В Пензенской области, в посёлке Победа, существует уже получившая довольно большую популярность, так называемая, «Михайловская обитель». Община «старца Алексия» (это другое название «Михайловской обители») расположена рядом с православным храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ.

Эта община НЕ имеет канонического общения с Русской Православной Церковью, хотя зачастую объявляет себя не иначе как «Истинной Православной Церковью».

В центре духовной жизни «Михайловской обители» — почитание личности «схиигумена Алексия».

«Старец» «Михайловской обители» — «схиигумен Алексий»

Михаил Иванович Шумилин (это его мирское имя) родился 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области с тяжёлым физическим недугом. Он - инвалид детства.

В течение всей жизни он не мог полноценно управлять ни руками, ни ногами, передвигался в инвалидной коляске и только с чужой помощью. А главное - речь его была нечленораздельной и неразборчивой. Поэтому, когда в 22-летнем возрасте Михаила перевезли в Пензу, его мать при нём стала «переводчиком».

Совершенно очевидно, что человека в таком физическом состоянии не могли рукоположить в священный сан, который ему приписывают члены общины.

О его постриге (якобы совершённом в 1992 году) вообще стало известно не так давно - в 2007 году из книги «По вере вашей да будет вам…». Это одна из нескольких книг, написанных о «старце Алексии». Один из авторов - «священник» Геннадий Емельянов, ранее являющийся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава».

Литература о «схиигумене Алексии»

В книге, озаглавленной евангельскими словами «По вере вашей да будет вам…», рассказывается о хиротонии «старца Алексия» в присутствии нескольких митрополитов и архимандритов, проживающих и служащих в совершенно разных местах (Тбилиси, Риге, Белгороде) и странным образом собравшихся для хиротонии Михаила Шумилина.

Также говорится о благословении почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, что является ложью. Архиепископ Серафим своего благословения не давал ни на его постриг, ни на строительство «Михайловского храма» и этой «обители».

А на самой книге стоит опять же ложное благословение правящего на тот момент архиерея - архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, которого он не давал. Более того, опроверг сам факт такого благословения. А документов на клирика Алексия (Шумилина) в Пензенской епархии нет, и никогда не было.

Помимо выше упомянутой книги, о нём написано ещё несколько книг сектантского толка с ложно подписанными благословениями: «Дорога к старцу», «Придите ко мне все труждающиеся…» и другие.

Они представляют собой воспоминания людей, которые общались со «старцем» и комментарии автора, призванные направить мысли читателя в нужное русло. Многие воспоминания писались ещё при жизни «схиигумена Алексия» и с его «собственного благословения», вопреки церковным канонам.

Идеи, изложенные в этих книгах, противоречат учению Православной Церкви. В них пропагандируется учение о том, что спасение души невозможно без старца, о том, что доказательством истинности старца являются совершённые им чудеса. А ещё - запрет о поминовении «схиигумена Алексия» как усопшего, так как он однозначно святой.

Скорее всего, сам Михаил Шумилин в силу своего недуга даже не понимал, что на самом деле вокруг него происходит. Окружающие люди использовали этого больного человека, инвалида детства, в своих корыстных целях.

Адепты этой общины распространяют по всей России этупсевдоправославную литературу. В конце книги «По вере вашей да будет вам…» даже напечатан акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Также прилагается ламинированная фотография «старца» с тропарём и кондаком на обратной стороне.

«Михайловская обитель»

«Михайловская обитель» представляет собой частное подворье, огороженное кирпичным забором. Калитка - с кодовым замком, вокруг - охрана. На куполе колокольни установлен православный крест. Частое зрелище вокруг представляет собой массу машин и паломнические автобусы.

В «обители» свои законы - своё «непереводное» время, генеральная исповедь у могилки «старца» без священника (потом нужно лишь подойти к настоятелю для разрешительной молитвы), освещение воды от «батюшкиной силы» без молебна (расставляя бутылки с водой вокруг его могилы).

Приезжающие сюда люди со всей России и ближнего зарубежья, продолжают считать себя православными и по месту жительства ходить в православный храм… А в «обитель» приезжают для «благодатного общения со старцем» и взять «песочек с могилки».

При этом «Михайловские паломники» обижаются на батюшек из своих приходских храмов, которые не допускают до Причастия тех, кто вместо положенного Правила ко Святому Причащению читает акафист «старцу»…

Как и любая секта, культ «схиигумена Алексия» носит коммерческий характер. Собираются средства на «часовню на могиле старца», «монастырь» и другие цели не только в Пензенской области, но и по всей России.

Также в посёлке Победа скупают дома, ведь здесь действует «благодать старца», в связи с чем цены неоправданно высоки - превышают реальную стоимость более, чем в десять раз.

«Обителью» руководит бывший программист Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом, и бывший милиционер Григорий Алексеев, называющий себя отцом Гавриилом. Члены общины представляются «последователями старца Алексия».

Наибольшую популярность «Михайловская обитель» приобрела в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Нижний Новгород, а также в Саратовской, Владимирской и Тульской областях. Книги о нём, изданные в Москве и Петербурге активно распространяются по епархиям.

«Михайловская обитель» не зарегистрирована органами юстиции. Представителей Пензенской епархии «михайловцы» в храм не пускают, на вопросы о том, кто благословил строительство храма, кто рукополагал клириков и служащих - отвечать отказываются…

Культ «старца Алексия» — движение сектантского и раскольнического духа, маскирующееся под православие. Члены общины были уличаемы в мошенничестве.

В последнее время в России активно распространяются книги и DVD -диски с информацией о разных людях, находившихся в бесовской прелести и в разрыве с Церковью. Их выдают за православных святых, параллельно внедряя в души людей под видом христианских вредные теории.

Периодически опасные для души книги и DVD — диски просачиваются в храмы и православные магазины. Наиболее известными являются культ Алексия Пензенского и культ Славика Чебаркульского.

Культ «старца Алексия Пензенского» — это движение сектанского и раскольнического духа, маскирующееся под православие.

Община лжестарца Алексия находится в так называемой «Михайловской обители», расположенной в пос. Победа Бессоновского района Пензенской области.

«Старец Алексий», настоящее имя которого Михаил Иванович Шумилин родился 10 ноября 1930 года. Он с детства не владел руками и ногами и не мог членораздельно говорить, т.е. был колясочником и инвалидом детства. Его нужно было с ложечки кормить, поить и умывать.

Миф о его святости и прозорливости возник благодаря его матери, которая за ним ухаживала и толковала окружающим его неразборчивую речь. Этот миф быстро подхватили и распространили и другие женщины, которые стали за ним ухаживать. Появились первые почитатели и жертвователи, доход от которых способствовал безбедному существованию матери Михаила, а потом и другим хожалкам и приживалкам.

