Аббатство помнит древние годы,
Его капелла тешит глаз,
А дамы, что пленяли нас,
Сошли под сводчатые своды
Старинных склепов.

Охапки скошенного сена
Укутал саван соли,
И колокол, глас боли,
Печален, как монах смиренный.
И так же одинок.

Но паче девственницы сонной
И всяческих чудес
Сияют чары
Одной из друидесс,
А кот ее чарует солнце.

Предисловие
Четыре свитка мертвого моря

...

Продаются четыре манускрипта библейской эпохи, датируемых по меньшей мере 200 г. до P. X. Они могут стать идеальным подарком для образовательной или религиозной организации от частного лица или группы лиц. Бокс F 206.

Так выглядело объявление, опубликованное 1 июня 1954 г. на страницах «Wall Street Journals». Если бы объявление подобного рода появилось в наши дни, оно, вне всякого сомнения, было бы воспринято как своеобразная шутка, и притом далеко не самого лучшего тона. Кроме того, оно могло бы вызвать подозрения, что это – кодированное сообщение, цель которого – замаскировать, к примеру, секретную информацию об афере или чтонибудь, имеющее отношение к шпионажу.

Конечно, в наши дни свитки Мертвого моря известны достаточно хорошо, но – обычно только по названию. Большинство людей, которые строят самые невероятные фантазии о том, что же они собой представляют, как минимум слышали о существовании свитков. Помимо всего прочего, существует мнение, будто свитки эти – в некотором отношении уникальные и бесценные артефакты, археологические свидетельства огромной ценности и значения. Трудно рассчитывать найти вещи подобного рода, покопавшись у себя в саду или на заднем дворике. Столь же бесполезно, хотя иные думают иначе, пытаться искать их среди ржавого оружия, домашнего мусора, битой посуды, остатков сбруи и прочих бытовых вещей, которые можно найти, скажем, во время раскопок на стоянке римских легионеров в Британии.

Открытие в 1947 г. свитков Мертвого моря вызвало ажиотаж и жадный интерес как в кругах ученых, так и у широкой общественности. Но к 1954 г. первую волну ажиотажа удалось искусно развеять. Возникло мнение, что свитки хранили в себе только то, что могут хранить подобные вещи, и информация, которую они несли, оказалась куда менее животрепещущей, чем это ожидалось. Поэтому объявление о продаже четырех свитков, опубликованное в «Wall Street Journal» (с. 14), не вызвало широкого общественного интереса. Прямо под ним красовались рекламные объявления о продаже промышленных стальных баков, электросварочных аппаратов и прочего оборудования. В соседней колонке были помещены списки помещений и объектов, сдаваемых в аренду, и разного рода вакансий. Короче, это можно сравнить разве что с объявлением о распродаже сокровищ из усыпальницы Тутанхамона, помещенным среди рекламы водопроводных труб или комплектующих и расходных материалов для компьютеров. В этой книге речь как раз и пойдет о том, как могла возникнуть столь вопиющая аномалия.

Проследив судьбу и путь свитков Мертвого моря с момента их открытия в Иудейской пустыне до сейфов различных организаций и учреждений, где они хранятся сегодня, мы обнаружили, что столкнулись лицом к лицу с тем же самым противоречием, с которым нам уже приходилось иметь дело и раньше: противоречием между Иисусом – историческим лицом и Христом веры. Исследования наши начались в Израиле. Затем они получили продолжение в коридорах Ватикана и, что уж совсем странно, в кабинетах инквизиции. Нам пришлось столкнуться с жестким противодействием «консенсуса» интерпретаций относительно вопроса о содержании и датировке свитков и осознать, насколько взрывоопасным может оказаться беспристрастное и независимое их исследование для всей богословской традиции христианства. Более того, мы на собственном опыте убедились, с какой яростью мир ортодоксальной библейской схоластики готов сражаться во имя сохранения своей монополии на всю сакральную информацию.

В наши дни христиане считают вполне допустимым признавать существование, например, Будды или Мухаммеда как реальных исторических личностей, таких же, как Александр Македонский или Цезарь, и отделять их от всевозможных легенд, преданий и богословских нагромождений, которыми издавна окружены их имена. Что же касается Иисуса, то подобное разделение оказывается делом куда более сложным. Самое существо христианских верований, исторических преданий и богословия оказывается необъяснимо запутанным и противоречивым. Одно затмевает другое. И в то же время каждое по отдельности представляет потенциальную угрозу всем остальным. Таким образом, гораздо легче и безопаснее убрать все демаркационные линии между ними. Таким образом, для верующего человека две существенно различные фигуры сольются в один образ. С одной стороны, это реальная историческая личность, человек, который, по мнению большинства ученых, действительно существовал и две тысячи лет тому назад бродил по пескам Палестины. С другой – это богочеловек христианского вероучения, Божественная личность, для обожествления, прославления и проповеди Которой много сделал апостол Павел. Изучение этого персонажа как реальной исторической личности, то есть попытка вписать его в исторический контекст и поставить на одну доску с Мухаммедом или Буддой, Цезарем или Александром Македонским, для многих христиан по-прежнему остается равнозначной кощунству.

В середине 1980-х гг. нас обвинили именно в таком кощунстве. В рамках исследовательского проекта, над которым мы в то время работали, мы попытались отделить историю от богословских догм, чтобы отделить исторического Иисуса от Христа веры. В процессе разысканий мы с головой окунулись в самую гущу противоречий, с которыми сталкиваются все исследователи библейских материалов. И, как и все исследователи до нас, мы были изумлены, сколько же в них путаницы и неразберихи.

В таких исследованиях, какими мы занимались, письменные источники способны оказать весьма ограниченную помощь. Как известно всякому школьнику, Евангелия в качестве исторического документа являются крайне ненадежными. Они представляют собой свидетельства, обладающие мистической простотой и силой и как будто отражающие историческую реальность. Иисус и его ученики занимают центральное место на сцене, где изображена живописная живая картина, из которой убрана большая часть деталей и реального контекста. Римляне и иудеи смущенно теснятся на заднем плане, словно массовка на съемочной площадке. Та общественная, культурная, религиозная и политическая конкретика, в которой разыгралась драма Иисуса, практически не упоминается. Таким образом, получается, что герой противостоит историческому вакууму.

Одно из величайших археологических открытий было сделано в местности, которая в наши дни известна как одна из горячих точек, где нет мира уже многие десятилетия - на западном берегу реки Иордан, в 20 км от Иерусалима.

Весной 1947 г. там пасли коз двое арабских юношей - Мухаммед Эд-Диб и Омар. Одна из коз заблудилась, и Мухаммед в ее поисках наткнулся на какую-то пещеру. Пастухи забрались в нее, надеясь отыскать сокровища, и увидели глиняные кувшины. В одном из них оказались пергаментные свитки с непонятными для Мухаммеда и Омара письменами. Они и не подозревали, что видят древнейшую рукопись Библии.

В Вифлееме пастухи продали рукописи местному шейху, а в конце того же года они оказались у двух человек - профессора Иерусалимского университета Э. Л. Сукеника и настоятеля сирийского монастыря св. Марка митрополита Афанасия. Сукеник быстро выяснил, что рукописи относятся к I в. до н. э. и приступил к их анализу. Митрополит же долго не мог поверить в ценность находки, потому что точно не знал ее происхождения. Но после консультации с Сукеником и молодыми американскими учеными Джоном Тревером и Уильямом Браунли тоже понял, с чем имеет дело. Некоторые документы попали в США, потом были приобретены Иерусалимским университетом.

