Глеб Котельников с испытательным манекеном «Иваном Ивановичем» .

Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончив Киевское военное училище в 1894 г. и прослужив три года, он ушёл в запас. Несколько лет служил акцизным чиновником в провинции, увлекаясь самодеятельным театром. В 1910 г. Котельников вернулся в Петербург и поступил актёром в труппу Народного дома на Петербургской стороне.


Котельников с изобретённым им парашютом

В том же году под впечатлением от гибели авиатора Льва Мациевича он занялся разработкой авиационного парашюта. 10 месяцев напряжённых трудов привели Котельникова к созданию первого в мире ранцевого парашюта свободного действия. В декабре 1911 г. Котельников попытался зарегистрировать его в России, но по неизвестным причинам не смог получить патента. Попытка зарегистрировать изобретение во Франции оказалась более успешной - 20 марта 1912 г. Котельников получил патент на парашют РК1 (русский, Котельникова, 1-я модель).






Первые показательные испытания состоялись в 1912 г. 2 июня на гоночном шоссе у Царского Села было проведено испытание с помощью автомобиля Руссо-Балт, который разогнался на полную скорость, после чего Котельников раскрыл парашют, заставивший заглохнуть двигатель машины. Таким образом Котельников стал также изобретателем и тормозного парашюта. 6 июня РК1 был испытан в лагере Воздухоплавательной школы у деревни Сализи под Гатчиной. Манекен весом около 80 кг с закреплённым на нём парашютом сбрасывался с разной высоты с аэростата. Все броски прошли успешно, однако Главное инженерное управление русской армии не приняло парашют Котельникова в производство из опасения, что он побудит лётчиков покидать аэроплан при малейшей неисправности.



Зимой 1912-1913 г. деловой партнёр Котельникова Вильгельм Ломах представил парашют РК1 на конкурсе во Франции. 5 января 1913 г. в Руане студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский с моста через Сену высотой 60 м совершил первый в истории прыжок с ранцевым парашютом. Изобретение Котельникова получило признание в Европе, где с середины 1913 г. началось его широкое копирование на основании двух образцов РК1, проданных Ломахом.


С началом мировой войны русское военное ведомство вспомнило об изобретении Котельникова и заказало ему 70 парашютов для самолётов «Илья Муромец». За годы войны РК1 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Кроме того, Котельникову было поручено разработать парашют, который мог бы спускать с борта «Ильи Муромца» тяжёлую пушку после того, как она произведёт выстрелы по противнику. Хотя эта затея в конечном счёте не удалась, в ходе выполнения задачи Котельников изобрел и успешно испытал первый в мире грузовой парашют.

Считается, что придумал парашют Леонардо да Винчи еще 530 лет назад, в 1483 году. Зачем он это сделал, никто не знает. Не знал этого, видимо, и сам Леонардо. Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем - ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.

Парашют - штука нужная

Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.

И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.

Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.

И наконец, самое главное изобретение Котельникова - он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней - сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.

Ранец Котельникова

Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.

Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!

Парашют в авиации - вещь вредная

Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.

Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил:

«Парашют в авиации - вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».

В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало - ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.

В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.

Нет пророка в своём отечестве…


А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.

Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.

Общая оценка материала: 4.9

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEX Синтезатор Термена - терменвокс Электродвигатель для пылесоса изобретен в 1891 году История изобретения граммофона

Коте́льников Глеб Евге́ньевич (18 января (30 января) 1872, Санкт-Петербург - 22 ноября 1944, Москва) - изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Биография

Глеб Евгеньевич Котельников родился 18 января (по новому стилю - 30 января) 1872 года в Санкт-Петербург е. Его отец, Евгений Григорьевич, был профессором механики и высшей математики. Мальчик получил прекрасное образование, с детства отличался явными способностями не только к точным наукам, но и к музыке. В семье Котельниковых все были очень талантливыми творческими людьми и проявляли особый интерес к точным наукам.