В 1998 году о пензенском инвалиде узнал некто Александр Жуков. Он своим практическим умом понял какой большой бизнес можно сделать напочитании лжестарца и засучив рукава взялся за дело.

Сначала был распространен слух о том, что Михаил не просто почитаемый старец, а иеромонах и зовут его схиигумен Алексий. А сам Жуков — это не просто Александр, а священник РПЦ и зовут его отец Рафаил.

Затем в 2006 году почитателями лжестарца Алексия была издана книга «По вере вашей да будет вам». В настоящее время издано 6 книг, некоторые из них уже повторно. В народе пошла молва, что он святой и к могиле началось массовое паломничество.

В пос. Победа, на деньги почитателей «старца», недалеко от его могилы был приобретен земельный участок. На котором, без благословения пензенского Владыки, была построена так называемая «Михайловская обитель» с храмом и молитвенным домом.

Пензенская митрополия сделала официальное заявление по поводу «Михайловской обители», действующей в поселке Победа под видом организации православной церкви:

«Это объединение не имеет никакого отношения к Русской православной церкви Московского Патриархата и является незаконной организацией. Это объединение не имеет признания другими поместными православными церквями, а у его служителей нет канонического рукоположения. Все действия этих людей, выдаваемых за священнодействия и таинства, являются не только не действительными, но и могут принести вред вашему духовному здоровью»,- говорится в обращении РПЦ.

Подчеркивается, что знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния.

Поминовение Святейшего Патриарха и правящего пензенского архиерея за их «службами» является лишь прикрытием для православных паломников, которые во множестве устремляются к могиле «лжестарца Алексия», увлеченные народной молвой о его святости. Приехавших, после «службы» и «исповеди» на могилке, посылают на строительные и подсобные работы и используют как бесплатную рабочую силу.

По словам местной жительницы Галины М. «секта ориентирована на москвичей и жителей больших городов.

— Они приезжают сюда на 2 дня. Чем их там поят, я не знаю, но после этого они уезжают домой и продают все, что можно продать, а потом возвращаются сюда и якобы «жертвуют» все деньги на «обитель». … живут здесь около месяца, а потом покидают обитель. Дальнейшая судьба их неизвестна».

Пензенское епархиальное управление предупреждает православных «об опасности, связанной с почитанием лжестарца Алексия Пензенского, которое порождает новую секту». В официальном обращении говорится:

«Дорогие братия и сестры! Храните единство и верность Святой
Православной Церкви… Предупреждаем вас о том, что вся выпускаемая
и распространяемая литература, связанная с именем лжестарца Алексия,
не соответствует духу Православной Церкви. Еще в III веке
священномученик Киприан Карфагенский говорил: «Кому Церковь не
Мать, тому Бог не Отец».

По благословению

Архиепископа Пензенского и Кузнецкого

Филарета

Книга вторая

Придите ко мне все труждающиеся…

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………………………………………………
От составителя ………………………………………………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Жизнеописание старца схиигумена Алексия
Детство ……………………………………………………………………………………………………………….
Переезд в Пензу. Жизнь в Терновке……………………………………………………………………………
Пастырь добрый …………………………………………………………………………………………………………………
Кончина старца …………………………………………………………………………………………………………………
ГЛАВА II, Дивен Бог во Святых Своих
Воспоминания Зинаиды из Терновки………………………………………………………………………………………………………….
Воспоминания Анны из Терновки………………………………………………………………………………………………………………

"Не оскудеет рука дающего"
Рассказ иеромонаха Гавриила ……………………………………………………………………………………………………………….....
Воспоминания иеродиакона Селафиила……………………………………………………………………………………………………..

Ты наша родная
Воспоминания монахини Тавифы……………………………………………………………………………………………………………
Не отчаивайтесь о спасении.
Воспоминания монахини Симеоны…………………………………………………………………………………………………………..
Чертеж нашелся.
Из воспоминаний монахини Харитины…………………………………………………………………………………………………………
Чистейшие его пальчики.
Из воспоминаний монахини Антонии (Валентины)…………………………………………………………………………………………..
Преподобные не допустили.
Воспоминания инокини Агнии ………………………………………………………………………………………………………………….
Господь пошлет духовного отца.
Из воспоминаний инокини Палладии (Параскевы)………………………………………………………………………………………….
Как тяжело молиться за вас.
Воспоминания инокини Василиссы ………………………………………………………………………………………………………….
Задержка поезда.
Из воспоминаний инока Антония (Олега)……………………………………………………………………………………………………….
Тебя привела скорбь.
Воспоминания Людмилы из Кусы………………………………………………………………………………………………………………..
Будут болеть ноги и руки.
Воспоминания Нины из Каменки………………………………………………………………………………………………………………
Умножь Господи ее милость.
Воспоминания Тамары из Пензы…………………………………………………………………………………………………………………
Подавайте милостыню от скудости.
Воспоминания Валентины из Кургановки…………………………………………………………………………………………………..
Смирение дороже.
Воспоминания Константина из Кургановки………………………………………………………………………………………………..
Следующего года не будет.
Воспоминания Нины из Ногинска………………………………………………………………………………………………………………..
Я теперь тоже стал деревенским.
Воспоминания Игоря из Нижнего Новгорода………………………………………………………………………………………………….

Деньком ляжешь.
Рассказывает Валентина ……………………………………………………………………………………………………………………
Модные ногти.
Воспоминания Галины из Нижнего Новгорода………………………………………………………………………………………………..
Проверьте машину.
Из воспоминаний Александра…………………………………………………………………………………………………………………...
Купите хорошую машину.
Воспоминания Ольги из Петушков……………………………………………………………………………………………………………….
Ты мой сыночек.
Воспоминания Михаила из Кузнецка…………………………………………………………………………………………………………….
Не оставил и после смерти.
Воспоминания Ольги из Кузнецка………………………………………………………………………………………………………………...
На пятерочку.
Воспоминания послушника Александра……………………………………………………………………………………………………….
Да, есть Бог!
Воспоминания послушника Леонида ……………………………………………………………………………………………………………
Я тебя никогда не забуду.
Воспоминания Галины из Пензы………………………………………………………………………………………………………………..
Она "окуривала квартиру".
Воспоминания Марии из Заречного……………………………………………………………………………………………………………….
Уголок рая.
Воспоминания Алексея из Заречного…………………………………………………………………………………………………………….
Разговор со старцем.
Рассказ Лидии из Самарской области……………………………………………………………………………………………………………..

