Аббатство помнит древние годы,
Его капелла тешит глаз,
А дамы, что пленяли нас,
Сошли под сводчатые своды
Старинных склепов.

Охапки скошенного сена
Укутал саван соли,
И колокол, глас боли,
Печален, как монах смиренный.
И так же одинок.

Но паче девственницы сонной
И всяческих чудес
Сияют чары
Одной из друидесс,
А кот ее чарует солнце.

Предисловие
Четыре свитка мертвого моря

...

Продаются четыре манускрипта библейской эпохи, датируемых по меньшей мере 200 г. до P. X. Они могут стать идеальным подарком для образовательной или религиозной организации от частного лица или группы лиц. Бокс F 206.

Так выглядело объявление, опубликованное 1 июня 1954 г. на страницах «Wall Street Journals». Если бы объявление подобного рода появилось в наши дни, оно, вне всякого сомнения, было бы воспринято как своеобразная шутка, и притом далеко не самого лучшего тона. Кроме того, оно могло бы вызвать подозрения, что это – кодированное сообщение, цель которого – замаскировать, к примеру, секретную информацию об афере или чтонибудь, имеющее отношение к шпионажу.

Конечно, в наши дни свитки Мертвого моря известны достаточно хорошо, но – обычно только по названию. Большинство людей, которые строят самые невероятные фантазии о том, что же они собой представляют, как минимум слышали о существовании свитков. Помимо всего прочего, существует мнение, будто свитки эти – в некотором отношении уникальные и бесценные артефакты, археологические свидетельства огромной ценности и значения. Трудно рассчитывать найти вещи подобного рода, покопавшись у себя в саду или на заднем дворике. Столь же бесполезно, хотя иные думают иначе, пытаться искать их среди ржавого оружия, домашнего мусора, битой посуды, остатков сбруи и прочих бытовых вещей, которые можно найти, скажем, во время раскопок на стоянке римских легионеров в Британии.

Открытие в 1947 г. свитков Мертвого моря вызвало ажиотаж и жадный интерес как в кругах ученых, так и у широкой общественности. Но к 1954 г. первую волну ажиотажа удалось искусно развеять. Возникло мнение, что свитки хранили в себе только то, что могут хранить подобные вещи, и информация, которую они несли, оказалась куда менее животрепещущей, чем это ожидалось. Поэтому объявление о продаже четырех свитков, опубликованное в «Wall Street Journal» (с. 14), не вызвало широкого общественного интереса. Прямо под ним красовались рекламные объявления о продаже промышленных стальных баков, электросварочных аппаратов и прочего оборудования. В соседней колонке были помещены списки помещений и объектов, сдаваемых в аренду, и разного рода вакансий. Короче, это можно сравнить разве что с объявлением о распродаже сокровищ из усыпальницы Тутанхамона, помещенным среди рекламы водопроводных труб или комплектующих и расходных материалов для компьютеров. В этой книге речь как раз и пойдет о том, как могла возникнуть столь вопиющая аномалия.

Проследив судьбу и путь свитков Мертвого моря с момента их открытия в Иудейской пустыне до сейфов различных организаций и учреждений, где они хранятся сегодня, мы обнаружили, что столкнулись лицом к лицу с тем же самым противоречием, с которым нам уже приходилось иметь дело и раньше: противоречием между Иисусом – историческим лицом и Христом веры. Исследования наши начались в Израиле. Затем они получили продолжение в коридорах Ватикана и, что уж совсем странно, в кабинетах инквизиции. Нам пришлось столкнуться с жестким противодействием «консенсуса» интерпретаций относительно вопроса о содержании и датировке свитков и осознать, насколько взрывоопасным может оказаться беспристрастное и независимое их исследование для всей богословской традиции христианства. Более того, мы на собственном опыте убедились, с какой яростью мир ортодоксальной библейской схоластики готов сражаться во имя сохранения своей монополии на всю сакральную информацию.

В наши дни христиане считают вполне допустимым признавать существование, например, Будды или Мухаммеда как реальных исторических личностей, таких же, как Александр Македонский или Цезарь, и отделять их от всевозможных легенд, преданий и богословских нагромождений, которыми издавна окружены их имена. Что же касается Иисуса, то подобное разделение оказывается делом куда более сложным. Самое существо христианских верований, исторических преданий и богословия оказывается необъяснимо запутанным и противоречивым. Одно затмевает другое. И в то же время каждое по отдельности представляет потенциальную угрозу всем остальным. Таким образом, гораздо легче и безопаснее убрать все демаркационные линии между ними. Таким образом, для верующего человека две существенно различные фигуры сольются в один образ. С одной стороны, это реальная историческая личность, человек, который, по мнению большинства ученых, действительно существовал и две тысячи лет тому назад бродил по пескам Палестины. С другой – это богочеловек христианского вероучения, Божественная личность, для обожествления, прославления и проповеди Которой много сделал апостол Павел. Изучение этого персонажа как реальной исторической личности, то есть попытка вписать его в исторический контекст и поставить на одну доску с Мухаммедом или Буддой, Цезарем или Александром Македонским, для многих христиан по-прежнему остается равнозначной кощунству.

В середине 1980-х гг. нас обвинили именно в таком кощунстве. В рамках исследовательского проекта, над которым мы в то время работали, мы попытались отделить историю от богословских догм, чтобы отделить исторического Иисуса от Христа веры. В процессе разысканий мы с головой окунулись в самую гущу противоречий, с которыми сталкиваются все исследователи библейских материалов. И, как и все исследователи до нас, мы были изумлены, сколько же в них путаницы и неразберихи.

В таких исследованиях, какими мы занимались, письменные источники способны оказать весьма ограниченную помощь. Как известно всякому школьнику, Евангелия в качестве исторического документа являются крайне ненадежными. Они представляют собой свидетельства, обладающие мистической простотой и силой и как будто отражающие историческую реальность. Иисус и его ученики занимают центральное место на сцене, где изображена живописная живая картина, из которой убрана большая часть деталей и реального контекста. Римляне и иудеи смущенно теснятся на заднем плане, словно массовка на съемочной площадке. Та общественная, культурная, религиозная и политическая конкретика, в которой разыгралась драма Иисуса, практически не упоминается. Таким образом, получается, что герой противостоит историческому вакууму.

Свитки Мертвого моря

Хранилище древних рукописей в пустынных пещерах Вади-Кумран (в Иордании) было обнаружено совершенно случайно. И не учеными-археологами, и не исследователями-историками, а молодым пастухом-бедуином по имени Мохаммед ад-Диб. В тот жаркий весенний день 1947 года у него пропала коза, и после долгих и тщетных поисков Мохаммед остановился отдохнуть в тени скалистой горы.

Юноша уж было и глаза закрыл, как вдруг заметил отверстие в нависшей над дорогой скале. Он подумал, что пропавшее животное могло укрыться в этой пещере, а что расщелина вела в пещеру, Мохаммед ничуть не сомневался. Он бросил в отверстие камень, надеясь вспугнуть козу, если она там была, но вместо ее блеяния вдруг услышал треск битых черепков.

Через некоторое время молодой пастух бросил второй камень и опять услышал все тот же звук разбиваемой глиняной посуды. Преодолевая страх, Мохаммед забрался в пещеру и обнаружил там два глиняных цилиндрических сосуда, в которых находились древние рукописи. Они были написаны на коже, свернутой в свитки, некоторые из них были еще завернуты в ткань. Всего было семь свитков и несколько фрагментов, но ткань не помогла древним манускриптам, и некоторые из них оказались очень ветхими.

