Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 1 стадия


Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 2 стадия


Зародышевое сходство рыбы (1), саламандры (2), черепахи (3), крысы (4) и человека (5). 3 стадия


Общие закономерности развития зародышей организмов. Общность строения различных организмов проявляется на ранних стадиях развития их зародышей. Отличительные признаки организма создаются в ходе развития зародыша постепенно и в строгой последовательности Видовые различия проявляются на поздних стадиях развития зародышей.


4 неделя беременности Малыш на 4ой неделе беременности все еще очень мал – его длина составляет от 0,36 до 1 мм. С этой недели начинается эмбриональный период развития, который продлится до конца десятой недели. Это время формирования и развития всех органов ребенка, некоторые из которых уже начнут функционировать.




7 неделя беременности На 7 неделе беременности ребенок вырос приблизительно до 8 мм он как горошина (Причем в начале недели его рост от макушки до копчика составлял 4-5 мм, а к концу до мм). Вес – около 0,8 г. Большое событие этой недели – на развивающихся ручках и ножках появились кисти и ступни!




10 неделя беременности Человек внутри матери размером всего лишь со сливу, а основные органы, системы и части тела у него уже сформированы и теперь будут стремительно расти и «дозревать». Самый критический эмбриональный этап пройден и начинается плодный период развития.


12 неделя беременности После 12-й недели беременности новые органы уже не образуются, но уже имеющиеся продолжают расти и развиваться. На этой неделе появились рефлексы! Локальная стимуляция плода может заставить его прищуриться, открыть рот, пошевелить пальцами рук или ног. Пальчики скоро начнут сгибаться и разгибаться, а рот будет совершать сосательные движения.


13 неделя беременности В 13 недель беременности на малюсеньких пальчиках появились отпечатки пальцев, вены и органы хорошо просматриваются через пока еще очень тонкую кожу, а тельце начинает догонять по размерам голову (которая теперь составляет только треть общего размера). Если будет девочка, в ее яичниках уже появилось более 2 миллионов яйцеклеток.


14 неделя беременности С 14 недели беременности ребенок умеет жмуриться, хмуриться, гримасничать, писать и, возможно, сосать свой пальчик. Почки производят мочу, которой он мочится в околоплодную жидкость. Малыш подрос – длина от макушки до копчика составляет 8-8,9 см.


15 неделя беременности Малыш достиг примерно 9,3-10,4 см в длину от макушки до копчика. Он тренируется в дыхании, втягивая околоплодные воды (амниотическую жидкость) в легкие и выталкивая ее из легких назад. Околоплодные воды «обновляются» 8 – 10 раз в сутки! Это позволяет поддерживать их стерильность при сохранении нужного химического состава (соотношения воды, минералов и органических веществ).


17 неделя беременности В 17 недель беременности малыш весит около 100 гр., а его рост от макушки до копчика равняется см. У него уже развиты все суставы, а скелет, до этого больше напоминающий хрящ, костенеет. Улучшается слух. Пуповина, соединяющая его с плацентой, становится толще и крепче.




19 неделя беременности Руки и ноги пропорциональны друг другу и остальному телу. Почки продолжают производить мочу, а голова начинает покрываться волосиками. В 19 недель беременности настал критический момент для развития пяти основных чувств: мозг малыша определяет специальные области, которые будут отвечать за обоняние, вкус, слух, зрение и осязание.


21 неделя беременности Вес ребенка сейчас составляет где-то гр. Полностью оформились бровки и веки. И в 21 неделю беременности мать наверняка чувствуешь его движения.




26 неделя беременности Ребенок подрос до 32,5 см и прибавил в весе до гр. Малыш все лучше различает звуки. Детки больше всего любят «Времена года» Вивальди, Моцарта. Легкие развиваются и он продолжает делать небольшие вдохи околоплодной жидкости, готовясь к своему первому вдоху воздуха.


