В 1940 году во Франции и Северной Африке действия английских танковых войск показали, что стоящие на вооружении армии крейсерские танки Covenanter и Crusader постепенно устаревают. Их отрицательными сторонами стали слабая броня, ненадежный двигатель и недостаточное вооружение. Стандартное оружие в 40 мм уступало немецким пушкам в 50 и 75 мм на средних танках Германии.

К концу 1942 года британские конструкторы разработали новую крейсерскую машину «Кромвель» — танк с высокой скоростью и маневренностью.

Новый двигатель

«Кромвель» разрабатывался по классической британской схеме танкостроения: двигатель, баки с топливом, охлаждающие системы устанавливались в моторном отделении, распространявшееся на корму корпуса. Броня и боевое отделениесредняя часть корпуса и башни. Трансмиссия и отделение управления — передняя часть танка.

V-образный двигатель «Роллс-Ройс Метеор» с 12 цилиндрами и максимальной мощностью в 600 лошадиных сил — это «Кромвель». Танк легко развивал скорость по шоссе до 64 км/ч. Трансмиссия нового среднего танка включала в себя:

  • коробку передач с синхронизаторами;
  • фрикцион — часть маховика двигателя, работавшего по принципу сухого трения;
  • удлиненный карданный вал с многоступенчатой системой;
  • поворотный механизм с двойными дифференциалами.

Броня корпуса и башни

Корпус изготавливался из пластин катаной брони. Заклепками листы закреплялись между собой и на каркас. Толщина пластин корпуса достигала 64 мм, корма и борта — 32 мм. Днище и крыша танка производились без постоянной толщины брони, значение колебалось от 6 до 14 мм.

Листы брони, формировавшие башню почти квадратной формы, закреплялись без наклонных углов заклепочными и болтовыми соединениями. Толщина пластин лобовой части башни — 76 мм, борта и корма — 51 мм. Новый «Кромвель» (танк) был более бронированным, чем предыдущие модели средних боемашин Британии.

Модернизация

С конца 1943 года происходила модернизация крейсерского танка. В оригинальном варианте остались единичные модели к концу войны. Модернизировались машины как капитального ремонта, так и новые боевые конструкции с небольшим пробегом. В процессе улучшения танка с 1943 по 1945 год появились варианты «Кромвеля»:

  • Cromwell I.
  • Cromwell II — пробная машина с гусеницей в 15,5 дюйма ширины против 14.
  • Cromwell III — боевое орудие в 75 мм.
  • Cromwell IV и IVw.
  • Cromwell VIII — поздняя модель с 95 мм гаубицей.

Крейсерский «Кромвель» (танк) в процессе видоизменений получил усиленную броню и улучшенное орудие.

Усиленная броня и улучшенное орудие появились в процессе видоизменений, но с меньшей скоростью. Также были сконструированы и другие версии машин.

Вооружение

Основное вооружение крейсерского танка - пушка в 57 мм, длина ствола — 50 калибров. Различные модификации «Кромвеля» оснащались гаубицей в 95 мм.

Орудие устанавливалось на переднюю часть башни в квадратную маску с дополнительной бронированной пластиной. Танк оснащался и вспомогательным вооружением: пулеметы в 27,7 мм — британские модификации чехословацких орудий. Один пулемет закреплялся как спаренный к основной пушке, второй — в левую часть корпуса спереди. Комплект зарядов включал в себя 3000 патронов.

Эксплуатация

Крейсерский танк «Кромвель», фото которого представлено выше, участвовал в боях во время Второй мировой войны в Западной Европе и Северной Африке. На практике у машины выявились недостатки: слабая огневая мощь и броня.

Танк мог противостоять немецкой «Пантере», но был бессилен против тяжелого «Тигра». Во время боя близ французского города Виллер-Бокаж в 1944 году британская колонна из средних танков «Кромвель» потерпела разгромное поражение от немцев, вооруженных танками «Тигр». При этом количество германских боевых машин было в три раза меньше.

World of Tanks

Игра популярна у многих людей в мире. Пользовательская онлайн-аркада позволяет окунуться во времена Второй мировой войны, узнать о боевых машинах, стоящих на вооружении у нескольких наций.

Танк «Кромвель» в World of Tanks — средняя боевая машина шестого уровня. В игре для достижения лучших результатов используется мобильность и юркость крейсерского танка. Выгоднее подходить к противнику с фланга или тыла. Скорострельность машины позволит быстрее вывести оппонента из строя.