Сначала Мохаммед хотел нарезать из свитков ремни для сандалий, но кожа была очень хрупкой, и долгое время свитки пролежали в бедуинском шатре. Но в одну из поездок бедуины взяли их с собой в Вифлеем, чтобы показать там торговцам-антикварам. Историк И.Д. Амусин в своей книге сообщает, что они продали их за бесценок, а С.И. Ковалев и М.М. Кубланов полагают, что антиквары вообще сочли свитки не заслуживающими никакого внимания. В Иерусалиме в поисках покупателя бедуины забрели в монастырь Святого Марка, но надменный привратник не пустил за ворота уставших путников, и они отправились со своим бесценным грузом дальше…

В конце концов два бедуина добрались до сирийского епископа Мара Афанасия и продали ему часть своей находки – четыре свитка. Однако епископ сам не мог ни прочитать свитки, ни вообще определить, представляют ли они какую-нибудь ценность. Он начал осторожно, исподволь показывать манускрипты специалистам, но консультанты из Службы древностей Иордании и из Библейской археологической школы в Иерусалиме заявили, что приобретения Мара Афанасия не представляют никакой ценности. Подлинную историю свитков удалось выяснить молодому американскому ученому Дж. Треверу, он же правильно оценил и их значение.

Впоследствии в районе Кумрана было обследовано более двухсот пещер, и в одиннадцати из них ученые обнаружили еще много свитков. Всего в кумранских пещерах было найдено около 40 000 различной величины фрагментов на коже и на папирусе, написанных на древнееврейском и арамейском языках. Некоторые из свитков были на 1000 лет старше самой древней рукописи Библии, сохранившейся к настоящему времени. Кроме того, выдающиеся семитологи (Е.Л. Сукеник и др.) установили, что среди древних манускриптов были и совершенно не известные науке.

Но перед учеными встала задача: как развернуть тугие свитки рукописей, которые пролежали более двух тысяч лет в непроветриваемых тайниках? Многие свитки при первых попытках раскрыть их ломались и рассыпались, после чего исчезали и стирались целые строки. Некоторые из рукописей склеились так, что казалось, их уже никогда не удастся разделить на первоначальные слои.

Все свитки представляют великую ценность, но у ученых особый интерес вызвали те рукописи, в которых содержатся материалы об организации, общественном устройстве и идеологии одной религиозной еврейской общины, в древности обитавшей в пустынной местности Кумрана. Среди этой группы материалов есть так называемый «Устав общины»: в кумранских пещерах было найдено 11 списков этого документа, и это само по себе говорит о его значении.

В наилучшем состоянии оказался свиток из первой пещеры, дошедший до нас в двух фрагментах, составлявших первоначально один свиток из пяти кусков кожи, сшитых вместе. Сравнив его с другими, ученые выяснили полное название «Устава»: «Устав для всего общества Израиля в конечные дни».

Кумранская «община праведников», населявшая безлюдный край между грядой холмов и Мертвым морем, не была связана с остальным миром. И хотя вероучение общины исходило от иудаизма, однако некоторые положения придают ему совершенно особую окраску. По учению кумранитов, Бог, сотворивший человека, поставил его на распутье между двумя противоположными духами – Правдой и Кривдой, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Между ними с переменным успехом идет борьба, и так будет до назначенного свыше тайного срока, когда Бог уничтожит духа Тьмы и всех служивших ему.

«Устав» представляет собой совокупность правил, поучений и наставлений, регламентирующих жизнь кумранской «общины праведников», которая к моменту составления «Устава», видимо, прошла уже долгий путь развития. Люди здесь жили по своим законам, ожидая «день гнева», готовясь к нему и проводя дни «в труде и молитве». Себя они считали верующими, а всех остальных – погрязшими в пороке и лжевере.

По составу община делилась на «Аарон» («жрецы и левиты») и «Израиль» («весь народ»). Управлялась община советом из 12 человек, в который (кроме «жрецов») входило еще несколько «великих» – полноправных членов общины. Все вместе они решали наиболее важные вопросы, например, о приеме новых членов в общину, а также при наложении наказаний за различные проступки.

У них все было общее, и каждый новый член при вступлении отдавал все свое достояние в общину. Общинная собственность охранялась, и если кто-то неумышленно наносил ущерб имуществу, то он должен был возместить его полную стоимость. Но как мог член общества, отказавшийся от всего своего имущества, иметь средства для покрытия нанесенного ущерба?

Некоторые ученые считают, что это правило применялось только к кандидатам в члены общины или новичкам, так как их имущество еще не принадлежало общине.

Каждый желающий вступить в общину заявлял об этом главе «великих», и тот проверял его нравственность и поведение, а также рассказывал о порядках и законах общины. В течение первого года новичок, соблюдая все правила, не мог еще принимать участия в ритуальных омовениях. Только со второго года он начинал участвовать в них, а его имущество передавалось главе «великих». Тот регистрировал его, но пока еще не присоединял к общинной собственности. Новообращенного не допускали и к общим трапезам, так как он все еще не был полноправным членом общины. Только на третий год, если новичок благополучно выдерживал испытание, он становился полноправным членом общины, должен был участвовать в общинных работах и обрядах, в очищении водой, молитвах и покаянии в грехах.

Некоторые предписания «Устава» касались хороших манер и умения вести себя. Например, в присутствии «великих» запрещалось плевать, и виновник должен был раскаиваться в течение месяца. Скромное и благопристойное поведение требовалось не только на собраниях, но и в любом другом месте. Бросающаяся в глаза жестикуляция, несдержанный смех, непристойные разговоры приводили к раскаяниям. Согласно «Уставу», грехи могли быть искуплены хорошим поведением, а не обязательно жертвоприношением.

Однако, как считают некоторые исследователи, кумранская община в некотором отношении была жреческой корпорацией. Несмотря на общинную собственность и общие трапезы, полного равенства среди членов общины не было. Только «жрецы» и «великие» обладали всеми правами, а кандидаты и новички находились у них в подчинении.

Кумранская община была очень близка секте ессеев, о которой сообщали и древние авторы. Плиний Старший, например, писал, что ессеи – «племя уединенное и наиболее удивительное во всем мире: у них нет ни одной женщины, они отвергают плотскую любовь, не знают денег и живут среди пальм. Изо дня в день число их увеличивается за счет утомленных жизнью пришельцев, которых волны фортуны влекут к обычаям ессеев».

Ученые ссылаются и на Иосифа Флавия, в сочинениях которого тоже есть сведения о ессеях. Он даже называет точную цифру: в середине I века в Палестине было 4000 ессеев.

Иосиф Флавий дважды подчеркивает, что ессеи, не порвав окончательно с иудейским вероисповеданием, не совершают жертвоприношений и не участвуют в них, нарушая тем самым один из главных догматов иудаизма: «в храм они доставляли пожертвования, но сами не занимались жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в храм, и они совершают свое богослужение отдельно».

Однако в кумранских текстах есть ряд моментов, которые не совпадают с сообщениями И. Флавия и других историков о товариществе ессеев (например, в них ничего не говорится о делении общины на «Аарон» и «Израиль», о «великих» и их собратьях, о «Новом союзе» и «Праведном учителе», а также о преследованиях, которым он подвергся со стороны «нечестивого жреца»).

Израильский историк Клаузнер, однако, считает, что кумранскую общину нельзя отождествлять с есееями. По его мнению, авторами рукописей были сикарии, принадлежавшие сообществу Симона – сына Гиоры, Менахема – сына Иуды и др. Именно они представляли ту секту, о которой шла речь в «Уставе общины» и других манускриптах.

Большой интерес представляет вопрос о связях идеологии и организации кумранской общины с ранним христианством. «Праведный учитель», образ и судьба которого, как они представлены в свитках, побудили многих ученых отождествить его с Иисусом Христом.

Тексты свитков показали, что приблизительно за сто лет до Рождества Иисуса Христа в Иудее существовали общины, у которых были похожие обряды, обычаи, идеалы и представления о мире, как и у ранних христиан. Ученые отмечают многочисленные терминологические и фразеологические совпадения в кумранских рукописях и сочинениях первых христиан. Так, например, выражение «сыны света» встречается в Евангелии от Луки, где «сыны света» противопоставлены «сынам сего века»; в Евангелии от Иоанна сказано: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».

