Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов МОУ СОШ пгт. Новокручининский Юнжакова Татьяна Геннадьевана Люби и знай природу!

«Долина, немножко тихой воды и луч заката - самые простые вещи, самые обыкновенные, самые дорогие.» Д. Рёскин

ОХРАНА ПРИРОДЫ НАША ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ. Человек не может жить без воздуха и воды, а ведь воздух и вода - часть природы? Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды. Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в 11 веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал « преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы». Этим же указом Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»

с По сводкам МЧС На территории Российской Федерации в 2011 году произошло 168205 пожаров, прямой ущерб от которых составил 16,882 млрд. рублей. На пожарах погибло 11962 человека (задумайтесь над этим, это не просто цифры) , 12425 получили травмы. На ликвидацию загораний пожарные подразделения выезжали 43613 тыс. раз. Сумма суточных площадей лесных пожаров за период с 1 апреля по 5 июля 2012 года, в 2,26 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Соответственно, в первом приближении можно считать, что площадь, пройденная лесными пожарами с начала пожароопасного периода 2012 года по настоящее время, примерно в два с половиной раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – человек.

Самые типичные случаи возникновения лесного пожара: брошена горящая спичка, окурок; механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности, курил рядом с заправляемой машиной и т.д.; люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках; люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса; осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза; хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ. охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся; т акое явление природы, как молния; с амовозгорание сухой растительности и торфа. Пожары не только угрожают сельским населенным пунктам, но и создают опасное задымление городов. Дым от лесных пожаров представляет особую опасность как для, так и для животных. Существенное превышение в воздухе предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, приводит к массовой гибели животных и птиц. Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.

Знайте юные друзья! Что играть с огнём нельзя. Он опасен и сердит. Никого не пощадит"! Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес пошел, Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.”

Правила эти твёрдо ты зна й и некогда так не поступай!

ОБРАЩЕНИЕ ПРИРОДЫ Человек, я жива еще, я дышу. Человек, не говори мне: «Я спешу!». Человек! Послушай меня! Человек, отличи ночь от дня. Не гони меня, человек, прочь, Человек, ты мне можешь помочь. Я тебя еще могу простить... Человек, а ты сможешь любить?! Полюби, человек, мир! Мне не надо в атмосфере дыр. Человек, погляди вокруг! Это – слышишь? – воды звук... Не трави, человек, рек! Не умри от жажды, человек... Не руби, человек, лесов И не куй мне, человек, оков. Человек, перестань убивать, Перестань меня, человек, пытать!

Как прекрасен этот мир посмотри!

Северная таёжная река

Брусника и боровик

Багульник – живой символ Забайкалья

Благородный олень

Сова с с овятами в гнезде

Природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!


Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека. Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.








К.Паустовский И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы. И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы.






















Поэты о природе Чтоб могли леса цвести И сады, и реки, Все живое береги Ты на этом свете. Ты природу полюби, Каждую травинку, С птицами давай дружи, Береги былинку. Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке, Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай. Школьник, помни ты всегда – Их не так уж много. Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому Можем только мы. Чтоб могли леса цвести И сады, и реки, Все живое береги Ты на этом свете. Ты природу полюби, Каждую травинку, С птицами давай дружи, Береги былинку. Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке, Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай. Школьник, помни ты всегда – Их не так уж много. Все живое на Земле хочет жить, и помочь этому Можем только мы.














Когда на сердце Неспокойно станет, Когда не в силах Совладать с собою, Побудь в лесу, на Солнечной поляне, И все печали снимет как рукой Когда на сердце Неспокойно станет, Когда не в силах Совладать с собою, Побудь в лесу, на Солнечной поляне, И все печали снимет как рукой






«Я сорвал цветок- и он увял. Я поймал мотылька- и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.» «Я сорвал цветок- и он увял. Я поймал мотылька- и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.»


