Ее образ - главное вдохновение сезона. Сиенна Миллер играет ее в фильме «Factory Girl», Муза 60-х Эди Седжвик вернула себе статус it-girl номер один.

Ее таланты можно перечислить по пальцам одной руки, а ее достижения, да и жизнь в целом, если смотреть здраво, в наше целеустремленное время вызывают усмешку - пара съемок для журналов, несколько андеграундных кинокартин, не требующих особо изощренного актерского мастерства, много вечеринок и в конце концов смерть в 28 лет от передозировки. Она -эта блондинка с короткой стрижкой, it-girl Нью-Йорка бурных шестидесятых, воплощающая образ революционного времени, и девушка, которую чаще всего вспоминали дизайнеры в коллекциях осень-зима 2006/2007.

Будущая муза Энди Уорхола и Боба Дилана, Эди Седжвик родилась в апреле 1943 года в Санта-Барбаре, штат Калифорния. Незадолго до рождения Эди на ранчо Седжвиков нашли нефть, и ее без того по американским меркам аристократическое семейство стало еще богаче. Отец Эди, Фрэнсис, пережил маниакально-депрессивный психоз до того, как женился на Элис Делано Де Форест, и его психиатр настоятельна рекомендовал паре не иметь детей.

Фрэнсис и Элис ухитрились нарожать восемь человек. Эди была предпоследней девочкой. К 1962 году Эди, страдающую анорексией, впервые положили в психиатрическую больницу, к концу пребывания там она забеременела и сделала аборт (об отце ребенка ничего не сообщается). В 21 год она вступила в права наследования всего, что оставила ей любимая бабушка. Она переехала в Нью-Йорк, в 14-комнатную квартиру бабушки на Парк-авеню, гоняла по городу на сером «Мерседес», закинувшись кислотой; разбив его, она стала передвигаться исключительно на лимузинах.

В январе 1965-го друг Эди привел ее на «Фабрику» Энди Уорхола. Они были очарованы друг другом с первого взгляда. Эди стала проводить на «Фабрике» почти все время. Уорхол заявил, что откроет в Седжвик «бедную богатую девочку» и сделает ее королевой «Фабрики» Энди снимал Эди в своих бесконечных фильмах («Винил», «Кухня», «Девушки из Челси» и другие), они вместе блистали в обществе; в этот период Эди часто называла себя «миссис Уорхол». Они были вместе немногим больше года; некоронованные король и королева Манхэттена, с созвучными именами, одинаково подстриженными обесцвеченными волосами, в одинаковой серебристой одежде.

Союз прохимиченной богатой блондинки и феноменального чешского интеллигента стал квинтэссенцией новой культуры, символом поп-арта. Если сейчас компании рвут контракты с моделью, когда ее застают с белым порошком и свернутой в трубочку купюрой, то наркотическая зависимость Седжвик скорее прибавляла ее образу модной «богемности».

Легендарная Диана Вриланд, тогда редактор американского Harper"s Bazaar, носила Эди на руках; она говорила, что «у наркоманов чудесная кожа». Эди стала иконой стиля - короткие платья, черные колготки, длинные серьги, подведенные глаза и короткие белые волосы копировали тысячи девушек, желавших стать ближе к искусству.

Как раз в то время в жизни «Фабрики» появляется группа The Velvet Underground, и Лу Рид по просьбе Уорхола пишет песню об Эди - Femme Fatale; ее поет Нико. Но Эди интересует несколько другая музыка: в начале 1966-го она познакомилась с Бобом Диланом - и влюбилась в него. По общему мнению, песни Just Like A Woman и Leopard-Skin Pill-Box Hat были написаны для нее. Дилан обещает сделать из нее большую певицу и актрису, если она перестанет быть «придатком» Уорхола. Эди объявила Уорхолу, что она уходит с «Фабрики»; это событие было отмечено громкой публичной ссорой в ресторане. Кстати, очевидцы высказывали предположение, что Уорхол и его «Фабрика» во многом существовали на деньги славного семейства Седжвик. Так или иначе, но в 1966-м Эди Седжвик оставила Энди Уорхола - и это стало не концом «Фабрики», а началом конца самой Эди.

К концу того года она плотно сидела на кокаине и героине. Наследство было практически растрачено, и она начала таскать из дому и продавать фамильный антиквариат.
В октябре 1966-го Эди заснула в квартире с зажженными свечами - квартира сгорела, она сама попала в больницу с ожогами спины, рук и ног. Возвращаться ей было некуда, и из больницы она поехала в отель «Челси» к другу Дилана и своему любовнику Бобу Ньюуирту, от которого зависела, как от наркотиков. Когда Ньюуирт ее бросил, Эди спала с кем попало за героин, приходила на «Фабрику» к Уорхолу просить денег, попадала в тюрьму, все больше времени проводила в лечебницах.