Первые кумранские рукописи были названы исседователями «Рукописями Мертвого моря». Это не совсем точное название стало общепринятым в научной литературе почти на всех языках мира.

В этом районе начались активные поиски древних рукописей. Было найдено 200 пещер, где начиная с бронзового века и вплоть до римских времен жили люди. В одиннадцати пещерах оказались сотни рукописей, частично или полностью сохранившихся. Они были выполнены на папирусе, коже, пергаменте, черепках, дереве и меди, и написаны на арамейском, набатейском, греческом, латинском и арабском языках. Самый ранний документ датировался III в. до н. э., самый поздний - II в. н. э. Почти все библейские книги были обнаружены в нескольких экземплярах.

Археологи изучили и руины неподалеку от пещеры, где юные пастухи когда-то искали козу. Ученые пришли к выводу, что там жили ессеи - своеобразная религиозная община. В их доме, своего рода монастыре, было множество комнат, цистерны для питьевой воды и бассейны для омовения, мельница, гончарная мастерская, зернохранилища. Одно из внутренних помещении оказалось скрипторием - там нашли скамьи, столы, бронзовые и глиняные чернильницы с остатками чернил. Ученые поняли - именно здесь, скорее всего, и создавались рукописи, найденные только в XX в. К востоку от здания располагалось кладбище, насчитывавшее более 1000 могил.

Примечательно, что ни в одной из раскопанных могил не обнаружено вещей. Найдено огромное количество черепков, а в пещерах - множество библейских, апокрифических и литургических рукописей на древнееврейском и арамейском языках (десятки тысяч фрагментов, входивших в более чем 600 книг). А перед самым окончанием раскопок найдены свитки из тонких медных листов, которые пришлось распилить, чтобы увидеть тексты. Предполагают, что это списки сокровищ, которые ессеи спрятали от римлян.

Очевидно, ессеи перед нападением римлян решили спасти свою библиотеку. Они поместили свитки рукописей в глиняные кувшины, запечатали их смолой, чтобы внутрь не проникли воздух и влага, и спрятали кувшины в пещерах. После гибели поселения тайники с книжными сокровищами были, по-видимому, забыты.

Рассматривая в совокупности все имеющиеся сведения и, прежде всего найденные монеты, ученые стремятся восстановить историю общины, которой принадлежали свитки Мертвого моря. По-видимому, основание кумранского поселения восходит к эпохе Маккавеев, возможно, ко времени царя Иудеи Иоанна Гиркана, так как самые ранние монеты относятся к периоду его правления (135-104 до н. э.) Самые поздние монеты отчеканены в 37 до н. э. Потом люди оттуда ушли, вероятно из-за землетрясения - на здании имеются следы повреждений. В 4 г. до н. э. ессеи вернулись, и оставались в поселении до 68 г. н. э. - времени Иудейской войны, описанной Иосифом Флавием. Флавий пишет, что в тот год Веспасиан со своим Десятым легионом выступил к Иерихону и Мертвому морю. Вероятно, он взял здание штурмом, потому что все помещения усеяны железными наконечниками стрел, а слои пепла говорят о пожаре. На одной из монет действительно имеется надпись Legio X Fretensis. Но большинство ессеев, вероятно, успели уйти, укрыв свои рукописи. Люди еще раз вернулись сюда в 132 г. н. э., когда началось восстание Бар-Кохбы. В 135 г. оно было подавлено, и в этих местах на долгие века воцарилась тишина.

Значение найденных свитков и их фрагментов огромно. Если полный свиток книги Исайи обнаруживает незначительные разночтения с принятым текстом Библии, то ее фрагменты почти полностью ему соответствуют и подтверждают достоверность поздних иудейских текстов. Однако еще важнее рукописи небиблейского содержания. Они рассказывают о живших и похороненных в Кумране людях, называвших себя Общиной Завета. Их духовным лидером был Учитель праведности, или Избранник; распорядок жизни общины зафиксирован в ее Уставе. Их обычаи известны из книгантичныхавторов - Плиния, Филона и Иосифа. Ессеи основали братство равных и совместно владели имуществом. Они отвергали богатство и наслаждения и проповедовали смирение и самообладание. В некоторых группах было принято безбрачие. Управляли ессеями священники, ведавшие имуществом группы. За пределами центрального здания в Кумране не найдено ни одной монеты, а в могилах большого кумранского кладбища совершенно отсутствовали какие-либо заупокойные приношения. Большое значение придавалось ритуальным омовениям, члены общины носили белые одежды. Ессеи принимали участие в коллективных трапезах, представлявших собой религиозное действо, начинавшееся с благословления пищи.

Но члены кумранской общины сами называли себя не ессеями, а сынами Цадока (в русской Библии Садок), т. е. саддукеями. Сегодня существует устойчивая версия, что жители Кумрана были предшественниками первых христиан. Становление христианской церкви ее сторонники связывают с возрождением Кумранского монастыря с 4 г. до н. э. до 68 г. н. э. Более того, эти ученые подчеркивают, что, согласно Священному Писанию, Иоанн Креститель крестил Иисуса на берегу Иордана, менее чем в 16 км от Кумрана. Однако противники этой версии считают, что параллели между ессеями и христианами не слишком существенны, а вера в мессию из рода Цадока, а не Давида несовместима с христианским учением.

Вместе с тем исследование всей совокупности свитков и фрагментов из района Мертвого моря еще далеко до завершения, и ни одно из толкований не может считаться окончательным.

1544

Мертвое море – уникальное место на нашей планете. Его окружает пустыня со всех сторон, в его воде не живет рыба и нельзя утонуть. Его побережье интересно археологическими достопримечательностями. Наиболее таинственными из них являются легендарные пещеры Кумрана, где были обнаружены древние свитки, написанные 2000 лет назад. Некоторые свитки Мертвого моря на 1000 лет старше самой древней Библии, сохранившейся до наших дней. Так ли это?

Сейчас эти загадочные свитки являются национальным достоянием Израиля. Датированы они І столетием до н. э. Свитки были случайно обнаружены в 1947 г. мальчиком-бедуином, который разыскивал пропавшую козу. Кидая камни в одну из пещер в надежде вспугнуть животное, он услыхал треск. Любопытство победило страх, и в сумраке он увидал древние глиняные сосуды, один из которых рассыпался после того как камень попал в него.


В сосудах, тщательно завернутые в полосы льняной ткани, находились свитки кожи и папируса, испещренные письменами. После продолжительных перипетий уникальные манускрипты оказались в руках специалистов. В последствии было исследовано около 200 пещер в этом районе, в 11 из них были найдены подобные свитки. Неподалеку были расположены и руины древнего поселения. С 1947 г. тут проводятся бесконечные исследования и раскопки. Обнаруженные свитки Мертвого моря поставили научную общественность перед таким числом загадок, решить которые, как видно, будет не по силам нескольким поколениям ученых.

Что же представляют из себя легендарные свитки Мертвого моря? Эти рукописи рассказывают об исторических событиях времен Второго Храма (520 г. до н. э. – 70 г. н. э.). Там в особенности интересен период от ІІ столетия до н. э. до 70 года н. э. – времени развития и установления монотеистической религии.

