Рыбы, населяющие практически все типы водоемов, характеризуются наибольшим среди животных разнообразием способов размножения. За огромный период – более 400 млн. лет, рыбы освоили водоемы с пресной и соленой водой, они обитают на различных глубинах, в высокогорных и подземных водоемах, в реках и ручьях с быстрым течением и в стоячих заиленных поймах, болотах. Среда и условия обитания требуют адаптации для выживания не только взрослых особей, но и максимального сохранения потомства. С этой точки зрения очень интересно ознакомиться с фактами, как размножаются рыбы, и что это дало каждому виду.

Классификация рыб по условиям размножения

Большинство видов рыб выметывают половые клетки во внешнюю среду, и оплодотворение, а также дальнейшее развитие их происходит вне тела самки. Основное количество видов не проявляет заботы о своем потомстве, а некоторые даже поедают личинки и мальков. Но они выбирают места для нереста, которые часто отстоят от привычного ареала на огромные расстояния.

Существуют виды рыб, у которых родительский инстинкт сильно развит. Они строят специальные гнезда для оплодотворенной икры, заботятся и охраняют территорию. Некоторые рыбы потомство вынашивают внутри тела или на его поверхности, во рту. Причем заботу о потомстве проявляют как самки, так и самцы.

По Крыжановскому С.Г.

Согласно классификации профессора С.Г. Крыжановского, приспособительные особенности у рыб отмечаются в раннем периоде развития. Среда обитания отличается не только для различных видов рыб, но и в разные этапы жизни. Рыбы размножаются в определенные сезоны и выбирают для нереста наиболее подходящие участки водоемов. Изменение среды обуславливает:

  • плодовитость рыбы;
  • тип оплодотворения и вид развития потомства;
  • особенность половых циклов;
  • распространение и миграцию;
  • возможность переселения на время нереста в водоемы с другим гидрологическим режимом.

По локализации кладки, С.Г. Крыжановский разделил все виды нерестящихся рыб на:

  • пелагофильных – мечущих икру в воду;
  • литофильных – откладывающих икру на камни;
  • фитофильных – на растения;
  • псаммофильных – на песок;
  • остракофильных – в жабры двухстворчатых моллюсков;
  • охраняющих свою икру.

Данная классификация используется в ихтиологии более 170 лет. Спустя 50 лет после классификации Крыжановского известный ихтиолог Балон (Balon) составил собственную классификацию, более подробную, в которой указывает не только место кладки, но и виды строящихся гнезд, тип откладки икры на субстрат и без субстрата, подробный анализ живородящих видов рыб.

По Балону

Икра некоторых рыб способна плавать как в толще, так и на поверхности воды, находясь в состоянии нехватки кислорода, а у некоторых яйца способны находиться в диапаузе и сохранять жизнеспособность без воды. Отложенная икра может располагаться над поверхностью воды – на прибрежных камнях или растениях, и самец периодически обливает их водой, чтобы оболочка не пересыхала.

Очень интересны и виды гнезд, которые строят рыбы:

  • из пены;
  • из смешанного субстрата и материала;
  • склеенные гнезда;
  • из растений и их остатков;
  • из песка;
  • на поверхности грунта и камней, а также в расщелинах и трещинах;
  • под защитой актиний.

Поразительны приспособительные особенности у рыб, вынашивающих внешне свое потомство. В зависимости от локализации, различают следующие виды рыб:

  • перемещающих свой выводок. Они переносят икру в полостях тела или на какой-либо его части;
  • вынашивающих на вспомогательных органах. Клейкую икру они приклеивают между плавниками, на коже. Самка сворачивается в кольцо вокруг своей икры;
  • вынашивающих икринки в ротовой полости. Растущие личинки могут питаться за счет желточных мешков или сразу после выклева выходить и питаться снаружи;
  • вынашивающих в выводковой камере или в жаберных щелях.

Живородящие рыбки тоже вынашивают оплодотворенную икру. Внутреннее вынашивание может быть с полным и неполным превращением. При неполном рыбки откладывают зиготы – икринки, на определенной стадии развития. При полном превращении самочка рождает полностью сформировавшихся мальков.

