Управления делами Президента РФ, город Москва

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизнью и христианским подвигом святых Петра и Февронии во имя любви к ближнему.
  2. Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, уважают, проявляют заботу.
  3. Развивать связную речь.
  4. Воспитывать в детях желание заботиться о близком, уважать старшее поколение.

Предварительная работа:

  • создание в группе мини-музея «Русская старина» ;
  • беседы с детьми о семье, разучивание пословиц, поговорок, стихотворений о семье;
  • чтение художественной литературы и сказок народов мира по теме;
  • просмотр мультфильма

(реж. Н. Михайлова, ВГИК, 2008) ;

  • создание родителями совместно с детьми семейных газет «Наши семейные традиции» .

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Сказание о Петре и Февронии» ;
  • семейные газеты «Наши семейные традиции» ;
  • куклы Петр и Февронья, сшитые мамой воспитанницы;
  • песня «Петр и Феврония» в исполнении группы «Непоседы» ;
  • выставка экспонатов мини-музея «Русская старина» ;
  • цветная бумага, клей-карандаш.

Ход организованной партнерской деятельности:

Дети заходят в музыкальный зал, здороваются, встают в круг.

Воспитатель:

Ребята, давайте сделаем «Круг доброты» и поделимся с друзьями своей добротой. Назовите своего соседа ласково и улыбнитесь ему!

Что необычного сегодня в нашем зале?

Дети:

Наши семейные газеты украшают стены музыкального зала.

Воспитатель:

А для чего вы делали газеты вместе со своими родителями?

Дети:

Мы хотим всем рассказать про свою семью.

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости кто-то придет. (Стук в дверь. Воспитатель вносит кукол) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Здравствуйте, дети!

Дети:

Здравствуйте, Петр и Феврония!

Воспитатель:

А как вы узнали, что это Петр и Феврония?

Дети:

Когда мы смотрели мультфильм, то Феврония там была в красном сарафане, а Петр в белых штанах.

Воспитатель:

Да, ребята. у нас в гостях Петр и Феврония в русских национальных костюмах. Они слышали, что вы хотите поговорить о семье. Ведь наши герои тоже семья. А какая семья у Петра И Февронии?

Дети:

Дружная, верная, они любят друг друга.

Воспитатель:

Петр и Феврония являются покровителями семьи. Как можно их назвать?

Дети:

Пара. Супруг и супруга. Муж и жена.

Воспитатель:

Уважаемые Петр и Феврония, наши ребята сейчас прочитают вам стихотворение.

На Руси есть сказ о том,
Как Феврония с Петром
Были парою примерной,
Дружной, любящей и верной!

Много бед перенесли,
Но расстаться не смогли.
Верой, правдой брак держали
И друг друга уважали.

Пролетела та пора,
Нет Февроньи, нет Петра.
Но они – пример семьи,
Честной, искренней любви!

Воспитатель (от имени кукол) :

Ребята, какие вы молодцы! Нам так приятно, что вы о нас знаете стихотворение!

Воспитатель:

Где жили Петр и Феврония?

Дети:

В древней Руси. В городе Муроме.

Воспитатель:

Петр и Феврония возведены в лик святых. Они изображены не только на картинках, но и на иконах.

Воспитатель:

Ребята, а где находятся иконы и для чего они нужны?

Дети:

Иконы могут быть дома, в храме, в соборе. Люди обращаются к ним и молятся.

Воспитатель:

А как вы думаете, о чем люди молятся перед иконой святых Петра и Февронии?

Дети:

Люди молятся о семье, чтобы у них были дети…

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему, на ваш взгляд, девушка возлагает цветы к иконе?

Дети:

Наверное, девушка молится о том, чтобы выйти замуж, чтобы муж был добрый и заботливый, и чтобы дети потом родились.

Воспитатель:

А каким должен быть мужчина в семье?

Дети:

Мужественным, сильным, терпеливым, уступчивым.

Воспитатель:

Какие самые главные задачи мужчины-папы в доме, как вы считаете?

Дети:

Папа должен охранять дом и семью. Он должен быть хранителем и защитником семьи.

Воспитатель:

А что еще папа может делать по дому?

Дети:

Он может починить что-то, если вдруг сломалось. Может научить кататься на велосипеде. Может покупать продукты в магазине и подарки жене и детям…

Воспитатель:

А мама какая?

