кн., брат Ал. Невского, † 1256 г.

  • - рус. князь, 2-й сын Ярослава Мудрого. В 1036 был посажен отцом на княжение в Новгороде. В 1042 В. Я. совершил успешный поход на ямь...
  • - вел. князь владимирский; 3-й сын вел. кн. Ярослава Всеволодовича. Участвовал в Ледовом побоище 1242. В 1247 получил в Золотой Орде ярлык на вел. княжение...

    Советская историческая энциклопедия

  • - рус. князь, 4-й сын Ярослава Мудрого. После его смерти получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Советская историческая энциклопедия

  • - третий из восьми сыновей Ярослава II Всеволодовича, князь суздальский и великий князь владимирский, ум. в 1264 г. В 1240 г., когда старший брат его Александр, вследствие каких-то неудовольствий, выехал из Новгорода,...
  • - вел. кн. живший в Костроме, брат Алекс. Невск....

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - сын великого князя Ярослава І Владимировича, князь Владимиро-волынский, потом смоленский, род., по известиям Татищева, в 1036 г., умер в 1060 г. В 1054 г., по смерти отца своего, он получил от старшего брата, вел....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - вел. кн. киевский, сын Ярослава Владимировича, род. в 1024 г., убит 3 октября 1079 г. По завету отца Изяслав, как старший, должен был быть для младших братьев вместо отца...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - князь Луцкий, сын Ярослава Изяславича Луцкого...

    Биографический словарь

  • - третий сын великого князя Ярослава Всеволодовича, князь суздальский, с 1250-1252 г. великий князь владимирский, † в 1264 г. В 1247 г., по смерти отца, А. с братом Александром поехал в Волжскую Орду, а оттуда в Монголию, к...
  • - князь луцкий, сын Я. Изяславича луцкого...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Георгий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский князь, 4-й сын Ярослава Мудрого, после смерти которого получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В. Я. заключил союз со старшими братьями Изяславом и Святославом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - великий князь киевский. Сын Ярослава Мудрого. Женат 1-м браком на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Знал 5 языков. Княжил в городе Переяславль Южный, в 1077 - 78 боролся за Чернигов...

    Современная энциклопедия

  • - ВСЕВОЛОД I ЯРОСЛАВИЧ - князь переяславский, черниговский, великий князь киевский, сын Ярослава Мудрого. Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу с половцами, участвовал в составлении "Правды Ярославичей"...
  • - Все́волод I Яросла́вич, князь переяславский с 1054, черниговский с 1077, великий князь киевский с 1078, сын Ярослава Мудрого...

    Большой энциклопедический словарь

"Даниил Ярославич" в книгах

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

ДАНИИЛ ГАЛИЦКИЙ (ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ ГАЛИЦКИЙ) 1201-1264 Князь галицко-волынский. Полководец Древней Руси.Сын князя волынского и галицкого Романа Мстиславича, правнук великого князя киевского Владимира Мономаха. В раннем детстве после смерти отца едва не погиб в удельных

Василий Ярославич ― Василий Ярославич

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Василий Ярославич? Василий Ярославич 1427 Василий становится князем Серпуховским 1247 Василий становится князем Костромским 180 1456 Конец правления Василия 1276 Конец правления Василия 180 1483 Смерть Василия 1276 Смерть

Изяслав Ярославич

автора

Изяслав Ярославич В жизни часто радости перемежаются хлопотами, а веселое соседствует с печальным.Годы 1023 и 1024 были для князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, тревожными. Его младший брат Мстислав двинул из Тмутаракани свои полки к Киеву. Только

Святослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Святослав Ярославич Великий киевский князь Ярослав Владимирович был тонким политиком и прирожденным дипломатом. Стремясь упрочить положение своего государства, он связал своих детей династическими браками с знатными фамилиями целого ряда европейских стран. Его сын

Всеволод Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Всеволод Ярославич В 1030 году у князя Ярослава Владимировича, названного позднее Мудрым, произошло два радостных события. Под этим годом «Повесть временных лет» сообщает, что у него родился четвертый сын, которого назвали Всеволодом, а в крещении? Андреем. Тогда же

Ярослав Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Ярослав Ярославич В ходе реформы местного управления в конце XVIII века российским городам были присвоены гербы. При их создании герольдмейстеры старались запечатлеть наиболее характерные черты городов. Вот каково описание утвержденного 10 октября 1780 года Екатериной II

Михаил Ярославич

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Михаил Ярославич Первая летописная запись, в которой упоминается Михаил, сын Ярослава Ярославича, унаследовавший тверское княжение, содержит сообщение о строительстве первого каменного храма в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Это

Володимир Ярославич

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Володимир Ярославич Володимир, що завдячував галицький стіл боярам, не виявляв надзвичайної вдячности своїм опікунам. Боярської ради не слухав, а окружив себе кількома заушниками й тим визвав обурення решти бояр. Не знати чи по правді чи по сплетням його ворогів,