Размножение

Преобладающим способом размножения рыб является половой, при котором в оплодотворении участвуют разнополые особи одного вида. Наряду с половым встречаются:

  1. Партеногенез – при котором развитие яйцеклетки происходит без слияния мужских и женских гамет. У некоторых видов развитие половых клеток проходит только стадию дробления без образования личинки. Только в отдельных случаях метаморфозы происходят до личиночной стадии. В большинстве случаев такое потомство гибнет. У лососей может в одной кладке соседствовать оплодотворенная и неоплодотворенная икра.
  2. Гиногенез – размножение, при котором половые клетки близкородственных видов рыб проникают в икринки, но не оплодотворяют, а стимулируют их развитие. В результате гиногенеза из икринок появляются только женские особи. В Мексике встречаются популяции моллинезий, состоящие из одних самочек.

Большинство рыб имеют мужские и женские особи (разнополы), но встречаются и гермафродиты, сочетающие половые признаки обеих полов. У некоторых видов с возрастом происходит смена пола. Так, например, у красного пагелла яичники с возрастом начинают функционировать как семенники. У гуппи-гермафродитов ихтиологи обнаружили способность к самооплодотворению, но икра при этом выметывается неоплодотворенная.

Существуют различия и в способе оплодотворения. Выделяют:

  • наружное – при котором оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами происходит во внешней среде;
  • внутреннее – когда самец с помощью псевдофаллоса вводит семя в половую систему самки, где и происходит оплодотворение.

В последнем случае развитие яйцеклеток происходит внутри организма самки, и на свет появляются мальки, которые сразу начинают самостоятельно питаться. Таких рыб относят к яйцеживородящим. Кроме яйцеживородящих, есть и живородящие рыбы. У них нижние отделы яйцевода образуют аналог плаценты млекопитающих. К ним относятся некоторые виды акул. У них питание личинок и мальков обеспечивает организм самки, а не желточный мешок икринки.

В зависимости от характера размножения, всех рыб классифицируют на:

  • моноцикличных – представители, которых мечут икру только раз в жизни, после чего погибают;
  • полицикличных – мечущих икру или рождающих потомство в течение всего периода жизни. К ним относится большинство видов рыб.

Большое значение в жизнедеятельности и размножении рыб имеет скорость их полового созревания и продуктивность.

Сроки наступления половой зрелости

У рыб половое созревание происходит в разные периоды жизни. Чем меньше живет рыбка, тем раньше она начинает размножаться. Вариабельность полового созревания колеблется от 1-2 месяцев до 15-30 лет. У самцов созревание происходит раньше, чем у самочек. Способность к продолжению рода зависит от величины особи. Чем рыба лучше питается, быстрее растет, тем раньше она способна метать икру.

На метаболизм рыб, а значит, и продолжительность жизни, влияет температура воды. Чем она выше, тем быстрее стареет рыбка и тем раньше начинает нереститься. Большое значение для создания пары, успешного оплодотворения играет половой диморфизм – визуальные различия между представителями разных полов. У некоторых видов сложно отличить самку от самца. У других самцы имеют:

  • больший размер;
  • более пеструю, контрастную окраску;
  • наружные половые органы – гоноподии или птеригоподии.

Половые различия могут присутствовать на протяжении всей жизни или появляться только в период нереста. Такой «брачный наряд», возникающий под действием активизации половых гормонов, характерен для карповых, сиговых, колюшки, лососей, горбуши.

Соотношение полов и особенности нереста

Как правило, в популяции соотношение самок и самцов составляет 1:1. Но под влиянием изменяющихся условий оно может смещаться в ту или иную сторону. Так, например, заражение гуппи грибком сапролегнии приводит к гибели рыбок. При этом выжившие самочки превращаются в самцов. Высокая температура окружающей среды приводит к преобладанию самцов в популяции зеленого меченосца. Стимулирование метки с помощью стероидов тоже может сместить соотношение полов.