Господь видит сердце.
Воспоминания Натальи из Заречного……………………………………………………………………………………………………………
Живой труп.
Воспоминания Лидии из Каменки………………………………………………………………………………………………………………
Исцеление во сне.
Воспоминания Любови из Заречного …………………………………………………………………………………………………………..
Кольца для венчания.
Воспоминания Сергия из нос. Победа……………………………………………………………………………………………………………
Вам нужно повенчаться.
Воспоминания Алексея из Вазерок……………………………………………………………………………………………………………..
Непослушание.
Воспоминания Сергия из Иесеевки………………………………………………………………………………………………………………
Рассказ Елены из Каменки………………………………………………………………………………………………………………………..

"Устами младенца глаголет истина".
Нина из Заречного ……………………………………………………………………………………………………………………
Рассказ Елены из Заречного ……………………………………………………………………………………………………………………

Дадут ровно половину.
Рассказ Валентины из Заречного………………………………………………………………………………………………………………….
ГЛАВА III.
В память вечную будет Праведник
Случаи оказания помощи
старцем Алексием после кончины………………………………………………………………………………………..
Послесловие …………………………………………………………………………………………………..

Предисловие
Эта книга - о недавно почившем старце схиигумене Алексие, который всю жизнь провел в инвалидной коляске.
По молитвам отца Алексия происходили чудеса исцелений, решались казавшиеся неразрешенными житейские ситуации, страждущие получали духовные советы и утешение.
Сильная и непрестанная молитва делала его подлинным святым Старцем, носителем великой традиции русского старчества.
Он был прост сердцем, кроток, сам вид его источал любовь. От одного взгляда на него уже становилось светло на душе. Все лицо его светилось неземной, просветленной любовью. Эта любовь объединяла, обновляла, грела и радовала каждого, кто приближался к старцу.
От него исходила сила, привлекавшая к нему людей даже более, чем бесчисленные его чудеса.
Старец окормлял тысячи душ и брал на свои плечи все наши немощи и грехи, страдал и мучился за нас.
Побудили взяться за перо и неизменные просьбы множества людей, которые просят рассказать что-либо о батюшке, о случаях его благодатной помощи. Далеко не у каждого человека, удостоившегося в этой жизни встречи со старцем, была возможность находиться рядом с ним. Многих почитателей старца разделяют с ним тысячи километров.
Старец был не только молитвенником на земле за всех людей. Он являлся "стеной" между людьми и Богом и своим подвигом и молитвами сдерживал праведный гнев Божий.
Батюшка был светильником, который стоял пред Богом еще при жизни и сейчас предстоит пред Престолом Божиим и молится о всех, с верой к нему обращающихся.
В книге приведены случаи благодатной помощи старца и его прозорливости. С достаточной точностью приведены диалоги, из которых каждый, искренне ищущий спасения, почерпнет полезное для своей души.
Надеемся, что "знакомство" со старцем схиигуменом Алексием укрепит веру современных христиан перед грядущими трудными временами. Мы благодарны всем боголюбивым душам, коих слишком много, чтобы перечислить, без чьей помощи не удался бы наш труд. А всех читающих нашу книгу просим помолиться о ее недостойном составителе.
Иеромонах Гавриил

От составителя
Прошло шесть месяцев со дня кончины старца схиигумена Алексия. Еще при жизни старец перешагнул за незримый рубеж, отделяющий обыденность от чуда. Его молитва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека. Тяжелый крест, который он безропотно нес до конца своей жизни для многих кажется просто невероятным.
Вот почему и после его кончины почитание отца Алексия продолжает расти. К нему за помощью обращаются все новые и новые люди. На его могилку приезжают почитатели со всех уголков России.
Написание книги было благословлено самим старцем еще при его жизни. Первая книга с названием "Придите ко мне все труждающиеся..." писалась на одном дыхании и была издана спустя полтора месяца после его кончины. Тираж книги быстро разошелся. Все это время к нам поступали и продолжают поступать сведения о благодатной помощи старца, как при его жизни, так и после кончины. Многие почитатели старца удостаиваются благодатных видений и исцелений. Батюшка откликается и продолжает помогать всем, кто с верой к нему обращается.
Издание второй книги дополнено новыми рассказами о помощи старца. Для удобства читателей во II главу вошли дополнительные рассказы почитателей батюшки, не вошедшие в первую книгу. В III главе приведены случаи помощи старца после его кончины.
Надеемся, что читатели этой книги обретут еще одного молитвенника и предстателя пред Богом.
Отче Алексие, моли Бога о нас!

