На вооружении ни одной армии мира не состояли тяжелые танки. За одним исключением. У Красной Армии они были.

Зачем нужны тяжелые танки

Война - это, в первую очередь, работа, тяжелая, грязная и очень опасная. Солдат большую часть времени занимается тем, что копает землю. Чем больше он извлечет грунта, тем выше его шансы уцелеть. Есть и другие виды работы, не менее трудоемкие, и для каждого из них требуется свой инструмент. Для нанесения бомбовых ударов по отдельным точечным целям не годится тяжелый бомбардировщик - нужен штурмовик. Чтобы уничтожить промышленный потенциал противника, истребитель применять не стоит, здесь требуются стратегические бомбовозы, и их должно быть много. Легкие танки необходимы для глубоких и стремительных рейдов, обхода вражеской обороны и создания «котлов», в которых значительные воинские соединения, лишенные снабжения и связи, не смогут долго выстоять. Если проводить аналогии с рабочим инструментом, то они выполняют функции клинка, гибкого и удобного. Но бывают ситуации, когда требуется что-то помощнее, а острота большого значения не имеет (колун, например, или топор). Тяжелые танки нужны тогда, когда быстрым наскоком укрепленные позиции взять или обойти нельзя, и требуется методичный пролом, сильный лобовой удар, всесокрушающий и беспощадный.

В декабре 1939 года шли тяжелые и кровопролитные бои в Карелии. Страшный трескучий мороз, снежный покров по пояс, под ним болота, причем незамерзающие. Если к погодным условиям добавить мины, обнаружение которых весьма проблематично; работу снайперов; неожиданно возникающие засекреченные огневые точки, защищенные толстым железобетоном; полярную ночь, действующую угнетающе на психику; невозможность развести огонь и вообще согреться; валуны, скрытые, опять же, под снегом, и многое, многое другое, становится ясно, «почему так долго возились с какой-то там маленькой Финляндией». В нелегком деле прорыва «линии Маннергейма» впервые сыграли важную роль тяжелые танки. СССР в лице сталинского руководства принял решение о создании сверхмощного броневого кулака раньше других стран. В Финской войне приняли участие экспериментальные образцы, в частности СМК. 17 декабря, пытаясь преодолеть укрепрайон Хоттинен, один из них, находящийся в распоряжении 20-й бригады, подорвался на Экипаж потерь не понес, но был вынужден покинуть машину. Это был один из первых случаев применения нового оружия.

В военной промышленности ничего не делается просто так. Трудно представить себе ситуацию, при которой И. В. Сталин вызывает конструкторов бронетанковой техники и, попыхивая трубкой, говорит им: «А сделайте-ка мне тяжелый танк. Мне очень этого хочется. Каприз у меня такой…». В этом случае ни у какого государства не хватит средств для выполнения самых насущных задач по защите своих рубежей. Нет, все задания, которые в Кремле ставились специалистам, были обоснованы.

Проектировать боевую машину, отвечающую современным требованиям, предъявляемым для штурмовых вооружений, начали в начале 1939 года, выполняя постановление госкомитета по обороне, принятое в декабре 1938-го. Согласно СССР, боевые действия в случае вероятной (и ожидаемой) войны должны были разворачиваться на территории противника в условиях его упорного противодействия на начальном этапе. Такой характер конфликта требовал определенных технических средств, в связи с этим конструкторам давались соответствующие ТЗ. Подразумевалось, что через широкие проломы в оборонительных линиях вперед двинутся крупные соединения, укомплектованные легкими быстроходными танками класса БТ, способные двигаться по дорогам с большой скоростью. При таком вероятном сценарии, при условии полного господства в воздухе, победа была гарантирована с минимальными потерями.

Начало конструкторских работ

Руководил проектированием танка СМК Ж. Я. Котин, генеральный конструктор ленинградского завода имени Кирова. В названии увековечена память убитого недавно вождя, руководителя парторганизации «колыбели революции». Еще одна машина разрабатывалась под руководством А. С. Ермолаева на соседнем заводе № 185, она называлась Т-100. Конструкторская мысль тех лет была разнонаправленной, в частности, одним из магистральных направлений считалась многобашенная схема, при которой сектор огня мог быть круговым. У СМК вес оказался слишком большим, и на него вместо трех башен решили установить две, чтобы улучшить ходовые характеристики и бронирование.

Однако вскоре после начала проектных работ группа выпускников-практикантов ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) им. Сталина, руководимая Н. Ф. Шашмуриным, предложила пойти дальше: убрать еще одну башню (которую молодые специалисты сочли излишней), установить дизель вместо карбюраторного двигателя и уменьшить ходовую часть на два катка. В сущности, коллектив интуитивно пришел к схеме, ставшей классической на долгие десятилетия, опередив всех зарубежных коллег, принявших эту идею лишь в пятидесятые годы.

Так родился советский танк КВ-1.

От чертежей к металлу

Доводить однобашенный танк поручили ведущему конструктору Н. Л. Духову. Напоминать о том, что в сталинские годы медлить было опасно, сегодня никому не нужно. Любое промедление могло вызвать смену работы на менее престижную, в телогрейке и с пилой или топором. Главный конструктор танка КВ товарищ Духов с заданием справился. Уже к августу тяжелые танки КВ и СМК были готовы и предъявлены госкомиссии, а в сентябре полигон Кубинка сотрясался от рева моторов во время показа новых образцов. Столь же оперативно произошел их прием на вооружение, уже шел «освободительный поход» на Финляндию, и эта техника была крайне необходима. Конструкторов же интересовала эффективность применения разработок. Танк «Клим Ворошилов» пошел в бой.