Тексты найденных свитков вызывали и споры. Многие западные ученые утверждали, что кумраниты были эбионитами (иудо-христианами). Так, например, Дж.Л. Тайхер отождествлял «Праведного учителя» с Иисусом Христом, а «проповедника лжи» с апостолом Павлом, которого эбиониты называли ложным апостолом.

Английский ученый Вильсон пытался выяснить, в какой мере Иисус Христос находился под влиянием учения и обрядов общины кумранитов. Может быть, Он действительно был ее членом в ранние годы своей жизни или сообщался с ней через Иоанна Крестителя, который знал о существовании кумранской общины: Предтеча жил в Иудейской пустыне еще до того, как начал крестить народ. В этой же пустыне жили кумраниты, здесь же впоследствии были найдены и свитки.

Наиболее насыщен намеками на исторические события свиток «Комментарий к Аврааму». Центральная фигура в нем – «Праведный учитель» (о котором говорилось уже выше), руководитель, а возможно, и основатель «Нового союза». Он наделен даром предсказывать будущее и объяснять то, что неведомо было и самим пророкам.

«Праведный учитель» и вся община в целом подвергаются преследованиям со стороны «нечестивого жреца». Жрец занимает свою должность по закону, но вскоре становится гордым безбожником, не выполняет предписаний закона, во имя личной наживы накапливает богатства грабежами и насилием. «Нечестивый жрец» совершает различные мерзости и даже оскверняет Иерусалимский храм.

«Комментарий к Аврааму» не ограничивается лишь свидетельствами о внутренних делах общины. В нем говорится и об иноземных завоевателях, которые обозначаются словом «киттим».

Они приходят издалека, с «островов моря», и покоряют страну при помощи коней и «крупного скота». «Киттим» наводят страх и ужас на все народы, стараются навредить им: один правитель «киттим» сменяется другим, но все они приходят только для грабежа и опустошения.

«Киттим» весьма опытны в военном деле, отличаются смелостью и быстротой передвижения. Им не страшны чужеземные укрепления, они насмехаются над ними, завоевывая их с помощью своего многочисленного войска, а потом разрушают.

Многое из рассказываемого в «Комментарии к Аврааму» относится к любому войску, и это обстоятельство привело к тому, что разные ученые отождествляли «киттим» то с одним, то с другим народом.

«Киттим» упоминаются и в свитке «Трактат о войне», в котором рассказывается о войне племен (колен) Левия, Иуды и Вениамина против «войска Велиала». Армия последнего состояла из эдомитян, моавитян, аммонитян, филистимлян и «киттим». Коленам Левия, Иуды и Вениамина покровительствуют «сыны света и справедливости», а остальных поддерживают силы злые и темные.

Кроме событий войны в «Трактате» содержатся сведения о возрасте лиц, допускавшихся в лагерь «сынов света»: для пехотинцев возраст составлял 20-25 лет, а для кавалеристов – 30-50 лет. В нем подробно говорится о построении армии, видах оружия, музыкальных трубах, военных знаках, башнях, способах ведения боя и т.д. Участвовать в войне на стороне «сынов света» не разрешалось больным, слепым, увечным – всем, кто имел телесные недостатки, а также страдал от физической нечистоты.

В третьей пещере Кумрана был найден так называемый «Медный свиток», сделанный из тонкой меди. Он был настолько сильно поврежден, что ученые решились к нему подступиться только через несколько лет.

«Медный свиток» доставили в Технологический институт Манчестера, где его разрезали на 23 узкие поперечные полосы, которые снимались со свитка наподобие того, как очищают луковицу. А потом фотографирование, произведенное с помощью инфракрасных лучей, позволило прочесть многие стершиеся строки.

В «Медном свитке» содержится опись тайников с указанием их местонахождения и скрытых в них сокровищах. «В крепости, что в долине Ахор, сорок локтей под лестницей, ведущей к востоку, – сундук с деньгами; его содержание весит семнадцать талантов. В надгробном памятнике в третьем ряду кладки – легкие слитки золота. В большой цистерне, что во дворе перистиля, в кладке дна, в углублении напротив верхнего отверстия, – 900 талантов». И далее указываются еще 57 тайников, где скрыты несметные сокровища.

После прочтения «Медного свитка» среди ученых разгорелся спор о толковании документа. Одни (например, Т. Милик) говорили, что это запись предания о сказочных сокровищах древних царей, какие можно найти у многих народов. Другие утверждали, что запись содержит реальные данные.

Д. Аллегро полагал, что указанные в свитке клады зарыли зелоты во время первого восстания против римлян в 68 году. Другие ученые считают, что ценности были укрыты Бар-Коброй позже, в 133 году – во время второго восстания; третьи утверждают, что сокровища – это казна ессеев, которые копили свои богатства многие века.

Кроме вышеперечисленных, в число свитков Мертвого моря входят также «Апокрифические книги Бытия», две версии книги Исайи, «Дамасский трактат», арамейский текст (или перевод) книги Иова, книга Гимнов, книга Иезекииля и другие. Все они хранятся сейчас в Иерусалимском музее, во Дворце книги.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Бейджент Майкл

Из книги Свитки Мертвого моря автора Бейджент Майкл

Из книги Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря автора Каммингс Вайолет М

А. Пауэл Дэвис Свитки Мертвого моря

Из книги Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана автора Бейджент Майкл

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ РУКОПИСИ МЕРТВОГО МОРЯ Драматические события первой половины двадцатого столетия – две мировые войны, столкновение идеологий, революции и гражданские конфликты в Мексике, России, Испании и других странах – продемонстрировали, насколько далеко

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ В июне 1883 г. Моисей Шапиро, крещеный еврей, торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привез пятнадцать пергаментных свитков с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими

автора Вандеркам Джеймс

Из книги Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке автора Вандеркам Джеймс

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Древние города и Библейская археология. Монография автора Опарин Алексей Анатольевич

Из книги Пещера у Мертвого моря автора Штоль Генрих Александр

И. Д. Амусин Новейшие открытия и публикации рукописей из района Мертвого моря Прошло семнадцать лет со времени случайной находки Мухаммеда Эд-Диба, и с тех пор во всем мире не прекращается поток исследований, посвященных новооткрытым рукописям. Среди этих работ, число

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Свитки Мертвого моря В июне 1883 г. Моисей Шапиро, крещеный еврей, торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой. Шапиро привез пятнадцать пергаментных свитков с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими

Из книги Война за Грааль автора Шандель Рене

Свитки Мертвого моря Речь идет о собрании примерно из 600 свитков, написанных на еврейском и арамейском языках, которые были обнаружены в 1947 году в пещерах в современной Иордании, на северо-западном берегу Мертвого моря (в районе под названием Хирбет-Кумран). Поэтому они

Из книги Знаменитые загадки истории автора Скляренко Валентина Марковна

Манускрипты Мертвого моря – подлинник или искусная подделка? Мертвое море – уникальное место на земном шаре. Оно окружено пустыней со всех сторон, в его воде не живет рыба и невозможно утонуть. Его побережье интересно археологическими достопримечательностями. Наиболее

Из книги Великие тайны и загадки истории автора Брайан Хотон

СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ Фотография Грауесела (лицензия свободной документации "GNU»). Пещеры в Кумране, в которых были найдены свитки Мертвого моря Свитки Мертвого моря являются самыми важными и удивительными манускриптами, найденными за последние 100 лет. Тайник с

Одно из величайших археологических открытий было сделано в местности, которая в наши дни известна как одна из горячих точек, где нет мира уже многие десятилетия - на западном берегу реки Иордан, в 20 км от Иерусалима.