28 неделя беременности В 28 недель беременности он моргает глазками, на которых видны реснички! С развитием зрения малыш уже может видеть свет просвечивающий через живот. В мозге развиваются миллиарды нейронов (до этого времени мозг плода был гладким, к 28-й неделе на нем начинают появляться характерные борозды и извилины), увеличивается и масса мозга, а тельце обзаводится подкожным жирком, готовясь к жизни снаружи.


32 неделя беременности 1,8 кг. и 42 см.! С личика малыша исчезло большинство морщин. У него есть полноценные ногти на ногах, руках и настоящие волосы, или по крайней мере заметный пушок. Кожа к 32 неделям беременности становится мягкой и гладкой, а конечности более пухленькими.


37 неделя беременности Доношенными считаются детки, родившиеся в промежутке недель. Родившиеся раньше 37 недель – недоношенными, а позже 42 – переношенными.




Через 18 дней после зачатия начинают ощущаться удары сердца зародыша и приходит в действие особая, его собственная система кровообращения. В 7 недель у нерожденного ребенка фиксируются мозговые импульсы, он имеет сформированные внешние и внутренние органы, глаза,нос, губы, язык. В 12 недель, когда по нашему законодательству разрешается аборт, все органы ребенка сформировались и остается только развитие. Ребенок уже поворачивает голову, сжимает кулачок, гримасничает, находит рот и сосет палец. Знаете ли вы, что


СДЕЛАВ АБОРТ, кроме смертельной опасности, вы рискуете остаться бесплодными или рожать больных и ослабленных детей. Делая операцию по прерыванию беременности, врач дважды нарушает клятву Гиппократа: во-первых, клятва Гиппократа прямо запрещает подобные действия, во-вторых, нарушается первая заповедь медицины – «не навреди». Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией. В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами.


Критические периоды развития человека в эмбриогенезе. Эмплантация зародыша в стенку матки (6-7 сутки) 4-8 неделя – период закладки основных органов и систем неделя – ускоряется рост головного мозга неделя – дифференцировка полового аппарата и зародышевые основные функциональные системы. Дробление. Дробление – это процесс увеличения числа клеток, без увеличения их размеров (отсутствует стадия роста). Типы дробления: -полное: равномерное и неравномерное - неполное: поверхностное (у насекомых) и дискоидальное Типы бластул: - целобластула – это полый шарик, один слой бластодермы. - амфибластула – бластодерма многослойная, бластоцель смещена к апикальному полюсу. -дискобластула – это зародышевый диск, лежащий на массе нераздробившегося желтка, бластоцель между ними. - морула – это шарик из бластомеров, бластоцели нет. - перебластула – бластомеры расположены по поверхности, а в центре нераздробившийся желток (у насекомых).


Гаструляция. Гаструляция – это сложный процесс химических и морфо-генетических изменений, которые сопровождаются делением, ростом, перемещением и дифференцировкой клеток. Способы гаструляции: - инвагинация (впячивание) -иммиграция (выселение) -деляминация (расслоение) -эпиболия (обрастание) Геном единый. Идет депрессия и репрессия генов. И в каждом клеточном типе эта картина будет своя. Поэтому идет дифференцировка клеток.


Нейруляция. Нейруляция – это часть органогенеза. Образуется зародыш – нейрула. К этому моменту в нейруле есть осевой комплекс зачатков органов (нервная трубка, хорда, полость первичной кишки, эктодерма, энтодерма, мезодерма дифференцирована на сегментированную мезодерму – сомиты и несегментированную – спланхнотом).

Класс: 9

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

  • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • способствовать осознанию основного фактического материала;
  • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию экологического сознания

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, с.: ил.

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент
2. Актуализация знаний Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12.
Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1 ) (Слайд 2).
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов.
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника.
3. Целеполагание и мотивация Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.
4. Первичное усвоение учебного материала Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2 ); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником.
Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15).
Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22).
Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний Проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 28):

– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
– В чем заключается сущность каждого этапа?
– В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29).

Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо».