Свитки Мертвого моря содержат довольно разнообразные тексты. Сюда вошли тексты всех канонических книг Ветхого Завета (при этом некоторые из них отличаются от известных), несколько неканонических еврейских списков. В 7-ми самых ранних фрагментах рассказывается о зарождении иудаизма и христианства.

Особенное внимание исследователей привлекли документы общин, обитавших в этом районе. Кроме этого, был найден знаменитый Медный свиток, который содержит списки спрятанных сокровищ (тайна, будоражащая умы по сей день). Самый большой экспонат написан старым ивритским шрифтом, имеющим общие корни с пиктографическим алфавитом. Остальная часть манускриптов была написана более поздним, ассирийским, начертанием иврита и арамейским.

Откуда же могла взяться в Кумранских пещерах эта удивительная библиотека? Кто и почему оставил свитки под охраной угрюмых пещерных сводов? Ответ на этот вопрос исследователи попытались найти в руинах, находящихся между известняковыми скалами и прибрежной полосой. Говорится о комплексе сооружений 80 x 100 м, имеющих значительную высоту. Недалеко были обнаружены остатки захоронений. В одном из внутренних помещений здания найдены столы из гипса с низкими скамьями и чернильницы; в некоторых из них сохранились остатки чернил.

Ученые предположили, что это место стало пристанищем секты эссенов (ессеев), о которой упоминается в древних историках. Эссены, ушедшие в пустыню, вели отшельнический образ жизни на протяжении двух столетий. Себя в текстах они именовали иудеями, что соответствует третьей ветви иудаизма (Эссен), упоминаемой историком Флавием. Сектанты считали себя истинно верующими, а всех остальных – погрязшими в лжевере и пороках. Они готовились к последней битве сил Света и Тьмы под предводительством Учителя праведности.

Открытие свитков Мертвого моря вызвало множество споров среди специалистов. Сразу выделилась группа скептиков, сомневавшихся как в древности, так и в подлинности манускриптов. Их сложно обвинять в повышенной недоверчивости: в 1883 г. иерусалимский торговец антиквариатом Моисей Шапиро также объявил об открытии древнего текста Второзакония. (Эти 15 полосок кожи вызвали фурор в Европе и были выставлены в Британском музее. Но поздней ведущие европейские ученые пришли к заключению о том, что тексты являются грубой подделкой.)

Некоторые из ученых утверждают, что тексты не могут быть древними. Они аргументируют свое мнение тем, что, за исключением папируса Нэша, содержащего молитвы «шема», и 10 заповедей на древнееврейском, библейские тексты были известны только по спискам ІХ столетия н. э. А в этом случае слишком велика угроза подделок, потому как сличить тексты с более ранними рукописями не представляется возможным.

Но радиоуглеродный метод исследования ткани, в которую были завернуты свитки, в целом подтвердил древность находки и указывает на период между 167 г. до н. э. и 237 г. н. э. На сегодняшний день мнение ученых относительно датировки манускриптов из пещер Кумрана подкреплено также историческими, лингвистическими и палеографическими данными. Установлено, что некоторые тексты написаны незадолго до разрушения Кумрана римскими легионерами в 68 году н. э.

По поводу происхождения текстов споры, как видно, утихнут весьма не скоро. Впрочем, можно выделить 4 основных группы мнений:

Свитки созданы членами общины Кумрана;

Коллекция не имела никакого отношения к эссенам и являлась частью библиотеки гарнизона;

Свитки Мертвого моря являются записями предшественников или даже последователей Христа;

Эти тексты – остатки библиотеки Соломонова Храма.

Особенное значение имели найденные незначительные расхождения с принятым текстом Библии: они подтверждают достоверность поздних иудейских рукописей. Впервые научный мир получил уникальную возможность оценить соотношение Септуагинты (греческого варианта Библии) и древнего Масоретского текста.

До открытия свитков Мертвого моря все разночтения, которые существуют в обоих вариантах, считали результатом ошибки писцов или намеренными искажениями текста-основы. Но после тщательного анализа текстов выяснили, что в древности существовало несколько вариантов священного письма, которых придерживались различные школы книжников. От этих школ и ведут, как видно, свое происхождение наиболее древние из известных библейских текстов.

Свитки Мертвого моря помогли уточнить ряд неясных мест в Новом Завете и доказали, что древнееврейский язык во времена земной жизни Христа не был мертвым языком. Любопытно, что в свитках не упоминаются события, которые последовали за взятием Иерусалима. Объяснение напрашивается само собой: свитки являются остатками библиотеки Иерусалимского храма, спасенными от римлян неким священником.

При раскопках обнаружили, что здание брали штурмом. В пепле обнаружена монета, говорящая о присутствии в нем воинов Десятого легиона. Как видно, обитателей Кумрана предупредили о возможном нападении и они укрыли библиотеку в окрестных пещерах. Судя по тому, что тексты пролежали в них вплоть до XX столетия, забрать их после штурма монастыря было уже некому…

Гипотеза, связывающая появление манускриптов с разрушением Иерусалима, подтверждается содержанием Медного свитка. Он представляет из себя три пластины меди, скрепленных заклепками. Прямоугольная полоса с начеканенным текстом имеет длину почти 2,5 м. и ширину 40 см. Свиток написан на разговорном иврите и содержит больше 3 000 знаков. Однако чтобы нанести один знак, надо сделать 10 000 ударов чеканом!

Почему для письма использовали столь необычный материал? Вероятно, было чрезвычайно важным, чтобы содержание его сохранилось. И в действительности, Медный свиток представляет собой инвентарный список, в котором перечислены содержание и места захоронения кладов.

Манускрипт утверждает, что количество золота и серебра, закопанное на территории Израиля, Иордании и Сирии, составляет от 140 до 200 тонн! Возможно, говорится о сокровищах Иерусалимского храма, зарытых до того, как захватчики ворвались в город. Однако многие из экспертов утверждают: такого количества драгоценных металлов в то время не было не то что в Иудее, но и во всем цивилизованном мире. В особенности подчеркивалось, что ни один из кладов не был найден. Но ведь могли существовать и копии документа. Может быть, такой список оказался в руках искателей сокровищ гораздо раньше…

Само наличие свитка в коллекции подтверждает, что часть рукописей в действительности попала сюда из Иерусалима на последнем этапе Иудейской войны. Многочисленные споры вызвал свиток, который назван «Война Сынов Света с Сынами Тьмы». Мистический характер его содержания входит в противоречие с реалистическими деталями текста. Появляется ощущение, словно описывается национально-освободительная война. Не об Иудейской ли войне говорится в свитке? Этот текст – стратегический план кампании против римлян и их союзников. При этом складывается впечатление, что, если бы иудеи смогли действовать в соответствии с ним, исход войны был бы другим.

Используя древние тексты, некоторые из исследователей попытались связать становление христианской церкви с возрождением Кумранского монастыря между 4 г. до н. э. и 68 г. н. э. Тем более, что среди документов общины исследователями были обнаружены гороскопы Предтечи и Иисуса. Параллель, проводимая специалистами между поселением в Кумране и жизнью этих библейских персонажей, в действительности интересна.

Иоанн Креститель удалился в Иудейскую пустыню близ устья реки Иордан. Следует обратить внимание: это место удалено от Кумрана меньше чем на 16 км! Предположительно, Иоанн был связан с ессеями или даже принадлежал к их среде. Известно, что ессеи часто брали на воспитание детей, а о юности Предтечи ничего не известно, кроме того, что он был «в пустынях». А ведь именно так называли кумраниты свои поселения! «Я – глас вопиющего в пустыне», – говорил о себе Креститель, дословно повторяя их лозунг.