К 1968-му почти не могла говорить; увидев брата, приняла его за своего любовника. В июле 1971-го Эди вышла замуж за товарища по реабилитационной клинике Майкла Поста; через пару месяцев она появилась на фэшн-показе во всем блеске, покрутилась перед камерами; придя домой приняла из рук мужа положенную порцию снотворного легла спать. Утром коронер зафиксировал смерть от передозировки.

Сейчас, гладя на фотографии этой очень худой, одетой во все черное девушки (Эди всю жизнь страдала анорексией), уже трудно поверить, что именно она была «party goddess», главной музой свингующих шестидесятых. Ведь главный талант Эди оказался эфемерного свойства: «она была светом, вдыхала в окружающих ее людей жизнь», как говорил кто-то из ее «фабричных» друзей. Джордж Хикенлупер, режиссер фильма «Девушка с «Фабрики», где Эди играет Сиенна Миллер, говорит, что для него история Эдди - это типичная «американская трагедия»: «У американцев вырос такой культ знаменитостей, потому что они не находят дома достаточно любви и ищут ее во внешнем мире».

И несмотря на то, что ее судьбу не назовешь счастливой, Эди Седжвик и сегодня - героиня и объект для подражания, ведь тысячи людей любят веселье, наркотики и людей искусства, но мало кому удается своей любовью повлиять на мир, как это сделала Эди Седжвик, девушка с «Фабрики».

[
























































Муза Энди Уорхола и одна из девушек Боба Дилана , it-girl свингующих 60-х, завсегдатая модных вечеринок и психиатрических лечебниц, Эди Седжвик умерла в 28 лет. Это случилось от передозировки наркотиками 16 ноября 1971 года. Казалось бы, худая блондинка с короткой стрижкой не оставила после себя ничего, кроме сомнительных андеграундных кинокартин и нескольких фотосессий. «Она была восхитительное, красивое пустое место», - говорил об Эди сам Уорхол. Но из этого пустого места король поп-арта создал звезду, чья трагическая история трогает душу, а богемный образ до сих пор цитируется деятелями моды и искусства. сайт выявил 9 ключевых элементов стиля Эди Седжвик .

Черные колготки


Эди предпочитала черный цвет. Одной из ее любимых вещей были плотные черные колготки. Она носила их с короткими юбками-трапециями и маленькими платьями в стиле 60-х годов.

Седжвик могла надеть колготки с такими майками и футболками, которые едва прикрывали нижнее белье «фабричной девушки».

Любимицу Энди Уорхола можно было увидеть и в провокационных колготках в сеточку, которые считаются атрибутом стиля панк.

Обувь на каблуке


«В ней была поразительная пустота и ранимость, которые делали ее отражением интимных фантазий любого, – сказал как-то Уорхол про знаменитую блондинку. – Она могла быть всем, чем захотите, – девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной – всем, чем угодно. Она была чудесным, прекрасным чистым листом».

Модная икона почти всегда появлялась в . Эди практически всюду носила черные сапоги или туфли на шпильке, хотя иногда надевала и обувь на плоской подошве – балетки с острым носом.

Девушка любила ходить босиком. Ее часто можно было увидеть в мастерской Уорхола в одних черных колготках, с очередной сигаретой и бокалом спиртного в руках.

Короткие платья


Эди Седжвик создавала богемный расслабленный образ. Она надевала короткие прямые и мини-юбки все с теми же любимыми черными колготками, широкополыми шляпами и .

Так, Эди и Твигги хоть и следовали тенденциям 60-х, совершенно по разному обыгрывали модную в то время одежду.

Любимица Уорхола носила вещи от Кристобаля Баленсиаги и Бетси Джонсон .

Длинные серьги


На многих снимках Эди можно увидеть с тяжелыми серьгами длиной до самых плеч. Это могли быть и прозрачные пластиковые серьги, и в виде различных геометрических фигур, и в этническом стиле.

Также андеграундная актриса любила длинные подвески и надевала по несколько сразу. Такие она сочетала с темных цветов водолазками и тельняшками. Несмотря на нарочитую небрежность, все в ее образе было продумано.


Меховая шуба


Беспутной капризной девочке, как о ней говорили недоброжелатели, очень шли различные и накидки. Они придавали ее образу «героиновый шик» (хотя этот наркотик она как раз-таки не употребляла). Она носила как искусственный, так и натуральный мех.