Как появился КВ-2

Линия Маннергейма была укреплена основательно. В отличие от французской Мажино, она упиралась краями в побережья (на западе в Финский залив, на востоке в Ладогу), и обойти ее было невозможно. Построены фортификации были грамотно, с высокой степенью автономности и всей необходимой для обороны инфраструктурой. В целом, тяжелый танк КВ показал себя хорошо, но орудия калибра 76 мм было явно недостаточно для разрушения железобетонных сооружений, укрытых слоем грунта. Требовалось что-то более эффективное, например, 152-мм гаубица, которая на вооружении уже состояла, правда для ее транспортировки был нужен мощный тракторный тягач. Ленинградским конструкторам была поставлена новая задача: соединить два важных элемента, огромную пушку и гусеничную ходовую часть, да еще и обеспечить при этом надежную защиту экипажа с орудийным расчетом. Так появился КВ-2, танк-молотобоец, предназначенный для сокрушения любых укреплений.

В межвоенный период

Финская война, хотя и была кровопролитной, закончилась быстро, но, несмотря на это, производство тяжелых машин, в том числе и осадного типа, продолжалось. С февраля 1940 года танк в двух версиях запущен с серию на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод), а начиная с июня и на ЧТЗ (Челябинском заводе, называемом тракторным). Энтузиазм в те годы был чрезвычайно высок, первые КВ уральской сборки вышли из цеха уже вскоре, а для наращивания мощностей строился отдельный корпус, размеры которого предполагали очень большие возможности. Не останавливали работы и конструкторские коллективы, продолжая совершенствовать технические показатели и устранять выявленные в ходе боевых действий недостатки. Осенью сорокового должны были появиться два новых образца с усиленной до 90 мм броней с более мощным артиллерийским вооружением (85 мм, калибр, о котором еще даже и мечтать не могли танкисты остальных стран мира). К концу года планировался еще один гигант, на этот раз со 100-мм защитой. Эти машины являлись секретными разработками, их называли объектами 220, 221 и 222. Чтобы никто не знал…

Сравнение с вероятным противником

В 1941 году планировалось изготовить 1200 тяжелых машин, в частности КВ-1 - 400, КВ-2 - 100 (у него была очень специфическая функция, и потребность в нем была ниже), а КВ-3 - целых 500 штук. И это только в Ленинграде! Еще 200 единиц должен был дать ЧТЗ. В 1949 году тяжелый танк КВ-1 и сверхтяжелый КВ-2 тоже производились, и в немалом количестве (243). Всего на вооружении Красной Армии их было 636. Много это или мало? Советские историки, объясняя причины катастрофы лета 1941 года, высказывали мнение, что у нас не хватало. При этом они забывали упомянуть о том, что Вермахт переходил границу СССР, имея в своем распоряжении немного более трех тысяч танков, и все они, без исключения, были легкими. Мало того, новыми их назвать крайне тяжело. Европейский блицкриг был, конечно, веселой прогулкой, но двигателю это безразлично, он изнашивается даже при езде по очень хорошему автобану. Машины, захваченные во Франции и Чехословакии, тоже не шли ни в какое сравнение даже с нашими легкими БТ. Румыния, союзник нацистской Германии, и вовсе имела на вооружении «Рено-17» (17 - это год выпуска, 1917-й), в СССР таких было 2 штуки, они стояли в музеях.

И еще, пора вспомнить о том, что в Советском Союзе производились не только тяжелые танки. Были еще и средние, Т-34, лучшие в мире, и их строили очень активно. И легкие, их производили невиданными тиражами. И по вооружению, и по броневой защите, и по характеристикам двигателей (в основном, кстати, дизельных, В-2, каких никто так и не смог больше никто в мире повторить в течение всей войны) они превосходили технику Вермахта. Советский танк КВ по состоянию на середину 1941 года вообще не имел аналогов.

Конструкция

На момент создания первых прототипов возможности советских танковых заводов позволяли применять самые прогрессивные технологии. Ни о каких клепаных соединениях даже и речь не шла, корпус изготавливался сварным методом. Это же касалось и орудийной башни, которую в дальнейшем усовершенствовали, использовав цельнолитьевой метод. Толщина броневых листов составляла 75 мм. Модификационные возможности конструкции позволили в дальнейшем увеличить защиту до 105 мм за счет установки на болты дополнительных бронеэкранов, но в 1941 году ни одна немецкая бортовая пушка и без этого не могла поразить танк КВ-1.

Общая схема была классической для советской бронетехники второй половины тридцатых годов (позже принятой за образец инженерами всего мира): задняя трансмиссия, исключающая карданный вал, наклонное бронирование, мощный дизель и орудие калибра 76 мм (Л-11, Ф-32, а позже ЗИС-5).

Ходовая часть

Двигатель В-2К был сердцем этой машины, его мощность составляла 500 лошадиных сил при скорости вращения 1800 об/с. Многодисковая фрикционная трансмиссия имела конструктивные пороки, она часто отказывала, так как не была рассчитана на усилия, нужные для изменения скорости такой тяжелой машины, как танк КВ (его масса превышала 47 т), особенно на первых двух передачах (всего их было 5).

Основой ходовой части служила торсионная индивидуальная подвеска относительно малых опорных катков (их было шесть по каждому борту). Провисание гусениц устраняли дополнительные, поддерживающие катки-ролики, по три на каждую. До 1942 года их покрывали резиной, чтобы уменьшить шум, но из-за дефицита материалов от этой «роскоши» пришлось отказаться. Гусеницы сделали широкими (700 мм), чтобы уменьшить удельную нагрузку на грунт.