Дети:

Милая, добрая, женственная. Она ухаживает за мужем и детьми, за бабушкой и дедушкой. Мама заботится о том, чтобы в семье всегда было уютно, чисто и тепло. Мама кормит и лечит, стирает и убирается в доме.

Воспитатель:

Да, женщину называют хранительницей домашнего очага.

Воспитатель:

Что объединяет мужчину и женщину?

Дети:

Любовь. Еще они вместе ходят в гости и устраивают праздники.

Воспитатель:

Давайте мы тоже сейчас поиграем, ведь в семье не только трудятся, но веселятся. (Дети с воспитателем играют в подвижную игру «Змейка – папа, змейка – мама, змейка – вся моя семья» ) .

Воспитатель:

Теперь давайте Петру и Февронии расскажем про ваши семьи, покажите им свои семейные газеты. (Рассказы детей по газетам о традициях семьи) .

Воспитатель (от имени кукол) :

Какие замечательные ваши семьи! А знаете ли вы пословицы о семье?

Дети:

  • «Муж без жены, как гусь без воды»
  • «Семейный горшок всегда кипит»
  • «Семейное согласие всего дороже»
  • «Материнская ласка не знает конца»
  • «Семья – опора счастья»
  • «Есть клад, когда в семье лад»
  • «Семья всего дороже» .

Воспитатель:

Ребята, во многих городах России Петру и Февронии установлены памятники. (Слайд с изображением памятников в Ульяновске, Архангельске, Ярославле, Ейске) .

Петр и Феврония жили долго и счастливо. Правили любовью и добром, а не гневом и яростью. И сохранили свою любовь на всю жизнь.

В России учреждена медаль «За любовь и верность» , которая вручается самым лучшим семьям страны. На медали изображена ромашка, которая является символом чистой, честной и верной любви.

Воспитатель:

Предлагаю вам сделать ромашку своими руками. (Дети коллективно изготавливают ромашку из полосок белой бумаги с помощью клей-карандаша) .

А сейчас мы каждой семье пожелаем что-то хорошее, передавая ромашку из рук в руки. (Дети высказывают пожелания.)

Воспитатель:

Итак, ребята, как вы думаете, что самое главное в жизни каждого человека?

Дети:

Семья, любовь.

Воспитатель:

Берегите друг друга, берегите свои семьи, любите и уважайте родителей!

А наших гостей Петра и Февронию мы приглашаем пожить в нашем мини-музее. Они всегда будут с нами рядом и будут помогать вашим семьям.

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Июль - месяц, богатый на праздники святых, которые являются покровителями семьи, верности, образцом супружества, - это святые Петр и Феврония, Евфросиния Московская и т. д. День памяти святых Петра и Февронии считается теперь Днем семьи, любви и верности. Это удивительно, когда праздник святых совмещается с праздником светским.

Их житие взято за образец. Сложно в современном мире кого-то считать идеалом для подражания, поэтому именно святые стали образцом. Многие молодые люди говорят: «Они женились, прожили счастливую жизнь и умерли в один день. И мы бы хотели так же». Так говорят многие пары, которые создают семью. Но они не знают, откуда эта история. А это история святых Петра и Февронии, которые прожили счастливую жизнь и умерли в один день. Это удивительно. Если чуть-чуть коснуться их жития, какой все-таки образец для современного человека! Сегодняшняя российская статистика за этот год показывает такие цифры: на тысячу браков семьсот разводов. До революции было на тысячу браков три развода. Чувствуете разницу? Вот ответ на вопрос, до чего довела свобода, жизнь без заповедей Божиих. На днях перечитал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина…

- А я недавно посмотрела фильм 1958 года «Капитанская дочка». Прекрасный фильм.

Но он был потрясающе политизирован. Там Пугачев - борец с царизмом, и он же покровитель семейного счастья. И какие слова у Александра Сергеевича! «Любовь - пылкое чувство». А знакомство? Герои долгое время были вместе в этой крепости, и вдруг он делает ей предложение: «Давайте обвенчаемся. Ваши родители нас благословят. А потом уговорим моих родителей. Маменька покладистая, но… с отцом будут проблемы». Он пишет письма, отец не благословляет, потому что сын молод, дуэлянт, чуть не лишил жизни другого человека - Швабрина. Когда он и Марья Ивановна читают это письмо, она говорит: «А без родительского благословения счастья нам не будет. Покоримся воле Божией. И пусть Вам Господь пошлет счастливого, доброго человека, а я Вам, видно, не пара». Интересно, в этом фильме 1958 года полностью передается дух повести Александра Сергеевича… Вот какой взгляд на жизнь! Сейчас это такая архаика. Молодые люди сами все решают. И что получается? На тысячу браков семьсот разводов, а раньше только три.