Одним из самых ярких образов стал ее наряд с . Такую Эди во всей красе можно увидеть в фильме «Я соблазнила Энди Уорхола» с Сиеной Миллер в главной роли.


Короткая стрижка


Вскоре после того, как Эди познакомилась с Уорхолом на одной из нью-йоркских вечеринок, девушка обрезала свои каштановые волосы и стала платиновой блондинкой. У Седжвик была мальчишеская , которая всегда выглядела небрежно, в стиле out of bed. Иногда она зачесывала волосы назад, создавая более гламурный образ, а иногда оставляла растрепанными. Причем корни волос Эди почти всегда были .

Черная подводка


Седжвик всегда делала макияж в стиле Твигги . Но, в отличие от топ-модели, любившей аккуратные графичные линии, обитательница «Фабрики» подводила глаза гораздо более небрежно. Те, кто знал девушку, говорили, что она не щадила черного карандаша и накладывала слой за слоем, а иногда, приходя после бурных вечеринок домой, даже не смывала косметику полностью. Также она очень любила накладные ресницы. Уорхол говорил, что у нее было около 50 пар и столько же флакончиков туши. Черным карандашом Эди часто рисовала мушку на щеке.

Густые брови

У Эди от природы были красивые . Сейчас такие очень актуальны, а в 60-е в моде царил кукольный стиль. Седжвик всеми силами пыталась ему противостоять. Свои и без того густые брови она еще больше подчеркивала карандашом. Хоть Седжвик и не гордилась своими модными экспериментами, именно они позволили ей стать кумиром многих девушек того времени.

«Я делала маску из своего лица, потому что не понимала, что очень красива, – признавалась Эди через несколько лет после «Фабрики». – Бог так наградил меня, а я практически уничтожила эту красоту. Я носила тяжелую черную тушь, ресницы были как крылья летучей мыши, и темную подводку на веках, и коротко подстригла волосы, мои длинные темные волосы. их в белый. Все эти мелочи сделанные мной тогда, очень расстраивают меня сейчас».

Искренняя улыбка


Известно, что родители Седжвик страдали психологическими расстройствами, и семейный доктор не рекомендовал паре иметь детей. Тем не менее, у них было целых 8, включая Эди. Нельзя сказать, что it-girl 60-х была сумасшедшей, но странной – определенно. Ей не был знаком инстинкт самосохранения, она никогда не читала книг, хоть и постоянно носила с собой «Истории двух городов» Диккенса, часто оказывалась в реабилитационных центрах, употребляла «кислоту» и, по сути, ничем не занималась кроме саморазрушения. Несмотря на все это завсегдатаи «Фабрики» и те, кто знал Эди лично, говорили, что она обладала особенным свойством вдыхать в окружающих ее людей жизнь. Не только ее смелые образы, но и искренняя улыбка с милыми ямочками на щеках сделали ее культовой персоной 60-х годов.

Смотрите другие фотографии:

Впервые Эди Седжвик пришла в «Фабрику» в марте 1965 года. Это было нечто среднее между клубом на пятом этаже дома по 47-й улице на Манхэттене и арт-студией нью-йоркской богемы. Сюда её пригласил идеолог поп-арта Энди Уорхол . Здесь он поставил искусство на поток — каждый посетитель участвовал в съёмках фильмов, писал картины либо просто вдохновлял других собственными идеями. Здесь она могла встретить Сальвадора Дали и Трумена Капоте . Седжвик «Фабрика» сразу понравилась, впечатления были новыми и резко отличались от привычного образа жизни 22-летней девушки.

Эди в стране чудес

Прапрадед Эди Седжвик Уильям Эллерай участвовал в подписании Декларации независимости Соединённых Штатов. Один из её прадедов был основателем лондонского Уильямс-Колледжа, а второй участвовал в создании Центрального парка в Нью-Йорке. У семьи Седжвик даже был собственный герб.

Эди родилась в Санта-Барбаре, и хотя ко времени её появления на свет фамильное богатство по большей части было растрачено, вскоре на ферме семьи обнаружили нефть, и доходы Седжвиков снова резко выросли. Эди, как и семерых её братьев и сестёр, отправили учиться в семейную школу, и с внешним миром познакомиться ей удалось многим позже — в Кембридже.

