Философ, писатель и общественный деятель

Русский художник и ученый Николай Рерих – кто не слышал о нем сегодня? Тысячи картин, научные работы, философские и публицистические очерки; экспедиции, одна из которых – Центрально-Азиатская – входит в золотой фонд географических исследований нашей планеты…

Рядом с ним всегда находилась спутница – темноглазая стремительная женщина, мать двух его сыновей, Юрия и Святослава. Его тяга и огромный интерес к Индии и в целом к Востоку сформировались, по словам биографов, «через призму мировоззрения жены».

Он называл ее Ладой. И однажды написал о ней: «Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали ее. Когда Серов работал над ее портретом, он уверял, что основою ее сущности есть движение (именно так у Николая Константиновича. Удивляться странному русскому языку четы Рерихов не стоит – слишком далеки они были от России! – Авт.). Она всегда готова. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, – на все готова Елена Ивановна. И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе… Поболеет немного, но быстро духом преодолеет тело, и опять можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машинка. Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются ее помощью, прилетающей на крыльях аэропланов… Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленой Ивановной написан ряд книг… Велика радость давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса».

Портрет Елены Рерих. Художник - Валентин Александрович Серов.

Высказывание о самом близком человеке вылилось в откровенную агитацию за новую веру, похвальное слово духовному наставнику… Но такой – особенной – была жизнь этих людей, и она наложила определенный отпечаток на их отношения, поступки и мысли.

Как соединились их пути и почему их судьба оказалась связанной с Востоком? Еще в 1899 году молодой Рерих путешествовал по России. Увлеченный археологией, он изучал памятники старины в Псковской, Новгородской и Тверской губерниях. Однажды заехал в имение князя Путятина в Бологом, где в это время гостила племянница хозяина Елена Шапошникова.

Она родилась 12 февраля (31 января по старому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге, в доме на Сергиевской улице, в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, принадлежавшей к старинному роду Голенищевых-Кутузовых. Так что знаменитый полководец Михаил Кутузов приходился Елене двоюродным дедом. А композитор Модест Мусоргский – двоюродным дядей…

Брат маленькой Елены умер пяти с половиной лет от дифтерита. Когда девочке шел пятый год, мать стала больше заниматься ею и начала учить ее чтению. Постепенно, на газетах, кубиках и картинках, она освоилась с азбукой и стала бегло читать. Так же быстро одолела и азбуки – французскую и немецкую, а к шести годам уже свободно читала и даже писала на трех языках.

С самых ранних лет книги стали ее лучшими наставниками и друзьями. Среди самых первых оказались и два старинных тома «Путешествий по Центральной Азии и по Дальнему Востоку». Девочка любила рассматривать их, ибо они были щедро иллюстрированы, и таким образом рано познакомилась с природой, этнографией и жизнью Дальнего Востока.

Юная Елена Шапошникова блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу, так как обладала прекрасными музыкальными способностями. По окончании училища собиралась поступать в Петербургскую консерваторию… В то время она, признанная светская красавица, имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание. Вот как вспоминает о ней одна из современниц: «В ней было какое-то очарование, шарм и необычная женственность всего ее облика. Любила наряды, всегда по последней моде одетая, очень элегантная. В ней было развито чувство красоты».

…Молодой художник нашел в своей новой знакомой внимательного и заинтересованного слушателя, а через некоторое время с удивлением обнаружил широту и многообразие знаний и интересов этой девушки: она оказалась одаренной пианисткой, разбиралась в живописи, свободно говорила на четырех языках, увлекалась индийской философией. Ей уже не раз делали предложения, порой сулившие весьма выгодные партии, но Елена не спешила замуж. В холодном и туманном Петербурге она мечтала о далекой солнечной стране, о причудливых вершинах Гималайских гор, о таинственном полумраке древних индуистских храмов. В те годы с Индией ее связывали только книги да некоторые обстоятельства. Она помнила, например, рассказы о родственнике, который побывал в Индии и однажды появился на придворном балу в богатом костюме раджи. Потом он снова уехал на Восток, и больше о нем никто ничего не слыхал. Это будило воображение, заставляло жадно искать все новые и новые сведения о чудесной стране.

«Без Тебя не сдвинуть этих громад, висящих надо мною, – многообещающе писал ей Рерих. – Помнишь ли в сказке… требовалась молитва чистой девушки, чтобы спасти кого-то откуда-то. Чистая женщина невидимой рукой ведет мужчину далеко».

И она повела… В 1901 году Елена Шапошникова стала Еленой Рерих. Через год родился сын Юрий, будущий всемирно известный ученый-востоковед. Еще через два года, в 1904 году, – сын Святослав, которому суждено было стать художником.

С 1907-го по 1909-й годы Рерихи все более погружались в изучение Индии, Тибета. Но если Николай Константинович стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Елена Ивановна хотела изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности ее интересовала легенда о Шамбале, в которой мечтательнице виделась духовная твердыня Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной.

Революцию Рерихи встретили в Карелии, где они жили в течение двух лет до 1918 года. В конце концов длительное тяготение к Востоку вылилось в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию. В 1919-м семья Рерихов перебралась в Англию. В это время Николай Константинович получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Америка, где супруги рассчитывали после продажи картин собрать дорогостоящую экспедицию, стала следующей, трехлетней остановкой на пути в Индию.

К тому времени, когда Рерихи в 1923 году попали в Индию, пройдя трудный кружной путь, Елена Ивановна была уже, как утверждает востоковед Людмила Шапошникова, «сложившимся философом, писателем и общественным деятелем. Она любила Индию и хорошо знала ее».

Агни Йога. Николай Рерих.

Николай Константинович называл жену «другиней». Старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру этой необычной женщины. Многие из картин с запечатленными на них мощными горными хребтами, прозрачной синевой неба, удивительно сочетающиеся с живой символикой Востока, были написаны Рерихом по ее замыслам.

Трудно назвать хотя бы одну область деятельности Николая Константиновича, где б не проявилось участие его жены. В конце 1924 года он вместе со своей верной спутницей и старшим сыном отправился в Центрально-Азиатскую экспедицию. Тяжелые переходы по неизведанным тропам Трансгималаев, нападения разбойников, чинимые англичанами, которые едва не привели к гибели экспедиции, – все это требовало не только выносливости, но и мужества. У Лады его оказалось больше, чем у кого-либо другого. «На коне вместе с нами, – пишет Николай Рерих, – Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовней (и это не опечатка! – Авт.) и радостней была она… Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера».

В двадцатые и тридцатые годы ХХ века Елена Ивановна подготовила серию книг под общим названием «Агни Йога», или «Живая Этика». Они были изданы в Нью-Йорке, Париже и Риге.

«Сознание масс растет и ширится, и не загнать его в средневековые застенки!» – восторженно вещала миру автор.

Летом 1926 года Рерихам удалось совершить невозможное – посетить родину. Они, пишет Л.Шапошникова, «привезли в Москву письмо индийских Учителей, ларец с гималайской землей «на могилу нашего брата Махатмы Ленина» и серию картин «Майтрейя»… И хотя Николай Константинович встречался с такими крупными деятелями Советского правительства, как Луначарский, Чичерин, Крупская, его визиту не придали того значения, которого он заслуживал. Ни на кого из них не произвело впечатления ни письмо индийских махатм, ни оригинальность высказанных Рерихом идей…».

Тем не менее после этой поездки в 1927 году в Улан-Баторе вышла изданная Рерихом книга «Община», в которой устами духовных учителей Востока как бы благословлялся новый строй и подчеркивалась «миссионерско-спасительная» роль Советской России.

В 1928 году Рерихи создали в живописной долине Кулу, что в Западных Гималаях, институт «Урусвати» («Свет утренней зари»). Вскоре он превратился в один из крупных научных центров Индии. Елена Рерих стала его почетным президентом-основателем. Тонкий знаток искусства, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт. Она мечтала о том, что когда-нибудь на этом месте вырастет город Знания и со временем превратится в международный центр научного сотрудничества.

Живя в Кулу, Елена Ивановна тщательно избегала контактов с людьми. В ее спальню вход был разрешен единственной служанке – Майна Деви, ванну готовил отдельный слуга, еду для семьи – целая группа слуг. Вспоминают лишь один случай, когда хозяйка вышла к воротам ограды, чтобы встретить приехавших в имение Джавахарлала Неру и его дочь Индиру…

Зинаида Лихтман, Юрий Рерих, Елена Рерих, Николай Рерих.