"Тайну цареву добро хранити,
дела же Божия открывати
славно: добро творите,
и зло не обрящет вы "
(Тов. 12, 7)
ГЛАВА 1.
Жизнеописание старца схиигумена Алексия
1. Детство
Старец схиигумен Алексий, в миру Михаил Иванович Шумилин, родился от благочестивых родителей Иоанна Григорьевича и Анны Алексеевны Шумилиных 10 ноября 1930 года. В семье после него родилось трое детей - Илья, Екатерина, Галина.
Проживала семья в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области. Жили в очень большом пятистенном доме. Семья была верующая. В доме имелась своя молельня, в которую съезжались верующие.
Сестра старца Екатерина рассказывала:
- При "раскулачивании" у родителей все отняли: и дом, и корову, и лошадку. После этого семья некоторое время жила в землянке и у бабушки в селе Пелетьме.
Село Ломовка было большое. Церковь была очень хорошая. Потом ее переделали под клуб, а затем и вовсе разрушили.
Папу забрали на войну в 1941 году. Маму заставили ходить в колхоз. Там поблажек никому не давали. Все работы приходилось выполнять. Бывало, мама нас в ясли отправит, а сама на покос идет.
Вскоре после начала войны мама получила похоронку,
что папа пропал без вести. А позднее пришло извещение с указанием, где он погиб.
У мамы на руках осталось четверо детей. Старший был Мишенька. За ним Илья 1934 года рождения, я, Екатерина, с 1938 года и младшая, Галина, 1941 года рождения. Мишенька родился с тяжелейшим физическим недугом, из-за которого его ножки никогда не касались земли. Был он беспомощным и немощным. Самостоятельно ничего не мог делать. Кормить и то приходилось с ложечки.
Мама сначала пробовала возить его по врачам, но никто так и не смог помочь.
Один верующий врач ей сказал:
- Никуда не езди, никакое лечение не поможет. Он будет такой всю жизнь.
И мама его больше никуда не возила.
У Мишеньки была колясочка с маленькими колесиками. Мы его на крылечко посадим, а сами убегаем. Мама в поле. А нам ведь играть охота. Но Мишеньке нужно было, чтобы около него хоть кто-то находился. И вот мы проходим мимо него по крыльцу, а он ручкой зацепит за юбку и крепко-крепко держит. Мне, к примеру было шесть лет, а ему уже двенадцать. Если не сможешь вырваться, то так и придется сидеть возле него.
В деревне над ним, бывало, нередко озоровали ребятишки постарше: палкой тыкали то в рот, то в глаза, обидно дразнили, бросали в него грязью. Он ведь беспомощный был, не мог от них защититься или уйти.
Но все равно часто Мишенька оставался один. Зато ничего уже не мешало ему предаваться уединенной молитве.
Он иногда мне говорил:
- Я видел сейчас на небе вот это и то.Я смотрю на небо и ничего не вижу.
- Вот посидишь неподвижно, сколько я сижу, и тоже увидишь.
Наша семья очень голодала, особенно во время войны. Спасались только картошкой. Да еще пекли хлеб из лебеды. Я, правда, не могла его есть, он был как глиняный ком. Мама наша не один раз сильно опухала, так как ей было голоднее всех. В соседней деревне Пелетьме, откуда мама родом, кто-то дал ей овса, и она его отваром хоть немного могла восстанавливать свои силы.
У мамы было три сестры. Она из них к вере была самая крепкая и прилежная. И нас старалась приучить. Без молитвы ничего в доме не делалось. К примеру, узнают, что в каком-то селе знамение произошло, и тотчас идут туда пешком. Помолятся там, а заодно и наберут воды из источника или из колодца.
Мама брала тогда Мишеньку на руки или на шею и несла. На коляске не возили, она чуть-чуть только передвигалась из-за того, что колесики были маленькими. Мишенька любил ходить в такие места. А мы, остальные дети, частенько и не ходили. Нам хотелось играть.
Мишенька всегда был с мамой. И мы, неразумные, нередко ревновали, что мама с ним чаще находилась. Нам казалось, она его больше любит.
Мама, бывало, скажет:
- Глупые, у вас ручки и ножки есть, а он ведь ничего не может.
Он так на руках у нее и вырос. Обхватит, бывало, ее ручками и ножками. Даже трудно сейчас это представить, как она одна с нами со всеми управлялась.
У Мишеньки очень рано обнаружились духовные дарования: и дар рассуждения, и постоянная устремленность к Богу, и любовь к молитве.
Однажды Мишенька зовет маму:
- Мама, иди зажги лампадочки, я буду молиться.
Она тогда с чем-то задержалась, а когда пришла зажигать, то увидела, что лампадки уже горят. Мишеньке тогда было не больше семи лет.
Уже с этих лет он начал давать советы людям, приходившим к нему с вопросами. Мишенька вместо обузы становился опорой в семье.
После войны Мишеньке было уже около пятнадцати лет и многие приезжали и приходили к нему за помощью. Приезжали даже и из областного города. Просили помолиться, дать совет. Желали получить от него наставление. Много людей приезжало и приходило.

