Умер Олег Видов

В США в возрасте 73 лет скончался знаменитый советский, российский и американский актер и режиссер Олег Видов,oб этом сообщила его жена Джоан Борстин. По ее словам, причиной смерти стали осложнения после онкологического заболевания.

Его работы в отечественных лентах помним и любим по сей день: главная роль в фильме "Всадник без головы» - Морис Джеральд, небольшая, но запомнившийся образ старшего лейтенанта милиции в картине «Джентльмены удачи», князь Гвидон в "Сказка о царе Салтане","Миссия в Кабуле","Легенда о Тиле","Москва, любовь моя","Ватерлоо" и другие,всего 65 работ в 64 проектаx.



Видов снимался много, был хорош собой, фотографии с его портретом в советские годы раскупали восторженные поклонники, его называли «секс-символом». Но этот роскошный блондин в зените славы вдруг уехал из Советского Союза, вначале в Югославию, а потом в Австрию, Италию. А в результате оказался в Америке, вызвав многочисленные пересуды и домыслы…

«Красная жара» – моя первая роль в Америке. Меня пригласил сниматься режиссер и сценарист Уолтер Хиллат. Сделали несколько моих проб на «плохого человека». Я пробовал по-английски говорить с своеобразным акцентом. Режиссер посмотрел и говорит: «Ты актер хороший, но у тебя глаза ДОБРЫЕ!». Я подготовился, делал на пробах все, что надо – стрелял, падал, прыгал. Но режиссер сказал: «Понимаешь, нам нужен человек, которого люди просто увидели и сразу возненавидели». И он дал мне роль партнера капитана Ивано Данко.

На самом деле вообще другие планы были. Не думал, что буду сниматься. Понимал, что английский - это очень большая преграда. Рассчитывал заниматься совсем другими делам. Но так получилось, что меня уговорили начать сниматься в кино в Голливуде.

Осенью 1985 года, находясь временно в Италии, я поселился в доме у актера Ричарда Харрисона. Там же останавливалась американская журналистка Джоан Борстен. Когда она приехала, я увидел умного, внимательного, отзывчивого человека. Как увидел ее, так больше и не расставались. Прожили вместе уже 30 лет. У нас крепкий брак.
У нас с женой есть бизнес, это параллельно к моим съемкам. Работаем. Неправильно думать, что в Америке все легче, чем в России. Везде надо работать, вкалывать. Когда человек привыкает к работе, то это становится естественным, нормальным состоянием его жизни – работа, рост в своей профессии и так далее. Если человек учится, повышает свою квалификацию - он поднимается. А если человек сидит на месте, сложа руки и говорит, что у меня нет выхода – то его никогда и не будет. Есть русская поговорка - «На Бога надейся, а сам не плошай». Я этому следую.

В свое время я занялся мультипликацией. Уверен, все уже знают эту историю, когда принадлежащая мне фирма выкупила в свое время у «Союзмультфильма» права на прокат советских мультиков (обращаю внимание: права на прокат, на определенное количество лет; мы не приобретали навечно все права на все мультфильмы советского производства). Мы хотели, чтобы миллионы американцев увидели лучезарную доброту русской культуры. И они их увидели на экранах своих телевизоров, на лучших американских телеканалах. Зрители писали нам много, с благодарностью за то, что мы им открыли особый мир.
15 лет моей жизни я посвятил выводу лучших советских мультфильмов на мировые телеэкраны. Они были показаны более чем в 50-и странах мира, продублированы на 35 языков.
Надо уметь жить не прошлым, а настоящим. Этого не хватает русскому человеку – чтобы он жил настоящим. Даже не будущим, а настоящим. И не ныть, а, наоборот, находить свои пути. И дело не в деньгах – дело в тебе. Потому что счастлив человек совершенно от другого. Деньги никогда не дают абсолютного счастья, они дают определенные удобства. А счастье – не в деньгах. Моя душа радуется, когда хорошо вокруг, когда люди рядом хорошие. Когда есть удовольствие от работы.

Олег Видов 30 лет прожил в Малибу в шикарном доме неподалеку от певицы Шер и Барбры Стрейзанд,но "eсли бы огромная волшебная чайка опустилась на берег Тихого океана рядом с моим домом и предложила совершить с ней полет, я бы непременно побывал бы в тех местах, где снимался – по всему бывшему СССР, бывшей Югославии, Скандинавии, а еще - в своё детство: в Монголию, Германию, Казахстан и Подмосковье, где рос, и, конечно же, в Москву моей юности, где я впервые попал в волшебный мир кино."

Светлая память...

Олег Видов, любимый муж, отец, друг, скончался сегодня в Уэстлейк-Виллидже, Калифорния, от осложнений после онкологической болезни, - заявила РИА "Новости" его супруга Джоан Борстин.


Журналист и эксперт по индустриальным коммуникациям Алексей Агуреев - о том, каким он запомнил Олега Видова.