Вооружение

Опыт действий против отчаянного противника, готового идти против танка с бутылкой задал новое требование - возможность создания заградительной огневой завесы. Для решения этой задачи машину оборудовали тремя пулеметными точками, одна из которых была направлена назад, для защиты моторного отсека. Другой пулемет был турельным, он прикрывал от атаки с воздуха. Свободное внутреннее пространство эргономично заполнял боекомплект, вполне достаточный для ведения долгого изнурительного боя (135 снарядов и 2770 патронов). Точность стрельбы обеспечивало оптическое оборудование, состоявшее из прицелов (ТОД-6 телескопического, ПТ-6 перископического). Командирская панорама предоставляла возможность неплохого обзора. В танке по боевому расписанию находились пять человек, они могли общаться с помощью интеркома, внешняя связь обеспечивалась рацией 71-ТК-3 или ЮР.

Почти 48-тонная махина могла развивать скорость до 34 км/ч и имела моторесурс в 250 км. Это очень много.

В начале большой войны

Общеизвестно, что война началась в крайне неблагоприятных условиях для СССР. С одной стороны, об ударе нацистов предупреждали различные разведывательные источники, с другой же, он был крайне нелогичным. Если о концентрации германских войск ставке было известно, для нее же не составляла секрета и неготовность Вермахта к боевым действиям против Советского Союза, заключавшаяся в отсутствии теплого обмундирования и морозостойких ГСМ. Тем не менее, Гитлер отдал приказ об атаке наших границ, и огромное количество советских военных запасов оказались уничтоженными или захваченными агрессором. Танк КВ вызвал настоящее потрясение, как у немецкого командования, так и среди солдат на Восточном фронте. Само наличие у противника подобного чудища, несмотря на успешное продвижение вглубь СССР, вызывало смутное чувство собственной технологической отсталости. С изумлением немцы рассматривали захваченные ими огромные самоходные гаубицы КВ-2, и узнавали, что на соседних участках один танк КВ-1 сдерживал превосходящие силы наступающих батальонов. Другой вопрос состоял в слабой эффективности этих монстров в оборонительных боях. Если при наступлении необходимо «выкуривать» противника из окопов, то навесная траектория снаряда - это как раз то, что нужно. Огонь обрушивается на головы сидящих в укрытиях солдат прямо с неба, и спрятаться некуда. А вот при отражении атаки нужна траектория настильная, чтобы косить наступающие цепи и разить технику. Оказались бесполезными как легкие, так и самые тяжелые танки. СССР к обороне оказался не готов.

Военные специалисты вермахта, конечно же, понимали, для чего предназначалась захваченная техника. Ее изучение, помимо осознания мощи советской оборонной индустрии, давало возможность делать и другие выводы. Подтверждал намерение Сталина нанести удар по Германии и танк КВ. Фото поврежденных бронированных осадных орудий использовала и геббельсовская пропаганда как доказательство агрессивных намерений большевиков. Некоторые захваченные машины Вермахт использовал для собственных нужд.

Легкие БТ и другие образцы наступательной техники вскоре сняли с производства как ненужные в сложившейся ситуации. Эта же судьба постигла и бронированные 152-мм гаубицы. Казалось, что такая участь постигнет все «Климы Ворошиловы». Но история распорядилась иначе. Несмотря на то, что танки серии КВ практически по всем показателям уступали Т-34, их производство продолжалось даже в блокадном Ленинграде. По понятным причинам, осуществить перестройку технологического цикла здесь было невозможно, а бронетехнику фронт требовал, так что выпуск машин не только не свернули, а даже нарастили, подключив Металлический и Ижорский заводы. Аналогично поступили и в «Танкограде» города Челябинска. Возникли сложности с двигателями В-2: основные производственные мощности до войны находились в Харькове, а его нацисты оккупировали. Из этого затруднения вышли, устанавливая бензиновые моторы М-17, что, конечно, снижало боевые возможности техники.

«С» значит «скоростной»

Несмотря на то что современный характер боевых действий предполагал отказ от тихоходной бронетехники, история танка КВ-1 не закончилась. При многих недостатках этой машины, у нее были и очевидные достоинства, такие как хорошая защита и высокая проходимость. Низкая скорость, характерная для осадной техники, заставила предпринимать попытки адаптировать характеристики «Климов» к условиям современного маневренного боя. Так появился танк КВ-1С, масса которого уменьшилась до 42,5 т. Достигнута была такая «легкость» утончением брони, сужением гусениц и уменьшением боекомплекта до 94 снарядов (позже 114). Учли и претензии фронтовиков к коробке передач, ее заменили более совершенной. Средний танк все равно не получился, Т-34 весил немногим более 30 тонн, и при такой же силовой установке был куда маневреннее. А добавленная к названию буква «С» означала «скоростной».

Другие модификации

В августе 1942 года в части поступил новый образец бронетехники, танк КВ-85. Это была глубокая модификация все того же КВ-1С, разница состояла в калибре башенного орудия (у пушки ДТ-5, как ясно их названия, он составлял 85 мм), уменьшении численности экипажа до четырех человек (оказался ненужным стрелок-радист), урезании боекомплекта при сохранении прежней ходовой части. Башня выполнялась методом литья.

Были и другие попытки использовать удачные стороны КВ. На их базе строились самоходные орудия, создавались гусеничные «бронепоезда», вооруженные двумя и более пушками разных калибров (КВ-7), 122-мм гаубицами У-11. После победы под Москвой стало ясно, что контрнаступление неизбежно, и вновь потребовались образцы наступательного вооружения. Танк КВ-8 был внешне очень похож на прототип, и даже его силуэт был имитирован за счет особой декорации, изображающей артиллерийский ствол, но он был огнеметным. Пушку тоже в башне установили, скромную по тем временам «сорокапятку».