которых привела к старцу личная беда. Но в первую очередь бросалось в глаза, что около него много болящих, убогих, бедных, далеко не ученых людей. Их влекла к батюшке надежда на облегчение в их многотрудной жизни, но главное, его искренняя любовь к ним. Батюшку можно было смело назвать отцом больных и несчастных.
Он имел дар утешать скорбящих. И хотя скорби не всегда оставляли людей после встречи со старцем, но то облегчение, которое они получали, давало им новые силы нести свой крест. От его лица, от глаз, от улыбки струилась такая нежность и любовь, что уже одно это утешало и ободряло человека.
Всегда поражала способность батюшки плакать с плачущими и радоваться с радующимися.
Простое присутствие Богоносного старца приносило мир и покой. Люди были счастливы беседовать с этим святым человеком и каждый раз, когда уходили от него, в душах их воцарялся покой, который охватывал все их существо. Его доброе сердце всегда согревало своим теплом тех, кто приходил к нему...
Он был так участлив к людям, что сразу отзывался на каждую боль и старался помочь. Радовался, когда у людей было все хорошо, и смеялся, как ребенок. Исцелял больные страдающие души, отвечал на самые сложные, самые мучительные вопросы в жизни. Многим супружеским парам он помог разрешить споры и рассеять искушения бесовские...
Он тихим словом изумительного смирения, великой любви проникал в душу и открывал ей путь ко спасению. Никто не уходил от него неутешенным. Любовь его была так велика и глубока, что это напоминало человека апостольских времен...
Сам батюшка говорил:
- Я неученый, такой же, как апостолы. Двери моего дома всегда для всех открыты, только не все в них попадают.
Когда батюшка говорил с кем-либо, он всецело принадлежал этому человеку, служа ему своим участием, своей любовью. Тот открывал ему раны своей души. Они не вызывали у батюшки ни ужаса, ни раздражения, ни желания наказать. Напротив, он испытывал жалость и сострадание. Любовь не сосредотачивает своего внимания на грехе. Батюшка видел прежде всего не грех, а муку согрешившего. Она его глубоко трогала, и он стремился помочь этому человеку, поддержать его.
Батюшка никогда не допускал ни малейшего насилия над свободой человека. Он страдал за человека вместе с ним, боролся за его душу. Но свободу решения вопроса оставлял за ним, чтобы тот не остался незрелым, зависящим только от своего духовного отца.
Слово старца было всегда краткое, точное и весомое, а самое главное, оно было благодатное. Батюшка говорил не от себя, а как ему открывал Святой Дух. Он видел душу человека и знал, какие слова говорить и сколько она может вместить. Батюшка приходил на помощь тому, кто был готов услышать и вместить в себя его слово.
Он был воплощением всех христианских добродетелей: мирный, кроткий, тихий, жалостливый и участливый ко всем.
За непрестанное служение Богу и людям, за огромную любовь к пастве и всему человеческому роду, за смирение и кротость, за неосуждение - за все свое честное, праведное житие он был сподоблен дара прозорливости, чудотворения и исцеления.
Не было такого дела, которого он не мог бы разрешить. Не было вопроса, на который у него не нашлось бы ответа. Старец знал, делать ли человеку операцию или нет. Ему было открыто, что будет в том или ином случае. Если человек занимался не своим делом, то батюшка называл
его призвание. Так, он многим задолго открывал, что они будут в священном сане или в иноческом чине. Невестам говорил, выходить ли им замуж за сделавшего предложение, или у нее будет другой жених.
Ему было открыто, в каком месте находится душа умершего человека. Батюшке была известна участь пропавших людей. Он знал, послушает ли его спрашивающий человек или нет. И этот перечень можно еще долго продолжать...
Прозорливость батюшки поражала. Он все знал о жизни каждого человека и кто из них чем занимается в любое время. Однажды батюшка приехал в Кургановку к своим духовным чадам. Хозяйка дома Валентина пожаловалась, что беспокоится о муже, тот лежал в Каменской больнице с переломом руки. Она просила, чтобы батюшка благословил ее мужа в пост есть все, что дают в больнице. Батюшка ей ответил:
- Его уже благословил отец Питирим. А твой Костя там телевизор смотрит и учительствует.
Вечером того же дня Константин позвонил из больницы и говорит:
- У меня был отец Питирим, он благословил, есть скоромное. В палате у нас стоит телевизор, так что я теперьвсе новости знаю. И еще я тут проповедую среди больных и врачей.
В книге приведено много и других случаев, свидетельствующих о прозорливости батюшки.
Батюшка исцелял лучше самых искусных врачей. Оказывал помощь безнадежно больным, от которых уже отказались врачи.
Одну женщину, почитательницу старца, положили в больницу на обследование. Врачи признали у нее обострение да вскрыли живот, то там все оказалось воспаленным и уже загнившим. Врачи сказали, что ей уже ничего не поможет, и жить ей осталось буквально несколько дней. Наскоро зашили живот и выписали домой умирать.
Родные уже стали запасаться продуктами для поминок. После этого к ней приехал батюшка. Та лежит чуть живая, а старец ее дергает за рукав и приговаривает:
- Ты что разлеглась? Ну-ка, вставай, у тебя еще много дел. И облачение мне еще не доделала. Давайподнимайся.
Батюшка помазал ее маслицем и уехал. А недели через полторы эта женщина приходит уже самостоятельно и говорит:
- Вот принесла облачение батюшке, уже доделала.После этого она прожила еще пятнадцать лет.
Вода из батюшкиного колодца обладает чудодейственной силой и многим по его благословению приносит исцеления.
Один мужчина счищал снег с крыши гаража, где проходили высоковольтные провода. Вдруг неожиданно произошел сильный удар током, так что ботинки и одежду разорвало. В тяжелом состоянии увезли его в реанимацию, и по заключению врачей состояние его было безнадежным, так как 70-80% кожного покрова поражены ожогом.
Родные слезно просили батюшкиных молитв. Вода из его колодца была доставлена в другой город больному. Состояние больного было ужасное, он лежал на специальной сетке, и на его глазах с таким процентом ожога увозили людей в морг. Вдруг в палату заходит лечащий врач и ставит на тумбочку воду со словами:
- Срочно велели передать из Пензы от батюшки. Старец сказал, что больному станет полегче.
Больной стал пить воду, и начался процесс заживления. К удивлению врачей, пострадавший вскоре поправился и вернулся на прежнюю работу, следов от ожогов почти не осталось.
И таких случаев исцеления невозможно сосчитать. Обреченные люди, вопреки прогнозам врачей, возвращались к жизни. Многие больные отказывались от назначенных операций и по батюшкиным молитвам продолжали полноценно трудиться.
Скольким же людям он помог! Но батюшка всегда старался скрыть себя. Не открывал, что это по его молитвам Господь совершает исцеления. Как правило, он всегда говорил:
- Полегче будет, - и всегда благословлял пить водичкуиз своего колодца.
И всегда проходило. Становилось полегче. И исчезали болезни щитовидной железы, и куда-то "уползал рак", и возвращалось зрение.
Старец помогал всем, только ничего не мог сделать для себя.
Если батюшка видел, что некоторые люди приезжали к нему или стремились приехать в поисках чуда, то это очень огорчало его.
Когда старца просили об исцелении, то он неизменно отвечал:
- Я не лечу, а только молюсь. Господь - Целитель и Врач. И если Он по молитвам исцеляет вас, то благодарите Его за эту милость к вам.
