Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Яковлева Арина Родионовна родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Лампово Петербургской губернии. Её родители были крепостными и имели ещё шестерых детей. Настоящее её имя было Ирина, но в семье её привыкли называть Арина. Фамилию она получила от отца Яковлева, позднее она стала по мужу Матвеева. Пушкин никогда не называл её по имени, ему было ближе "няня".Из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..."

В 1759 году Лампово и прилегающие к нему деревни купил А.П. Ганнибал, прадед Пушкина. В 1792 году бабушка Пушкина Мария Алексеевна взяла, в качестве няни, Арину Родионовну для племянника Алексея. За хорошую службу в 1795 году Мария Алексеевна дарит няне дом в деревне. А в декабре 1797 года в семье Ганнибалов рождается девочка, которую называют Ольгой (старшая сестра поэта). И Арину Родионовну берут в семью Пушкиных уже в качестве кормилицы.
Вскоре после этого отец Пушкина - Сергей Львович переезджает в Москву. Арину, как кормилицу и няню, взяли с собой.
26 мая 1799 года в семье появляется мальчик, которого называют Александр. Мария Алексеевна также решает перебраться в Москву. Она продаёт своё имение, но дом Арины при этом не был продан, а остался для неё и её детей.
Сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева утверждала, что Арине и её мужу вместе с четырьмя детьми Мария Ганнибал хотела подарить вольную, но та от неё отказалась. Всю жизнь Арина считала себя "верной рабой", как назвал её в "Дубровском" сам Пушкин. Всю свою жизнь она была крепостной: сначала Апраксина, затем Ганнибала, потом, Пушкиных. При этом Арина была на особом положении, ей доверяли, по определению В.В. Набокова, она была "домоправительницей".
Кроме Ольги Арина Родионовна бала няней Александра и Льва, но кормилицей была только Ольги. Четверо детей Арины Родионовны оставались жить в селе её мужа - Кобрине, а она сама жила сначала в Москве, а потом в Захарово. Спустя несколько лет она перебралась в село Михайловское.
В богатые семьи для господских детей брали не только кормилиц и нянь. Для мальчиков ещё полагался "дядька". У Пушкина, например, таким "дядькой" был Никита Козлов, который был рядом с поэтом вплоть до его смерти. Но, тем не менее, няня была Пушкину ближе. Вот что, по этому поводу, писал Вересаев:"Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.
В 1824-26 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным жила в Михайловском. Это было время, когда молодой Александр жадно впитывал в себя нянины сказки, песни, народные былины. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Интересно, что сам Пушкин говорил, что Арина Родионовна послужила прообразом няни Татьяны в "Евгении Онегине", а также няни Дубровского. Считается, что Арина была основой образа мамки Ксении в "Борисе Годунове".

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Пушкин А.С. 1825.

В последний раз Пушкин видел Арину Родионовну в Михайловском 14 сентября 1827 года. Няня умерла, когда ей было семьдесят лет от роду, 29 июля 1828 года в Петербурге. Долгое время ничего не было известно ни о дне, ни о месте захоронения няни. На её похоронах не присутствовали ни Александр, ни Ольга. Её похоронил муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. И она скоро затерялась. Ещё в 1830 г. могилу няни Пушкина пытались разыскать, но не нашли. Считали, что она похоронена в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта; были такие, кто был уверен, что Арина Родионовна похоронена на ее родине в Суйде; а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью "Няня Пушкина". Только в 1940 году в архивах нашли, что отпевали няню во Владимирской церкви. Там нашли запись от 31 июля 1828 года "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. При входе на него и сегодня можно встретить памятную табличку. Она была установлена в 1977 году:"На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина 1758-1828
"Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя"

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.




Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне".

Цели урока:

Познакомить учащихся с биографией великого русского поэта А.С. Пушкина;

Познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта;

Познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта;

Развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

Ход урока

I . Организационный момент:

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Добрый, добрый день! Я рада приветствовать всех на нашем уроке. Надеюсь, что вы с нетерпением ждали урока литературы, на котором мы учимся думать, рассуждать, говорить!

И, как всегда, желаю всем удачи! Итак, мы начинаем работу.

II . Работа по теме урока

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а произведения не могут оставить никого равнодушным.

6 июня 1799 года у отставного майора Сергея Львовича и его жены Надежды Осиповны родился мальчик – будущий великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Надежда Осиповна принялась было за его воспитание, но мальчик убегал от вспыльчивой и раздражительной матери к бабушке Марии Алексеевне. Там он залезал в её рабочую корзину и любопытством следил за движением её рук, когда бабушка что-то вязала. Эта корзина была настоящей крепостью, в которой Александр чувствовал себя под надёжной защитой. Надежда Осиповна махнул на него рукой и сдала на попечение бабушки и крепостной няньки Арины Родионовны.

Эти две добрые и умные женщины были первыми воспитательницами Пушкина. От них он научился говорить по –русски, от них он впервые узнал нежность и ласку. Они пробудили в нем любовь к народным песням и сказкам. Одну из них, «Сказку о царе Салтане..», рассказанную няней, он запишет стихами в 1831 году, став к этому времени уже известным поэтом. Всего А. С. Пушкин сочинит пять сказок. В каждой из них, так же как в народных, добро побеждает зло: зависть и жадность наказываются, предателей ждет расплата.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отдают его учиться Царскосельский лицей.

