Й ПРЕТБФПТБ бОБФПМЙС нХЛБУЕС РТПЙЪПЫМБ УФТБЫОБС ФТБЗЕДЙС:

РПЗЙВ ЙИ УФБТЫЙК УЩО бОБФПМЙК, НПМПДПК ФБМБОФМЙЧЩК ИХДПЦОЙЛ. еЗП УНЕТФШ ВЩМБ ДМС УЕНШЙ УФТБЫОЕКЫЙН ХДБТПН. б ФП, РП ЛБЛПК РТЙЮЙОЕ ПО РПЗЙВ, ОБ ДПМЗЙЕ ЗПДЩ УФБМП УЕНЕКОПК ФБКОПК.

пВ ЬФПК ФТБЗЕДЙЙ, УМХЮЙЧЫЕКУС Ч 1988 ЗПДХ Ч УЕНШЕ ТЕЦЙУУЕТБ уЧЕФМБОЩ дТХЦЙОЙОПК, НОЕ ДПЧЕМПУШ ЧРЕТЧЩЕ ХУМЩЫБФШ ПФ БЛФТЙУЩ мБТЙУЩ мХЦЙОПК .

лПЗДБ-ФП С УОЙНБМБУШ Х уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ, ПВЭБМЙУШ Ч ПДОПН ЛТХЗХ, ЪОБМЙ ЧУЈ ДТХЗ П ДТХЗЕ. й ЕЭЕ ФПЗДБ С УМЩЫБМБ, ЮФП ЕЕ УФБТЫЙК УЩО фПМЙЛ РПЗЙВ ПФ ОБТЛПФЙЛПЧ, ТБУУЛБЪБМБ мБТЙУБ бОБФПМШЕЧОБ. хЧЩ, Х НОПЗЙИ БЛФЕТПЧ Й ТЕЦЙУУЕТПЧ ДЕФЙ ЬФЙН ВБМПЧБМЙУШ, Й ЮБУФП ЬФП ЪБЛБОЮЙЧБМПУШ РМПИП.

с ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБУШ, ХУМЩЫБЧ ЬФЙ УМПЧБ. уБНБ дТХЦЙОЙОБ ПИПФОП ТБУУЛБЪЩЧБЕФ П НМБДЫЕН УЩОЕ нЙИБЙМЕ, Б ОБ ЧПРТПУЩ П УФБТЫЕН ПФЧЕЮБЕФ: оЕ ЛПННЕОФЙТХА! дБЦЕ Ч ПЖЙГЙБМШОЩИ ВЙПЗТБЖЙСИ ОЕ ЧУЕЗДБ ХРПНЙОБЕФУС ЕЗП ЙНС. ч ПЛТХЦЕОЙЙ уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ ЗПЧПТСФ, ЮФП ЕЕ УФБТЫЙК УЩО РПЗЙВ Ч БЧФПЛБФБУФТПЖЕ. пДОБЛП ЧУЛПТЕ НОЕ РТЙЫМПУШ ХВЕДЙФШУС, ЮФП мБТЙУБ мХЦЙОБ ЧУЕ-ФБЛЙ РТБЧБ.

ч йОФЕТОЕФЕ С ПФЩУЛБМБ ВМПЗЙ ДТХЪЕК бОБФПМЙС нХЛБУЕС йЧБОБ, аМЙЙ Й уЕТЗЕС (ЬФЙ ЪБРЙУЙ НПЦОП РПЮЙФБФШ Ч йОФЕТОЕФЕ РП БДТЕУХ http://ioann-otrock. livejournal. com) Й http://bardolimvoronza. livejournal.com).

рП ЙИ ЧПУРПНЙОБОЙСН, РПМОЩН ЗТХУФЙ Й УПЦБМЕОЙС, РПУФЕРЕООП ЧЩУФТБЙЧБМУС ПВТБЪ УФБТЫЕЗП УЩОБ уЧЕФМБОЩ бОБФПМШЕЧОЩ.

ч УЧПЙ 28 МЕФ ПО ВЩМ РПДБАЭЙН ОБДЕЦДЩ ИХДПЦОЙЛПН, ЧТБЭБМУС Ч УТЕДЕ ЪПМПФПК НПМПДЕЦЙ. рП УМПЧБН аМЙЙ, УЧПК ВХОФБТУЛЙК ДХИ ПОЙ РТПСЧМСМЙ Ч УНЕМЩИ ЧЩИПДЛБИ, ЪБ ЛПФПТЩЕ ОЕТЕДЛП РПРБДБМЙ Ч НЙМЙГЙА. оБРТЙНЕТ, ВТПДЙМЙ РП ХМЙГБН Ч РЙЦБНБИ ЙЪ ЛМЙОЙЛЙ лБЭЕОЛП, ЧЩМЙЧБМЙ ОБ УЕВС ОЕУЛПМШЛП ЖМБЛПОПЧ лТБУОПК нПУЛЧЩ Й ЪБИПДЙМЙ Ч НЕФТП, ЛТБУЙМЙ ЧПМПУЩ Ч ДЙЛЙЕ ГЧЕФБ

с ЧУЕ-ФБЛЙ ДХНБА, ПО ВЩМ ЗЕОЙЕН, РЙЫЕФ Ч УЧПЕН ЙОФЕТОЕФ-ДОЕЧОЙЛЕ ПВ бОБФПМЙЙ йЧБО. вХДХЮЙ ИХДПЦОЙЛПН-ОЕДПХЮЛПК, ПО, РТБЧДБ, РТЙОГЙРЙБМШОП ОЙЮЕЗП ОЕ ДПЧПДЙМ ДП ЛПОГБ. рПУМЕДПЧБФЕМШОП ТБЪВБЪБТЙЧБМ УЧПК ФБМБОФ, РТПВБМФЩЧБМ ЕЗП, РТПРЙЧБМ пО ВЩМ ХЦБУОЩК ЮЕМПЧЕЛ Ч ВЩФПЧПН ПФОПЫЕОЙЙ, ЛБЛ Й РПМПЦЕОП ЪЧЕЪДЕ. ьЗПЙУФ У ВПМШЫПК ВХЛЧЩ, БМЛПЗПМЙЛ Й ТБЪВЙЧБФЕМШ УЕТДЕГ.

пДОЙН ЙЪ ВМЙЪЛЙИ ДТХЪЕК бОБФПМЙС ВЩМ Й оЙЛПМБК дБОЕМЙС, УЩО ЪОБНЕОЙФПЗП ТЕЦЙУУЕТБ зЕПТЗЙС дБОЕМЙЙ Й БЛФТЙУЩ мАВПЧЙ уПЛПМПЧПК . дТХЪШС ПТЗБОЙЪПЧБМЙ НХЪЩЛБМШОХА ЗТХРРХ лПМДХОЮЙЛЙ Й УПЮЙОСМЙ ВХОФБТУЛЙЕ РЕУОЙ.

пВЩЮОП ОБЫЙ ТЕРЕФЙГЙЙ РТПИПДЙМЙ Ч ЛЧБТФЙТЕ оЙЛПМБС Х НЕФТП бЬТПРПТФ, ЧУРПНЙОБАФ аМЙС Й уЕТЗЕК. нЩ ЧЩРЙЧБМЙ, ЛХТЙМЙ, ТЙУПЧБМЙ, НХЪЙГЙТПЧБМЙ, ЛПТПЮЕ ЗПЧПТС, УДТХЦЙМЙУШ. гЕМША ОБЫЙИ ВХОФБТУЛЙИ ЧЩИПДПЛ ОЕ ВЩМП ЮФП-ФП ЛПНХ-ФП ДПЛБЪБФШ, НЩ ОЕ РТЕДУФБЧМСМЙ ОЙЛБЛПК РПМЙФЙЮЕУЛЙК УФТПК Й ОЕ ЙУЛБМЙ ЧЩЗПДЩ. ч ФПН-ФП Й ДЕМП, ЮФП НЩ ДЕМБМЙ ЬФП РТПУФП ФБЛ

тБДЙ ХДБЮОПК ЫХФЛЙ МАВПК ЙЪ РБТОЕК НПЗ, ОЕ ЪБДХНЩЧБСУШ ТЙУЛОХФШ ЦЙЪОША, РТПУФП ЮФПВЩ ХДЙЧЙФШ ДТХЪЕК ЙМЙ РТПЙЪЧЕУФЙ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ОБ ДЕЧХЫЛХ.