Сотни людей получили исцеление по молитвам батюшки. Но он не любил, когда его начинали благодарить или хвалить. Старался перевести разговор на другое или смиренно говорил:
- Какие там святые молитвы. Я и не молюсь вовсе. Сам все время болею. Ем и сплю.
Батюшка был склонен воспитывать не словом, а своей жизнью, опытно зная, как легко произносить слова о любви, но как трудно пребывать в ней. Когда его спрашивали, чтобы он научил, как надо жить, он отвечал:
- Живите, как я.
Вспоминается один случай из жизни подвижников. К одному старцу приходили трое монахов, двое о чем-нибудь спрашивали, а третий все время молчал. Когда старец решил узнать, почему он ни о чем не спрашивает, тот ответил:
- А мне достаточно на тебя смотреть.
То же самое вполне совершалось и в присутствии батюшки. К нему приходили разные люди, задавались разные вопросы. Но здесь не было сногсшибательных ответов, не происходило явных чудес.
Зато никто не слышал, чтобы батюшка кого-нибудь осудил или плохо о ком-нибудь отозвался. Хотя он видел всяких людей и много натерпелся от них. К нему приходили разные люди, которые после выхода из его дома друг на друга не хотели смотреть. Но он относился ко всем с одинаковой любовью, всех умел объединять. Это тоже одно из свойств святости.
Многие потом говорили, что они слушали его ответы, наблюдали за ним, и этого было для них достаточно.
Они, и не спрашивая, получали ответы на свои вопросы, и их "неразрешимые" проблемы вскоре благополучно разрешались.
Батюшка никогда не учился, но несмотря на это знания его просто поражали. Казалось, не было такого, чего бы он не знал. Дух Святый, источник всякой мудрости, научал его.
К нему приезжали люди разных профессий: и простецы, и ученые, и с каждым он знал, как разговаривать. Общение с простым и необразованным старцем восхищало простотой и мудростью. Он открывал людям то, что они
не могли понять с помощью науки. Всех поражало то, что он мог давать даже научные советы. Беседуя с ним, люди чувствовали исходящую от него благодать, ту особую мудрость, которая не только знает, но и видит.
В то же время батюшка не был ласкательным и все разрешающим. Он был очень требовательным к духовному состоянию своей паствы. Он наставлял вверенные ему души к спасению, побуждал бороться с грехом и находить его причины. Батюшка знал, с какой строгостью к кому относиться. Как знает гончар, по какому сосуду с какой силой можно ударить.
Обличал батюшка также всех по-разному. Кого-то мягко и бережно, а кого-то с большой строгостью. А если видел, что человек осознал свой грех и внутренне принес покаяние, то и без его слов обличения становилось понятно: батюшка все видит в твоей душе, переживает с тобой и прощает. Старец говорил:
- Я вижу ваши души лучше, чем вы их сами видите.
Требовательный к себе, батюшка всегда снисходил к нашим немощам и душевным недугам:
- Если бы я стал спрашивать с вас как положено, то вы бы все разбежались.
Он не настаивал на своем мнении, а говорил, что желательно бы сделать вот так-то. Люди свободны в проявлении своей воли, и батюшка никогда не препятствовал ее проявлению. Если человек упрямился и настаивал на своем, он отвечал:
- Тогда поступай, как хочешь.
Однажды несколько специалистов что-то строили в обители. Батюшка дал им совет, но они его не послушали. У них ничего не получалось, так как каждый настаивал на своем и дальше споров дело не двигалось. Когда батюшку спросили, почему же он им не скажет, то он ответил:
- Они все равно не послушают. Господь Сам управит и всё построится, если не с первого раза, так с третьего. Асмирение дороже.
Батюшка и нас всегда учил уступать друг другу и не настаивать на своем мнении. Он говорил:
- Вы не можете как следует ни молиться, ни поститься. Не можете исполнить никакую добродетель. Но вамлегче спастись, чем в каком другом месте. Несите послушание и спасетесь.
Кажется, все просто. Слушайся духовного отца. Один из подвижников православия сказал так:
- Если ты погрешил перед Богом, то духовный отец вымолит тебе прощение, а если ты обидел своегодуховного отца и не слушался его, тогда уже будет некому примирить тебя с Богом.
Но, бывало, и не слушались, и обижали. То, что шло от батюшки к людям помощью и радостью духовной, нередко возвращалось неблагодарностью и злыми словами. А батюшка не помнил зла, постоянно жалел заблудших и все прощал. Он говорил:
- Если бы вы слушались с первого слова и все исполняли, то у нас давно было бы все построено и все бы преуспевали.
Батюшка сам всегда подавал пример послушания. Он говорил:
- Я у всех вас нахожусь в послушании.
На исповеди батюшка редко подсказывал грехи. Хотел, чтобы человек сам потрудился, вспомнил свой грех и осознал его. Но было и наоборот. Многие духовные чада старца рассказывали, что он называл множество грехов, совершенных ими в раннем детстве или вовсе забытых.
Он называл такие, которые они и за грехи-то не считали. Но, нераскаянные, они стояли преградой между человеком и Богом.
Несмотря на обличение и полученную епитимию, все от батюшки выходили радостные и обновленные. После исповеди у духовного отца было особое ощущение чистоты души. Душа, как белая птица, вырвавшись из трясины греха, радостно трепетала в груди. Господь с помощью старца поднимал нас из ада страстей, очищал от скверны греха, придавал душам первозданную чистоту.
Многие говорили, что после батюшкиной исповеди им хотелось летать, а в душе воцарялось чувство мира и детской безмятежности.
Батюшку как-то спросили:
Как же без греха прожить. Хоть и стараешься не грешить, а все равно, то сказал не так, то сделал не так. Астрасти и вовсе не утихают.
Без греха мы не можем: Но на каждый грех есть покаяние. А стараться не грешить это надо, чтобы не погибнуть. И страсти так скоро не утихнут. А будете нести послушание и все открывать на исповеди, то они и станут утихать.
Все святые умели познавать свою греховность видением святости Божией. Нам иногда кажется, что познать свои грехи можно только постоянной мыслью о них. Некоторых это доводит до уныния и отчаяния, и они без борьбы становятся легкой добычей темных сил. Рядом с батюшкой люди начинали познавать свою греховность и правильно к этому относиться. Одна монахиня открыла свои помыслы, что она отчаивается о своем спасении и стоит на краю погибели. Батюшка ее строго вразумил:
- Ты что, не надеешься на Бога? Разве не знаешь, какой Он милостивый и милосердный. Господь все нашигрехи простит, если мы искренне каемся. Чтобы я этого больше от тебя не слышал.
Батюшка все время пребывал в молитве. Молитвой была освящена вся его жизнь. Когда он молился, верилось, что Господь его слышит. Старец обращался к Нему с такой естественной интонацией, какая бывает в непосредственной беседе с близкими.
Батюшка сочетал созерцательную жизнь с деятельностью и жизнью людей, нуждающихся в его помощи. Он имел молитву сострадания о всем мире. Все люди вошли в его жизнь, вместились в его сердце, память о них была у старца живая и ежедневная. Многие его духовные чада свидетельствовали, что батюшка молится всю ночь, и только под утро забывается коротким сном.
Молитва батюшки, искренняя и сердечная, имела сильное действие, была чудотворна. Однажды на батюшку бросился с ломом наперевес разгневанный сосед. Он уже с яростью замахнулся и хотел ударить старца ломом по голове...
Но не смог. Остановился. Руки опустились, и лом выпал.
Батюшка все это время оставался спокойным. Даже не шелохнулся, как будто это его и не касалось. Позже батюшка скажет:
- Молитесь за него. Особенно поминайте за чтением псалтири. Как кто открывает псалтырь, так на 200 метров все нечистые духи вокруг разбегаются.