7. Информация о домашнем задании Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.
8. Рефлексия (подведение итогов) За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. Определяют степень достижения цели урока.
Высказывают свое мнение о ходе урока.

Cлайд 1

Цель урока: расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития Эмбриональное развитие организма

Cлайд 2

Проникновение сперматозоида в яйцеклетку Слияние ядер гамет и образование зиготы 1 2 3 Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается Яйцеклетка после оплодотворения Оплодотворение

Cлайд 3

Развитие организма с момента оплодо- Творения до рождения или выхода из зародышевых оболочек. Этапы: Дробление зиготы. 2.Образование бластулы. 3.Гаструляция. 4.Нейрула. Этапы эмбриогенеза

Cлайд 4

Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель. С этого момента зародыш называется бластулой. Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах? зигота 2 сутка 1 сутка 3 сутка Тутовая ягода

Cлайд 5

Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями: 1) бластомеры не достигают исходных размеров зиготы; 2) бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки. Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры). Бластула состоит из: 1) бластодермы – оболочки из бластомеров; 2) бластоцели – полости, заполненной жидкостью. Бластула человека – бластоциста.

Cлайд 6

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков. Гаструляция у человека происходит в два этапа. У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?

Cлайд 7

В процессе первого этапа образуются два зародышевых листка (экто- и энтодерма), два провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты. эктодерма энтодерма первичный рот вторичная полость тела

Cлайд 8

Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками. В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.

Cлайд 9

Cлайд 10

Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

Cлайд 11

В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

Cлайд 12

После детерминации клеток, т. е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

Cлайд 13

По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса. Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков. На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов: 1) хорды; 2) нервной трубки; 3) кишечной трубки.

Cлайд 14

Функции хориона: 1) защитная; 2) трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция. Функции желточного мешка: 1) кроветворение (образование стволовых клеток крови); 2) образование половых стволовых клеток (гонобластов); 3) трофическая (у птиц и рыб).

Cлайд 15

Формирование органов Христиан Иванович Пандер (1794-1865, Россия) Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям: 1) организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы; 2) каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка. Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша

Cлайд 16

Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный впоследствие его именем. Карл Бэр (1792 1876) «Законами Бэра»: наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Cлайд 17

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины. Эрнст Геккель (1834-1919) Фриц Мюллер (1822 - 1897)

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Нервная система и органы чувств Эпидермис кожи Производные кожи Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

1 слайд

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

2 слайд

ОНТОГЕНЕЗ Онтогенез, или индивидуальное развитие, - процесс развития особи от момента образования зиготы до смерти. ОНТОГЕНЕЗ Проэмбриональный период Эмбриональный период Постэмбриональный период

3 слайд

4 слайд

Дробление После оплодотворения зигота быстро начинает делиться митозом. Интерфазы очень короткие, поэтому образовавшиеся клетки – бластомеры не успевают вырасти. Дробление заканчивается образованием бластулы, однослойного зародыша, внутри которого находится полость -бластоцель. По величине бластула не превышает размеров зиготы.

5 слайд

Гаструляция На одном из полюсов бластулы появляется углубление и происходит впячивание одного слоя клеток внутрь полости. В результате образуется гаструла, двухслойный зародыш, который состоит из наружного зародышевого листка – эктодермы, и внутреннего зародышевого листка – энтодермы. Полость, образовавшаяся внутри гаструлы – первичная кишка, а отверстие, ведущее в первичную кишку – первичный рот.