фПМС ПЮЕОШ МАВЙМ ИХМЙЗБОЙФШ, РЙЫХФ ДБМШЫЕ аМЙС Й уЕТЗЕК. оБРТЙНЕТ, МАВЙМ ЪБУФБЧБФШ лПМА ЧП ЧТЕНС ЕЗП ХЕДЙОЕОЙС У ДЕЧХЫЛБНЙ. пО ЧМЕЪБМ Л ОЕНХ Ч ПЛОП ЮЕТЕЪ ВБМЛПО У ЧПРТПУПН: ЮЕН ЬФП ЧЩ ФХФ ЪБОЙНБЕФЕУШ? чУЕ ДЕЧХЫЛЙ УФТБЫОП РХЗБМЙУШ.

оЙЛПМБК дБОЕМЙС РПУФХРЙМ ЧП чзйл ОБ ТЕЦЙУУЕТУЛЙК, ОП НБМП ЧТЕНЕОЙ РПУЧСЭБМ ХЮЕВЕ, Ч ПУОПЧОПН ВПМФБМУС УП УЧПВПДОЩНЙ ИХДПЦОЙЛБНЙ Й ХИМЕУФЩЧБМ ЪБ ДЕЧХЫЛБНЙ. у ВПМШЫЙН ФТХДПН Ч ФЕЮЕОЙЕ ДЕУСФЙ МЕФ ЕНХ ЧУЕ ЦЕ ХДБМПУШ ПЛПОЮЙФШ ЙОУФЙФХФ, ОП ЛБТШЕТБ ОЕ УМПЦЙМБУШ ПО УОСМ МЙЫШ ДЧБ ЛПТПФЛПНЕФТБЦОЩИ ЖЙМШНБ. ъБВЕЗБС ЧРЕТЕД, УЛБЦХ: Ч 1985 ЗПДХ дБОЕМЙС УЛПОЮБМУС ПФ РЕТЕДПЪЙТПЧЛЙ ОБТЛПФЙЛПЧ.

ч ЬФПК ЛПНРБОЙЙ, ХЧЩ, ОЕ ПВИПДЙМЙУШ ВЕЪ БМЛПЗПМС Й ФТБЧЛЙ л 1978 ЗПДХ 28-МЕФОЙК бОБФПМЙК нХЛБУЕК ПУПЪОБМ, ЮФП ФБЛ ДБМШЫЕ РТПДПМЦБФШУС ОЕ НПЦЕФ, Й УПЧЕТЫЙМ РБМПНОЙЮЕУФЧП Ч рУЛПЧП-рЕЮЕТУЛЙК НПОБУФЩТШ.

ч ЬФП УЧСФПЕ НЕУФП ПВЩЮОП ПВТБЭБАФУС МАДЙ, ЛПФПТЩЕ ЦЕМБАФ, ОП ОЕ НПЗХФ УБНПУФПСФЕМШОП ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ОБТЛПНБОЙЙ Й БМЛПЗПМЙЪНБ.

фБН РТПЧПДСФ ПВТСД ЙЪЗОБОЙС ВЕУПЧ, РПУМЕ ЛПФПТПЗП НОПЗЙЕ ДПМЗП ОЕ НПЗХФ РТЙКФЙ Ч УЕВС. чПФ ЮФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЬФПК РТПГЕДХТЕ ПДЙО ЙЪ РТПИПДЙЧЫЙИ ЕЕ РБМПНОЙЛПЧ:

мАДЙ ОЕДЕМА ФБН ЦЙЧХФ, УПВМАДБАФ РПУФ, ИПДСФ ОБ УМХЦВХ. рПФПН РЕТЕД ОЙНЙ РПСЧМСЕФУС УБНЩК НПЭОЩК НПОБИ-УЧСЭЕООЙЛ Й ОБЮЙОБЕФ ЮЙФБФШ НПМЙФЧЩ РП ЙЪЗОБОЙА ВЕУПЧ. мАДЕК ЛПТЕЦЙФ: ЛФП-ФП ЛТЙЮЙФ, НБФЕТЙФУС, ЛФП-ФП ЗПМПЧПК ВШЕФУС х ПДОПЗП РПД ЛПОЕГ УЕБОУБ БЦ РЕОБ ЙЪП ТФБ РПЫМБ. б УЧСЭЕООЙЛ ЮЙФБЕФ, ПЗМСОЕФУС ЕНХ УБНПНХ УФТБЫОП, ЮФП У МАДШНЙ ФБН ФЧПТЙФУС.

йЪ НПОБУФЩТС бОБФПМЙК ЧЕТОХМУС НТБЮОЩК, РЕТЕУФБМ ПВЭБФШУС У НОПЗЙНЙ ДТХЪШСНЙ. оБ ФПФ НПНЕОФ Х ОЕЗП ХЦЕ ВЩМБ УЕНШС ПО ЦЙМ У ДЕЧХЫЛПК, йТЙОПК нХТБЧШЕЧПК. ч ЖЕЧТБМЕ 1988 ЗПДБ ПОБ ТПДЙМБ ЕНХ УЩОБ. оБЪЧБМЙ НБМШЮЙЛБ дБОЙЙМПН, ЗПЧПТСФ, Ч ЮЕУФШ ПДОПЗП ЙЪ УЧСЭЕООПУМХЦЙФЕМЕК рУЛПЧП-рЕЮЕТУЛПЗП НПОБУФЩТС. лБЪБМПУШ, ЮФП Ч УЕНШЕ УФБМП ЧУЕ ОБМБЦЙЧБФШУС. пДОБЛП, ХЧМЕЛЫЙУШ ГЕТЛПЧОПК МЙФЕТБФХТПК, фПМС ЮХЧУФЧПЧБМ УЕВС ЧУЕ ИХЦЕ Й ИХЦЕ. пО УЮЙФБМ УЕВС РУЙИЙЮЕУЛЙ ОЕЪДПТПЧЩН ЮЕМПЧЕЛПН, ОЕ УРПУПВОЩН ОЕУФЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ УЕНША. п ЮЕН Й ОБРЙУБМ Ч УЧПЕК РТЕДУНЕТФОПК ЪБРЙУЛЕ.

лБЛ-ФП РПД ХФТП, Ч ПУПВЩК ЮЕТОЩК ЮБУ, ПО ИМПРОХМ ПДЕЛПМПОБ ДБ Й ЧЩВТПУЙМУС У 12-ЗП ЬФБЦБ, РЙЫЕФ ЕЗП ДТХЗ йЧБО. пУФБЧЙМ ЪБРЙУЛХ, ЮФП ОЕ ИПЮЕФ ВЩФШ ДМС УЧПЕЗП УЩОБ РУЙИЙЮЕУЛЙ ВПМШОЩН ПФГПН. цЕОБ Ч УЕТДГБИ ЪБРЙУЛХ ТБЪПТЧБМБ.

рБДЕОЙЕ У ФБЛПК ЧЩУПФЩ ОЕ ПУФБЧЙМП ЕНХ ЫБОУПЧ ЧЩЦЙФШ. бОБФПМЙК ТБЪВЙМУС ОБУНЕТФШ.