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ИЗЯСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ (р. 1024 - ум. 1078)Великий князь (1054–1068,1069-1073,1076–1078). В крещении Дмитрий. Старший сын Ярослава Мудрого и шведской королевы Ингигерды. Сначала управлял совместно с братом Святославом и Всеволодом (так называемое «трио»). После народного бунта, вспыхнувшего

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30

автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5–8, 13, 16–17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30

Пророк Даниил. Даниил 5:5-8, 13, 16-17, 25-30 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил спасает Сусанну от смерти. Даниил 13:59-62 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на свою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Даниил во львином рву и Аввакум. Даниил 14:33-39 Был в Иудее пророк Аввакум, который, сварив похлёбку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам. Но Ангел Господень сказал Аввакуму: отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный. Аввакум

В промежутке от его смерти до появления на исторической арене Дмитрия Ивановича , на Руси правили его потомки.

Учитывая феодальную раздробленность , историки под Русью того периода обычно подразумевают княжества Московское, Владимирское и Новгородское (иногда еще Киевское и Галицко-Волынское).

Даниил Александрович.

Даниил Александрович - младший сын Александра Невского , родился в конце 1261 года всего лишь за два года до смерти отца, поэтому воспитывал его брат Александра Ярослав Ярославович , после смерти которого в 1272 году Даниил стал князем Московским .

Во время правления Даниила Александровича на Руси началась очередная междоусобица между сыновьями Невского Даниилом и Андреем, а также внуком Иваном и племянником Михаилом из Твери за княжество Владимирское. Благодаря справедливости и миролюбию Даниила, всех соперников удалось собрать на Дмитровском съезде русских князей, где частично междоусобную войну удалось прекратить, но некоторые локальные конфликты продолжали возникать.

Эта междоусобица имела крайне негативные последствия для экономики и культуры Руси того периода. Брат Даниила Андрей Александрович , например, попросил помощи у Золотой Орды в этом противостоянии. Монголы серьезно подошли к этому вопросу и совместный поход с ордынским полководцем Туданом (Дюденева рать ) обернулся взятием и разграблением Мурома, Суздали, Владимира , Переяславля, Юрьева, Ростова, Углича, Ярославля, Коломны, Москвы , Звенигорода, Серпухова, Можайска и, возможно, других городов, о которых летописи умолчали. Это был один из самых крупных погромов Руси со времен нашествия Батыя .

Таким образом Дмитровский съезд стал шагом вперед в развитии дипломатии, хотя перемирие продлилось недолго.

Кроме того, за время княжения князь Даниил присоединил к Московскому княжеству территории Переяславля и Коломны, а также он пытался это провернуть с Новгородом и Рязанью.

Даниил Александрович построил Храм святых апостолов Петра и Павла в районе нынешнего Успенского собора в Москве.

Князь Даниил Александрович умер в Москве 5 марта 103 года, оставив после себя пятерых сыновей.

Иван Калита.

Иван Данилович (Иван I , Иван Калита ), внук Александра Невского, родился в семье Даниила Александровича приблизительно в 1283 году. Будущий князь Московский , князь Новгородский и Великий князь Владимирский уже в 13 лет стал наместником своего отца в Новгороде.

В 1325 году стал Московским князем, а три года спустя Великим князем Владимирским.

Иван Данилович был прозван Калитой за привычку всегда носить при себе калиту с мелочью (калита - кошелек) для бедняков, он слыл щедрым и справедливым в отношении простого люда князем.

За время своего правления князь Иван перевез из Владимира в Москву митрополита , и сделал, таким образом, Москву духовной столицей Руси .

В 30х годах XIV века Иван Данилович прослыл великим дипломатом, не допуская открытых военных конфликтов в противоречиях Москвы, Новгорода, Твери и Смоленска, а также сдерживая недовольство Золотой Орды из-за нерегулярной выплаты дани русскими княжествами (ее желание разрешить эту проблему одним военным ударом было вполне реально). Кроме того, ему приходилось учитывать интересы Княжества Литовского в отношении Руси.

Иван Калита построил Успенский собор в Москве из белого камня, Архангельский собор, церковь Иоанна, Московский Кремль (деревянный) и Собор Спаса на Бору, который, к сожалению, не сохранился (был снесен в 1933 году). При нем в Москве также было написано знаменитое Сийское Евангелие на пергаменте.

Благодаря правлению князя Калиты в Московском княжестве в течение 40 лет царил мир (1328-1368 гг.), не было никаких военных конфликтов - это было результатом грамотной политики с Ордой, Литвой и другими русскими князьями. Кроме того, влияние и территория Московского княжества значительно увеличились.

Иван Данилович Калита умер 31 марта 1340 года, оставив после себя четверых сыновей и четырех дочерей. В его честь автомобильный завод «Москвич» выпускал с 1998 по 2001 года автомобиль представительского класса «Москвич - Иван Калита».

