Запахи свежей хвои сосны и ели пробуждают приятные воспоминания у каждого человека; ведь несмотря на некоторые отличия оба вида семейства Сосновых участвуют в новогодних праздниках, оба приносят радость.

Чем же отличается сосна от ели? — Далеко не все это знают, но поскольку они — основные жители лесов нашей родины, каждому интересно и полезно понять, в чём состоят эти различия.

Фото елей на базе отдыха «Буревестник»

Проведём сравнение ели (род Picea) и сосны (род Pinus) по следующим параметрам:

Внешний вид

Посмотрев на фото сосны и ели, мы найдём отличия:

Фото сосновой коры.

  • По продолжительности жизни: сосны 300 — 400 лет, ели 200 — 250. Сегодня таких показателей достигнет не каждое дерево — происходит беспощадная. по-человечески ничем не обоснованная вырубка.
  • Хвоей — у сосен более светлая, длиннее. Тут есть схожесть — на самом деле это видоизменённые листья, которые стали таковыми для уменьшения испарения с их поверхности. Таким образом вечнозелёные деревья избегают листопада, не теряют влагу в холодное, жаркое время года, благополучно переживают зиму. Для этой цели поверхности иголок дополнительно покрыты влагонепроницаемым воском.
  • Листопада практически нет, но всё же смена иголочек происходит. В отличие от сосновых (меняются за 2-3 года) у еловых этот срок может растянуться лет на 12. Частичное опадение хвои происходит осенью.
  • Длина сосновых иголок до 5 см, растут они пучочками по две; еловые взрослые более жёсткие острые достигают 2 см, крепятся к ветке по одной.

Для веток того и другого рода характерно веерное или, по другому, мутовчатое строение.

Условия обитания

Сосна обыкновенная и сибирская, ель европейская — наиболее часто встречаются на российских просторах. Оба вида растут повсеместно, приспосабливаясь к окружающим условиям.

Основное отличие — в отношении к освещённости места произрастания. Сосна очень светолюбива, так тянется к свету, что способна жить на большой высоте над уровнем моря, где нет конкурентов, на бедной полезными соединениями почве. Если ветки окажутся в темноте, то постепенно отмирают, а ствол в этом месте затягивается корой.
Ель же переносит большие затенения, поэтому её ветки расположены даже у земли, в теневой области. Ельники любят богатые питанием и влагой грунты.



Сосны тянутся к свету.

Из-за разного отношения к солнечному свету растительность под пологом елового леса отличается от растительности соснового. Это касается также грибов и ягод, мхов и лишайников.

Корневая система

Сосны от елей отличаются строением корней, так как выбирают для жизни различные места. У ёлок корневая находится в верхнем слое почвы, с преобладанием боковых ответвлений, в десятилетнем возрасте центральное корневище вообще отмирает.

На севере Нижегородской области лет шесть назад прошёл ураган — до сих пор лес непроходим из-за вывернутых с корнем ёлок (грустно, что некому их убрать!)

Сосна имеет мощный глубокий стержневой корень, а также боковые, благодаря чему она всегда найдёт за что уцепиться — скалу, песок — лишь бы было много света.

Чем отличаются шишки, семена

По форме шишки ели и сосны напоминают крону этих деревьев — округлые у основания сосновые и вытянутые конические у елей. Плодоношение отличается сроками, у елей начинается позднее (20-25 лет); у сосен 10-15.

Это органы размножения хвойных; у тех, и других бывают мужские и женские, они начинают развитие весной. Женские располагаются на концах хвойных лапок, у ели они крупнее, заметнее, так как имеют красный цвет. В мужских шишках созревает пыльца, в женских — семена.

Еловые шишки (оплодотворённые) находятся обычно в верхней части дерева, у сосны не имеют определённого места расположения. Семена в шишках прикрепляются по-разному.

У сосны созревание семян происходит в течение почти двух лет, зимой.
У её «подружки» они готовы в текущем году опыления.

Те и другие снабжены крылышками для уменьшения скорости падения. Таким образом разносятся ветром на большие расстояния.

Древесина

  • прочнее, поглощает меньше влаги и поэтому чаще рекомендуется для строительных целей, дольше не поддаётся гниению, используют для наружных работ.
  • обладает большим ароматом, который держится в помещении не один год.
  • Для внутренней отделки помещений, так как обладает меньшей плотностью, весом.
  • Более хрупкая, легче колется.
  • Интересно, что из ели делают качественные музыкальные инструменты из-за особого строения и расположения волокон древесины. Такая древесина называется резонансной (с лат. «звучу в ответ»), используется для изготовления скрипок, фортепиано, гитар.