Домашний врач Рерихов в Индии А.Ф.Яловенко писал о Елене Ивановне: «Что же касается г-жи Рерих, то я должен сказать, что она больной человек. Она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. …он (Н.К.Рерих. – Авт.) часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я ему дал книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е. И… В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха».

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж.Сент-Илер была издана работа Елены Рерих «Криптограммы Востока». «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной эзотерической традиции Азии, описывают легендарные и исторические события давно минувших дней. Прежде всего это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни Великих Учителей человечества – Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Завершают книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так и всего мира.

С 1933 года Елена Ивановна вела раздел «Свободная трибуна» в журнале «Оккультизм и Йога» – печатном органе русских эмигрантов, интересующихся теософией и эзотерикой, издававшемся сначала в Югославии, а затем в Парагвае. Она участвовала в борьбе за женское равноправие, помогала прогрессивным организациям, предупреждала о надвигающейся угрозе войны, осуждала фашистскую агрессию. В самые тяжелые для далекой родины военные годы Елена Рерих горячо верила в победу, вместе с мужем перечисляя деньги в фонд Красного Креста и фонд помощи Советскому Союзу. И вот наконец май 1945-го! Рерихи решили готовиться к возвращению.

Елена и Николай Рерих.

Но задуманному не суждено было осуществиться: визу на въезд в Советский Союз им так и не дали. А в декабре 1947 года Николая Константиновича не стало. Вскоре после его смерти Елена Ивановна покинула долину Кулу и вместе со старшим сыном поселилась в небольшом городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев. В следующем году Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем сделала еще одну попытку вернуться на родину. Но виза вновь не была получена…

Вернулся в Россию (уже в 1957 году) только Юрий Николаевич Рерих. На родине прожил всего три года, вплоть до своей неожиданной смерти. Младший, Святослав Николаевич, остался в Индии. Он как никто другой перенял от родителей выспренность речи и корявую витиеватость стиля: «Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высшие идеалы жизни и прошли свой путь как образец взаимопреданности и совершенствования».

Семья Рерих.

Елена Ивановна умерла в 1955 году. В комнате, напоминающей сводчатыми потолками монастырскую келью или древнюю светелку, и до сегодняшних дней сохранилась ее кровать, лежа на которой, Елена Ивановна сделала свои последние записи. Уронив карандаш, потянулась за ним, но упала с кровати и ударилась об угол тумбочки. Через несколько дней ее не стало… Ее похоронили по буддийскому обряду: тело сожгли, а на месте кремации установили памятное сооружение – ступу, какие сооружают в честь самых выдающихся святых.

По воспоминаниям Святослава Рериха, во время похоронной церемонии тело его матери положили на бамбуковые носилки и понесли на высокую гору. Шесть буддийских лам и шесть индийских коммунистов, подставляя плечи под носилки, сменяли друг друга. На одном из поворотов их встретила воинская часть и оказала Елене Ивановне последние почести. Но самым удивительным было другое. Последние восемь лет Елена Рерих вела уединенный и замкнутый образ жизни, почти ни с кем не общаясь. Но носилки сопровождало огромное количество людей. Их никто не извещал о церемонии, никто не приглашал на нее. Повинуясь какому-то странному зову, они пришли проводить в последний путь русскую женщину, о которой почти ничего не знали…

До конца жизни Елена Ивановна свято верила в правильность и неоспоримость своего учения: «Вы спрашиваете совета, как быть успешным в работе и в своем развитии. Между тем вы имеете книги Живой Этики, в которых даны исчерпывающие указания и советы, и при исполнении хотя бы десятой части всего данного благие результаты не заставят себя ждать».

В свое время Рерихи были отлучены от православной церкви, которая и по сей день считает рериховское движение в России нелегальной религиозной сектой оккультно-антихристианского характера. Но рериховские центры по-прежнему регистрируются по стране под видом общественных, культурных и образовательных…

«Религиозным рериховское учение является хотя бы потому, что выдает себя за синтез всех религий», – пишет газета «Русский вестник». Хочется добавить в подтверждение этой мысли, что сама Елена Рерих переняла, может быть, невольно, стиль Нового Завета, и порой успешно пользовалась им: «Мудрость Учителя есть мудрость его»; «Теперь хочу сказать Вам: прекрасно делаете, что оберегаете доверенное Вам»; и т. д.

Елена и Юрий Рерих.

В 1990 году Сергей Подгорный на основании тщательного анализа творческого наследия Николая Рериха и Елены Рерих сделал сенсационный вывод о том, что некоторые материалы, положенные в основу их учения, являются мистификацией, сделанной из любви к человечеству, из самых лучших побуждений. Исследователь заключил, что ни с какими Махатмами из Шамбалы во время своих экспедиций Рерихи не встречались, а общались с какими-то мудрецами явно местного, земного происхождения. При изучении текстов он обнаружил полное сходство записей бесед с Махатмами со стилем письма самих Рерихов. По мнению С. Подгорного, в откровениях рериховских Махатм ничто даже отдаленно не напоминает написанное «высокоразвитыми людьми, чьи знания беспредельны…».

Очевидно, Рерихи сознавали это, поскольку, к примеру, свою книгу «Община» с записями бесед, изданную почему-то в Монголии в 1927 году, никогда при своей жизни больше не переиздавали, а остальные книги были изданы ими анонимно.

О Елене Рерих был снят документальный фильм «Елена Рерих. Штрихи к портрету».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст Е.Н.Обойминой и О.В.Татьковой

Елена Рерих


Елена Ивановна Рерих (до замужества Шапошникова) родилась в феврале 1879 г. в семье архитектора. С детских лет она проявляла разносторонние дарования: легко овладела несколькими иностранными языками, была очень музыкальна, хорошо рисовала. Окончив с золотой медалью Мариинскую гимназию, Елена Ивановна поступила в одной из санкт-петербургских музыкальных школ. Ее считали одаренной пианисткой и пророчили большое музыкальное будущее.

Пишут также о ее красоте и обаянии, о тонких благородных чертах ее лица, о проникновенном взгляде и лучистых, миндалевидных темно-карих глазах. Живя в столице, Елена Ивановна вела светский образ жизни, имела много поклонников, претендовавших на ее руку. Но всем им она предпочла молодого талантливого художника и археолога Николая Константиновича Рериха.

Впервые со своим будущим мужем Елена Ивановна встретилась летом 1899 г., когда гостила у своей тетки в Новгородской губернии в усадьбе близ станции Балогое. Эта встреча решила всю ее дальнейшую судьбу. Они поженились осенью 1901 г. и с тех пор были неразлучны. В первые годы их совместной жизни Елена Ивановна объехала вместе с мужем десятки старинных русских городов, участвуя во всех его археологических раскопках (в одной из таких экспедиций осенью 1902 г. родился их первенец Юрий, а спустя два года в семье появился второй сын - Святослав).

После революции 1917 г. и отделения Финляндии, Рерихи, которые с 1916 г. жили в финском городе Сердобле, неожиданно для себя оказались за границей. Наступила десятилетняя пора их кочевой жизни. Вместе с выставкой картин Николая Константиновича они посетили столицы скандинавских стран, а затем отправились в Англию. 24 марта 1920 г. в Лондоне произошла их знаменательная встреча с одним из Великих Учителей - Морией. Точно так же, как в свое время Махатмы изменили судьбу Блаватской, они преобразили всю жизнь Рерихов. С этой встречи началась их подвижническая миссия по передаче человечеству древнего Духовного Учения, которое Елена Ивановна назвала Живой Этикой, или Агни Йогой.

По указанию Учителей Елена Ивановна и Николай Константинович отправились сначала в США, где в декабре 1920 г. были впервые показаны картины Рериха. Выставка имела огромный успех (за два с половиной года она побывала в 28 американских городах). Параллельно Рерих выступал с циклами лекций об искусстве. В ноябре 1923 г. в Нью-Йорке открылся его постоянно действующий музей. В том же году исполнилась давняя мечта Николая Константиновича и Елены Ивановны - они отправились в Индию. Добравшись в декабре 1923 г. до Бомбея, Рерихи стали готовиться к большой экспедиции по малоисследованным районам Юго-Восточной и Южной Азии. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», - писал позже Рерих. Он мечтал найти во время этих странствий Шамбалу - духовный центр планеты, место, где земной мир соприкасается с космосом. Изучая мифы и предания многих народов, Николай Константинович встречал множество упоминаний об этой сказочной стране и был глубоко уверен, что Шамбала расположена где-то в труднодоступных районах Гималаев или Тибета.

