространено мнение о средне или ранневерхнеплейстоценовом времени появления линии сапиенса. В качестве вероятного предка в этом случае у разных авторов фигурируют различные формы: или один из поздних прогрессивных эректусов (Вертешселлеш), или ранний архаический сапиенс (Сванскомб), или ранний прогрессивный неандерталец (Эрингсдорф).

Наконец существует мнение о позднем происхождении сапиенса. В этом случае предком обычно считаются прогрессивные палестинские палеоантропы или даже "классические" неандертальцы вюрма. В пользу последней точки зрения приводят как археологические аргументы (преемственность позднемустьерской индустрии "классических" неандертальцев и верхнепалеолитической культуры сапиенса), так и морфологические (например, тип людей Схул, у которых сочетаются "кроманьонские" и "неандертальские" черты).

Однако известно, что "классические" неандертальцы были поздними формами гоминид, сосуществовавшими с первыми неоантропами-сапиенсами. Чтобы разрешить это противоречие, предполагают, что темпы сапиентации на этом позднем коротком отрезке антропогенеза значительно ускорились вследствие гетерозиса при смещениях.

Процессы сапиентации протекали в разных популяциях палеоантропов, но разными темпами, и в силу ряда причин (например, условий обитания) не всегда достигали завершающего этапа.

Конечно, отдельные черты "сапиентного" комплекса могли появиться рано, даже в эоплейстоцене. Морфологическая изменчивость гоминид вообще очень широка, и, вероятно, немаловажную роль, как и у других приматов, играли в нем повторные мутации.

Видимо, некоторые признаки "сапиентного" комплекса могли возникать в эволюции отдельных групп гоминид давно и неоднократно. И в этом смысле мы вправе сказать, чтосапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие настоящие" сапиенсы все же пока не известны ранее 0,1 --0,07 млн. лет назад" (с. 97--99).

Распространение современного человека

В Африке были найдены более древние ископаемые остатки, чем на каком-либо из других континентов. Так, в Южной Эфиопии нашли Омо-I - неполный череп со многими современными признаками, возраст которого, вероятно, более 60 тысяч лет. В устье южноафриканской реки Клазис обнаружены "современные" остатки, возраст которых 100 тысяч лет, а в пещере Бордер найдена "современная" нижняя челюсть возрастом 90 тысяч лет.

Ископаемые черепа 40-тысячелетней давности, которые относятся к вполне современному типу, встречены в самых различных районах Азии - от Израиля до Явы. У всех них есть подбородочный выступ или другие явно "современные" признаки.

Впервые люди появились в Северной Америке, вероятно, между 70 и 12 тысячами лет назад. В периоды наибольших похолодании в это время море отступало и образовывалась широкая сухопутная перемычка Берингия, которая сейчас затоплена Беринговым проливом.

Следы очагов и ископаемые остатки, возраст которых установлен, свидетельствуют, что современный человек жил в Австралии по крайней мере уже 40 тысяч лет назад.

Вероятнее всего, люди впервые появились здесь в период от 55 до 45 тысяч лет назад, когда уровень океана был на 160 футов (50 м) ниже, чем сейчас, и многие острова составляли единое целое.

На этой шкале предоставлено развитие всех первобытных людей мира, начиная с того периода, когда возникли первые человекоподобные гоминиды (5 млн.лет назад) и до 700 г.до.н.э.

5 000 000- 2 000 000 до. н.э.

В Африке появляются первые гоминиды, обитавшие на деревьях.

2 000 000- 250 000 до. н.э.

Появляется человек прямоходящий - Homo erectus - и расселяются по Азии и Европе.

250 000 - 120 000 до. н.э.

В Африке - Нomo sapiens - которые постепенно переселяются на север.

80 000 - 30 000 до. н.э.

В Европе живут неандертальцы (обитатели пещер).

50 000 - 25 000 до. н.э.

Современные люди расселяются по территории Европы, Азии, Австралии, Америки. Изготавливают орудия труда из кости и камня.

25 000 - 10 000 до. н.э.

Первые круглые дома, рисунки и резьба.

10 000 - 9 000 до. н.э.

Изменение климата, конец ледниковой эпохи.

9 000 - 7 000 до. н.э.

Возникновение земледелия в отдельных районах мира. Поселения в Сирии, Палестине, на Кипре. Одомашнена собака.

7 000 - 6 000 до. н.э.

В восточном Средиземноморье одомашнены козы, овцы, свиньи. Изготавливают ткани льняные, керамики, применяется медь. Строятся первые города.