Какой-то особый промысл, особое благословение, скрепа была, когда старались делать все по совету, рассуждению и, самое главное, по заповеди Божией. Кстати, интересно: отец Павел Груздев однажды венчал одну пару, и ему было что-то открыто. Он этих людей видел первый раз, но сказал: «Надо же, в белой фате и называется невеста. Да какая она невеста, она уже раз пять все знала». Оказывается, «невеста» от глагола «ведать» - «незнающая». А чего не знающая? Не знающая никаких супружеских отношений, потому что только сейчас, с благословения Божия, благословения родителей, Церкви начнется эта счастливая жизнь. Поэтому она в белой фате, белый цвет - символ чистоты. Она невеста - незнающая.

В Церкви есть такой обычай: когда совершается Таинство Венчания, жених встает в одном углу, а невеста - в другом; священник приводит и ставит их на коврик, дает им по свече, и с этого начинается обручение. Оно предваряет Таинство Венчания. Это символ: они сейчас вот так тесно встречаются в церкви - она стояла в одном углу, а он - в другом. У них был период жениховства, но никакой близости еще не было. Вот они по углам стоят, даже в храм не вместе пришли. Сначала пришел жених, а потом приходит невеста. Когда я был в Италии, я видел потрясающий обычай в церкви западного обряда. Стоит жених, дожидается в церкви. Дорожка в храм, устланная цветами… И в храм вводит невесту отец - в черном пиджаке, в белой рубашке. Он подводит свою дочь к алтарю и вкладывает ее руку в руку жениха; выходит священник, и начинается Таинство Венчания. Отец приводит - не вместе молодые пришли. Тесная семейная жизнь, личные отношения, супружеские, начнутся только сейчас, с Таинства Брака. То же самое было у Петра и Февронии.

Расскажу тоже одну интересную историю. Я недавно снимала фильм о замечательном Спасском храме в селе Дворы по Успенскому шоссе. Его построил знаменитый зодчий Яков Бухвостов, крепостной, который был гениальнейшим архитектором. Он нигде не учился, самоучка. Он построил храм в Филях невероятнейшей красоты, глаз оторвать невозможно. И есть несколько версий, почему он Спасский. Одна из наиболее достоверных версий: Петр Шереметьев назвал так храм в память о своем венчании, когда отец благословлял его и невесту иконой Спаса Нерукотворного и на этой иконе написал молитву. Она до сих пор сохранилась. Целую молитву отец написал, обращенную к Спасу, о сохранении супружеской жизни Шереметьева и его невесты. И храм посвящен воспоминанию о той иконе, которой отец благословил.

Потому что это принесло им счастье. Так как была сохранена верность заповеди отца, заповедям Церкви. Получается, это храм благодарности Богу за счастливо прожитую семейную жизнь. А если вернуться к житию святых Петра и Февронии, надо сказать, был потрясающий момент. Возникла дилемма: она была крестьянка, дочь древолаза, собирателя дикого меда (кстати, об этом меде говорят, что у него прекрасные целебные свойства, у нас он называется бортный; мед редкий, но, если у кого-то будет возможность, приобретите). А на самом деле такая была у него профессия, этим он зарабатывал себе на хлеб. У Петра была болезнь, почти проказа. Ему было видение, что его может исцелить только девушка по имени Феврония, дочь собирателя меда. В конце концов она его исцеляет.

Это длинная история. Он на ней женится, хотя сомневался: он - князь, а она - простая крестьянка. Но была масса откровений, видений. Когда она исцелила его, он сначала не послушался, обманул, не стал жениться, и проказа возобновилась. Только потом, по ее молитве, окончательно исцелился и решается жениться: было явное свидетельство помощи Божией, что она ему послана от Бога. Они какое-то время живут, но им позавидовали, что простая крестьянка - княгиня: зависть человеческая, черная зависть, неблагодарность. Ставят его перед выбором: или ты остаешься князем, но без нее (пусть она возьмет сколько угодно денег), а ты себе возьми в жены любую другую. Вот какой взгляд на жизнь: как будто взяли и поменяли одежду - взгляд не евангельский. Как можно: «Возьми другую»?