6 слайд

У зародышей многоклеточных животных, за исключением губок и кишечнополостных, закладывается ещё и третий зародышевый слой – мезодерма. Она образуется между первым и вторым зародышевыми слоями – эктодермой и энтодермой

7 слайд

Образование органов В энтодерме образуется зачаток хорды. Из эктодермы закладывается нервная пластика, которая в дальнейшем сворачивается в нервную трубку. Трубка погружается под эктодерму, формируя зачаток центральной нервной системы

8 слайд

Формирование органов Эктодерма Мезодерма Энтодерма Нервная система Эпителиальные покровы тела Хрусталик глаза Эмаль зубов Мышцы Скелет Почки Сердечно-сосудистая система Половая система Пищеварительная система Дыхательная система Выделительная система Железы внутренней секреции

9 слайд

Постэмбриональное развитие Развитие Прямое Непрямое, или с метаморфозом С полным метаморфозом С неполным метаморфозом

10 слайд

Прямое развитие Происходит без превращений Родившийся организм имеет сходство со взрослой особью, отличается величиной, пропорциями тела и недоразвитием некоторых органов Рыбы Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

11 слайд

Развитие с неполным превращением У личинок и взрослых особей, как правило, одинаковый образ жизни и есть внешнее сходство Отряды насекомых Стрекозы Прямокрылые Подёнки Термиты и др.

12 слайд

Развитие с полным превращением Личинки и взрослые особи, как правило, резко отличаются друг от друга внешне, образом жизни, характером питания Миноги Земноводные Отряды насекомых: Жесткокрылые, Чешуекрылые и др.

13 слайд

Постэмбриональное развитие растений Период молодости Период зрелости Период старости Начинается с момента прорастания семени и образования проростка, и завершается с началом цветения растения. Растение способно цвести и давать плоды. В это время растение наиболее жизнеспособно. Завершающий этап в жизни растения. Растение не способно к половому размножению, постепенно истощается и умирает.

Эмбриональный период развития


Цели урока:

  • Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития

  • Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
  • Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;
  • Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение отногенеза

Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) -

период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма

Рождение или выход из яйцевых облочек

Оплодотворение

Эмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие


  • Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется эмбриологией

«закон зародышевого сходства»

Христиан Иванович Пандер

(1794-1865, Россия)

Теория зародышевых листков

Карл Бэр (1792 1876)


БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Фриц Мюллер

Эрнст Геккель


ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

Проникновение

сперматозоида

в яйцеклетку

Слияние ядер гамет и

Яйцеклетка после

образование зиготы

оплодотворения


Стадии эмбрионального развития

  • Дробление
  • Гаструляция
  • Органогенез

дробление

В результате деления из зиготы образуются

вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие

при дроблении, называются бластомерами .

2 сутки

зигота

3 сутки

Тутовая ягода

В процессе дробления количество клеток

быстро растет, они становятся мельче и

мельче и образуют сферу, внутри

которой возникает полость – бластоцель .

С этого момента зародыш называется

бластулой .


гаструляция

Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция . Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.

Гаструляция у человека происходит в два этапа.


На первом этапе образуется два зародышевых листка: эктодерма и энтодерма . У губок и кишечнополостных на этом заканчивается .


У большинства животных на втором этапе идет закладка третьего зародышевого листка - мезодермы

В процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

2) нервной трубки;

3) кишечной трубки.


Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

Нервная система и

органы чувств

Эпидермис кожи

Производные кожи


Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

поджелудочная

железа

Эпителий органов

дыхания

Эпителий органов

пищеварения

печень

мочевого пузыря

Щитовидная


Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

кровеносная система

мускулатура

скелет

мочеполовая система


РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА

Оплодотворение яйцеклетки.

1 сутки (Зигота)

3 сутки (Морула).

5 суток (Бластула)

10 суток (Гаструла).

3 надели - начало органогенеза.

5 недель - длина зародыша 10-15 мм.

6 неделя - движение плода и сокращение сердца.

8-10 недель - длина плода 10 см,

все органы сформированы.

11-12 недель = продолжается

развитие всех систем организма.

16-18 недель плод быстро

растет и мать ощущает его движение.

7 месяцев - завершающий период развития.

9 месяцев - рождение человека.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА:

1) гаметогенез (спермато– и овогенез);

2) оплодотворение;

3) имплантация (7 – 8-е сутки);

4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);

6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);

7) рождение ребенка;

8) период новорожденности (до 1 года);

9) период полового созревания (11 – 16 лет).