5 000 - 4 000 до. н.э.

В Анатолии обрабатывают медь и свинец. Одомашнены лошадь, осел. В районе Мексиканского залива выращивают маис, в Перу - хлопок, в Китае и Индии - рис.

4 000 - 3 000 до. н.э.

Шумерская цивилизация. Первая письменность. Изделия из золота, серебра, свинца. Орошение. Парусные суда на Ниле и Евфрате. Каменные храмы и гробницы на Мальте и в Европе.

3 000 - 2 000 до. н.э.

Первые фараоны Египта, иероглифическая письменность. В Месопотамии изобретена колесница. Возникновение цивилизации долины Индии. Ткани из хлопка. Методы обработки меди и изготовления тканей распространяются по всей Западной Европе.

2 000 - 1000 до. н.э.

Распространение методов обработки бронзы по Европе. Завершено строительство Стоунхенджа.

1 000 - 700 до.н.э.

Культкура ольмеков в Мексике. Кельты расселяются по Центральной Европе, Британским островам. К 700 г.до н.э. в Европе открыт секрет обработкаи железа. В Америке и Африке развиваются доисторические культуры.

Где появился первый человек на нашей планете? Этот вопрос со времен Чарльза Дарвина беспокоит ученых. Не меньше вопрос о том, где появился первый человек, интересует и многих любопытных обывателей. Однако эта тема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что если начать разбираться в ней, чтобы достаточно квалифицированно ответить на вопрос о том, где появился первый человек, выяснится, что до сих пор ни среди археологов, ни среди антропологов нет окончательного и общепринятого мнения. Кого же считать человеком? Какое из звеньев эволюционной цепи стало внезапно человеком, оставив собственного родителя на ступени обезьян? Ведь эволюция - это вовсе не

одномоментный акт, а длительные и очень медленные преобразования. Вторая сложность с вопросом о том, где появился первый человек, состоит в самих критериях - как вообще отделить человека, по каким признакам? По прямохождению, противостоящему большому пальцу, по использованию орудий труда или все-таки по объему мозга? Попробуем набросать предельно краткую картину пути Homo sapiens.

Где появились первые люди?

Ответ - в Африке, по всей видимости. По подсчетам современных исследователей, линии современных и непосредственных разделились примерно 8-6 миллионов лет назад. Именно тогда появились на планете первые прямоходящие гоминиды. Наиболее ранним их ископаемым представителем является существо сахелантром. Он жил примерно 6-7 миллионов лет назад и уже ходил на двух ногах. Конечно, едва ли его только по этому признаку можно называть

древнейшим человеком. Остальные его черты были все еще схожи с обезьяньими, однако тот факт, что они уже спустились с ветвей, значительно изменил их образ жизни и направил эволюцию в правильное русло. За сахелантропом последовали оррорин (около 6 миллионов лет назад), известный всем австралопитек (около 4 миллионов лет назад), парантроп (2,5 миллиона). Это далеко не все звенья, найденные археологами и датируемые этим длительным промежутком, а лишь некоторые представители цепочки. Важно, что каждый из таких гоминидов имел определенные прогрессивные черты по сравнению со своими предшественниками. Первыми гоминидами, которые уже действительно были приближены к современному типу людей, стали Homo habilis и Homo ergaster (работающий), появившиеся 2,4 и 1,9 миллиона лет назад. Как и все предыдущие звенья, эти предки нынешних людей обитали в Африке - колыбели человечества. И наконец, действительно бесспорными людьми являются Homo sapiens, которые появились лишь 40 тысяч лет назад. Интересно, что этот вид человека возник также в Африке, однако в то же время Европа уже была заселена людьми! Людьми, которые, по мнению современных ученых, появились уже в Европе,

однако со временем исчезли с лица Земли и не являются прямыми потомками современного человечества, а лишь тупиковой ветвью эволюции. Речь идет о знаменитых неандертальцах, которые вымерли по не совсем ясным причинам около 25 тыс. лет назад.

Где появились первые древнейших цивилизаций

Как бы то ни было, именно было суждено со временем расселиться из Африки по всем континентам планеты. С тех времен люди больше не претерпели существенных биологических изменений. Однако важным событием стала так называемая Это процесс перехода от присваивающего хозяйства, к воспроизводящему, то есть возникновению земледелия и скотоводства. Новые формы хозяйствования оказались значительно более эффективны, позволив племенам существенно увеличить свою численность, создать избыточный продукт труда, дав старт социальному расслоению. В конечном итоге эти процессы привели к появлению первых цивилизаций и государств, возникших в Междуречье.