Цитируя фотографа журнала Life Джона Лонгарда развеивает миф о "ботинке Хрущева" на Генеральной Ассамблеи ООН.

Ботинок Хрущёва — широко распространенная история о том, что 12 октября 1960 года, во время заседания 15-й Генеральной Ассамблеи ООН, Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв стал стучать ботинком по столу. В тот день шло обсуждение «венгерского вопроса», и Хрущёв, вместе с другими членами советской делегации, всячески пытался его сорвать. По свидетельствам современников Хрущёва, Анастаса Микояна и Виктора Суходрева (личного переводчика Хрущёва, присутствовавшего на том совещании), дело происходило следующим образом: у Хрущёва был не ботинок, а открытые туфли (наподобие современных сандалий). Во время выступления докладчика Хрущёв снял туфлю и принялся нарочито долго её рассматривать и трясти, подняв на уровне головы, а также несколько раз слегка стукнул ею по столу, как бы пытаясь выбить камешек, который, якобы, туда закатился. Этими действиями Хрущёв демонстрировал, что доклад ему не интересен. Фотограф журнала Life Джон Лонгард (англ. John Loengard), присутствовавший на том заседании, утверждает, что Хрущёв «точно не стучал по столу туфлей», хотя и «безусловно, собирался это сделать». По его рассказу, Хрущёв снял туфлю, положил её на стол и показал свободной рукой, что собирается стукнуть ей по столу. Все журналисты в зале направили камеры на Хрущёва в ожидании его дальнейших действий, но он лишь надел туфлю на ногу и ушёл. По мнению Лонгарда, если бы Хрущёв действительно стучал туфлей по столу, то никто из фотографов не упустил бы этого события.

Я, со своей стороны, расскажу - как было на самом деле, цитируя интервью моему мужу непосредственного свидетеля этих событий - профессора Дипломатической академии Украины Михаила Белоусова . Он - единственный в Украине дипломат, который своими глазами видел, что в 1960 году Хрущев делал на пятнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, объяснил - почему нет фото этого события и как этот эпизод оброс мифами и легендами:

"— Больше сорока лет прошло после этого действительно резонансного случая. Об этом событии советская пресса тогда почти не писала, и граждане СССР узнали о нем в основном от «вражеских голосов». Только через год на очередном съезде компартии Алексей Аджубей, тогда главный редактор «Известий» и зять Хрущева, с трибуны съезда подал этот эпизод с юмором и хвалебной патетикой — как Никита Сергеевич «показал тем классным дамам». То есть образ дипломатов, работающих в ООН, этих «классных дам», для Аджубея — символ чего-то чопорного, условного, а вот Хрущев, мол, по-простому «им подсказал» и взорвал рутинную обстановку.

Михаил Михайлович, вы как свидетель не могли не обратить внимание, как этот эпизод оброс мифами и легендами.

— Конечно же, больше всего я их читал в американской прессе. Но потом они перекочевали и к нам. Мне ни в коем случае не хотелось бы оправдывать этот акт, но легенды меня смущают.

Многие утверждают, что Хрущев вышел на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, там снял ботинок и начал стучать. В некоторых журналах даже появились фотомонтажи, изображающие его с ботинком в руках на трибуне. Похоже, авторы публикаций не удосужились задуматься вот над чем. Представьте: пожилой человек с огромным животом ныряет под трибуну, расшнуровывает там ботинок, подымается, стучит им по трибуне, потом снова ныряет под трибуну, обувается и зашнуровывает. Он ведь не смог бы идти на свое место с незавязанными шнурками. Почему-то никто не подумал, может ли быть такое?

Вторая легенда о его угрозе — «мы вам покажем кузькину мать». В ООН он «кузькину мать» не вспоминал. Это выражение из его выступления в Сталинградской области.