Танк отличается хорошей скоростью: за счет этого можно засвечивать противотанковую технику и тяжелые машины.

Основные враги «Кромвеля» в игре:

  • ПТ (противотанковая техника) 5—6 уровни.
  • СТ (средние машины) 6—7 уровня с топовой пушкой.
  • ТТ (тяжелые танки) на дальних расстояниях, в ближнем бою остаются шансы на выживание.

Крейсерский британский танк «Кромвель» (отзывы пользователей онлайн-игры подтверждают это) хорошо пробивает корму и борта. Игроками отмечаются достоинства машины: высокая скорость, подвижность башни на хорошем уровне, доходность.

Из минусов:

  • практически полное отсутствие брони;
  • у пушки невысокая точность;
  • долгое сведение орудия.

Также в игре «Кромвель» часто оказывается на поле боя с танками восьмого уровня, где большинство из машин — тяжелая техника.

Желательно в игре машине не стоять на месте, а постоянно двигаться, чтобы усложнить задачу противнику. Установленный на технике авиационный двигатель позволяет среднему танку успешно миновать скопления вражеских боевых машин и наносить удары там, где этого не ожидают противники.

После начала 2-й Мировой войны, в 1940 г., 22 «старых» кавалерийских полка были дополнены тремя «новыми» полками (22-й драгунский, 23-й гусарский, 24-й уланский) и там же количеством частей в 1941 г. (25-й драгунский, 26-й гусарский, 27-й уланский).

В дополнение к этим силам, в 1940 г., был сформирован Разведывательный корпус , включивший в себя 23 бронетанковых разведывательных полка, а затем, в 1944 г., вошел в состав Королевского бронетанкового корпуса . Кроме того, ряд территориальных пехотных батальонов в течение войны был обращен на формирование танковых полков. Всего было создано 44 таких полка, носивших отдельную нумерацию с 1-го по 44-й.

Танковые части Британских экспедиционных сил, прибывшие во Францию в сентябре 1939 г. были сведены в две легкие разведывательные бригады. Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду, оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию . В феврале 1940 г. в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия , ее танкисты получили прозвище «пустынные крысы».

На Дальнем Востоке королевский танковый корпус в 1941 г. представляли только два танковых полка - 7-й гусарский и 2-й королевский. Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части.

В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений несколько увеличился. К осени 1941 г. сформировали 5 бронетанковых дивизий и 5 отдельных бронетанковых бригад.

К апрелю 1942 г. Великобритания (вместе с доминионами) имела уже 12 бронетанковых дивизий и 9 отдельных бронетанковых бригад. В метрополии были развернуты 6 бронетанковых дивизий, 9 отдельных бронетанковых бригад (в том числе две канадские). 6 бронетанковых дивизий и 2 бронетанковые бригады находились на других ТВД: 3 бронетанковые дивизии и 2 бронетанковые бригады - в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, 2 бронетанковые дивизии в Индии и Бирме, 1 бронетанковая дивизия в Австралии. Командование вооруженных сил реорганизовало бронетанковые дивизии, усилив их мощность и подвижность.

К апрелю 1943 г. в собственно английской армии состояло 9 бронетанковых дивизий и 11 отдельных танковых бригад. В штате каждой танковой дивизии числилось 13 235 чел. личного состава и 230 танков, в танковой бригаде - 202 танка. В некоторых бронетанковых дивизиях и бригадах насчитывалось до 430 танков.

Таким образом, основу бронетанковых войск Великобритании во 2-й Мировой войне составляли танковые бригады и танковые дивизии. Причем бригады существовали двух типов: танковые и армейские танковые. Последние предназначались для взаимодействия с пехотными соединениями и оснащались танками.

Всего за годы 2-й Мировой войны в Великобритании сформировали 11 танковых дивизий и 30 бригад. Более крупные танковые соединения отсутствовали, хотя в отдельных случаях армейские корпуса состояли из танковых дивизий, как это имело место у Эль-Аламейна и Кана (1942 – 44 годы). В этих случаях в 10-м и 8-м армейском корпусах насчитывалось по три танковые дивизии.

В большинстве же случаев при прорыве подготовленной обороны танковые дивизии находились во втором эшелоне корпуса и вводились в бой для завершения прорыва главной полосы обороны противника.

Английское командование стремилось к централизованному использованию своих танковых соединений. Дивизия, как правило, действовала по двух направлениям в полосе 4 – 8 км. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3 – 4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин и 1 км фронта. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей.