Иван Красный.

Иван Иванович (Иван II , Иван Красный , Иван Милостивый , Иван Короткий ), князь звенигородский, князь Новгородский , князь Московский , Великий князь Владимирский , правнук Александра Невского, родился в семье Ивана Калиты.

30 марта 1326 года в Москве. Благодаря своей внешности получил приставку «Красный» (как синоним слову «красивый»). Другая версия - по времени рождения (на следующее после Пасхи воскресенье - Красную Горку).

Минусом правления Ивана Красного стало ослабление политического влияния Москвы, достигнутое его отцом, вплоть до того, что Литовское княжество умудрилось поставить своего митрополита в Киеве, а княжество Владимирское сразу после его смерти было потеряно и сыну Ивана Красного Дмитрию пришлось восстанавливать заново свои права на Владимир Великий.

Умер Иван Иванович 13 ноября 1359 года. Главным его достижением стал его старший сын (младший умер в возрасте 10 лет) - Дмитрий Иванович , более известный как

младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский; родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей

Краткая биография

Дании́л Алекса́ндрович (ноябрь/декабрь 1261(1261) - 5 марта 1303, Москва) - младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Дата рождения

Лаврентьевская летопись упоминает год рождения Даниила, «родися Олександру сынъ, и наре[ко]ша имя ему Данилъ», под годом 6769 (1261). Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря, (то есть он возможно, родился в ноябре-декабре). Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя - он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

Двух лет от роду Даниил Александрович лишился отца.

Юные годы

В период правления князя Даниила Русь находилась под монголо-татарским игом, её ослабляли княжеские усобицы.

Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья - Дмитрий и Андрей.Исследователь истории Кремля Александр Воронов упоминает предание, что в первый год своего княжения он устроил Спасопреображенскую церковь в Московском Кремле.

Правление

Даниил участвовал в борьбе своих братьев князей Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого за Владимирское великое княжение и за право княжить в Новгороде. Неизбежно вовлекаемый в междоусобия князей, князь Даниил Александрович показал себя миролюбцем. В 1282 году вместе с тверским князем Святославом Ярославичем он соединил московские войска с войсками брата своего Андрея, боровшегося за великое княжение Владимирское против другого брата, Димитрия; но при первой встрече у града Дмитрова вооружившиеся заключили мир, и обошлось без кровопролития.

Князь Даниил неустанно заботился о людях своего княжества и стольном граде Москве.Вернувшись в Москву, в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге князь Даниил устроил монастырь в честь своего небесного покровителя - прп. Даниила СтолпникаМонастырь получил его имя - Даниловский, официально называвшийся позднее Свято-Данилов Спасский.

С 1283 года действовал на стороне князя Дмитрия, ставшего великим князем владимирским.В 1293 году Андрей Городецкий стал зачинщиком нового похода полководцев Золотой орды на Северо-Восточную Русь.Поход, который называют «Дюденева рать» возглавил военачальник Тудан (в русских летописях он именуется Дюдень) и в том же году Данилов монастырь был разорён вместе с Москвой.

После смерти князя Дмитрия (1294) Даниил Александрович возглавил московско-переяславско-тверской союз против князя Андрея.

Когда Андрей стал великим князем Владимирским, в 1296 году открылись ссоры между русскими князьями; но и Андрей признал тогда правоту князя Даниила, а епископы Владимирский Симеон и Сарский Измаил убедили на съезде князей во Владимире прекратить ссору миром. Когда же вслед за тем Андрей хотел с войском своим завладеть Переяславлем-Залесским, Даниил, князь Московский, вместе с Тверским князем Михаилом встретил Андрея с сильною ратью, - и после переговоров в другой раз заключен был мир.О возросшем политическом влиянии Москвы свидетельствовало участие князя Даниила Александровича в борьбе за Великий Новгород, куда он был приглашен княжить в 1296 году.В том же году князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве - Богоявленский, а в 1300 году на Крутицах по его повелению был построен архиерейский дом и храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Предание гласит, что при нём в 1300 году в Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

В 1301 году участвовал в Дмитровском съезде русских князей.В том же году Даниил Александрович успешно воевал с Рязанью, захватив Коломну.

После смерти князя Ивана Дмитриевича Переяславского в 1302 году присоединил Переславль к Московскому княжеству.

Легенды гласят, что перед смертью князь Даниил постригся в монахи (1303) и был похоронен в Даниловом монастыре.По сообщению Лаврентьевской летописии Даниил умер во вторник 5 марта 1303 года «на Москвѣ в своей отчинѣ, в черньцѣх и в скимѣ».Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанной им обители.

Его сын, князь Иван I Данилович Калита, при поддержке св. митрополита Киевского и всея Руси Феогноста в 1330 году перевёл архимандрита и часть иноков этого монастыря на свой княжеский двор, создав Спасо-Преображенский монастырь на бору.