Среди рыб выделяют:

  • моногамные виды – у которых оплодотворение икры самочки происходит только одним самцом;
  • полигамные виды – когда на одну особь приходится 3-4 особи противоположного пола.

На период метки влияют внешние и внутренние факторы. Чаще всего это температура воды в водоеме. Для каждого вида рыб комфортен свой температурный режим, поэтому вымет икры может происходить весной, летом или осенью. Икра может созревать как одновременно, так и порционно.

Варьирует и время икрометания – от нескольких секунд (колюшка) до нескольких месяцев (треска, султанка). Один и тот же вид в различных условиях может выметывать икру одновременно или порционно. Такой приспособительный механизм помогает максимально использовать кормовую базу, увеличить выживаемость молодняка и плодовитость самок.

Естественный отбор обеспечил наилучшую выживаемость и распространенность популяций, в зависимости от условий обитания. Максимальную адаптацию к этим изменениям дают различные способы размножения. Они позволяют выжить наибольшему количеству молоди, расширить ареал и конкурировать с другими видами обитателей водных бассейнов Земли.

При помощи метания икры, но у разных видов это происходит по-разному. Например, такой вид как атерина-грунион подплывают максимально близко к берегу и во время прилива оказываются практически на голом песке, именно в этот влажный песок они и откладывают свою икру, после чего она самцами. У атерина-грунион процесс откладывания и оплодотворения икры происходит очень быстро, ведь они должны успеть до того момента, как их настигнет следующая волна. Мальки вылупляются из икринок довольно скоро, и с наступлением прилива малыши отправляются в .

Красную икру лососевых рыб ценят как вкусный и полезный . Интересно то, что рыбы для метания икры мигрируют из соленых вод в водоемы. Эти рыбы работают сообща - парами. Самец и самка предварительно выкапывают своеобразное гнездо на дне пресноводного водоема, одновременно они защищают приглянувшуюся территорию от рыб-конкурентов. Очень важным моментом для лососевых является то, чтобы половые клетки обоих родителей появились в воде одновременно, иначе оплодотворения не произойдет. Многие виды лососевых рыб способны к размножению лишь раз в жизни в большей степени от того, что просто после нереста. Например, так происходит с тихоокеанским лососем.

В природе, конечно, существуют и виды рыб. Они не мечут икру, а производят на свет уже вполне сформировавшееся потомство - мальков, которые сразу могут жить и развиваться самостоятельно. Одной из странных особенностей живородящих рыб является то, что после метания мальков мамаша может запросто съесть собственных детенышей, она просто не может отличить их от другого корма.

Органы размножения. Рыбы, как правило, раздельнополые животные. Органы размножения самок - яичники (см. рис. 118, с. 15), в них созревают яйцеклетки - икринки. Органы размножения самцов - семенники (молоки). В них созревают сперматозоиды.

Размножение. Самки выметывают икринки в воду. Самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. После оплодотворения - слияния сперматозоида с яйцеклеткой - из оплодотворенной икринки развиваются мальки рыб.

Однако есть среди рыб и такие, которые заботятся о потомстве. Они откладывают икру в углубления дна (лососи), строят гнезда (колюшка - см. рис. 121), носят икру во рту (тилапия) или на теле (рыба-игла, морской конек). Для некоторых рыб характерно живорождение. Среди хрящевых рыб большинство акул живородящие и рождают акулят. При заботе о потомстве число икринок, отложенных одной самкой, и рожденных детенышей сокращается до десятков и единиц. В заботе о потомстве проявляются сложные формы поведения рыб. Например, самец колюшки ревностно охраняет свое гнездо от хищников, а тропический сом, выносив икру во рту, впоследствии позволяет малькам прятаться там, если им угрожает опасность.

Рис. 121. Колюшка у гнезда

Миграции. Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят название миграции.

Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения). Так поступают лососи на Дальнем Востоке и на севере Европы, осетры Каспийского моря. Рыб, которые идут из морей в реки или из рек в моря, называют проходными.

Взрослые особи дальневосточного лосося горбуши (рис. 122) после нереста обречены на гибель. Инстинкт оставить после себя потомство у них так силен, что, поднимаясь по рекам, они ничего не едят и приходят к местам нереста изнуренные голодом, откладывают икру, оплодотворяют ее и погибают.

