Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре ос­новных периода в жизни животных, размножаю­щихся половым путем?

Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позво­ляет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков дан­ных животных, характерных для каждо­го периода.

Вопрос 2. Охарактеризуйте возрастные пери­оды своих домашних животных. Выделите измене­ния, которые появились впервые.

Среди животных, наиболее часто содер­жащихся в домашних условиях, следует назвать кошек и собак.

Эмбриональный период. Как прави­ло, этот период в развитии домашних жи­вотных практически не изучается их вла­дельцами.

Формирование и рост организма. В этот период происходит изменение ана­томических особенностей — пропорций тела, может измениться окраска и цвет глаз. Животные активно изучают окру­жающий мир и хорошо обучаемы.

Половая зрелость. Этот период ха­рактеризуется тем, что животные начина­ют искать половых партнеров. Часто это сопровождается неадекватным поведени­ем и даже агрессией.

Старость. Этот период проявляется угасанием основных физиологических функций. Животные могут потерять зре­ние, слух, аппетит. Становятся менее ак­тивными.

Вопрос 3. Чем вы объясните разную продол­жительность жизни животных?

Продолжительность жизни животных соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половой зрелости, условия жизни. По-видимому, важной причиной разницы в продолжи­тельности жизни многоклеточных живот­ных является интенсивность обменных процессов.

48. Периодизация и продолжительность жизни животных

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных
  • что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных размножающихся половым путем
  • чем вы объясните разную продолжительность жизни животных
  • охарактеризуйте возрастные периоды своих домашних животных
  • что позволяет выделить 4 основных периода в жизни животных

Продолжительность жизни животных ограничена. Непрерывность существования вида обеспечивается за счет размножения: индивидуальное развитие особи (от зарождения до смерти), или онтогенез, можно разделить на четыре основных периода.

Эмбриональный период начинается с момента слияния отцовской и материнской половых клеток и образования нового организма. Продолжительность эмбрионального периода у разных видов различна. У кукушки он длится 12 суток, у хомячка золотистого — 16 суток, у альбатроса — 80 суток, у слонихи — до 660 суток.

Формирование и рост организма продолжается от рождения до взрослого состояния. Одни животные развиваются с превращением, другие — без него. У некоторых животных в этом периоде могут наблюдаться существенные отличия от взрослых особей, несмотря на развитие без метаморфоза и внешнее сходство.

Этот период заканчивается половым созреванием, полным развитием органов чувств и нервной системы. Продолжительность этого периода у позвоночных разная: минимальна у лемминга норвежского (19 суток); максимальна у гаттерии и носорога (20 лет).

Половая зрелость — это период активного размножения. Продолжительность его может сильно различаться: от нескольких часов, например у поденки, до нескольких десятков лет, например у попугаев и черепах. Скорость размножения и численность приносимого потомства также весьма различны. Например, вошь дает до 12 поколений в год и откладывает за один раз до 300 яиц. Скат манта рождает в год одного детеныша, а треска выметывает до 6,5 млн икринок; саламандра черная имеет 1—2 детенышей, а жаба зеленая — до 12 тыс. Слониха рождает одного детеныша в 3—4 года.

Знаете ли вы, что:

Чтобы определить точный возраст погибшего в природе позвоночного животного, необходимо найти его любую кость или зуб, а затем по кольцам на их тонких срезах подсчитать возраст с точностью до полугода.

Для максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.

Первая категория делится на две группы - имеющие и не имеющие профессионального образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные учебные классы.

Вторым следует создать условия для повышения профессионального уровня.

Третья категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.

Для каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным категориям, установив, например, отношения наставничества.

Взрослость распадается на несколько содержательно-смысловых этапов.

Первым из них (18 -30 лет) является молодость, характеризующаяся выходом в потенциальную полноту сущностных возможностей человека: он уже способен иметь семью

детей, участвовать в социально-трудовой и

социально-политической жизни общества. Практически перед ним открывается пространство всесторонней активности.