  • Задание: написать сочинение
  • в публицистическом стиле
  • Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка и литературы
  • МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы
  • Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки, бесстрашно прыгающие с ветки на ветку.
  • Прочитайте, определите
  • тему и идею текста
  • Найдите в тексте предложение с причастным оборотом. Объясните знаки препинания.
  • Земля! Наша планета уникальная и неповторимая, другой такой нет. Когда Ю. Гагарин увидел нашу Землю из космоса, он воскликнул: «Красота-то какая!», а после говорил: «Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков». Земля – наш дом, дом всего человечества.
  • «Охранять природу – значит охранять Родину» (М. Пришвин)
  • «Обширна и многообразна родившая нас страна» (И. Соколов-Микитов)
  • «Счастье – это быть с природой…»
  • (Л. Н. Толстой)
  • Оглянись, человек! Земля в беде!
  • В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля. Но беды природы – это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.
  • Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими. Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.
  • Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд.
  • (По Н.Реймерсу)
  • В каком стиле написан данный текст?
  • - В чём заключается тревога учёного?
  • - К кому обращается учёный?
  • - Кто, на его взгляд, может помочь беде?
  • - А теперь подумаем над тем, к кому вы сможете адресовать свои суждения?
  • Товарищам, одноклассникам.
  • - Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь её?
  • Друзья! Дорогие одноклассники!
  • - С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу? Сформулируйте вопрос.
  • Любишь ли ты природу?
  • Знаешь ли ты, как чудесна, как прекрасна природа родного края, природа земли?
  • Приходилось ли тебе задумываться над тем,
  • как прекрасна земля и её природа?
  • Схема сочинения-рассуждения
  • 1.Вступление.
  • 2.Тезис (основная мысль).
  • 3.Аргументы (доказательства):
  • а)………;
  • б)………;
  • в)……… .
  • 4.Вывод.
  • 1.Тезис,отвечающий первой части темы. (Люби природу)
  • 2. Аргументы, взятые из жизни класса, школы.
  • 3.Тезис, отвечающий второй части темы. (Охраняй природу)
  • 4. Аргументы, ориентированные на деятельность сверстников.
  • 5. Выводы.
  • Структура сочинения-рассуждения публицистического характера.
  • Не есть ли красота отражение человеком природы, подобно познанию? И я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад Вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утрами и звёздными ночами, студёным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, - представил, что наша земля непоправимо осиротела. Что ж, вообразите: на ней нет больше человека - глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.
  • В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем и вмиг утратилась, исчезла бы её красота. Ибо нет человека - красота не может отразиться в нём. Для кого она? Для чего она?
  • …Красота связана с жизнью, жизнь – с любовью, любовь – с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком красота в природе.
  • Ю.В.Бондарев

Разделы: Биология , Русский язык , Экология

Цели урока:

  • углубить знания учащихся о значении природы для человека;
  • определить воздействие человека на окружающую среду;
  • пробудить желание любить и охранять природу;
  • привитие навыков по записи и анализу необходимых данных.

Оборудование:

  • фотография Земли из космоса,
  • плакаты,
  • пейзажи природы,
  • опорные таблицы,
  • картины животных и растений Красной Книги РСФСР,
  • Красная Книга РСФСР.

I. Сообщение целей и задач урока. Запись темы.

Учитель русского языка. Ребята! Сегодня на интегрированном уроке русского языка и экологии, целью которого является подготовка к домашнему сочинению на тему “Люби и охраняй природу”, мы соберем материал к сочинению, т.е. углубим наши знания о природе, ее значении для человека, отрицательном воздействии человека на природу, а также о необходимости охранять природу.

Итак, запишите число, тему урока.

II. Учитель биологии. Земля! Третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Уникальна и неповторима в своем роде. Другой такой нет. Когда Юрий Гагарин увидел Землю из Космоса, он воскликнул: “Красота-то какая!”, а после говорил: “Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал как магнит. Могучие реки, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – все в нежной кисее облаков” (звучит песня “Трава у дома”, Земляне).

Это наша Земля, наш дом, дом всего человечества. Она нас кормит, поит. Она источник силы и вдохновения.