А еще были другие виды вспомогательной техники на базе ходовой части КВ: эвакуаторы с поля боя поврежденных машин и тягачи.

КВ и «Тигр»

Судьба танка КВ оказалась исторически не очень удачной. В первой половине войны он был мало востребован, нужна была совсем другая техника, а к моменту перехода советских войск в решительное наступление устарел. Появились новые тяжелые танки ИС, характеристики которых так же соотносились с качествами КВ, как и политический вес Иосифа Сталина превосходил влияние в политбюро «первого красного офицера».

На рубеже 1942 и 1943 годов у немцев появился «Тигр». Эта машина была крайне неповоротливой и тяжелой, ее ходовая часть отличалась еще меньшей надежностью, чем у КВ, но 88-мм пушка давала ему возможность поражать мощно бронированные цели на дистанциях, не позволявших вести ответный огонь. В феврале 1943 года в течение одного дня под Ленинградом погибли 10 КВ-1, по которым издалека безнаказанно стреляли три «Тигра». С 1943 года их производство было свернуто.

Свою лепту в дело Победы танки КВ все же внесли, и подтверждением этому служат многие монументы, возведенные в честь наших танкистов во многих городах, через которые прокатился огненный вал боев. Напоминают когда-то грозные машины и о подвиге ковавших меч победителей и самоотверженно приближавших наш светлый праздник.

. Это предложение было получено Ж.Я. Котиным в декабре 1938 г. в Кремле во время отчета перед Главным Военным Советом ленинградских танкостроителей о проделанной работе по проектированию танков и .

Конструкция танка КВ-1

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка и опытными машинами и (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.


Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых – 95 мм, так как литая броня была менее прочной. В 1941 году сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены – на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Не совсем понятно, зачем это было сделано (на самом деле это было сделано из-за дезинформации немцами нашей разведки – были подброшены пропагандистские материалы о тяжелых немецких танках, которых на тот момент у немцев не было, с целью перенапрячь советскую промышленность.

КВ-1 с пушкой Ф-32 и с экранированными башней и корпусом, 1941 год

Тяжелые танки немцы активно разрабатывали еще с 30-х годов, но применять на восточном фронте не планировали), так как для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным. В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более – на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни.


Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия – для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций. Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа – командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Двигатель танка КВ-1

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены стружки кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Вооружение танка КВ-1

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным – 135). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней

, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и большим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт . Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32, а осенью 1941 года – на орудие ЗиС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта : спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для , однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.

Боевое применение танка КВ-1

Дебют танков КВ состоялся на фронте советско-финской войны. Первые КВ были отправлены на фронт составе 91-го танкового батальона 20-й тяжелой танковой бригады. Первый бой КВ принял 17 декабря при прорыве Хоттиненского укрепрайона линии Маннергейма. Танк КВ действовал в бою значительно лучше танка СМК, подорвавшегося на замаскированном фугасе, и Т-100. Он уверенно двигался по территории противника по курсу, указанному по радио, ведя огонь из орудия по обнаруженным целям, а на обратном пути вывел на буксире в расположение своих войск подбитый средний танк . После боя, при осмотре танка, его экипаж насчитал следы от 43 попаданий снарядов в корпус и башню. У танка был прострелен насквозь ствол пушки, повреждены несколько траков, пробит опорный каток, сорван запасной топливный бак, помяты надгусеничные полки.

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк , вооруженный 152-мм гаубицей.

Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб - только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м.

Неоднократно танки КВ-1 выдерживали бой не просто с несколькими, а с несколькими десятками немецких танков. Так, 20 августа 1941 года танк старшего лейтенанта Зиновия Колобанова из состава 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 98-ю выстрелами уничтожил 22 немецких танка 3-й танковой роты 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии генерал-майора Вальтера Крюгера 4-й танковой группы группы армий «Север». Этот знаменитый серьёзно задержал наступление противника под Ленинградом и спас город от молниеносного захвата. Кстати говоря, одной из причин, почему немцы так стремились захватить Ленинград летом 41-го было как раз то, что в городе находился Кировский завод, выпускавший танки КВ.

Однако множество танков было брошено экипажами в первые дни войны и охотно ставились немцами на вооружение

под индексом 753(r). Немцы рассверливали зарядную камору танкового орудия, чтобы установить в 2,5 раза больший пороховой заряд, превращая, таким образом, трофейные КВ в эффективное средство борьбы с советскими танками.

Немецкий KV-1 753(r)

Смотрите также:

Танк КВ-1 выпуска 1942 года (с литой башней) на позиции. 1942 год, Калининский фронт (РГАКФД).

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая читателям книга является первой попыткой что называется «под одной обложкой» более-менее подробно рассказать об истории создания, производстве, вариантах и боевом применении тяжелого танка КВ-1. В данной работе использовались как уже выходившие работы автора на данную тему (с изменениями и дополнениями), так и ранее не публиковавшиеся документы и материалы. Большое внимание уделено вопросам производства танков КВ-1 в Челябинске, на знаменитом «Танкограде». Автор попытался рассказать, в каких сложных и тяжелых условиях рабочие, техники и инженеры трудились в тылу, снабжая Красную Армию тяжелыми танками. Ведь не хватало буквально всего - металла, станков, материалов для тормозных лент. Приходилось искать различные, в том числе и нестандартные выходы из сложившегося положения. Иногда это приводило к снижению качества продукции, но других путей просто не существовало, а фронту нужны были танки.

