Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту - почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.

Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка - то есть такой, какими пользуются и по сей день, - изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.

От Возрождения до Первой мировой

«Парашют» - калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения - знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. - РП .) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у - около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 - 5,8 м!

Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.

Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха - и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.

Не было бы счастья…

Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.

Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени - капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе - это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.

Полет Льва Мациевича. Источник: topwar.ru

С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, - писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. - Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.

Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.

«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, - вспоминал потом Котельников. - Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».

Из шлема - в ранец

«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, - писал в своих воспоминаниях Котельников. - Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».

Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный - поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой - парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: "Вот!" Он нашел то, что искал!»

Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем - голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом - из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.

Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.

К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 - то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.

«Парашюты в авиации - вообще вещь вредная…»

Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации - вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» - такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.

С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам - чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!

Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.

В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…

Глеб Котельников с испытательным манекеном «Иваном Ивановичем» .

Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) родился в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Окончив Киевское военное училище в 1894 г. и прослужив три года, он ушёл в запас. Несколько лет служил акцизным чиновником в провинции, увлекаясь самодеятельным театром. В 1910 г. Котельников вернулся в Петербург и поступил актёром в труппу Народного дома на Петербургской стороне.


Котельников с изобретённым им парашютом

В том же году под впечатлением от гибели авиатора Льва Мациевича он занялся разработкой авиационного парашюта. 10 месяцев напряжённых трудов привели Котельникова к созданию первого в мире ранцевого парашюта свободного действия. В декабре 1911 г. Котельников попытался зарегистрировать его в России, но по неизвестным причинам не смог получить патента. Попытка зарегистрировать изобретение во Франции оказалась более успешной - 20 марта 1912 г. Котельников получил патент на парашют РК1 (русский, Котельникова, 1-я модель).






Первые показательные испытания состоялись в 1912 г. 2 июня на гоночном шоссе у Царского Села было проведено испытание с помощью автомобиля Руссо-Балт, который разогнался на полную скорость, после чего Котельников раскрыл парашют, заставивший заглохнуть двигатель машины. Таким образом Котельников стал также изобретателем и тормозного парашюта. 6 июня РК1 был испытан в лагере Воздухоплавательной школы у деревни Сализи под Гатчиной. Манекен весом около 80 кг с закреплённым на нём парашютом сбрасывался с разной высоты с аэростата. Все броски прошли успешно, однако Главное инженерное управление русской армии не приняло парашют Котельникова в производство из опасения, что он побудит лётчиков покидать аэроплан при малейшей неисправности.



Зимой 1912-1913 г. деловой партнёр Котельникова Вильгельм Ломах представил парашют РК1 на конкурсе во Франции. 5 января 1913 г. в Руане студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский с моста через Сену высотой 60 м совершил первый в истории прыжок с ранцевым парашютом. Изобретение Котельникова получило признание в Европе, где с середины 1913 г. началось его широкое копирование на основании двух образцов РК1, проданных Ломахом.


С началом мировой войны русское военное ведомство вспомнило об изобретении Котельникова и заказало ему 70 парашютов для самолётов «Илья Муромец». За годы войны РК1 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Кроме того, Котельникову было поручено разработать парашют, который мог бы спускать с борта «Ильи Муромца» тяжёлую пушку после того, как она произведёт выстрелы по противнику. Хотя эта затея в конечном счёте не удалась, в ходе выполнения задачи Котельников изобрел и успешно испытал первый в мире грузовой парашют.

Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем — ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.

Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.

И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.

Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.

И наконец, самое главное изобретение Котельникова — он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней — сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.

Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.

Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!

Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.

Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил: «Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».

В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало — ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.

В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.

А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.

Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.

Считается, что придумал парашют Леонардо да Винчи еще 530 лет назад, в 1483 году. Зачем он это сделал, никто не знает. Не знал этого, видимо, и сам Леонардо. Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем - ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.

Парашют - штука нужная

Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.

И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.

Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.

И наконец, самое главное изобретение Котельникова - он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней - сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.

Ранец Котельникова

Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.

Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!

Парашют в авиации - вещь вредная

Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.

Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил:

«Парашют в авиации - вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».

В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало - ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.