Благочестие, справедливость и милосердие стяжали князю Даниилу всеобщее уважение.

Результаты правления

Став основателем дома московских князей, Даниил получил от отца очень маленькую территорию, ограниченную бассейном реки Москва, которая не имела выхода к Оке. В конце борьбы за владимирское княжение между своими старшими братьями Дмитрием и Андреем Даниил был союзником Дмитрия, и ордынская Дюденева рать разорила в том числе и Московское княжество (1293). После ликвидации сарайским ханом Тохтой «дунайского улуса» Ногая (1300) на московскую службу перешла часть знати из южнорусских земель, прежде находившихся в сфере влияния Ногая.

Под юрисдикцию Москвы перешёл весь бассейн реки Москва. В 1301 году Даниил разбил рязанского князя Константина Романовича, взял его в плен и захватил город Коломну. В 1302 году Даниилу удалось получить выморочный Переславль-Залесский, по завещанию своего бездетного племянника Ивана Дмитриевича (затем он перешёл к получившему ярлык на владимирское княжение Михаилу Тверскому).

В церковном отношении Даниил строил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов; перестраивал деревянные церкви в камне.Этот задел, продолженный его наследниками, приведёт к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации.Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей.

Брак и дети

Имя жены Даниила в первичных источниках не упоминается. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна.Дети:

  • Юрий Даниилович (ум. 1325) - московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319-1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года.
  • Александр Даниилович (ум. до 1320)
  • Борис Даниилович (ум. 1320) - князь Костромской с 1304 года.
  • Иван I Даниилович Калита (1288-1340/1341) - князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328-1337 годах.
  • Афанасий Даниилович (ум. 1322) - князь новгородский в 1314-1315 и 1319-1322 годах.

Место погребения

О месте его захоронения существуют две версии:

  • Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В своё время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.
  • Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Мощи князя были обретены в 1652 году и перенесены, повелением царя Алексея Михайловича, в храм Седми Вселенских Соборов в основанном им Даниловском монастыре. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной.

Память и почитание

В 1652 году состоялось обретение мощей князя; по мнению Евгения Голубинского, в 1791 году он был канонизирован для местного почитания как святой благоверный князь Даниил Московский. Дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (12 сентября) - обре́тение мощей.

Определением патриарха Пимена и Священного синода от 28 декабря 1988 года учреждён Орден святого благоверного князя Даниила Московского трёх степеней.

В подмосковном Нахабине, которое считается историческим центром инженерных войск Вооружённых сил Российской Федерации, построен храм Даниила Московского, являющего небесным покровителем инженерных войск ВС России.

Гимнография

Тропарь, глас 3

Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая,благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша.

Тропарь, глас 4

Княжения твоего славу отложив, озаряемый Божественною благодатию, Богомудре княже Данииле, весь разум в сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложил еси и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси, целомудрием же и равноангельным твоим житием течение добре совершая, веру соблюл еси непорочну, тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех, яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей; сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои. Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу, моли спасти отечество твое и мирней быти державе нашей.

В культуре и искусстве

  • Даниилу Александровичу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.
  • В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой - меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития - деяния, не угодные Богу. На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261-1303».

Перемена, случившаяся с Даниилом Ярославичем после битвы на Воже, сразу бросилась в глаза всем его домочадцам. В речи Даниила Ярославича постоянно звучало неприкрытое бахвальство, а в его манерах стало больше грубости и вызывающего самомнения. Даниил Ярославич взял себе за привычку ругать рязанского князя в присутствии своих приближенных. Он всячески старался показать всем вокруг, что отныне не намерен подчиняться Олегу Ивановичу. Мол, ему более пристало поддерживать союзнические отношения с могучей Москвой, а не с захудалой Рязанью.

Олег готов лизать сапоги Мамаю, за это я презираю его! - как-то обмолвился Даниил Ярославич в присутствии своей невестки. - Я готов присягнуть на верность Дмитрию, который в отличие от Олега не ездит на поклон в Орду и не шлет даров Мамаю.

Евфимия не выдержала и вступилась за отца, заявив своему зазнавшемуся свекру, что кабы не Олег, то не быть бы ему пронским князем. Пусть Олег возит дары Мамаю, зато он не пресмыкается перед московским князем, как это делает Даниил Ярославич. И как бы высоко ни задирал свой нос Даниил Ярославич, похваляясь своей дружбой с Дмитрием, тягаться с Олегом он все едино не сможет. Олег, коль захочет, живо сбросит Даниила Ярославича с пронского стола.

Любая твоя присяга есть ложь и притворство! - гневно молвила Евфимия, глядя на свекра с холодным презрением. - Сегодня ты готов предать моего отца ради милостей московского князя, но завтра ты с такой же легкостью предашь и Дмитрия, коль военная удача отвернется от него.

