В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Вопрос: Если в Рамадане у жен-щины завершилась менструа-ция или нифас (послеродовые кровотечения), то становится ли ей ваджибом (обязательным) воздерживаться от еды и питья в оставшуюся часть дня?
Ответ : Считается мустахабом (приветствуется) если в дни Рамадана женщина, у которой завершилась менструация или нифас уже после фаджрус садыка (подлинного рассвета), в оставшуюся часть дня станет воздерживаться от еды и питья и будет пребывать в состоянии, словно соблюдает пост.
Согласно достоверным утверж-дениям, для женщины, очистив-шейся от менструации и нифаса уже после фаджрус садыка, воздержание от еды и питья в оставшуюся часть дня считается ваджибом. В другом утверждении считается мустахабом. Маракил Фалах

Вопрос: Нарушится ли пост женщины в результате ее перехода через воду (водоем, река) погрузившись в воду во весь рост?
Ответ: Если точно неизвестно, что вода проникла внутрь обычными путями, то пост не нарушится.

Вопрос: Может ли женщина вознамериться на пост, если есть вероятность что менструальное кровотечение остановится после фаджрус садык?
Ответ: Нет не может. Чтобы пост женщины был полноценным, она должна очиститься от хайза (менструации еще до фаджрус-садыка).
Один из условий осуществления поста – это быть очищенной от менструации и нифаса. Ибо по единодушному мнению спод-вижников, очищение от этих яв-лений является условием правиль-ного исполнения поста.

Вопрос: Можно ли пос-тящейся женщине наносить на губы помаду?
Ответ: В состоянии поста губы считаются внешними органами. Раз так, нанесением на них помады пост не нарушается. Китабул Фатава (Халид Сайфуллах Рахмани)

Вопрос: Можетли в состоя-нии поста женщина пройти осмотр у гинеколога?
Ответ: С введением внутрь полового органа женщины чего-либо влажного ее пост нарушается.
При вводе пальца в свой половой орган или задний проход пост женщины не нарушается, но при вводе мокрого пальца пост нарушается. Также нарушается пост, когда был введен сухой палец полностью или частично и был выведен, а затем вновь введен внутрь. Если в половой орган (во влагалище) ввести сухую вату или прочие подобные средства (гигиены) и конец вводимого осталось снаружи, пост женщины не нарушится. Но нарушится, если введет все полностью. Раддул мухтар.

Вопрос: Может ли соблюдать пост женщина, у которой менструальные кровотечения остановились до фаджрус садык, без совершения большого омовения (гусл)?
Ответ: Если менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, в которое можно совершить гусл, то ей необходимо поститься, даже если и не совершит гусл. Если же менструальное кровотечение прекратилось за столько времени до фаджрус садык, за которое женщина не успеет совершить гусл, то ей не следует поститься.
В месяц Рамадан менструальное кровотечение женщины прекра-тилось за такое время до фаджрус садык, в которое можно совершить только гусл, то ей необходимо соблюсти пост того дня. Раддул мухтар

Вопрос: Может ли женщина поститься в дни регулов?
Ответ: Поститься во время менструации и нифаса недопус-тимо; она возместит позднее.
Условия правильного испол-нения поста: быть чистой от хайза (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Ибо очищенность от них по единодушному мнению сподвиж-ников является обязательным условием для правильного испол-нения поста. Бадайиъус Санайиъ
На основании аргументации нижеследующего хадиса от Аиши радияллаху анха женщины в состоянии менструации и нифаса возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные фард-намазы:
«Когда нас постигало то самое состояние, нам повелевали возмещать када поста, и нам не повелевали возмещать када намазов». Маракил Фалах
Вопрос: Что делает постя-щаяся женщина, когда у нее начались менструальные крово-течения?
Ответ: Само по себе ее пост нарушается и на ней будет обязательство возместить пропущенный пост.
Хайз и нифас нарушают пост. Они делают ваджибом возме-щение поста, но не искупление (каффарат). Фатавау Хиндийа

Вопрос: Можно ли ради полноценного соблюдения поста принимать лекарство для задержки регулов?
Ответ: До начала менструаль-ных кровотечений женщина считается чистой и ей надлежит поститься. По поводу же приоста-новления кровотечения шариат-ского запрета не существует. Если это не причинит вреда здоровью женщины, тогда можно, если причинит – нельзя.