Муж и жена - одна душа, одно тело, один дух. Что такое идеал семьи? Человек трехсоставен - у него дух, душа, тело. Хотя первое, что привлекает, - это внешние качества человека: образ, эстетика, красота и прочее. Соединиться по телу - дело нехитрое, никакого ума здесь не надо. А стать одной душой, знать характер другого человека, уметь его понимать, любить, принимать не только одни достоинства, но и недостатки любимого человека - это очень важно. И не только быть друзьями, но жить душа в душу. Петр и Феврония и жили душа в душу, а есть еще высшая степень соединения - когда люди в одном духе. Мы знаем прекрасно, что есть масса людей, которые друг друга понимают, друг друга любят, но один имеет веру, а другой - нет. Единства в духе нет, и по душе они могут иметь прекрасное взаимопонимание, в телесном отношении тоже все благополучно, а в духе - нет.

Единство у Февронии и Петра было телом, душой и духом. И ему говорят: «режь» себя пополам. Но супруги - две половинки одного целого. На что решается Петр? Он оставляет княжение. Что получилось дальше? Господь все восполнил… Они уходят, плывут по Оке, неизвестно, в каком месте окажутся. Проходит совсем немного времени: те, кто к этому был причастен, за власть передрались, пролили кровь и поняли, что они будут жить в страшной вражде, потому что справедливости нет, авторитета нет, власть незаконная. И они возвращают Петра, просят вернуться на княжение в Муром. Он поступает по любви, по заповеди, а Бог его вознаграждает сторицею.

Люди думают порой: «Я что-то могу потерять, лишиться чего-то». Ничего подобного: человек, который в жизни идет до конца в своих принципах, убеждениях, нравственности, чего бы это ему ни стоило, не будет забыт у Бога.

Удивительное повествование жития этих святых. Когда такое церковное повествование сопряжено с народным фольклором - это, пожалуй, единственный случай, когда параллельно идут два жизнеописания: церковное и народно-фольклорное. Это говорит о том, что, видимо, настолько был яркий образ Петра и Февронии, что народ даже целую сказку сложил об этом.

Священник Еразм составил их жизнеописание, и с общим повествованием их разделяло три столетия. За 300 лет много чего утекло из памяти, и в этом сказочном житии тоже многое идеализировано. Ну, пусть будет так. Каждый из нас должен стремиться к идеалу. Кто-то из мудрых людей сказал: «Фантазия начинается с фантазера». Человек придумал идею, цель и начинает к ней стремиться. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Всегда надо брать планку выше, и тогда будешь из себя что-то представлять. Кстати, есть закон шахматной игры - надо всегда играть с теми людьми, кто играет лучше тебя. Это тебя сделает опытнее. Не надо играть с теми, кто слабее. Тут тоже совершенно конкретная наука об этом спортивном шахматном искусстве. Надо все время выше и выше брать планку. Даже если она во многом идеализирована... Кстати, в Муроме до сих пор Петр и Феврония в раке вместе.

Это удивляет всегда, и многие люди, которые воцерковляются, спрашивают: «Они правда оказались в одном гробу?» Поверить нашему рациональному, холодному современному уму в то, что может произойти такое божественное чудо, сложно. Удивляет не то, что он был верен, а то, что они остались в одном гробу, когда их разделяли.

Это является наглядным свидетельством - «прииди и виждь». Многие молодые люди из нашего молодежного движения «Покров» обязательно перед браком едут в поездку в Дивеево через Муром или, наоборот, через Муром в Дивеево. То есть едут помолиться и своими глазами видят: два человека вместе. Нетленные мощи одного и другого, и они вместе. Слово «вместе» - это та самая планка, к которой надо стремиться: вместе телом, вместе душой и вместе духом. Это, конечно, для нас, светских людей, которые живут семейной жизнью, - идеал и стремление.

Но не все так просто было. Вот момент: у нее крестьянское воспитание, у него - княжеское. Ему нашептали бояре, что она после обеда по крестьянскому обычаю сметает крошки со стола, как будто голодная. А это священное отношение к хлебу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это отношение: хлеб и еда - Божий дар. Мне один священник как-то сказал: «Мне однажды мысль пришла в голову, что еда - это выражение Божественной любви к нам. Лошади, быки жуют одну траву, они понять не могут, что такое бананы, яблоки, молоко, конфеты... Только человек может оценить разнообразие, которое дает Бог». Феврония относилась к хлебу как к дару Божиему. Князья нашептали; он увидел это за столом: она начала сметать крошки, собрала их в кулак. Он подходит, взял ее за руку и попросил, чтобы она ее разжала. И был потрясен: не крошки хлеба были, а ладан в руке. И он, может быть, заготовил ей какую-то речь, наставление, нравоучение, назидание, но вдруг в руке ее вместо крошек ладан! А что это такое? Дар Божий. Человек с благодарностью отнесся даже к этим крошкам, чтобы они не были попраны.