Но со временем Иоанн должен был порвать с изоляцией общества кумранитов; каждодневные же священные омовения он превратил в «крещение покаяния», совершаемое только один раз. На место проповеди Иоанна пришел просить о крещении Иисус Христос. Креститель сразу узнал Его, хотя ранее никогда не видел. Ессеи отличали друг друга по белым льняным одеждам…

Любопытно, что Евангелие тоже обходит молчанием почти 20 лет жизни самого Христа. После упоминаний о 12-ти летнем отроке перед нами появляется уже зрелый мужчина. Он поражает своей эрудицией, цитирует священные тексты и с легкостью одерживает победу в спорах с фарисеями и книжниками. Где же мог постичь все это сын простого плотника?

Семейные ессеи составляли низы общины. Они занимались, обычно, плотницким или ткацким ремеслом. Предположительно, отец Христа Иосиф (плотник!) был ессеем низшей ступени. Евангелист Матфей называет Иосифа «праведником» – именно так именовали в те времена кумранцев. Может быть, Иисус после смерти отца отправился в учение к Посвященным. Возможно, там он и провел годы, «выпавшие» из Священного Писания.

Н.Рерих предположил, что Христос недолго пробыл в общине. Он быстро усвоил мудрость ессеев (которые, по одной из версий, были потомками египетских жрецов-врачевателей) и был отправлен в Тибет. В древних монастырях Индии, Персии и Гималаев, по утверждению Рериха, находятся документы, которые подтверждают пребывание здесь Иисуса. В частности, есть сведения о человеке по имени Исса, пришедшем из Израиля и воскресшем после распятия на кресте…

Христос возвратился на родину в 30 лет – в то время, когда у человека открываются чакры и он может заниматься врачеванием. Что касается исцелений, Иисус вел себя как внимательный врач, но отнюдь не всемогущий человек. Многих он не вылечивал с первого раза, перед некоторыми недугами вовсе отступал, советуя молиться и поститься.

Как видно, он в совершенстве владел медицинскими секретами ессеев, так что мог в нужный момент позаботиться и о себе. Римские источники сообщают, что Иисус скончался на кресте спустя 6–7 часов, хотя как правило распятые умирали на третий день. Его сняли с креста и отнесли в пещеру. Через день тело исчезло. В пещере находился только юноша в белых одеждах, который сообщил о чудесном воскрешении.

Египетские манускрипты сохранили множество такого рода историй. Посвященные добровольно уходили из жизни, завещая ученикам воскресить их. Возможно, одним из «реаниматологов» Христа был таинственный юноша в белом.

Христос говорил с учениками, явно ссылаясь на пророчества, в которых говорится о делах будущего Мессии. Но он упоминал, что «мертвые воскресают», – этого в пророчестве нет. Разрешает недоумение текст кумранских свитков, в котором указано на «воскрешение мертвых» как на одно из дел Мессии.

Так не был ли сам Христос тем Учителем, о котором говорится в древних манускриптах? Однако анализ выявил большие расхождения в описании обеих личностей. Да и рукописи создавались по крайней мере за 100 лет до рождения Мессии из Назарета.

Итак, сейчас научный мир убежден в том, что капризное животное мальчика-бедуина стало причиной находки старейшей из известных Библий. Свитки на самом деле на 1000 лет старше сохранившихся еврейских манускриптов, используемых как основа всех современных Ветхих Заветов.

Любопытно, что в Масоретском тексте (900 год н. э.) содержался намек на сокровища Соломонова Храма, спрятанные в 70 г. н. э. (вспомним Медный свиток!). Во всех Библиях Второзаконие говорит о «страхе» или «благоговении» пред Богом, но свитки Мертвого моря говорят вместо этого о «любви»… Но, как выражаются исследователи: «11-й заповеди в свитках нет». Изменения, подсказываемые свитками Мертвого моря, не ставят под сомнение основные верования.

Интерес к Свиткам Мертвого моря возник у меня случайно, когда я посмотрел очередное невнятное творение от Discovery. Ничего не поняв, я решил поподробнее разобраться с этим вопросом. И то, что я прочел, очень сильно меня впечатлило. Попробую вкратце, простым языком, описать ситуацию вокруг кумранских рукописей, а также о невероятных выводах, которые напрашиваются при изучении этих документов. В обзоре я опираюсь в основном на книгу Майкла Бейджента и Ричарда Ли "Свитки Мертвого моря" (М.: Эксмо, 2007). В большей степени мой опус - это краткий пересказ книги. Поэтому многие моменты, касаемые доказательств предполагаемых теорий мною опущены - о них можно прочесть самостоятельно, как в упомянутой книге, так и в других источниках на эту тему.
Статью рекомендую к прочтению только тем, кто хотя бы раз листал Библию и знаком с ее основными героями. Православным и прочим верующим читать с осторожностью и под присмотром духовных лиц - иначе можно нечаянно утратить веру и стать безнравственным безморальным атеистом-отщепенцем.

1. О самих свитках.

В 1947 году в Палестине малолетним бедуином были обнаружены пещеры, а в них какие-то старинные кувшины с не менее старинными документами. Естественно, находка вызвала бешеный ажиотаж, и прежде чем ученые получили доступ к этим свиткам, произошло множество детективных историй, связанных с оборотом находок на черном рынке артефактов. Об этом можно почитать отдельно в книгах и статьях, повествующих: кто и как разыскивал эти рукописи. Довольно интересно, кстати.
Но со временем большинство документов оказалось в руках группы ученых, которые называют себя Международной группой по изучению свитков Мертвого моря. И вот уже более 60 лет документы изучаются этой самой группой.
Как выяснилось, ученые, входящие в международную группу, не являются мировыми светилами археологии или истории, но зато имеют прямое отношение к католической церкви. А именно - к ордену доминиканцев. Это, кстати, тот самый ревностный орден, чья задача отстаивать веру любыми способами (недаром их название переводится, как "псы господни"). Далее для простоты и удобства я буду называть ученых международной группы - доминиканцами.
Более того, указанная международная группа связана с так называемой Конгрегацией по вопросам вероучения, созданной при католической церкви в Ватикане. Забавно, но до 1965 года эта Конгрегация называлась Святой Палатой, а еще раньше - до 1542 года - название организации было очень известным - Святая Инквизиция.

Казалось бы, почему свитки, которые содержат в себе религиозные сведения, не изучать церковным ученым? Ведь они грамотные специалисты в библеистике и прочих божественных дисциплинах. Но как показала практика, вот уже 60 лет тексты свитков до конца не опубликованы. Кроме того, международная группа никого не подпускает к свиткам, а те независимые ученые, которые пытаются получить к ним доступ, жестко высмеиваются, как дилетанты, и даже порой преследуются. Сами доминиканцы утверждают, что перевод - очень трудоемкое занятие и требует времени и сил. Но уже прошло более полувека. И ныне вся сложившаяся ситуация вызывает очень сильные подозрения, что с этими свитками и учеными, в чьих руках свитки находятся, дело нечисто.

