Лекции архимандрита Ианнуария Ивлиева

21 декабря 2017 года отошел ко Господу выдающийся библеист, богослов, крупнейший православный исследователь текстологии Нового Завета, профессор Санкт-Петербургской духовной академии и постоянный автор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Это огромная потеря для нас.

Одновременно — передачи с участием отца Ианнуария составляют бесценное сокровище для наших слушателей.

К сожалению, мы пока не выложили на Сервисе скачиваний цикл бесед на Евангелие от Матфея. Будем надеяться, что многочисленные обращения наших слушателей помогут решить этот вопрос — без вашего активного интереса иногда нам не удается принять то или иное решение!

А пока предлагаем вашему вниманию имеющиеся на Сервисе скачиваний десятки часов лекций архимандрита Ианнуария по Новому Завету.

С особым интересом, как мы считаем, нужно отнестись к видеозаписям лекций этого выдающегося профессора Санкт-Петербургской духовной академии, которые позволяют получить впечатление от необыкновенного лекторского дарования отца Ианнуария.


Страница автора на Сервисе скачиваний

ВИДЕО. «Церковь, как эсхатологическая община, живет вне мира, и в то же самое время она живет в мире. Появляется как бы двойное гражданство. Христианин - он гражданин мира, имеет гражданство какого-то государства, и он гражданин Царства Божиего. Это же тоже Царство! И он - его гражданин. Как быть христианином в нехристианском обществе, в государстве?». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

4 передачи

«Призыв «Покайтесь» является как бы воротами, открывающими Евангелие Нагорной проповеди, воротами в Царство. Весть Иисуса Христа о наступлении эсхатологического Царства Божия и призыв к вхождению в этот новый порядок творения через покаяние составляют основу евангельской этики». Архимандит Ианнуарий (Ивлиев)

5 передач

Апостол Павел был первым ученым богословом, который ввел все сказанное и сделанное Богом через Иисуса Христа, все то спасительное, что произошло в Нем, в систему, в некие рамки научного богословского подхода. Он первый богослов по-настоящему. У нас не было бы христианства как учения, если бы не апостол Павел. Христианство продолжало бы быть как духовное явление во Христе, но как учение – нет.

89 передач

В беседах, основой которых стал курс лекций в Духовной Академии, собран уникальный материал, сочетающий в себе подробность и точность исторического и текстологического анализа и глубокое толкование евангельского текста. На данный момент это лучшее в Русской Православной Церкви пособие по богословию апостола Павла.

46 передач

Благая весть о том, что зло будет побеждено Любовью, - суть последней книги Нового завета и всего Священного Писания, которую богословы называли «завершающим аккордом надежды и света» грандиозной симфонии человеческой истории, ее творения и спасения.

ВИДЕО. «Книги эти трудные. Нам-то кажется, что мы все-все-всешеньки понимаем, все так просто написано! А на самом деле там все очень сложно, все полно глубочайшей символики». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

42 передачи

Шаг за шагом, стих за стихом - так вдумчиво, неспешно, любовно вводят нас в мир Евангелия от Марка беседы архимандрита Ианнуария (Ивлиева). В этих беседах собран уникальный материал, сочетающий в себе подробность и точность исторического и текстологического анализа и глубокое толкование евангельского текста.

50 передач

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – признанный не только в нашей стране, но и за рубежом выдающийся знаток Священного Писания, профессор Санкт-Петербургских Духовных школ. В цикле его бесед на Евангелие от Луки собран уникальный материал, сочетающий в себе точность научного исторического анализа и глубокое проникновение в смысл евангельского текста.

Добрый день!

  1. Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте ).
  2. Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
  3. Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля . Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля ) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
    Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
  1. Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия) .
  2. Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: [email protected] .
    Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля ), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
  3. Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.

С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии

Участник VIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений «Духовное призвание человека в секулярном мире» (Минск, ).

православно-исламский диалог

православно-католический диалог

Участник международной конференции «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» (Минск, ).

православно-протестантский диалог

Участник XI, XIII и XV богословского собеседования между представителями Русской Православной Церкви и евангелическо-лютеранской церкви Финляндии («Синаппи – XV») ( , ).