Рассвирепевший Даниил Ярославич накричал на невестку, обругав ее непотребными словами.

Более всего Евфимию возмущало то, что свекр постоянно настраивает своего сына против ее отца. Со слов Даниила Ярославича выходило, что Олег Иванович обделил Владимира военной добычей после взятия Наровчата. Из двух своих дочерей Олег Иванович младшую и самую пригожую выдал замуж за козельского князя Ивана Титовича, а Владимиру сбыл с рук свою старшую дочь, тощую и сварливую. Теперь Иван Титович живет не тужит с миловидной ласковой женой. Владимиру же приходится мыкаться с вечно чем-то недовольной Евфимией, которая с трудом родила ему сына. Второго ребенка болезненная Евфимия выносить уже не смогла, разродившись недоношенным плодом.

«У жены твоей плохая желчная кровь, поэтому скорее всего рожать она больше не сможет, - нашептывал сыну Даниил Ярославич. - По-моему, тебе лучше дать развод Евфимии и отослать ее обратно к отцу. А я найду тебе славную невесту в Москве или в Суздале».

После таких разговоров с отцом Владимир совершенно охладел к Евфимии. Он редко появлялся с нею на людях, а ночи проводил в обществе наложниц. Даниил Ярославич часто устраивал в своем тереме пьяные оргии, куда приглашались скоморохи и бесстыдные блудницы. Бывал на этих застольях и Владимир.

Олег был осведомлен о том, как несладко живется Евфимии в мужнином доме, и о том, какие притеснения чинит прончанам алчный и развратный Даниил Ярославич. Однако вступить в открытый конфликт с Даниилом Ярославичем и, тем более, сместить его с пронского стола Олегу ныне было не с руки. За спиной распоясавшегося Даниила Ярославича стоял его могучий союзник - московский князь. Дмитрий непременно вмешается в рязанские дела, коль узнает, что между Олегом и Даниилом Ярославичем дошло до открытого разрыва. Олегу поневоле приходилось считаться с этим.

Тяжелыми думами был объят великий рязанский князь.

Однажды в начале зимы в Рязань прискакал на взмыленном коне челядинец Савка, преданный Евфимии человек. Он привез ошеломительное известие: Даниила Ярославича больше нет в живых!

Уединившись с Савкой в дальней светлице, Олег стал выпытывать у него все подробности случившегося в Пронске несчастья. Савка не стал ничего скрывать, открыв Олегу ужасную правду. Выяснилось, что после очередной попойки Даниил Ярославич ввалился в опочивальню к Евфимии и надругался над нею. Свершив свое гнусное дело, Даниил Ярославич заснул прямо на постели своей невестки. Евфимия же с помощью двух верных служанок связала спящему свекру руки и ноги, после чего женщины окунули пьяного насильника вниз головой в ушат с водой.

Когда Даниил Ярославич захлебнулся, Евфимия и ее челядинки сняли с него веревки и уложили обратно на постель, - молвил Савка, неловко ерзая на скамье. - Евфимия удалилась в комнату своих служанок, где и провела ночь. Утром кто-то из слуг обнаружил Даниила Ярославича мертвым. Поскольку Владимир Данилович плохо соображал, будучи с похмелья, дознанием по сему делу занимались старшие дружинники покойного. Не обнаружив на трупе следов насильственной смерти, дружинники тем не менее винят в смерти своего господина Евфимию, так как тело было обнаружено в ее спальне.

Олег подошел к окну посмотреть, какая погода на дворе. Низкое небо было затянуто пологом из бледно-молочных туч. Дул сильный северо-западный ветер, гуляя по заснеженным крышам теремов, взлохмачивая сизые дымовые шлейфы, валившие из печных труб.

«Никчемно жил Даниил Ярославич, никчемно он и умер, - промелькнуло в голове у Олега. - Не от вражеского меча, но от слабых женских рук принял смерть Данила-пакостник, свершив насилие над моей дочерью. И поделом мерзавцу! Фима поступила со свекром-негодяем в духе библейской Саломеи, умертвившей царя Олоферна. Тем самым Фима оказала мне неоценимую услугу. Теперь я должен спешно ехать в Пронск, дабы извлечь наибольшую выгоду из сложившихся обстоятельств!»

Подгоняемый этой мыслью, Олег наскоро позавтракал и велел своим гридням седлать коней.

Прончане проводили Даниила Ярославича в последний путь без слез и без скорби на лицах, памятуя все его неприглядные дела. Олег, объявивший прончанам, что отныне их князем станет Владимир Данилович, не мог не заметить, что далеко не все жители города обрадовались этому. Местные бояре и посадские люди хотели видеть на пронском столе ижеславского князя Василия Александровича, доводившегося дядей покойному Даниилу Ярославичу. Олег и сам понимал, что Василий Александрович более достоин пронского стола, нежели Владимир Данилович. Однако ради своей дочери и внука Олег своею властью постановил, чтобы его зять принял Пронск под свою руку.