Свитки Мертвого моря представляют собой копии ветхозаветных текстов, которые кто-то и зачем-то спрятал в пещерах недалеко от местечка Кумран, где находится древнее поселение. Однако кроме ветхозаветных текстов существует еще ряд рукописей, из которых мы узнаем о жизни и деятельности тех, кто, по-видимому, жил в Кумране. Так, к примеру, среди рукописей попались Устав Общины, различные толкования религиозных текстов, а также так называемый Медный свиток, в котором указано местонахождение тайников с сокровищами.

Официальное заявление международной группы (тех самых доминиканцев) таково: свитки принадлежат небольшой мирной секте евреев, которые жили в Кумране примерно 150 лет до н.э. Жили себе, никого не трогали, совершали обряды и водили дружбу с римлянами. Потом они чего-то не поделили с римскими легионерами и бросили Кумран. Католические ученые, ссылаясь на известного историка-современника Христа Флавия, предположили, что эта секта называлась "сектой ессеев". В самом деле, об этой секте упоминается во многих источниках того времени.

2. Опасность датировки.

И все бы хорошо, но в текстах свитков есть такие места, которые заставляют содрогнуться любого мало-мальски знакомого с Библией. Некоторые фразы чуть ли не дословно процитированы в главной книге христиан. Возникает вопрос: разве такое может быть?
Исследователи-доминиканцы очень осторожно обходят стороной эти факты и заявляют, что никаких совпадений нет, более того, обнаружено, что они специально переводят некоторые слова из свитков не так, как они есть на самом деле, тем самым вуалируя сходство библейских и кумранских текстов.
Потихоньку становится понятно, почему нам не показывают свитки так долго, и почему доминиканцы никого не пускают к изучению свитков.

Цитирую по книге: С момента открытия свитков Мертвого моря воображение многих будоражит один и тот же вопрос, вызывающий смятение, беспокойство и даже раздражение. Не могут ли эти тексты, которые так близки к «первоисточнику» и которые (в отличие от текстов Нового Завета) никогда не были изданы и не пользовались широкой известностью, пролить существенно новый свет на истоки христианства, на так называемую «раннюю» церковь в Иерусалиме и, возможно, на личность Самого Иисуса? Не содержат ли они чего-либо скандального, способного бросить вызов и даже опровергнуть сложившиеся церковные традиции?

Вот в чем дело. Свитки могут содержать что-то, что может здорово подорвать привычный взгляд на христианство. Попробуем разобраться.
Главная претензия ученого мира к Международной группе - это вопрос датировки свитков. Уж слишком много фактов, говорящих о том, что рукописи писались в период плюс-минус 50 лет от рождества Христова.
И если будет доказано, что рукописи написаны до или после рождения Иисуса, христианский мир ожидает два варианта неприятностей.

Вариант 1 . Если рукописи созданы до рождения Христа.
Согласно упрощенной концепции христиан, жили-были глупые евреи, которые чтили свой глупый закон, соблюдали сложные ритуалы и ждали мессию. И внезапно на землю явился сам бог и начал бурную деятельность, результатом которой стало не только спасение человечества, но и запись его слов в таком сакральном литературном памятнике, как Библия. То есть, всё, что сказано в Библии придумали отнюдь не евреи, а записано со слов самого бога, который в пух и прах раскритиковал образ жизни и веру евреев, в частности заявив, что их религия устарела и была всего лишь подготовкой к истинному Новому Завету.
И тут на тебе - в документах Кумрана мы встречаем предпосылки новой религии. Причем документы принадлежат какой-то секте евреев. Неужели христианство имеет корни в религиозной системе ненавистных евреев, да к тому же сектантов? Было бы неприятно. Между прочим, члены Международной группы (доминиканцы) откровенно признавались в антисемитизме, а их глава Отец де Во открыто заявил о недопустимости евреев к изучению свитков. Уж он то понимал, что евреи были бы очень рады узнать о таком открытии.

Вариант 2 . Если рукописи написаны после рождества Христа.
Абсолютно точно доказано, что Кумран опустел примерно в 60-70х годах н.э. во время Иудейской войны, апогеем которой была осада римлянами крепости Массада в 50 км от Кумрана. Очень вероятно, что жители Кумрана отправились защищать крепость и там погибли. Перед этим рукописи были надежно спрятаны в пещерах неподалеку. Известно, что случилось в Массаде в 74 г. н.э.: когда защитники крепости поняли, что римляне вот-вот ворвутся, они совершили акт массового самоубийства

Мужчины предавали смерти своих жен и детей. Затем были отобраны десять воинов, которым было приказано убивать своих соратников. Когда были убиты все, оставшиеся десятеро решили бросить жребий, чтобы определить воина, которому предстояло умертвить девятерых уцелевших. Тот зарубил своих товарищей, поджег уцелевшие строения в крепости и покончил с собой. В общей сложности было убито 1000 мужчин, женщин и детей. И когда на следующее утро римляне, пробившись через ворота, ворвались в крепость, они обнаружили только трупы, лежавшие среди дымящихся развалин.

Надо полагать, что никто из защитников не вернулся в Кумран, и документы пылились в пещерах почти 2000 лет.

Итак, если документы датировать после рождения Христа, то это значит, что они были написаны при жизни Иисуса или в ближайшие 30 лет после его гибели. Но в текстах нет ни одного упоминания о великих событиях, происходящих в 30-е годы. Нет ни слова о чем-то божественном, нет никаких намеков на чудеса.
В документах, описывающих жизнь общины, есть место, в котором рассказывается о конфликте некоего Доброго Праведника с Лжецом-Предателем и Нечестивым Священником (о них ниже). Но даже этот Добрый Праведник не называет себя богом, и никто его таковым не считает. Да и сам Добрый Праведник - по-видимому, член общины, если не лидер.
И еще самое любопытное: члены общины называют друг друга "сынами божьими". Это как у нас люди называют друг друга товарищами, или господами, или гражданинами. А ведь христианство утверждает, что только одно существо могло назвать и называло себя сыном божьим. Все остальные - рабы.

Можно возразить, что секта располагалась в уединенном месте и просто могла не знать, о том, какие чудеса происходят в Иерусалиме. Ну что возьмешь с сумасшедших отшельников? Однако факты показывают, что сектанты совсем не являлись отшельниками. Например, упомянутый выше Медный Свиток содержит перечень сокровищ, которые, по-видимому, находились в Иерусалимском Храме - священном для евреев месте. По подсчетам в свитке описано сокровищ на 25 тонн золота и 65 тонн серебра. Такие ценности могли быть только в Храме. И так как в свитке указаны потайные места, где спрятаны золото и серебро, то становится понятно, что сокровища были укрыты евреями после того, как в 66 г. н. э. во время восстания в Иерусалиме римляне разрушили Храм. Вопрос о датировке Медного Свитка вообще можно было бы снять. Однако доминиканцы неубедительно пытаются доказать, что текст Медного Свитка либо фантазия ессеев, либо отчет о других сокровищах - мало ли какие богатства были у древних евреев.
И все-таки возникает вопрос, откуда у мирной малочисленной секты сведения о сокровищах Храма. Не похоже, что члены общины ничего не знали о событиях в стране и Иерусалиме. Кроме Медного свитка на политизированность общины и ее активное участие в событиях того времени указывает ряд других фактов, о которых можно прочесть в соответствующих исследованиях.

Таким образом, датировка свитков бросает огромную тень на истоки христианства. Но если бы проблема была только в этом…

3. Религиозные фундаменталисты.