Это создает очень непростую и принципиально новую ситуацию стратегического выбора жизненного пути. Неслучайно в немецкой философской литературе период с 22 до 27 лет получил образное определение - «годы странствий». Причем за этим словосочетанием скрывается глубокий смысл: странствия не только в географическом, физическом пространстве, но прежде всего духовные искания, определяющие дальнейшую судьбу человека. В не меньшей степени этот период обычно становится временем проб и

ошибок, извлечения из опыта первых жизненных уроков. Второй этап - зрелость. В традиционном, бытовом толковании Понятие «зрелый» обычно соотносят с достижением определенного возраста. Зрелость также определяется через опыт, время, уровень развития, деятельность, соответствие определенным требованиям и др. (Значение слова «зрелый» - обдуманный, свидетельствующий об опытности; вполне сложившийся, достигший полного развития и т.п.) Во временном отношении зрелость чаще всего рассматривается как промежуток между молодостью и старостью - от 30 до 55 - 60 лет.

Понятие зрелости, по мнению многих исследователей, это не только и не столько физиологическая отметка состояния ресурсов человека. Различают разные виды зрелости - физиологическую, .психическую, социальную. Возраст зрелости отмечен прежде всего нравственным качеством, поэтому зрелые годы могут состояться у человека только при условии предшествующего многолетнего интеллектуального и духовного труда. Это своеобразный итог усилий стать человеком, проявить себя как личность. Это время предъявлять вовне, обществу, другим людям плоды своего жизненного творчества.

Мера социальной ответственности как один из важных показателей зрелости человека обозначена в Основном законе нашей страны - Конституции, где зафиксированы право 18-летних «самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности» (ст. 60), в том числе «избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 32); «заботиться о нетрудоспособных родителях», находясь в трудоспособном состоянии (ст. 38). По достижении 21 года граждане могут быть избраны депутатами Государственной Думы.

Следующий этап взрослости - пожилой возраст. Становление человека в пожилом возрасте значительно отличается от предыдущих этапов его жизни (пожилой, т. е. поживший, знающий толк в жизни). Это время «собирать камни», подводить итоги жизненного пути, оценивать приобретенный опыт, передавать его другим. Каждый человек, вступая в так называемый третий возраст, выбирает свою стратегию жизнедеятельности. Выйдя на пенсию, одни организуют и ведут домашнее хозяйство, активно участвуют в воспитании внуков, трудятся на дачных участках. Другие начинают бурную общественную деятельность, третьи, напротив, замыкаются в одиночестве.

Проблема образования пожилых людей с каждым годом приобретает в мире все большую социальную значимость в связи с эффектом старения населения многих развитых стран1. Как показывает практика, при наличии соответствующей мотивации пожилой человек способен успешно осваивать не изведанные ранее сферы деятельности, формировать новые или корректировать складывающиеся годами жизненные ориентации, овладевать новыми формами и кругом общения, нередко обретая при этом новые смыслы жизни. Вековой опыт показывает, что лишь в возрасте, который теперь принято называть третьим, перед человеком открывается возможность осваивать всю полноту способов и форм постижения мира. Это может быть философское, научное, религиозное познание, художественное или техническое творчество, проникновение в глубину национальной культуры и традиций. Во многом содержательное наполнение жизни в пожилом возрасте определено предыдущим образовательным и культурным опытом, накопленным человеком.

Переход пожилого человека к состоянию старости очень индивидуален. Несмотря на необратимые физиологические изменения предъявлять вовне, обществу, другим людям плоды своего жизненного творчества.


Развитие организма носит стадийный характер. Весь путь от оплодотворенного яйца до взрослого животного, способного к размножению и продуцированию, состоит из двух периодов (стадий развития): эмбрионального, или внутриутробного, и постэмбрионального.

В зародышевой фазе происходят следующие изменения:

1) Образование зиготы

2) Имплантация (внедрение зиготы в слизистую оболочку матки 13-15 дней)

3) Дробление зиготы, формирование эктодермы, эндодермы, мезодермы

4) Органогенез

5) Дифференциация и специализация клеток, тканей, начало образования органов

6) Масса эмбриона растёт медленно

В предплодной фазе:

1) Продолжение органогенеза плода

2) Окостенение скелета, формирование мускулатуры и породных признаков

В плодной фазе:

1) Завершение дифференцировки тканей, органов и систем

2) Бурный рост массы эмбриона (в последнюю треть беременности). Рост скелета, внутренних органов, мышц.

Эмбриональное развитие организма начинается с зиготы и продолжается до рождения животного. Оно подразделяется на три периода: зародышевый, предплодный и плодный.

Зародышевый период начинается с образования зиготы после оплодотворения яйцеклетки, характеризуется интенсивным ростом и началом дифференцировки тканей и органов. В течение предплодного периода продолжается интенсивный процесс органогенеза, и формируются основные морфологические породные признаки. В плодный период интенсивно нарастает абсолютная масса организма, и происходят дальнейшие морфологические и физиологические изменения, в результате которых формируется плод. Продолжительность этих периодов эмбрионального развития у животных разных видов неодинакова. Продолжительность эмбрионального развития зависит также от породных особенностей и условий кормления самок в период беременности.