Вообще, сейчас о работе тыла в годы Великой Отечественной войны пишут и говорят значительно меньше, чем раньше. А ведь подвиг работников трудового фронта был не меньше, чем солдат на поле боя. И ведь на заводах, в том числе и на «Танкограде», трудились наряду с мужчинами, и женщины, и подростки, да еще на голодном тыловом пайке! И ведь работали, несмотря на тяжелейшие условия, холод и плохое питание, выпускали необходимые фронту танки.

А как собирали и ремонтировали КВ на заводе № 371 имени Сталина в блокадном Ленинграде - вообще ум отказывается понимать. В свое время, в середине 1990-х годов, автору пришлось побывать на одном предприятии Санкт-Петербурга. Время было тяжелое, производство шло еле-еле, и часть цехов не отапливалась (дело было в феврале). Удовольствие было еще то! Когда собирался материал по выпуску КВ в блокадном Ленинграде, вспомнилась та давняя поездка, и подумалось - а как же обессилившие от голода люди работали тогда? Но ведь работали, и ремонтировали танки, и собирали, хотя и с большими трудностями, новые КВ.

Значительный объем книги занимает информация об организационно-штатной структуре подразделений танков КВ-1, системе подготовки кадров для них и боевом применении. Естественно, что рассказать обо всех частях, имевших на вооружении КВ-1, в объеме книги не представляется возможным. Приведена информация по наиболее интересным, с точки зрения автора, эпизодам и операциям, в которых активно использовались танки КВ-1. Например, дается разбор действий КВ-1 на Крымском фронте в первой половине 1942 года - во многих публикациях указывается, что в ходе этих боев «кэвэшки» массово вышли из строя, но никаких подробностей на эту тему не приводится. Автор решил поподробнее рассказать об этом эпизоде.

Что касается описания конструкции и устройства танка КВ-1, то оно дается в довольно сжатом объеме. Предвидя вопросы любителей болтов и гаек (людей, занимающихся постройкой моделей танков или просто интересующихся эволюцией конструкции КВ-1 за разные периоды выпуска) хочется сказать, что подробной информации о том, с какого времени вводились те или иные изменения в конструкцию танка, пока найти не удалось. Есть подобная информация по КВ довоенного выпуска, и частично по началу войны применительно к машинам, выпускавшимся в Ленинграде. А вот по КВ-1 производства Челябинского Кировского завода таких материалов меньше. Поэтому дается информация только по изменениям некоторых узлов и агрегатов. А «разбор» КВ-1 на отдельные составляющие с указанием всех вариантов использовавшихся катков, траков, вариантов башен, корпусов, люков и т. п. - тема отдельного исследования.

Данная книга не могла бы появиться на свет без помощи моих друзей и коллег, помогавших на различных этапах работы.

В первую очередь, огромное спасибо моему другу Александру Смирнову из Санкт-Петербурга за помощь документами и ценные советы и замечания.

Также хочется поблагодарить Илью Мазурова (г. Красноярск), не только предоставившего материалы по истории КВ-1, но и высказавшего в ходе обсуждений ряд интересных идей и соображений.

Отдельная благодарность Дмитрию Суркову за переводы с немецкого языка, а также Виталию Тарасову за работу с персоналиями и Алексею Волкову за историю с лейтенантом Пашининым.

Если у кого-то есть дополнения по каким-то фрагментам книги, пишите по адресу:

РАЗРАБОТКА ТАНКА

Гражданская война в Испании показала, что у танков появился опасный враг - малокалиберная скорострельная противотанковая артиллерия. В результате, танки Т-26 и БТ-5, поставленные из СССР республиканскому правительству, несли значительные потери.

Руководство Красной Армии отреагировало на сообщения из Испании достаточно оперативно, приняв решение о начале разработки танков (прежде всего тяжелых) с противоснарядной броней. В июле 1937 года автобронетанковое управление РККА выдает заводу № 183 в Харькове тактико-технические требования на разработку нового варианта тяжелого пятибашенного танка Т-35 массой до 60 т с броней в 40–75 мм.

Но первые же расчеты и эскизные проработки такой машины, проведенные в конструкторском бюро завода № 183, показали, что создать многобашенный танк с заданными толщиной брони и массой невозможно. По прикидкам инженеров вырисовывалась тяжелая машина в 80–90 тонн, к тому же обладавшая весьма низкой подвижностью. Кроме того, конструкторское бюро завода № 183, и без того немногочисленное, было перегружено работами по обеспечению серийного производства БТ-7 и Т-35, проектированию нового колесно-гусеничного танка и дизельного двигателя.

В результате, по решению АБТУ КА, согласованному с Комитетом обороны при СНК СССР , разработку тяжелого танка противоснарядного бронирования поручили двум конструкторским бюро - СКБ-2 Кировского завода и КБ завода № 185 имени Кирова. Выбор был сделан не случайно - Ленинградский Кировский завод вел серийное производство средних трехбашенных танков Т-28, а конструкторы завода № 185 имели богатый опыт по проектированию новых образцов боевых машин, с начала 1930-х годов занимаясь проектированием, изготовлением и испытанием различных опытных образцов танкового вооружения. Например, конструкторы завода № 185 создали такие образцы боевых машин, как танки Т-28, Т-35, Т-29, Т-46, Т-43, самоходки СУ-5, СУ-6, СУ-14 и многое другое.

Оба предприятия получили задачу на проектирование трехбашенного танка с противоснарядным бронированием массой до 60 тонн. Однако так как до конца не было понято, какая же машина нужна Красной Армии, то конструкторы обеих заводов могли вести лишь эскизные проработки, ориентируясь на заданные параметры и свою фантазию.