Уже давно в научных кругах, где библию изучают беспристрастно и скрупулезно, ходит теория, что истоки христианства нужно искать во взглядах и обычаях другой еврейской секты, которые известны нам, как зилоты. Даже библия однозначно указывает нам, что среди апостолов был Симон Зилот. А прозвище "Искариот" может означать совсем не "из города Кариот", а быть образованным от слова "сикарий" (кинжальщик) - у современных исследователей той эпохи есть большое подозрение, что группировка сикарев - те же самые зилоты.
Кстати, в кумранских свитках мы видим, что члены общины называют себя "хранителями света", что по-еврейски произносится, как "ноцрей га-брит ". Насколько я понимаю, эти слова в греческой транскрипции звучат, как "назорей ". Арабы называют христиан "назрани ". А Иисус Христос упоминается в Библии, как Иисус Назаретянин; это по мнению церковников означает, что он из города Назарет. Однако есть археологические подтверждения, что на момент рождения Христа город Назарет вообще еще не был построен. А Иисус Назорей означает совсем другое - Иисус-Ноцри . Иисус из общины хранителей света.

Итак, у ученых изучающих Кумран и его свитки есть весомые основания полагать, что эти самые назореи и есть зилоты. И Кумран отнюдь не тихое местечко, навроде старого монастыря, а самая настоящая крепость, штаб-квартира сектантов.

Вообще, о зилотах мы знаем из трудов историков того времени (например Флавия). Они представлены, как довольно агрессивная, ревнивая группа евврев, отстаивающая чистоту своей веры методами вплоть до терроризма.
И действительно в Свитках Мертвого Моря приводится подробное описание служения Закону и наказание за отступление от него. Позиция евреев-зилотов была такова: святая земля находится под властью римлян, первосвященники Храма - продажны и лживы. Римляне заставляют иудеев признать своего императора Богом, что для благочестивого еврея страшнейший грех (не сотвори себе кумира). Поэтому верующие евреи уходят в подполье, и постепенно формируется мощное движение против римских оккупантов и их прислужников, пик которого пришелся на начало иудейской войны (первая половина 1в. н. э.). Движение это носило воинствующий, националистический, революционный, кненофобский и мессианистический характер (цит. по книге). Да, надо сказать, что в историческом контексте зилоты были совсем даже не сектой, а реальным военно-политическим движением.

И вот кумранские рукописи позволяют нам утверждать, что те самые зилоты прятались в Кумране, где было сердце их движения, где хранились важные сведения, в том числе о припрятанных сокровищах Храма, и откуда зилоты ушли на свой последний бой в крепость Массада, оставив рукописи на хранение времени.

Члены международной группы поначалу пытались высмеивать предположение о том, что кумранская община представляла собой тайный штаб зилотов, но со временем даже сами доминиканцы стали соглашаться, что теория о зилотах более похожа на правду, чем байки о миролюбивых ессеях.

Те факты, что зилоты сидели в Кумране, а в их документах много общего с Библией наводит нас на еще более шокирующие выводы.

4.Апостол Павел.

Далее я буду описывать теорию возникновения христианства, которую предложил исследователь свитков доктор Эйзенман на основании детального сравнения текстов Библии и рукописей. Я опускаю все доказательства его теории, так как хочется существенно ограничить статью. Всем желающим проверить выводы ученого, советую обратиться как к его книгам, так и той книге, краткий пересказ которой я произвожу. Только выводы.

Итак, изучив то, что написано в рукописях, исследователям очень захотелось узнать, кто же такие ключевые фигуры, упомянутые в свитках. И дальнейшее исследование и размышления заставило обратить внимание ученых на менее известную часть Библии, как "деяния апостолов" и "письма апостола Павла". Деяния написаны в период с 60 по 80 гг. 1 в. н. э. И это означает, что рукописи созданы либо в это же время либо раньше.
Удивительно, но многие фразы из свитков звучат в устах главного героя Деяний, и это означает одно - апостол Павел был знаком с уставом общины. Более того возникает некоторая странность: хоть Павел и цитирует фразы из кумранских текстов, но он вкладывает в них другой смысл, и иногда совсем его искажает. Почему такое может быть - я напишу ниже.

Напомню историю апостола Павла. Он не был апостолом в прямом смысле этого слова. То есть в число 12-ти он не входил. Неизвестно, видел ли он вообще Христа, однако это не мешало ему проповедовать христианские идеи.
Однако до своего уверования в Иисуса Павел был известен под своим настоящим именем - Савл из Тарса. Он был иудеем, причем с римским гражданством. Весьма образованным, разбирался в языческих религиях и имел неплохие способности оратора. А в те годы он занимался тем, что преследовал сектантов. То есть работал на иудейских священников, настроенных дружелюбно к власти римлян. В его задачу как раз входили поиск и уничтожение членов так называемой "ранней церкви" - организации, которая впоследствии стала всемирно известной христианской церковью.
Ясно, что эта "ранняя церковь" не отличалась миролюбием, иначе бы зачем Павлу приспичило идти в Дамаск с вооруженной охраной. Из Деяний складывается впечатление, что ранняя церковь частенько прибегала к терроризму.
В пути у Савла случилось видение - к нему явился Иисус, спросил, зачем Савл его преследует, а потом, когда Савл расстроился, Иисус приказал Савлу идти в одно место, где его будут ждать люди.
Таким образом, Савл попал к своим бывшим врагам и стал членом "ранней церкви". Он взял себе имя Павел, что значит, "меньший" и стал всем доказывать, что он уверовал и вообще горит желанием проповедовать.

Читатель, наверное, уже догадался самостоятельно, что та самая "ранняя церковь" и секта зилотов имеют невероятно много общего. Обе находились в подполье и жестоко преследовались властями, обе требовали соблюдение заповедей веры, да и апостол Павел в своих проповедях говорит фразами из устава Кумранской общины.
Однако надо иметь в виду принципиальное различие в религиозных доктринах зилотов и христиан. Опять же грубо говоря, зилоты, как ревнители веры, считали, что условием спасения правоверного еврея должно быть соблюдение закона предков. Закона Моисея. Чти закон и строго следуй ему, и тогда попадешь на Небеса.
У христиан позиция принципиально иная: веруй во Христа и тогда спасешься. Главное - вера.
Снова вопрос: если Павел был зилотом, то почему так различается его учение от учения зилотов? Более того, во второй части Деяний мы читаем, что Павел имел серьезные конфликты с "ранней церковью". Не по вопросам ли вероучения происходил этот конфликт?

5. Добрый Праведник и Лжец.

А разгадка может быть вот в чем. В Деянии Апостолов главный герой - Павел-Савл, все действие происходит вокруг него, а иногда повествование идет даже от первого лица. Следует понимать, что оценка всех событий в Деяниях проводится с точки зрения апостола. То есть мы имеем христианство глазами Павла, и считается, что это правильное христианство.
Но для объективности нам бы не помешал еще какой-нибудь взгляд на происходящее. И такой взгляд нам дают как раз Свитки Мертвого Моря.
Это взгляд на события 1 в. н. э. глазами зилотов, членов кумранской общины. Согласно Деяниям, ту самую раннюю церковь возглавлял никто иной, как Иаков, брат Иисуса Христа. Достоверно неизвестно, был ли он в самом деле его кровным братом. Есть версии, что он был братом двоюродным, или сводным братом от первого брака отца, или братом в смысле отношений между членами общины. Ясно только одно, что в отличие от Павла Иаков в реальности хорошо знал Ииусуса.
Другими словами, в Деяниях Павел всегда выступает в роли «героя», и всякий, кто противостоит ему, будь то другие авторитетные апостолы или даже сам Иаков, автоматически предстают врагами и злодеями.