Весной 1947 г. там пасли коз двое арабских юношей - Мухаммед Эд-Диб и Омар. Одна из коз заблудилась, и Мухаммед в ее поисках наткнулся на какую-то пещеру. Пастухи забрались в нее, надеясь отыскать сокровища, и увидели глиняные кувшины. В одном из них оказались пергаментные свитки с непонятными для Мухаммеда и Омара письменами. Они и не подозревали, что видят древнейшую рукопись Библии.

В Вифлееме пастухи продали рукописи местному шейху, а в конце того же года они оказались у двух человек - профессора Иерусалимского университета Э. Л. Сукеника и настоятеля сирийского монастыря св. Марка митрополита Афанасия. Сукеник быстро выяснил, что рукописи относятся к I в. до н. э. и приступил к их анализу. Митрополит же долго не мог поверить в ценность находки, потому что точно не знал ее происхождения. Но после консультации с Сукеником и молодыми американскими учеными Джоном Тревером и Уильямом Браунли тоже понял, с чем имеет дело. Некоторые документы попали в США, потом были приобретены Иерусалимским университетом.

Первые кумранские рукописи были названы исседователями «Рукописями Мертвого моря». Это не совсем точное название стало общепринятым в научной литературе почти на всех языках мира.

В этом районе начались активные поиски древних рукописей. Было найдено 200 пещер, где начиная с бронзового века и вплоть до римских времен жили люди. В одиннадцати пещерах оказались сотни рукописей, частично или полностью сохранившихся. Они были выполнены на папирусе, коже, пергаменте, черепках, дереве и меди, и написаны на арамейском, набатейском, греческом, латинском и арабском языках. Самый ранний документ датировался III в. до н. э., самый поздний - II в. н. э. Почти все библейские книги были обнаружены в нескольких экземплярах.

Археологи изучили и руины неподалеку от пещеры, где юные пастухи когда-то искали козу. Ученые пришли к выводу, что там жили ессеи - своеобразная религиозная община. В их доме, своего рода монастыре, было множество комнат, цистерны для питьевой воды и бассейны для омовения, мельница, гончарная мастерская, зернохранилища. Одно из внутренних помещении оказалось скрипторием - там нашли скамьи, столы, бронзовые и глиняные чернильницы с остатками чернил. Ученые поняли - именно здесь, скорее всего, и создавались рукописи, найденные только в XX в. К востоку от здания располагалось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил.

Примечательно, что ни в одной из раскопанных могил не обнаружено вещей. Найдено огромное количество черепков, а в пещерах - множество библейских, апокрифических и литургических рукописей на древнееврейском и арамейском языках (десятки тысяч фрагментов, входивших в более чем 600 книг). А перед самым окончанием раскопок найдены свитки из тонких медных листов, которые пришлось распилить, чтобы увидеть тексты. Предполагают, что это списки сокровищ, которые ессеи спрятали от римлян.

Очевидно, ессеи перед нападением римлян решили спасти свою библиотеку. Они поместили свитки рукописей в глиняные кувшины, запечатали их смолой, чтобы внутрь не проникли воздух и влага, и спрятали кувшины в пещерах. После гибели поселения тайники с книжными сокровищами были, по-видимому, забыты.

Рассматривая в совокупности все имеющиеся сведения и, прежде всего найденные монеты, ученые стремятся восстановить историю общины, которой принадлежали свитки Мертвого моря. По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние монеты относятся к периоду его правления (135-104 до н. э.) Самые поздние монеты отчеканены в 37 до н. э. Потом люди оттуда ушли, вероятно из-за землетрясения - на здании имеются следы повреждений. В 4 г. до н. э. ессеи вернулись, и оставались в поселении до 68 г. н. э. - времени Иудейской войны, описанной Иосифом Флавием. Флавий пишет, что в тот год Веспасиан со своим Десятым легионом выступил к Иерихону и Мертвому морю. Вероятно, он взял здание штурмом, потому что все помещения усеяны железными наконечниками стрел, а слои пепла говорят о пожаре. На одной из монет действительно имеется надпись Legio X Fretensis. Но большинство ессеев, вероятно, успели уйти, укрыв свои рукописи. Люди еще раз вернулись сюда в 132 г. н. э., когда началось восстание Бар-Кохбы. В 135 г. оно было подавлено, и в этих местах на долгие века воцарилась тишина.

Значение найденных свитков и их фрагментов огромно. Если полный свиток книги Исайи обнаруживает незначительные разночтения с принятым текстом Библии, то ее фрагменты почти полностью ему соответствуют и подтверждают достоверность поздних иудейских текстов. Однако еще важнее рукописи небиблейского содержания. Они рассказывают о живших и похороненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета. Их духовным лидером был Учитель праведности, или Избранник; распорядок жизни общины зафиксирован в ее Уставе. Их обычаи известны из книгантичныхавторов - Плиния, Филона и Иосифа. Ессеи основали братство равных и совместно владели имуществом. Они отвергали богатство и наслаждения и проповедовали смирение и самообладание. В некоторых группах было принято безбрачие. Управляли ессеями священники, ведавшие имуществом группы. За пределами центрального здания в Кумране не найдено ни одной монеты, а в могилах большого кумранского кладбища совершенно отсутствовали какие-либо заупокойные приношения. Большое значение придавалось ритуальным омовениям, члены общины носили белые одежды. Ессеи принимали участие в коллективных трапезах, представлявших собой религиозное действо, начинавшееся с благословления пищи.

Но члены кумранской общины сами называли себя не ессеями, а сынами Цадока (в русской Библии Садок), т. е. саддукеями. Сегодня существует устойчивая версия, что жители Кумрана были предшественниками первых христиан. Становление христианской церкви ее сторонники связывают с возрождением Кумранского монастыря с 4 г. до н. э. до 68 г. н. э. Более того, эти ученые подчеркивают, что, согласно Священному Писанию, Иоанн Креститель крестил Иисуса на берегу Иордана, менее чем в 16 км от Кумрана. Однако противники этой версии считают, что параллели между ессеями и христианами не слишком существенны, а вера в мессию из рода Цадока, а не Давида несовместима с христианским учением.

Вместе с тем исследование всей совокупности свитков и фрагментов из района Мертвого моря еще далеко до завершения, и ни одно из толкований не может считаться окончательным.

1544

Свитки Мертвого моря (DSS) - это коллекция свитков, найденных в пустыне к востоку от Иерусалима на берегу Мертвого моря. Они представляют собой крупнейшие рукописные сборники текстов времен Второго Храма, найденные в районе Иудеи, область, известная своей нехваткой рукописей. Около 930 текстов были найдены в 11 пещерах на холмах, окружающих Хирбет (= руины) Кумрана. Тексты являются продуктом сообщества ессеев, которые жили в близлежащих руинах Кумрана и были составлены между 3-м веком до нашей эры и 1-го века н.э. Они значительны, потому что они проливают значительный свет на религиозный и политический мир иудаизма позднего второго храма и на текст еврейской Библии.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАНУСКРИПТОВ
DSS получила стандартную систему нумерации, показанную следующим образом:

В Нахуме есть комментарий (известный как пешера, см. Ниже). Текст пронумерован как 4Q169. Это была 169-я рукопись, найденная в пещере 4. Все рукописи следуют этой стандартизованной системе чисел. Есть несколько исключений. Например, Великий свиток Исаии, один из первых найденных манускриптов, пронумерован как 1QIsaa. Обратите внимание, что ему по-прежнему предоставляется нумерация 1Q (что означает, что она была найдена Пещера 1).

Библейские свитки

Термин «библейский» неуместен при применении к DSS, потому что «Библия», как мы ее знаем сегодня, не существовала во втором храмовом иудаизме (515 г. до н. Э. 70 г. н.э.). Вместо того, чтобы обозначать набор текстов с особым уровнем авторитета, «библейские свитки» относятся к текстам, найденным в Библии Танах / Иврит / Протестантский Ветхий Завет. Это классификация, наложенная на DSS более поздними учеными.