Впоследствии, узнав, что этот сосед находится на смертном одре, батюшка посылал своих послушниц убедить того исповедоваться и причаститься.
Достигнув вершины внутреннего сокровенного делания, батюшка не оставлял повседневного правила и всегда с большим желанием молился со всеми чадами и в келье, и в храме. Его молитва, глубокая и сильная, преображала всех находящихся рядом с ним, они чувствовали себя духовно обновленными.
Всем своим чадам батюшка наказывал молиться Матери Божией:
- Чаще молитесь Пресвятой Богородице. Не обязательно по молитвослову или перед иконой. Молитесь в любое время и в любом месте. Просите Ее своими словами во всех своих бедах и печалях. Называйте Ее по-детски мамочкой. Любите ее больше всех на свете. Она самая близкая наша заступница и ходатаица пред Господом.
Батюшка даже в дальней дороге не оставлял молитвенного правила. Все знают, как дальний путь выматывает и любого здорового человека, а что про батюшку говорить.
Все окружающие его знали, что когда они, уставшие от длинной дороги, наконец-то доберутся до дома, то батюшка, такой немощный и чуть живой сидящий в своей коляске, скажет:
- Давайте молиться.
В этом он никогда не давал послаблений, и так было всегда. Когда бы ни спросили:
- Где батюшка?
Ответ был неизменно один:
- Батюшка на молитве.
Батюшка очень много ездил. Сам всегда болевший, едва становилось полегче, спешил туда, где он нужен, где его с нетерпением ждут. И утешал, и помогал, и исцелял. А самое главное, он привозил с собой мир и радость. В присутствии батюшки все умиротворялось, потому что он был наполнен Божией любовью. Когда его спрашивали, мол, зачем вы, батюшка, опять едете, сами больнее их всех, он отвечал:
- Хоть и не могу, а надо ехать. Они зовут, им плохо.
В осеннее время батюшка нередко ездил по деревням собирать милостыню. Конечно, целью поездок было другое. Как он сам говорил:
- Едем будить спящих. Не мне эта милостыня нужна, а им самим и их близким. Может, этой милостыней человек и спасется.
Как-то батюшка сказал:
- Я езжу кому во спасение, а кому на осуждение.Скольких же людей он спасал и продолжает спасать!
Подобно другим верным избранникам Божиим, батюшка на протяжении всей своей жизни нес тяжелый крест: тяжкие болезни, клевету и укорения. Жизнь его, таким образом, уподобилась жизни распятого Христа.
Батюшка всю жизнь болел, но особенно его здоровье ухудшилось в последние 3-4 года. Он совсем перестал видеть. У него все время болел желудок, в груди была, постоянная боль и как комок стоял. Пища почти совсем не проходила. В основном его болезни были следствием неподвижного образа жизни. Даже трудно себе представить - всю жизнь просидеть в "деревянном ящике", как сам батюшка называл свою коляску.
Когда батюшку поднимали с коляски, уже только одно прикосновение к его телу причиняло ему сильную боль. Он прилагал большие усилия, чтобы не застонать. На его лице было написано, какие он испытывал муки. Он уже не мог сдерживать себя, чтобы его страдания не видели окружающие.
Батюшка уже почти совсем не мог держать свою голову, она теперь всегда лежала запрокинутая на спинку коляски.
Одним ухом он не слышал. Приходилось по нескольку раз громко повторять свой вопрос. Чтобы лучше услышать, батюшка старался приподнять свою голову, но это ему удавалось лишь на несколько мгновений. Потом он ее обессиленно ронял.
Многие приходящие, видя, как тяжело дается батюшке отвечать на вопросы, посмотрев некоторое время на его мучения, со слезами уходили, так ничего и не спросив. Они боялись лишний раз причинить ему боль.
Батюшка сильно уставал от посетителей, но если позволяли силы, всегда старался выходить к людям. Видно было, что он себя до конца отдает в самопожертвование. Какое у него было изможденное лицо, особенно после "отчиток" над болящими.
У батюшки с рождения был сильный дефект речи. Голос был очень слабый. Слова он произносил с большим трудом. Речь его была очень лаконична, он никогда не говорил пустых слов. Кто слышал его в первый раз, часто не могли понять его ответов. Но удивляло то, что если человеку очень нужно, то он и с первого раза все понимал и без помощников.
В конце его жизни приходилось очень близко подставлять ухо к его едва шепчущим губам и затаивать дыхание, чтобы услышать его ответ. Было видно, что для ответа батюшка собирал последние свои силы и как бы выдыхал свои слова. Казалось, что слова слетали уже не с языка, а с его души.
Люди, знавшие батюшку с малых лет, рассказывали, что еще в детском возрасте ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что он будет настоятелем большого монастыря. И старец по повелению Божьей Матери создает обитель. Сначала на этом месте стоял просто жилой дом. Потом к нему был пристроен храм. Батюшка наладил в нем жедневное богослужение. Под его водительством собрались искренне ищущие монашеского жития и спасения.
Многие приходили, но не многие оставались. Где больше благодати, там и большие искушения. Батюшка всегда сильно переживал, когда покидали его святую обитель. Он говорил:
- Лучшего места для спасения вы не найдете. Здесь вам и Дивеево, и Иерусалим, и Почаев. Если бы люди знали, какое у нас святое место, то ползли бы на коленях, а не то что пешком шли. Когда начнутся гонения, то здесь будут спасаться тысячи человек.
Батюшка много говорил о грядущих событиях, тем самым подготавливая своих чад к тому, что их ждет. Многим он предсказывал их кончину. Приведем несколько наиболее серьезных предсказаний старца.
Будет война. Но она будет как благо, как Божия милость. А если войны не будет, то будет очень и очень плохо. А так люди своей кровью очистятся и не доживут до печати.
Во время последних гонений на земле прольется много христианской крови. Кровь будет доходить до лошадиных ноздрей. Мучения и гонения начнутся с Украины.
Православного царя в России не будет. Время сокращено. Народ не хочет царя.
На Россию грядет католичество, и оно уже близ...
Китай пойдет с Востока и с Севера и займет почти всю Россию, но до Пензенской области не дойдет.
Батюшка предсказывал и многое другое... Но кроме тревожного, он своим духовным чадам говорил и много утешительного:
- Вам не нужно ничего бояться. После моей кончины вам не надо искать другого духовного отца. Сама МатерьБожия будет иметь попечение о вас. После меня не разбегайтесь. Я буду с вами. Будете приходить ко мне на могилку, и я буду вам давать советы, как поступить. И еще больше буду помогать, чем при жизни.
Батюшка был избранником Божиим, продолжателем и носителем традиций старчества. В наше время старчество просто уникально, его уже почти нигде не осталось.
И ни на что так не восстает враг рода человеческого, как на старчество. Старческим окормлением разрушаются все его сети.
Поэтому враг старался воздвигнуть гонение на батюшку.
Чем больше батюшка помогал людям, тем больше восставали на него темные силы и возводили клевету и поношения... Но он всем все прощал.
Кроме поношений и физических немощей, старец еще терпел и от ближних. Всю свою жизнь он страдал. Но мы видели только малую часть его страданий. Как-то батюшке посочувствовали, сколько же ему приходится терпеть, а он ответил:
- Вы многого не знаете. Через ближних меня искушает сам сатана.
Где бы мы сейчас находились, если бы батюшка нас не вымолил. Вот за то, что он наши души спасал и спасает, ему сатана и мстил. Он до самой своей праведной кончины терпел страдания.
Но батюшка все терпеливо сносил и продолжал безропотно нести свой крест.