С Олегом Видовым мы познакомились по телефону и по очень печальному поводу: тогда в США умирал Савелий Крамаров и мне, как корреспонденту ТАСС, было необходимо получить информацию о том, что и как с ним происходило. Через случайных знакомых и внезапных друзей в руки попал контакт Олега Видова. Для нас, мальчишек, родившихся в 60-х, Видов - это в первую очередь "Всадник без головы", и, признаюсь честно, даже не верилось, что я сейчас наберу номер и со мной будет говорить настоящий Морис-мустангер.

- Что же случилось? Как же знаменитая американская медицина?

Поздно обратились, - пояснил Видов. - Сейчас, кажется, уже ничего сделать нельзя. Савка угасает на глазах.

- Если можно, передайте Савелию, что вся Россия переживает за него, что все его любят и помнят, что мы все молимся за него , - попросил я.

Через несколько дней Видов сам перезвонил мне и сообщил, что Савелий Крамаров ушёл из жизни.

Но мне удалось переговорить с ним, - продолжил Олег. - Я передал ему ваши слова, и, поверьте, Савке в его последние дни была приятна мысль, что его помнят на родине. Он даже улыбнулся.

Прошло несколько недель после похорон Савелия Крамарова, Видов по делам своей компании оказался в Нью-Йорке и пригласил меня на ужин.


- Что делать - бизнес есть бизнес, в Америке не принято долго грустить, но помнить друга я буду всегда, - объяснял мне в тот вечер высокий, статный, немного пополневший мужчина с аккуратной небритостью, в котором я, честно скажу, не сразу и признал тогда знаменитого актёра, которого помнил по фильмам и портретам.

А меня интересовал один вопрос: Олег, ну а зачем всё-таки вы перебрались в Америку?

- Ведь у вас же в СССР было всё - слава, признание, обеспеченность, хорошие роли, любовь женщин, в конце концов! Или захотели здесь стать миллионером? Кстати, стали? - спросил я.

Почему уехал? Стал ли миллионером? Долго рассказывать. Знаешь что, Алексей, а приезжай-ка ты ко мне в гости в Лос-Анджелес. Познакомлю с супругой Джоан. Она у меня умница большая и молодец. Я без неё здесь не выбрался бы. А мы тебе расскажем, чем занимаемся, а если напишешь и расскажешь об этом в России, то очень поможешь.

Обычно говорят, что от таких предложений не отказываются, но в те годы в ТАСС был введён режим абсолютной экономии, я был далеко не уверен, что мне командировку утвердят. А потому уже через пару часов мне звонила Джоан Борстейн - супруга Видова, выясняла, когда мне удобнее будет приехать, чтобы это не сказывалось на работе, объясняла, где забрать моментально заказанные ею билеты, и уточняла, что жить можно и у них, благо места в доме много. Это сейчас в век Интернета всё представляется лёгким и само собой разумеющимся. А тогда на меня подобная оперативность произвела немалое впечатление.

Через несколько дней я уже сидел в самолёте, а в аэропорту Лос-Анджелеса меня встречала... мама Милы Йовович - Галина Логинова. Честно скажу, я не знал тогда Милы Йовович, она как раз была на съёмках "Пятого элемента".


Но я прекрасно помнил Галину Логинову по фильму "Много шума из ничего", в котором её партнёром был Константин Райкин. В общем, я немного обалдел от Галины, а она мне объяснила, что Олегу и Джоан надо было срочно уехать, что они попросили её меня встретить, позаботиться обо мне, показать мне Эл-Эй и вкусно накормить.

Всю дорогу Галина рассказывала про свою талантливую дочь, про её съёмки, а я откровенно не верил, пока она не остановила машину у первого киоска с прессой и не купила пару глянцевых журналов, где были опубликованы снимки фотомодели Милы. Пришлось поверить! Но одно меня смущало: Галина завезла меня к себе домой, чтобы показать, как живут в Голливуде, и оказалось, что пару комнат она сдаёт в наём двум каким-то молодым актёрам и актрисам.

- Зачем матери успешной модели и актрисы сдавать комнаты в собственном доме? Разве дочь мало зарабатывает?

Здесь все так делают, - пояснила она. - Дом большой, мне одной столько места не нужно, почему бы и не сдавать?

Так она удивила меня в тот вечер во второй раз. А в первый, когда мы сидели на открытой веранде кафе на Голливудском бульваре и нас обслуживала очень симпатичная официантка.

Обратите внимание, Алексей, - сказала мама Йовович. - Эта девушка - актриса. Я только вчера видела её в эпизоде какого-то ситкома. Но если ты не звезда, то на гонорары от съёмок не прожить, и потому в Голливуде все официантки и официанты - актёры.