Среди DSS была найдена каждая книга еврейской Библии, кроме Эстер. Однако не все книги в равной степени засвидетельствованы. Пальмы (34 разных свитка), Второзаконие (30), Исаия (21) и Бытие (20) являются четырьмя наиболее распространенными библейскими свитками. У экклезистов есть только два разных свитка, и у Ездры, Немии и Хроники есть только один свиток.

Библейские свитки, найденные среди DSS, представляли собой значительную возможность изучить текст стандартной еврейской Библии, Масоретский текст. Например, версия Иеремии, найденная в Септуагинте (греческий Перевод Еврейской Библии), на одну восьмую короче, чем найденная в Масоретском тексте. Первоначально предполагалось, что Септуагинта представляет собой плохой перевод. Тем не менее, ивритские версии как более длинных, так и более коротких версий были найдены среди DSS. Вопреки утверждениям некоторых, ни одна рукопись Нового Завета не была найдена среди DSS.

Таргумим

Таргумим (множественное число тарумов) - это специальные арамейские переводы и интерпретации (тарум на иврите для перевода). Среди DSS был найден фрагментарный таргун Левит и два тарумима Иова (один, 11Q10, является одним из самых полных рукописей). Эти находки значительны, потому что они перефразировали дискуссию о том, как ранние тагрумимы были записаны. До 1947 года у нас не было доказательств тарума, записанного до Общей Эры.

Апокрифические и псевдоэпиграфические свитки

Подобно «библейской», эта классификация является анахроничной, но полезной. Он обозначает произведения, которые не были библейскими в смысле становления частью еврейской Библии и не являются уникальными для сообщества Кумран. Эта группа текстов включает в себя такие вещи, как Псалом 151, псалом, который появляется только на греческом языке до его открытия среди свитков Мертвого моря (11QPsa), еврейского апокалиптического (по апокалипсизму см. Определение на кумранских ессеях), таких как 1 Енох и Юбилей (оба из которых превосходят отдельные библейские свитки).

Пешерим (множественное число пешеров) - это специальные комментарии к различным пророческим текстам и псалмам еврейской Библии. В отличие от тарумимов, эти комментарии написаны на иврите и нацелены конкретно на сообщество Кумран и написаны на иврите.

Тематические комментарии

В то время как у пешаримов есть комментарии, эти комментарии основаны на различных текстах еврейской Библии и сосредоточены на конкретной теме или темах, особенно на конец нынешнего возраста.

Парафразы

Ряд парафраз был найден среди DSS, в основном на Торе (например, 4Q127, греческий перефразирование Исхода) и Исторические книги (например, 4Q382, парафраз королей).

Юридические свитки

В DSS было найдено несколько юридических текстов. Они являются одними из наиболее важных текстов для понимания не только Кумранского сообщества, но и еврейской юридической интерпретации периода Второго Храма в целом. Некоторые тексты (например, «Свиток храма» , а правило сообщества ) специально для сообщества Кумран. Другие предназначены не только для сектантской общины, но и для ессеев, живущих в городах и городах Иудеи (например, Дамаскский документ).

Свитки для использования в Worship

В то время как книги, такие как Псалмы, функционировали как ресурсы, используемые в поклонении, ряд оригинальных произведений, некоторые из которых были явно призваны напоминать Псалмы.

Эсхатологические свитки

Кумранские ессеи были эсхатологическим сообществом. Кратко описано, что эсхатология - это вера, а конец нынешнего возраста близок. Эсхатологические сообщества будут заказывать свои убеждения и практики. В дополнение к популярным еврейским эсхатологическим текстам, как 1 Енох и Юбилей, кумранская община произвела ряд работ относительно последних дней. Некоторые работы фокусируются на днях, заканчивающихся до конца (например, «Прокрутка войны» ). Другие обеспокоены новым возрастом, особенно с новым Иерусалимом и недавно восстановленным храмом (например, 1Q32, 2Q24, 4Q232, 4Q554).

Свитки мудрости

Ряд работ напоминает произведения канонической мудрости, такие как Псалмы и Притчи. Хотя эти работы тесно связаны с литературой мудрости, они по-прежнему эсхатологичны по своему характеру, уделяя особое внимание конечным временам и правильным действиям для сообщества.

Медный свиток (3Q15)

Этот последний свиток - загадка. Ни один ученый не уверен, что это такое, что это значит или как он функционирует в сообществе. Прежде всего, он выгравирован на меди, предполагая, что это изначально не предназначалось как свиток. Во-вторых, хотя он был найден в трех пещере, он был найден отдельно от остальных свитков, предполагая, что это может быть отдельный депозит в пещере. В-третьих, после того, как он был окончательно разворачиван и переведен, текст представлял собой карту сокровищ, написанную на иврите, но со случайными греческими буквами, размещенными по всему тексту. Джон Марко Аллегро, ученый ранних свитков, считал, что это буквальная карта сокровищ, и попытался найти то, что, по его мнению, было скрытым богатством сообщества Кумран. Однако из-за того, что ряд мест в тексте неизвестен, он не увенчался успехом. Некоторые ученые продолжают утверждать, что это все еще буквальная карта сокровищ. Другие считают, что это произведение художественной литературы. Медный свиток остается загадкой, не имеющей консенсуса относительно его интерпретации или функции в сообществе Кумран.

DISCOVERY
Открытие свитков - это сложная история, которая должна быть представлена ​​здесь очень кратко.

В конце 1946 года или в 1947 году н. Э. Три бедуина (кочевая арабская этническая группа), блуждающая по пустыне вдоль северо-западного берега Мертвого моря вдоль Вади-Кумрана, наткнулась на пещеру, содержащую десять банок. Все, кроме двух, были пусты. Один из них содержал грязь, а другой содержал то, что позже оказалось Великим пророком Исаии, книгой правил «Руководство по дисциплине» (или «Правило сообщества») и комментарием к библейской книге Аввакума. Позже четверо других свитков были найдены бедуинами. Прошло почти год, прежде чем ученый мир был осведомлен о существовании этих семи рукописей, хотя первоначальные семь остались бы в двух отдельных коллекциях до 1954 года н.э.

Когда бедуины поняли ценность рукописей, они начали расчесывать холмы вокруг Хирбет-Кумрана в поисках других пещер. Следующая пещера не была найдена до февраля 1952 года (пещера 2). Археологи нашли свою первую пещеру в марте (Cave3). Самая впечатляющая находка произошла в сентябре 1952 года, когда два археолога, следуя кончику некоторых бедуинов, раскопали пещеру 4. В пещере 4 было собрано около 100 различных рукописей. После Пещеры 4 были найдены еще семь пещер. Последняя пещера (Пещера 11) была найдена в 1956 году. Последующие попытки археологов найти больше пещер, содержащих манускрипты, но нигде не было найдено.

С пушистыми открытиями рукописей был включен ряд находок, относящихся к восстанию Бар Кохба (132-136 г. н.э.), вполне естественно, что с ним возник интерес к развалинам возле пещер. Шесть сезонов раскопок проходили в Хирбет-Кумране в период между 1951 и 1958 годами н.э.

Интерес к Свиткам Мертвого моря возник у меня случайно, когда я посмотрел очередное невнятное творение от Discovery. Ничего не поняв, я решил поподробнее разобраться с этим вопросом. И то, что я прочел, очень сильно меня впечатлило. Попробую вкратце, простым языком, описать ситуацию вокруг кумранских рукописей, а также о невероятных выводах, которые напрашиваются при изучении этих документов. В обзоре я опираюсь в основном на книгу Майкла Бейджента и Ричарда Ли "Свитки Мертвого моря" (М.: Эксмо, 2007). В большей степени мой опус - это краткий пересказ книги. Поэтому многие моменты, касаемые доказательств предполагаемых теорий мною опущены - о них можно прочесть самостоятельно, как в упомянутой книге, так и в других источниках на эту тему.
Статью рекомендую к прочтению только тем, кто хотя бы раз листал Библию и знаком с ее основными героями. Православным и прочим верующим читать с осторожностью и под присмотром духовных лиц - иначе можно нечаянно утратить веру и стать безнравственным безморальным атеистом-отщепенцем.