Учитель русского языка. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минуту войдем в лес или выйдем в поле…

Учащиеся читают стихи русских поэтов о природе.

Учитель русского языка:

Три клада у Природы есть: вода,
земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
целы они – все возродится снова.

(С. Викулов)

III. Учитель биологии. Сергей Викулов пишет что вода, земля и воздух – три основы природы. И действительно, если к ним добавить еще растения и животных – это и будет земной клад. Огромно их значение:

Вода (гидросфера) – спутник человечества от рождения и до смерти: это минерал, который входит в состав всего живого.

Атмосфера (воздух) – обеспечивает нас кислородом, защищает от вредных космических излучений, регулирует температурный режим планеты.

Литосфера – твердая оболочка дает полезные ископаемые. Верхний слой почва – необходима для роста растений.

Растения – уникальные организмы, способные улавливать энергию Солнца (фотосинтез) – органические вещества и пополнять запасы кислорода. Растения выделяют фитопциды – убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и газов, влияют на климат. Поглощают шумы, аромат и яркие краски цветов снижают нервное напряжение, усталость.

От животных – продукты питания, сырье для промышленности, лекарства.

Человек – сам часть природы. Он оказывает на окружающую среду воздействие положительное и отрицательное.

IV. Выступления учащихся с сообщениями о парниковом эффекте, озоновых дырах, кислотных дождях, массовом сведении лесов <Приложение 1> .

Учитель биологии. Прослушали сообщения. На столах схемы опорных конспектов <Приложение 2> . Вот так кратко можно записать основное. Такая запись напомнит вам об услышанном.

V. Учитель русского языка. Ребята, вы привели массу примеров, которые доказывают отрицательное воздействие на природу. Послушайте стихотворение Р. Рождественского и ответьте на вопрос:

Почему человек придет просить прощения у природы?

Кромсая лед, меняем рек теченье.
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода.
У самого мельчайшего малька.
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого … пока.
Аэродромы, пирсы и перроны.
Леса без птиц и земли без воды.
Все меньше окружающей природы.
Все больше окружающей среды.

(Р. Рождественский)

Учитель биологии. Какие формы охраны природы вы знаете? Что такое заповедник, заказник, национальный парк? А теперь прочтите определения, сделайте записи в тетрадях. Чем они отличаются друг от друга? Что такое Красная Книга? Назовите растения и животные, занесенные в Красную Книгу? Как мы должны вести себя в лесу – как гости или как хозяева? Почему? Почему нельзя брат в руки птенцов, зверей? Почему нужно соблюдать чистоту и тишину? Почему нельзя обламывать ветви, снимать кору с деревьев? А чем еще мы можем помочь природе?

VI. Учитель русского языка. Подготовка к домашнему сочинению.

  1. Повторение особенностей публицистического стиля.
  2. Составление плана сочинения.

Пример: План.

  1. Красота природы и ее значение в жизни человека.
  2. Отрицательное воздействие человека на природу.
  3. Норма жизни каждого человека – бережное отношение к природе.

Цитатный вариант плана:

  1. “Вижу: чудное раздолье”.
  2. “Все меньше окружающей природы”.
  3. “Берегите Землю! Берегите!...”.

3. Анализ эпиграфов.

Охранять природу – значит охранять Родину.

М. Пришвин

Думы о зелени – думы о будущем.

Л. Леонов

Чернобыль – последнее предупреждение человечеству.

Учитель русского языка. Почитайте высказывания известных людей о природе и ее охране. Как вы понимаете эти слова? Запишите понравившиеся вам высказывания в качестве эпиграфа для своего сочинения.

4. Лексическая работа.

VII. Рефлексия.

  1. Смогу самостоятельно написать сочинение.
  2. Смогу самостоятельно написать сочинение и помочь товарищу.
  3. Не совсем осмыслил план сочинения, нужна помощь учителя.
  4. Задание выполню, если дополнительно поработаю над лексикой сочинения.