Поступление в Лицей было важным событием в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей, вместе с ними пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь он узнал о бородинской битве, о пожаре в Москве, о победе русских в этой войне.

Темой Отечественной войны подсказано и его первое литературное выступление – прочитанное им в начале 1815 года на экзамене стихотворение «Воспоминание о Царском селе».

Окончен Лицей. Светлым июньским дне 1817 года юный поэт приезжает в Петербург. Он часто бывает в театрах, любит балы влюбляется в светских дам, посвящает им стихи. Но мало кто даже из друзей знает, как самозабвенно Пушкин работает. Из-под его пера выходит поэма « Руслан и Людмила». Он прочитал её вслух Жуковскому, прославленному поэтому того времени. Жуковский слушал очень внимательно, не сводя с юного поэта добрых глаз. А потом взял свой портрет и написал на нем: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил он свою поэму «Руслан и Людмила». Это было 26 марта 1820 года.

Восхищенный Жуковский пишет: « Чудесный талант! Какие стихи!»

Вскоре Пушкин становится одним из лучших русских поэтов того времени. Он повсюду читает свои пламенные стихи.

Слух о «вольных стихах» и эпиграммах Пушкина, которые получали всё большее и распространение и «везде ходили по рукам» , дошел до властей. Ознакомившись со стихами Пушкина и придя в ярость, царь сперва хотел было сослать его в Сибирь или заключить в одну из самых страшных тюрем - Соловецкий монастырь. Только благодаря заступничеству влиятельных друзей удалось заменить эту кару более мягкой- ссылкой на юг, Екатеринослав, затем в Кишинев, а через три года в Одессу.

В 1824 года Пушкина с берегов Черного моря, из Одессы, отправляют в новую ссылку, в псковское имение отца - село Михайловское.

Подневольная жизнь в Михайловском в течение двух лет (1824-1826) очень тяготила поэта, который справедливо называл ее «заточением». Но зато именно в эти годы ему удалось, как никогда ранее, соприкоснуться с народом, с крестьянством. Во время ссылки при поэте находилась его няня Арина Родионовна, которую и в письмах, и в стихах этой поры он называет своей единственной подругою, сказками и песнями которой он снова, как в далекие детские годы, жадно заслушивается.

Осенью 1826 года Пушкин возвратился из Михайловского в Москву. Царь решил приблизить Пушкина к себе. Беседа с царем с глазу на глаз продолжалась около двух часов. В ответ на вопрос царя, где бы он был 14 декабря 1825 года, если бы находился в Петербурге, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади – в рядах восставших.

Тем не менее Николай I объявил, что возвращает его из ссылки и что впредь сам будет его цензором.

В это время А. С. Пушкин находится в полном расцвете творческих сил. Вскоре вокруг поэта завязалась интрига, орудием которой был выбран француз Дантес. Заступаясь за честь жены, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Выстрелом в живот Пушкин был смертельно ранен, и после двух суток нестерпимых мучений 10 февраля 1837 года он скончался.

Трагическая гибель поэта потрясла широкие общественные слои. Казалось, весь Петербург вышел на улицы. Однако тело Пушкино ночью было тайком вывезено из города. Поэт был похоронен близ родового имения Михайловское под Псковом – в святых Горах.

Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта. О ком же?

Скажите, кто был источником вдохновения для Пушкина? (это его няня - Арина Родионовна)

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда.

Пушкин очень любил свою няню, Арину Родионовну. С ней были связаны у него самые тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское.
В долгие зимние вечера Арина Родионовна рассказывала Александру Сергеевичу сказки, пела песни.
"Слушаю сказки моей няни; она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно..." – писал Пушкин брату из Михайловского.
Пушкин перенёс в свои произведения многие образы из няниных сказок. Он всегда с большой теплотой вспоминал Арину Родионовну, посвящал ей стихи.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда

Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких: “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

“ Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей, няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет

стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке.

III . Анализ стихотворения.

(Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником)

Понравилось ли вам стихотворение?

Какую картину вы себе представили?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение ?

-Постановка учебной задачи.

-Кому посвящено стихотворение?

Каким чувством оно пронизано?

В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Как называет поэт няню?

-– Почему он называет ее « подруга дней моих суровых» ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–Какие слова вам непонятны?

Словарная работа

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.

Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.

Вороты – устар. ворота.

Всечасно – постоянно.

–Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.

Дряхлая:

– старая, дырявая (одежда);

–старая, ветхая, покосившаяся (изба);

– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).

-Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы встречались с этим словом?

Голубка :

– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);

– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);

голубь – символ мира , чистоты, добра, благой вести (Библия).

Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?

(Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта)

–Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится ?

1.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня. строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

2.Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

в твоих наморщенных руках. – представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

3.Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь. кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец , спешащий к ней .

6. Физминутка.