Вопрос: Является ли необ-ходимостью женщине возмещать пропущенные посты каждый день подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительной причине дней поста является фардом (обязательным долгом), и посему это должно осуществится как можно скорее. Однако необязательно возмещать дни подряд.
Большинство факихов едино-душны в том, что возмещение пропущенных дней поста подряд является мустахабом, не пропуская и дня между ними. Однако это не ставится обязательным условием.

Вопрос: Если у женщины накопилось большое количество пропущенных постов, то будет ли достаточным ей покаяться и произнести истигфар (просить прощения)?
Ответ: Пропущенные ею вследствие беспечности и лени все посты будут оставаться на ней обязательным долгом. Возмещение их является для нее фардом. Посредством покаяния и истигфара прощаются грехи за откладывание. Однако ей надлежит возместить все пропущенные посты. Если у нее не хватит жизни на возмещение всех пропущенных постов, то возместит столько, сколько сможет, а за остальные они должны завещать дачу фидйи.
Для них считается фардом возместить пропущенные посты насколько это возможно, фидйу не дают, и необязательно соблюдать возмещение дни подряд. Раддул Мухтар.
Если женщины умирают пос-ле исчезновения уважительных обстоятельств (таких как болезнь, менструация и нифас), на них будет обязательство завещать дачу фидйи за столько дней, сколько дне они прожили после выздоровления или прекращения хайза или нифаса.

Вопрос: Что должна делать женщина, соблюдающая пост ис-купления (каффарат), если у нее началась менструация?
Ответ: Если началась менс-труация у женщины, которая выполняет двухмесячный пост каффарат за сознательное употребление пищи в пост Рамадана, ей необязательно начинать свой каффарат заново. Когда исчезают уважительные обстоятельства, она продолжает каффарат.
Если мужчина или женщина, выполняющие пост каффарат, нарушат в течение этих двух ме-сяцев хотя бы один день, они начнут пост каффарат заново. Для жен-щины при этом случай менструа-ции является исключением. Нифас же не является исключением. Радул Мухтар

Вопрос: Необходимо ли женщине пропущенные посты возмещать в другие дни подряд?
Ответ: Возмещение пропу-щенных по уважительным причи-нам постов для них является фардом и посему их нужно возместить как можно скорее. Однако не-обязательно, чтобы в другие дни это было подряд, день за днем.
Преобладающее большинство единодушны в том, что пропущенные дни поста желательно (мустахаб) возмещать без перерывов в промежутках, все дни подряд. Однако это не является обязательным условием.

Вопрос: Нарушится ли пост постящейся женщины если она из-за болезни введет в свой половой орган что-либо (из препаратов)?
Ответ: Ввиду того, что в таком случае внутрь человека попадает что-то, пост нарушится. Если же она введет в половой орган что-либо (из препаратов) до подлин-ного рассвета (субхус садык) или после ифтара с целью исцеления и будет пребывать с этим и во время последующего поста, то ее пост не нарушится. Таково же и решение по поводу ввода препаратов через задний проход. Имдадул Фатава

Приуроченное к рамадану послание шейха Юнуса Пателя (да благословит его Аллах)

Для возвышения своего духовного «Я» человеку на некоторое время необходимо обуздать непомерное потакание желаниям своего животного «Я». «Быть может, вы будете богобоязненны» – такова цель поста, провозглашенная священным Кораном.

Соблюдение поста от рассвета до заката в благословенный месяц рамадан в послушание приказу Всевышнего Аллаха – тренировка, во время которой развивается таква (богобоязненность, осознание присутствия Аллаха) – отличительная черта верующего. Пусть даже он находится один-одинешенек в самый жаркий день года, он не уступит соблазну и не позволит себе ни капли воды, поскольку убежден, что ему не скрыться от взора Всевидящего.