Джоан оказалась очень обаятельной женщиной, которая хлопотала вокруг Олега практически постоянно. Но при этом каким-то образом умудрялась руководить ещё и несколькими бизнесами сразу. Помимо кинокомпании Films by Jovе (сокращение от Джоаны и Олег Видов), обеспечившей возможность россиянам в те годы посмотреть сериал "Династия" и занимавшейся продвижением советских мультфильмов в мировом кинопрокате, они руководили ещё и авиатранспортной компанией, которая занималась переброской грузов по заказам различных департаментов и подразделений ООН. Но меня, конечно же, интересовали советские мультфильмы, вокруг которых тогда уже начинал разгораться скандал, и сама биография Видова - что, как, почему?


- Да всё очень просто, Алексей, - рассказывал тогда Олег. - Я был женат на дочери высокопоставленного советского чиновника. Она была близкой подругой Галины Брежневой. Но брак не сложился, и вдруг я понял, что меня берут в кольцо, что со мной начинают сводить счёты, что вокруг очень много людей, которые указывают мне, как жить и что делать. С огромным трудом удалось выехать на съёмки в Югославию. А потом я получил предписание в три дня вернуться на родину. Я понял, что если вернусь, то это уже навсегда и мне никогда не дадут выехать. Слава богу, рядом оказались друзья, и они тайком перевезли меня через границу. Кстати, границу пересекал в багажнике автомашины. Был риск, но обошлось!

А потом случайно встретил Джоан. И мы почему-то решили написать с ней сценарий. Конечно же, поставить его хотелось в Голливуде. Фильм не поставили, но так я оказался здесь, и вскоре мы поженились.


- Сложилась ли карьера в американском кино? Это с какой стороны посмотреть. Сыграл во многих небольших ролях. Вступил в Гильдию киноактёров, ежегодно снимаюсь, пусть и немного, но достаточно для того, чтобы иметь право на медицинскую страховку. Но, в общем-то, очень характерная история произошла, когда меня пригласили на роль советского офицера в очередном "Рэмбо": я вошёл в образ русского военного, подошёл к пианино, наиграл какую-то мелодию, кажется "Полюшко-поле", и по глазам режиссёра понял: не такого советского офицера они ищут. А другого как-то играть не хотелось. Я же сам русский!

Почему мне так важен вопрос с медстраховкой? Да знаешь, снимали сцену на мотоциклах с Микки Рурком, и вдруг у меня перед глазами всё замельтешило, и я свалился вместе с байком. Привезли в больницу на обследование, а там диагноз - проблемы с гипофизом, нужна операция. Хорошо, что вовремя диагностировали, а то... Так что с тех самых пор вопрос страховки для меня очень важен.

Но самое главное и для меня, и для Джоан - это проект с нашими мультфильмами! Ведь что произошло на самом деле: когда я приехал в Штаты, то долго удивлялся жестокости их мультипликации, рассказывал Джоан о наших мультиках, которые мы все любим с детства. А после путча 1991 года удалось побывать в России и договориться с "Союзмультфильмом" о приобретении прав на продвижение наших мультиков за рубежом. В общем, на настоящий момент мы за эти права выплатили уже полмиллиона долларов, Джоан даже дом пришлось перезакладывать. Но это оказалось лишь самой малой частью расходов. Мультфильмы надо было восстановить (плёнка была подчас в ужасающем состоянии), переозвучить с американскими звёздами (здесь так принято, если хочешь, чтобы мультфильм пошёл, то озвучивать должны известные актёры), а самое страшное - очистить права.

Как рассказали дальше Олег и Джоан, советскими мультфильмами за рубежом, пользуясь постперестроечным беспорядком и неразберихой, торговали все кому не лень: различные конторы при бывших советских представительствах, непонятные фирмы и фирмочки, частные лица да зачастую и просто видеопираты. В этих условиях кинокомпания Видовых вела неравную и почти безнадёжную борьбу за очистку приобретённых ими прав на советские мультфильмы.

Честно скажу, - пояснял Олег, - если бы мы могли только представить себе тот уровень проблем, с которым нам пришлось столкнуться, то, наверное, не решились бы на этот проект. И если найдётся российский предприниматель, который пожелает выкупить наши права, то мы будем этому только рады.

В тот раз я уехал на следующий день из Лос-Анджелеса, а статью-интервью с Олегом Видовым опубликовала "Комсомолка", причём отвела под неё целую полосу. А Олег, каждый раз когда оказывался в Нью-Йорке по делам озвучки мультфильмов, приглашал с собой на студию.

А иногда звонила Джоан и сообщала какие-то интересные голливудские новости. Но больше всего она радовалась тому, когда очередная порция советских мультфильмов выходила на американское телевидение, и всегда спешила об этом рассказать. А как-то раз позвонила с совсем уж невероятной новостью: советские мультфильмы в озвучке их компании были включены в программу Пентагона по подготовке военных кадров. По мнению военного ведомства, эти мультфильмы давали возможность увидеть истинную душу русского человека и понять, что слухи об агрессивности русских - это просто пережиток холодной войны (интересно, до сих пор ли показывают американским военным советские мультики?).