1. О самих свитках.

В 1947 году в Палестине малолетним бедуином были обнаружены пещеры, а в них какие-то старинные кувшины с не менее старинными документами. Естественно, находка вызвала бешеный ажиотаж, и прежде чем ученые получили доступ к этим свиткам, произошло множество детективных историй, связанных с оборотом находок на черном рынке артефактов. Об этом можно почитать отдельно в книгах и статьях, повествующих: кто и как разыскивал эти рукописи. Довольно интересно, кстати.
Но со временем большинство документов оказалось в руках группы ученых, которые называют себя Международной группой по изучению свитков Мертвого моря. И вот уже более 60 лет документы изучаются этой самой группой.
Как выяснилось, ученые, входящие в международную группу, не являются мировыми светилами археологии или истории, но зато имеют прямое отношение к католической церкви. А именно - к ордену доминиканцев. Это, кстати, тот самый ревностный орден, чья задача отстаивать веру любыми способами (недаром их название переводится, как "псы господни"). Далее для простоты и удобства я буду называть ученых международной группы - доминиканцами.
Более того, указанная международная группа связана с так называемой Конгрегацией по вопросам вероучения, созданной при католической церкви в Ватикане. Забавно, но до 1965 года эта Конгрегация называлась Святой Палатой, а еще раньше - до 1542 года - название организации было очень известным - Святая Инквизиция.

Казалось бы, почему свитки, которые содержат в себе религиозные сведения, не изучать церковным ученым? Ведь они грамотные специалисты в библеистике и прочих божественных дисциплинах. Но как показала практика, вот уже 60 лет тексты свитков до конца не опубликованы. Кроме того, международная группа никого не подпускает к свиткам, а те независимые ученые, которые пытаются получить к ним доступ, жестко высмеиваются, как дилетанты, и даже порой преследуются. Сами доминиканцы утверждают, что перевод - очень трудоемкое занятие и требует времени и сил. Но уже прошло более полувека. И ныне вся сложившаяся ситуация вызывает очень сильные подозрения, что с этими свитками и учеными, в чьих руках свитки находятся, дело нечисто.

Свитки Мертвого моря представляют собой копии ветхозаветных текстов, которые кто-то и зачем-то спрятал в пещерах недалеко от местечка Кумран, где находится древнее поселение. Однако кроме ветхозаветных текстов существует еще ряд рукописей, из которых мы узнаем о жизни и деятельности тех, кто, по-видимому, жил в Кумране. Так, к примеру, среди рукописей попались Устав Общины, различные толкования религиозных текстов, а также так называемый Медный свиток, в котором указано местонахождение тайников с сокровищами.

Официальное заявление международной группы (тех самых доминиканцев) таково: свитки принадлежат небольшой мирной секте евреев, которые жили в Кумране примерно 150 лет до н.э. Жили себе, никого не трогали, совершали обряды и водили дружбу с римлянами. Потом они чего-то не поделили с римскими легионерами и бросили Кумран. Католические ученые, ссылаясь на известного историка-современника Христа Флавия, предположили, что эта секта называлась "сектой ессеев". В самом деле, об этой секте упоминается во многих источниках того времени.

2. Опасность датировки.

И все бы хорошо, но в текстах свитков есть такие места, которые заставляют содрогнуться любого мало-мальски знакомого с Библией. Некоторые фразы чуть ли не дословно процитированы в главной книге христиан. Возникает вопрос: разве такое может быть?
Исследователи-доминиканцы очень осторожно обходят стороной эти факты и заявляют, что никаких совпадений нет, более того, обнаружено, что они специально переводят некоторые слова из свитков не так, как они есть на самом деле, тем самым вуалируя сходство библейских и кумранских текстов.
Потихоньку становится понятно, почему нам не показывают свитки так долго, и почему доминиканцы никого не пускают к изучению свитков.

Цитирую по книге: С момента открытия свитков Мертвого моря воображение многих будоражит один и тот же вопрос, вызывающий смятение, беспокойство и даже раздражение. Не могут ли эти тексты, которые так близки к «первоисточнику» и которые (в отличие от текстов Нового Завета) никогда не были изданы и не пользовались широкой известностью, пролить существенно новый свет на истоки христианства, на так называемую «раннюю» церковь в Иерусалиме и, возможно, на личность Самого Иисуса? Не содержат ли они чего-либо скандального, способного бросить вызов и даже опровергнуть сложившиеся церковные традиции?

Вот в чем дело. Свитки могут содержать что-то, что может здорово подорвать привычный взгляд на христианство. Попробуем разобраться.
Главная претензия ученого мира к Международной группе - это вопрос датировки свитков. Уж слишком много фактов, говорящих о том, что рукописи писались в период плюс-минус 50 лет от рождества Христова.
И если будет доказано, что рукописи написаны до или после рождения Иисуса, христианский мир ожидает два варианта неприятностей.

Вариант 1 . Если рукописи созданы до рождения Христа.
Согласно упрощенной концепции христиан, жили-были глупые евреи, которые чтили свой глупый закон, соблюдали сложные ритуалы и ждали мессию. И внезапно на землю явился сам бог и начал бурную деятельность, результатом которой стало не только спасение человечества, но и запись его слов в таком сакральном литературном памятнике, как Библия. То есть, всё, что сказано в Библии придумали отнюдь не евреи, а записано со слов самого бога, который в пух и прах раскритиковал образ жизни и веру евреев, в частности заявив, что их религия устарела и была всего лишь подготовкой к истинному Новому Завету.
И тут на тебе - в документах Кумрана мы встречаем предпосылки новой религии. Причем документы принадлежат какой-то секте евреев. Неужели христианство имеет корни в религиозной системе ненавистных евреев, да к тому же сектантов? Было бы неприятно. Между прочим, члены Международной группы (доминиканцы) откровенно признавались в антисемитизме, а их глава Отец де Во открыто заявил о недопустимости евреев к изучению свитков. Уж он то понимал, что евреи были бы очень рады узнать о таком открытии.

Вариант 2 . Если рукописи написаны после рождества Христа.
Абсолютно точно доказано, что Кумран опустел примерно в 60-70х годах н.э. во время Иудейской войны, апогеем которой была осада римлянами крепости Массада в 50 км от Кумрана. Очень вероятно, что жители Кумрана отправились защищать крепость и там погибли. Перед этим рукописи были надежно спрятаны в пещерах неподалеку. Известно, что случилось в Массаде в 74 г. н.э.: когда защитники крепости поняли, что римляне вот-вот ворвутся, они совершили акт массового самоубийства

Мужчины предавали смерти своих жен и детей. Затем были отобраны десять воинов, которым было приказано убивать своих соратников. Когда были убиты все, оставшиеся десятеро решили бросить жребий, чтобы определить воина, которому предстояло умертвить девятерых уцелевших. Тот зарубил своих товарищей, поджег уцелевшие строения в крепости и покончил с собой. В общей сложности было убито 1000 мужчин, женщин и детей. И когда на следующее утро римляне, пробившись через ворота, ворвались в крепость, они обнаружили только трупы, лежавшие среди дымящихся развалин.

Надо полагать, что никто из защитников не вернулся в Кумран, и документы пылились в пещерах почти 2000 лет.