4. Кончина старца
За неделю до Рождества Христова 2005 года батюшка заболел гриппом. Болезнь протекала в очень тяжелой
форм&heip;

В Пензенской области, в посёлке Победа, существует уже получившая довольно большую популярность, так называемая, «Михайловская обитель». Община «старца Алексия» (это другое название «Михайловской обители») расположена рядом с православным храмом Успения Божией Матери Пензенской епархии РПЦ.

Эта община НЕ имеет канонического общения с Русской Православной Церковью, хотя зачастую объявляет себя не иначе как «Истинной Православной Церковью».

В центре духовной жизни «Михайловской обители» - почитание личности «схиигумена Алексия».

«Старец» «Михайловской обители» - «схиигумен Алексий»

Михаил Иванович Шумилин (это его мирское имя) родился 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Лунинского района Пензенской области с тяжёлым физическим недугом. Он – инвалид детства.

В течение всей жизни он не мог полноценно управлять ни руками, ни ногами, передвигался в инвалидной коляске и только с чужой помощью. А главное – речь его была нечленораздельной и неразборчивой. Поэтому, когда в 22-летнем возрасте Михаила перевезли в Пензу, его мать при нём стала «переводчиком».

Совершенно очевидно, что человека в таком физическом состоянии не могли рукоположить в священный сан, который ему приписывают члены общины.

О его постриге (якобы совершённом в 1992 году) вообще стало известно не так давно – в 2007 году из книги «По вере вашей да будет вам…». Это одна из нескольких книг, написанных о «старце Алексии». Один из авторов – «священник» Геннадий Емельянов, ранее являющийся распространителем культа «Чебаркульского отрока Вячеслава».

Литература о «схиигумене Алексии»

В книге, озаглавленной евангельскими словами «По вере вашей да будет вам…», рассказывается о хиротонии «старца Алексия» в присутствии нескольких митрополитов и архимандритов, проживающих и служащих в совершенно разных местах (Тбилиси, Риге, Белгороде) и странным образом собравшихся для хиротонии Михаила Шумилина.

Также говорится о благословении почившего архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, что является ложью. Архиепископ Серафим своего благословения не давал ни на его постриг, ни на строительство «Михайловского храма» и этой «обители».

А на самой книге стоит опять же ложное благословение правящего на тот момент архиерея – архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, которого он не давал. Более того, опроверг сам факт такого благословения. А документов на клирика Алексия (Шумилина) в Пензенской епархии нет, и никогда не было.

Помимо выше упомянутой книги, о нём написано ещё несколько книг сектантского толка с ложно подписанными благословениями: «Дорога к старцу», «Придите ко мне все труждающиеся…» и другие.

Они представляют собой воспоминания людей, которые общались со «старцем» и комментарии автора, призванные направить мысли читателя в нужное русло. Многие воспоминания писались ещё при жизни «схиигумена Алексия» и с его «собственного благословения», вопреки церковным канонам.

Идеи, изложенные в этих книгах, противоречат учению Православной Церкви. В них пропагандируется учение о том, что спасение души невозможно без старца, о том, что доказательством истинности старца являются совершённые им чудеса. А ещё – запрет о поминовении «схиигумена Алексия» как усопшего, так как он однозначно святой.

Скорее всего, сам Михаил Шумилин в силу своего недуга даже не понимал, что на самом деле вокруг него происходит. Окружающие люди использовали этого больного человека, инвалида детства, в своих корыстных целях.

Адепты этой общины распространяют по всей России этупсевдоправославную литературу. В конце книги «По вере вашей да будет вам…» даже напечатан акафист «Преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Также прилагается ламинированная фотография «старца» с тропарём и кондаком на обратной стороне.

«Михайлосвская обитель»

«Михайловская обитель» представляет собой частное подворье, огороженное кирпичным забором. Калитка – с кодовым замком, вокруг – охрана. На куполе колокольни установлен православный крест. Частое зрелище вокруг представляет собой массу машин и паломнические автобусы.

В «обители» свои законы – своё «непереводное» время, генеральная исповедь у могилки «старца» без священника (потом нужно лишь подойти к настоятелю для разрешительной молитвы), освещение воды от «батюшкиной силы» без молебна (расставляя бутылки с водой вокруг его могилы).

Приезжающие сюда люди со всей России и ближнего зарубежья, продолжают считать себя православными и по месту жительства ходить в православный … А в «обитель» приезжают для «благодатного общения со старцем» и взять «песочек с могилки».

При этом «Михайловские паломники» обижаются на батюшек из своих приходских храмов, которые не допускают до Причастия тех, кто вместо положенного Правила ко Святому Причащению читает акафист «старцу»…

Как и любая секта, культ «схиигумена Алексия» носит коммерческий характер. Собираются средства на «часовню на могиле старца», «монастырь» и другие цели не только в Пензенской области, но и по всей России.

Также в посёлке Победа скупают дома, ведь здесь действует «благодать старца», в связи с чем цены неоправданно высоки – превышают реальную стоимость более, чем в десять раз.

«Обителью» руководит бывший программист Александр Жуков, именующий себя отцом Рафаилом, и бывший милиционер Григорий Алексеев, называющий себя отцом Гавриилом. Члены общины представляются «последователями старца Алексия».

Наибольшую популярность «Михайловская обитель» приобрела в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Нижний Новгород, а также в Саратовской, Владимирской и Тульской областях. Книги о нём, изданные в Москве и Петербурге активно распространяются по епархиям.

«Михайловская обитель» не зарегистрирована органами юстиции. Представителей Пензенской епархии «михайловцы» в не пускают, на вопросы о том, кто благословил строительство храма, кто рукополагал клириков и служащих – отвечать отказываются…

Культ «старца Алексия» - движение сектантского и раскольнического духа, маскирующееся под православие. Члены общины были уличаемы в мошенничестве.

Подробное описание деятельности секты можно прочитать по ссылке https://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=pobeda2009-sekta.htm


>

Пензенский старец схиигумен Алексий. Житие.

Предисловие

Про Пензенского батюшку Алексия издано уже семь книг, написал их иеромонах Гавриил, который служил в обители батюшки и общался с ним непосредственно в течение десяти лет. Книги называются: “Придите ко мне все труждающиеся…”

Гавриил пишет, что читая о подвижниках прошлого столетия, задаешься вопросом, почему при жизни этих подвижников о них никто ничего не знал, и мы узнаем об их дарах, способностях и помощи людям только тогда, когда они уже закончили свой жизненный путь, и почти не осталось очевидцев их добродетельной жизни.

Сейчас, как все почти что слышали, время сжимается, по данным японских исследователей в сутках уже не двадцать четыре часа, а семнадцать, а на время написания этого материала похоже, что и меньше. И ритм жизни естественно убыстряется даже по сравнению с прошлым столетием. Да и жить становится все сложнее и сложнее не только в материальном и физическом плане, но и в духовном. Люди не знают, как жить, вокруг столько безнравственности, лжи и обмана и на частном, и на государственном уровне. Поэтому книги о благочестивых, прозорливых старцах, которых в наше время не так много, просто необходимы как воздух.

Поэтому иеромонах Гавриил решил написать о схиигумене Алексие, который жил в наше время и отошел ко Господу 8 января 2005 года. Да и очень многие почитатели старца просили рассказать о случаях благодатной помощи старца, хотя находились они зачастую за многие тысячи километров от старца, но молились, просили о помощи и батюшка им помогал.

Пензенский старец схиигумен Алексий был избранником Божием, он в жизни терпел очень много мучений, поношений и гонений, и Господь наделил его многими благодатными дарами – знанием Божией воли, прозорливостью, изгнанием бесов. Он помогал всем, кто к нему обращался, никому не отказывал, а вот для себя ничего не мог сделать. Старец окормлял и помогал тысячам людей, брал на себя немощи и грехи людей, страдал и мучился за них.