- Во Введенском Владычном монастыре до сих пор сохраняется обычай благословения укрух. Когда монастырь строился, я видела, с чего там начинали. Не хватало хлеба, пищи монахиням, и они сметали крошки и доедали. Настолько было голодно. Этот обычай - воспоминание о том, как было голодно. Сейчас уже все хорошо, но по- прежнему все собирают и благословляют эту пищу, которую давал Господь даже в виде крошек.

И мне мама все время говорила: «Бери из общей тарелки или кастрюли столько, сколько ты съешь. А если ты в гостях, то надо доедать все». Почему? Во-первых, чтобы не показать неуважение, как будто это было невкусно. И надо все время предупреждать, сколько положить, чтобы не оставлять, чтобы ничего не выкидывать. Все складывается из мелочей, это уважение к дару Божиему, который Господь послал. Если ты не взял - достанется другому, но нельзя выбрасывать. Многие на исповеди говорят: «Выбрасываю продукты». Это на самом деле грех. Вы с невнимательностью, нерассудительностью так поступаете.

- Люди работали в поте лица…

Бог послал деньги, ты их заработал, тоже не без помощи Божией. Ты поменял деньги на продукты, а потом они у тебя прокисли…

Мы немножко отошли в сторону. Это интересная тема - потребление, к которому подталкивают СМИ и супермаркеты.

Почему у Февронии был такой богодухновенный дар молитвы за свою семью, чтобы он остался верным, она осталась верной? Она была благочестивой жизни. А здесь через этот маленький шаг приоткрывается следующее: «Будь верным в малом, над многим тебя поставлю». Верность в малом сделала ее святой, она сохранила эту святость - и не только в мелочах, но и в еще большем. Кстати, Высоцкому, наверно, бабушка его или его родственники все-таки это житие читали и он каким-то образом об этом знал. Я однажды столкнулся с его воспоминаниями. И там есть такая зарисовка. У него спрашивают: «Какое качество вы цените в людях?» - «Больше всего в людях я ценю верность, потому что, если ты не верен, ты - никто и у тебя никого». Потрясающе. Верность, которая даже затронула ум такого человека, как Высоцкий, достойна внимания, достойна подражания, достойна того, чтобы это стало содержанием нашей повседневной жизни. И необязательно только супружеской жизни; верность своему долгу, Отчизне, Церкви, верность тому братству, в котором ты живешь, тому делу, в котором ты живешь… Это то чувство, которое должно быть присуще всем нам.

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Маслова

…Многим «Повесть о Петре и Февронии» знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.

Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же помогло ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.

Кровь змея обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами и струпьями. Ни один врач не мог исцелить княжеского брата, пока один из его слуг не нашел в селе Ласково (Рязанская область) дочь древолаза Февронию. Феврония говорила мудреные и мудрые речи. Она согласилась исцелить Петра при условии, что он возьмет ее замуж. Что это? Честолюбивое желание крестьянки стать княгиней? В повести (по крайней мере, в ее основном варианте) на это нет даже намека. Феврония, говорящая загадками (почти как княгиня Ольга в «Повести временных лет»), знает и видит больше, чем князь Петр и его слуги. Она вещая дева, которой, возможно, было открыто, что ей суждено стать женой Петра, потому что только она может его исцелить. Те, кто анализировали текст повести, обращают внимание на то, что употреблен глагол «исцелить», а не «уврачевать». Можно предположить, что речь идет не только о телесной болезни Петра, но и о его душе. «Неверующий муж освящается женою верующею».

Феврония - образец кротости, смирения, скромности. Она мудра, но не кичится своей мудростью. Петр же совсем другой. Приняв от Февронии закваску, которой следует намазать язвы и струпья, он решает испытать девушку в мудрости. Неужели чтобы узнать, достойна ли она стать его женой? Он посылает ей маленький пучок льна, с тем чтобы, пока он будет мыться в бане и намазывать струпья, она соткала ему из него рубашку, штаны и пояс (или полотенце). Феврония могла бы огорчиться, посмеяться, долго объяснять, что это невозможно... А она в ответ посылает княжескому брату свое задание - из небольшого поленца сделать для нее (простой крестьянки!) ткацкий станок и прочие инструменты. Петр как будто забыл о своем задании. «Это невозможно! » - отвечает князь. «Конечно, - говорит Феврония. - И из маленького кусочка льна соткать одежду взрослому мужчине тоже невозможно». Ни упрека, ни гнева. Простой и разумный ответ.