Третья легенда гласит, что Советский Союз за недипломатичное поведение Хрущева уплатил огромнейший штраф. Но непонятно — кому. Городским властям Нью-Йорка? Но их компетенция не распространяется на территорию штаб-квартиры ООН.Городские правила в ООН не действуют. Организации Объединенных Наций? Однако согласно уставу ее задача — предоставлять помещение подлинным хозяевам этой международной организации и дать возможность государствам-членам обсуждать международные проблемы. И ни Секретариат ООН, ни ее Генеральный секретарь никем не уполномочены составлять правила поведения — как одеваться, как выступать, где курить, где можно, а где нельзя снимать туфли. И поэтому все представители государств, приезжающие в ООН, ведут себя в силу своей воспитанности. Я, например, помню такой неожиданный эпизод. На трибуну вышел негр — в юбке, босой, с бусами и с перьями. Это был один из министров африканского государства Свазиленд. И никто его не штрафовал, никто над ним не иронизировал — мол, как он посмел? Следовательно, даже если случай с Хрущевым был из ряда вон выходящим, все равно не было никаких формальных оснований для того, чтобы наказать штрафом — тем более государство, которое является одним из основателей Организации Объединенных Наций и членом ее Совета Безопасности. И, конечно же, никакого штрафа не было.

Это тем более удивительно, что иногда подобное пишут и у нас, в украинской прессе, в то время когда мы наблюдаем, как в зале заседаний Верховной Рады некоторые депутаты ведут себя, мягко говоря, необычно. Так что все легенды, которые в течение сорока лет время от времени появляются на страницах печати и развлекают читателей, очень далеки от истины.

Туфлей усилить звуки протеста

— Ваши коллеги-дипломаты рассказывали мне, что вы видели это событие с очень близкого расстояния.

— Да, я был тогда в составе делегации Советской Украины. А по английскому алфавиту наша делегация сидела в 3—4 метрах от советской. Поэтому со своего места я видел все это очень отчетливо.

— Это было какое-то особо торжественное заседание?

— Нет. Заседание, на котором это произошло, было рутинным. На него приехала примерно треть представителей. Некоторые делегации состояли только из одного человека, который сидел за табличкой своего государства. На заседании рассматривалась сугубо процедурная проблема — где обсуждать внесенный Советским Союзом проект декларации о немедленной и полной ликвидации колониализма: сразу же на Генеральной Ассамблее, на пленарных заседаниях либо сначала в одном из комитетов? Это более деловой, но менее престижный форум, чтобы затем результаты вынести на Генеральную Ассамблею. А она, как правило, подтверждает резолюцию, принятую в комитете. Но для Советского Союза и его союзников это было делом престижа. Они считали, что это настолько важная проблема, что ее надо сразу обсуждать на самом авторитетном форуме. Пятнадцатая сессия Генассамблеи ООН, по предложению Хрущева, проходила с участием глав государств или правительств. Это был первый подобного рода саммит в истории ООН.Конечно же, для главы правительства или для президента прийти на более авторитетный форум было естественнее, чем появиться на заседании комитета. Из этого, видимо, и исходила советская делегация, требуя, чтобы столь важная, глобальная проблема обсуждалась только на пленарных заседаниях. Естественно, с участием всех высоких представителей. В этом была суть процедуры. И вот когда шла эта дискуссия, где обсуждать — на высоком форуме или на деловом, но более низком, — произошло обычное разделение труда. Представители колониальных держав выступали за комитетский форум, представители Советского Союза, стран социалистического лагеря и прогрессивные, как их тогда называли, африканские и азиатские государства — за форум пленарных заседаний Генеральной Ассамблеи ООН.Но поскольку обсуждение длилось уже несколько недель и, видимо, начало сказываться эмоциональное перевозбуждение, то многие выступления в пользу колониализма или декларации против него встречались аплодисментами части участников Генеральной Ассамблеи. А еще раньше в ООН ввели слуховую демонстрацию того, что не весь зал аплодирует. Ведь что такое аплодисменты? Бывает, они — только спереди и сзади, а воспринимается, что аплодирует весь зал. И для того, чтобы не было такого восприятия, вот что придумали: в то время, когда одни аплодируют — другие стучат кулаками по столу своей делегации. Таким образом присутствующие и радиослушатели слышали, что аплодируют не все, часть протестуют.

Было многократно зафиксировано и на кинопленку, и на фотографиях, как Хрущев, сидя за столом своей делегации вместе с Громыко и другими, энергично стучит кулаками по столу.

— Видимо, жаркой была дискуссия?