В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.

Нет пророка в своём отечестве…


А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.

Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.

Общая оценка материала: 4.9

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Отец видеозаписи Александр Понятов и AMPEX Синтезатор Термена - терменвокс Электродвигатель для пылесоса изобретен в 1891 году История изобретения граммофона

Что может быть прекрасней свободного полета? Еще с древнейших времен человечество задумывалось о покорении небесной синевы, однако преодолеть силу земного притяжения удалось совсем недавно, всего несколько столетий тому назад. На помощь пришли летательные аппараты легче воздуха, ну а уже значительно позднее, в конце ХІХ века, появились прототипы современных летательных средств – самолетов. Тем не менее, мечты об индивидуальных полетах по прежнему не давали покоя тысячам романтиков, проживающих на всех пяти континентах. В этой статье мы вспомним историю гениального изобретения, которое позволила хоть на мгновение испытать ощущение свободного падения. Как вы уже наверное догадались, речь пойдет о парашюте.

Принято считать, что первым изобретателем конструкции, которая была способна обеспечить парение и индивидуальный спуск на землю после высотного прыжка, был никто иной, как кудесник Возрождения Леонардо да Винчи. Изобретатель указал точные пропорции полотняного паруса, которое обеспечивало полную безопасность прыжка. Однако расчеты этого прапарашюта так и остались на бумаге.

Значительно позднее, в ХVІІ столетии узник тюрьмы, француз Лавен, готовя побег, решился на отчаянный эксперимент. Изобретатель смастерил подобие полотняного шатра, прикрепив к нему китовый ус и, выпрыгнув из окна, благополучно спустился на водную гладь.

В России первым парашютистом стал некто Александровский, который в 1806 году совершил успешный прыжок с воздушного шара, пролетавшего над Москвой.

В конце позапрошлого века парашют все еще оставался диковинкой, однако пользовался все большей популярностью у покорителей воздушных просторов, использовавших монгольфьеры и дирижабли.

Конструкции парашютов, применявшихся в конце ХІХ – начале ХХ века, несмотря на многочисленные усовершенствования и конструкторские доработки, не давали стопроцентной гарантии безопасного приземления. Хотя в связи с активным развитием летательных аппаратов тяжелее воздуха, появилась потребность в средствах, которые смогли бы обеспечить прыжок за борт и последующее успешное приземление.

Пионером в разработке и испытании таких парашютов стал обычный русский парень Глеб Котельников, который с младых ногтей был очевидцем восхождения эры воздухоплавания. Выходец из семьи ученых, Глеб не на шутку увлекся аэропланами, однако наблюдаемый им несчастный случай мгновенно отрезвил его, избавив от лишних иллюзий. В 1910 году Котельников стал свидетелем катастрофы, постигшей самолет летчика Л. Мациевича. Молодой изобретатель, испытав настоящий шок, решил во что бы то ни стало создать парашют, который бы помог пилотам сохранить свою жизнь во что бы то не стало.

На разработку первой модели парашюта РК-1 (Русский парашют Котельникова первый) ушло около десяти месяцев. Конструктор предложил сшить купол из тонкого прорезиненного шелка, объем которого легко уменьшался в металлический заплечный ранец. К стропам, удерживающим купол, Глеб прикрепил две регулирующиеся лямки, с помощью которых парашютист мог легко управлять всей конструкцией во время полета. Согласно расчетам, такой купол диаметром восемь метров и весом всего 2 килограмма, мог свободно удерживать в воздухе человека весом около 80 килограммов. К сожалению, российские военные и чиновники не поддержали изобретателя, поэтому патент на изобретение под номером 438 612 Котельников смог получить только в 1912 году во Франции.

Летом 1912 года Котельников провел первое испытание своей парашютной конструкции. Разогнавшись на легковом автомобиле, Глебу удалось затормозить транспортное средство с помощью раскрытого в процессе движения парашюта. Немного позже РК-1 был испытан с аэроплана. Так, с самолета был сброшен 200 килограммовый манекен, который плавно приземлился в установленной зоне без видимых повреждений. Боевое крещение парашюты Котельникова получили уже на фронтах Первой мировой и Гражданской войн.