В беседе с глазу на глаз Олег пригрозил Владимиру, что если тот не прекратит пьянствовать, распутствовать и унижать свою жену, то может вовсе остаться без княжеского стола. Чувствуя на себе холодное отчуждение прончан, Владимир был смирен, как овечка. Он клялся Олегу ни в чем не обижать Евфимию и ходить в его воле.

Как Олег и предполагал, смерть Даниила Ярославича вызвала в Москве самые разные толки и пересуды. Бояре московские распространяли слух о том, что это Олеговы злые козни свели в могилу Даниила Ярославича, который не желал ему подчиняться. Ведь по этой же причине Олег сгноил в темнице и Владимира Ярославича несколько лет тому назад.

В эту же пору скончался митрополит Алексей, который был уже глубоким старцем. Олег не поехал в Москву, чтобы присутствовать при погребении главного иерарха Русской Православной Церкви. Олег не доверял Дмитрию, помня, как некогда тверской князь Михаил Александрович оказался в заточении, приехав в Москву для разрешения какой-то тяжбы. К тому же Олег не мог простить митрополиту Алексею, что при его содействии близ Коломны на бывших рязанских землях были построены монастыри - Голутвин и Бобренев.

Вместо себя Олег отправил в Москву боярина Клыча Савельича, который умел вести льстивые речи и сглаживать острые углы в переговорах с московлянами. Клыч Савельич сумел убедить Дмитрия и его приближенных в том, что Даниил Ярославич умер от безмерного пьянства, но никак не от яду. Сказанное Клычом Савельичем подтвердили двое пронских бояр, приехавшие в Москву вместе с ним.

Оставшийся в Рязани Олег злорадствовал в душе, понимая, что со смертью митрополита Алексея московский князь лишился своего лучшего советника, подкреплявшего все его начинания своим благословением. Там, где оказывались бессильны меч и подкуп, зачастую вступало в дело пастырское слово митрополита, неизменно склонявшее к покорности Москве удельных князей, враждебных Дмитрию.

«Неизвестно, как поведет себя новый митрополит, - размышлял Олег. - Ежели им окажется грек из Царьграда, то вряд ли он будет блюсти интересы Дмитрия. Вряд ли митрополит-грек станет нарушать церковный устав в угоду Дмитрию, как это делал покойный преподобный Алексей!»

Даниил Александрович - младший . В историю вошел благодаря не только княжению, но и созданию Свято-Даниловского монастыря. Кроме того, Даниил Александрович считается одним из почитаемых московских святых. Сегодня мы познакомимся с его биографией и заслугами.

Детство

Князь Александр Невский и сыновья сделали довольно весомый вклад в благополучие Руси. Даниил родился в 1261 году. Когда великий умер, Данилу было всего 2 года. Первые годы мальчик проживал в Твери, у своего дяди Ярослава Ярославича. Последний был сначала тверским князем, а затем и Владимирским. Москва тогда была в составе великокняжеского удела и находилась под руководством «тиунов» - наместников тверского князя.

Княжество

В какое время и от кого младший сын Александра Невского получил в свой удел Москву, в точности неизвестно. Историки полагают, что произошло это в 70-х годах XIII века. В летописи Даниил впервые фигурирует в 1282 году. В это время он уже был полноценным князем Москвы. Стоит отметить, что это было в летописи после ужасного Батыевого разорения, которое произошло в 1238 году. Столь длительное умолчание было очень знаменательным. Дело в том, что в летописи того времени заносились упоминания о городах только в том случае, если в них происходили какие-либо бедствия, междоусобицы, крупные пожары, нашествия татар и прочее.

Таким образом, есть основания полагать, что в Москве тех времен дела обстояли более или менее спокойно. По мнению многих историков, именно эта тишина, затянувшаяся более чем на сорок лет, и предопределила будущее величие Москвы. В спокойные времена город и его округа набрались сил. Сюда переселилось много беженцев из разоренных областей Руси, преимущественно южных: Рязанские, Киевские и Черниговские земли. Среди переселенцев встречались и ремесленники, и земледельцы, и воины.

Согласно «Повести о зачале великого града Москвы», князь Данило возлюбил жизнь в Москве и поэтому старался заселить город и расширить его границы. Также говорится о том, что он был добродетелен и старался помочь нищим. Говоря о Данииле Александровиче, нельзя обойти вниманием тот факт, что он всегда был глубоко верующим человеком.

Междоусобные войны

Русскую землю тогда часто потрясали Несмотря на миролюбие, которым славился московский князь, младший сын Александра Невского, он был вынужден принимать в них участие. Большинство конфликтов, в которых он участвовал, заканчивались миром и не доходили до кровопролития.