Так, у коров абердин-ангусской породы беременность продолжается в среднем 281 день, у шортгорнских коров - 285, у овец гемпширской породы - 144, у овец породы рамбулье - 150 дней.

Интенсивное кормление беременных самок способствует некоторому сокращению периода развития плода.

Внутриутробное развитие животных происходит неравномерно. Наиболее интенсивное увеличение массы растущего организма наблюдается на ранних стадиях эмбрионального развития, когда зародыш еще состоит из недифференцированных клеток, не несущих специальных функций. Недифференцированные клетки растут быстрее.

Живая масса новорожденных животных зависит от их видовых и породных особенностей, пола, условий кормления матери в период беременности, а также от ее живой массы. Например, масса жеребят при рождении 40 - 60 кг, телят - 25 - 40, ягнят - 3-1,5, поросят -- 1 - 1,5 кг. Масса самцов при рождении больше самок на 10- 12 %. При обильном и полноценном кормлении беременных маток масса их приплода повышается, а при недостаточном кормлении снижается. Масса животных при рождении - важный селекционный признак, показатель дальнейшего развития организма.

В постэмбриональном развитии животных выделяют периоды новорожденности, молодости, зрелости и старости.

Период новорожденности у сельскохозяйственных животных разных видов длится несколько дней. В этот период организм новорожденного адаптируется к условиям жизни вне организма матери; при этом изменяются характер дыхания, кровообращения и питания, вырабатываются терморегуляция и условные рефлексы на внешние факторы. Единственным кормом новорожденных в первые дни служит молозиво и молоко матери. Создание для животных в период новорожденности необходимых условий кормления и содержания, обеспечивающих их здоровье и нормальное становление жизненных функций, имеет большое значение для развития их продуктивности в последующем.

Период молодости начинается по завершении периода новорожденности и продолжается до наступления половой зрелости животного. В начале этого периода основной пищей молодняка является молоко, в последующем в связи с развитием органов пищеварения оно заменяется растительными кормами. Животные приобретают способность давать высокие абсолютные приросты. В период молодости наступает их половое созревание, что весьма существенно влияет на развитие организма. К концу периода половые циклы регулярно повторяются и развиваются вторичные половые признаки. В фазу полового созревания приросты молодняка несколько снижаются.

Период зрелости охватывает время производственного использования животных. Начинается он с наступлением половой зрелости и заканчивается при значительном снижении продуктивности животных в связи с наступлением старости. Период зрелости характеризуется активным обменом веществ, высокой продуктивностью животных и нормальными воспроизводительными функциями их полового аппарата.

В период старости уменьшается интенсивность обмена веществ, снижается продуктивность животных, угасают функции воспроизводства, ослабляется резистентность организма.

Установлено, что длительность жизни зависит от продолжительности периода развития, размеров животных, их плодовитости, типа питания. Животные живут дольше, если период их развития и масса тела больше. Травоядные животные долговечнее плотоядных. Плодовитость животных находится в обратной зависимости от продолжительности их жизни.

Таблица 2

Изменение живой массы животных разных видов в процессе роста

Вид животного Продолжительность Живая масса во взрослом состоянии
жизни, лет эмбрионального

периода, дней

роста, лет
Слон 150 650 40 3000
Верблюд 25 390 6 600
Лошадь 35 340 5 500
Крупный рогатый скот 30 285 4 450
Свинья 11 120 2 300
Овца 12 154 1,5 60-70
Собака 11 62 2 15-20
Кошка 9,5 60 1,5 3,5
Кролик 7 30 1,0 4-6

Таблица 3

Продолжительность жизни и хозяйственно использования животных разных видов, лет

Вид животного Продолжительность
жизни хозяйственного использования
Крупный рогатый скот 30 8-12
Лошади 35 20
Свиньи 11 5-7
Овцы 12 5-8
Верблюды 25 20
Кролики 7 2-3
Куры 3 1
Гуси 6 5-6

В эмбриональный период закладываются все основные органы будущего цыпленка. Правильное формирование организма имеет значение не только для эмбрионального периода, но и для всей последующей жизни птицы и ее продуктивности. Развитие эмбриона различных видов птицы имеет одинаковый характер, но различается по времени и продолжительности. Эмбриональное развитие кур подразделяют на четыре основных периода.