— Да. Хрущев своими предложениями о немедленной ликвидации колониализма рассчитывал загнать в угол колониальные державы — члены НАТО.Но вдруг наткнулся на нешуточное сопротивление. Делегаты колониальных стран под разными предлогами говорили о том, что они еще не готовы к независимости. Между прочим, последующее развитие событий подтвердило истинность этих мнений: много бывших колоний, обретя независимость, практически перестали существовать, раздираемые внутренними межплеменными противоречиями.

Особенно запомнилось выступление представителя Филиппин, сенатора Сумулонга, который заявил: если уж говорить о деколонизации, то надо ставить вопрос о том, чтобы деколонизировать страны Центральной и Восточной Европы, а также азиатские страны, которые колонизировала еще царская Россия. Поскольку Сумулонга тут же поддержали американцы и другие страны классического колониализма, это вывело из себя Хрущева. И во время одного из последующих таких выступлений, которые часть зала встретила аплодисментами, он вместо того чтобы стучать кулаками, вдруг снимает свою туфлю и начинает стучать ею. То есть в данном случае туфля была использована для того, чтобы усилить стуки протеста как контраргумент против аплодисментов. Это было скорее случайностью, нежели чем-то запланированным или преднамеренным. Причем были версии, что вначале он так сильно стучал кулаками, что травмировал руку, и только потом достал туфлю. Еще один участник Ассамблеи говорил, что он стучал рукой, на которой у него были часы с браслетом, который расстегнулся и упал, Хрущев наклонился его поднять, увидел туфлю и у него мелькнула мысль, что обувью можно по-настоящему их заглушить.

— Долго он стучал?

— Минуты полторы, не более. Потом поставил туфлю перед собой и просто сидел с довольной улыбкой.

— Это неординарное событие было сфотографировано, заснято кинокамерой?

— Нет. Факт стука никто не зафиксировал.

— Почему?

— Потому что на заседании просто не было журналистов.

— Как такое возможно?

— Это было рутинное заседание, никто и подумать не мог, что на него приедет Хрущев.

— Что было потом?

— Возмущенный председатель, ирландец Боланд, в сердцах так стукнул традиционным деревянным молотком, что головка молотка полетела вверх и чуть не задела большой герб ООН.

— Какие страсти!

— Да, это было беспрецедентно.

— Он подержал туфлю на столе, а потом надел. Я хорошо ее разглядел. Это был мокасин с резинкой, что и позволило ему, человеку с крупным животом, легко его снять и легко надеть.

Да, еще там был такой эпизод. Перед делегацией СССР сидела делегация Испании — колониальной державы. Во всяком случае в прошлом. И ее глава, постоянный представитель, тоже выступил и заявил, что советское предложение безответственное. Потом, когда он сел на место, Хрущев начал возбужденно что-то говорить ему в спину. А один член испанской делегации, более молодой и темпераментный, встал и стал что-то по-испански говорить Хрущеву, размахивая руками. Это было настолько неожиданно, что охрана ООН, которая всегда стоит по сторонам зала, сразу же подошла — на случай, если это перейдет в рукопашную. Но вскоре все успокоились. Потом Аджубей, выступая на съезде партии, сказал, что Никита Сергеевич дипломатично поставил свой ботинок так, чтобы он почти упирался в шею испанского делегата, и это, мол, тоже была демонстрация нашей принципиальной позиции" .


12 октября 1960 г. прошло одно из самых известных в истории ООН заседание Генеральной Ассамблеи. Делегацию Советского Союза возглавлял Никита Сергеевич Хрущев. Делегацией на рассмотрение был внесен проект резолюции о предоставлении независимости колониальным и народам. Хрущев произнес очень эмоциональную речь, как он это часто делал. Он высказывался против колонизаторов и колониализма.

Выступавший после представитель Филиппин сказал, что Советский Союз, как и западные колониальные державы, позволял себе попирать гражданские и политические народов Восточной Европы. Услышав это, Хрущев возмутился и поднял руку, но на него не обратили внимания.

После этого стала популярной о том, что Хрущев, якобы, снял ботинок и стал стучать по столу каблуком, чтобы ему предоставили слово. Однако с тех пор это не раз опровергалось.

По одной из версий, скандальную историю напечатало одно из информационных агентств, чтобы в период холодной войны выставить СССР в неприглядном свете, а потом ее дружно подхватили СМИ.