Путешествие распалось как бы на две части: сначала путь лежал на северо-восток из Индии к Алтаю, а потом снова на юго-запад к Индии через нагорья Тибета. За четыре года исследовали преодолели огромное расстояние - более 25 тысяч километров, передвигаясь в основном верхом на конях и верблюдах. Им пришлось перейти 35 высокогорных перевалов, поднимаясь иногда на высоту свыше 7 километров. В первые годы странствий они побывали в Сиккиме, Кашмире, Ладаке, Каракоруме, Тянь-Шане. Где-то на пути (точное местоположение не указывается) Рерихи посетили заповедную страну Махатм. В записях Николая Константиновича можно найти сообщение о беседах с Великими Учителями, но информация о ней крайне скупа. Он сообщает только, что здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В июне 1926 г. Рерихи добрались до советской Средней Азии и отсюда совершили поездку в Москву. Они с воодушевлением относились к идеям строительства нового общества, провозглашенным руководством СССР, и очень надеялись, что духовная мудрость Востока окажется полезной в этом начинании.

Среди многих других материалов и картин Рерихи передали советскому правительству послание Махатмов и ларец со священной гималайской землей. Из Москвы экспедиция отправилась на Алтай, а затем через Бурятию в Монголию. В Урге Рерихи задержались, готовясь ко второй части путешествия - через Тибетское нагорье. Это была особенно трудная часть пути. Рерихи прошли местами, совершенно неведомыми мировой науке и собрали уникальный материал: ценнейшие образцы древней культуры, искусства, богатейшие коллекции - археологическую, геологическую, ботаническую.

Елена Ивановна разделила с мужем и сыновьями все трудности. Николай Константинович позже писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая давала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она… Никто никогда не замечал у нее упадка духа или отчаяния. А ведь к тому было немало поводов самого различного характера». В 1928 г. Рерихи возвратились в Индию и поселились в живописной долине Кулу, среди могучих гор над стремительной речкой Биас. Для обработки огромного количества собранных материалов здесь был основан научно-исследовательский Гималайский институт.

В Кулу Елена Ивановна продолжила начатую еще до экспедиции работу над 14-томной серией книг «Живой Этики, или Агни Йоги», созданной на основе бесед и телепатических контактов с Великими Гималайскими Учителями.

Агни - на санскрите значит Огонь. Он символизирует духовную, психическую энергию сознания, мышления, импульс жизни, творчества, устремления, тончайшие духовные проявления, утверждающие лучшие человеческие действия. Йога означает единение с тончайшими энергиями, высшими сферами космического жизнетворчества.

Елена Рерих называла этот грандиозный труд синтезом всех религий и всех йог, необходимым для настоящего времени. Она писала: «Учение дано не для пыльных книжных полок, но для применения в жизни каждого дня». Первая книга серии «Зов» вышла в Америке в 1924 г. Вместе с двумя следующими - «Озарение» (1925) и «Община» (1927) она служит как бы введением к остальным томам. Изложение здесь идет в виде притч, афоризмов и стихов. Само учение систематически изложено в книгах: «Агни Йога» (1929), «Беспредельность» (1930), «Иерархия» (1931), «Сердце» (1932), «Мир огненный» (1933–1935), «Аум» (1936), «Братство» (1937), «Надземное» (осталась неопубликованной). По мере появления тома Живой Этики выходили на русском языке в Париже, Риге и Улан-Баторе. Однако в Советском Союзе они при жизни Рерихов не издавались.

Цикл Агни Йоги продолжает и уточняет учение Блаватской. В каком-то смысле его можно назвать этикой теософии, так как именно на этических вопросах было сосредоточено основное внимание Елены Рерих. Что касается космологии и космогонии Агни Йоги, то они в общем достаточно близки к тому, что нам открывает «Тайная Доктрина». Елена Ивановна писала, что каждое из семи состояний космической духоматерии образует свой план бытия или мир. Этих миров семь: божественный, монадический, атмический (или нирвана), буддхический, ментальный (или огненный), астральный и физический. Между высшей точкой нашей Вселенной - Триединым Богом и человеком существует неразрывная цепь различных степеней и иерархий невидимых существ. Высочайшие из них - это семь Духов Господних, семь Огней или Пламеней. Каждый из них стоит во главе обширных сонмов разумных существ, которые разделяют Его природу и действуют под Его управлением. Эти семь великих сонмов невидимых существ создают миры и правят ими.

Люди - существа огненные. Излучаемая духом человека эманация и развиваемая им духовная энергия есть энергия огненная - высшее проявление Космического Огня (Агни). Западному понятию души в Агни Йоге соответствуют два психических тела: астральное (тело чувств) и ментальное (тело мыслей). Вместе с физическим телом они составляют конкретную личность. Личность - это как бы житель данного воплощения, она не знает о вечном и заботится только о личном.

Бессмертная часть человека, сосредоточенная в триединой монаде атман-буддхи- манас, соответствует западному понятию духа (атман - это воля, буддхи - чувствознание или духовный ум, манас - интеллект) Они составляют индивидуальность - бессмертное, подлинное Я человека. После кончины человека оно возносится в высшие миры, а потом в соответствии с законами кармы воплощается в новую личность. Однако закон кармы не является чем-то безусловно определенным. Он регулируется и управляется законом свободной воли. Благодаря этому каждый человек может изменить свою судьбу в лучшую или худшую сторону.

Елена Рерих писала: «Энергия и воля - властители кармы Отрешившийся от себя, устремленный к общему благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение архата, делающего его владыкою своей кармы». Одно из главных качеств здесь - это умение противостоять злу без зла. («Не делайте врагов - завет вам, - говорится в Агни Йоге. - Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобу не имейте»). Надо помнить также, что карма в основном создается не внешней, а внутренней жизнью человека - его мыслями и чувствами.

Основополагающая тема Елены Рерих - борьба со злом. Олицетворением космической природы зла, согласно Агни Йоге, является Люцифер - один из восьми Махатм, воплотившихся на Земле 18 миллионов лет назад. Поначалу он участвовал в развитии сознания человека. Но после того, как ему пришлось воплотиться в плотные земные оболочки, дух Люцифера не удержался на прежней высоте - сорвался и пал. И тогда он начал борьбу против своих Великих Собратьев, прервал их связь с космической Иерархией и самого себя поставил в центр мира. Эта изоляция от высших духовных сил, замыкание внутри физического мира чрезвычайно опасны. По космическому закону, когда человечество нашей планеты закончит эволюцию на Земле, оно должно оставить ее и уйти на другую планету. Ведь человечество - это ветви гигантского дерева, стволом которого является Иерархия света. Из-за Люцифера люди почти забыли об этом.

Победа над злом требует напряжения всех духовных сил. За долгое время своего отступничества Люцифер приобрел на Земле многих последователей, образовавших тайную «Черную ложу». Она противостоит ложе Белых Братьев - Махатм и их последователей. Главными центрами темных сил в физическом мире служат многомиллионные города-мегаполисы. Но основная масса сил Тьмы сосредоточена в незримом психическом (астральном) мире. Именно оттуда они воздействуют на наши чувства и мысли. Сподвижники Люцифера стремятся подавить все духовное, подменяя его мертвящим материализмом. Они насаждают массовую культуру, пропагандирующую насилие, эротику, взращивающую низменные инстинкты. В настоящее время борьба Белых Братьев с Люцифером достигла небывалой остроты. С особой яростью она идет в невидимом астральном мире, но отображается на Земле расстройством жизни, социальными и межнациональными конфликтами, природными катастрофами и бедствиями.

Подавляя человека, зло находит опору в его физической природе. Самым жестоким внутренним врагом человека является «самость», связанная с концентрацией внимания на своей временной личности в ущерб бессмертному духовному Я. «Ум человека ушел далеко вперед, создал чудеса техники, а сердце человека застыло на уровне каменного века - оно осталось каменным», - говорится в Агни Йоге. Чтобы лишить темные силы возможности действовать на себя, человек должен очистить свои чувства и мысли от всего плохого и злого, настроить их на светлое и духовное. «Не физические средства дадут упорство перед злом, - писала Елена Рерих, - но дух и огонь сердца создают доспех перед ухищрениями зла».