Сами по себе предметы её не привлекали, но незнакомые ощущения разбудили жажду жизни, которой она прежде не видела. В Кембридже она познакомилась с Чаком Уэйном , и когда тот окончил учёбу, пара сорвалась в Нью-Йорк, в город приключений и вечеринок. Стоило ей переехать, как её старший брат покончил с собой. Накануне он разговаривал с Эди, поскольку считал её единственной из Седжвиков, с кем можно было бы поговорить по душам.

Она решила начать в Нью-Йорке новую жизнь, у неё появились друзья. На одной из вечеринок Седжвик познакомилась с Энди Уорхолом, и тот пригласил её в «Фабрику». Её сразу поразил блестящий серебряный мир этого места. Приятель Уорхола Билли Нейм обставил все стены серебром, оставив неровности и небрежную игру света. По желанию Энди Уорхола помещение могло быть клубом, студией, комнатой отдыха или всем одновременно.

«Фабрика» была забита постоянно, и на каждом шагу Седжвик встречала интересных людей — среди неудавшихся писателей, режиссёров и бездельников здесь попадались Боб Дилан и Лу Рид , Трумен Капоте и Мик Джаггер . Седжвик среди них была буквально белой вороной — искренняя, любопытная, открытая и влюблённая в жизнь. Эди заражала всех своей энергетикой и быстро стала одной из главных звёзд «Фабрики». Вскоре у неё начались отношения с Энди Уорхолом, идеологом этого места.

Эди и Энди

Со стороны казалось, что Энди Уорхол на подъёме. Художник-звезда, регулярно появляется на телевидении, фанаты считают его едва не пророком нового направления в живописи и стиля жизни. Оставив изобразительное искусство, Уорхол решает переключиться на кино. Новым проектом Уорхола была короткометражная экранизация «Заводного апельсина» — «Винил». Это была псевдодокументальная лента без монтажных склеек, в кадре будто на сцене несколько людей разыгрывали сцены, среди них была и Эди.

Придумывая новые концептуальные идеи, Уорхол пытался реализовать себя в новой нише, но его домашние поделки вызывали аплодисменты лишь завсегдатаев его «Фабрики» — остальные о них не знали. Ему было обидно, позорное пятно неудачной режиссуры не лучшим образом смотрелось в резюме самого успешного художника своего времени.

Эди стала популярным персонажем светской хроники, и фильмы с её участием привлекали внимание прессы. Для Уорхола это был прорыв. «Кухня» и «Красота № 2» стали популярны среди любителей и сочувствующих авторскому кинематографу, но Уорхол хотел большего. Он грезил большим проектом, где в главной роли будет Седжвик, который станет успехом, сделает ему имя в кинематографе и приведёт в Голливуд.

Эди Седжвик. / Кадр из фильма «Чао! Манхэттан», 1972 год

Седжвик была за. Она полагалась на чутьё Энди и старалась хорошо проводить время. Веселиться у нее получалось лучше, чем у других. Но когда вечеринка заканчивалась, девушка с фамильного ранчо строжайших порядков, всё детство которой прошло под чутким взглядом ультраконсервативных родителей, оставалась одна. «Я не знаю ни одного человека, у которого было бы столько же проблем как у Эди», — говорил про неё Уорхол.

Злой рок

Зимой 1965 года второй брат Эди — Бобби — разбился насмерть, врезавшись на «Харлее» в автобус. Бобби был студентом Гарварда, но прекратил учёбу из-за душевного расстройства. Одиночество Седжвик лишь усилилось — в той же мере как пристрастие к алкоголю и наркотикам. Друзья Эди говорят, что в тот период она хотела быть ближе к Уорхолу.

Но он был занят. Уорхол стал менеджером группы Лу Рида The Velvet Underground, куда в качестве вокалистки пристроил свою новую протеже — 27-летнюю немку Кристу Пэффген , известную как Нико. Отношения Уорхола и Седжвик начали откровенно портиться. Некоторое время они ещё снимали фильмы, но вскоре Энди начал публично обвинять Эди в чрезмерном увлечении вечеринками, та в свою очередь требовала прекратить показ фильмов с её участием и вырезать сцены с ней из «Девочек из Челси».

Уехав из «Фабрики», Седжвик поселилась в отеле «Челси». Здесь прежде останавливались Марк Твен и Фрида Кало , Джек Керуак написал здесь «На дороге», здесь через 14 лет проведут свои последние дни вместе Сид Вишез и Нэнси Спанжен . В отеле «Челси» у Седжвик завязались отношения с Бобом Диланом.

На альбом «Blonde on Blonde» Дилана вдохновила именно Седжвик, он открыто посвятил её песню «Just Like a Woman». Правда, он в этот момент был женат, а Эди узнала об этом лишь через несколько месяцев — от Энди Уорхола, когда они встретились в кафе. По некоторым слухам, Седжвик была беременна от Дилана и сделала аборт.