дМС уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ Й ЕЕ НХЦБ, ЗЙВЕМШ УФБТЫЕЗП УЩОБ ЛПОЕЮОП ЦЕ ВЩМБ ФСЦЛЙН ЗПТЕН. ч 1988 ЗПДХ уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ УОЙНБМБ ЖЙМШН уЧБФПЧУФЧП ЗХУБТБ, ФПМШЛП ТБВПФБ Й РПНПЗМБ ЕК ЧЩЦЙФШ. пФ РЕЮБМШОЩИ НЩУМЕК ПФЧМЕЛБМ Й ЧОХЛ дБОЙМЛБ. оБ НПНЕОФ ЗЙВЕМЙ ПФГБ ЕНХ ОЕ ВЩМП Й ЗПДБ, Й ПО ЕЗП УПЧУЕН ОЕ РПНОЙФ. лПЗДБ НБМШЮЙЛ РПДТПУ, ЕНХ УЛБЪБМЙ, ЮФП РБРБ РПЗЙВ Ч БЧФПЛБФБУФТПЖЕ.

цЕОБ фПМЙЛБ йТЙОБ ЪБОЙНБМБУШ УЙОИТПООЩН РМБЧБОЙЕН. хЧЩ, Й ПОБ ХНЕТМБ ТБОШЫЕ УТПЛБ, ЛПЗДБ ЕК ОЕ ЙУРПМОЙМПУШ ЕЭЕ Й 40 МЕФ. ьФП ЕЭЕ ПДОБ УЕНЕКОБС ФБКОБ дТХЦЙОЙОЩИ. лФП-ФП ЗПЧПТЙФ ПФ ВПМЕЪОЙ, ЛФП-ФП РЙЫЕФ Ч ЧПУРПНЙОБОЙСИ, ЮФП ОБ ОЕЕ ОБРБМЙ ЧП ЧТЕНС ВЩФПЧПК ДТБЛЙ. лБЛ ВЩ ФП ОЙ ВЩМП, дБОЙЙМ ОЕ УЮЙФБЕФ УЕВС УЙТПФПК, РПФПНХ ЮФП ВБВХЫЛБ Й ДЕДХЫЛБ У УБНПЗП ОБЮБМБ ЪБНЕОСМЙ ЕНХ ТПДЙФЕМЕК.

уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ НЕЮФБМБ, ЮФПВЩ ПО УФБМ БЛФЕТПН, Й УОЙНБМБ ЕЗП Ч УЧПЙИ ЖЙМШНБИ Ч ЬРЙЪПДЙЮЕУЛЙИ ТПМСИ. ч 2008 ЗПДХ Ч ЖЙМШНЕ чЙЧБФ, бООБ! ПО УЩЗТБМ ТПМШ НПОБИБ. нЕЦДХ ФЕН дБОЙЙМ Ч ФЕБФТБМШОЩК ЧХЪ ОЕ РПЫЕМ, Б ПЛПОЮЙМ БОЗМПСЪЩЮОЩК ЛПММЕДЦ. пО ИПТПЫП ТБЪВЙТБЕФУС Ч ЛПНРШАФЕТОЩИ ФЕИОПМПЗЙСИ Й РПНПЗБЕФ ВБВХЫЛЕ НПОФЙТПЧБФШ ЖЙМШНЩ.

х ОБУ ЧУС УЕНШС ТБВПФБЕФ ЧНЕУФЕ, У ТБДПУФША ТБУУЛБЪЩЧБЕФ уЧЕФМБОБ уЕТЗЕЕЧОБ. с ТЕЦЙУУЕТ, НХЦ Й УЩО ПРЕТБФПТЩ, ЧОХЛ НПОФБЦЕТ

рПУМЕ ЗЙВЕМЙ УФБТЫЕЗП УЩОБ Х уЧЕФМБОЩ уЕТЗЕЕЧОЩ ПУФБМУС НМБДЫЙК, нЙИБЙМ, ОБ ФПФ НПНЕОФ ЕНХ ВЩМП ЧУЕЗП 12 МЕФ. рПДПВОП УФБТЫЕНХ ВТБФХ, Ч АОПУФЙ ПО ФПЦЕ ХЧМЕЛБМУС ТПЛ-НХЪЩЛПК, ЙЗТБМ Ч ЗТХРРЕ пВЕТНБОЕЛЕО. оП, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ бОБФПМЙС, ОЕ ФЕТСМ ЗПМПЧХ Й УНПЗ РПМХЮЙФШ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ЪБЛПО

За витриной универмага (1955)

Родилась Светлана в Москве, детство провела в Марьиной Роще. Ее мама работала воспитателем в детском саду, а отец был сыном священника, после расстрела которого работал шофером. Его Светлана Сергеевна помнит плохо — ей было пять, когда папа ушел на войну и погиб там под Смоленском.

Из своего детства Светлана вспоминает яркий эпизод — как в войну всех дворовых мальчишек и девчонок остригли наголо — от вшей. Около дома было целых три кладбища, по которым детвора и бегала — играла в «Казаки-разбойники». Жуткая картина из жизни тыла в военное время — лысые, голодные дети, играющие на кладбище, запомнилась Дружининой навсегда.

После войны жизнь стала налаживаться, Светлана в раннем возрасте начала выбирать себе профессию. В 11 лет попала в цирк и даже официально числилась там на должности «каучуковой девочки». Потом труппа отправилась на гастроли, куда засобиралась и маленькая Дружинина. Маме пришлось запирать дочь, которая уже тогда проявляла характер — чтобы не рванула, вместо школы с цирком по стране.

Пробы

Дело было в Пенькове (1957)

Чуть позже из пионерского лагеря Светлана привезла новое увлечение — балетом. На отдыхе она познакомилась с внучкой самой Айседоры Дункан, которая посещала балетную школу и по-настоящему заражала подружек любовью к этому искусству.

У Дружининой получилось поступить в балетную школу, где педагоги прочили ей большое будущее. И кто знает, может в списке великих русских балерин появилась бы и фамилия Светланы, если бы не серьезная травма руки, полученная девочкой на репетиции. Классическое хореографическое образование она все же получила, но стать балериной из-за травмы уже не смогла.


Девчата (1961)

Пока заживала рука, талантливую девушку с балетной выправкой и привлекательной внешностью позвали вести только стартовавший в стране КВН. Именно там ее заприметил режиссер Самсон Самсонов, который искал актрису для «Девушки за витриной универмага». Это был дебют Дружининой в кино, в работе над которым она заинтересовалась профессией актрисы, и решила поступать во ВГИК.

Когда Светлана Сергеевна оканчивала главный театральный вуз страны, в ее резюме уже числилось пять кинофильмов. Роли в «Дело было в Пенькове» и «Девчатах» принесли ей всесоюзную известность. Звали на новые проекты и, казалось, как актриса она состоялась и будет развиваться дальше. Но в конце 60-х Дружинина решила для себя твердо: она хочет быть режиссером.

Судьба


Фото: Василий Малышев/РИА Новости, Дмитрий Кощеев/ РИА Новости

Вся киношная общественность была в шоке: актриса, слава которой только начала набирать обороты, снова пошла учиться, поставив себе задачу стать режиссером. Именно во время обучения она встретит своего любимого — Анатолия Мукасея. У него для статной красавицы будет история: в 17 лет, впервые увидев Светлану в ее дебютной киноленте, он пошутил, что именно вот эта девушка станет его женой. Пошутил и забыл. Пока, учась во ВГИКе не встретил в «Девушку за витриной универмага» в спортзале!

Они были капитанами волейбольных команд. Она — женской, он — мужской. Когда начинался роман между этими студентами, их так и звали — два капитана. Мукасею пришлось в буквальном смысле бомбардировать красавицу мячом, чтобы обратить на себя ее внимание.