В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий 1-го и 2-го эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия 1-го эшелона усиливалась двумя танковыми полками.

В ходе 2-й Мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во 2-м эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их 1-х эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ.

В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствию маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным.

Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людским потери.

В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.

Символом британского танкостроения в годы между двумя мировыми войнами был тяжелый пятибашенный танк А Т Independent. Эта машина стала объектом пристального внимания специалистов многих стран и, без сомнения, послужила прототипом при создании советского тяжелого танка Т-35 и германского Nb.Fz

Как известно, к строительству танков англичане приступили еще в годы Первой мировой войны, К ее окончанию они имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска - Royal Armoured Corps (RAC) - Королевский танковый корпус.

В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на "точке замерзания". Причин тому было несколько. Прежде всего, в Великобритании затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства - нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было.
Такое положение привело к тому, что за этот период времени британская промышленность изготовила всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине.

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.

К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины - скоростные и маневренные. Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка "Матильда I", например, имела всего одну скорость - считалось, что этого вполне хватает.

В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены - в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.

Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.

В то же время, разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. HVi один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла достичь необходимой эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только к 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения Второй мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.


Ведущим разработчиком и производителем бронетанковой техники в Великобритании в 1930 - 1940 тт. была фирма Vickers-Armstrong Ltd. При ее участии была создана едва ли не половина всех британских танков, участвовавших во Второй мировой войне. На фото - Польские танки Викерс в цеху


Сборка крейсерских танков Мк II в цехе завода фирмы BRCW, 1940 г. На переднем плане - стенды для сборки башен

Изготовление корпуса танка Мк V «Ковенантер» в цехе завода фирмы LMS


Крейсерский танк Мк V "Ковенантер" в


Опытный образец танка А43 Black Prince ("Черный принц"), 1945 г. Эта машина, разработанная на базе пехотного танка "Черчилль" и вооруженная 17-фунтовой пушкой, представляет собой попытку создания полноценного английского тяжелого танка

Для 1940-х годов конструкцию и технологию сборки английских танков нельзя признать прогрессивными. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом ("Валентайн"). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.

Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время Второй мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых - 60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Британия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины - легкие. Всего же за годы войны англичане произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала" и использовалась в учебных целях.

Термин «танк», синоним боевого транспортного средства, строго говоря, нельзя применить к британской машине Mark IX, которая на самом деле представляла собой бронетранспортер. Из-за высокой грузоподъемности Mark IX стал прототипом современных машин доя перевозки военных. При первом применении танков во время Первой мировой войны обнаружились недостатки других видов вооруженных сил, особенно пехоты, которая едва поспевала за танками. Это не было следствием высокой скорости машин, которые продвигались не быстрее пешехода. Пешие воины не могли продолжать движение, поскольку попадали под сосредоточенный огонь противника. Вследствие этого танки редко способствовали реальному продвижению войск и часто оказывались изолированными. Таким образом, появилась насущная необходимость сделать пехоту более подвижной и защищенной. Пехоте требовалось как можно ближе подойти к противнику, избегая при этом большого количества жертв от снарядов его артиллерии. Кроме того солдаты, которым не требовалось тратить силы на перемещение по пересеченной местности, должны быть более боеспособны, чтобыбить врага уже собственным оружием. Именно из этих предпосылок родилась идея бронетранспортера. Во время Второй мировой войны немцы разработали большое количество вариантов бронетранспортеров, которые превосходно выполняли свою задачу. Однако за два десятилетия до этого англичане разработали Mark IX, став отцами идеи бронетранспортера.

Изначально британские военные хотели получить в свое распоряжение бронетехнику для перевозки солдат. Но очень быстро реализация этой идеи оказалась невозможной. Теснота танка Mark I и особенно выделение углекислого газа и паров кордита угрожали жизни солдат на его борту. Часто члены экипажа становились жертвами интоксикации и их выносили из машин в бессознательном состоянии. Каждый новый солдат, который садился в танк, только ухудшал положение. Хотя пехотинцы и могли приблизиться к врагу целыми и невредимыми, но при выходе из танка они несколько минут пребывали совершенно не в боеспособном состоянии. Танк Mark V Star, который вошел в эксплуатацию в 1918 году, это танк Mark V, удлиненный для перевозки личного состава. В 1917 году разработчиком бронированного транспортного средства для перевозки пехотинцев был назначен лейтенант Г. Р. Ракхэм. Но британские военные не имели достаточного опыта, что бы определить технические требования к подобной машине и, в результате, было решено разрабатывать машину, оснащенную орудием.