Версии о произошедшем

Со слов Анастаса Микояна и личного переводчика Хрущева, находившихся рядом с Никитой Сергеевичем, дело было так: он якобы снял не ботинок, а легкий туфель, и стал нарочно его долго рассматривать, тем самым показывая докладчику свое полное безразличие к его выступлению. Потом подняв его на уровне глаз, как будто пытался там что-то увидеть, потряс им, постучал несколько раз, словно пытаясь выбить камешек, который якобы туда попал.

На этом же заседании, обсуждая колониальное рабство, Хрущев буквально кипел от негодования. Его привычка размахивать кулаками выдавала в нем сильное нервное волнение. Докладчик из Филиппин был охарактеризован им как «прихвостень и холуй американского империализма».

Есть версия сына Хрущева, который утверждает, что слетевший с ноги туфель Никиты Сергеевича ему подал охранник. Генсек, взяв его в руку и еще не обув, стал машинально постукивать им по столу. «Фотография с в руке – не что иное, как фотомонтаж» – заявил сын Сергей.

Способен ли был Хрущев на такой поступок?

Так мог ли Хрущев стучать по столу ботинком в знак своего протеста? Однозначно ответить нельзя. Человек эмоциональный, вспыльчивый и, в то же время, довольно простой в общении, вряд ли бы стал задумываться об этикете. В моменты эмоциональных выступлений им полностью овладевала идея справедливости и непоколебимости советского курса. Большинство выступлений Хрущева, особенно в противовес ораторам из-за , были переполнены эмоциями. Искренне веря в светлое будущее советского строя, в жарких баталиях он доказывал правильность курса СССР.

Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в октябре 1964 года без Н.С.Хрущева, постановил освободить его от занимаемой по состоянию здоровья. На деле произошел государственный переворот – на место Хрущева был избран Л.И. Брежнев, начиналась эпоха «застоя».


"Мы вас похороним..."

Правительство Советского Союза предложило включить в повестку дня пятнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи вопрос о принятии государствами - членами Организации Объединенных Наций Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Мы считаем необходимым, чтобы этот вопрос был обсужден на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Исключительная важность международной проблемы освобождения человечества от позорных колониальных порядков, доставшихся в наследие от прошлого, должна быть очевидна для всякого. Десятки народов и стран уже сбросили позорное колониальное иго. Назрело время для полного и окончательного освобождения всех народов из-под колониального гнета. Этот вопрос приобрел теперь особую остроту и срочность.

Об этом говорили в своих выступлениях на настоящей Ассамблее президент Ганы Нкрума, (869-е заседание), премьер-министр Индии Неру (882-е заседание), президент Объединенной Арабской Республики Насер (873-е заседание), президент Республики Индонезии Сукарно (880-е заседание), премьер-министр Кубы Кастро (872-е заседание), глава делегации Саудовской Аравии Шукейри (879-е заседание) и многие другие делегаты.

Генеральная Ассамблея должна со всей ответственностью отдать себе отчет в том, что колониализм, если не принять самых срочных мер, способен причинить еще много страданий и жертв, загубить еще немало миллионов жизней, вызвать вооруженные конфликты и войны, ставя под угрозу мир и безопасность не только в отдельных районах земного шара, но и во всем мире.

На Западе немало говорят о свободе, равенстве, братстве. Говорят об этом и в колониальных державах. Правящие круги этих держав даже пытаются всерьез уверять, что колониальная система является прогрессивной, называют эту рабскую систему «оказанием помощи отсталым народам», «приобщением этих народов к высшей цивилизации». Но что на деле означает эта «высшая цивилизация» для народов, порабощенных колонизаторами, хорошо знают десятки и сотни миллионов людей в Азии, Африке и Латинской Америке.

В результате этой «цивилизации» в ряде колоний, как, например, в Конго, население уменьшилось почти вдвое. Всем известно, как истребили коренное население в Австралии. Г-ну Мензису, который выступал здесь, не следовало бы об этом забывать. То же самое произошло и в Соединенных Штатах Америки, где истребили многих местных жителей - индейцев, а оставшихся загнали в резервации.