Когда отношения стали в высшей степени серьезными и пришло время знакомств с родителями, вдруг выяснилось, что Мукасей — сын настоящих разведчиков. Они работали под прикрытием в США, и в Москве бывали редко. На смотринах будущих свекров пришлось подождать — они были на Лубянке. Зато встреча прошла очень тепло. Позднее именно папа Мукасея предложит им пожениться, а после свадьбы выяснится: теперь Дружинина невыездная. Ее ни разу не выпустят из страны — даже на кинофестивали.

Сыновья


Гардемарины, вперед! (1988) режиссер Светлана Дружинина

В семье Мукасеев-Дружининых родятся два мальчика. Первого назовут в честь отца, Анатолием. Неоднозначный, взбалмошный, невероятно талантливый художник, он разобьет много сердец, прежде чем остепенится — женится на синхронистке Ирине Муравьевой. Скоро у Мукасеев появится внук Даня, который, из-за загруженности родителей все детство проведет у бабушки с дедушкой.

Эксцентричный Мукасей-младший будет много раз пытаться исправить свой взбалмошный, эгоистичный характер. Даже совершит паломничество, а вернувшись, признает себя психически нездоровым и напишет в прощальной записке жене, что не хочет, чтобы сын видел и запомнил его таким. Разные источники называют причиной смерти Анатолия Мукасея-младшего разные трагедии. По одной из версий — он выпрыгнул с 12 этажа.

РИА Новости Через непродолжительное время скончалась и его супруга — при неизвестных обстоятельствах. Таким образом маленький Даня воспитывался звездными бабушкой и дедушкой. Став взрослым, он занялся компьютерным монтажом фильмов.

Второй сын, Михаил пошел по стопам отца, окончив ВГИК и став оператором. Он дважды был неудачно женат, и от обоих браков подрастают дети. Но несколько лет назад он познакомил семью со своей невестой — знаменитой волейболисткой Екатериной Гамовой. Родители выбор одобрили, и молодые люди сыграли свадьбу. Теперь Михаил и Катя счастливы в браке и подумывают о наследниках.

Будущее


Фото: Persona Stars, Георгий Тер-Ованесов/РИА Новости

Как режиссер Светлана Дружинина сняла около 20 кинофильмов, но главным ее детищем, рейтинги которого долгие годы не мог перебить ни один проект, стали фильмы о гардемаринах. После них Светлана взялась за длинную костюмированную сагу — «Тайны дворцовых переворотов» и на сегодняшний день сняла уже девять серий из задуманных 25.

В следующем году планируется выход нового проекта Дружининой, который обещает быть резонансным. Сегодня Дружинина задействована на съемках кинофильма «Гардемарины IV».

Девчата (1961)


За витриной универмага (1955)

«На съемках фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкому со мной пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням. А еще я никак не могла влюбиться в Славу Тихонова . А ведь чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, и Ростоцкий очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

На пухлой картонной бухгалтерской папке с завязочками было написано: «Трое из навигацкой школы». А внутри - какое-то дикое количество рукописных страниц. Мне вручила ее Нина Соротокина, про которую я знала только две вещи: что ей нравились мои фильмы и что по профессии она инженер-сантехник. Когда Нина привезла мне свою рукопись, естественно, я приняла ее за графомана. Папка долго пылилась у меня в квартире. А потом случился пожар. Все книги из нашей огромной библиотеки были испорчены - сгорели или попали под воду и пену. Не пострадала только рукопись Нины Соротокиной! Я восприняла это как некий мистический знак. И стала читать. А прочитав, тут же позвонила автору: «Если ты согласна, что в фильме будет много музыки и песен, буду думать об этой работе». Так начались «Гардемарины», перевернувшие мою жизнь. Впрочем, таких переворотов у меня было много…

«Как вас зовут?» - «Света Дружинина». В коридоре хореографического училища меня схватила за руку незнакомая женщина. «Я ассистент с «Мосфильма» и хотела бы с вами поговорить». - «Некогда, я опоздаю на занятия». Женщина бежала за мной трусцой и говорила: «Я вам позвоню. Какой телефон?» - «Нет телефона. Один телефон на весь подъезд, и то только по делу, а я вас не знаю». Но она сама сунула мне в руку бумажку с номером телефона. Я жила в районе Марьина Роща, в коммунальной квартире. Телефон действительно был один - на третьем этаже.

Никогда не забуду номер: Д1-80-92. Позвонить на «Мосфильм» мне разрешили, но я знала, что каждый в соседней комнате приложил ухо к замочной скважине, чтобы услышать, правду я сказала про киностудию или обманула, чтобы позвонить какому-нибудь мальчишке… Ассистентка звонку была рада и сказала: «Знаете такого поэта Сергея Михалкова ? Он организовал у нас на киностудии «Мосфильм» свое объединение «Фитиль». Для первого фильма «Я ничего не помню» он написал сценарий о том, как пьяный водитель давит юную скрипачку. Водителя сыграет Петр Глебов , а героиню мы ищем. Хотим пригласить вас на пробы». Она объяснила, как пройти на «Мосфильм».

Я никогда прежде там не была. Претенденток на роль погибающей скрипачки было много, но утвердили меня. Съемки проходили ночью возле Киевского вокзала. Стоял морозный ноябрь, я дико замерзла, простыла, пропустила репетиции и спектакль, в котором была занята. То есть впечатление от первой встречи с кинематографом оказалось удручающим. Но должна признать - в старые добрые времена идеально была налажена система поиска молодых талантов.

В свой первый полнометражный фильм я тоже попала случайно. Из-за тяжелой травмы локтя не смогла танцевать в выпускном вечере балетного училища. Рука плетью висела на перевязи. Меня все жалели и предложили стать ведущей, чтобы как-то скрасить мою печаль. Выпускной проходил в Большом зале Консерватории и транслировался в прямом эфире. Эту трансляцию увидел режиссер Самсон Самсонов. И уже на следующий день, когда я вернулась домой из училища, моя бабушка протянула мне стопку отпечатанных на машинке страниц и сказала: «Какая-то женщина привезла тебе стационар».

Это был сценарий. А назывался он «Каменное сердце», правда, потом его переименовали в «За витриной универмага». Сценарист - Алексей Каплер. Он недавно вернулся из ссылки, куда попал из-за романтических отношений с дочерью Сталина Светланой. И вот когда Сталин умер, Каплер вернулся в профессию. В те годы высшее руководство дало установку: народ нужно веселить, нужен праздник, комедия. И Каплер эту установку четко выполнил. Вспоминая свой первый опыт на «Мосфильме», сниматься я не хотела. Но соседи по коммунальной квартире прочли сценарий вслух на кухне и сказали: «Светка, сниматься нужно! Роль большая - Соня Божко! Больше, чем та, где тебя задавили! А тут и любовь. Правда, с милиционером… (В Марьиной Роще милицию не любили.) И видишь, видишь, кто будет играть твоего отца - Тенин!» А вот Тенина любили все. Так что по общему решению коммунальной квартиры 38, дом 14 дробь 42, я выехала на кинопробы к Самсону Самсонову и молниеносно была утверждена.

Тоже случайность - в роли Сони уже снималась очень хорошая актриса, красивая, тонкая, талантливая, профессиональная Леночка Добронравова, которую полюбили зрители после ее роли в «Большой семье». Но с Самсоновым у нее что-то не заладилось, и он велел срочно менять артистку. Приехал домой, включил телевизор и увидел прямую трансляцию того самого концерта из консерватории, который я вела. Так решилась моя судьба... Я никогда об этом не рассказывала, но на общих планах и в массовых сценах маячит Леночка Добронравова…Потому и все ее костюмы перешли мне по наследству. Они ужасно меня уродовали…

На съемочной площадке мне очень понравилось. Я совершила важное открытие: есть такая потрясающая профессия - режиссер кино. Но при этом я понимала, в 19 лет режиссерами не становятся. И нужно узнать, что такое жизнь, кино и профессия… У меня в этом смысле сложилось все само собой. В последний съемочный день кто-то из ассистентов сказал: «Светочка, завтра начинается дополнительный набор во ВГИК, на актерский факультет». С палубы парохода, где проходили съемки, я пришла во ВГИК. Вот уж действительно - с корабля на бал… И поступила! Легко! Потому что не нервничала ни секунды. Ведь у меня был в запасе балет!