– дома, в наших отношениях с родителями, женой, детьми;

– на работе;

– в поездках

– и даже когда мы одни, –

с полной уверенностью в том, что нам никогда не скрыться от Зрения и Знания Всевышнего Аллаха.

Помимо соблюдения правил, регулирующих действительность поста, нам необходимо также приложить усилия для очищения своего сердца от низменных качеств.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ О ПОСТЕ

1. Насколько важен сухур в рамадан?

Сухур является сунной. Сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Ешьте перед рассветом, ведь в сухуре – баракат. (Бухари, 1789; Муслим, 1835; передал Анас, да будет доволен им Аллах)

Однако пост действителен и без сухура.

2. Можно ли пользоваться зубной пастой или зубным порошком во время поста?

Это макрух. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 379)

3. Нарушается ли пост от уколов?

Пост не нарушается. Но если инъекция вводится непосредственно в желудок или мозг, пост будет нарушен. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 432)

Примечание. Инсулин, вводимый в живот, не нарушает пост, поскольку он не вводится напрямую в желудок.

4. Нарушает ли пост использование капельницы?

Нет. (Фатава Махмудия. – Изд. Фарукия. – Том 10, стр. 149)

5. Можно ли во время поста сдавать кровь на анализ?

Да, вы можете так поступить, если не ослабнете от этого настолько, что соблюдение поста станет трудным. (Ахсан-уль-фатава. – Том 4, стр. 435)

6. Если дождевая вода попадет в рот, и я проглочу ее, нарушится ли пост?

Да. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203; Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 403)

7. Нарушается ли пост при рвоте?

Пост нарушится только в том случае, если человека вырвало полным ртом, и он умышленно проглотил эти рвотные массы, или же если он умышленно вызвал рвоту полным ртом, независимо от того, проглотил ли он рвотные массы или нет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203–204)

Под «(рвотой) полным ртом» подразумевается такое количество, которое человек не может задержать во рту без усилий.

8. Если ночью или во время поста у меня произошло семяизвержение во сне, будет ли мой пост все еще действителен?

Да, пост все еще действителен. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 396)

9. Мне прописано ежедневное закапывание капель в глаза. Что будет с моим постом?

На действительность поста закапывание лекарства в глаза (независимо от того, жидкое это лекарство или нет) не влияет. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

10. Можно ли плавать во время поста?

Не рекомендуется. Если проглотить по ошибке воду, или если вода попадет в тело через нос и дойдет до мозга, пост будет нарушен и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 671)

11. Можно ли наносить масло на голову во время поста?

Да, это разрешено. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

12. У меня экзамены выпадают на рамадан, а концентрироваться на голодный желудок мне тяжело. Можно ли отложить пост и держать его уже по окончании рамадана?

Это не разрешено. Держите пост и молите Всевышнего Аллаха облегчить его вам. (Фатава Рахимия. – Стар. изд. Дар-уль-ишаат. – Том 2, стр. 34)

13. Я – астматик. Нарушается ли пост при использовании ингалятора?

Желательно, чтобы вы пользовались ингалятором во время сухура и ифтара.

Но в случае острого приступа вы можете воспользоваться ингалятором. Это нарушит пост, и его нужно будет восстановить. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

14. Нарушается ли пост при носовом кровотечении?

Нет, пост не нарушается только лишь из-за носового кровотечения. Но если кровь пройдет через горло, пост нарушится, если человек ощутит вкус крови в горле или если проглоченной крови будет больше или столько же, сколько проглоченной вместе с ней слюны. Если же крови меньше, чем слюны, пост остается действительным. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 203)

15. Можно ли искупаться после сухура, чтобы очиститься от джанабата?

Не рекомендуется беспричинно задерживать фард-гусль. Но если человек находится в такой ситуации, что хочет принять сухур до совершения гусля, это разрешено. (Фатх-уль-мульхим. – Изд. Дар-уль-калям. – Том 5, стр. 226)

16. Нарушает ли курение пост?