В 1281 году началась война между старшими братьями Данила - Дмитрием и Андреем. Оба князя хотели найти поддержку в Орде. Андрей просил помощи у Туда-Менгу - законного хана, а Дмитрий пытался заручиться поддержкой Ногая - главного соперника Туда-Менгу. В разные времена Даниил поддерживал то одного брата, то другого. Его единственным интересом в данном конфликте была максимальная безопасность Москвы и предотвращение очередного разгрома.

В 1282 году московский князь ступил на сторону Андрея. По данным летописи, он, вместе с новгородцами, москвичами и тверичами пошел войной на князя Дмитрия к Переяславлю. Узнав об этом, Дмитрий пошел к ним навстречу. Он остановился у Дмитрова, а противники не дошли до города пять верст. Там войска обоих сторон простояли пять дней, общаясь через посыльных. В конечном итоге они решили помириться. Вскоре помирились также старшие сыновья Александра Невского. Биография Даниила Московского в дальнейшем будет тесно связан с одним из них - Дмитрием.

Дружба с Тверью

В 1287 году, три брата Александровича вместе пошли войной против Михаила Александровича - новоиспеченного тверского князя. Подойдя к Кашину, они остановились в нем на девять дней. Войско князей опустошило город, сожгло соседний Кснятин и оттуда решило выдвигаться на Тверь. Князь Михайло Тверской послал им навстречу своих посыльных, братья ответили. После непродолжительных переговоров стороны решили, что война им ни к чему. В дальнейшем Даниил будет то дружить с Тверью, то вновь соперничать. С кем его отношения будут крепнуть, так это со старшим братом, князем Дмитрием Александровичем. Стоит отметить, что благодаря дружбе с Дмитрием, а позже и его сыном Иваном Данил Московский получит серьезную политическую выгоду.

Конец перемирию

В 1293 году шаткое перемирие между князьями Андреем и Дмитрием нарушилось. В очередной раз Андрей отправился в Орду к новоиспеченному хану Токту, чтобы попросить его о помощи. В результате на Русь пошло огромное войско татар, которое возглавил брат хана, Тудан. В сопровождении татар было много русский князей. Узнав о нашествии татар, Дмитрий принял решение бежать. Бежали также жители Переяславля. В тот раз татары завоевали и разгромили Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский и некоторые другие города. Москву беда также не обошла стороной. Обманув Даниила, татары вошли в город и нанесли ему непоправимый вред. В результате они взяли Москву полностью, вместе с селами и волостями.

Смерть Дмитрия

В 1294 году князь Дмитрий скончался. Переяславль перешел к его сыну Ивану, с которым Даниил поддерживали хорошие отношения. В 1296 году, во время съезда князей, который состоялся во Владимире, между братьями возник очередной конфликт. Дело в том, что Андрей Городецкий, который теперь был великим князем, решил вместе с некоторыми другими князьями захватить Переяславль. Даниил с Михаилом воспрепятствовали ему.

Действуя то убеждениями, то силой и неистово веря в свое дело, младший смог укрепить свое княжество и расширить его пределы. На короткий период он даже сумел утвердиться в Великом Новгороде. Там князем стал его малолетний сын Иван, которого в будущем прозовут Иваном Калитой.

Смена приоритетов

В 1300 году, на очередном съезде князей в Дмитрове, Даниил Московский подтвердил договор с князьями Андреем Иваном. Однако при этом его союз с Михаилом Тверским пришлось разорвать. В последующие годы между сыновьями Данила и тверским князем будет лютая вражда. В том же году Даниил воевал с князем Константином Рязанским. Тогда войско московского князя разбило много татар, ставших на защиту Рязани, и даже умудрилось взять в плен Константина. Согласно распространенному предположению историков, именно в результате похода на Рязань, к Московскому княжеству удалось присоединить Коломну, расположенную около впадения Москвы-реки в Оку.

Расширение территории

В 1302 году умер переяславский князь Иван, который приходился Данилу Московскому племянником. Боголюбивый, кроткий и тихий Иван Дмитриевич не успел завести детей, поэтому завещал свое княжество Даниилу Александровичу, которого любил сильнее всех. На тот момент Переяславль считался одним из основных городов на северо-востоке Руси. Его присоединение сразу же усилило Москву в несколько раз. Летописи и "Житие" князя Данила с особым вниманием подчеркивают, что Переяславль был присоединен к Москве абсолютно законным путем.

На княжение Переяславлем пытался посягнуть и князь Андрей. Узнав о решении Ивана касательно престолонаследия, Даниил, сын Александра Невского , не стал мешкать и сразу же отправил в Переяславль своего сына Юрия. Когда тот прибыл в город, то увидел, что там уже начали хозяйничать наместники князя Андрея. По всей видимости, они появились в городе сразу после смерти Ивана Дмитриевича. Юрий прогнал незваных гостей. К счастью, все решилось мирным путем. Осенью 1302 года князь Андрей вновь отправился в Орду в надежде заручиться поддержкой в походе на брата. Но очередной войне не было суждено состояться.