И возникает вопрос: кто из них кого испытывает? Кто выбирает? Создается впечатление, что Феврония идет по прямой дороге: суждено выйти за Петра - хорошо, взять на себя заботу о его исцелении - хорошо, наставлять его на путь истинный - хорошо. Это пример послушания. Петр же хочет, чтобы все было, как ему угодно. Может крестьянка исцелить его - а мы еще посмотрим, достойна ли она этого. Условие исцеления - брак, а мы еще поглядим, годится ли она на роль княгини. Другим он был в начале повести. Когда в храме отрок предложил ему указать место, где лежит Агриков меч (только им можно было убить змея), то сказал князю: «Следуй за мной». И князь смиренно пошел, сделал, что ему было велено, - и все получилось.

Исцелившись, Петр не женился на Февронии. Он решил от нее откупиться подарками. Подарков девушка не взяла: она знала, что должна стать женой. Тут есть щекотливый момент: когда она лечила Петра в первый раз, то один струп наказала не мазать лекарством. Что же получается - она сама хотела испытать Петра? Убедиться, что он ее достоин? У нас нет четкого ответа. Думается, что, если Феврония была мудра, она предполагала (или наверняка знала), что сразу Петр на ней не женится. Но если этот брак предопределен, надо было каким-либо образом заставить Петра снова обратиться к ней за лечением. Так и произошло. На этот раз свадьба состоялась.

Когда старший брат Павел умер, Петр стал муромским князем. По наущению жен бояре стали наговаривать князю на Февронию: дескать, не соблюдает она этикет, крошки со стола собирает, будто голодная. Придирка бояр ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе)? Раньше считалось, что в животных могут жить бесы. Не обвиняли ли бояре Февронию в колдовстве?

Князь Петр решает убедиться в невиновности жены. Он специально обедает с ней и, когда та собрала в пригоршни крошки, разжимает ей руки. Что же он видит? - Чудо: крошки превратились в фимиам. Это чудо еще раз доказало ему, что Феврония достойна быть его женой (и сколько раз еще придется доказывать это право?). С тех пор, говорится в повести, князь не сомневался в Февронии.

Теперь бояре приходят к Февронии. «Отдай нам то, что мы у тебя просим! » - «Берите. Но и мне дайте то же» («то же» в смысле «то, что я попрошу» или «то же» в смысле «то, что вы у меня просите»?). Феврония говорит мудрее бояр. Они просят у нее князя Петра (в смысле - отпусти его, разведись с ним), она же у них - своего мужа. Бояре приходят к Петру, перед князем стоит выбор: или жена, или княжество. Что перевесит: любовь или власть? Для христианина ответ однозначный: живой человек (тем более супруга) дороже богатства и власти. Кроме того, разведись Петр с Февронией, он бы поступил не по-христиански. Ведь тот, кто разведется с женой, толкает ее на прелюбодейство.

Петр и Феврония уходят из Мурома. Они плывут по озеру. И в лодке один человек, вместе с которым едет и его жена, засматривается на Февронию, имея нечистые помыслы. Феврония угадала это и преподнесла мужчине урок. «Зачерпни воды с одного борта лодки и с другого и отпей. Одинакова ли вода?» - «Одинакова, госпожа моя». - «Вот и женское естество одинаково». Не думай, мол, помышлять об измене. В нескольких словах, снова просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены. Это тоже обращение к теме брака.

На берегу, вдалеке от города, князь Петр сокрушается и размышляет: а верно ли, что он оставил город ради Февронии? Неужели он снова будет ее испытывать? Феврония и сама угадала это. Она сотворила чудо - благословила срубленные для костра ветви, и наутро они выросли большими деревьями. Она не прельщала Петра своими чудесами - она просто давала ему понять, что с ними Бог, ведь это Он через нее творил чудеса. Значит, все будет хорошо.

Наутро же бояре пришли с повинной: в городе разразилась настоящая война за право быть князем, поэтому они просят Петра и Февронию вернуться в Муром и править ими. Так супруги и сделали.