На сколько частей можно разделить стихотворение? (На 4.)

1 часть– обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.

В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения .

От чьего лица написано стихотворение?

–На что похоже это стихотворение? (На письмо.)

–Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.

–Как же, с помощью каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства героя и няни?

Найдите эпитеты в стихотворении? (старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Найдите метафоры ?( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)

Какие сравнения использует поэт? (горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)

–Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками, т. к. «дни суровые», «в глуши лесов», «чёрный путь». Лишь окно «светлицы» как светлое пятно на картине.)

Как вы понимаете следующие слова и выражения?

« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.)

«Давно, давно ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)

«Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)

« Глядишь в забытые вороты…» (Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)

«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)

– Можно ли сделать вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? (Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)

Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)

Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? ж дё ш ь, глу ш ь, горюе ш ь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)

–Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом. Объясните свой выбор.

Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную «У камелька»

IV . Итог. Обобщение.

С каким стихотворением познакомились на уроке?

Какое стихотворение называется посланием?

Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)

Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?

Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она - особый мир, мир детства - радостный, добрый, сказочно-таинственный.

Как относится поэт к своей няне?

V . Домашнее задание.

Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.

Выучите стихотворение наизусть.

«Няне» Александр Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . .

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне . Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…» . Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Яковлева Арина Родионовна

Годы жизни

(1758-1828)

Hяня А.С. Пушкина, Арина (Ирина или Иринья) Родионовна Родионова (Яковлева-Матвеева) родилась в селе Суйде (ныне село Воскресенское) петербургской губернии. Мать ее Лукерия Кирилловна и отец Родион Яковлев имели 7 детей. Лишившись отца, в десятилетнем возрасте девочка рано узнала нужду и труд. Их семья была куплена прадедом поэта Абрамом Петровичем Ганнибалом.
В 1781 году, двадцати двух лет, Арина вышла замуж за Федора Матвеева, крепостного крестьянина из села Кобрина, находившегося в 60 верстах от Петербурга. Село принадлежало деду Пушкина Ганнибалу. В 1797 году её взяли в дом Пушкиных нянькой-кормилицей для сестры Пушкина Ольги Сергеевны, а когда родился Александр Сергеевич она стала и его няней.
У Арины Родионовны было 4 детей: Мария, Надежда, Егор и Стефан. В 43 года она овдовела и больше замуж не выходила. Первое в жизни поэта лето он был под присмотром няни. Она до 7 лет смотрела за юным Сашей, а потом он перешёл на попечение гувернёров и учителей.
Арина Родионовна сыграла большую роль в жизни поэта. Он с ней виделся во время посещения села Михайловского в 1817 и 1819 годах.

Арина Родионовна - пример для других, она «замечательный образец душевной красоты, мудрости и духовных свойств нашего народа». Наконец, теперь она сама стала гением: Арина Родионовна: «добрый гений поэта». Под влиянием няни Пушкин уже в детстве полюбил русский язык и русский народ.
Литературный талант няни был очень велик. Она - «талантливая сказочница, впитавшая в себя всю премудрость народной поэзии». Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно, передал в своих стихах. Арина Родионовна, как говорится в биографиях поэта, заменила ему семью, а периодами друзей и общество. Зимой, сообщают пушкинисты, няня заменяла ему даже печку: «В Михайловском доме морозным зимним вечером его согревает лишь любовь няни».
Пушкин любил её родственною, неизменною любовью и в годы возмужалости и славы беседовал с нею по целым часам. В письмах друзьям из михайловской ссылки он писал, что «няня - единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно». С ней поэту было легко и комфортно, она скрашивала его одиночество.
Умерла Арина Родионовна 31 июля 1828 года в Петербурге в доме сестры Пушкина Ольги Сергеевны Павлищевой после непродолжительной болезни в возрасте 70 лет. Смерть няни Пушкин воспринял с большой печалью. Живой образ Арины Родионовны поэт хранил в душе всю свою жизнь с чувством глубокой печали вспоминал поэт о своей няне, приехав в 1835 году в Михайловское. Он писал жене: "В Михайловском нашел я все по старому, кроме того, что нет уж няни моей…"

Могила Арины Родионовны затерялась. Возможно она похоронена на одном из кладбищ (в частности на Большеохтинском, потому что там есть мемориальная доска с надписью: "На этом кладбище, по преданию, похоронена няня поэта А.С.Пушкина Арина Родионовна, скончавшаяся в 1828 году). Могила утрачена в Санкт-Петербурге, а может быть в селе Михайловском, где есть памятник с надписью «Няня». Он стоит с правой стороны от могилы поэта". В селе Михайловском сохранился и домик няни. Это рубленный из толстых сосновых брёвен, с небольшими оконцами дом.
В деревне Кобрино, расположенной недалеко от деревни Суйды, родины Арины Родионовны (Усадьба Ганнибалов в Суйде не сохранилась), открыт Государственный музей, который называется «Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны». Это ветхий, 18 века, домик, чудом сохранившийся до наших дней, но экспонаты музея уникальны.

А.С. Пушкин. Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
То чудится тебе...
(Стихотворение осталось незаконченным)......