4 сентября меня зачислили на курс Бибикова и Пыжовой. Параллельно актерско-режиссерский курс набирала еще одна семейная пара - Герасимов и Макарова. Казалось бы, между курсами должна быть конкуренция, но ничего подобного не случалось. Сергей Аполлинариевич частенько для своих работ выбирал студентов с параллельного курса. В его «Молодой гвардии» играют Нонна Мордюкова и Слава Тихонов - студенты Бибикова и Пыжовой.

Участие студентов ВГИКа в съемках не приветствовалось. Когда я училась на втором курсе и стала сниматься у Станислава Иосифовича Ростоцкого в фильме «Дело было в Пенькове», меня отчислили. Но результат оказался отличным, и меня вновь зачислили... Сейчас думаю: Ростоцкому было всего 35 лет! Мне он казался старым фронтовиком. Он имел безошибочный нюх на женщин-актрис. Каждая его картина - открытие женского имени. В нашем фильме Майя Менглет сыграла свою первую роль. Также он открыл такие имена, как Лариса Лужина , Ирина Печерникова, Ольга Остроумова , Ирина Шевчук , Елена Драпеко...

Роли, которые мы играли со Славой Тихоновым, считались «почвенными». Ростоцкому пришлось за нас воевать. Претензии заключались в том, что я балерина, а Слава «фрачный герой». Но Ростоцкий настоял на своем выборе. И Тихонову пришлось жестоко бороться со своим природным аристократизмом. Он сам высветлил себе волосы, подрезал брови и выщипал их посередине, чтобы они не срастались в одну линию. Слава радовался: «Руки меня, слава богу, выручают».

У него действительно были рабочие руки, он же по первой профессии токарь. Поэтому в фильме Тихонов много жестикулирует, чтобы продемонстрировать их. Проводит грязными ладонями по лицу и пачкает свой идеальный прямой нос и скулы, чтобы сбить аристократическую симметрию лица. Все у Славы было продумано. А со мной Ростоцкому пришлось нелегко. Чтобы я по привычке не стояла в первой балетной позиции, ассистенты подползали ко мне по земле и, стараясь не попадать в кадр, били палкой по ступням.

Роль моей соперницы Тони должна была играть Нина Меньшикова, великолепная артистка и супруга Рос­тоцкого. Но она узнала, что беременна. А они с Ростоцким давно очень хотели ребенка. И по общему семейному решению Нина отказалась от роли. Хотя она идеально подходила! Тогда было бы понятно противостояние двух женщин: грудастой, яркой, крупной Ларисы и одухотворенной, тоненькой, с пушис­тыми пепельными волосами Тони. Между двумя героинями был бы конт­раст духа и плоти. А в результате соперниц сыграли две бедрастые и мясистые барышни. Выходила более примитивная история - Тихонов метался между двумя постелями.

У Майи Менглет - наследницы известной театральной фамилии - в картине, наверное, самый роскошный крупный план советского времени: Майя под музыку очень долго лежит в койке с устремленными куда-то ввысь голубыми глазами. Ростоцкий был увлечен ею. На съемках подобные истории случаются. Порой так и рождаются звезды… А Ростоцкий еще и по природе своей был невероятно увлекающимся. Позже мы с его женой Ниночкой подружились на съемках «Девчат» и тепло общались долгие годы. Ниночка мне откровенно рассказывала: «Я всегда знаю о его увлечениях. Но мне легче пережить этот платонический роман, после которого у него будет удачный фильм, чем вместе с ним рыдать над его неудачей и ощущать, что в этом виновата я. Он ведь Пигмалион. Все мужчины-творцы - Пигмалионы. Они создают статую, влюбляются в нее. А потом эта статуя становится неинтересной и творец возвращается «в свое стойло»… Мудрая она была женщина…

Но ведь и правда, чтобы снять фильм о любви, нужно испытывать друг к другу чувства. И актеры это знают и сами стремятся на съемках влюбиться в партнера. Совсем не обязательно бежать в койку, но тяготеть друг к другу, быть увлеченными - обязательно. Об этом правиле я узнала именно снимаясь у Ростоцкого. У нас с Тихоновым никак не выходила любовная сцена, режиссер очень резко сказал: «Если ты не влюбишься хотя бы в пуговицу Тихонова, уходи вон из этой профессии!»

Со Славочкой Тихоновым любовь играть - это еще не проблема. А ведь приходилось и с Рыбниковым… На главную мужскую роль в «Девчатах» был утвержден Володя Трещалов, голубоглазый обаятельный красавец, с которым мы все подружились и вовсю кокетничали, хихикали, обнимались, влюблялись. Володя Трещалов так точно попал в эту лузу! Если бы он сыграл - это было бы чудо! Но наверху решили, что Рыбников станет идеальным главным героем. Инна Макарова , которую нам также рекомендовали сверху, сказала: «Ну вот теперь вы узнаете, что к чему». Про них двоих говорили: спущены с «Высоты». Фильм «Высота», где они оба снялись, обожало партийное руководство… Все бы ничего, но Рыбников и вел себя высокомерно, как звезда. Смотрел на всех свысока, диктовал свои условия. Настаивал, чтобы Анфису играла не я, а его супруга Алла Ларионова . Но ему это не удалось, и Рыбников не скрывал своей антипатии ко мне. Кстати, свою роль в «Девчатах» я чуть не потеряла. Но, надо признать, вовсе не из-за Рыбникова. Худсовет, отсмотрев первоначальный материал, сказал: «Никто не поверит, что герой ушел от красавицы Дружининой к этой коротышке Румянцевой! Убирайте Дружинину!» Вместо меня уже пригласили другую актрису - сестру Васи Ланового, Валю, которая в это время оканчивала театральное училище, - глазастая, крупнолицая, с большой грудью… Только благодаря мудрейшему и опытнейшему Юлию Яковлевичу Райзману, худруку объединения, Анфиска осталась моей. Райзман посоветовал режиссеру: «Дружинину не меняй, она все правильно делает. Просто убери все ее крупные планы и подрежь длинные ноги». Конечно, увидев, что осталось от моей роли, я рыдала!.. Но это мои личные претензии, зрители этих нюансов не замечают. Они искренне любят этот фильм уже целых 55 лет!.. Кстати, критики после премьеры картину не заметили. Они молчали. Прекрасного комедиографа Чулюкина это ранило. Как-то он со мной поделился: «С комедиями карьеру не сделаешь. Они никому не нужны…» Считалось, что это кино для кухарок, для рабочего класса. А в моде среди людей искусства были поиски мыслей, духа…

После актерского отделения я отработала три года по специальности, как этого требовал диплом, и поступила на режиссуру. Не на курсы, нет… Во ВГИК! Это была проверка для меня самой: смею ли я заниматься этой уникальной профессией?.. Снимала в основном комедии, жанровые и приключенческие фильмы, в которых много музыки. Цирк, балет и музыка оставили во мне неизгладимый след! Я наслаждалась, снимая «Принцессу цирка» по оперетте Кальмана. На главную роль пригласила Наташу Белохвостикову. Это была совершенно нетипичная для нее работа. Все считали, что тонкие психологические роли - это ее, а оперетта - категорически нет. А Наташа справилась прекрасно! В этой роли раскрылась ее женская сущность, о которой мало кто догадывался. Наташа ведь очень привлекательна эротически! И после этой картины у нее появилось колоссальное количество поклонников. А потому что - все для зрителей!