Общаясь с высшими мирами, человек укрепляет свой дух. Обычно это происходит во время молитвы. В Агни Йоге молитве уделено очень много внимания. «Не нужно заклинаний, не нужно выпрашиваний, не нужно пыли смирения, не нужно угроз, - говорится там. - Молитва есть осознание вечности». В широком смысле - это жизнь духа, ибо человеческий дух есть проводник высших энергий. Искренняя молитва не требует особого места и времени. Для нее не обязательно ходить в храм, выполнять обряды и соблюдать ритуалы. «Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода: между тем она есть основа жизни», - писала Елена Рерих. Люди, исполняющие назначенный им судьбой долг, служат не только людям, но и Богу. По большому счету не важно, к какому Богу обращается человек. Молиться надо тому, кому веришь, ибо все религии в конечном итоге ведут к одному и тому же - пробуждению духа.

Помимо многотомной Агни Йоги перу Елены Ивановны принадлежат такие замечательные книги, как «Криптограммы Востока», «Основы буддизма», «Преподобный Сергий Радонежский» Очень много работала она как переводчик. На этом поприще прежде всего следует отметить такие фундаментальные труды, как полный перевод на русский язык «Тайной Доктрины» Блаватской и издание на русском языке в книге «Чаша Востока» избранных писем Махатмов. Елена Ивановна считала, что эта духовная литература крайне необходима советским людям. До самой смерти Рерихи надеялись возвратиться в Россию, но внешние обстоятельства помещали этому. В декабре 1947 г. умер Николай Константинович. После его смерти Елена Ивановна покинула Кулу и переехала в индийский город Калимпонг. Здесь она и умерла в октябре 1955 г. Прошло почти сорок лет, прежде чем ее духовное наследие стало доступно русским людям. Хотя сейчас совсем другая эпоха, оно ничуть не потеряло своей актуальности и, по-видимому, еще долго не потеряет. Не случайно Хейдок, близкий друг Рерихов, писал: «Елена Ивановна - провозвестница нового цикла в человеческой эволюции и соответствующего этому циклу нового мышления и поведения людей. Она - звено, соединяющее человечество с Иерархией света, пребывающей в Шамбале». Последователи Рерихов считают, что Елена Ивановна была Великим Духом, посланным на Землю из Белого Братства, чтобы выполнить миссию передачи людям учения Живой Этики в критический момент жизни нашей планеты. Не случайно Учителя называли ее Урусвати, что значит Свет Утренней Звезды.

Многие вопросы бытия, которые волнуют современное общество, часто находят свои ответы в далеком прошлом. Яркий пример тому – творчество русского мыслителя и автора многочисленных прозаических произведений Елены Ивановны Рерих.

Согласитесь, фамилия достаточно известная, хотя именно эти инициалы многим могут быть незнакомы. Поэтому сегодня мы решили познакомить вас с трудами выдающейся женщины-философа, завоевавшими внимание наших современников, среди которых есть и легендарные письма, – Елены Ивановны Рерих.

Широкая известность пришла к Николаю Константиновичу лишь в последнее время. Многих сейчас интересуют не только его картины и научные очерки, но и географические исследовательские экспедиции, в одной из которых Рериха (на Алтае) сопровождала его супруга, Елена Ивановна Рерих.

И те, кто интересовался трудами этого великого деятеля, не могли не отметить таланта его верной спутницы, список трудов которой поражает своей многочисленностью и значительностью. И о том, как сложилась биография и судьба выдающегося русского философа и писательницы Елены Ивановны, а также с чего началось ее творчество, мы и хотели бы рассказать.

Детство, юность и замужество русской писательницы

Будущая знаменитая писательница и «яснослышащая» Елена Ивановна появилась на свет в далеком 1879 году, зимой. В том году, 12 февраля, в одной из родильных палат Санкт-Петербурга родилась девочка, названная Еленой, которая уже с малых лет стала проявлять незаурядный талант.

С раннего детства будущая писательница и путешественница Елена Рерих увлекалась философией и музыкой. Однако, закончив Мариинскую гимназию с музыкальным уклоном, девушка не стала пианисткой – судьба повела ее совершенно иным жизненным путем.

В возрасте 20 лет Елена Ивановна Рерих посещает имение своей тётушки по материнской линии – Путятиной Евдокии Васильевны, которая к тому же была княгиней и женой именитого князя П.А. Путятина. И тот год, 1899-й, становится для Елены знаменательным: будучи у тётушки в гостях, она встречает Николая Рериха, который станет ее супругом в недалеком будущем. Позже в своих книгах Николай признался, что с первых встреч видел Елену своей спутницей, музой.

Некоторое время спустя влюбленные узаконили свои отношения и стали родителями двух замечательных мальчишек, ставших не менее выдающимися личностями в будущем:

  • В конце лета 1902 года Елена Ивановна родила супругу первенца, сына Юрия. Ведомый общесемейной тематикой, он станет знаменитым ученым-востоковедом в своей взрослой жизни.
  • В середине осени 1904 года Елена стала матерью во второй раз, родив сына Святослава. Он-то и продолжит труды своего отца, став не только великолепным художником, но и мыслителем, общественным деятелем.

С рождением детей Елена Ивановна стала больше времени уделять их воспитанию, нежели литературе. Но она продолжала вести культурную жизнь вместе с ними, приобщая к ней мальчиков. Наследники Рерихов с самого раннего детства имели возможность общаться с величайшими личностями в искусстве. Это были не только их родители, но и многие знаменитости:

  • Русские художники – Врубель, Серов, Куинджи.
  • Художественные и культурные деятели – Стравинский, С.П. Дягилев, Владимир Стасов.
  • Поэт и драматург Александр Блок.

Супруги Елена и Николай Рерихи вели активную культурную деятельность. При этом Елена Ивановна играла поначалу второстепенную роль, будучи вдохновительницей и опорой для всех начинаний своего мужа.

Просветительский опыт

Культурно-общественная жизнь Рерихов, Николая и Елены, началась после рождения их первого сына. Взяв годовалого младенца, они всей семьей отправились в «тур» по Российской империи, объехав 40 городов, которые представляли историческую ценность. В этой поездке Елене выпала роль фотографа: она снимала памятники древнерусского зодчества. Также в этой поездке она овладела мастерством реставратора и почувствовала, как развивается ее художественное чутье.

С наступлением 1916 года семье Рерихов пришлось завершить свои экспедиции по России и переехать в другую страну по настоянию врачей, обнаруживших у Николая серьезное заболевание легких. Они поселились в домике, расположенном на земле скандинавов, на берегу Ладожского озера, в Финляндии. С тех пор их культурно-просветительская деятельность получила новые, безграничные возможности.

В 1916—1917 годах Рерихи еще жили на территории Скандинавии. Однако позже они перебрались в Англию, где начали творить под влиянием тесного общения с представителями Теософского общества. Стоит заметить, что примерно с того времени, как Рерихи официально вступили в «Белое братство» и получили соответствующее свидетельство, Елена Ивановна начала целенаправленно развивать собственный талант.

Наброски ее первой книги, которая была издана в 1921 году под названием «Живая этика», создавались в условиях тесного контакта с представителями движения, продолжающего национальные традиции духовной жизни Индии. В первых заметках «Живой этики» начинающей писательницы Елены Ивановны Рерих освещалась новая философская система, позволяющая сложить правильное впечатление о концепции Космоса.

Это учение, которое выстраивалось при непосредственной помощи знаменитых Учителей Востока (махатм, предпочитающих оставаться анонимными), представляло собой индивидуальное видение Еленой устоявшейся системы реального Космоса.

Продолжит творить Елена Рерих уже в Нью-Йорке, куда они с мужем переехали осенью 1920 года. Там супруги при содействии небольшого сообщества своих единомышленников имели возможность вести активную деятельность, приобретшую более широкую культурную значимость и просветительский характер.

Направления деятельности

После переезда в США Елена Рерих приняла участие в исследовательской экспедиции, имевшей грандиозные масштабы и продлившейся вплоть до 1928 года. За время экспедиции писательница имела возможность закончить и издать свою рукопись под названием «Основы буддизма». В этом труде наша соотечественница Елена Рерих смогла в доступной для многих форме описать фундаментальную концепцию философии Будды.