Участник семинара делегации Духовных школ Русской Православной Церкви и делегации Рабочего объединения евангелической молодежи в Федеративной Республике Германии и Западном Берлине (РОЕМ) (Ленинград, 16 - 18 марта ).

организации

события

  • Консультация православных богословских школ, Ленинград, 1986 год (3 февраля 1986)
  • Синаппи-VII (3 июня 1986)
  • VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
  • Православное богословие на пороге третьего тысячелетия (конференция) (7 февраля 2000)
  • Учение Церкви о человеке (конференция) (5 ноября 2001)
  • Православное учение о Церкви (конференция) (17 ноября 2003)
  • XIII богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (20 сентября 2005)
  • Евхаристия: богословие и практика (конференция) (11 июня 2007)
  • Таинство Брака – Таинство Единения (конференция) (2 января 2008)
  • Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы (конференция) (13 ноября 2011)

патологическая речь

На вопрос из зала, как же относиться нам к существующей в стране власти, лектор дал вполне исчерпывающий ответ: четкого ответа просто не существует, в каждом конкретном случае недовольный человек должен прислушиваться к Святому Духу и поступать в соответствии с Его волей .

ругательные слова

дуализм

лозунги

В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь

Апостол учит ладить с людьми, преодолевая свою ложную принципиальность, которая чаще всего относится к предметам второстепенным, не существенным для веры и спасения. Принципиальным следует быть в главном, вечном и неизменном, в любви, которая «никогда не престает» (1 Кор. 13:8). Об этом спустя несколько столетий напоминал блаженный Августин: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь» .

уход от преследования

По объяснению близких знакомых о. Ианнуария (Ивлиева), он придерживался атеистических воззрений, но намеренно скрывал их от непосвященных .

Отец Ианнуарий постоянно рассказывал мне что-то новое, о чем не мог или не хотел говорить на занятиях. Своими откровенными рассказами он заставил меня иначе смотреть на библейские тексты и библеистику в целом .

У него было свое мнение относительно важнейших вопросов триадологии, мариологии, христологии, сотериологии, сакраментологии, экклезиологии и других отраслей богословия. Его взгляды очень сильно отличались от того, что сегодня проповедуют христиане во всем мире. Однако он никогда не озвучивал их публично, поскольку был человеком осторожным и предпочитал говорить об этом только на «кухне». Но это не означает, что отец Ианнуарий был неискренен со своими слушателями и читателями. Он говорил и писал В РАМКАХ дозволенного ему КАК ПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ. Отец Ианнуарий был ЗАЛОЖНИКОМ КРЕСТА И РЯСЫ, тем более он не ставил перед собой задачу бороться с существующей системой. Теряют ли от этого ценность его труды? Я думаю, что нет, потому что частичка того, что думал и чувствовал на самом деле отец Ианнуарий, в них все же есть, и пытливые умы это найдут .

Верующие люди не раз задавали отцу Ианнуарию (Ивлиеву) вопрос о БИБЛЕЙСКИХ корнях церковных Таинств. По его мнению, никаких корней у церковных Таинств в Библии нет, а все, что по этому поводу написано в церковной литературе, притянуто за уши. Но, чтобы избежать конфликта с верующими людьми, отец Ианнуарий всегда старался давать им обтекаемые ответы .

Отец Ианнуарий (Ивлиев) был не только библеистом, но и физиком. И, конечно же, как настоящий физик он не разделял ни одну из существующих в религиозной среде точек зрения относительно загробной жизни .

цитаты

Кто устремится к изучению Катехизиса, услышав о том, что он необходим «для благоугождения Богу и спасения души»? К тому же, что это за «спасение души»? .

Антропологический миф эллинизма «о спасенной душе» был с самого начала чужд Откровению Христа. «С самого начала (он) был отвергнут Церковью как … губительный соблазн, как некий род темного противо-благовестия… (1 Ин. 4:2-3). И Апостол Павел выразительно говорит об „искуплении тела нашего“ (Рим. 8:23), „потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью“ (2 Кор. 5:4)» . Ну, а чье сердце забьется сильнее, узнав о том, что «вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11:1)? О том, что спасение есть спасение от греха, проклятия закона и от смерти? И т. д. и т. д. Да это какой-то гербарий из некогда зеленеющих и цветущих, полных жизни слов, а теперь высушенных и аккуратными рядами проложенных между страницами цитат .