Прошло несколько лет, я вернулся после командировки в Москву, моя супруга по работе осталась в Америке, а через несколько месяцев сообщила, что приняла решение о разводе. В попытке спасти семью я оказался на ближайшем самолёте в Нью-Йорк, но выяснилось, что спасать уже нечего и 16 лет, казалось бы, счастливого брака остались позади.

И как-то очень вовремя случайно позвонил Олег. Наверное, потому, что хорошие люди всегда звонят вовремя.


Узнав, в чём дело, он несколько часов не отходил от телефона, уговаривал, успокаивал, объяснял, пытался как-то растормошить. Потом его ненадолго сменила Джоан, а потом Олег снова и снова разговаривал со мной. Мне он тогда очень помог, и это оказался наш последний разговор.

Спасибо тебе, Олег, за всё хорошее и доброе! Я буду помнить тебя всегда!

Царствие небесное, Морис-мустангер, вечный покой!

Фильмы с участием Олега Видова помнят и любят до сих пор: «Всадник без головы», «Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Джентльмены удачи», «Москва, любовь моя». Однако в начале восьмидесятых голубоглазый кумир миллионов внезапно исчез с советских экранов: он был одним из первых киноактёров, уехавших на Запад.

АиФ.ru вспоминает жизнь популярного артиста, попавшего на родине под запрет.

Джентльмен удачи

Видов о себе говорил: «Трудности меня не пугают. Лишь бы меня не трогали, не командовали мною». Он рано начал работать: с 14 лет. В трудовой книжке Заслуженного артиста СССР есть записи о работе слесарем-электриком и даже санитаром. Однако после окончания школы юноша решил круто изменить свою жизнь и отправился на актёрский факультет во ВГИК.

Режиссёры быстро заметили эффектного блондина и ещё студентом стали приглашать его на эпизодические, но яркие роли: велосипедист с зонтом в «Я шагаю по Москве», брат главного героя в «Если ты прав...», полярник в «При исполнении служебных обязанностей». Когда же начинающему артисту поступило приглашение сыграть главную роль в экранизации повести Пушкина «Метель», ВГИК запретил студенту участвовать в съёмках. Принципиальный юноша сделал свой выбор, за что был немедленно отчислен из вуза.

Режиссёр Александр Птушко и исполнители главных ролей в фильме «Сказка о царе Салтане», актёры Ксения Рябинкина и Олег Видов. 1966 год. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Признание публики и новые роли не заставили себя долго ждать: вслед за пушкинским Владимиром последовал Медведь в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина, князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане». Даже руководство ВГИКа признало свою ошибку и пересмотрело решение об отчислении талантливого студента. Видову позволили восстановиться сразу на пятый курс, причём академическую разницу востребованный актёр сдал всего за восемь месяцев.

Можно смело сказать, что каждый новый фильм с участием Видова попадал в золотой фонд советского кинематографа, а актёр стал одним из самых перспективных артистов советского экрана. Наибольшую же популярность актёру принесли съёмки в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» по роману Майн Рида.

Олег Видов в роли Мориса Джеральда в фильме «Всадник без головы», 1973 год. Фото: www.globallookpress.com

Опала

О такой блестящей актёрской карьере, как у Видова, многие даже не мечтали: он не только слыл звездой отечественного экрана, но и регулярно получал приглашения на участие в зарубежных проектах. Однако злые языки поговаривали, что секрет успеха артиста — выгодный брак. Видов женился на Наталье Федотовой дочери генерала КГБ, которая была близкой подругой Галины Брежневой , дочери генсека ЦК КПСС.

Сам Видов категорически опровергал всякие слухи о «блате», тем не менее счастливая кинокарьера Заслуженного артиста РСФСР завершилась, едва он развёлся. Отечественные режиссёры постепенно перестали давать Видову хорошие роли, а советские чиновники запрещали ему съёмки в самых интересных зарубежных проектах со словами: «Нам в Советском Союзе западные звёзды не нужны».

Сам актёр об опале вспоминал так: «В 1976 году я развёлся с Натальей Федотовой. С сыном Вячеславом общаться мне не разрешалось. Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин моего отъезда... Когда я оканчивал режиссёрское отделение ВГИКа в 1978 году, руководство института оказалось перед выбором: вручать мне диплом или нет. Потому что „ сверху “ требовали: „ Не выдавать! “ Слава богу, диплом я получил. А потом — по той же причине — сколько ролей я потерял!»

Олег Видов с сыном. Фото: www.globallookpress.com

Некогда популярный артист, чтобы наладить собственную жизнь, видел только один выход: покинуть СССР. Этот шанс ему представился в 1983 году в Югославии, где он заканчивал работу над фильмом «Оркестр». В это время Видов получил телеграмму с требованием в течение 72 часов вернуться в Москву, но вместо этого уехал в Австрию, а оттуда — в Италию.

Так Видов оказался на Западе, где вместе с политическим убежищем обрёл настоящий дом: очень скоро он познакомился с со своей американской супругой и переехал жить в США.