Смерть князя Даниила

5 марта 1303 года московский князь Даниил, сын Александра Невского, умер. Перед смертью он принял пострижение в монахи. Касательно места захоронения великого князя источники расходятся. По одним сведениям, князя похоронили в церкви Архангела Михаила, на месте которой сейчас стоит Архангельский собор Московского Кремля. А по другим - в Даниловском монастыре, который князь сам же и основал.

Монастырь

Еще во время княжения младший основал на юге Москвы монастырь в честь преподобного Даниила Столпника - своего небесного покровителя. Это монастырь стал первым из известных истории московских монастырей. В "Житие" святого говорится, что благоугодно господствуя в Московской области, князь Даниил возвел за Москвой-рекою монастырь и назвал его в честь ангела своего Даниила Столпника.

Судьба монастыря сложилась удивительным образом: спустя 27 лет после смерти князя его сын Иван Калита перенес монастырь вместе с архимандритией на свой княжеский двор в Кремль и поставил при нем церковь во имя Преображения Спаса. Так был основан Спасский монастырь. Как рассказывает "Житие" Даниила Московского, спустя много лет по нерадению Спасских архимандритов Даниловский монастырь обнищал настолько, что и след от него сгладился. Осталась лишь одна церковь - церковь Даниила Столпника. А место, где она стояла, прозвалось сельцо Даниловское. О монастыре же вскоре все забыли. При правлении Ивана Третьего Спасский монастырь вновь перенесли за пределы Кремля, через Москва-реку, на гору Крутицы. Этот монастырь стоит там до сих пор и называется Новоспасским.

Чудеса

На месте древнего Данилова монастыря не раз случались чудеса, подтверждающие святость его основателя. Познакомимся с описанием некоторых из них.

Однажды князь Иван Васильевич (он же Иван Третий), находясь в древнем Даниловском монастыре, проезжал мимо места, в котором покоились мощи князя Даниила. В это момент у одного знатного юноши из княжеского полка споткнулся конь. Юноша отстал от остальных и остался на том месте один. Внезапно ему явился незнакомец. Чтобы спутник князя не испугался, незнакомец тот сказал ему: «Не бойся меня, я христианин, господин сему месту, зовут меня Даниил Московский. По божьей воле положен я здесь». Затем Данил попросил юношу, чтобы тот передал от него послание князю с такими словами: «Ты всячески себя утешаешь, а зачем меня предал забвению?» После этого облик князя исчез. Юноша тотчас догнал великого князя и рассказал ему все до мельчайших подробностей. С тех пор Иван Васильевич велел петь панихиды и вести божественные службы, а также раздал милостыню по отошедшим душам своих родственников.

Спустя много лет сын Ивана Третьего, князь Василий Иванович, проезжал мимо того же места с множеством приближенных, среди которых был и князь Иван Шуйский. Когда последний наступил на камень, под которым хоронились мощи Даниила Московского, чтобы сесть на своего коня, случившийся тут крестьянин помешал ему. Он попросил его не осквернять камень, под которым лежит князь Даниил. Князь Иван пренебрежительно ответил: «Мало ли тут князей?», и закончил задуманное. Вдруг конь стал на дыбы, упал на землю и умер. Князя с огромным трудом вытащили из-под коня. Он раскаялся и повелел служить молебен по поводу своего прегрешения. Вскоре Иван выздоровел.

Во времена царствования Ивана Грозного купец из Коломны поплыл в Москву в одной лодке со своим юным сыном и татарами. В дороге юноша сильно заболел, так что отец уже не верил в его выздоровление. Когда лодка приблизилась к церкви, в которой покоились мощи князя Даниила, купец с сыном подошли к гробу святого. Велев священнику петь молебен, купец принялся с великой верой молиться Богу, призывая князя Даниила помочь. Внезапно его сын, будто пробудившись от сна, выздоровел и набрался сил. С тех пор купец всем сердцем уверовал в святого Даниила и ежегодно приезжал к его гробу, чтобы совершить там молебны.

Александр Невский - названный сын Батыя

Еще одним интересным фактом, который, безусловно, отразился на жизни детей Александр Невского, является его названное братство с царевичем Сартаком. Информация о том, что Александр Невский - сын Батыя , воспринимается историками противоречиво. Одно известно точно - решение о служении Золотой Орде и названном братстве с царевичем Сартаком Александр Невский принял сугубо в интересах государства. В то время кровное родство ценилось мало: князья соперничали друг с другом за уделы и не брезговали предательством. А вот названное родство незыблемо почитали как святыню. Поэтому, идя на такой шаг, Александр Невский, сын хана Батыя Сартак и сам хан действовали сугубо в политических интересах.