сочинения

  • Ивлиев, Димитрий. Семинар представителей молодежи Русской и Финляндской Православных Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 5. С. 51-53.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Значение традиции и выражение веры в мире сегодня (доклад на семинаре Экуменического совета молодежи в Европе и Синдесмоса, Москва, апрель 1981 года) // Журнал Московской Патриархии . 1981. № 10. С. 54-56; № 11. С. 49-52.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Die Rolle der Tradition und die Artikulation des Glaubens in der Welt von heute // Stimme der Orthodoxie . 1982. N 4. S. 45-48; N 5. S. 37-46.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эльтцнер Эрих, пастор, председатель РОЕМ, Ианнуарий, иеромонах. Коммюнике семинара делегации Духовных школ Русской Православной Церкви и делегации Рабочего объединения евангелической молодежи в Федеративной Республике Германии и Западном Берлине (РОЕМ) (Ленинград, 16-18 марта 1983 года) в Ленинграде 16-18 марта 1983 года // Журнал Московской Патриархии . 1983. №7 (ЖМП). 58.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Вклад СПбДА в русскую библеистику // Богословские труды . Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. 1986. С. 192-198.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. La signification spirituelle du baptê me de la Russie // Revue Théologique de Louvain. 1988. Vol. 19. N 3. P. 269-275.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Опыт характеристики русских переводов Священного Писания Нового Завета, связанных с Санкт-Петербургом - Ленинградом // Из истории православия к Северу и Западу от Вел. Новгорода. - Л., 1989. - С. 85-114.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Тайна и откровение: О смысле жизни // Христианское чтение . 1991. № 1. С. 87-95; № 2. С. 97-107; № 3. С. 61-67; № 5. С. 44-55
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Библеистика в Русской Православной Церкви в XX веке. Доклад на Богословской конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия»: Материалы. М., 2000. С. 30-38; Церковный вестник. СПб., 2004. № 4. С. 43-47; Церковь и время . 2000. №2 (11). С. 40-50
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Die Macht der Kirche und die Auslegung der Bibel: Eine orthodoxe Perspektive // Auslegung der Bibel in orthodoxer und westlicher Perspektive: Akten des west-ö stlichen Neutestamentler/innen-Symp. von Neamt vom 4.-11. Sept. 1998. Tüb., 2000. S. 73-79. (WUNT; 130)
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Концепция личности в Ветхом и Новом Завете. Конспект доклада на Знаменских образовательных чтениях. СПб, 2000; Церковный вестник. СПб., 2004. № 6/7
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. История начала // Православный летописец Санкт-Петербурга . 2001. № 8. С. 36-44
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла // Альфа и Омега . 2002. № 1(31). С. 13-18; Православное учение о человеке. Избранные статьи. Материалы конференции «Учение Церкви о человеке» 5-8 ноября 2001 г. М.; Клин: Синодальная богословская комиссия; Христианская жизнь; Антал-Эстейт ООО, 2004
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Элементы триадологии в Священном Писании Нового Завета // Альфа и Омега . 2002. № 2 (32). С. 15-22
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Взгляды на теорию эволюции в Православной Церкви // Teoria dell’evolutione: Lo sguardo della scienza e della fede Cristiana: Seminario scientifico italo-russo. Gargnano, 2003. Р. 98-121
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в Посланиях святого апостола Павла // Журнал Московской Патриархии . 2003. № 11. С. 60-67; // Альфа и Омега. 2004. № 1 (39). С. 13-24.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Христова в Посланиях святого Апостола Павла // Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви». Москва, 17 - 20 ноября 2003 г. Материалы. - М.: Синодальная Богословская комиссия, 2004. - С. 19-33. - 360 с.
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Церковь Божия как эсхатологическая реальность в мире. Доклад на библейской секции IV Знаменских чтений. СПб., 2003; Die Kirche Gottes als die eschatologische Realität in der Welt in der paulinischen Tradition // Einheit der Kirche im Neuen Testament: 3. europäische orthodox-westliche Exegetenkonferenz in S.-Petersburg 24.-31. Aug. 2005. Tüb., 2008. S. 23-32
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Апостол Павел как художник, поэт и бытописатель своего времени // Церковный вестник. СПб., 2004. № 5
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Мудрость равновесия // Аверинцев С. С. Собр. соч. К., 2004. Т.: Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. С. 482-488
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Экзегеза отрывка из Апокалипсиса (Откр. 13:15-18) о начертании числа зверя. Доклад на VII Пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви, Московская Духовная академия, 19-20 февраля 2001 года // Церковный вестник. 2004. № 10
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Этюд о толерантности // Церковный вестник. СПб., 2005. № 5 (65). С. 30-33
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. С кем спорил великий апостол?: Диатрибы в Посланиях св. апостола Павла // Церковный вестник. СПб., 2005. № 6/7 (66/67). С. 27-31
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Связь новозаветной антропологии с сотериологией // Церковь и медицина. СПб., 2005. № 1. С. 8-9
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Христианам чужда идея сакрализации . Доклад на круглом столе «Беседы любителей русского слова: православное духовенство о языке» в СПбГУ 24 октября 2005 года // Кифа . 2005. № 11 (37).
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Посттрадиционное общество и катехизация // Личность и традиция: Аверинцевские чтения. К., 2005. С. 42-55
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангельские переводы С. С. Аверинцева // Личность и традиция: Аверинцевские чтения. К., 2005. С. 213-219
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете: Темы и проблемы // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 67-79
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Диатриба в Посланиях апостола Павла // Библия и европейская литературная традиция: Материалы XXXIV Международной филологической конференции СПб., 2006. С. 11-27
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Слово о языке Церкви // Беседы любителей русского слова: Православное духовенство о языке: Материалы «круглого стола» (Санкт-Петербург, 24 октября 2005 г.). СПб., 2006. С. 121-125
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово»: Священное Писание Нового Завета об отношении к политике и государству // Радуга. СПб., 2006. № 2. С. 17-26
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Проблемы библейского перевода // Радуга. СПб., 2006. № 4. С. 35-42
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Богопротивные силы и «число зверя» в Книге Откровения // Страницы . 2006. Т. 11. № 1. С. 3-10
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Числовая символика в книге Откровения Иоанна // Библия и европейская лит. традиция. СПб., 2007. Вып. 2: Материалы XXXV междунар. филол. конф. С. 18-37
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. «Дары различны… Но каждому дается проявление Духа на пользу» // Радуга. 2007. № 2. С. 16-26
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Эсхатология в Новом Завете: Темы и проблемы // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы XXXIV Международной филологической конференции. Москва, 14-17 ноября 2005 г.: Материалы. М., 2007. С. 161-175
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Новозаветные корни православного учения о таинствах // Христианское чтение. 2008. № 29. С. 22-37
  • Ианнуарий (Ивлиев), архим. Рецензия на: Джеймс Д. Данн. Новый взгляд на Иисуса: Что упустил поиск исторического Иисуса. М.:

Десятилетия безбожия привели к тому, что даже те из россиян, которые считают себя православными христанами, плохо знают Священное Писание, не говоря уже о произведениях выдающихся богословов прошлого. Как следствие, у них возникает множество вопросов, ответы на которые найти без специальных знаний крайне затруднительно. Поэтому особую важность приобретает слово мудрого пастыря, каким является архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Его краткая биография будет представлена в сегодняшней статье.

Детство

Будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев родился в 1943 году в Вологде. Его семья состояла из обычных советских служащих. Когда Диме было 7 лет, у него умерла мать. Она, как и муж Яков Ивлиев, была ярой коммунисткой, достаточно далекой от церкви. Будущий архимандрит не получил христианского воспитания. Но впоследствии он всегда отмечал, что именно в семье и школе ему были привиты основные нравственные принципы, проникшие в кровь и в плоть русской культуры из православия.

В подростковые годы у Дмитрия были обноружены способности к естественным наукам и к математике. Поэтому никого не удивило его решение выбрать профессию ученого-физика.

Учеба и работа в вузе

В начале 60-х годов молодой человек поступил в Ленинградский университет на физический факультет. Параллельно с этим он посещал классическое отделение филологического факультета, где слушал лекции известного профессора О. И. Доватура. После окончания престижного вуза в 1966 году Дмитрий Яковлевич Ивлиев поступил в аспирантуру. До 1975 года работал в ЛГУ в качестве научного сотрудника и занимался исследованиями в области физики околоземного космического пространства.