Хотя негры Америки в конце концов, после ликвидации рабства, получили свободу, но они и сейчас подвергаются дискриминации, их элементарные права ограничены до предела. Во многих штатах Америки дети негров не могут учиться в школах вместе с белыми. Негров не пускают в гостиницы, где проживают белые, не пускают в театры, рестораны. Вот вам подлинное лицо «цивилизации», которой кичатся империалистические колониальные державы! Вот вам и цивилизация! Ее насаждали силой, вопреки желаниям народов. Колонизаторы посылали войска, пушки, пулеметы, а вслед за войсками шли миссионеры с крестом.

Г-н Макмиллан совсем недавно красноречиво рисовал перед нами картину благодеяний Англии по отношению к колониальным народам. Но вот что сообщает английская печать о действительном положении в колониях. Бурлят Кения, Родезия и другие колонии. В Родезию колонизаторы вынуждены посылать подкрепления. Какие же это подкрепления? Хлеб, медикаменты, врачи, учителя? Нет, это подкрепления в виде войск, пулеметов, снарядов, патронов. Шлите побольше патронов! - требуют колонизаторы-благодетели.

Да, в наше время уже не прикрыть наготу колониального разбоя молитвами. Народы, которым колонизаторы стремятся привить «цивилизацию», знают, что такая «прививка» стоит жизни их братьям. Надо решительно сорвать маску с колонизаторов и обнажить истинное лицо тех, кто принес в порабощенные страны болезни, нищету, голод и смерть. Нельзя позволять колонизаторам и дальше прикрываться лживыми фразами об «оказании помощи» и о «приобщении к цивилизации», о том, что, мол, колониальные народы еще не созрели для самоуправления. Все это бред работорговцев и рабовладельцев. Нет, не цивилизацию они хотят привить, они стремятся по-прежнему пользоваться дешевым трудом колониальных народов и дальше эксплуатировать богатства этих стран, наживаться и жиреть за счет ограбления угнетенных народов. Все народы сами могут управлять своими странами, надо только дать им эту возможность.

Если Организация Объединенных Наций не примет предложений, направленных на ликвидацию колониального режима, то у народов колониальных стран не останется другого выхода, кроме как взяться за оружие. Если им не дают права на независимое существование, на выбор политического и социального строя по своему усмотрению, на устройство своей жизни на своей земле так, как они хотят, то они завоюют это право в борьбе. Я говорил и вновь повторяю: советский народ на стороне тех, кто борется за освобождение от колониального гнета, за свободу и независимость!

Здесь много говорилось о положении в Конго, об обязанности Организации Объединенных Наций помочь конголезскому народу в борьбе за независимость. А что до сих пор получалось на деле? Когда Организация Объединенных Наций вмешалась в дела Конго, Генеральный Секретарь г-н Хаммаршельд все сделал в пользу колонизаторов. Своими действиями он дезорганизовал нормальную деятельность законного правительства, лишил его средств сообщения, связи. Империалисты-колонизаторы отыскали Мобуту снабдили этого и других отщепенцев-изменников конголезского народа деньгами, стали подкупать, армию, чтобы, опираясь на нее, продолжать колониальный грабеж. Но конголезский народ не прекратил борьбу. Опираясь на волю своего рода, на волю законно избранного парламента, правительство Конго, возглавляемое г-ном Лумумбой, делает все, чтобы отстоять независимость и целостность своей страны. Это и есть отражение воли конголезского народа.

Жизнь опровергла ложь бельгийских колонизаторов о том, будто они вернулись в Конго для защиты женщин, детей, стариков. В действительности им никто не угрожал. Колонизаторы вернулись, когда увидели, что новый парламент и новое правительство, созданные в результате провозглашения независимости Конго, хотят сами управлять страной и распоряжаться ее богатствами в интересах народа, хотят иметь не только номинальную, но и реальную независимость.

История дает нам немало поучительных примеров на этот счет. Было такое время и в России, когда затрещало по всем швам крепостное право и крестьяне начали восставать против ненавистного помещичье-крепостнического гнета. Более дальновидные помещики говорили тогда: надо освободить крепостных сверху, иначе они сами добьются свободы, возьмут ее снизу. В какой-то степени это применимо сейчас и к колониальным державам. Если колонизаторы не пойдут навстречу законным требованиям народов колониальных и зависимых стран, то эти народы возьмут свободу силой. Это будет вполне справедливо. Они возьмут то, что принадлежит им по праву.