Наши в Голливуде

В Америке популярному советскому актёру пришлось всё начинать с нуля: сперва он трудился на фабрике, а только затем пробился в Голливуд.

Олег Видов и Арнольд Шварценеггер в фильме «Красная жара», 1988 год. Фото: Кадр из фильма

Его первой американской картиной стала «Красная жара», где партнёром советского актёра оказался Арнольд Шварценеггер . Затем Видов снял короткометражку «Легенда Изумрудной принцессы» для диснеевского канала, где сам же исполнил главную роль. А после была «Дикая орхидея», в которой советский «князь Гвидон» снимался с Микки Рурком, Жаклин Биссет и Кэрри Отис. Лишь в 1993 году опальный Видов вернулся на отечественные экраны: он сыграл в российско-американском фильме «Три августовских дня», посвящённом августовскому путчу в России.

Видов справедливо считается одним из немногих советских актёров, кому удалось продолжить свою профессиональную карьеру в Голливуде. Неудивительно, что бывший кумир советских кинозрителей не жалел о своём выборе. А когда у постаревшего Видова российские журналисты спросили, счастлив ли он в Америке, актёр ответил: «В Союзе людям „ обрубали руки “ , нельзя было ничего делать. А здесь — пожалуйста, иди по любой дорожке. Хочешь — хоть миллионером становись, только работай, вкалывай. Здесь людей уважают, даже если у тебя плохой язык».

Молодёжь вряд ли знает кто это такой и где он снимался, но я как кинодинозавр помню много. И я помню первую экранизацию пьесы "Обыкновенное чудо" Евгения Шварца. Фильм был двухсерийный и в главную роль "Медведя" играл Олег Видов. Мне тогда было не так уж много лет, я ещё плохо запоминала режиссёров, сценаристов, операторов, но Олега я запомнила. Позже Захаров выпустил свою версию "Обыкновенного чуда" в варианте киномюзикла и там "Медведя" играл Абдулов. Конечно больше помнят вторую экранизацию, парвая как-то не задержалась.А жаль.

73-летний советский, российский и американский актер и режиссер Олег Видов умер в США. О смерти Видова сообщила его супруга Джоан Борстин.

Причиной смерти стала долгая и продолжительная болезнь - рак.

Олег Видов родился 11 июня 1943 года в городе Видное Московской области. Мать Олега Видова Варвара Ивановна была директором школы, отец Гарневич Борис Николаевич - финансист.

Детство провёл в СССР, Монголии и Германии. Окончил школу рабочей молодёжи, работать начал в 14 лет.

В 1960 году впервые снялся в эпизоде фильма «Друг мой, Колька!»

О. Видов справа

В январе 1962 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на актерский факультет.

В 1963 году снимался у режиссёра Владимира Басова в фильме «Метель» по повести А. Пушкина в роли Владимира.

В 1964 году снялся в фильме Эраста Гарина «Обыкновенное чудо» в главной роли.

В 1965 году снимался в роли князя Гвидона в фильме режиссёра Александра Птушко «Сказка о царе Салтане».

В 1966 году окончил ВГИК и был приглашён на главную роль принца Хагбарда в культовом для скандинавских стран датско-шведско-исландском фильме «Красная Мантия». В том же году женился на Марине Видовой.

После окончания ВГИКа начал активно сниматься в кино, получил популярность, как исполнитель ролей благородных красавцев.

С 1967 года по 1969 год снимался в югославско-американо-итальянском фильме «Битва на Неретве»,

а также в других югославских фильмах.

В 1970 году снялся в фильме «Ватерлоо» Сергея Бондарчука.

В 1970 году женился на Наталии Федотовой, в этом браке родился сын Вячеслав.

В 1971 году Олег снялся в фильмах «Джентльмены удачи» и «Могила льва».

Кадр из "Джентельменов удачи"


Кадр из "Могилы льва"

В 1973 году Олег снялся в фильме "Всадник без головы", который сделала его секссимволом Советского экрана.

Он сыграл много ролей в советских фильмах.

Олег Видов ы фильме "Летучая мышь" (1978г)

Олег Видов в фильме "Благочестивая Марта"


Но что-то не сложилось у актёра,или наоборот, посыпались предложения из-за рубежа, и он уезжает

В 1983 году поехал в Югославию. Там снимался в нескольких кинофильмах и двух ТВ-сериалах («Тайна чёрного дракона»).

В 1985 году переехал в Австрию, потом Италию. В сентябре 1985 года выехал в США.

В 1989 году женился на американской журналистке Джоан Борстен. Ими была создана фирма «Films by Jove» (FBJ).

Скандал с «Союзмультфильм»

В 1992 году компания «Films by Jove» получила лицензию на прокат за пределами бывшего СССР 1260 мультфильмов производства государственной студии «Союзмультфильм» (с 1936 по 1989 годы) и арендного предприятия «Союзмультфильм» (с 1989 по 1991 годы).