Обращение в веру

Во время учебы в аспирантуре будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев, получавший ничтожную стипендию, стал искать подработку. Она не должна была мешать его учебе. Вариантов нашлось немного. Дмитрий был рад, когда его взяли в качестве ночного сторожа в Николо-Богоявленский собор. Там молодой человек впервые соприкоснулся с церковной жизнью. Он явственно увидел ее недостатки: замкнутось на литургическую практику, строгий надзор государства, отсутствие молодежи и миссионерства и пр. Однако все это его не оттолкнуло. Наоборот, он был восхищен и заинтересован богатством православия, которое скрывалось за видимой нищетой.

Дмитрий стал бессистемно изучать христианскую литературу, которая только попадалась ему на глаза. Первой книгой, с которой он познакомился, оказались «Деяния святых апостолов». После он с упоением стал читать произведения русских религиозных и отца

Изучение богословия

В конце 1970-х годов будущий архимандрит Ианнуарий Ивлиев познакомился с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, который произвел на него огромное впечатление. Он предложил молодому ученому стать студентом Ленинградской духовной академии. В октябре 1979 года в Успенской Крестовской церкви Дмитрий был хиротонисан митрополитом Ленинградским и Новгородским во чтеца.

Позже Д. Я. Ивлиев принял монашеский постриг с именем Ианнуарий. Тогда же его рукоположили в священный сан.

Служение

На протяжении последующих трех десятилетий о. Ианнуарий преподавал Священное Писание и исполнял различные церковные послушания. Он много занимался изучением вопросов, актуальных для современного богословия. Стремился донести Благую весть до каждого прихожанина и даже тех людей, которые никогда до этого не искали утешения в христанстве.

В 1981 году о. Ианнуарий защитил диссертацию, получив степень кандидата богословия. Темой его работы были святоотеческие толкования некоторых мест Священного Писания. С этого времени Ивлиев стал преподавателем духовной академии, где и по сей день преподает библейское богословие и Новый завет.

В 1985 году ему было присвоено звание доцента. Уже через год о. Ианнуарий был возведен в сан архимандрита митрополитом Ленинградским и Новгородским. В 2005 году ему было присвоено звание профессора Санкт-Петербургской православной духовной академии.

Дальнейшая деятельность

В последующие годы архимандрит Ианнуарий Ивлиев, беседы с которым помогли многим людям найти свой путь к Богу, занимался активной церковной и общественной деятельностью. Он много лет был членом богословской и библейской комиссий Священного синода, а также курировал редакцию Священного Писания ЦНЦ «Православная энциклопедия», принимал участие в разнообразных международных консультациях и конференциях.

Кроме того, архимандрит Ивлиев является автором многочисленных научно-популярных статей и публикаций, статей по новозаветной библеистике. Многие из них опубликованны на страницах «Православной энциклопедии». С начала 2010 года архимандрит включен в состав комиссий по вопросам богословия, религиозного просвещения и духовного образования. С 2012 года его высокопреподобие сотрудничает со Славяно-греко-латинской академией.

Научные интересы

Одна из основных тем, изучением которых занимается архимандрит Ианнуарий Ивлиев, — «Послания апостола Павла» и их толкования известными богословами разных эпох. Кроме того, его высокопреподобие является автором различных публикаций, касательно библейской герменевтики, «Апокалипсиса», Священного Писания и пр. Даже на этом научные интересы отца не заканчиваются.

Беседы архимандрита Ианнуария Ивлиева

Известная радиостанция «Град Петров» регулярно транслирует аудиозаписи лекций священника. Они в доступной форме преподносят слушателям Священное Писание и доносят до каждого человека Благую весть. Благодаря этим передачам многие жители Санкт-Петербурга даже задумались о спасении своих душ и вернулись в лоно церкви. Аудитория «Бесед» достаточно большая и включает как молодежь, так и людей старшего поколения, которые в свое время были лишены возможности знакомиться с произведениями великих богословов.

Теперь вы знаете, кто такой архимандрит Ианнуарий Ивлиев. «Апокалипсис», Священное писание и другие великие книги Ветхого и Нового заветов в его толковании открывают перед любым человеком мир христианства с его вечными нравственными ценностями.