Те, кто выступает против обсуждения вопроса о ликвидации колониальной системы на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи с участием глав правительств, демонстрируют близорукость своей политики и несостоятельность своих расчетов. Напрасно колонизаторы надеются на то, что им удастся остановить великое движение угнетенных народов за свободу и независимость. Ликвидация прогнившего колониального режима диктуется всем ходом мировой истории. Окончательная гибель этого режима - лишь вопрос времени. Организация Объединенных Наций, если она хочет быть верна своему Уставу, не должна остаться в стороне от решения этого вопроса.

Вот почему советская делегация обращается ко всем государствам с призывом согласовать шаги, направленные к ликвидации колониального режима, с тем чтобы этот закономерный и неотвратимый исторический процесс проходил в условиях сохранения мира и международной безопасности.

Мы обращаемся к представителям стран Африки и Азии, которые недавно обрели свою независимость. Мы хотим, чтобы они прониклись чувством должной ответственности перед нынешним историческим моментом, когда разгорается борьба колониальных народов за свое полное освобождение. Мы обращаемся к представителям стран, которые получили независимость и стали равноправными членами Организации Объединенных Наций.

Сколько веков колонизаторы выжимали пот и кровь, нещадно эксплуатировали ваши народы, давили в ваших странах все живое. Теперь, когда им уже невозможно продолжать у вас политику грабежа, насилия и убийств, они изображают себя вашими благодетелями. Они представляются теперь великодушными христианами и даже сами не прочь осудить угнетение и колониализм. Они говорят, что своим участием в колониальной системе они только создали условия для подготовки ваших стран к независимости и самоуправлению. Но это ложь грабителей, которые знают, что они являются грабителями. Они хотят сейчас сгладить свои злодеяния в памяти тех народов, которых они душили веками. Поэтому они ухаживают за вами, устраивают приемы, говорят приятные речи.

Поймите меня правильно. У нас есть огромный опыт, и мы хорошо знаем хитрости и повадки угнетателей-империалистов, колонизаторов. Все это делается для того, чтобы перетянуть вас на свою сторону, чтобы вы, представители колониальных в недавнем прошлом стран, стали сегодня опорой самих колонизаторов, помогали им бороться за сохранение колониальной системы. А в тех странах, которые добились политической независимости, они стремятся создать такие условия, чтобы колонизаторы, пользуясь экономической отсталостью этих стран, продолжали грабить народы.

Помните, что судьба ваших братьев с африканского континента во многом зависит от вас. Колонизаторы хотят именно вашими руками сделать грязное дело - сорвать принятие Декларации об освобождении всех колониальных народов. Они хотят вашими руками продолжать затягивать веревку на шее колониальных народов, душить эти народы. Вот почему советское правительство призывает вас проявить волю, показать, что вы умеете защищать не только свои интересы, не только интересы ваших народов и ваших государств, но что, получив независимость, вы помните о тех, кто еще страдает от колониального рабства.

Нашим ли странам бояться призрачной силы колонизаторов? Правда на нашей стороне. Перевес сил на нашей стороне. Если вы активно поддержите те страны, которые борются против колониального гнета, нас будет большинство. Надо проявить мужество и волю, надо возвысить свой голос против колонизаторов, как бы они ни маскировались. Совесть каждого, кто сидит в этом зале, находится под контролем народа. Рано или поздно народ потребует отчета и спросит; как голосовал его представитель в Организации Объединенных Наций? Был ли он за немедленную и полную ликвидацию колониального рабства, за свободу для всех народов или он колебался?