В воспитании детей большую роль играла мать, Екатерина Ивановна, образованная и творчески одаренная женщина. Старший брат Глеба, Борис Евгеньевич Котельников, вспоминал: “Мама ходить в гости не любила, изредка лишь часть времени посвящала нам, детям, играя разные пьесы и напевая иногда целыми вечерами…”
В 1889 году отец Глеба скоропостижно скончался. Юноша собирался поступать в консерваторию или Технологический институт, но после смерти отца Глеб Котельников остался без материальной поддержки. И ему пришлось поступить в Киевское военное училище.

По окончании учебного заведения он получил диплом с отличием. Вскоре молодой человек стал офицером царской армии. Но военная служба мало интересовала его, поэтому Глеб Котельников в 1897 году ушел в отставку в чине поручика, поступил на службу в Акцизное ведомство. Однако и должность чиновника не пришлась ему по душе. Котельников был творческим человеком, однообразие жизни и деятельности тяготили его, не давали проявить свои способности и таланты.

Когда мальчику было 12 лет, его отец стал увлекаться фотографией. Сам Глеб также с интересом относился к этому процессу. Но отец не позволял сыну пользоваться дорогим аппаратом. Мальчик решил самостоятельно сделать фотокамеру. Он купил у старьевщика старый объектив. Остальные детали и фотопластинки мальчик сделал сам. Отец похвалил сына за успех, пообещав ему купить настоящий аппарат. И вскоре у Глеба появилась своя камера.

Настоящей отдушиной для молодого человека стал театр. Он самостоятельно устраивал представления, создавал театральные кружки везде, куда ни заносила его судьба. На представлениях всегда выступал сам, играл на скрипке, читал стихи. Но не только театр интересовал молодого человека. Он всегда стремился к изобретательской деятельности.

С весны 1910 актёр Глеб Котельников под псевдонимом Глебов-Котельников в Петербурге. С конца 1910 работает в труппе Народного дома на Петербургской стороне.

Под впечатлением от гибели лётчика Л. М. Мациевича в 1910 году создал первый в мире авиационный ранцевый парашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны.

В архиве сохранилась докладная записка поручика запаса Глеба Котельникова военному министру В. А. Сухомлинову, в которой изобретатель просил субсидию на постройку опытного образца ранцевого парашюта и сообщал, что "4 августа с. г. в Новгороде кукла сбрасывалась с высоты 200 метров, из 20 раз - ни одной осечки. Формула моего изобретения следующая: спасательный прибор для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом... Готов испытать изобретение в Красном Селе..."

В декабре 1911 года "Вестник финансов, промышленности и торговли" сообщил своим читателям о поступивших заявках, в том числе и о заявке Г. Е. Котельникова, однако "по неизвестным причинам патента изобретатель не получил. В январе 1912 года Г. Е. Котельников сделал заявку на свой парашют во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612". Первые испытания парашюта были проведены 2 июня 1912 года с помощью автомобиля. Машину разогнали, и Котельников дернул за спусковой ремень. Привязанный за буксировочные крюки парашют мгновенно раскрылся. Сила торможения передалась на автомобиль, и двигатель заглох. А 6 июня того же года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Салузи.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент за № 1607. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Г. Е. Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Одно из главных изобретений авиации - парашют - появилось благодаря целеустремленности и стараниям всего одного человека - конструктора-самоучки Глеба Котельникова. Ему пришлось не только решать множество наисложнейших для своего времени технических задач, но и долго добиваться начала массового производства спасательного комплекта.

Ранние годы

Будущий изобретатель парашюта Глеб Котельников родился 18 (30) января 1872 года в Санкт-Петербурге. Его отец был профессором высшей математики в столичном университете. Вся семья увлекалась искусством: музыкой, живописью и театром. В доме часто ставились любительские спектакли. Поэтому неудивительно, что еще не состоявшийся изобретатель парашюта в детстве мечтал о сцене.

Мальчик отлично играл на рояле и некоторых других музыкальных инструментах (балалайке, мандолине, скрипке). В то же время все эти увлечения не мешали Глебу живо интересоваться техникой. От рождения получивший он постоянно что-то мастерил и собирал (например, в 13 лет ему удалось собрать работающую фотокамеру).