Теория философии Будды, достигшего высочайшего состояния духовного просветления, в интерпретации Елены Ивановны позволила многим узнать о высокой нравственности этого учения, в свете которой один из устоявшихся западных стереотипов относительно ничтожности человека в буддизме убедительно опровергается.

Вместе с мужем они также издали серию книг о древнем индийском учении, которые начали публиковаться во время исследовательской поездки по территории Азии. Так, в 1924—1938 годах Рерих Елена Ивановна в соавторстве с супругом выпускают серию трудов «Агни йога». Эти труды супругов приоткрывают завесу над тайной эволюции духа. В настоящее время труд Николая и Елены Рерих в виде собрания книг «Агни йога» считается мировой сокровищницей для последователей духовной мысли и философии буддизма.

Стоит заметить, что учение Е.И. Рерих в виде цикла «Живая этика» насчитывает более десятка книг, которые писательница издавала параллельно с работой в исследовательской группе. Так, примерно за год до того, как была окончена центральноазиатская экспедиция Елены, увидела свет очередная книга цикла – «Община».

После этого писательница и великий русский мыслитель переезжают в Гималаи, где в течение года основывают центр исследований «Урусвати» (в переводе – «утренняя звезда»). Роль вице-президента в этом уникальном научно-исследовательском институте достается Елене Рерих.

Занимаясь организационной деятельностью в «Урусвати» с 1928 года, она находит возможность выпускать в свет свои новые труды, продолжившие легендарную серию творца и мыслителя Елены Рерих о постижении этики. Деятельность в этом направлении продолжится до самой смерти писательницы. Ее философская теория раскрывает суть постоянных и общих законов Космоса, рассматривает строение вселенной в рамках взаимодействия с другими неотъемлемыми ключевыми элементами – человечеством и планетой Земля.

Легендарное наследие

Елена Рерих, учение жизни которой стало новой точкой отсчета для эволюционирования человечества, позволила измениться научному мышлению людей в направлении космического мироощущения и признания его строения как одухотворенной целостной системы.

Но наследие Е.И. Рерих включает не только ее легендарные книги из цикла «Живая этика». Очерки, посвященные людям, познающим учение, занимают важное место в творчестве религиозного философа. Более того, письма Елены Рерих стали не только примером уникального просветительского опыта автора для своих последователей, но и великолепным образцом ее авторства. Они, как и меняющие мир знания о жизни, составляют золотой фонд для постижения будущими поколениями древних фундаментальных учений.

Помимо этих творений в наследии Рерихов также есть книги по эзотерической практике и космологии, в которых изложены своего рода «диалоги» авторов с астральными образами, являющимися к ним из параллельных миров. Раздел эзотерики составляют три серии книг:

  • Елена Ивановна Рерих – сборник ознакомительного характера «Три ключа».
  • Легендарное «Учение жизни».
  • И сокровенные принципы теоретических и практических знаний «Агни йога».

Всю свою дальнейшую жизнь Елена Рерих посвятила написанию книг, которые хотела подарить родной России (которую часто именовала «Страной Лучшей»), куда она с сыновьями и мужем мечтала вернуться. В начале 1948 года, когда умер супруг выдающейся женщины, семье Рерихов пришлось поменять несколько мест жительства.

Поселившись в восточной части Гималаев, Елена с сыновьями мечтала снова поехать на родину и подарить своим соотечественникам работы собственного авторства. Но Елена Ивановна умерла далеко от родного дома из-за болезни сердца и нервного расстройства осенью 1955 года, не дождавшись положительного ответа на свои прошения от советского правительства, которое сочло рериховское движение очередной сектой.

Однако в настоящее время последователи религиозно-нравственного учения Рерихов постепенно создают новые центры по всей России, регистрируя их как образовательно-культурные и общественно-просветительские учреждения. А в честь основательницы движения, Рерих Елены Ивановны, на месте ее кремации было установлено культовое буддийское сооружение – ступа белого цвета, и высеченная на ней надпись свидетельствует о том, что эта женщина стала настоящим другом Индии. Автор: Елена Суворова

Елéна Ивáновна Рéрих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879, Санкт-Петербург - 5 октября 1955, Калимпонг, Индия) - русский религиозный философ (в отдельных источниках философ или эзотерический философ), писательница, общественный деятель.

Утверждала, что методом яснослышания получала послания от Махатмы Мориа. На основе дневниковых записей Елены Рерих была издана серия книг о религиозно-философском учении «Живой этики» («Агни Йога»).

Автор книги «Основы буддизма», перевела на русский язык два тома «Тайной Доктрины» Елены Блаватской, а также избранные Письма Махатм («Чаша Востока»). Идеи, изложенные Еленой Рерих в Агни Йоге, оказали сильное влияние на формирование и развитие нью-эйджа в России.

Супруга Николая Рериха. Организатор и участница культурно-просветительской деятельности, развёрнутой под руководством Николая Рериха в России, США и других странах; участница экспедиции, организованной Николаем Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924-1928); почётный президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии, почётный президент-основатель музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Мать двоих сыновей - Юрия и Святослава.

  • 1 Жизнь и творчество
    • 1.1 Происхождение. Детство.
    • 1.2
    • 1.3
    • 1.4 Спиритические сеансы
    • 1.5 Живая Этика
    • 1.6 Переезд в США
    • 1.7
    • 1.8 Институт «Урусвати»
    • 1.9 Написание книг. Переводы.
    • 1.10 Эпистолярное наследие
    • 1.11
    • 1.12 Последние годы
  • 2 Память о Е. И. Рерих
  • 4 Библиография
    • 4.1 Учение Живой Этики
    • 4.2 Основные труды Е. И. Рерих
  • 5 Из философского наследия Елены Ивановны Рерих

Жизнь и творчество

Происхождение. Детство.

Елена Ивановна Рерих родилась в семье известного петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. По матери, Екатерине Васильевне Шапошниковой, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, была двоюродной правнучкой полководца Михаила Илларионовича Голенищев-Кутузова.

Елена Ивановна о своих предках рассказывала, что прадед её отца приехал в Россию при Петре Великом. Во время посещения Петром Прибалтийского края прадед отца состоял бургомистром города Риги и преподнес Петру Великому шапку Мономаха. Довольный оказанным приёмом, император подарил прадеду свой походный кубок и жалованную грамоту, предложил ему переехать в Россию и принять русское подданство с новой фамилией - Шапошников.

Елена Ивановна росла в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники. Очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера; была одаренной личностью, достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлечённо занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию.

В 1895 году Елена с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. По завершении гимназии поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка - заметная фигура музыкальной жизни Петербурга того времени.

После окончания школы Елена Ивановна собиралась продолжить обучение в Петербургской консерватории. Но родственники, опасаясь, что она увлечётся революционными настроениями в студенческой среде, запретили ей поступать в консерваторию.

Брак с Николаем Рерихом. Дети.

Елена часто проводила лето с матерью в Бологом Новгородской губернии у своей тёти Евдокии Васильевны Путятиной, в имении её мужа - князя Павла Арсеньевича Путятина, известного археолога и коллекционера. В 1899 году в Бологом состоялась её встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом. Молодые люди полюбили друг друга и, несмотря на то, что родственники Елены были против их свадьбы, в 1901 году обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург). На месте их встречи в Бологом в 2001 году был воздвигнут памятный мемориал («Памятник любви») со словами Николая Рериха из очерка «Университет»: «…В Бологом, в имении князя П. А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость! » Это был прочный союз двух любящих людей, объединённых глубокими взаимными чувствами и общими взглядами. «Дружно проходили мы всякие препоны, - писал Николай Рерих о своём браке на склоне лет. - И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: „Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице“» . Многие картины Николая Рериха являются результатом их совместного творчества. Художник, называя её в своих произведениях «Ведущей», утверждал, что на многих его полотнах по праву могут стоять две подписи: его и Елены Ивановны. «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское ».

В семье Рерихов было двое детей. В августе 1902 года родился старший сын Юрий, ставший в будущем учёным-востоковедом с мировым именем, а в октябре 1904-го появился на свет младший из Рерихов - Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель. Елена Ивановна уделяла большое внимание воспитанию детей - читала им книги, занималась иностранными языками и музыкой. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театр. Она помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев. Художник Серов приходил рисовать портрет Елены Рерих.