Мы призываем объединить усилия в борьбе против колониализма. Пусть раз и навсегда волей народов будет положен конец колониальной системе и все колонии получат независимость, все народы станут свободными! Ликвидация колониализма имела бы величайшее значение для смягчения международной напряженности. Такие вооруженные конфликты и войны послевоенного времени, как войны в Индонезии, Индокитае, Алжире, агрессия против Египта, иностранная интервенция в Ливане и Иордании, заговоры против Сирии и Ирака, возникали именно потому, что колонизаторы-империалисты хотели задушить освободительное движение, помешать национальному развитию стран Азии, Африки, Латинской Америки. А недавняя интервенция против Республики Конго привела к обострению международной обстановки, поставила под угрозу дело мира в Африке, да и не только в Африке. Вот почему мы говорим, что проблема полной ликвидации колониальной системы - это в значительной мере проблема сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Делегация Советского Союза внесла этот вопрос на рассмотрение самого представительного органа Организации Объединенных Наций - пленума Генеральной Ассамблеи. Вполне очевидна необходимость провести его обсуждение именно в этом форуме и на самом высоком уровне с участием глав правительств. Обсуждение проблемы ликвидации колониальной системы непосредственно на пленарных заседаниях с участием глав правительств и министров иностранных дел государств - членов ООН, придаст дискуссии наиболее авторитетный характер, обеспечит самые благоприятные условия для его успешного решения в рамках Организации Объединенных Наций.

Самые известные в народе мифы о Хрущеве – это истории о том, как генсек обещал Западу Кузькину мать показать и стучал ботинком по трибуне на заседании Генассамблеи ООН. Однако в этих историях больше вымысла, чем реальных фактов. 12 октября 1960 г. действительно состоялось самое бурное и нашумевшее заседание Генеральной Ассамблеи ООН. И выступление Хрущева было самым эмоциональным, но на самом деле все происходило не совсем так, как потом писали в газетах.
Обещание показать Кузькину мать и эпизод с ботинком имели место в реальности, но это были две разные истории. В 1959 г. в Сокольниках проходила Американская национальная выставка. На ее открытие приехал вице-президент США Ричард Никсон, чтобы продемонстрировать достижения капиталистического хозяйства. Наглядным примером служил макет типового коттеджа, в котором отсутствовала одна из стен, и зрители могли увидеть детали быта среднестатистического гражданина США – холодильник, телевизор, стиральную машину и другую бытовую технику и мебель. Хрущев заявил, что СССР вскоре догонит и перегонит США по уровню жизни и вообще «покажет всем Кузькину мать». Переводчик замешкался с интерпретацией «непереводимой игры слов» и в результате выбрал вариант дословного перевода. «Kuzma"s mother» поставила американцев в тупик.
Во второй раз Хрущев произнес свою коронную фразу во время визита в США в том же 1959-м г. Личный переводчик генсека Виктор Суходрев так описывал этот случай: «Мы ехали по Лос-Анджелесу, Никита Сергеевич долго смотрел на окружающую сытую жизнь, а потом вдруг снова вспомнил про Кузьму с матерью. Вновь возникла заминка с переводом, но тут на помощь пришел сам Хрущев: "Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела!"».
А в следующем году состоялась та самая 15-я Ассамблея ООН. В 1960 г. 17 африканских стран получили независимость от своих метрополий, и тема колоний активно обсуждалась на заседании. Хрущев выступил по этому поводу с эмоциональной речью, в которой клеймил колонизаторов. А после генсека на трибуну вышел представитель Филиппин и заявил о том, что следует говорить не только о тех странах, которые остаются под гнетом западных колониальных держав, но и о странах Восточной Европы, «проглоченных Советским Союзом».
В ответ на эту реплику Хрущев взорвался. Он поднял руку, требуя предоставить ему слово, но этот жест то ли не заметили, то ли проигнорировали. И вот тут-то и произошел знаменитый казус. Чтобы обратить на себя внимание, он стучал по столу кулаком, но так и не добившись реакции, стал размахивать ботинком. О том, каким образом под рукой у генсека оказался его ботинок, позже рассказала одна из женщин, обслуживающих в тот день зал заседаний: «Когда Хрущеву до своего места оставалось сделать буквально шаг, кто-то из корреспондентов случайно наступил ему на пятку, башмак слетел. Я быстро подобрала башмак, завернула в салфетку и, когда Хрущев через мгновение сел на свое место, незаметно подала ему сверток под стол. Между сиденьем и столом совсем небольшое пространство. И наклониться к полу, чтобы надеть или снять обувь, плотный Хрущев не мог, мешал живот. Так он и сидел до поры до времени, вертя под столом свой башмак. Ну а когда его возмутило выступление другого делегата, он в запальчивости стал колотить по столу предметом, который случайно оказался у него в руках. Если бы он тогда держал зонтик или трость, то принялся бы стучать зонтиком или тростью».
Как все было на самом деле… Когда Хрущев поднялся на трибуну, никакого ботинка в руках у него уже не было. Он размахивал кулаком, но по трибуне ничем не стучал. Появившийся позже башмак у него в руке на фото в некоторых газетах – не более чем фотомонтаж. Есть только одна фотография, на которой генсек сидит на своем месте, а ботинок лежит перед ним на пюпитре. Филиппинцу Хрущев предложил «взять заступ и поглубже похоронить империализм», а в газетах потом написали: «Разъяренный Хрущев молотит ботинком по трибуне Генеральной Ассамблеи ООН и в исступлении кричит: "Мы вас похороним!"». Так и родился миф.
… и как это представили в СМИ.