В первый период (с 1-го по 7-й день инкубации) происходит закладка почти всех органов. При просвечивании яиц видна хорошо развитая кровеносная система, а зародыш едва различим, так, как он глубоко погружен в желток.

Во второй период (с 8-го по 11-й день инкубации) изучают рост аллантоиса, так как он служит показателем развития зародыша. При хорошем развитии зародыша края аллантоиса должны сомкнуться и охватить все содержимое яйца.

Третий период (с 12-го по 19-й день инкубации). При просмотре яиц на овоскопе острый конец должен быть темным, что свидетельствует о полном использовании белка, а граница воздушной камеры - извилистой и подвижной в связи с выпячиванием шеи цыпленка.

В четвертый период (20-21-е сутки) происходит вылупление цыплят.

В соответствии с названными периодами осуществляют биологический контроль в инкубации, то есть ведут наблюдение за эмбриональным развитием птицы путем просвечивания яиц. Оценивают развитие эмбрионов по нескольким контрольным лоткам из партии.

Следует отметить, что на рост и развитие в эмбриональный период оказывают влияние породы и вид птицы. У кур продолжительность эмбрионального развития составляет 21-21,5 суток; у уток легких пород - 27, у тяжелых - 28; у гусей легких пород - 29, тяжелых - 30; у индеек - 28; у цесарок - 28 сут.

Установлены определенные фазы роста и развития и в постэмбриональный период жизни сельскохозяйственной птицы. Русский ученый И. Абозин, принимая 6 мес. за отрезок времени, необходимый для формирования цыпленка, делит его на две фазы развития: первая - с суточного до 3-месячного возраста; вторая - с 3 до 6-месячного возраста. При этом первую фазу разделяют на два периода: с суточного до 2-месячного возраста (происходит преимущественное развитие костей переднего пояса и рост первичного пера) и с 2 до 3 мес. жизни (наблюдается усиленное развитие костей ног, выпадение первичного оперения). Вторую фазу также подразделяют на два периода: с 3 до 4,5 мес. (развиваются тазовые кости и вторичное оперение) и с 4,5 до 6 мес. (вторичное оперение сформировано полностью, процесс окостенения грудной кости и других частей скелета закончен).

В соответствии с формированием терморегуляции в организме выделяют следующие периоды в росте и развитии цыплят.

Впервые 10 дней жизни происходит окончательное дифференцирование всех тканей и органов, развивается функциональная деятельность желудочно-кишечного тракта и желез внутренней секреции. Цыплята ограничены в движениях, терморегуляция несовершенна, слабо реагируют на внешние раздражители. Этот возраст наиболее ответственный при выращивании молодняка.

С 11-го по 30-й день наблюдается быстрый рост цыплят, усиливается теплообразование, происходит интенсивная оперяемость. Значительно возрастает потребность в кормах.

С 31-го по 60-й день терморегуляция становится совершенной, заканчивается рост первичного пера. У цыплят закрепляются условные рефлексы на кормление, вырабатывается привычка к окружающей обстановке.

При сохранении общих закономерностей роста у птицы различных пород и видов неодинакова скорость роста (табл. 4).

Быстрее других (в абсолютных показателях) происходит увеличение живой массы у гусят, затем у индюшат и утят. В месячном возрасте гусята весят на 75% больше, чем утята. В то же время у птицы всех видов наиболее быстрый рост происходит в первый месяц жизни. Поэтому данный период является наиболее ответственным в выращивании молодняка.

Существуют значительные возрастные различия по живой массе птицы. Куры в 2-летнем возрасте имеют массу на 10-20%, а индейки на 15-20% выше, чем в годовалом. Отмечаются индивидуальные различия в скорости прироста живой массы у птицы одной и той же породы. У линейной птицы индивидуальные различия значительно меньше.

Таблица 4.

относительная скорость роста молодняка птицы, %

Месяц жизни Цыплята Индюшата Утята Гусята
Первый 150 150 180 170
Второй 85 100 90 45
Третий 50 70 25 35
Четвёртый 30 40 4 10
Пятый 20 30 4 7
 06.01.2015 5321 0

Цели урока: Продолжить формирование понятия об индивидуальном раз­витии - онтогенезе; познакомить учащихся с периодами онтогенеза.

Оборудование: Таблицы с изображением животных из разных системати­ческих групп.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие два типа постэмбрионального развития вы знаете?