Таким образом, в случае если танк Mark VIII, который еще был в процессе разработки, не выполнил бы свою задачу, Mark IX можно было превратить в бронетранспортер, который стал первым «танком» (от английског «tank»-«резервуар»). Военные, в конечном счете, решили отказаться от танка «дублера», который одновременно был и танком, и транспортером, и началась разработка танка

Mark IX. Гусеницы держались на удлиненном, укрепленном шасси и удлиненном кузове танка Mark V, благодаря использованию вентиляторов была улучшена система вентиляции... Внутри было убрано все лишнее, что позволило освободить место для максимум 30 человек. Mark IX был оснащен двумя пулеметами и восемью обзорными щелями, которые давали людям возможность стрелять. Двигатель перенесли вперед, коробку передач оставили сзади, пространство, отведенное для солдат, пересекал длинный передаточный вал со шкалой. Толщина брони не превышала 10 мм, в походном положении вес достигал 27 тонн. Экипаж состоял из четырех человек: командира, водителя и двух пулеметчиков. Из-за формы гусениц и внешнего сходства машина получила прозвище «свинья» (The Pig).

Опытная модель была одобрена генеральным штабом, который передал заказ представителям военной промышленности на изготовление 200 экземпляров бронетранспортера. Ко времени подписания мира 11 ноября 1918 года было собрано только 35 машин. После войны одна из них стала использоваться медицинской службой, а вторая превратилась в танк-амфибию.


ТАНК ВИККЕРС МАРК Е



Этот легкий танк, также известный под названием «Виккерс-шеститонный», - исключительный случай в истории танков, поскольку он являлся разработкой частной компании. В период между 1920 и 1933 годами лучшие стратеги самых могущественных держав тщательно обдумывали уроки Первой мировой войны. Появление на поле боя бронированных танков полностью перевернуло представление об обычной тактике боя, применявшейся прежде. Кроме того, страны, которые в период между войнами не вели разработок этого вида оружия, рисковали очень скоро оказаться в проигрыше.

Выводы из полученных уроков Первой мировой были очевидны: страны, способные создать достойные бронетанковые войска, должны были инвестировать средства в исследования и разработку, а также в создание системы производства бронетехники. Но 1920 году производство танков обходилось очень дорого. Люди пережили четырехлетнюю кровавую войну, наступил период разоружения, состояние государственных финансов в разных странах было удручающим.Военные бюджеты были незначительными, а потребность в вооружении сразу попадала в зону особого внимания в случае распоряжения о массовом производстве. Оборонная промышленность изыскивала способы разработать недорогостоящее, но надежное оружие и технику, ни привлекая внимания.


Британская компания «Виккерс-Армстронг» сильно рисковала, когда по собственной инициативе приняла решение спроектировать новый танк безо всякой министерской поддержки и без авансового платежа на затраты по разработке. Разработкой «шеститонного танка» занялись знаменитые инженеры и конструкторы танков Джон Валентайн Карден и Вивиан Ллойд.Опытная модель появилась в 1928 году и получила наименование «Марк Е». Машина казалась внушительной: толщина лобовой брони составляла 25 мм, а на башне, в задней части и по бокам - 19 мм; мощность бензинового двигателя 98 л. с.; прекрасные гусеницы, на которых танк мог пройти до 5000 км. Было выпущено две версии танков «Виккерс Марк Е»: модель «А» с двумя башнями, каждая из которых была оснащена пулеметом «виккерс», и модель «Б» с одной двухместной башней, снабженной 47-миллиметровой пушкой и одним пулеметом.Но после различных этапов испытаний, в конечном итоге, британская армия отказалась от танка в связи с недостаточной надежностью подвески.

Хотя надежды фирмы «Виккерс» не оправдались, она не оставила свой проект и попытала счастья на международном рынке. Это решение оправдало себя. В конце 1920-х годов танк «Виккерс» стал основным оружием многих танковых армий в Европе и во всем мире. Эти танки стояли на вооружении в армиях Боливии, Болгарии, Китая, Греции, Финляндии, Португалии и Таиланда. Кроме того, легкий танк быстро скопировали иностранные инженеры. Характеристики танка произвели столь глубокое впечатление на советских военных, что они купили лицензию у фирмы «Виккерс» на производство собственной версии - танк «Т-26», который слегка отличался вооружением и формой брони.В период с 1931 по 1941 год с конвейеров советских заводов сошло не менее 12 ООО «Т-26» всех модификаций.