Итак, если документы датировать после рождения Христа, то это значит, что они были написаны при жизни Иисуса или в ближайшие 30 лет после его гибели. Но в текстах нет ни одного упоминания о великих событиях, происходящих в 30-е годы. Нет ни слова о чем-то божественном, нет никаких намеков на чудеса.
В документах, описывающих жизнь общины, есть место, в котором рассказывается о конфликте некоего Доброго Праведника с Лжецом-Предателем и Нечестивым Священником (о них ниже). Но даже этот Добрый Праведник не называет себя богом, и никто его таковым не считает. Да и сам Добрый Праведник - по-видимому, член общины, если не лидер.
И еще самое любопытное: члены общины называют друг друга "сынами божьими". Это как у нас люди называют друг друга товарищами, или господами, или гражданинами. А ведь христианство утверждает, что только одно существо могло назвать и называло себя сыном божьим. Все остальные - рабы.

Можно возразить, что секта располагалась в уединенном месте и просто могла не знать, о том, какие чудеса происходят в Иерусалиме. Ну что возьмешь с сумасшедших отшельников? Однако факты показывают, что сектанты совсем не являлись отшельниками. Например, упомянутый выше Медный Свиток содержит перечень сокровищ, которые, по-видимому, находились в Иерусалимском Храме - священном для евреев месте. По подсчетам в свитке описано сокровищ на 25 тонн золота и 65 тонн серебра. Такие ценности могли быть только в Храме. И так как в свитке указаны потайные места, где спрятаны золото и серебро, то становится понятно, что сокровища были укрыты евреями после того, как в 66 г. н. э. во время восстания в Иерусалиме римляне разрушили Храм. Вопрос о датировке Медного Свитка вообще можно было бы снять. Однако доминиканцы неубедительно пытаются доказать, что текст Медного Свитка либо фантазия ессеев, либо отчет о других сокровищах - мало ли какие богатства были у древних евреев.
И все-таки возникает вопрос, откуда у мирной малочисленной секты сведения о сокровищах Храма. Не похоже, что члены общины ничего не знали о событиях в стране и Иерусалиме. Кроме Медного свитка на политизированность общины и ее активное участие в событиях того времени указывает ряд других фактов, о которых можно прочесть в соответствующих исследованиях.

Таким образом, датировка свитков бросает огромную тень на истоки христианства. Но если бы проблема была только в этом…

3. Религиозные фундаменталисты.

Уже давно в научных кругах, где библию изучают беспристрастно и скрупулезно, ходит теория, что истоки христианства нужно искать во взглядах и обычаях другой еврейской секты, которые известны нам, как зилоты. Даже библия однозначно указывает нам, что среди апостолов был Симон Зилот. А прозвище "Искариот" может означать совсем не "из города Кариот", а быть образованным от слова "сикарий" (кинжальщик) - у современных исследователей той эпохи есть большое подозрение, что группировка сикарев - те же самые зилоты.
Кстати, в кумранских свитках мы видим, что члены общины называют себя "хранителями света", что по-еврейски произносится, как "ноцрей га-брит ". Насколько я понимаю, эти слова в греческой транскрипции звучат, как "назорей ". Арабы называют христиан "назрани ". А Иисус Христос упоминается в Библии, как Иисус Назаретянин; это по мнению церковников означает, что он из города Назарет. Однако есть археологические подтверждения, что на момент рождения Христа город Назарет вообще еще не был построен. А Иисус Назорей означает совсем другое - Иисус-Ноцри . Иисус из общины хранителей света.

Итак, у ученых изучающих Кумран и его свитки есть весомые основания полагать, что эти самые назореи и есть зилоты. И Кумран отнюдь не тихое местечко, навроде старого монастыря, а самая настоящая крепость, штаб-квартира сектантов.

Вообще, о зилотах мы знаем из трудов историков того времени (например Флавия). Они представлены, как довольно агрессивная, ревнивая группа евврев, отстаивающая чистоту своей веры методами вплоть до терроризма.
И действительно в Свитках Мертвого Моря приводится подробное описание служения Закону и наказание за отступление от него. Позиция евреев-зилотов была такова: святая земля находится под властью римлян, первосвященники Храма - продажны и лживы. Римляне заставляют иудеев признать своего императора Богом, что для благочестивого еврея страшнейший грех (не сотвори себе кумира). Поэтому верующие евреи уходят в подполье, и постепенно формируется мощное движение против римских оккупантов и их прислужников, пик которого пришелся на начало иудейской войны (первая половина 1в. н. э.). Движение это носило воинствующий, националистический, революционный, кненофобский и мессианистический характер (цит. по книге). Да, надо сказать, что в историческом контексте зилоты были совсем даже не сектой, а реальным военно-политическим движением.

И вот кумранские рукописи позволяют нам утверждать, что те самые зилоты прятались в Кумране, где было сердце их движения, где хранились важные сведения, в том числе о припрятанных сокровищах Храма, и откуда зилоты ушли на свой последний бой в крепость Массада, оставив рукописи на хранение времени.

Члены международной группы поначалу пытались высмеивать предположение о том, что кумранская община представляла собой тайный штаб зилотов, но со временем даже сами доминиканцы стали соглашаться, что теория о зилотах более похожа на правду, чем байки о миролюбивых ессеях.

Те факты, что зилоты сидели в Кумране, а в их документах много общего с Библией наводит нас на еще более шокирующие выводы.

4.Апостол Павел.

Далее я буду описывать теорию возникновения христианства, которую предложил исследователь свитков доктор Эйзенман на основании детального сравнения текстов Библии и рукописей. Я опускаю все доказательства его теории, так как хочется существенно ограничить статью. Всем желающим проверить выводы ученого, советую обратиться как к его книгам, так и той книге, краткий пересказ которой я произвожу. Только выводы.

Итак, изучив то, что написано в рукописях, исследователям очень захотелось узнать, кто же такие ключевые фигуры, упомянутые в свитках. И дальнейшее исследование и размышления заставило обратить внимание ученых на менее известную часть Библии, как "деяния апостолов" и "письма апостола Павла". Деяния написаны в период с 60 по 80 гг. 1 в. н. э. И это означает, что рукописи созданы либо в это же время либо раньше.
Удивительно, но многие фразы из свитков звучат в устах главного героя Деяний, и это означает одно - апостол Павел был знаком с уставом общины. Более того возникает некоторая странность: хоть Павел и цитирует фразы из кумранских текстов, но он вкладывает в них другой смысл, и иногда совсем его искажает. Почему такое может быть - я напишу ниже.

Напомню историю апостола Павла. Он не был апостолом в прямом смысле этого слова. То есть в число 12-ти он не входил. Неизвестно, видел ли он вообще Христа, однако это не мешало ему проповедовать христианские идеи.
Однако до своего уверования в Иисуса Павел был известен под своим настоящим именем - Савл из Тарса. Он был иудеем, причем с римским гражданством. Весьма образованным, разбирался в языческих религиях и имел неплохие способности оратора. А в те годы он занимался тем, что преследовал сектантов. То есть работал на иудейских священников, настроенных дружелюбно к власти римлян. В его задачу как раз входили поиск и уничтожение членов так называемой "ранней церкви" - организации, которая впоследствии стала всемирно известной христианской церковью.
Ясно, что эта "ранняя церковь" не отличалась миролюбием, иначе бы зачем Павлу приспичило идти в Дамаск с вооруженной охраной. Из Деяний складывается впечатление, что ранняя церковь частенько прибегала к терроризму.
В пути у Савла случилось видение - к нему явился Иисус, спросил, зачем Савл его преследует, а потом, когда Савл расстроился, Иисус приказал Савлу идти в одно место, где его будут ждать люди.
Таким образом, Савл попал к своим бывшим врагам и стал членом "ранней церкви". Он взял себе имя Павел, что значит, "меньший" и стал всем доказывать, что он уверовал и вообще горит желанием проповедовать.