Деятельность в России. Эмиграция.

Е. И. Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все сферы его культурной деятельности. В 1903 - 1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи совершили путешествие по сорока древнерусским городам, во время которого Елена Ивановна фотографировала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Овладевала мастерством реставратора.

«Портрет Е. И. Рерих». 1909.
Валентин Серов

Проявилось её художественное чутье и в роли коллекционера произведений искусства и предметов старины. Рерихами была собрана превосходная семейная коллекция более чем из трехсот произведений, которую они передали позднее в Эрмитаж. Елена Ивановна была хорошо осведомлена и в археологии. Она часто выезжала с супругом на раскопки в Новгородскую и Тверскую губернии и наравне с ним участвовала в этой работе.

Муж и сыновья высоко ценили роль Елены Ивановны как наставника и хранителя устоев семьи.

В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера.

В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от России. В 1919 году семья выехала в Англию и поселилась в Лондоне.

В Лондоне начинается сближение Рерихов с Теософским обществом, основанным Е. П. Блаватской. К теософам Рерихов привел В. А. Шибаев. В июле 1920 года Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи получили приветственное письмо и официальные удостоверения о членстве в Теософическом обществе английского отделения в Лондоне, подписанные президентом Общества А.Безант и генеральным секретарем английского отделения Г. Бейли Увером.

Спиритические сеансы

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритическими опытами, в которых муж Елены Рерих, Николай, участвовал с 1900 года. В эмиграции с весны 1920 года уже вся семья Рерихов была увлечена спиритизмом, в их доме проводились «сеансы», на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма», под которым в оккультно-мистической практике подразумевается контакт с некоторым духом. Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Сама Елена Рерих мечтала овладеть этим методом духообщения, полагая, что таким путем могут быть получены истинные сообщения от «Владык», хотя уверяла, что «она никогда автоматически не писала».

«Автоматическое письмо достигается временным допущением контроля над физической рукой медиума эфирною рукою контролирующей развоплощенной сущности»

О спиритических сеансах Рерихов известно из сообщений их приближенных, из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи якобы вызывали души умерших людей. Дочку своих друзей Е. Рерих «познакомила» с духом, который представлялся как «греческий певец VI в. до Рождества Христова» и давал «ценные указания».

Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью , Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года . Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для визуализации своих собеседников и для их слышания семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.

Некоторые исследователи считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами, действительное существование которых считается наукой недоказанным. Другие исследователи, сторонники или критики рериховской эзотерической космологии, изучавшие дневники Елены Рерих, полагают, что её собеседники «являлись» из астрального мира и в «астральных телах».

Живая Этика

По утверждению Елены Рерих книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Это сотрудничество продолжалось в 1920-1940 годы. Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение. Философия Агни-Йоги основана на идеях эзотеризма. Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России.

Об Агни-Йоге Рерих писала:

Внимательный читатель с первых же книг мог составить себе ясное представление об этом высоконравственном и жизненном Учении. Именно жизненном, ибо, как и все моральные Учения всех народов и всех веков, Учение Живой Этики есть прежде всего Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо. Каждое Учение Жизни, как таковое, охватывает все жизненное строительство, и потому Общее Благо есть цель его. <…>

Итак, Учение Жизни, преподавая великие основы Мироздания и Этики, освещает их со всех углов и попутно расставляет вехи, иначе говоря, указует направление эволюции. (Рерих Е. И. Письма)

Существует критическое мнение Русской православной церкви о философском наследии Рерихов, в котором учение Живой Этики считается несовместимым с христианством. Данная точка зрения отражена в Определении Архиерейского Собора 1994 года.

Переезд в США

В 1920 году Н. К. Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выехала в Нью-Йорк. Там под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Елены Ивановны была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Её кульминацией стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца») Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). Все эти культурные центры, организованные Рерихами, оказали большое влияние на развитие культуры. Действующие во всем мире под эгидой этих организаций общества, творческие клубы и образовательные учреждения, объединяли людей во имя созидательной культурной деятельности. «Радостно видеть, - писала Елена Ивановна, - как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие» .

Индия. Центрально-Азиатская экспедиция.

В декабре 1923 года Е. И. Рерих вместе со своей семьёй едет в Индию. В это время принимает у мужа эстафету записи духовных посланий и наставлений «свыше», которые меняют свой обобщенный духовно-поэтический характер (книги Н. К. Рериха «Листы Сада Мории», «Цветы Мории») на более содержательный и дидактически-прикладной.

Индия вызывала у Рерихов особый интерес. Увлечение Индией и её духовной культурой не было чем-то необычным для российской интеллигенции того времени. Культурная Россия переживала в конце XIX - начале XX века неудержимую тягу к этой стране, ощущая созвучие своих нравственных исканий индийской духовной традиции.

С 1924 по 1928 год Елена Ивановна участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета.

В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Особое внимание уделено проблеме исторического единства культур разных народов.

Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и терпения. Е. И. Рерих разделила с остальными все тяготы путешествия - тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, которые чуть не привели к гибели экспедиции. «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию , - писал Н. К. Рерих, - замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера» .

Институт «Урусвати»

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей. Е. И. Рерих становится почётным Президентом-основателем института и принимает активное участие в организации его работы. Тонкий знаток искусства, глубокий философ - она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто давала направление исследованиям как хорошо подготовленный учёный. Основная деятельность Елены Ивановны состояла в изучении древней философской мысли Востока.

Е. И. Рерих мечтала о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным центром. «Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…»

Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Джагадиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников, Н. И. Вавилов и др.

В наш век уже усвоено, что если человечество хочет развиваться, то оно должно допустить некоторое международное сотрудничество. Хотя в настоящей стадии сотрудничество это проявляется гораздо мощнее в области механических и материальных достижений, нежели в духовном объединении. Но наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворешнике. Тогда наступит и духовное объединение. (Рерих Е. И. Письма)

Написание книг. Переводы.

В апреле 1925 года, во время пребывания экспедиции Н. К. Рериха в Гульмарге (Северо-Западная Индия), Е. И. Рерих приступает к переводу с английского языка на русский обширной выборки из вышедших в Лондоне в 1923 году «Писем Махатм», посвященной изложению восточных доктрин и истории основания Теософского Общества. Выборка составила отдельную книгу под названием «Чаша Востока» и в том же году вышла под псевдонимом Искандер Ханум.

В 1926 году в Монголии, в Урге (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была издана рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана. В книге также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения и опровергается один из основных стереотипов западного мышления того времени о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.

Там же в Монголии в 1927 году, вышла в свет одна из книг Живой Этики - «Община».

В Кулу Елена Ивановна продолжает работу над книгами Живой Этики, основным трудом своей жизни. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер на русском языке была издана её работа «Криптограммы Востока». Она содержит апокрифические сказания, легенды и притчи из жизни Великих подвижников и Учителей человечества - Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Е. И. Рерих посвящает отдельный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», в котором соединяет отличное знание истории и богословия с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. Эта работа входит в книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», которая была издана под псевдонимом Н. Яровская в 1934 году.

В первой половине 1930-х годов Е. И. Рерих перевела на русский язык два тома фундаментального труда Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина». Целые абзацы этого объемного трактата были даны на разных, чаще всего древних языках. Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Елене Ивановне справиться с этой работой за рекордно быстрые сроки (менее двух лет). Известно, что Ю. Н. Рерих, мировой авторитет в востоковедении, в затруднительных случаях истолкования тех или иных символов, легенд, преданий обращался за помощью к матери.

Эпистолярное наследие

Особое место в творчестве Е. И. Рерих занимает её эпистолярное наследие. Она вела переписку более чем со 140 корреспондентами. География писем охватывает несколько континентов - Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, много стран. Люди различного возраста и профессий, социального положения делились с ней своими размышлениями, просили совета, рассказывали о своей судьбе. Среди корреспондентов Елены Ивановны - друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры. В письмах Е. И. Рерих дает ответы на многочисленные вопросы, разъясняет самые сложные философские и научные проблемы, основы Живой Этики. Она пишет о великих Космических Законах, о смысле человеческого существования, о значении культуры в эволюции человечества, о Великих Учителях.

В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Е. И. Рерих издается Международным Центром Рерихов, где находится её эпистолярное наследие, переданное Центру в 1990 году С. Н. Рерихом.