Рис. 122. Горбуша-серебрянка (вверху) и самец горбуши перед нерестом

Рыбы - раздельнополые животные. Размножаются в воде: самки выметывают икру, самцы выделяют на икру семенную жидкость. Большинство рыб выметывает множество икринок и после оплодотворения оставляет их без присмотра. Много икринок гибнет. У заботящихся о потомстве рыб немного икринок, большая часть их благополучно развивается в мальков.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Что такое нерест?
  2. Какой тип оплодотворения характерен для большинства рыб? Охарактеризуйте особенности размножения рыб.
  3. Объясните понятие «миграция». Какова роль миграции в жизни рыб?
  4. Почему в жизни рыб наряду с кормовыми имеются миграции, связанные с размножением? Приведите примеры.
  5. С чем связано различное число икринок у рыб разных видов?

Оборудование : таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».

Ход урока

Ребята, послушайте шотландскую народную песню, которая называется «Форель».

Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я,
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье,
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, … .

В речке! – заканчивают ученики.

Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера, океаны, пруды. )
Тема нашего урока «Особенности размножения рыб». Мы поговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладывать икру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок.
Запишите в тетради тему урока и число.
На доске вы видите термины, которые нам помогут на уроке, и таблицу, где изображено внутреннее строение рыбы. Как называется эта рыба? (Речной окунь. )
Рыбы – раздельнополые животные. А как вы понимаете значение слова «раздельнополые»? (Есть особи мужского пола, есть женского. )
Наверное, все из вас ели сельдь. А можно сказать, какого пола была эта сельдь: мужского или женского? (Если в теле рыбы была икра, то это особь женского пола, а если нет – то мужского. )
Особи женского пола – самки. А как называются особи мужского пола? (Самцы .)
У самцов половые железы называются семенниками. В них образуется жидкость, которую называют молоками. Кто-нибудь знает, почему именно так? (Похожа на молоко, белого цвета. )
Молоки содержат миллионы сперматозоидов. Сперматозоиды – это мужские половые клетки.
Итак, давайте повторим.

    Как называются половые железы самцов? (Семенники .)

    Какую жидкость они содержат? (Молоки .)

    Как называются мужские половые клетки? (Сперматозоиды .)

У самок тоже есть парные половые железы. Они называются яичниками, в них созревают женские половые клетки – яйцеклетки. Кто-нибудь знает, как по-другому называют яйцеклетки рыб? (Икринки .)
Итак, давайте повторим.

    Как называются половые железы самок? (Яичники .)

    Какие клетки в них созревают? (Женские половые клетки – яйцеклетки. )

На нижней стороне брюшка у рыбы есть половое отверстие. Через это отверстие самки откладывают икру, а самцы изливают на икру семенную жидкость. Сперматозоиды, которые находятся в жидкости, сливаются с яйцеклетками, и происходит процесс оплодотворения.

Итак: оплодотворение – это процесс слияния сперматозоидов и яйцеклеток.

    Как теперь можно назвать яйцеклетку? (Оплодотворенная яйцеклетка, оплодотворенная икринка .)

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится, и под ее оболочкой формируется зародыш. У зародыша есть желточный мешок. Это запас питательных веществ. За счет желтка зародыш растет и развивается, потом сбрасывает покровы икринки и превращается в личинку. Личинка уже питается самостоятельно и вскоре становится маленькой рыбкой. Как она называется? (Малек .) На кого похож малек? (На взрослую рыбу. )

По мере рассказа на доске учитель составляет схему:

оплодотворенная икринка ––> зародыш ––> личинка ––> малек ––> взрослая особь.

    Как можно назвать эту схему? (Схема развития рыбы. )

Запишите заголовок схемы в тетради.
Еще раз внимательно рассмотрите схему. Сейчас я сотру в ней два слова (стираю слова «зародыш» и «малек»). Теперь запишите схему в тетради, постаравшись вставить эти пропущенные слова.
(После выполнения задания один из учеников выходит к доске и восстанавливает пропущенные слова в схеме.)
Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждой икринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальков гибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.
В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.
А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Ответы учащихся

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);
– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;
– загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Наше Правительство заботится об охране природы. Существует Федеральный закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи об охране водных богатств и рыб.