К сожалению, общими являются вредители, особенно жуки короеды, которые могут истребить целые плантации. Раньше в лесничествах от них проводилась обязательная обработка, сейчас …

Ель и сосна – самые красивые, величественные деревья России. Хочется, чтобы так было дальше.

Помните, хвоинки сосны растут как известно, по две, а кто найдёт три — будет тому счастье!

Технологическая карта урока

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

1

Тема раздела

Родная природа

Тема изучения

Хвойные деревья

Цель

создание условий на уроке для организации исследовательской деятельности учащихся по сравнению хвойных деревьев, нахождению их отличия от лиственных.

Создать условия для развития мышления, наблюдательности, связной монологической речи

Воспитывать экологическую культуру, коммуникативные умения.

Планируемые результаты обучения

личностные

метапредметные

предметные

Способствовать развитию умений успешно осуществлять учебную деятельность, доводить работу до конца, п редвидеть результат своей деятельности.

Создать условия для развития умений в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира, с тавить учебную задачу и контролировать её выполнение, уметь доводить дело до конца, п ринимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения.

содействовать формированию умения описывать внешние признаки растения, кратко характеризовать хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Понимать, что такое хвойные деревья, называть ель, сосну, кедр и др. Приводить примеры хвойных деревьев, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница).

Тип урока :

Урок изучения нового материала

Формы организации деятельности учащихся

фронтальная, работа в парах

оборудование

Для учителя

Для учащихся

Учебник, презентация, предметные картинки, Диск ЭОР «Окружающий мир.1 класс» («Вентана-граф»)

Учебник, рабочая тетрадь, предметные картинки, гербарий (ель, сосна, лиственница), веточки и шишки сосны и ели.

Содержание урока

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1

Самоопределение

(мотивация) к учебной деятельности

Я рада нашей новой встрече,

Быть с вами нравится, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать

Выводы делать и рассуждать.

Подумайте, как мы должны работать на уроке, чтобы узнать как можно больше, как можно больше успеть сделать открытий?

Строят речевые высказывания – предположения. Обосновывают ответ.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Работа в парах с карточками . Рассмотрите картинки на доске и партах. Подумайте, как эти предметы назвать одним словом? ДЕРЕВЬЯ – СЛАЙД

Разделите эти деревья на 2 группы. На какие группы поделили? ЛИСТВЕННЫЕ И ХВОЙНЫЕ –СЛАЙД. По какому признаку вы их распределили? Как называются листочки-иголочки хвойных деревьев? ХВОЯ, ХВОИНКИ –СЛАЙД.

Речевая разминка О какой группе деревьев говорят «Зимой и летом – одним цветом», или вечнозеленые? Почему?

Работают в парах, находят основания для классификации, выделяют общее и различия, классифицируют объекты.

Строят речевые высказывания, отвечают на проблемные вопросы учителя

3

Определение темы урока, постановка учебной задачи. Постановка проблемы

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, что мы узнаем?

СЛАЙД «Тема урока: хвойные деревья»

Итак, СЛАЙД сосна и ель – вечнозеленые растения, т.е. они не сбрасывают свои листочки и не меняют цвет. Как вы думаете, хвойные деревья отличаются чем-то друг от друга? А есть ли среди них такие, которые меняют цвет хвоинок и сбрасывают их на зиму?

К концу нашего урока, мы выясним, кто из нас прав и постараемся ответить на эти вопросы.

Выдвигают гипотезы – предположения.

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Для того, чтобы ответить на вопросы, мы проведем небольшое исследование. Начнем с исследования веточек и шишек ели и сосны, которые лежат перед вами.

Ставлю перед вами цель СЛАЙД– изучить хвоинки и шишки ели и сосны и выяснить, что у них общего и чем они различаются.

Перед нами вопросы для исследования – СЛАЙД

1.Как расположены хвоинки у сосны? У ели?

2. Какие по длине хвоинки сосны? У ели?

3. Сравни шишки. Что общего? Чем различаются?

Практическая работа в парах по плану.

Проверка. Вопросы для проверки.

1 пара – Чем похожи ветки сосны и ели? Одинаково ли расположены хвоинки у сосны и ели?

2 пара – Сравните по длине хвоинки сосны и ели.

3 пара – Какой формы шишки у сосны? У ели? Чем они похожи, чем различаются?

4 пара – покажите веточку сосны, ели.

Подведем итог исследования. Какую цель ставили? Какое открытие сделали?

Организуют практическую деятельность в парах, сравнивают объекты природы по плану, описывают внешние признаки растения.