7 августа 1938 года в Москве прошло заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором присутствовали представители Генерального штаба, АБТУ КА, наркоматов среднего и тяжелого машиностроения, «танковых» конструкторских бюро и заводов. На нем решался один вопрос, какие танки нужны Красной Армии в ближайшем будущем? В результате обсуждения в тот же день принимается постановление Комитета обороны № 198сс, озаглавленное «О системе танкового вооружения РККА». Относительно тяжелых танков в этом документе говорилось следующее:

«1. Танк прорыва (истребитель ПТО) гусеничного типа изготавливается по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на основе Танкового Совещания и утвержденным Народным Комиссаром Обороны (приложение № 1).

а) Обязать НКМаш изготовить и передать НКО на испытания опытный образец танка прорыва к 1 мая 1939 года.

Советский тяжелый танк КВ-1С

Тяжелый танк КВ-1 при всех своих преимуществах в броне и вооружении, имел существенный недостаток: низкую скорость передвижения, слабую маневренность и низкую надежность трансмиссии. Дело в том, что от командиров танков РККА стали поступать жалобы, указывающие на малую скорость, надежность и низкую подвижность танка. Именно для увеличения скорости и подвижности, была разработана модификация первой серии танка, которая обозначалась КВ-1С, а индекс «С» обозначал «скоростной».

Разработку новой скоростной машины возложили на КБ ЧТЗ. Что сделали конструкторы: они ослабили бортовое бронирование корпуса и уменьшили габариты танка в целом. Результатом их работы стал танк КВ-1С, который увеличил максимальную и среднюю скорость. Также возросла надежность танка, благодаря установки в него новой коробки передач. Что касается вооружения, то его не изменяли. Правда, челябинские конструкторы установили на башню наблюдательную башенку для командира, что существенно облегчало и улучшало для командира танка обзор поля боя.

Конструкция танка КВ-1С

Танк являлся модернизированной версией средней глубины по отношению к начальной версии КВ-1. Главной целью модернизации конструкторы ставили облегчение веса танка, увеличение его надежности и увеличение средней и максимальной скорости. Также преследовалась цель увеличения эргономики рабочих мест всех членов экипажа танка. В итоге конструкторам удалось создать более быстрый танк, он стал более надежным. Он получил менее массивный и менее габаритный корпус (за счет уменьшения толщины брони). Эргономика боевого отделения и отделения управления танком была кардинально улучшена. Двигательная установка и вооружение остались прежними. Компоновка танка КВ-1С была классической, как и большинство танков СССР того времени. Спереди танка находилось отделение управления (в нем находился стрелок-радист и механик-водитель), боевое отделение (в нем находился командир танка, заряжающий, и наводчик). В боевом отделении находились 3 места экипажа, орудие, боекомплект танка и частично топливные баки. В корме танка находилось моторное отделение, которое вмещало в себя мотор, трансмиссию, КПП и часть топливных баков.

Бронирование танка.

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, её борта толщиной 75 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и командира танка, а справа - заряжающего. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Вооружение танка КВ-1С

Основным вооружением КВ-1с являлась пушка ЗИС-5 калибра 76,2 мм. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°. Выстрел производился посредством электроспуска, а также ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 114 выстрелов унитарного заряжания. Боеукладка находится в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1с устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 3000 патронов. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с установок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался сигнальным пистолетом.

Двигатель КВ-1С

КВ-1с оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1с имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей ёмкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.

Трансмиссия танка:

Танк КВ-1с оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
- четырёхступенчатая коробка передач с демультипликатором (8 передач вперёд и 2 назад);
- два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
- два бортовых планетарных редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных - недостатков танков КВ-1 и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом, и на КВ-1с была установлена новая коробка передач, впоследствии применённая на ИС-2.

Ходовая часть танка КВ-1С

Ходовая часть танка КВ-1с сохранила все технические решения аналогичного узла танка КВ-1, однако ряд деталей был уменьшен в размерах с целью уменьшения общей массы танка. Подвеска машины - индивидуальная торсионная для каждого из 6 цельнолитых двускатных опорных катков диаметра 600 мм на борт. Опорные катки были двух видов: с отверстиями круглой формы, установленные на большинстве КВ-1с, и с отверстиями треугольной формы, большего размера (вырезы облегчения располагались между лучами-рёбрами катков). Данные катки были установлены на КВ-1с колонны «Московский Колхозник» (см. известное фото). Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Зацепление - цевочное, венцы - съёмные. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя поддерживающими катками на борт. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 608 мм. По сравнению с танком КВ-1 ширина гусеницы была уменьшена на 92 мм.

Электрооборудование танка

Электропроводка в танке КВ-1с была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Электромотор поворота башни;
- наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
- наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
- контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
- электроспуск пушки;
- средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
- электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.

Средства наблюдения и прицелы танка КВ-1С

На КВ-1с впервые для крупносерийного советского танка установили командирскую башенку с пятью смотровыми щелями с защитными стёклами. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1с оснащался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи танка КВ-1С

Средства связи включали в себя радиостанцию 9Р (или 10Р, 10РК-26) и переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую гетеродинную коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 50 до 80 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Боевое применение танка КВ-1С

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка новой, более мощной пушкой калибра 85-мм. Но дальше экспериментов в 1942 году дело не пошло, так как установка 85-мм орудия потребовала бы более серьезной переработки конструкции башни, чем предполагали в начале, а в перспективе обещало некоторое сокращение объема выпуска КВ-1с зимой 1942-1943 годов: быстро развернуть выпуск новых танковых пушек калибра 85-мм не представлялось возможным.

После появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Осенью 1943 года было выпущено некоторое количество КВ-85 (разработанный на базе КВ-1с танк с 85-мм пушкой), но затем производство КВ было свёрнуто в пользу ИС.

Небольшое количество КВ-1с продолжало использоваться и в 1945 году; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, участвовавшая в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.

Оставшиеся танки на сегодня.

До настоящего времени сохранился только один полностью аутентичный танк КВ-1с, ещё два сохранившихся танка являются опытным и переходным от КВ-1 вариантами «скоростной» модификации.

Опытный танк КВ-1с (он же «Объект 238» или КВ-85Г), у которого штатная 76-мм пушка была заменена на 85-мм орудие, экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковном танковом музее в Кубинке.

Ещё один мемориальный танк КВ в пос. Парфино Новгородской области, выпущенный в 1942 году, представляет собой переходный вариант от КВ-1 к КВ-1с: от первого использован бронекорпус, а от последнего - башня и ряд элементов ходовой части.
В 2006 году в г. Кировск (Ленинградская область) был установлен поднятый со дна болота и отреставрированный по корпусу (но практически без траков правой гусеницы) танк КВ-1с.

Видео: советский тяжелый танк КВ-1С в танковом музее в Кубинке.

Тактико-технические характеристики танка КВ-1С:

Вес.........42,5 тонны;
Экипаж танка..............5 человек:
Габаритные размеры:
Длина корпуса.................6900 мм;
Ширина корпуса...............3250 мм;
Высота корпуса.................2640 мм;
Дорожный просвет................ 450 мм;

Бронирование танка:

Броня.................катаная;
Верх лоб корпуса......................... 40/65° и 75/30° мм/град.
Низ лоб корпуса......................75/−30° мм/град.;
Верх борт корпуса..................60/0° мм/град.
Низ борт корпуса........................ 60/0° мм/град.;
Верх корма корпуса................. 40/35°мм/град.
Низ корма корпуса..................75 мм/град.
Дно............. 30 мм;
Крыша корпуса.................. 30 мм;
Маска орудия................82 мм;
Борт башни..................75/15° мм/град;
Крыша башни....................... 40 мм/град;

Вооружение танка

Вооружение.................76-мм ЗИС-5 или 76-мм Ф-34, 3 × 7,62-мм ДТ;
Боезапас...................... 114 снаряда;
Углы вертикальной наводки...................−3…+25° град.;
Углы горизонтальной наводки....................... 360° град.;

Двигатель.................V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель, мощностью 600 л.с.;
Скорость по шоссе.....................42 км/час;
Скорость по пересеченке.....................10-15 км/час;
Дальность хода...................180 км;
Дальность хода по пересеченке..................180 км;
Подвеска.............индивидуальная, торсионая;
Удельное давление на грунт............0,77-0,79 кг/см²;
Преодолеваемый подъём.........................36° град.;
Преодолеваемая стенка.............. 0,8 метра;
Преодолеваемый ров..................2,7 метра;
Преодолеваемый брод..................1,6 метра

». Кроме того, этот танк является поворотной точкой и важной вехой в развитии отечественного танкостроения, да и мирового тоже. КВ стал этапом в становлении знаменитой ленинградской школы танкостроения, которая на протяжении своей истории создала множество отличных машин. Многие конструкторские решения, примененные на модификациях танка КВ, были применены в более поздних советских машинах.

История создания танка КВ началась в конце 1938 года с постановления Комитета Обороны СССР, которое предписывало конструкторскому бюро ленинградского Кировского завода заняться созданием тяжелого танка, с противоснарядной броней и мощным вооружением. Кировский завод не был единственным предприятием, который работал над созданием тяжелого танка для Красной Армии. В том же Ленинграде аналогичное задание получил завод №185. Вообще надо отметить, что в то время идея постройки мощного танка с противоснарядным бронированием витала в воздухе, и руководство СССР отлично понимало необходимость создания подобной машины.

В середине и в конце 30-х годов «в моде» были многобашенные танки. Считалось, что установив на танк много башен можно серьезно повысить его боевую мощь. По такой схеме в СССР серийно выпускались Т-28 и Т-35, в Германии создали PzKpfw NbFz V, а в Англии — Vickers «Independent». Не миновала сия доля и перспективные тяжелые танки. Изначально будущий КВ предполагалось сделать по многобашенной схеме и установить три башни. Этот танк на стадии чертежей назывался СМК (С.М. Киров). В это же время группа молодых специалистов, работающих на Кировском заводе, создала на базе СКМ тяжелый однобашенный танк с дизельным двигателем. Танк получился очень удачным и в конце 1939 года был принят на вооружение РККА . Новая машина получила гордое имя КВ (Клим Ворошилов).

Характеристики танка

Советский танк КВ-1 имел классическую схему компоновки. Отделение управления находилось в переднем крае машины, за ним следовало боевое отделение, затем моторный отсек и отделение трансмиссии. Экипаж танка КВ-1 состоял из пяти человек: командир танка, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист-пулеметчик.

Корпус танка состоял из катанной брони, толщина которой достигала 75 мм. Танк был вооружен 76-мм пушкой. Изначально на машину было установлено орудие Л-11, затем Ф-32, а после нескольких месяцев войны — пушка ЗИС-5. Также танк имел несколько пулеметов: спаренный, курсовой и кормовой. На некоторых машинах устанавливали и зенитный пулемет. КВ-1 имел дизельный двигатель, мощностью 600 л.с. Масса танка составляла 47,5 тонн. Ниже приведены краткие технические характеристики танка.