Эди Седжвик начала ещё больше пить и гулять. Она растратила семейное состояние, квартира на Манхэттене сгорела. Всё чаще в прессе появлялись истории о её выходках в клубах и светских тусовках, и в результате этих скандалов Эди потеряла контракты с модными журналами. В октябре 1967 года от рака скончался отец Эди, а газеты наперебой судачили об испортившемся моральном облике актрисы. В один из вечеров Седжвик попала в аварию на мотоцикле. Получив анализы крови, медики порекомендовали перевести Эди в психиатричскую лечебницу. К этому моменту с ней уже несколько месяцев как расстался Боб Ньювирт , лучший друг Боба Дилана.

Выйдя из больницы, Седжвик пыталась вернуться в кино, но большинство проб проходили неудачно. После кастинга на роль в пьесе «Олений заповедник», автор заявил, что она недостаточно хороша: «Слишком много вкладывается в роль, она не выглядит естественно».

Эди Седжвик. / Кадр из фильма «Тест экрана №1», 1965 год

Тем временем, здоровье Эди продолжало ухудшаться. Она вернулась домой в Калифорнию. Вышла замуж за Майкла Бретта Поста , которого встретила в больнице, и решила завязать с алкоголем и наркотиками. На протяжении нескольких месяцев она действительно была трезва, но позже врачи прописали ей болеутоляющие, и старые ощущения вернулись вместе с зависимостью.

В середине ноября 1971-го Седжвик вернулась с вечеринки после модного показа в музее Санта-Барбары, легла спать и не проснулась. Причину смерти медики описали так: «неопределённый/несчастный случай или самоубийство». «Она легла в кровать, уснула, но дыхание было плохим», — рассказывал позже спавший рядом супруг.

За три с половиной года до этого, когда Седжвик уже проходила лечение, было совершено покушение на Энди Уорхола. Его новая подружка радикальная феминистка Валери Соланас трижды выстрелила художнику в живот. После хирургического вмешательства он быстро пошёл на поправку и вернулся к творческой деятельности. Уорхол скончался через 19 лет после этого события от остановки сердца во время операции в Медицинском сцентре Корнуэлл в возрасте 58 лет.

Бобу Дилану сейчас 72 года, у него девять «Грэмми», а альбом «Blonde on Blonde» внесён в зал славы премии. Музыкант также награждён «Оскаром» и «Золотым глобусом» за музыку к фильму «Вундеркинды».


Хотя фильмы Уорхола не имели коммерческого успеха и редко показывались вне Фабрики, но, поскольку популярность Седжвик возрастала, серьёзные авторитетные издания начали печатать статьи о её появлениях в фильмах Уорхола и о ее необычном стиле, выражавшемся в сочетании чёрных трико, мини-платьев и огромных серёжек, свисающих до плеч. Кроме того, Седжвик обрезает свои волосы и окрашивает их (натурально-шоколадные) серебряным спреем, добиваясь платинового блонда. Уорхол окрестил Эди его «Суперзвездой», а в прессе появляются фотографии, где они запечатлены вместе на выходах в свет.

В течение 1965 года Седжвик и Уорхол сделали вместе ещё несколько фильмов: «Внешнее и внутреннее пространство», «Тюрьма», «Льюп» и «Девочки из Челси». Однако, к концу 1965 года их отношения ухудшились, и Седжвик попросила Уорхола больше не показывать ни один из её фильмов и даже удалить из фильма «Девочки из Челси» кадры с её участием. Сцены с Эди были заменены на сцены с Нико , с цветными огнями, спроектированными на её лице и музыкой The Velvet Underground, играющей на заднем плане. Кадры с Седжвик должны были войти в фильм «Полдень».

Считается, что «Лупе» (картина о трагической судьбе актрисы Лупе Велес) - это последний фильм, снятый Уорхолом вместе с Эди, однако Седжвик позже снялась в картине «История Энди Уорхола» с Рене Рикардом в 1966 году, то есть на следующий год после съёмок «Лупе». «История Энди Уорхола» так и осталась необнародованной картиной, показанной лишь однажды на «Фабрике». В фильме показывается Седжвик с Рикардом, пытавшимся спародировать Уорхола. Этот фильм, видимо, был потерян или уничтожен.