-В чем преимущества и недостатки развития с превращением?

-Для каких животных характерно развитие с превращением?

2.Лабораторная работа «Определение возраста животных».

Учебник, стр. 246.

3.Игра «Развитие животных».

Учитель называет животное или показывает карточку с его изображением, а учащиеся поднимают над головой тетрадь (или руку), если развитие живот­ного происходите полным превращением.

Уверенность действий учащихся позволяют учителю оценить степень под­готовленности каждого ученика.

II. Изучение нового материала

1.Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы.

Изучение продолжительности жизни животных начато лишь в 20-х годах

нашего века, а исследования динамики численности животных и ее регуляции

-только в последние десятилетия. Тем не менее, за этот период накоплено не­мало, сведений о продолжительности и периодизации жизни животных, атак же раскрыто немало секретов природы, связанных с размножением и индивидуальным развитием некоторых животных

Развитие животного начинается с оплодотворения, и всю дальнейшую его жизнь можно разделить на четыре периода.

Эмбриональный период, (от греч. « эмбрион » - зародыш). Это развитие жи­вотного от зиготы до момента рождения - самостоятельной жизни вне орга­низма матери или вне яйца. Продолжительность эмбрионального периода у различных групп животных неодинакова. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

Формирование и рост организма (ювенильный период). Продолжается от рождения до взрослого состояния (до периода половозрелости). У некоторых животных этот период проходит с превращением, а у других без него. Часто ювенильная особь может быть непохожа на взрослый организм. Она может обитать в другой среде, питаться другой пищей, иметь другое устройство рото­вого аппарата. (Приведите примеры). В этот период происходит формирова­ние всех систем организма. Для многих животных в характерна забота о потомстве в период его роста и развития. (Приведите примеры). Продолжи­тельность ювенильного периода у различных животных сильно отличается. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это). Ювенильный период заканчивается половым созреванием.

Период половой зрелости (фертильный период). В этот период организм способен производить полноценные половые клетки. (Какие половые клетки вы знаете?) Это период активного размножения. Продолжительность его у различных организмов колеблется от нескольких часов до нескольких десят­ков лет. (В § 48 учебника найдите примеры, подтверждающие это).

2.Выступления учащихся с докладами по теме: «Периоды жизни и про­должительность жизни различных животных». (Каждый доклад должен быть рассчитан на 2-5 минут.)

3.Подведение итогов.

Часто утверждают, что продолжительность жизни соотносится с такими признаками, как размер тела, сроки наступления половозрел ости и др. Дейст­вительно, чем дольше организм развивается до взрослого состояния, тем боль­ше срок его жизни. Однако, это не всегда так. Это правило верно в основном для позвоночных животных. У многих беспозвоночных, в частности у насекомых, личиночная стадия - основной период их жизни, а взрослая форма (имаго) по­является только на короткий период размножения.

Тем не менее, существуют определенные стратегии размножения. Можно заметить, что животные, заботящиеся о своем потомстве, рождают меньшее количество детенышей, чем животные, для которых забота о потомстве нехарактерна.

Часто увидеть как выглядит животное в глубокой старости можно только в зоопарке. При хорошем уходе средняя продолжительность жизни в неволе в 2-15 раз больше продолжительности жизни в природе. Данных о средней про­должительности жизни животных всегда меньше, чем сообщений об отдельных долгожителях.

III. Закрепление знаний

1.Опрос.

-Что такое онтогенез?

-Какие периоды онтогенеза вы можете назвать?

-Чем характеризуется каждый из них?

-Всегда ли по внешнему облику животного можно определить на каком периоде развития он находится? Приведите примеры.

-Есть ли зависимость продолжительности жизни от размеров тела жи­вотного?

-Как взаимосвязаны забота о потомстве и плодовитость животных?

2.Решение задач.

1)У пары в белых мышей в одном помете рождается в среднем 10 детены­шей (самок и самцов поровну), которые вступают в период половой зрелости через 3 месяца. Определите, сколько мышей будет через год, при условии, что все они выживают и дают потомство?

2)В зоопарке живет пара слонов. Известно, что беременность слона длит­ся примерно два года, половой зрелости слоненок достигает на 4-й год. Все это время мать заботится о нем. Следующая беременность самки наступает после достижением потомком половой зрелости. Сколько времени потребуется зоопарку, чтоб утроить число слонов в слоновни­ке?

Домашнее задание

Подготовиться к обобщающему уроку.