Карьера

Будущее, которое избрал себе изобретатель парашюта, определилось после семейной трагедии. Преждевременно скончался отец Глеба, и сыну пришлось оставить мечты о консерватории. Он отправился в Киевское артиллерийское училище. Молодой человек окончил его в 1894 году и таким образом стал офицером. Затем последовали три года службы в армии. Уйдя в отставку, Котельников стал чиновником в провинциальном акцизном ведомстве. В 1899 году он женился на подруге своего детства Юлии Волковой.

В 1910-м семья с тремя детьми переехала в Санкт-Петербург. В столице будущий изобретатель парашюта стал актером в Народном доме, взяв для сцены псевдоним Глебов-Котельников. Санкт-Петербург подарил ему новые возможности и для реализации изобретательского потенциала. Все предшествующие годы самородок продолжал заниматься конструированием на любительском уровне.

Увлечение самолетами

В начале XX века началось развитие авиации. Во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, стали проводиться показательные полеты, которые живо интересовали публику. Именно таким образом с авиацией познакомился и будущий изобретатель ранцевого парашюта Глеб Котельников. Будучи всю жизнь неравнодушным к технике, он не мог не загореться интересом к самолетам.

По случайному стечению обстоятельств Котельников стал невольным свидетелем первой гибели пилота в истории российской авиации. Во время показательного полета летчик Мациевич сорвался с сиденья и погиб, рухнув на землю. Вслед за ним упал примитивный и малоустойчивый самолет.

Необходимость парашюта

Катастрофа с участием Мациевича была закономерным последствием небезопасности полетов на самых первых авиационных машинах. Если человек отправлялся в воздух, он ставил на кон свою жизнь. Данная проблема возникла еще до появления самолетов. В XIX столетии от схожего нерешенного вопроса страдали воздушные шары. В случае возникновения пожара люди оказывались в ловушке. Они не могли покинуть терпящее бедствие транспортное средство.

Эту дилемму могло разрешить только изобретение парашюта. Первые опыты по его производству проводились на Западе. Однако задача по своим техническим особенностям для своего времени была крайне сложной. На протяжении многих лет авиация топталась на месте. Невозможность обеспечить гарантию спасения жизни пилотам серьезно тормозила развитие всей индустрии воздухоплавания. В нее шли только отчаянные сорвиголовы.

Работа над изобретением

После трагического эпизода на показательном полете Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) превратил свою квартиру в полноценную мастерскую. Конструктор был одержим идеей создать спасательное средство, которое помогло бы пилотам выжить в случае авиакатастрофы. Самым удивительным было то, что самодеятельный актер принялся в одиночку за техническую задачу, над которой уже много лет безрезультатно бились многие специалисты со всего мира.

Все свои эксперименты изобретатель парашюта Котельников проводил за свой счет. С деньгами было туго, часто приходилось экономить на деталях. Экземпляры спасательного средства сбрасывались с воздушных змеев и петербургских крыш. Котельников обзавелся кипой книг по истории летного дела. Опыт проходил один за другим. Постепенно изобретатель пришел к примерной конфигурации будущего спасательного средства. Это должен был быть прочный и легкий парашют. Небольшой и складывающийся, он мог всегда быть при человеке и выручить в самую опасную минуту.

Решение технических проблем

Использование парашюта с несовершенной конструкцией было чревато несколькими серьезными изъянами. В первую очередь это мощный рывок, который ждал пилота во время раскрытия купола. Поэтому Глеб Котельников (тот, кто изобрел парашют) посвятил много времени конструированию подвесной системы. Также ему пришлось несколько раз переделывать крепления. При использовании неправильной конструкции спасательного средства человек мог хаотично вращаться в воздухе.