Боб Дилан и Боб Ньювирт

Покинув круг общения Энди Уорхола, Седжвик поселилась в отеле «Челси», где сблизилась с Бобом Диланом . По слухам она была вдохновительницей оригинального альбома Дилана 1966 года «Blonde on Blonde», его песни Just Like a Woman и хита Leopard-Skin Pill-Box Hat. Это также значило, что фраза «ваша дебютантка» из песни «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again» относилась к ней. В конце концов друзья Дилана убедили Седжвик подписать контракт с его менеджером Альбертом Гроссманом. Отношения Седжвик с Диланом закончились, когда она узнала, что Дилан тайно обручился с Сарой Лоундс. Очевидно, Седжвик узнала об этом от Уорхола во время ссоры в ресторане Gingerman в феврале 1966 году.

Согласно Полу Моррисси Седжвик сказала: «Они <(люди Дилана)> собираются снимать фильм, и я буду играть там с Бобби». Внезапно у неё началось «Бобби то, Бобби сё», и все поняли, что Эди без ума от него. Энди Уорхол, услышав в офисе своего адвоката, что Дилан уже в течение нескольких месяцев был тайно женат на Саре Лоундс, рискнул спросить: «Эди, ты знала, что Боб Дилан женат?» Она задрожала. Они поняли, что она действительно думала о серьёзных отношениях с Диланом.

За несколько недель до премьеры скандально известного фильма «Я соблазнила Энди Уорхола», названного газетой The Village Voice «Эди для чайников», а именно 29 декабря 2006 года компания «Вайнштейн» (Weinstein Company) и производители фильма взяли интервью у старшего брата Седжвик, Джонатана, который утверждал, что она «сделала аборт от (видимо) Боба Дилана».

Джонатан Седжвик, отставной проектировщик самолетов, вылетел из штата Айдахо в Нью-Йорк для того, чтобы встретиться со знаменитой актрисой, Сиенной Миллер , играющей его умершую сестру, и дать детальное восьмичасовое видеоинтервью о подразумеваемой связи между Эди и Диланом, которое дистрибьютор быстро обнародовал. Джонатан утверждал, что Эди сделала аборт вскоре после ужасного случая, когда «Эди была сильно травмирована в результате столкновения мотоцикла и попала в больницу. В результате несчастного случая, доктора отправили её в психиатрическую больницу, где она лечилась от наркотической зависимости». Однако не существует ни отчётов из больницы, ни семейных документов, которые могли бы подтвердить эту теорию. Тем не менее, брат Эди также утверждал, что «персонал больницы обнаружил, что она была беременна, но, боясь, что ребенок родится с увечьями из-за анорексии и наркотической зависимости, вынудил её сделать аборт».

Карьера: Направление: IMDb :

Эдит Минтерн «Эди» Седжвик (англ. Edith Minturn «Edie» Sedgwick ; 20 апреля - 16 ноября ) - американская актриса , светская львица и наследница, принявшая участие в нескольких фильмах Энди Уорхола в 1960-х, будучи его музой.

Семья

Семья Седжвик часто упоминается в истории штата Массачусетс . Седьмой прадед Эди, англичанин Роберт Седжвик, был первым генерал-майором Колонии Массачусетского залива , основанной в Чарлстауне, штат Массачусетс в 1635 году . Семья Эди переехала из Стокбриджа, штат Массачусетс, где её прадед - судья Теодор Седжвик (англ. ) обосновался после Американской Революции . Теодор женился на Памеле Дуайт, которая была дочерью Абигейл (Вилльямс) Дуайт. Всё это означает, что Эфрэйм Вилльямс, основатель Вильямс-Колледжа (англ. ), был её пятым прадедом . Теодор Седжвик был первым человеком, выигравшим дело по вопросам предоставления свободы чернокожей женщине Элизабет Фриман (англ. ), согласно Массачусетскому Биллю о правах, объявлявшему, что все люди равны и имеют равные права .

Мать Седжвик была дочерью Генри Вилера Дe Лес (президента и председателя правления Южной Тихоокеанской Железной дороги и прямого потомка Джесси Дe Лес, чья Голландская Вест-Индская компания помогла построить Новый Амстердам) . Джесси Дe Лес был также седьмым прадедом Эди . Её дедушка по линии отца был историк Генри Дуайт Седжвик III (англ. ); её прабабушка, Сюзанна Шоу, была сестрой Роберта Гуда Шоу (англ. ), американского полковника времён Гражданской войны ; её прапрадед, Роберт Боун Минтерн (англ. ), был совладельцем клипера «Flying Cloud», и ему приписывается создание и продвижения Центрального парка в Нью-Йорке . Прапрапрадед Эди, Уильям Эллерай (англ. ), был одним из тех, кто подписывал Декларацию независимости Соединенных Штатов . Она была кузиной актрисы Киры Седжвик, а также актёра Роберта Седжвика - Кира, отец Роберта и Эди были кузенами.