Никита Хрущев в народной памяти остался самым комичным политиком в СССР . Генеральный секретарь не раз попадал в курьезные ситуации благодаря своим неординарным высказываниям.

В последние годы нахождения у власти Никита Сергеевич и вовсе стал карикатурным персонажем . Художники не раз подшучивали над главой Союза из-за его излишней полноты и манеры натягивать штаны по грудь.

Фразы: «Мы вас закопаем », «Американская свинья и советская… могут вместе сосуществовать », и легендарная «Мы вам покажем кузькину мать » легли в основу лучших политических анекдотов.

Однако самым известным казусом с участием Хрущева стало его выступление на заседании 15-й Ассамблеи ООН . Угрозы в сторону Запада и стук по трибуне ботинком запомнились не одному поколению американских политиков.

То самое выступление генеска было и вправду чрезвычайно эмоциональным, но на самом деле всё происходило совершенно не так, как рассказывали западные СМИ.

Американские пропагандисты знали свое дело не хуже советских. Они умело совместили два самых одиозных поступка советского лидера, к тому же приврав, чтобы новость выглядела как можно ярче. На том заседании Хрущев никому не обещал показывать «кузькину мать» и не размахивал ботинком.

Американцы услышали о «кузькиной матери» в 1959 году во время визита вице-президента США Ричарда Никсона в СССР. Тогда американцы продемонстрировали достижения капитализма на примере дома, в котором жили их сограждане среднего достатка.

Никита Сергеевич, увидев в макете дома солидную мебель, стиральную машину, холодильник и телевизор заявил, что в ближайшее время советские люди станут жить лучше капиталистов и вообще «покажут всем кузькину мать ». Американцев привела в замешательство эта фраза.

Второй раз Хрущев использовал эту фразу в том же году в Лос-Анджелесе, наблюдая за сытой и размеренной жизнью жителей солнечной Калифорнии. Когда переводчики не смогли перевести эту игру слов, генсек объяснил, что покажет американцам что-то доселе невиданное.

Тот самый эпизод с ботинком произошел в 1960 году на 15-й Ассамблее ООН, посвященной тому, что 17 африканских стран получили независимость от своих метрополий. Хрущев выступил с грозной речью, в которой проклинал колониализм.

После него на трибуну вышел представитель Филиппин, заявив, что СССР ничем не лучше, поскольку «поглотил восточноевропейские народы и удерживает их в неволе ».

Эти слова взбесили Хрущева, он стал стучать кулаком по столу, требуя дать ему слова. Когда его проигнорировали, генсек взял башмак, лежащий перед ним, и стал им размахивать.

Тот самый башмак оказался на столе из-за того, что кто-то из журналистов наступил Никите Сергеевичу на пятку, когда он походил к своему месту после выступления с речью. Он так и сидел в одном башмаке, пока охрана не поставила второй ему на стол. Из-за своей полноты Хрущев не смог нагнуться, чтобы натянуть его на ногу. В момент приступа ярости обувь оказалась у него под рукой.

Когда глава СССР поднялся на трибуну, башмак уже был у него на ноге. Он снова разразился грозной тирадой, крича филиппинцу: «Возьмите заступ и поглубже похороните империализм ». Фото с ботинком в руке не что иное как банальный фотомонтаж .

На следующий день американские СМИ поместили фото Хрущева на первые страницы газет и журналов, перекрутив его слова и написав следующее: «Мы вам покажем кузькину мать! Мы вас похороним! »