Признания критиков «Принцесса цирка» не получила. Как и все остальные мои фильмы, кроме самого первого - «Исполнение желаний». Это был мой единственный фильм, снятый в «серьезном» жанре социальной драмы. Очень известный критик Капралов написал в ведущей газете: «…у нас появилось новое поколение…» - и назвал три фамилии: Коли Губенко, мою и еще кого-то... В «Исполнении желаний» снимались Иннокентий Смоктуновский , Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Евгений Лебедев, Ларочка Лужина. Смоктуновский был, пожалуй, самым требовательным из всех. Кто-то жаловался на его сложный характер, но я ничего такого не замечала.

Отношения с ним у меня сложились прекрасные. Кеша был очень скромным человеком и уникальным артистом, а чем талантливее артист, тем с ним душевнее и легче работать. Хороший актер ни о чем другом не думает, кроме того чтобы хорошо сделать свое дело. Он не станет тратить себя на интриги, сплетни, зависть и всякую ерунду. Вот и Смоктуновский никогда не делал гадости, не опаздывал, не трепался в перерывах, не травил анекдоты. Жена давала ему с собой домашнюю еду, и он спокойно сидел в стороне, ел и отдыхал…

Именно Смоктуновский был первым, кто позвонил мне после премьеры «Дульсинеи Тобосской»: «Света, поздравляю! Сегодня ты обрела огромное количество врагов». - «А что такое, Кеша?» - «Ты сделала очень хорошую картину! Ты мастер! И поэтому враги будут. И один из них - очень серьезный. У нас во МХАТе эта «Дульсинея Тобосская» с треском провалилась». Уж не знаю, кого он имел в виду…

Со съемками «Дульсинеи...» было немало проблем. На роль Санчо Пансы был утвержден Евгений Леонов - мы даже сшили костюмы и записали фонограмму точно под его голос, потому что фильм музыкальный, а артист он не поющий. Но Леонов в самый последний момент ушел сниматься к Рязанову в картину «О бедном гусаре замолвите слово»… Для меня эта потеря была очень серьезной - Леонов был бы потрясающим Санчо!.. И я пришла поговорить об этом с Эльдаром. Рязанов молчал, а его жена Нина, которая была его редактором, говорила за него: «Света, но он же не будет думать о тебе и не думать о себе». Я много раз убеждалась, мы платим за все…

В результате Леонов у Рязанова сыграл не самую свою удачную роль, потому что согласился параллельно сниматься в совместной с финнами картине «За спичками». Подводил и одну съемочную группу, и другую. На площадке у него были очень напряженные отношения с актерами. И когда по сценарию было необходимо избить его, артисты сговорились и лупили Леонова по-настоящему, так были на него злы. Он орал, стонал, но его не слушали и продолжали дубасить и перебрасывать друг другу. После окончания съемок Евгений Павлович молча, не снимая грима, отправился на вокзал и ­уехал. А картину ни разу не смотрел. И признался мне: «Ну конечно, я сглупил. Нужно было сыграть Санчо Пансу, роль хорошая, и кино получилось… Правда, не люблю петь под чужую фонограмму».

Главного героя у меня играл красивый талантливый Борис Плотников. Правда, в этой роли изначально я хотела видеть Мишу Боярского. Он блес­тяще прошел пробы, но в последний момент меня предупредили, что его никто не утвердит, никогда!... Ходили разговоры о скандальной истории, когда он подвыпил и крушил на Невском витрины, ругая советскую власть… Он же внук репрессированного митрополита!.. И я его понимаю: у меня у самой дед был священник.

Надо сказать, что Мишу Боярского я обожаю! Мы познакомились на съемках картины «Пока безумствует мечта», оператором на которой был мой муж (Анатолий Мукасей. - Прим. ред.). Из-за эмиграции в Америку Васи Аксенова, который написал сценарий, картина легла на полку. Очень жаль, она получилась превосходной. И компания, которая там снималась, была замечательной - Коля Караченцов, Ролан Быков , Коля Гринько и прекрасный, обаятельный, общительный и красивый мужчина Миша Боярский. Как только представилась возможность, я пригласила его на главную роль в картину «Сватовство гусара».

Специально для него гениальный композитор Гена Гладков написал музыку. Он тоже считал, что лучше гусара, чем Боярский, в стране нет. А Миша еще долго сопротивлялся. Он уже был звездой! А тут какой-то водевиль. Но когда Гладков сыграл ему романсы, Миша, который знает толк в хорошей музыке, не смог отказать. Снималась картина легко и весело, и ничто не предвещало драмы... На 29-м километре Киевского шоссе Миша попал в страшную аварию. Врачи говорили: «Боярский - смертник, а если и выживет, то останется калекой». Но мы надеялись и молились, и произошло чудо - Миша встал на ноги…

Во время болезни на общих планах его заменял дублер. Миша знал об этом, переживал. Выпуская из больницы, ему категорически запретили садиться в седло из-за проблем с позвоночником. Но в первый съемочный день Миша эффектно выехал к нам на камеру на лошади. Я ахнула, но не сказала «стоп». Каскадеры зажали своими лошадьми Мишину лошадь, чтобы та не взбрыкнула. И так аккуратненько вывезли его на точку. А на крупный план они бережно опустили его с коня, подставили железную раму, за которую он держался, подпрыгивая, словно сидел в седле, и пел…

Что касается Дульсинеи, с ней тоже было непросто. Я очень хотела снимать Наташу Гундареву , но ее кандидатуру долго не утверждали, пришлось за нее серьезно биться. Я победила, но тут начались трудности с самой Наташей. «Дульсинея» встретила меня настороженно. Она привыкла работать с глыбами - Хейфецем, Гончаровым, - а тут какая-то девочка. Фыркала, жаловалась на меня директору киностудии Сизову, но он ответил ей очень жестко: «Успокойтесь и скажите спасибо Дружининой, что вас утвердили. Все были против…» Проблемы мгновенно разрешились. Работала она самоотверженно. Съемки проходили в Азербайджане - часть в Баку, в Старом городе, часть на плато Гобустан - в месте, где идет змеиная охота и находится фабрика по забору змеиного яда. Мы оказались там в самый пик сезона, когда гюрза плодится и идет ее отлов. Местные жители в это время очень осторожны.

По незнанию я обрадовалась, что так легко нам позволили там работать и нет любопытных зрителей! Но мы быстро сообразили, что к чему. Чтобы выйти на нужную точку, проделывали сложный ритуал: сначала в высоких резиновых сапогах шел наш оператор Анатолий Михайлович Мукасей (именно с супругом Дружинина сняла почти все свои фильмы. - Прим. ред.), след в след за ним ступала я в кедах, переворачивая палкой каждый камушек, чтобы разбежались скорпионы. За мной - Наташа Гундарева в тапках. Точнее, в одном тапке, потому что вторая нога была в гипсе, у Гундаревой тогда был перелом стопы. Снималась Наташа босиком - перед командой «Мотор!» снимала лангету и легко передвигалась по выверенному пути. Дульсинею она сыграла гениально. Радовалась совершенно новой для себя героине: «Мне-то все Родину-мать дают играть! Надоело!»

В результате мы стали большими друзьями. В ней было столько жизни и сил! Она о себе говорила: «Я же бульдозер!» Если ей что-то было надо, она добивалась. Таскала домой огромные сумки с продуктами. Дружила со всеми поварихами в столовых, со всеми продавщицами в буфете на «Мосфильме». Они ее обожали и даже в самые голодные времена оставляли ей окорочка и всякие дефицитные продукты… Когда играла в «Гардемаринах» императрицу Елизавету и мы с Толей подвозили ее со съемок домой, Наташа настаивала: «Ну идемте, я вас накормлю!» Очень быстро и вкусно готовила, у нее в руках все плясало. Я скромничала: «Да мы торопимся». А она безапелляционно заявляла: «Ешьте, тощие вы мои! Я вам еще и домой заверну!» Знала - у нас дети.