Все фильмы, за исключением 80 часов экранного времени, были возвращены арендному предприятию «Союзмультфильм» в 1994 году с полным правом проката или продажи этих фильмов (студия этим правом ни разу не воспользовалась). Сделка вызвала скандал, так как права на перемонтаж, переозвучивание и прокат золотого фонда советской мультипликации были проданы фирме Видова за бесценок, при этом лицензия на прокат была передана компании «Films by Jove» с оплатой каждого часа экранного времени, в полном соответствии с расценками мирового рынка для старой анимации, которую нужно реставрировать и переозвучивать, при условии законности всех авторских прав. Как подтверждено в США Федеральным судьей, компания «Films by Jove» полностью оплатила лицензию за каждый взятый ею час мультфильмов.

В сентябре 2007 года права на фильмы купил российский бизнесмен Алишер Усманов и передал их детскому каналу «Бибигон».

Есть иная трактовка произошедшего. Фирма Films by Jove, выкупив у «Союзмультфильма» права на прокат по всему миру, осуществляла реставрацию пленок, озвучивание мультиков известными голливудскими актерами, среди которых были и Ширли Маклейн, и Джессика Ланг, и Тимоти Далтон, и Джон Хьюстон… Видов придумал, как привлечь внимание американских зрителей. Он позвал на помощь популярного в США танцора Михаила Барышникова и выпустил мультфильмы под лозунгом «Михаил Барышников. История моего детства». И не прогадал: старые добрые русские мультики посмотрели во многих странах мира. Олег не любит говорить о конфликте с «Союзмультфильмом», с которым последние двадцать лет боролся за права на картины, тем более что Видов уже продал всю коллекцию миллиардеру Алишеру Усманову

Скандал с «Союзмультфильм» В 1992 году компания «Films by Jove» получила лицензию на прокат за пределами бывшего СССР 1260 мультфильмов производства государственной студии «Союзмультфильм» (с 1936 по 1989 годы) и арендного предприятия «Союзмультфильм» (с 1989 по 1991 годы). Все фильмы, за исключением 80 часов экранного времени, были возвращены арендному предприятию «Союзмультфильм» в 1994 году с полным правом проката или продажи этих фильмов (студия этим правом ни разу не воспользовалась). Сделка вызвала скандал, так как права на перемонтаж, переозвучивание и прокат золотого фонда советской мультипликации были проданы фирме Видова за бесценок, при этом лицензия на прокат была передана компании «Films by Jove» с оплатой каждого часа экранного времени, в полном соответствии с расценками мирового рынка для старой анимации, которую нужно реставрировать и переозвучивать, при условии законности всех авторских прав. Как подтверждено в США Федеральным судьей, компания «Films by Jove» полностью оплатила лицензию за каждый взятый ею час мультфильмов. В сентябре 2007 года права на фильмы купил российский бизнесмен Алишер Усманов и передал их детскому каналу «Бибигон». Есть иная трактовка произошедшего. Фирма Films by Jove, выкупив у «Союзмультфильма» права на прокат по всему миру, осуществляла реставрацию пленок, озвучивание мультиков известными голливудскими актерами, среди которых были и Ширли Маклейн, и Джессика Ланг, и Тимоти Далтон, и Джон Хьюстон… Видов придумал, как привлечь внимание американских зрителей. Он позвал на помощь популярного в США танцора Михаила Барышникова и выпустил мультфильмы под лозунгом «Михаил Барышников. История моего детства». И не прогадал: старые добрые русские мультики посмотрели во многих странах мира. Олег не любит говорить о конфликте с «Союзмультфильмом», с которым последние двадцать лет боролся за права на картины, тем более что Видов уже продал всю коллекцию миллиардеру Алишеру Усманову. В 1990-е годы Олег Видов сделал несколько картин: «Три августовских дня» - о событиях в России в 1991 году, «У времени в плену», «Любовная история», «Бессмертные» и «Моя Антония».

В 90-х Олег Видов сделал несколько картин: «Три августовских дня» - о событиях в России в 1991 году; «У времени в плену»; «Любовная история»; «Бессмертные» и «Моя Антония».

Живя в америке Видов снялся в нескольких фильмах: "Дикая орхидея", "закалдованный участок"

Умер 16 мая 2017 года в Уэстлейк Виллидж (Калифорния) от осложнений после онкологической болезни, сообщила его супруга Джоан Борстин.

Личная жизнь Олега Видова

Он был трижды женат на Марине Видовой (1966г), но брак быстро распался, затем был брак с Натальей федотовой(1970). От этого браа остался сын Вячеслав

Попав в США Олег женился третий раз на Джоан Борстен. Через 16 лет Видов узнаёт что у него есть ещё один внебрачный сын Сергей. У Джоан детей не было и она приняла Сергея в свою семью и сейчас воспитывает внука. Сергей занимается компьютерами.