Да, оно нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 677)

17. Разрешается ли использование ректальных свеч во время поста?

Ввод лекарств и др. в анальный проход нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

18. Если во время поста человек прыскает на себя дезодорантом и случайно вдыхает его, будет ли нарушен пост? Требуется ли восстанавливать пост?

Пост не нарушается при нанесении парфюмерии и вдыхании ее аромата. Поэтому наносить парфюм (итр) во время поста разрешено. Но умышленное вдыхание того, что имеет осязаемую форму, например, дыма (дыма ладана, паров итра, агарбатти, уда и т. д.), нарушает пост. (Тахтави. Хашия аля «Маракиль-фалях». – Изд. Ильмия. – Стр. 660)

19. Нарушает ли мастурбация пост?

Не разрешается мастурбировать, независимо от того, постится человек или нет. Если же человек, тем не менее, совершит это гнусное действие во время поста, пост нарушится, и его нужно будет восстановить. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 399)

Примечание. За совершение этого низменного поступка необходимо совершить большое количество искреннего покаяния.

20. Разрешается ли супругам целоваться во время поста?

Это разрешено при соблюдении следующих условий:

а) ни один из супругов не проглатывает чужую слюну.

б) они контролируют свою страсть, и это не приведет к половому акту или эякуляции. (Радд-уль-мухтар. – Изд. Тиджария. – Том 2, стр. 410)

Однако данное действие во время поста не рекомендуется.

Если слюна партнера будет проглочена, нужно будет не только восстановить пост, но и совершить каффара (т. е. поститься 60 дней подряд).

ЖЕНСКИЕ ВОПРОСЫ

1. Нужно ли женщине восстанавливать дни поста, пропущенные из-за менструации?

Да, госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что менструирующая женщина будет восстанавливать пропущенные дни поста, но намаз, пропущенный во время месячных, она восстанавливать не должна. (Игля-ус-сунан. – Изд. Идарат-уль-Коран. – Том 1, стр. 372)

2. Можно ли посещать в рамадан гинеколога? Можно ли делать мазок из шейки матки?

Введение лекарства в половые органы нарушает пост. Поэтому рекомендуется записаться на прием после рамадана. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

3. Можно ли постящейся женщине кормить ребенка грудью?

Постящейся женщине разрешается вскармливать своего ребенка грудью. Грудное вскармливание не нарушает пост. (Джавахир-уль-фикх. – Карачи: изд. Дар-уль-улум. – Том 1, стр. 380)

4. Можно ли в течение всего рамадана принимать лекарства, например, в виде (контрацептивных) пилюль, во избежание начала месячных, т. е. чтобы соблюсти все дни поста, поскольку восстанавливать пропущенные дни поста очень сложно?

Хотя это и разрешается, это не самое лучшее решение. Это может привести к побочным эффектам в виде нарушения менструального цикла и т. д., что приведет в будущем к трудностям и проблемам в исполнении намаза, умры (хаджа) и т.д., не говоря уже о других долгосрочных проблемах со здоровьем.

5. Хотелось бы внести ясность в вопрос о женщинах, пропускающих пост из-за беременности или грудного вскармливания. Нужно ли им после рамадана возмещать пропущенные дни поста или достаточно просто выплатить фидью?

Кормящие и беременные женщины могут отложить пост рамадана, если соблюдение поста навредит их здоровью или здоровью их ребенка. После рамадана им нужно будет восстановить пропущенные дни поста, если они в состоянии это сделать. Выплата фидьи не будет достаточной для того, кто физически способен держать каза за пропущенные дни поста.

Примечание. Кормящим и беременным женщинам следует проконсультироваться с порядочным и опытным мусульманским врачом по поводу того, будет ли пост вреден для них или нет.

6. Если менструация началась во время поста в рамадан, может ли она (тайно) поесть, если она одна? Может ли она кушать, если менструация закончится в дневное время? Если в обоих приведенных случаях она держала пост до конца, будет ли ее пост действителен (ведь она соблюдала пост некоторую часть дня, будучи в чистом состоянии)?