    Как вы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Лов ограничен во время нереста. ) Почему? (Потому что рыба должна отложить икру .)

Вывод

Сегодня мало не убить животное. Надо сохранять среду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками.

    Так какая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу .)

Рыбам посвятили свои произведения многие писатели. Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этом рассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр, который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.
Другой замечательный писатель, Федор Абрамов, написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы – семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Он ласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот как описывает автор жизнь этой рыбки: «С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

    Какие эмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?

Семга, о которой идет речь в рассказе Ф.Абрамова, родилась в речке, а потом вместе с другими семгами ушла в море. В море семга проводит большую часть своей жизни. Но когда рыбы взрослеют, у них проявляется инстинкт размножения. Это сложное врожденное чувство, которое заставляет рыб плыть на нерест, плыть, чтобы отложить икру. Семга откладывает икру в реках: входит в них из моря и поднимается вверх против течения. Рыбам приходится очень тяжело, на быстринах течение бывает очень сильным, а путь преграждают различные препятствия. И все-таки рыбы плывут отважно и смело.
«...Бешеное течение, ледяные заторы, какая-то преграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростный взмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой...»
«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одна за другой начали вставать на плесы – места,
где они выросли». А Красавка «еще долго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога к порогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящие буруны, со всего маху падать на острые камни...». Но вот наконец и она достигла своей родины!
Так семги приходят на нерест. Откладывают икру в вырытую в мелком галечнике ямку, забрасывают ямку камушками и древесным мусором и, вконец обессилев, поворачивают снова к морю.
«...Израненная, изможденная, с растрепанными, измочаленными плавниками, казалось, она совсем обессилела. В бурных порогах ее вертело, как щепку, било о камни. Но она все плыла и плыла...
...Выгибая хвост, семга начала разворачиваться. На нее было больно смотреть. Тело ее похудело, высохло и стало плоским. На брюхе появились кровоточащие ссадины».
Совсем немногие отнерестившиеся рыбы доплывают до моря.
Рыбы, которые рождаются в реках, потом большую часть жизни живут в море, а для нереста возвращаются обратно в реки, называются проходными.

    Кто понял, почему их так называют? (Потому что они проходят путь из рек в море, и из моря в реки .)

(Демонстрация таблицы «Особенности размножения рыб».)

Но большинство рыб и живет, и нерестится только в море или только в пресных водоемах. Пресноводные рыбы – это караси, окуни, судаки, ерши, щуки, сомы… Покажите, пожалуйста, на таблице, каких рыб вы знаете.
А теперь обратимся к географической карте.
Я хочу проследить путь проходных рыб на примере осетровых и лососевых рыб. Я не случайно выбрала именно их. Осетровые рыбы дают черную икру (и мы возьмем рыбку черного цвета); а у лососевых – икра красная (возьмем рыбку красного цвета).
Осетровые живут в Атлантическом, Тихом, Северном Ледовитом океанах, в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это белуга, осетр, севрюга, калуга, стерлядь.
Проследим путь осетровых, например белуги.

    Кто может показать Каспийское море? Какая знаменитая русская река впадает в Каспийское море? (Волга .) Кто покажет ее на карте от устья до истоков?

Белуга из Каспийского моря (учитель берет рыбку черного цвета и ведет по карте вверх) движется против течения в верховья реки Волги. Но сейчас рыбы не доплывают до верховья реки. Почему? (На Волге построено очень много плотин гидроэлектростанций. Они перегораживают рыбам путь. ) Хотя в плотинах оставлены проходы, часто рыбы не успевают сообразить, что нужно плыть через них. Им приходится нереститься вдоль реки, прижимаясь к берегу.
Лососевые рыбы, известные своей красной икрой, живут в морях Тихого океана. Это кета, горбуша, нерка, чавыча, кижуч, сима.