Они правили разумно, были своим подданным как отец и мать и вели праведную жизнь. Незадолго до смерти они приняли монашество. Петр - под именем Давид («возлюбленный», вероятно, и Богом, и женой), Феврония - под именем Евфросинья («радость»). Они решили умереть в один день, и ради этого Феврония-Евфросинья даже оставила недоделанным покров - воздух, который она вышивала для храма. Покров мог дошить кто-то другой, а исполнить обет и умереть одновременно с мужем могла только она.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных. Дескать, они монахи, негоже им лежать вместе. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.

Повесть о Петре и Февронии неоднократно пытались отредактировать в XVI, XVII и XVIII веке. Одним из редакторов был даже патриарх Гермоген. Казалось, что в повести недостаточно подробностей и деталей. Была даже попытка ввести в повесть элемент политической пропаганды. В тот месте, где Петр и Феврония возвращаются в Муром, было вставлено описание радости народа при встрече законных правителей. Во времена Ивана Грозного (который в 1552 году, когда ехал брать Казань, заезжал в Муром, чтобы помолиться святым супругам) шло собирание земель вокруг Москвы. Укрепляя свою власть, царь чувствовал сопротивление бояр, которые не желали потерять влияние в обществе. Поэтому повесть должна была быть им образцом: пока не было князей, в городе началась смута. И только князь смог восстановить порядок.

Главные усилия редакторов были направлены на то, чтобы придать повести форму канонического жития (ведь она не была включена в Четьи Минеи). Такая правка ограничивалась, как правило, добавлением эпитетов «праведный», «благочестивый» и т. п. к главным героям и некоторыми фразами, содержащими христианскую мораль. Например, вставкой о том, что Петр почитал старшего брата Павла, послушно исполнял его повеления и каждый день приходил к нему на поклон.

Но эти редакции не очень прижились, и люди по-прежнему воспринимали «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как историю удивительной любви. Сегодня можно услышать, что это «православный день святого Валентина» (в смысле праздник влюбленных). Это не совсем верно. В народе день памяти святых супругов был (и эта традиция возвращается сейчас) праздником любви, прежде всего, супружеской. Не забудем, что он приходится на период Петровского поста. В этот день принято молить Господа о даровании мира, гармонии и любви в семье и о сохранении Русской земли.

КГСКОУ Маралихинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида
Классный час

«Православные святые Пётр и Феврония»

7 класс

Классный руководитель: Гольева Т.В.

2011-2012 учебный год

Цель : формирование основ семейного воспитания на примере православных святых Петра и Февронии.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения и смыслом празднования Дня святых Петра и Февронии;

Развитие восприятия и мышления при усвоении слуховой и зрительной информации;

Формирование нравственных основ воспитания будущего семьянина;

Воспитание уважительного отношения к русской православной культуре и истории православия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карта Киевской Руси, иконки с изображением святых.
Ход классного часа.

1. Вводная беседа.

Кто такой Святой Валентин?

Кто такие святые?

Есть ли в православии святые, покровители любви, семьи и верности.
2. Основная часть.

Беседа «Как крестилась Русь».

(С опорой на знания, полученные на уроках истории Отечества).

Какая вера была у восточных славян?

При каком князе на Руси принято христианство?

Как Владимир выбирал веру для своего народа?

Когда произошло крещение Руси?

Как и где произошло крещение первых подданных Владимира?

Сколько лет Русскому православию?
Рассказ «Кто такие «святые».

Какого человека можно назвать святым?

Человек искренне служит богу; жизнь его наполнена добрыми делами для людей; способен совершать необычное для других людей.
Рассказ-презентация «Петр и Феврония»

Слайд 2


Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония...

Слайд 3


Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

Слайд 4


И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Слайд 5


Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

Слайд 6


После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Слайд 7


Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Слайд 8


Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре со гласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Слайд 9


Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Слайд 10


Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Слайд 11


Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

Слайд 12


А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Слайд 13


Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Слайд 14


Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Слайд 15


Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

Слайд 17


С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Таким был на Руси день Петра и Февронии - святых, которых очень почитали наши предки. Это и понятно: праведники дали людям новый, доселе неведомый идеал любви, основанной на родстве душ, взаимном уважении и многолетней привязанности...
Слайд 19

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами и вселят в их души покой и благодать...

По инициативе жителей Мурома в городе были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня Петра и Февронии, которые затем поддержали и во многих других городах России. До революции в России праздник в честь святых Петра и Февронии Муромских, олицетворяющих супружескую любовь и верность в русской культуре, отмечался очень широко. Сегодня эта традиция возрождается.