VIII. Домашнее задание: написание сочинения.

Слайд 2

Цель урока: подготовка к сочинению на публицистическую тему. Что такое публицистическая тема? Что такое публицистический стиль речи? Каково его назначение? Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?

Слайд 3

Языковые средства публицистического стиля.

Слайд 4

Прочитайте текст и проанализируйте его. Оглянись, человек! Земля в беде! Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля. Но беды природы – это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы. Учёные с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос – «жилище», логос – «наука, знание»). Экология – наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете. Учёные предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремлённый труд. (По Н.Реймерсу)

Слайд 5

В чём заключается тревога учёного? Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна? Каковы языковые средства выражения актуальной мысли? Отчего происходит беда? К кому обращается учёный? Кто, на его взгляд, может помочь беде?

Слайд 6

А теперь подумаем над тем, к кому вы сможете адресовать свои суждения? Товарищам, одноклассникам. Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь её? Друзья! Дорогие одноклассники!

Слайд 7

С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу? Сформулируйте вопрос. Любишь ли ты природу? Знаешь ли ты, как чудесна, как прекрасна природа родного края, природа земли? Приходилось ли тебе задумываться над тем, как прекрасна земля и её природа? Как вы относитесь к природе? Вспомните слова писателей и поэтов о любви к природе.

Слайд 8

Слайд 9

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. А.С.Пушкин

Слайд 10

Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит… Н.А.Некрасов

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Мороз и солнце! день чудесный… А.С.Пушкин

Слайд 14

Слайд 15

Чем дорога природа человеку? Люби поля, ведь… (урожай).

Слайд 16

Люби леса, ведь… (воздух).

Слайд 17

Люби луга, ведь… (травы).

Слайд 18

Люби реки и озёра, ведь… (вода и богатства).

Слайд 19

Слайд 20

Люби сады, взращённые руками людей, ведь это тоже часть природы.

Слайд 21

Какие предложения по цели высказывания вы использовали? Как употребить восклицательные предложения, чтобы выразить своё отношение к природе? Прекрасны цветы земли неповто-римы их краски, совершенны их формы! Ландыш, колокольчик, фиалка – сколько в них чудесного аромата и удивительной красоты!

Слайд 22

Богат животный мир нашей планеты! И каждый её представитель занимает своё место в фауне. Разве можно представить среднюю полосу России без лисы и волка, воробья и вороны, белки и кролика? Идёшь по парку и видишь, как с ветки на ветку перебегает белка. Этот чудесный зверёк с пушистым хвостом доверчив. Он охотно возьмёт у тебя из рук орешки, но ты не обижай его.

Слайд 23

Переход ко второй части работы, формулирование тезиса. Сохрани для себя и будущих лю-дей планеты её очарование и бо-гатство. А для этого береги и охраняй природу от браконьеров, от любителей лёгкой наживы, от легкомысленного истребления, от жадных потребителей, от бездум-ного хозяйствования.

Слайд 24

Охраняй природу… Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? 1.С каким призывом вы обратитесь к своим ровесникам? 2.Какой конкретный материал из близкой вам школьной жизни найдёт отражение в заметке? 3.С каким предложением вы выступите? 4.Как назовёте свою работу?

Слайд 25

Стань другом и защитником природы. Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить. Помни: невежество в отношении к природе ненормально. ВЫВОДЫ ПО УРОКУ.

Слайд 26

Структура сочинения-рассуждения публицистического характера. 1.Тезис,отвечающий первой части темы. (Люби природу) 2.Аргументы. 3.Тезис,отвечающий второй части темы. (Охраняй природу) 4.Аргументы. 5.Тезис, отвечающий условию рассказать об отношении к природе на материале жизни класса, школы. 6.Аргументы. 7.Выводы.

Слайд 27

1.Тезис,отвечающий первой части темы. (Люби природу) 2.Аргументы, взятые из жизни класса, школы. 3.Тезис, отвечающий второй части темы. (Охраняй природу) 4.Аргументы, ориентированные на деятельность сверстников. 5.Выводы.

Посмотреть все слайды