Фильмография Олега Видова :

1961 - Друг мой, Колька! - эпизод

1962 - Конец света - Ваня

1963 - Если ты прав... - брат Алексея

1963 - Я шагаю по Москве - мальчик на велосипеде

1963 - При исполнении служебных обязанностей - полярник

1964 - Лёгкая жизнь - парень в театре, покупающий мороженое

1964 - Метель - Владимир

1964 - Застава Ильича - прохожий с сигаретой (нет в титрах)

1964 - Обыкновенное чудо - Медведь

1966 - Сказка о царе Салтане - Гвидон

1967 - Зареченские женихи - Мишка Чернышёв

1967 - Красная мантия (Rode kappe / Hagbard and Signe) - принц Хагбард

1968 - Есть любовь, нет любви

1968 - Битва на Неретве - Никола

1968 - Причину смерти не называть - эсэсовец

1969 - Ватерлоо - Томплинсон

1970 - Миссия в Кабуле - дипкурьер Сказкин

1971 - Джентльмены удачи - старший лейтенант Владимир Николаевич Славин

1971 - Могила льва - Машека

1972 - За всё в ответе - ведущий вечера выпускников

1972 - Стоянка поезда - две минуты - Игорь Павлович Максимов

1972 - Текумзе - Эллиот

1973 - Всадник без головы - Морис Джеральд

1974 - Москва, любовь моя - Володя

1975 - Семья Ивановых - Николай Осинцев

1975 - Яд («Покой, рождение, горе») - Гавриил

1976 - Легенда о Тиле - адмирал де Люме

1976 - Рудин - Волынцев

1977 - Транссибирский экспресс - Андрей

1978 - Артём - Виктор Данилович Холмянский

1978 - Кровь и пот - поручик Рошаль

1978 - Особых примет нет - эсер Михаил Сладкопевцев, он же Анатоль Новожилов

1979 - Летучая мышь - Альфред

1980 - Благочестивая Марта - поручик, племянник капитана Урбино

1981 - Крик тишины - Павел Колчин

1982 - Срочно... Секретно... Губчека - капитан Петров

1983 - Демидовы - Нефедов

1983 - Оркестр

1988 - Красная жара (Red Heat) - Юрий Огарков, советский милиционер

1989 - Дикая орхидея (Wild Orchid) - Отто

1992 - Три августовских дня - генерал Власов

1993 - Бегущий по льду (The Ice Runner) - прокурор

1993 - Пленники времени - Александр Жадов

1994 - Любовная история - бизнесмен

1995 - Бессмертные (The Immortals) - владелец свалки

1996 - Первый удар - русский генерал

1999 - Исполнитель желаний 2: Зло никогда не умирает (Wishmaster 2: Evil Never Dies) - Осип Крючков 2000 - Тринадцать дней (Thirteen Days) - посол СССР Валериан Зорин

2005-2006 - Шпионка - рабочий

2006 - Заколдованный участок - Фрезер

2007 - Скажи это по-русски - пьяный русский

2008 - Игрок 5150 (Player 5150)

2011 - Танго меняет всё - дядя Олег

Произошло это в Уэстлейк Виллидж, в Калифорнии. По словам жены актера Джоан Борстин, сказались осложнения, наступившие после онкологического заболевания. Как знать, сколько бы он прожил в России . Автору этих строк артист признавался: «Америка спасла меня». И хотя с момента эмиграции Олега Борисовича прошло более 30 лет, любители советского кино отлично помнят красавца-блондина. Пусть даже по малюсенькому эпизоду в «Джентльменах удачи» (именно таксисту-Видову Савелий Крамаров негодующе отвечает: «Кто ж его посадит? Он же памятник!»).

Игра слов - Олег Видов родился в городе… Видное ! Воспитывала его мама и любимая тетушка, о которой он все время вспоминал. В детстве жил в Монголии и Германии, где работала его мама. Учился во ВГИКе, на одном курсе со Станиславом Говорухиным , покойным режиссером Леонидом Нечаевым - автором фильма о Буратино и Дюймовочке, актрисой, а ныне монахиней Ольгой Гобзевой, покойным режиссером Валерием Рубинчиком. Видов стал звездой советского кино благодаря роли Мориса-мустангера в фильме «Всадник без головы». А были еще «Сказка о царе Салтане», «Москва , любовь моя».

Уже после ВГИКа его выпустили на съемки фильма «Красная мантия» в Скандинавию. И мир показался безбрежным. Потом поступил к Ефиму Дзигану на режиссерское отделение ВГИКа. В 1983 году Олег Видов уехал на Балканы, женившись на югославке, а потом перебрался в Италию , где познакомился со своей будущей женой Джоан. Перебрался в США, прожив там 30 лет.

Обозревателю «МК» удалось зимой 2015 года побывать у Олега Видова в гостях. Актер так был рад появлению человека из России, звонил бесконечно, писал, в итоге зазвал к себе. Узнав, куда надо ехать, портье недоверчиво на меня посмотрел (это район, где живут голливудские звезды) и заказал машину представительского класса. Добиралась долго и с приключениями, почти по горному серпантину. Таксист ободрал по полной программе, взял порядка 180 долларов: искушение велико, раз пассажир едет в фешенебельный район, где живут звезды Голливуда . Олег Видов заранее сказал, что все оплатит сам. Но мне такой вариант не подходил: напросилась в гости, да еще за меня и платить. Дверь открыла жена Олега Борисовича Джоан, пригласила в дом. Она - журналист, где только не работала, даже в Панаме , в тот момент издавала кулинарную книгу, занималась разработкой диеты для бывших алкоголиков и наркоманов.