Общие данные

Экипаж, чел 5
Длина, мм 6675
Ширина, мм 3320
Высота, мм 2710
Клиренс, мм 450
Бронирование/угол наклона, мм/град:
лоб корпуса (верхний лист) 75/30
борт корпуса 75/0
корма (верхний лист) 60/50
лоб башни 75/20
маска орудия 90
Скорость, км/ч:
средняя по дорогам 25
Максимальная 34
Запас хода, км 225

Вооружение

Орудие пушка Л-11/Ф-32/Ф-34
Калибр, мм 76
Боекомплект, снарядов Л-11/Ф-32,ЗиС-5, 111/114
Пулемёты ДТ
Количество, шт 4

Силовая установка

Двигатель дизель В-2К, V-образный
Число цилиндров 12
Мощность, л.с. 600
Используемое топливо дизельное ДТ, газойль марки «Э»
Ёмкость баков, л: 600-615

Трансмиссия

Главный фрикцион многодисковый, сухой

Коробка перемены передач

Тип трехходовая, с поперечным расположением валов
Число передач, вперёд/назад 5/1

Сразу после создания танк КВ-1 должен был отправиться на испытания, но вышло иначе. Именно в это время началась советско-финская война и машину вместо полигона отправили на фронт. Вместе с КВ на Карельский перешеек направили Т-100 и СМК. В составе 20-й танковой бригады экспериментальные машины вступили в бой и принимали участие в штурме «линии Маннергейма». СМК подорвался на фугасе, а КВ показал себя с лучшей стороны и получил хвалебные отзывы. Правда, оказалось, что 76-мм пушка не годится для уничтожения долговременных укреплений.

В 1941 году планировали выпустить несколько сот единиц КВ-1, а также КВ-2 (танк с установленной на нем 152-мм гаубицей) и танк КВ-3, который имел еще более толстую броню и больший вес. Появлялись чертежи еще более тяжелых машин. Сборка КВ происходила на нескольких заводах. При этом никто не занимался доработкой слабых мест КВ-1, а их хватало: неудачная коробка передач, негодный воздушный фильтр, плохой обзор из танка. Ну что же, гигантомания и погоня за количеством в ущерб качеству, еще не раз сыграет злую шутку с советскими оружейниками.

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Довольно большое количество танков КВ-1 состояло на вооружении частей западных округов, так что эти машины вступили в бой с самого первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, ничего похожего у вермахта на тот момент не было. Броню русского КВ-1 не брала ни одна противотанковая пушка немцев, ни один немецкий танк не мог ничего поделать с русским гигантом. Справиться с КВ-1 могла только 88-мм зенитное орудие, которое гитлеровцы часто и применяли в качестве противотанковой пушки.

В конце 41 года основная сборка танков КВ была перенесена на Челябинский тракторный завод.

Но большая часть потерь этих танков в начале войны приходилось именно на поломки и неисправности. Экипажи просто бросали свои танки и уходили. Слабыми местами КВ-1 были в первую очередь: низкое качество узлов и агрегатов, плохой обзор из танка, неудачная коробка передач и особенно много нареканий на воздушный фильтр. Танкисты часто не могли добраться до поля боя. Но еще более удручающей была картина с подготовкой танковых экипажей. Танкисты практически не имели опыта вождения своих танков.

Хорошо подготовленные танкисты, знающие характеристики своей машины, совершали на них настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час уничтожила 22 танка противника, не понеся никаких потерь. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и существует множество описаний таких подвигов, как в советских, так и в немецких документах.

Недостатки танка и попытки их устранения

Но если говорить о недостатках танка КВ-1, то основным из них является не двигатель и не воздушный фильтр. Этот танк просто оказался не нужен. В начале войны он не имел достойных противников. Ни одна немецкая противотанковая пушка или танк не пробивали его броню, но точно также они не брали и броню Т-34. А гаубица или 88-мм зенитка легко выводили из строя оба танка. И КВ и Т-34 были вооружены одинаковыми 76-мм пушками, но при этом «тридцатьчетверка» была более подвижной, да и стоила дешевле. Танк КВ-1 – это огромный медленный танк, который передвигался по пересеченной местности не намного быстрее пешехода, поэтому попасть в него было проще, чем в Т-34.

Так было до 43 года, когда немцы стали серийно выпускать «Тигры» и «Пантеры». В этот момент танк КВ-1 мгновенно устарел. Длинноствольные пушки немецких танков пробивали броню КВ на таких расстояниях, на которых пушка последнего не угрожала противнику. Еще можно добавить то, что танк КВ был способен «убить» любую дорогу, мало какой мост мог выдержать вес этого гиганта.

В 1942 году был выпущен КВ-1С (скоростной). Он был изготовлен по той же схеме. На этом танке уменьшили броневую защиту, тем самым снизив вес машины, и устранили часть проблем КВ-1. Была усовершенствована ходовая часть машины, улучшен обзор, стало меньше проблем с коробкой передач. Скоростные характеристики танка стали лучше. В 1943 году увидела свет еще одна модификация танка – КВ-85, вооруженная 85-мм пушкой. Но выпустить эту машину успели лишь небольшой серией (менее 150 штук) и она не сыграла в истории войны важной роли.

Видео о КВ-1

В период с 1940 по 1944 год было выпущено 4775 танков КВ различных модификаций. Эти машины сыграли важную роль, особенно в начальном этапе войны. К сожалению, этот танк пошел в серию без устранения дефектов, которые были выявлены еще на стадии заводских испытаний. На войне за эти недоработки пришлось платить кровью. На базе танка КВ был создан тяжелый танк ИС, который стал более совершенной машиной и мог на равных противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них