    Кто может показать Тихий океан? Кто может показать реку Амур?

Из морей Тихого океана лососи входят в реку Амур и другие дальневосточные реки и плывут против течения (учитель берет рыбку красного цвета и ведет по карте). Дойдя до мест нереста и отложив икру, тихоокеанские лососи погибают, т.е. размножаются они один раз в жизни. А вот европейские благородные лососи, обитающие в морях Атлантического океана – семга, кумжа, – могут нереститься, входя в реки и потом скатываясь обратно в море, несколько раз. Есть среди них и формы, которые постоянно держатся в реках или озерах. Таких некрупных лососей, постоянно живущих в пресной воде, называют форелью.

    Ребята, а вы знаете, сколько стоит икра?

Красная (тихоокеанских лососей) – 130 рублей за 100 г. Черная – около 4000 рублей за 100 г, а за границей 2000$ за 1 кг. Самая ценная икра у калуги. А в 1922 г. была поймана белуга длиной 5 м, в ней было 245 кг икры.
Подводя итог урока, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    Какой материал вам запомнился на уроке?

    Что показалось интересным?

Домашнее задание

На карте найти географические объекты, связанные с названиями рыб.

Задание 1. Заполните пропуски в тексте.

Рыбы - раздельнополые животные. Они имеют половые железы. У самцов они называются семенники , у самок - яичники . В яичниках созревают яйцеклетки-икринки , в семенниках - сперматозоиды . Период размножения у рыб называется нерест . Оплодотворение у большинства рыб внешнее . После оплодотворения в яичниках развивается малек, мальки . Вещества, необходимые для питания мальков , содержатся в икре . У рыб, откладывающих небольшое количество икры, развилась забота о потомстве .

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения :

1. Рыбы - раздельнополые животные.

2. Половые железы рыб - непарные семенники и яичники.

3. Среди рыб встречаются живородящие виды.

4. Плодовитость рыб связана с высокой смертностью икринок.

5. Оплодотворение у рыб всегда внутреннее.

6. Самцы и самки рыб не отличаются по внешнему виду друг от друга.

7. Акулы и скаты - яйцеживородящие рыбы.

8. Все рыбы нерестятся весной.

9. Вышедшие из икринок личинки рыб первое время питаются мельчайшими организмами.

Правильные утверждения : 1, 2, 3, 4, 7.

Задание 4. Объясните, почему у разных видов рыб неодинаковые сроки наступления половозрелости, различная плодовитость и длительность развития зародыша.

Время наступления половозрелости у разных видов рыб весьма различно. Оно подвержено значительным изменениям, варьирует у разных популяций одного и того же вида, а также в пределах одной популяции. Следовательно, чем медленнее рыба растет, тем позднее наступает ее половое созревание и наоборот.

Таким образом, время полового созревания связано с обеспеченностью пищей, т. е. обилием корма, продолжительностью нагульного периода. Чем меньше рыба, тем раньше она становится половозрелой.

На скорость развития зародышей влияет температура воды: при высокой температуре они развиваются быстрее, при низкой — медленнее. В связи с этим существует прямая взаимосвязь между погодой, ходом нереста и скоростью развития зародышей рыбы.

Задание 5. Треска выметывает огромное количество икринок - до 9,3 млн штук. Плодовитость колюшки трехиглой по сравнению с другими рыбами очень мала - от 65 до 550 икринок. Выскажите предположение, чем объясняется такое различие в плодовитости рыб.

Дело в том, что самцы колюшки самоотверженно охраняют свое потомство. Хищники обходят стороной самца, стоящего на страже около икринок. Коэффициент выживания потомства колюшки в огромное количество раз больше, чем у трески. Треска никак не охраняет свое потомство. После наружного оплодотворения она бросает свои икринки на произвол судьбы. Разумеется, всегда полно животных, которые не прочь поживиться подобной пищей. Поэтому треске нужно метать миллионы икринок, чтобы какая-то малая часть из них выжила, пройдя через многочисленные пиршества, устраиваемые разнообразными хищниками и другими животными.