Рефлексия способов и результата деятельности

5

Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с гербарием в парах

Рассмотрите гербарий. Покажите веточку того дерева, о котором будет загадка.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветки только на макушке (сосна)

Найдите в гербарии сосну.

ЕЕ всегда в лесу найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая как еж

Зимою в платье летнем. (ель)

Найдите в гербарии веточку ели.

Все ли растения гербария показали? Веточка какого дерева лежит перед вами? Прочитайте название этого дерева. Это лиственница. (СЛАЙД) Что общего у лиственницы с елью и сосной? Это дерево особенное. В чем его особенность, узнаем, прочитав в учебнике статью на стр.98.

О какой особенности лиственницы мы узнали? Как понимаете слово «долгожитель»

Применяют полученные знания. Находят в тексте необходимую информацию.

6

Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Верно-неверно». Если согласны – большой пальчик вверх, не согласны – вниз

(ДИСК ЭОР «Окружающий мир. 1 класс» вкладка «Задания»- январь – хвойные деревья)

Лиственница сбрасывает на зиму листики-хвоинки.

У ели и сосны листьев нет.

Листья хвойных деревьев называют хвоей.

Лиственница не сбрасывает на зиму листики-хвоинки

Задание на карточках – дорисовать веточку сосны и ели.

Как вы думаете, существуют ли другие хвойные деревья? На этот вопрос вы поищите ответы с родителями дома.

Проверяют правильность усвоения материала, сравнивают результат с образцом

7

Рефлексия учебной деятельности

В начале урока у нас возникли предположения, что все хвойные деревья отличаются чем-то друг от друга? Подтвердилось наше предположение? Чем отличаются?

Также были высказаны предположения, что нет (есть) среди них такие, которые меняют цвет хвоинок и сбрасывают их на зиму? Какое предположение оказалось верным? Что интересного из урока расскажите своим родителям? Что показалось сложным? Как оцениваете свою работу – вы поработали в полную силу или что-то помешало этому?

Строят речевые высказывания, определяют степень достижения целей урока, выполнения задач. Анализируют и оценивают результаты собственной деятельности.

Главная -> Энциклопедия ->

Почему листья (иголки) сосны и ёлки не опадают зимой как у других деревьев? Ответьте поразвёрнетей!Спасибо!

Хвойным деревьям приходится выдерживать очень суровые зимы. Тем­пература там ниже 0°С, а зачастую опус­кается и ниже - 40°С. Зимы приносят су­ровую засуху, так как грунтовые воды полностью замерзают. Снег лежит очень долго, летом оттаивает лишь тонкий слой почвы, и доступной растениям воды мало.

Хвойные деревья вечнозеленые что бы продолжать выра­батывать питательные вещества. Площадь поверхности одной иголки (их «листа») очень мала, к тому же она покрыта слоем воска. Это задерживает испарение и по­могает сохранить воду. К тому же в игол­ках вырабатывается вещество, не дающее им замерзнуть и погибнуть от мороза.

Высокая плотность деревьев помогает им сохранять тепло. Воздух, захваченный хвоинками и ветвями, образует вокруг каждого дерева своеобразный изоляци­онный слой. А коническая форма деревь­ев не дает снегу задерживаться на вет­вях, и они не ломаются под его тяжестью.

Зимой хвойные деревья макси­мально используют солнечный свет. Их форма такова, что сол­нечные лучи доходят до каждого дерева. Отраженное снегом тепло задерживается между деревьями.

Это правда и не правда, одновременно. В том виде, в котором мы их привыкли видеть нет, и название у них совсем другое – иголки и только назначение преобразование солнечного света в хлорофилл объединяет листья и иголки между собою. Поэтому листья есть у всех представителей семейства хвойных. А к ним относятся елки и у сосны, туя и лиственница и даже могучий, достигающий в высоту 50 метров кедр. Просто как вы уже догадались, листья хвойных деревьев выглядят не совсем привычно. У семейства хвойных листья тонкие, жесткие и длинные, в виде иголок покрытых чешуйками.

Действительно в литературе при описании хвойных растений иногда можно встретить утверждение, что листья на елках никогда не опадают, но это тоже неправда.


Иголки зимою засыхают, оставаясь зелеными, весною, у основания такой иголки отрастает новая, а засохшая часть осыпается, но впечатление при этом действительно такое, что иголки не опадают. Зайдите в хвойный лес, у вас под ногами будет слой иголок толщиной минимум в 5 сантиметров. Листья елок и сосен называются хвоей, отсюда произошло и название вечно зеленых растений — хвойные.