Свои первые модели изобретатель авиационного ранцевого парашюта проверял на куклах-манекенах. В качестве ткани он использовал шелк. Для того чтобы эта материя могла на безопасной скорости опустить человека на землю, требовалось порядка 50 квадратных метров полотна. Сначала Котельников складывал парашют в головной шлем, однако в нем не могло поместиться так много шелка. Изобретателю пришлось придумывать оригинальное решение и для этой проблемы.

Идея рюкзака

Возможно, имя изобретателя парашюта было бы другим, если бы Глеб Котельников не догадался решить проблему складывания парашюта с помощью специального ранца. Для того чтобы уместить в него материю, пришлось придумывать оригинальный чертеж и замысловатую раскройку. Наконец, изобретатель приступил к созданию первого опытного образца. В этом деле ему помогала супруга.

Вскоре был готов РК-1 (Русский - Котельниковский). Внутри специального металлического ранца была полочка и две спиральные пружины. Котельников сделал конструкцию такой, чтобы она могла как можно быстрее открыться. Для этого пилоту необходимо было только дернуть за специальный шнур. Пружины внутри ранца открывали купол, и падение становилось плавным.

Последние штрихи

Парашют состоял из 24 полотен. Через весь купол шли стропы, которые соединялись на подвесных лямках. Их пристегивали крючками к основанию, надетому на человека. Оно представляло собой дюжину поясных, плечевых и нагрудных ремней. Также были предусмотрены обхваты для ног. Устройство парашюта позволяло пилоту управлять им при спуске на землю.

Когда стало ясно, что изобретение станет прорывом в авиации, Котельников забеспокоился об авторских правах. У него не было патента, и поэтому любой посторонний человек, увидевший парашют в действии и понявший принцип его функционирования, мог украсть идею. Эти опасения заставили Глеба Евгеньевича перенести свои испытания в глухие новгородские места, которые посоветовал сын изобретателя. Именно там бы опробован окончательный вариант нового спасательного средства.

Борьба за патент

Удивительная история изобретения парашюта продолжилась 10 августа 1911 года, когда Котельников написал подробное письмо в военное министерство. Он в деталях описал технические характеристики новинки и объяснил важность ее внедрения в армию и гражданскую авиацию. Действительно, количество самолетов только росло, а это грозило новыми смертями смелых пилотов.

Однако первое письмо Котельникова затерялось. Стало ясно, что теперь изобретателю предстоит бороться со страшной бюрократической волокитой. Он начал военного министерства и различных комиссий. В конце концов Глеб Евгеньевич прорвался в комитет по изобретениям. Однако функционеры этого ведомства забраковали идею конструктора. Они отказались выдавать патент, считая

Признание

После неудачи на родине Котельников добился официальной регистрации своего изобретения во Франции. Долгожданное событие произошло 20 марта 1912 года. Затем удалось организовать проведение генеральных испытаний, на которых присутствовали пилоты и другие лица, причастные к молодой российской авиации. Они прошли 6 июня 1912 года в деревне Салюзи недалеко от Санкт-Петербурга. После смерти Глеба Евгеньевича этот населенный пункт был переименован в Котельниково.

Июньским утром на глазах изумленной публики пилот аэростата перерезал конец петли, и специально подготовленный манекен стал падать на землю. Зрители следили за происходящим в воздухе с помощью биноклей. Через несколько секунд механизм сработал, и в небе распахнулся купол. В тот день не было ветра, из-за чего манекен приземлился прямо на ноги и, постояв так еще несколько секунд, упал. После этого публичного испытания на весь мир стало известно, кто изобретатель авиационного ранцевого парашюта.

Массовый выпуск парашютов

Первое серийное производство РК-1 началось во Франции в 1913 году. Спрос на парашюты вырос на порядок после того, как вскоре началась Первая мировая война. В России спасательные комплекты были необходимы для пилотов самолетов «Илья Муромец». Затем в течение многих лет РК-1 оставался незаменимым и в советской авиации.