Если месячные начались в тот момент, когда она постилась, ей разрешается поесть втайне (не на виду у людей). Но, если месячные завершились в дневное время, ей следует воздержаться от еды, питья и т. д. как на виду у людей, так и в уединении, и действовать как постящийся человек.

В обоих случаях ее пост будет недействителен, поскольку менструирующие женщины не могут поститься. Ей нужно будет восстановить эти дни поста после рамадана. (Ахсан-уль-фатава. – Изд. Саид. – Том 4, стр. 438)

7. Можно ли постящимся женщинам вводить лекарственные средства в внутрь половых органов?

Введение лекарственных средств любых видов во внутреннюю часть женских половых органов нарушает пост. (Фатава Хиндия. – Изд. Турас. – Том 1, стр. 204)

А Аллах знает лучше.

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах.

В Куръане вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они фиксаторы, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний. Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот раз».

Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!», это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.

Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»

Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закяты, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.

Время поста

Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с рассветом относительно заходит по тому, которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до восхода Солнца, что уберечься от того, что не испортить уразу.

Основа соблюдения поста заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:

Не есть

Не пить

Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.

Эти пункты относятся к от части к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.

Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить и тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.

Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.

Что портит пост

Нарушения поста делятся на две группы:

1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).

1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;

2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:

1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;

3) Преднамеренная рвота;

4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;

5) Появление месячных;

6) Семяизвержение во время любовных игр.

Что не портит пост в месяце Рамадан

1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда). Если же вода непроизвольно проглатывается, то это не нарушает пост.

2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.

3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.

5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)

6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.

7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.

9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после полового сношения и до купания). Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката). Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.

10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».

11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день)». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.

Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?

Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.

Всевышний Аллах говорит в Куръане: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.

Женитьба в месяце Рамадан

Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.

Рамадан и беременность

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Куръане «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шагбан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516.

Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.

Интимные отношения в месяце Рамадан

Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.

Забеременеть в Рамадан

Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.

Поллюция в Рамадане

Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.

Месячные в Рамадане

Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Курение в Рамадане

Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.

Уколы (инъекции) в Рамадане

Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.

Смерть до возмещения пропущенного поста

Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.

Что совершать нежелательно во время поста?

1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;

2. Не заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);

3. Не полоскать горло;

4. Не совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;

5. Не пробовать пищу на вкус.

6. Не глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту

Что желательно совершать во время поста?

Совершение намаза таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.

Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Бухари);

Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Бухари);

При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».

Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;

Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Куръана. Посланник Аллаха больше всех читал Куръан, особенно в месяце Рамадан (Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Подготовил Абдуссабур Хайрутдинов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нарушает ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?

«Тот, кто по забывчивости разговелся в дневное время месяца рамадана, будучи постящийся, то нет на нем греха. Ему следует довести свой пост до конца, и не возмещать его, по наиболее правильному мнению ученых. На этом мнении имам Шафиъи и имам Ахмад. Поскольку пришел хадис, который передал имам Бухари и Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил». А в другой версии хадиса: «Если постящийся, по забывчивости, поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которой Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает». Передал этот хадис Ад-Даракутни, и сказал, что исанад его достоверный. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма » лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\269).

Нарушает ли пост, когда произошло поллюция во сне?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: «Если произошло поллюция у кого-либо в то время, когда он постился или же когда он был в состоянии ихрама, будучи совершающий хадж или умру, то нет на нем греха и искупления. И она не влияет на его пост, хадж и умру. Просто ему следует совершить большое омовение от осквернения, если было семяизвержение. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма » лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\274).

Выход крови нарушает ли пост?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: «Кровь, если вышла внезапно из твоего рта или носа, то она ничуть не влияет на пост, пока ты, до заката солнца, воздерживаешься оттого, что нарушает пост. Независимо оттого, мало крови или много. Твой пост действительный и нет на тебе искупления. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! » (См «фатауа ладжнатуль-даийма» лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\266-267).

Совершение клизмы нарушает ли пост?