«Фабричные» дни

В марте 1965 года, на квартире Лестера Перского Седжвик встретила художника и арт-хаусного режиссера Энди Уорхола . Вместе со своим другом Чаком Вейном она начала регулярно посещать «Фабрику» (The Factory). В одно из этих посещений Эди попала на съёмку уорхоловской интерпретации романа «Заводной апельсин» «Винил» (Vinyl). Несмотря на то, что всё роли в «Виниле» были мужскими, Уорхол дал роль и Эди. Затем Эди снялась в другом фильме Уорхола - «Конь», в котором она появилась к концу фильма. Хотя роли Седжвик в обоих фильмах были невелики, они произвели большое впечатление на зрителей, и Уорхол решил создать картину, в которой она будет играть главную роль.

Первый из тех фильмов, «Богатая бедняжка» (Poor Little Rich Girl), был первоначально задуман как часть ряда фильмов, повествующих о Эди, под названием «Сага о Богатой Бедняжке». Ряд включал в себя фильмы «Богатая Бедняжка», «Ресторан», «Лицо», и «День». Съемки «Богатой Бедняжки» началась в марте 1965 года в квартире Седжвик. Первая часть фильма показывает пробуждающуюся Седжвик, заказывающую кофе и апельсиновый сок и делающую макияж под музыку Everly Brothers . Из-за проблем с линзой камеры, картинка в первой части была не сфокусирована. Во второй части Седжвик курит сигареты , разговаривает по телефону, примеряет одежду и рассказывает, как она провела последние шесть месяцев.

За несколько недель до премьеры скандально известного фильма «Я соблазнила Энди Уорхола », названного газетой The Village Voice «Эди для чайников» , а именно 29 декабря 2006 года компания «Вайнштейн» (Weinstein Company) и производители фильма взяли интервью у старшего брата Седжвик, Джонатана, который утверждал, что она «сделала аборт от (видимо) Боба Дилана» .

Джонатан Седжвик, отставной проектировщик самолетов, вылетел из штата Айдахо в Нью-Йорк для того, чтобы встретиться со знаменитой актрисой, Сиенной Миллер , играющей его умершую сестру, и дать детальное восьмичасовое видеоинтервью о подразумеваемой связи между Эди и Диланом, которое дистрибьютор быстро обнародовал. Джонатан утверждал, что Эди сделала аборт вскоре после ужасного случая, когда «Эди была сильно травмирована в результате столкновения мотоцикла и попала в больницу. В результате несчастного случая, доктора отправили её в психиатрическую больницу, где она лечилась от наркотической зависимости ». Однако не существует ни отчётов из больницы, ни семейных документов, которые могли бы подтвердить эту теорию. Тем не менее, брат Эди также утверждал, что «персонал больницы обнаружил, что она была беременна, но, боясь, что ребенок родится с увечьями из-за анорексии и наркотической зависимости, вынудил её сделать аборт».

Однако, согласно личным медицинским отчетам Эди Седжвик и кассете с записью истории её жизни, сделанной менее чем за год до смерти Эди для фильма «Чао! Манхэттан», единственный аборт Седжвик сделала в возрасте 20 лет, в 1963 году, а в течение большей части 1965 года она встречалась не с Бобом Диланом, а с его лучшим другом Бобом Ньювиртом. В это время она и подсела на барбитураты . Хотя Эди экспериментировала с запрещёнными веществами, включая опиаты , нет никакого письменного свидетельства, что Седжвик когда-либо находилась в героиновой зависимости. В начале 1967 года , Ньювирт, неспособный больше справляться со злоупотребляющей лекарствами Седжвик и её беспорядочным поведением, прекратил их отношения.

Последние годы

Седжвик проходила кастинг на роль в пьесе Нормана Мейлера The Deer Park, но Мейлер посчитал, что она «не была очень хороша… Она вкладывала слишком много себя в пьесу, так что мы знали, что ею пожертвуют после первых трёх выступлений» .

В апреле 1967 года Седжвик приступила к съёмкам в андерграундном фильме «Чао! Манхэттан». После того, как первая часть фильма была отснята в Нью-Йорке, соруководители Джон Палмер и Дэвид Вейсман продолжали делать фильм в течение следующих пяти лет. Быстро ухудшающееся здоровье Седжвик заставило её вернуться к своей семье в Калифорнию , чтобы пройти курс лечения в нескольких психиатрических больницах. В августе 1969 года она была госпитализирована в психиатрическое отделение больницы Коттэдж (Cottage Hospital), после ареста местной полицией за хранение наркотиков.