Читатель, наверное, уже догадался самостоятельно, что та самая "ранняя церковь" и секта зилотов имеют невероятно много общего. Обе находились в подполье и жестоко преследовались властями, обе требовали соблюдение заповедей веры, да и апостол Павел в своих проповедях говорит фразами из устава Кумранской общины.
Однако надо иметь в виду принципиальное различие в религиозных доктринах зилотов и христиан. Опять же грубо говоря, зилоты, как ревнители веры, считали, что условием спасения правоверного еврея должно быть соблюдение закона предков. Закона Моисея. Чти закон и строго следуй ему, и тогда попадешь на Небеса.
У христиан позиция принципиально иная: веруй во Христа и тогда спасешься. Главное - вера.
Снова вопрос: если Павел был зилотом, то почему так различается его учение от учения зилотов? Более того, во второй части Деяний мы читаем, что Павел имел серьезные конфликты с "ранней церковью". Не по вопросам ли вероучения происходил этот конфликт?

5. Добрый Праведник и Лжец.

А разгадка может быть вот в чем. В Деянии Апостолов главный герой - Павел-Савл, все действие происходит вокруг него, а иногда повествование идет даже от первого лица. Следует понимать, что оценка всех событий в Деяниях проводится с точки зрения апостола. То есть мы имеем христианство глазами Павла, и считается, что это правильное христианство.
Но для объективности нам бы не помешал еще какой-нибудь взгляд на происходящее. И такой взгляд нам дают как раз Свитки Мертвого Моря.
Это взгляд на события 1 в. н. э. глазами зилотов, членов кумранской общины. Согласно Деяниям, ту самую раннюю церковь возглавлял никто иной, как Иаков, брат Иисуса Христа. Достоверно неизвестно, был ли он в самом деле его кровным братом. Есть версии, что он был братом двоюродным, или сводным братом от первого брака отца, или братом в смысле отношений между членами общины. Ясно только одно, что в отличие от Павла Иаков в реальности хорошо знал Ииусуса.
Другими словами, в Деяниях Павел всегда выступает в роли «героя», и всякий, кто противостоит ему, будь то другие авторитетные апостолы или даже сам Иаков, автоматически предстают врагами и злодеями.

Что же там, черт побери, произошло?

Итак, Иаков был главой или заметным членом движения зилотов. Об этом свидетельствуют текст не только самих Деяний, но и других исторических книг, вроде Климентин или трудов Евсевия Кесарийского. У того же Евсевия, например, Иаков показан нам как очень праведная личность. И есть серьезные основания полагать, что тот самый Добрый Праведник, упоминаемый в кумранских свитках есть никто иной, как Иаков.
Тогда кто же такой Лжец или Предатель, описанный в рукописях? Во втором послании к коринфянам (2 Кор. 11, 3—4) Павел прямо заявляет, что члены Иерусалимской общины проповедуют «другого Иисуса ». Что значит другого Иисуса? В чем были расхождения межлу Павлом и зилотами в отношении личности Христа?

Цитирую отрывок из книги: … необходимо подчеркнуть, что Павел, по сути дела, стал первым «христианским» еретиком и что его учение, ставшее впоследствии богословским фундаментом для позднейшего христианства, представляет собой явное и несомненное уклонение от «первоначального», или «чистого», учения, которого придерживались лидеры общины… Иисус, строго придерживавшийся иудейского Закона, наверняка счел бы крайним богохульством создание культа и почитание любого смертного человека, включая его самого. Он со всей очевидностью говорит об этом в Евангелии, повелевая своим ученикам, последователям и слушателям почитать одного только Бога.

Павел же, напротив, как бы отодвигает Бога на второй план и впервые устанавливает почитание самого Иисуса, причем Иисус становится иудейским аналогом Адониса, Аттиса, Таммуза и прочих умирающих и воскресающих божеств, которые были столь популярны на Среднем Востоке в ту эпоху. Чтобы иметь шансы соперничать с этими богами, Иисус должен был соответствовать представлениям о них, что называется, слово в слово, чудо в чудо. Именно в этот период с биографией Иисуса начали ассоциироваться многие чудесные моменты, в том числе и, по всей видимости, Его чудесное рождение от Девы и воскресение из мертвых. Эти детали, естественно, представляют собой изобретения самого Павла, диаметрально противоположные «чистому» учению, проповедниками которого выступали Иаков, брат Господень, и прочие члены Иерусалимской общины. Таким образом, неудивительно, что Иаков и его единомышленники были крайне удивлены, узнав, что именно проповедует Павел.

Говоря кратко, Павел, которого отправили миссионерствовать (в смысле вербовать новых членов-зилотов), начал нести "отсебятину". Павел был неплохим оратором и замечательно разбирался в мифологиях окрестных государств (все-таки должность сектоборца этому обязывала). Павел понимал, что хочет слышать толпа, религиозная пропаганда - древнее изобретение. И он для завлечения неофитов начал приписывать Иисусу Христу разного рода чудеса, а потом и вообще возвел его в ранг Бога. Разумеется, народ внимал ему, открыв рот.
Члены общины, для которых такие речи были грубым нарушением устава и закона, были, мягко говоря, шокированы. И даже попытались устроить покушение на Павла, что, между прочим, описано в Деяниях.

Логично, что члены общины вполне могли объявить Павла лжецом и предателем. Это и нашло отражение в кумранских хрониках.
Таким образом, «христианство», которое впоследствии будут связывать прежде всего с именем Павла, порвало со своими корнями и стало проповедовать не личность Самого Иисуса, а образ Иисуса в представлении Павла.

Вот такие выводы получаются из внимательного изучения кумранских рукописей. Ясное дело, что доминиканцы не могут позволить такой трактовки событий Нового Завета. Скорее всего, они действительно считают, что такого быть ну никак не может, ибо вера слепа, и любые факты, не вписывающиеся в убеждения, жестко игнорируются верующими. Возможно, члены международной группы без задней мысли подгоняют свои теории под веру. Но факт остается фактом - доступ к свиткам ими ограничен.

6. Спецслужбы времен Христа.

У известного палеонтолога и писателя Кирилла Еськова есть замечательное произведение "Евангелие от Афрания", которое я советую прочитать всем, кто интересуется альтернативными версиями библейских событий. Суть его произведения в толковании евангельских фактов без противоречий. В итоге Еськов выводит гениальную версию о том, что Иисус Христос оказался жертвой политических игр римлян, Синедриона и террористов-сикариев. По сюжету книги римские спецслужбы пытались насадить в Иудее новую бескровную миролюбивую религию, для чего в группу странствующего проповедника был внедрен спецагент Иуда Искариот, который, будучи казначеем, мог получать финансовую поддержку от заказчиков. Но в итоге Иуда от жадности провалил операцию и случилось то, что случилось - Христос стал ключевой фигурой в шахматной игре политиков.
Самое интересное, что Деяния и апостол Павел в свете кумранских рукописей становится весьма подозрительной фигурой. У авторов исследования на страницах книги мелькает любопытная версия о том, что Павел мог оказаться таким же спецагентом римлян, и посадить семя раздора среди евреев у него удалось гораздо успешнее, чем у Иисуса Христа. К тому же в Деяниях мы находим немало моментов, когда римляне оказывают Павлу покровительство. А в конце Деяний Павел вообще уплывает в Рим.

Однако существует и другая, не менее неожиданная и удивительная возможность. Запутанные и загадочные волнения в Иерусалиме, вмешательство — в самый последний момент — римских легионеров, отправка Павла под массированной охраной из города, его, мягко говоря, привилегированные условия проживания в Кесарии, его таинственное и странное исчезновение со страниц истории…

На этом я заканчиваю обзор. Остается самый главный вопрос. А как же Иисус? Тут по-прежнему нет ответов. Кто был этот человек, о котором написано множество евангелий, но нет никаких действительных документальных свидетельств (подробнее об этом см. Иисус Христос в документах истории . -СПб., 2001 под ред. Б. Г. Деревенского). Да и в конце концов, это совсем другая история.