Что же там, черт побери, произошло?

Итак, Иаков был главой или заметным членом движения зилотов. Об этом свидетельствуют текст не только самих Деяний, но и других исторических книг, вроде Климентин или трудов Евсевия Кесарийского. У того же Евсевия, например, Иаков показан нам как очень праведная личность. И есть серьезные основания полагать, что тот самый Добрый Праведник, упоминаемый в кумранских свитках есть никто иной, как Иаков.
Тогда кто же такой Лжец или Предатель, описанный в рукописях? Во втором послании к коринфянам (2 Кор. 11, 3—4) Павел прямо заявляет, что члены Иерусалимской общины проповедуют «другого Иисуса ». Что значит другого Иисуса? В чем были расхождения межлу Павлом и зилотами в отношении личности Христа?

Цитирую отрывок из книги: … необходимо подчеркнуть, что Павел, по сути дела, стал первым «христианским» еретиком и что его учение, ставшее впоследствии богословским фундаментом для позднейшего христианства, представляет собой явное и несомненное уклонение от «первоначального», или «чистого», учения, которого придерживались лидеры общины… Иисус, строго придерживавшийся иудейского Закона, наверняка счел бы крайним богохульством создание культа и почитание любого смертного человека, включая его самого. Он со всей очевидностью говорит об этом в Евангелии, повелевая своим ученикам, последователям и слушателям почитать одного только Бога.

Павел же, напротив, как бы отодвигает Бога на второй план и впервые устанавливает почитание самого Иисуса, причем Иисус становится иудейским аналогом Адониса, Аттиса, Таммуза и прочих умирающих и воскресающих божеств, которые были столь популярны на Среднем Востоке в ту эпоху. Чтобы иметь шансы соперничать с этими богами, Иисус должен был соответствовать представлениям о них, что называется, слово в слово, чудо в чудо. Именно в этот период с биографией Иисуса начали ассоциироваться многие чудесные моменты, в том числе и, по всей видимости, Его чудесное рождение от Девы и воскресение из мертвых. Эти детали, естественно, представляют собой изобретения самого Павла, диаметрально противоположные «чистому» учению, проповедниками которого выступали Иаков, брат Господень, и прочие члены Иерусалимской общины. Таким образом, неудивительно, что Иаков и его единомышленники были крайне удивлены, узнав, что именно проповедует Павел.

Говоря кратко, Павел, которого отправили миссионерствовать (в смысле вербовать новых членов-зилотов), начал нести "отсебятину". Павел был неплохим оратором и замечательно разбирался в мифологиях окрестных государств (все-таки должность сектоборца этому обязывала). Павел понимал, что хочет слышать толпа, религиозная пропаганда - древнее изобретение. И он для завлечения неофитов начал приписывать Иисусу Христу разного рода чудеса, а потом и вообще возвел его в ранг Бога. Разумеется, народ внимал ему, открыв рот.
Члены общины, для которых такие речи были грубым нарушением устава и закона, были, мягко говоря, шокированы. И даже попытались устроить покушение на Павла, что, между прочим, описано в Деяниях.

Логично, что члены общины вполне могли объявить Павла лжецом и предателем. Это и нашло отражение в кумранских хрониках.
Таким образом, «христианство», которое впоследствии будут связывать прежде всего с именем Павла, порвало со своими корнями и стало проповедовать не личность Самого Иисуса, а образ Иисуса в представлении Павла.

Вот такие выводы получаются из внимательного изучения кумранских рукописей. Ясное дело, что доминиканцы не могут позволить такой трактовки событий Нового Завета. Скорее всего, они действительно считают, что такого быть ну никак не может, ибо вера слепа, и любые факты, не вписывающиеся в убеждения, жестко игнорируются верующими. Возможно, члены международной группы без задней мысли подгоняют свои теории под веру. Но факт остается фактом - доступ к свиткам ими ограничен.

6. Спецслужбы времен Христа.

У известного палеонтолога и писателя Кирилла Еськова есть замечательное произведение "Евангелие от Афрания", которое я советую прочитать всем, кто интересуется альтернативными версиями библейских событий. Суть его произведения в толковании евангельских фактов без противоречий. В итоге Еськов выводит гениальную версию о том, что Иисус Христос оказался жертвой политических игр римлян, Синедриона и террористов-сикариев. По сюжету книги римские спецслужбы пытались насадить в Иудее новую бескровную миролюбивую религию, для чего в группу странствующего проповедника был внедрен спецагент Иуда Искариот, который, будучи казначеем, мог получать финансовую поддержку от заказчиков. Но в итоге Иуда от жадности провалил операцию и случилось то, что случилось - Христос стал ключевой фигурой в шахматной игре политиков.
Самое интересное, что Деяния и апостол Павел в свете кумранских рукописей становится весьма подозрительной фигурой. У авторов исследования на страницах книги мелькает любопытная версия о том, что Павел мог оказаться таким же спецагентом римлян, и посадить семя раздора среди евреев у него удалось гораздо успешнее, чем у Иисуса Христа. К тому же в Деяниях мы находим немало моментов, когда римляне оказывают Павлу покровительство. А в конце Деяний Павел вообще уплывает в Рим.

Однако существует и другая, не менее неожиданная и удивительная возможность. Запутанные и загадочные волнения в Иерусалиме, вмешательство — в самый последний момент — римских легионеров, отправка Павла под массированной охраной из города, его, мягко говоря, привилегированные условия проживания в Кесарии, его таинственное и странное исчезновение со страниц истории…

На этом я заканчиваю обзор. Остается самый главный вопрос. А как же Иисус? Тут по-прежнему нет ответов. Кто был этот человек, о котором написано множество евангелий, но нет никаких действительных документальных свидетельств (подробнее об этом см. Иисус Христос в документах истории . -СПб., 2001 под ред. Б. Г. Деревенского). Да и в конце концов, это совсем другая история.

Свитки Мертвого моря (DSS) - это коллекция свитков, найденных в пустыне к востоку от Иерусалима на берегу Мертвого моря. Они представляют собой крупнейшие рукописные сборники текстов времен Второго Храма, найденные в районе Иудеи, область, известная своей нехваткой рукописей. Около 930 текстов были найдены в 11 пещерах на холмах, окружающих Хирбет (= руины) Кумрана. Тексты являются продуктом сообщества ессеев, которые жили в близлежащих руинах Кумрана и были составлены между 3-м веком до нашей эры и 1-го века н.э. Они значительны, потому что они проливают значительный свет на религиозный и политический мир иудаизма позднего второго храма и на текст еврейской Библии.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАНУСКРИПТОВ
DSS получила стандартную систему нумерации, показанную следующим образом:

В Нахуме есть комментарий (известный как пешера, см. Ниже). Текст пронумерован как 4Q169. Это была 169-я рукопись, найденная в пещере 4. Все рукописи следуют этой стандартизованной системе чисел. Есть несколько исключений. Например, Великий свиток Исаии, один из первых найденных манускриптов, пронумерован как 1QIsaa. Обратите внимание, что ему по-прежнему предоставляется нумерация 1Q (что означает, что она была найдена Пещера 1).