Во время лечения в больнице она встретила Майкла Бретта Поста, за которого вышла замуж в июле 1971 года . Седжвик снова легла в больницу летом 1970 года , но была выписана под присмотром психиатра, двух медсестер, сожителя - на попечение кинопродюсера Джона Палмера и его жены Джанет. Твёрдо настроенная закончить «Чао! Манхэттан» и рассказать свою историю, Седжвик записала несколько аудиокассет, на которых она размышляла о прожитой ею жизни и которые Вайсман и Палмер добавили в фильм, чтобы смешать фактическую действительность с драматической линией в фильме.

Смерть

Выйдя замуж за Поста, Седжвик прекратила пить и злоупотреблять наркотиками. Её воздержание длилось до октября, когда ей выписали болеутоляющие лекарства, чтобы прекратить физические боли. Она оставалась на попечении доктора Веллса, который предписал ей барбитураты , но она требовала больше таблеток или говорила, что потеряла их, чтобы получить ещё. Седжвик часто комбинировала таблетки с алкоголем.

Ночью 15 ноября 1971 года Седжвик пошла на модный показ в Музее Санта-Барбары, часть которого была снята для телевизионного шоу «Американская семья». После показа она пошла на вечеринку и, предположительно, подверглась нападению пьяного гостя, который назвал ее наркоманкой. Седжвик позвонила Посту, который прибыл на вечеринку и, видя, что она была встревожена обвинениями, забрал её и отвёз в квартиру. По пути домой Седжвик размышляла о том, как несовершенен их брак. Прежде чем они оба заснули, Пост дал Эди предписанное ей лекарство. Согласно Посту, она быстро заснула, но её дыхание было «плохим - как если бы в её лёгких была большая дыра», однако он приписал это привычке Эди курить сигареты одну за одной и лёг спать.

Когда Пост проснулся следующим утром, Эди была мертва. Следователь, курирующий дело о смерти Седжвик, назвал это «неопределенным/несчастным случаем/самоубийством». Зафиксированное время смерти - 9.20 утра. В свидетельстве о смерти сказано, что непосредственной причиной смерти стало «вероятное острое опьянение барбитуратами» на фоне опьянения этанолом. Уровень алкоголя в крови Седжвик был равен 1 промилле, а уровень барбитурата 0.48 промилле. Ей было 28 лет.

Эди была похоронена на маленьком Кладбище Oak Hill в Балларде , Калифорния в простой могиле. Ее надгробный камень гласит «Эдит Седжвик Пост - Жена Майкла Бретта Поста, 1943-1971». Семья присутствовала на её похоронах.

В искусстве

В музыке

В кино

Другие упоминания

Фильмография

  • Конь. Horse (без слов, 1965)
  • Винил. Vinyl (без слов, 1965)
  • Стерва. Bitch (1965)
  • Screen Test No.1 (1965)
  • Screen Test No.2 (1965)
  • Богатая Бедняжка. Poor Little Rich Girl (1965)
  • Лицо. Face (1965)
  • Ресторан. Restaurant (1965)
  • Кухня. Kitchen (1965)
  • Полдень. Afternoon (1965)
  • Beauty No. 1 (1965)
  • Beauty No. 2 (1965)
  • Космос. Space (1965)
  • Фабричные Дневники. Factory Diaries (1965)
  • Внешнее и Внутреннее Пространства. Outer and Inner Space (1965)
  • Тюрьма. Prison aka Girls In Prison (1965)
  • Льюп. Lupe (1966)
  • История Энди Уорхола. The Andy Warhol Story (1966) aka The Four Star Movie (1966/67)
  • Дневники, Заметки и Наброски. Diaries, Notes and Sketches (1970)
  • Чао! Манхэттан. Chao! Manhattan (1972)

Библиография

  • Victor Bockris and Gerard Malanga: Uptight - The Velvet Underground Story
  • Victor Bockris: Andy Warhol
  • Michael Opray: Andy Warhol. Film Factory
  • Jean Stein: Edie: an American Biography
  • Andy Warhol: The Philosophy of Andy Warhol
  • Melissa Painter and David Weisman: Edie: Girl on Fire Book and Film
  • Steven Watson: Factory Made: Warhol And the Sixties

Примечания

Ссылки

  • Эди Сэджвик (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Эди Сэджвик (англ.) на сайте