Общественная деятельность в 30-е годы

18 ноября 1933 года Е.И. Рерих вместе супругом была выбрана почетным президентами «Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира» - Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934-1935 гг.) Елена Ивановна вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность в поддержку Пакта Рериха, а так же курировала работу отделений, созданной по ее инициативе, Всемирной Лиги Культуры. Итогом этого труда стало подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 года главами 22 стран, включая США.

Итак, будем утверждать Культуру и Знамя её - Знамя Мира. Культура в основе своей есть Эволюция, отрицая Культуру, заменяя её технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический Закон. (Рерих Е. И. Письма)

Последние годы

После смерти мужа, в январе 1948 года Е. И. Рерих вместе со старшим сыном переехала в Дели, а затем в Кхандалу (пригород Бомбея), где они ожидали прибытия парохода из России, который должен был привезти им въездные визы на Родину. Но в визах им было отказано. Они поселились в Калимпонге (Восточные Гималаи). Елена Ивановна продолжала надеяться, что им удастся вернуться домой, передать в дар российскому народу труды всей своей жизни и потрудиться на благо «Страны Лучшей» - так она называла Россию. Е. И. Рерих, как и Николай Константинович, никогда не меняла российского гражданства. Но все многочисленные прошения оставались без ответа.

5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни. На месте её кремации ламы воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии» .

Мы верим, что Высшее Провидение охранит нашу родину от всяких посягательств и возрожденный дух народа сумеет дать отпор всем врагам. Потому мы приветствуем каждое начинание, имеющее целью оборону родины. Когда внешний враг ополчается на родину, все сыны её должны встать на защиту. Как писал Н. К.: „Поверх всех Россий есть одна незабываемая Россия“. Но эта Россия ещё не имела времени и возможности выявить свой истинный и чудесный лик. Мы верим в грядущий расцвет нашей родины, и эта вера дает смысл нашему существованию». (Рерих Е. И. Письма)

Память о Е. И. Рерих

Астероид «Рерих»

15 октября 1969 года астрономами Крымской астрофизической обсерватории Николаем Степановичем и Людмилой Ивановной Черных был открыт малая планета (астероид) в Солнечной системе и названа в честь семьи Рерихов. Зарегистрирован астероид под номером 4426.

В октябре 1999 года в своем выступлении в Музее имени Н. К. Рериха об этом событии астроном Н. С. Черных, открывший более 500 астероидов, сказал: «Название было утверждено специальной комиссией Международного астрономического союза, состоящей из 11 представителей разных стран мира. Только при единогласном мнении название принимается. Появление малой планеты „Рерих“ - это международное признание творчества и выдающихся достижений Рерихов».

Географические объекты, названные в честь Е. И. Рерих

  • Пик и перевал «Урусвати» на Алтае
    6 июля 1978 года группа альпинистов под руководством В. Пивоварова поднялась на безымянную вершину и прошла перевал между пиком Рериха и Белухой. Перевал и безымянная вершина (3500 м.) были названы именем «Урусвати» и посвящены Елене Ивановне Рерих.
  • Перевал Елены Ивановны Рерих на Тянь-Шане
    Перевал, названный в честь Е. И. Рерих, расположен на Киргизском хребте. Он находится между горами Усеченка и Салык. Высота перевала - 4350 м.

Памятник Е. И. и Н. К. Рерихам в Москве

9 октября 1999 года во время юбилейных празднеств, посвященных 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха, 120-летию Е. И. Рерих в Москве, у входа в Музей имени Н. К. Рериха установлен памятник - скульптурное изображение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

Юбилейная медаль «Елена Рерих»

В 1999 году к 120-летию Е. И. Рерих Международным Центром Рерихов учреждена юбилейная медаль «Елена Рерих». Этой медалью награждаются ученые и общественные деятели, занимающиеся изучением и популяризацией многогранного наследия семьи Рерихов.

Музей Елены Рерих в Калимпонге

В 2005 году в Калимпонге (Индия) в уединенном двухэтажном особняке, известном как «Дом Крукети», открыт музей Елены Рерих. Здесь Е. И. Рерих провела свои последние годы жизни (1948-1955). Открытие музея было приурочено к 50-летней годовщине со дня её смерти.

Колледж искусств имени Е. И. Рерих

Колледж искусств имени Е. И. Рерих начал свою деятельность в здании Института «Урусвати» (Индия) с апреля 2003 года. Дети из Нагара и близлежащих деревень обучаются в Колледже по четырём предметам: индийской классической и фольклорной музыке, танцу, актёрскому мастерству и живописи.

Народная библиотека имени Е. И. Рерих

В алтайском селе Усть-Кокса создана Народная библиотека имени Е. И. Рерих. На начало 2012 года фонд библиотеки составил около 100 тыс. изданий. Её услугами пользуются более 1600 человек. С 2003 года библиотека является членом Российской Библиотечной Ассоциации и коллективным членом международной библиотечной ассоциации IFLA.

Благотворительный Фонд и Международная премия имени Е. И. Рерих

Благотворительный Фонд имени Е. И. Рерих создан в 2001 году в Москве в целях финансирования программ, связанных с популяризацией наследия семьи Рерихов и развитием культурных начинаний, имеющих своей задачей духовное развитие народов России. Фонд содействует деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения. Одним из направлений деятельности Фонда является выявление молодых дарований в различных областях искусства и оказание им помощи с целью сохранения и развития их творческих способностей.

Благотворительным Фондом имени Е. И. Рерих в целях поощрения научных исследований, связанных с изучением многогранного научно-философского наследия семьи Рерихов учреждена Международная Премия имени Е. И. Рерих.

Деятели науки, культуры и высших государственных органов о Елене Ивановне Рерих

Недостаточно оценена в литературе выдающаяся роль творчества Елены Ивановны Рерих. Это была не только красивая, но высоко образованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина. <…>
Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего. <…>
Творчество семьи Рерихов - это драгоценные камни в короне русской культуры.

А. Л. Яншин, академик РАН, президент Российской Экологической академии,
Советник Президента Российской Федерации

Елена Рерих - удивительная русская женщина, выдающийся писатель и мыслитель, блестящий ученый и отважная путешественница, служившая источником вдохновения для своего легендарного мужа Николая Рериха - великого художника и гуманиста, исследователя и археолога, философа и историка.

Николай Федюкович, Генеральный консул России в Калькутте

Библиография

Учение Живой Этики

  1. Листы Сада Мории. - Книга 1. Зов / Вступ. статья Л. В. Шапошниковой. - М., 2003.
  2. Листы Сада Мории. - Книга 2. Озарение. - М., 2003.
  3. Община (Урга, 1927). - М., 2004.
  4. Община (Рига, 1936). - М., 2004.
  5. Знаки Агни Йоги. - М., 1994.
  6. Беспредельность. - Ч. 1. - М., 1995.
  7. Беспредельность. - Ч. 2. - М., 1995.
  8. Иерархия. - М., 1995.
  9. Сердце. - М., 1995.
  10. Мир Огненный. - Ч. 1. - М., 1995.
  11. Мир Огненный. - Ч. 2. - М., 1995.
  12. Мир Огненный. - Ч. 3. - М., 1996.
  13. Аум. - М., 1996.
  14. Братство. - Ч. 1. - М., 1996.
  15. Братство. - Ч. 2. Надземное. - М., 1996-1997 (в 3 книгах).

Основные труды Е. И. Рерих

Основные труды (часть работ вышла под псевдонимом):

  1. Яровская Н. Знамя Преподобного Сергия Радонежского
  2. Три ключа

    Киев, 1997.

  3. Ханум Искандер. Чаша Востока: Письма Махатм.- Самара, 1998.
  4. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока
  5. Письма Елены Рерих: В 2 т.- Минск, 1999.
  6. Космическая эволюция и её цель // Мир Огненный.- 1999.- № 1 (20).- С. 57-63.
  7. Рерих Е. И. Письма.- тт. 1-9.- М.: МЦР, 1999-2009.
  8. Рерих Е. И. У порога Нового Мира.- М.: МЦР, 2000.
  9. Рокотова Н. Основы буддизма

    Рига. 2002.

  10. Рерих Е. И. Огонь Неопаляющий

    М.: МЦР, 2004.