Библейские свитки

Термин «библейский» неуместен при применении к DSS, потому что «Библия», как мы ее знаем сегодня, не существовала во втором храмовом иудаизме (515 г. до н. Э. 70 г. н.э.). Вместо того, чтобы обозначать набор текстов с особым уровнем авторитета, «библейские свитки» относятся к текстам, найденным в Библии Танах / Иврит / Протестантский Ветхий Завет. Это классификация, наложенная на DSS более поздними учеными.

Среди DSS была найдена каждая книга еврейской Библии, кроме Эстер. Однако не все книги в равной степени засвидетельствованы. Пальмы (34 разных свитка), Второзаконие (30), Исаия (21) и Бытие (20) являются четырьмя наиболее распространенными библейскими свитками. У экклезистов есть только два разных свитка, и у Ездры, Немии и Хроники есть только один свиток.

Библейские свитки, найденные среди DSS, представляли собой значительную возможность изучить текст стандартной еврейской Библии, Масоретский текст. Например, версия Иеремии, найденная в Септуагинте (греческий Перевод Еврейской Библии), на одну восьмую короче, чем найденная в Масоретском тексте. Первоначально предполагалось, что Септуагинта представляет собой плохой перевод. Тем не менее, ивритские версии как более длинных, так и более коротких версий были найдены среди DSS. Вопреки утверждениям некоторых, ни одна рукопись Нового Завета не была найдена среди DSS.

Таргумим

Таргумим (множественное число тарумов) - это специальные арамейские переводы и интерпретации (тарум на иврите для перевода). Среди DSS был найден фрагментарный таргун Левит и два тарумима Иова (один, 11Q10, является одним из самых полных рукописей). Эти находки значительны, потому что они перефразировали дискуссию о том, как ранние тагрумимы были записаны. До 1947 года у нас не было доказательств тарума, записанного до Общей Эры.

Апокрифические и псевдоэпиграфические свитки

Подобно «библейской», эта классификация является анахроничной, но полезной. Он обозначает произведения, которые не были библейскими в смысле становления частью еврейской Библии и не являются уникальными для сообщества Кумран. Эта группа текстов включает в себя такие вещи, как Псалом 151, псалом, который появляется только на греческом языке до его открытия среди свитков Мертвого моря (11QPsa), еврейского апокалиптического (по апокалипсизму см. Определение на кумранских ессеях), таких как 1 Енох и Юбилей (оба из которых превосходят отдельные библейские свитки).

Пешерим (множественное число пешеров) - это специальные комментарии к различным пророческим текстам и псалмам еврейской Библии. В отличие от тарумимов, эти комментарии написаны на иврите и нацелены конкретно на сообщество Кумран и написаны на иврите.

Тематические комментарии

В то время как у пешаримов есть комментарии, эти комментарии основаны на различных текстах еврейской Библии и сосредоточены на конкретной теме или темах, особенно на конец нынешнего возраста.

Парафразы

Ряд парафраз был найден среди DSS, в основном на Торе (например, 4Q127, греческий перефразирование Исхода) и Исторические книги (например, 4Q382, парафраз королей).

Юридические свитки

В DSS было найдено несколько юридических текстов. Они являются одними из наиболее важных текстов для понимания не только Кумранского сообщества, но и еврейской юридической интерпретации периода Второго Храма в целом. Некоторые тексты (например, «Свиток храма» , а правило сообщества ) специально для сообщества Кумран. Другие предназначены не только для сектантской общины, но и для ессеев, живущих в городах и городах Иудеи (например, Дамаскский документ).

Свитки для использования в Worship

В то время как книги, такие как Псалмы, функционировали как ресурсы, используемые в поклонении, ряд оригинальных произведений, некоторые из которых были явно призваны напоминать Псалмы.

Эсхатологические свитки

Кумранские ессеи были эсхатологическим сообществом. Кратко описано, что эсхатология - это вера, а конец нынешнего возраста близок. Эсхатологические сообщества будут заказывать свои убеждения и практики. В дополнение к популярным еврейским эсхатологическим текстам, как 1 Енох и Юбилей, кумранская община произвела ряд работ относительно последних дней. Некоторые работы фокусируются на днях, заканчивающихся до конца (например, «Прокрутка войны» ). Другие обеспокоены новым возрастом, особенно с новым Иерусалимом и недавно восстановленным храмом (например, 1Q32, 2Q24, 4Q232, 4Q554).

Свитки мудрости

Ряд работ напоминает произведения канонической мудрости, такие как Псалмы и Притчи. Хотя эти работы тесно связаны с литературой мудрости, они по-прежнему эсхатологичны по своему характеру, уделяя особое внимание конечным временам и правильным действиям для сообщества.

Медный свиток (3Q15)

Этот последний свиток - загадка. Ни один ученый не уверен, что это такое, что это значит или как он функционирует в сообществе. Прежде всего, он выгравирован на меди, предполагая, что это изначально не предназначалось как свиток. Во-вторых, хотя он был найден в трех пещере, он был найден отдельно от остальных свитков, предполагая, что это может быть отдельный депозит в пещере. В-третьих, после того, как он был окончательно разворачиван и переведен, текст представлял собой карту сокровищ, написанную на иврите, но со случайными греческими буквами, размещенными по всему тексту. Джон Марко Аллегро, ученый ранних свитков, считал, что это буквальная карта сокровищ, и попытался найти то, что, по его мнению, было скрытым богатством сообщества Кумран. Однако из-за того, что ряд мест в тексте неизвестен, он не увенчался успехом. Некоторые ученые продолжают утверждать, что это все еще буквальная карта сокровищ. Другие считают, что это произведение художественной литературы. Медный свиток остается загадкой, не имеющей консенсуса относительно его интерпретации или функции в сообществе Кумран.

DISCOVERY
Открытие свитков - это сложная история, которая должна быть представлена ​​здесь очень кратко.

В конце 1946 года или в 1947 году н. Э. Три бедуина (кочевая арабская этническая группа), блуждающая по пустыне вдоль северо-западного берега Мертвого моря вдоль Вади-Кумрана, наткнулась на пещеру, содержащую десять банок. Все, кроме двух, были пусты. Один из них содержал грязь, а другой содержал то, что позже оказалось Великим пророком Исаии, книгой правил «Руководство по дисциплине» (или «Правило сообщества») и комментарием к библейской книге Аввакума. Позже четверо других свитков были найдены бедуинами. Прошло почти год, прежде чем ученый мир был осведомлен о существовании этих семи рукописей, хотя первоначальные семь остались бы в двух отдельных коллекциях до 1954 года н.э.

Когда бедуины поняли ценность рукописей, они начали расчесывать холмы вокруг Хирбет-Кумрана в поисках других пещер. Следующая пещера не была найдена до февраля 1952 года (пещера 2). Археологи нашли свою первую пещеру в марте (Cave3). Самая впечатляющая находка произошла в сентябре 1952 года, когда два археолога, следуя кончику некоторых бедуинов, раскопали пещеру 4. В пещере 4 было собрано около 100 различных рукописей. После Пещеры 4 были найдены еще семь пещер. Последняя пещера (Пещера 11) была найдена в 1956 году. Последующие попытки археологов найти больше пещер, содержащих манускрипты, но нигде не было найдено.

С пушистыми открытиями рукописей был включен ряд находок, относящихся к восстанию Бар Кохба (132-136 г. н.э.), вполне естественно, что с ним возник интерес к развалинам возле пещер. Шесть сезонов раскопок проходили в Хирбет-Кумране в период между 1951 и 1958 годами н.э.