При большевистской власти Котельников продолжил заниматься модификациями своего исходного изобретения. Он много работал с Жуковским, поделившимся своей собственной аэродинамической лабораторией. Опытные прыжки с пробными моделями парашютов превратились в массовое зрелище - на них приходило огромное количество зрителей. В 1923 году появилась модель РК-2. Глеб Котельников снабдил ее полумягким ранцем. Затем последовало еще несколько модификаций. Парашюты становились удобнее и практичнее.

Одновременно со своей Котельников уделял немало времени помощи аэроклубам. Он выступал с лекциями, был желанным гостем в спортивных сообществах. В 55 лет по причине возраста изобретатель прекратил эксперименты. Все свое наследие он передал советскому государству. За многочисленные заслуги Котельникова наградили орденом Красной Звезды.

Будучи на пенсии, Котельников продолжал жить в Северной столице. Он писал книги и учебники. Когда началась Великая Отечественная война, уже пожилой и слабо видящий Глеб Евгеньевич, тем не менее, принял активное участие в организации противовоздушной обороны Ленинграда. Блокадная зима и голод нанесли сильный удар по его здоровью. Котельникова удалось эвакуировать в Москву, где он скончался 22 ноября 1944 года. Знаменитого изобретателя похоронили на Новодевичьем кладбище.

Глеб Котельников родился 18 (30) января 1872 года в Петербурге. Его отец был профессором механики и высшей математики. Кроме того, родители очень увлекались театром и свои увлечения привили сыну. С самых ранних лет маленький Глеб пел, играл на скрипке, а также очень любил мастерить всякие поделки, игрушки, модели.

После школы Котельников окончил военное училище, отслужил в армии три года обязательной службы и ушел в запас. Гражданскую службу начал акцизным чиновником в провинции. В свободное время играл в драматических кружках, продолжал моделирование и конструирование.

В 1910 году он вернулся в Санкт-Петербург и стал актером народного театра. В это же время страну захватил интерес к развивающейся авиации. Первые русские летчики демонстрировали полеты на всевозможных аэропланах. Общей проблемой летательных аппаратов того периода была их крайняя ненадежность. Глеб Котельников, очень любивший технику, мог часами наблюдать за их полетами. Впечатленный гибелью летчика Л. Мациевича, Котельников решил создать аппарат, который в случае необходимости мог бы спасти летчику жизнь. Подобные устройства появились еще в XVIII веке, вместе с воздушными шарами. Первые парашюты были крепкими, но тяжелыми, а когда их стали прорезинивать, то они вообще превратились в неподъемные. Позже, с появлением авиации, некоторые летчики пытались спастись с помощью специальных «зонтов», которые крепились к самолетам, но эти приспособления были громоздкими, ненадежными, и, естественно, использовали их крайне редко.

И вот Глеб Евгеньевич Котельников придумал новое средство спасения, которое со временем стало популярным во всем мире. Он заменил тяжелый лен легким шелком и вшил в край парашюта тонкий эластичный трос, стропы разделил на две части, что позволило управлять приспособлением.

Парашют должен был находиться на летчике и быть в постоянной готовности к безотказному использованию. 10 месяцев трудился Котельников над разработкой, и в результате получился парашют РК-1 («русский, Котельников, модель № 1»). Испытания начались в июне 1912 года и прошли успешно. Первый парашют был круглой формы, легко укладывался в металлический заплечный ранец. Раскрывался парашют с помощью вытяжного кольца.

После первых успешных испытаний Котельников обратился в военное министерство с предложением укомплектовать приспособлением военную авиацию. Парашют всем понравился, но был отклонен «за ненадобностью».

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал полужесткий ранцевый парашют - РК-2, а позднее появился РК-3 с мягким ранцем. В дальнейшем изобретателем был создан грузовой, а также коллективный парашют, который предполагалось использовать при спасении пассажиров при авариях гражданских самолетов. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения советскому правительству. 22 ноября 1944 года Глеб Евгеньевич умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

В 1949 году в деревне Салюзи возле Гатчины, при въезде, был открыт памятный знак с изображением парашюта. Деревня впоследствии получила название Котельниково. Именно здесь прошли испытания созданного Котельниковым парашюта.