  11. Рерих,Е. И. Письма Елены Рерих, 1929-1939

    : текст писем и предисловия соответствует первому прижизненному изданию, подготовленному к печати Е. И. Рерих [Рига: Угунс, 1940] : в 2 т.,СПб: Государственный «Институт Культурных Программ», 2009.

(Портрет кисти С.Н. Рериха)

Елена Ивановна Рерих (Шапошникова) родилась в знатной дворянской семье, принадлежащей к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, была одаренной девочкой, временами задумчивой и мечтательной, временами очень деятельной. Неожиданностью для родных оказалось то, что она в 4 года самостоятельно научилась читать, и в дальнейшем удивляла окружающих своими выдающимися способностями, будь то игра на фортепиано, рисование или интерес к философским трудам из отцовской библиотеки. С детства ее пленяли горы Азии и, затаив дыхание, она слушала семейные предания о знаменитом путешественнике графе Воронцове, который после возвращения из Гималаев подарил ее деду резной кинжал.

Необыкновенная девочка со временем стала очаровательной женщиной и человеком с сильным характером. Другу их семьи Н. В. Шишиной Елена Ивановна запомнилась такой: "Высокого роста, стройная, очень пропорционально сложенная. Полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния всего ее облика, она невольно притягивала к себе все взоры. У нее были роскошные светло-каштановые, с золотым отливом, волосы и пышная прическа, высокая, по моде того времени; прелестный небольшой ротик, жемчужные зубы и ямочки на щеках; когда она улыбалась, а улыбалась она часто, все лицо ее освещалось теплом и лаской. Но что было самое притягательное в ее лице - это ее глаза, темно-карие, почти черные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. Это были лучезарные очи с длинными ресницами, как опахала, и необычайно мягким, теплым, излучающим какое-то сияние взглядом".

А вот что пишет Наталья Владимировна о первой встрече Елены Шапошниковой с Николаем Рерихом, который называл потом ее, свою жену, "спутницей, другиней и вдохновительницей". Елена с матерью часто проводили лето в имении родственника, князя Путятина, руководителя "Общества археологов".

Однажды вся семья отправилась в деревенскую баньку, построенную на краю парка, у озера. "Елена Ивановна первая вернулась и, проходя через переднюю, увидела в углу сидящего человека; она машинально взглянула на него и прошла мимо, приняв его за охотника... но этот скромно сидящий человек с огромным удивлением перед ее красотой поглядел на девушку. Она шла с распущенными после мытья волосами, которые, как длинная пелерина, окутывали сверху донизу ее стан. Вернувшись из бани, вся семья села за стол ужинать, и тут только Елена Ивановна вспомнила о том, что в передней "сидит какой-то человек, приехавший, должно быть, по делу к дяде". Спохватившись, пошли к нему, пригласили к столу. Это был невзрачно одетый, в охотничьих высоких сапогах, куртке и фуражке, человек, скромно назвавший свою фамилию - Рерих. Из разговоров выяснилось, что он и есть знаменитый в то время художник Рерих, чьи картины уже были в Третьяковской галерее в Москве и на выставках картин Петербурга, и что приехал он к старому князю-археологу по делам археологических раскопок, производимых в этой местности". Рерих несколько дней прогостил в усадьбе Путятина и за эти дни решилась судьба Елены Ивановны. Она встретила свою единственную и взаимную любовь. Николай Рерих уехал в Москву уже счастливым женихом.

С детства Елена Ивановна обладала особыми способностями чувствознания, предвидения. В одном из писем 1935 года она говорит: "Картина мира настолько определилась, что ее можно видеть в вещих снах. Помню, как в самом начале войны (1914-1917 г.г.) видела картину Европы и Азии так, как она сложилась теперь...".

Первая встреча Елены Ивановны с Духовным учителем Махатмой Мориа произошла в Лондоне 24 марта 1920 года. Сюда в поисках средств для организации научно-художественной экспедиции в мало изученные районы Азии семья Рерихов приехала с выставкой картин художников. И вот однажды весенним днем она шла по оживленной лондонской улице и внезапно почувствовала на себе пристальный взгляд чьих-то внимательных глаз. Обернувшись, она увидела идущих в некотором отдалении двух высоких стройных индусов в белоснежной военной форме. Ей показалось, что все окружающие вмиг исчезли. Только она и он, Великий учитель.

Между Махатмой Мориа и Еленой Ивановной возникла Духовная связь, телепатический канал. Еще до путешествия в Индию, будучи в Америке, где Николай Константинович занимался организацией Художественного центра "Венец Мира" с девизом "Искусство объединяет народы", Елена Ивановна посредством яснослышания приступила к работе над "Учением Живой этики" по текстам, передаваемым ей Махатмой из Гималаев.

Агни-Йогу называют энциклопедией совершенствования и восхождения человека. В ней сообщается о неиспользованных ресурсах человека, о скрытых творческих силах, живущих в его сознании и душе. Особое внимание уделяется двуединости процесса развития: пробуждение внутренних сил должно идти параллельно с нравственным преображением. Только человек чистый этически имеет право использовать открывшиеся силы. Только тогда они будут работать на благо мира. В противном случае, они принесут вред и организму, и планете в целом.

Удивительно, что Николай Константинович тоже с юности мечтал побывать на Востоке. И, наконец, планы стали претворяться в реальность. К сожалению, подготовка экспедиции и ее проведение оказалось сопряженным с огромными трудностями. Маршрут пролегал по территории Монголии, Китая, Индии, Тибета и азиатским областям Советского Союза. Предполагалось изучить памятники древности, отметить следы переселения народов, собрать сведения о состоянии религии и обычаев стран Азии.

Вроде бы, цели экспедиции не имеют отношения к политике, но и английское правительство в Индии и советское в Москве подозревали Н. К. Рериха в шпионаже друг против друга. И это после того, что художник, прося о покровительстве русских дипломатических представителей в Центральной Азии, заверил полпреда Н. Н. Крестинского, что готов все материалы, добытые в экспедиции, представить в распоряжение России и заручился поддержкой Чичерина. Но когда Рерихи отправились из Москвы на Алтай для продолжения движения по запланированному маршруту, Ф. Э. Дзержинским, заподозрившим Николая Константиновича в связях с английской и американской разведками, был отдан приказ об аресте и послана погоня. Лишь смерть Дзержинского 20 июня 1926 года не дала осуществиться этому приказу, и экспедиция двинулась к Улан-Батору.

В свою очередь, английский посол доносил из Пекина, что, судя по эмигрантским слухам, Рерих является агентом Москвы и давним членом партии большевиков. Особый вред принес экспедиции британский политический представитель индийского княжества Сикким, полковник Бейли, мастер диверсий. В 1918 году он занимался подготовкой контрреволюционного мятежа в Ташкенте, организовывал покушения на видных деятелей Средней Азии.

И вот теперь, находясь в лицемерно-дружеских отношениях с Рерихом, Бейли делает все, чтобы погубить экспедицию. Ее остановили в Тибете, в 200 км от Лхасы. Пять месяцев зимой в летних палатках люди провели на высоте 4750 м. Мороз достигал 40 градусов. Умерло 5 человек, пали 93 из 102 животных. И только в марте 1928 года участники перехода смогли покинуть стоянку и через Сикким прибыть в Джарджилинг, откуда три года назад начали свой путь.

Во время экспедиции Елена Ивановна продолжала записи "Учения Живой этики". Согласно материалам "Десяти бесед с Ю. Н. Рерихом", сыном Елены Ивановны, она с Николаем Константиновичем посещала научные лаборатории Шамбалы и встреча с Великими братьями и сестрами Белого братства.

Вся дальнейшая жизнь Е. И. Рерих была отдана созданию международного института, целями которого были: изучение космических лучей и магнитных явлений Вселенной, охрана биосферы, поиски эффективных методов лечения на основе малоизвестных препаратов тибетской медицины и многое другое. Институт был построен на каменистом берегу реки Биас, где, по преданию, древний мудрец Вьяси создал Махабхарату. А в фундамент его были заложены собранные в окрестностях камни из развалин субурганов и священных храмов.

Последние годы Елена Ивановна провела в Калимпонге в доме с садом и видом на Качеджангу: отсюда она руководила деятельностью миролюбивых и созидательных сил во всех концах света. За неделю до своего ухода из нашего мира, она сообщила о его дате сыновьям. И ошиблась только на сутки. Говорят, что той ночью в долине бушевала гроза.