Через несколько минут со второго этажа торжественно спустился элегантный хозяин дома в деловом костюме. Точно такой, каким я его помнила по давним фильмам. Жена отправилась по делам, а мы остались в доме, ели приготовленный ею экзотический суп из кокоса, пили кофе. Они только что вернулись из Таиланда , были переполнены впечатлениями. Олег Борисович на прощание подарил мне косметичку тайского производства. С пустыми руками не отпускал - подарил сиреневый палантин, картину, от которой я долго отказывалась, - она не влезла бы в чемодан. И он ее унес в другую комнату, обиделся. Пришлось извиниться и потребовать ее назад. Подарил много всяких мелочей - брелоки с Чебурашкой, выпущенные им на дисках фильмы. Один комплект просил передать Марлену Хуциеву после моего рассказа о том, что классик его с любовью вспоминает. Видов ведь совсем молодым снимался у него в «Заставе Ильича».

Мы разговаривали, пили кофе, а потом отправились в путешествие по вечернему Лос-Анджелесу . Посмотрели побережье Санта-Моники, посетили магазин здоровой пищи, китайский ресторан, куда ходили еще родители Джоан. Видов показал, где собирается молодежь, мечтающая попасть в кино. Олег Видов рассказывал об этом с пониманием. Сам он прекрасно понимал, покидая СССР, что придется выполнять любую работу, не имеющую никакого отношения к кино. Но в Голливуде он все же снимался, о чем свидетельствуют фотографии с Арнольдом Шварценеггером и другими звездами, украшающие стены его дома. Видов за рулем шикарного автомобиля говорил и говорил, а потом спрашивал: «Почему молчишь?», «Что ты все заладила - Олег Борисович, Олег Борисович? Думаешь, я такой старый?» Но обращение по имени-отчеству напоминало ему о том, что осталось в прежней жизни. Потом постоянно от него приходили письма, иногда со ссылками на какие-то события в мире.

А тогда в Лос-Анджелесе он вспоминал, как взялся с Джоан за советскую мультипликацию, чтобы ее знали во всем мире, показал в 55 странах на 35 языках. У нас Видова за его мультипликационную деятельность больше ругали, а у него была своя правда и обида на киночиновников, которые творили беду.

ИЗБРАННОЕ ОТ ОЛЕГА ВИДОВА

«Мы с Джоан организовали клинику по реабилитации от наркотической и алкогольной зависимости. Она пользуется популярностью на Малибу. Люди зависимы не только от опиума, но и фармацевтических средств. Я ведь работал в свои 16 лет санитаром приемного покоя в 29-й больнице. Мечтал быть врачом. Теперь мы уже только консультанты в нашей клинике. Пришла пора подумать о собственном здоровье. Знаешь, что в 1985 году я прилетел в Лос-Анджелес, а в 1998-м у меня обнаружили опухоль на гипофизе в четвертой стадии. В СССР тогда не было оборудования для таких операций. Люди отправлялись в морг. А в США мне сделали операцию, и я живу больше 15 лет после нее. Америка меня спасла».

«Я начал работать с 16 лет. Учился в школе рабочей молодежи. В 1960 году там меня заметил ассистент режиссера с «Мосфильма», пригласил в кино. Это была картина «Друг мой Колька». Я снялся в эпизоде, но он не вошел в фильм. Директор картины Пастушков дал мне характеристику, и я с ней пошел на студию научно-популярных фильмов устраиваться осветителем. Тогда там работали фронтовики, люди, прошедшие войну. А потом я поступил во ВГИК. Я рано начал сниматься за границей. Только Сергей Бондарчук , которого пригласил Росселини, имел такую возможность до меня. Сергей Герасимов тогда снимал фильм «Журналист» и хотел пригласить кого-то из европейских звезд. В этот момент я получил приглашение в Данию сниматься в «Саге о викинге». Тогда был сделан обмен актерами. Мне просто повезло. Нас пугали: надо быть бдительным, иначе завербуют. Помню, в Дании я постоянно озирался, ждал, когда же меня начнут вербовать. Тогда и не думал о том, чтобы там остаться. Я был абсолютно советским человеком. За меня можно было не опасаться».

«В «Заколдованном участке» Александра Баранова я сыграл капитана на пенсии, который в деревне сватается к местной жительнице. Я был счастлив, что попал на родину, оказался в Тарусе , где снимался фильм, пообщался с людьми, полюбовался русской природой, даже написал об этом стихи. Но мне уже трудно приезжать в Россию. Возраст и силы не те».