Она была хлебосольная, приветливая хозяйка. Рукодельница. Могла сидеть на озвучании в темноте и на ощупь спицами вязать сумасшедшие кофты, свитера мужу, платки, фантастические шарфы, перчатки. У нее были руки золотые и золотое сердце. Великолепно рисовала. Наташа ведь когда-то работала в архитектурном бюро… С удовольствием и талантливо перестраивала квартиры и себе, и товарищам. Гундарева знала, что я готовлю «Тайны дворцовых переворотов» и там ее ждет место молодой Елизаветы. Смеялась: «Вот похудею и сыграю Лисочку!» Она действительно похудела, похорошела, помолодела и заливисто хохотала: «Ну как же, как же, мы готовимся! Мы еще и на троне посидим!» И неожиданно заболела…

Для меня потеря друзей, любимых артистов - невосполнимая утрата. Мои артисты - это моя семья… И кстати, я никогда на них не ору через площадку, как многие режиссеры. На площадке очень легко самоутверждаться, место для такой болезни заразительное! Мой режиссерский стул всегда свободен, я - или рядом с камерой, или с артистом. Если нужно, подойду, тихонечко поговорим на своем, на птичьем, понятном только нам языке, иногда и о неприятном… И актеры за это всегда благодарны. Власть режиссера для артиста может быть унизительной. Артистов надо любить, какими бы они ни были, потому что, как сказал Леня Филатов , артисты - сукины дети, но они дети! Многие актеры, можно сказать, выросли у меня на глазах. Я рада, что сейчас Саша Лазарев , которого я когда-то пригласила фактически на один кадр - просто улыбнуться, стал мощным артистом. Мы с ним дружим. Санечка Домогаров - наш дружочек. Я его увидела на дубляже и просто обалдела - красивый, спортивный, жаждущий работать парень без идиотских претензий, адекватный, что сейчас редкость… Миша Мамаев - неукротимый поэт и музыкант… Ну и конечно, мы дружим с семьей Харатьянов.

Первоначально роль Алеши Корсака в фильме «Гардемарины, вперед!» должен был играть Юрий Мороз . Отснялся в эпизоде, но на занятия конным спортом и фехтованием не ходил - он тогда оканчивал режиссерский факультет и, видимо, уже настроился на другую карьеру… Вот его и сменили на Диму Харатьяна . «Посмотри, хороший мальчик», - сказал мне муж, который снимал его в советско-мексиканском фильме «Эсперанса». Утвердили на роль Харатьяна, но, увы, пришлось поменять Софью - Марину Зудину . Она выглядела старше и крупнее Алеши Корсака. Зато Олечка Машная монтировалась с Харатьяном идеально.

Очень надеюсь все-таки снять продолжение «Гардемаринов» с моими любимыми артистами. Оно будет строиться вокруг важного исторического события - завоевания Крыма во времена правления Екатерины Великой. Картина дорогая - костюмная. Но я умею работать экономно. У меня ведь полторы тысячи костюмов осталось от предыдущих исторических проектов! Группа уже была готова, и актеры обрадовались новой встрече со зрителями, но в последний момент мы получили отказ в финансировании. Нет денег. Вот такая у нас у всех ситуация… Но я не опускаю руки. Недавно была в Крыму, и нам пообещали там помощь… Тем временем фанаты «Гардемаринов» написали в Интернете петицию в поддержку проекта. Адреса, конечно, наивные и трогательные до слез, например: «Кремль, Путину»… Но тем, кто любит мое кино, - большое спасибо и поклон. Ведь всю жизнь я снимала фильмы не для критиков и наград, а для зрителей. Так что все в порядке, дорогие друзья. Будем жить долго и счастливо!

Из биографии Светланы Дружининой следует, что сначала она заявила о себе в качестве актрисы. Затем эта удивительная женщина на собственном примере доказала, что талантливый человек талантлив во всем. Светлана Сергеевна начала не сниматься в кино, а создавать его. В качестве режиссера ей также удалось преуспеть. Какова же история звезды?

Светлана Дружинина: биография, семья

Эта талантливая женщина родилась в декабре 1935 года. Москва – город, где прошла вся ее жизнь. Биография Светланы Дружининой свидетельствует о том, что ее родители не имели никакого отношения к миру драматического искусства. Она родилась в семье шофера и воспитательницы детского сада.

Отец Светланы погиб в годы Великой Отечественной, участвуя в битве под Смоленском. Дружинина, к сожалению, совсем не помнит его, так как была ребенком, когда он ушел на фронт. Мать и дочь несколько лет провели в эвакуации, где им приходилось нелегко. По возвращении в столицу они обнаружили, что их квартира отдана другим людям. После долгих мытарств семье из двух человек была выделена квартира в Марьиной Роще.

Детство

Что известно о первых годах жизни Светланы Дружининой? Биография ее свидетельствует о том, что она не была послушной девочкой. Матери некогда было заниматься воспитанием дочери, она вынуждена была заботиться о пропитании. Много времени ребенок проводил на улице. В школе Светлана училась неважно, часто позволяла себе пропускать уроки, не выполнять домашние задания. Однако у нее были любимые предметы: литература, история.

Желание посвятить себя миру кино появилось у Дружининой не сразу. В 11 лет она присоединилась к труппе цирковых артистов, однако вскоре покинула ее. Затем девочка увлеклась балетом, однако ее мечтам о сцене не суждено было осуществиться. Светлана получила серьезную травму, танцевать она больше не могла.

Первые успехи

Из биографии Светланы Дружининой следует, что первые шаги к славе она сделала в качестве телеведущей. Сначала девушка вела вечера в Концертном зале имени П. Чайковского. Все праздничные мероприятия демонстрировались по телевизору. Конечно же, на обладательницу яркой внешности быстро обратили внимание.


Руководство Центрального телевидения предложило Дружининой вести первые выпуски КВН. Какое-то время девушка занималась именно этим в паре с Михаилом Державиным. Затем в ее жизнь прочно вошло кино.

Актерский дебют

Как телеведущая превратилась в актрису? Биография Светланы Дружининой свидетельствует о том, что это произошло по воле режиссера Самсона Самсонова. Мэтр был очарован статной красавицей, которая излучала уверенность в себе. Он убедил Свету сыграть яркую роль в его новой картине.

Картина «За витриной универмага» была представлена на зрительский суд в 1955 году. Светлана воплотила в этом фильме образ продавщицы Сони Божко. В ее героиню влюбляется лейтенант милиции. По иронии судьбы молодой человек заглядывает лавку, где трудится Соня, за подарком для своей возлюбленной.

Сниматься в кино Дружининой понравилось, она поняла, что хочет связать свою судьбу с кинематографом. Светлана поступила во ВГИК на актерский факультет. Девушка окончила курс, который вели Пыжова и Бибиков. Ее однокурсниками были Софико Чиаурели и Леонид Куравлев. ВГИК Светлана окончила в 1960 году.

От безызвестности к славе

Первая же роль Светланы подарила ей узнаваемость. Далее красавица снялась в ленте «Песня табунщика». Затем она получила роль в фильме «Дело было в Пенькове» Станислава Ростоцкого. В этой картине Дружинина блестяще сыграла гордую красавицу Ларису. Ее героиню бросает муж, он влюбляется в другую женщину и стремится быть с ней.


Закрепить успех Светлане помогла комедийная драма «Девчата», в которой она снялась в 1961 году. В этой картине Дружинина сыграла красавицу Анфису, у которой по непонятным причинам не складывается личная жизнь.

Режиссер

Благодаря фильмам «Дело было в Пенькове» и «Девчата» стала звездой Светлана Дружинина. Биография, личная жизнь – поклонники хотели знать все о красавице. Однако самой Светлане достигнутого было мало. Постепенно она начала осознавать, что хочет быть не актрисой, а режиссером. Возможность создавать кино показалась ей гораздо более увлекательной, чем возможность в нем сниматься. Такие мысли и привели Дружинину на режиссерский факультет ВГИКа.


Азы выбранной профессии Светлана постигала под руководством И. В. Таланкина. Дипломной работой начинающего режиссера стала короткометражная лента «Зинка». Режиссерский факультет Дружинина окончила в 1969 году. Вскоре после этого она получила работу на «Мосфильме».

Первые фильмы

Биография режиссера Светланы Дружининой свидетельствует о том, что ее первым серьезным достижением в новом качестве стала лента «Исполнение желаний». Картина рассказывает историю молодого филолога, который трудится в архиве своего учителя. Однажды юноше удается расшифровать пушкинский автограф, не имеющий цены. Успех заставляет исследователя забыть обо всем на свете, в результате чего события выходят из-под контроля. Архив исчезает, и филолог вынужден заниматься его поисками. Если он не найдет пропажу, его репутация будет погублена безвозвратно.

В 1976 году Дружинина представила на суд общественности ленту «Солнце, снова солнце». Мелодрама знакомит зрителей с непростой историей молодого рыбака. Юноша влюблен, готов бороться за свое счастье. Однако обстоятельства складываются против него.

В 1979 году вышла комедийная мелодрама «Сватовство гусара». Сюжет позаимствован из водевиля «Петербургский ростовщик» Николая Некрасова. Лихой гусар намеревается жениться на дочке ростовщика. Он влюблен и хочет воссоединиться со своей избранницей. К несчастью, ее жадный отец не отдает невесту без выкупа. Сообразительный парень решает расплатиться с будущим тестем его собственными деньгами.

В 1980 году свет увидела мелодрама «Дульсинея Тобосская». Фильм рассказывает о событиях, которые происходят после смерти знаменитого Дон-Кихота. В 1982 году вышла комедийная мелодрама «Принцесса цирка».

Лучшие работы

Главным достижением режиссера Светланы Дружининой, биография и личная жизнь которой рассматриваются в статье, считается увлекательная многосерийная картина «Гардемарины, вперед». Она посвящена событиям эпохи дворцовых переворотов. В центре внимания оказываются судьбы трех юных курсантов навигацкой школы, созданной в Москве Петром Первым. Молодые люди становятся невольными участниками опасного заговора.


«Гардемарины, вперед» - мини-сериал, которому во многом обязаны своей известностью Александр Жигунов, Владимир Шевельков, Дмитрий Харатьян, Татьяна Лютаева, Ольга Машная. Одного из главных героев блестяще сыграл Михаил Боярский.

Мини-сериал «Гардемарины, вперед!» заставил замирать у экранов тысячи зрителей. Такая популярность побудила создателей задуматься о продолжении. В 1991 году на суд общественности была представлена картина «Виват, гардемарины!». В 1992 году вышел фильм «Гардемарины 3». Вскоре поклонники смогут вновь вернуться к полюбившейся истории. Четвертая часть должна выйти в 2019 году.

О проекте «Тайны дворцовых переворотов» также нельзя не упомянуть. Дружинина трудится над ним с 1994 года. Сериал обязательно должны посмотреть те, кому интересны реальные исторические события 18-го века. Дворцовые перевороты, заговоры, интриги – все это смогут увидеть зрители. В настоящий момент вышло 8 частей, всего ожидается 12.

Любовь, семья

Что еще можно рассказать о Светлане Дружининой? Биография, личная жизнь, дети – все это интересует поклонников так же сильно, как и творческие достижения героини статьи. Вот уже много лет актриса и режиссер состоит в браке. Своего мужчину она встретила еще в студенческие годы. Светлана тогда училась на режиссерском факультете ВГИКа, а ее будущий муж – на операторском.


Сблизиться с Анатолием Мукасеем Дружининой помог волейбол. Она была капитаном женской сборной, а он – мужской. Конечно же, влюбленную пару прозвали «два капитана». Мукасей и Дружинина не стали долго тянуть со свадьбой.

Отношения этой пары прошли проверку временем. Светлана убеждена в том, что вторую половину ей послал сам Бог. В семье Дружининой и Мукасея нет лидера. Муж и жена предпочитают быть друзьями и партнерами. Быть может, именно поэтому у них не бывает серьезных ссор. Мелкие недоразумения легко разрешаются.

Светлана Дружинина – не единственная знаменитость в этой семье. Анатолий Мукасей известен благодаря своим операторским работам. Муж Дружининой участвовал в создании многих киношедевров. «Дайте жалобную книгу», «Чучело», «Большая перемена», «Берегись автомобиля», «По семейным обстоятельствам», «Нос» - лишь некоторые из них.

Дети

О муже актрисы и режиссера рассказывается выше. Что же известно о детях Светланы Дружининой? Из биографии ее следует, что она произвела на свет двоих сыновей.


Старший сын Светланы Анатолий родился в 1958 году. Свое имя он получил в честь отца. К сожалению, жизнь парня закончилась трагически. В 1978 году Анатолий Мукасей-младший покончил с собой. Известно, что молодой человек страдал наркозависимостью. Жена Анатолия ненадолго пережила своего мужа. Их маленький сын Даниил остался сиротой. Ребенка взяли к себе бабушка и дедушка, забота о нем помогла им пережить горечь утраты. Даниил уже стал взрослым, он занимается компьютерным монтажом.

Младший сын Светланы и Анатолия появился на свет в 1966 году, мальчика назвали Михаилом. Он вырос, пошел по родительским стопам, посвятил себя кинематографу. Михаил – успешный продюсер. В 2012 году сын Дружининой и Мукасея женился на известной спортсменке Екатерине Гамовой. Это его третий брак, от предыдущих у него есть двое детей – дочь Елизавета и сын Михаил.

Это все, что известно о детях Дружининой Светланы Сергеевны, биография которой рассматривается в статье. Можно с уверенностью утверждать, что семья очень важна для актрисы и режиссера.

Мало кто знает, что 82-летняя Светлана Дружинина по первой профессии балерина. Она окончила хореографическое училище при ГАБТе вместе с Марисом Лиепой.

ПО ТЕМЕ

"Это адский труд, за которым стоит и пот, и кровь. Когда вы делаете шене по кругу и вас рука ведет как указатель, лопаются верхние сосуды и по рукам балерин часто плещется кровавый пот. И у меня такое же было. Однажды рука моя врезалась в железное сцепление балетного станка. Я потеряла сознание от боли. До сих пор эта травма дает о себе знать", – рассказала Дружинина.

Однако тот несчастный случай решил ее судьбу. "Из-за этой травмы я получила возможность вести выпускной концерт своего курса. И именно в этот момент режиссеру Самсону Самсонову надо было увидеть меня по прямой трансляции из Зала Чайковского и сказать: "Вот эту девочку приведите завтра. Я буду снимать ее в картине "За витринами универмага". Так решилась моя ситуация с переходом из балета в кинематограф", – цитирует режиссера "Телепрограмма" .

В свои 82 года Дружинина живет полной жизнью. "Про возраст не надо говорить… Не надо думать, надо просто жить дальше", – заявила Светлана. Отметим, что режиссер обладает великолепной для своих лет фигурой. Дружинина раскрыла секрет.

"Просто нужно меньше жрать, больше двигаться, работать, читать, любить жизнь и плавать, плавать и плавать. Плаваю только в море. Без этого я сохну. Раньше плавала чуть ли не до горизонта. Потом мне Толя запретил, сказал: "Я волнуюсь". Поэтому я плаваю долго вдоль берега. Йоги говорят: надо плыть там, где вы видите свою тень на дне. Именно тогда все три энергии соединяются в вас. Это энергия космоса, энергия воды и энергия земли. Я в это свято верю", – заявила Светлана Дружинина.