Звучит песня о святых Петре и Февронии.

О счастье семейном молятся

По всей православной России

Муромским чудотворцам

Чтоб у Господа испросили.

Надежду, любовь и веру

И верность друг другу до гроба.

И за гробом тоже примером

Они нам сияют оба.

Жизнь во все времена похожа:

Те же требы у каждого века,

То же горе и счастье то же,

Искушенье у человека.

Чтобы тьма не закрыла солнце,

Чтоб не множилось беззаконие

За нас с вами усердно молятся

Петр и Феврония.


Слайд 23

Зажигая сегодня свечи,

И сердца любовью зажгите,

Чтобы были мы вместе вечно

Заступничества попросите.

И дарите ромашки любимым,

Знаком верности и чистоты.

Пусть станут навеки отныне

Русского поля цветы.
Слайд 24

Памятник Пётру и Февронии в городе Муроме.

Памятник Петру и Февронии в Архангельске. Памятник Петру и Февронии в Абакане. Памятник Петру и Февронии в Сочи.

Памятник Петру и Февронии в Ярославле.

3. Заключительная часть.

Детям дарятся иконки с изображением Петра и Февронии с пожеланиями счастья и понимания в семье родителей, в удачном и счастливом семейном будущем.

Семья - это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит
нравственность человеческого общества
Ф. Адлер

Цель : ознакомление учащихся с жемчужиной древнерусской литературы - «Повестью о Петре и Февронии Муромских».

Задачи :

Образовательные:

  • выявить особенности жанра древнерусской повести;
  • помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней;
  • формировать умение выделять тему и идею произведения.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

Воспитательные:

  • воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы: Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Слово учителя.

Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина- покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных - 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Обращение к эпиграфу урока: Ф. Адлер говорил: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность...)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век...

Нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы - повестью " Повесть о Петре и Февронии«. Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести...»

III. Историческая основа «Повести...»

Кто является прототипом главных героев повести?

И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

IV. Жанр произведения (комментарий учителя)

Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть...» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести - классический образец житийной литературы.

Что такое житие святого?

Житие святого - повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой.

V. Чтение и составление плана «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1.Обсуждение плана повести, пересказ эпизодов, запись плана в тетрадь.

Примерный план.

1.Зачин.
2.Змий посещает жену князя Павла.
3.Тайна смерти змия.
4.Змий уничтожен. Пётр тяжело заболевает.
5.Мудрая девушка из села Ласково.
6.Условия исцеления князя Петра.
7.Испытание мудрости Февронии.
8.Князь Пётр выздоравливает, но не сдерживает обещание. Наказание.
9.Вторичное исцеление князя Петра. Он женится на Февронии.
10.Пётр становится самодержцем в Муроме. Бояре не принимают Февронию.
11.Испытание Февронии (крошки превращаются в ладан)
12.Изгнание Февронии из города. Сомнение Петра.
13.Феврония творит чудо.
14.Возвращение князя и княгини в Муром.
15.Праведная жизнь Петра и Февронии.
16.Пётр и Феврония принимают монашество.
17.Смерть супругов в один день.
18.Посмертная воля супругов нарушена, но их тела чудесным способом оказываются в одном гробе.
19.Концовка.

VI. Аналитическая беседа с опорой на текст

Словарная работа.

Продолжите строку:
Целомудрие-это...
Исцеление человека-это...

Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный).

Что привело Петра в дом Февронии (случайность или провидение)? От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией).

Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему).

Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом «Петр и бояре», чтение в лицах).

Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра).
- Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет?

(Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа).

Целомудрие, т. е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: «Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и...» (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни.)

Как Феврония убедила Петра в своей мудрости и богоизбранности?

Что послужило причиной изгнания Февронии из Мурома?

Через какие испытания проходят Пётр и Феврония? Для чего они им посланы?

К кому они обращаются в трудную минуту?

Вернувшись в Муром, мстят ли они своим недоброжелателям?

Пётр, первоначально избегавший брака с Февронией, становится её половинкой, её вторым «я».
Почему это произошло?- Можем ли мы утверждать, что их взаимоотношения динамичны (любовь - влюблённость, любовь-испытание, любовь - единение в Боге)

Что такое монашество? Почему Пётр и Феврония приняли в конце жизни монашеский постриг?

О чём они молили Бога, предчувствуя скорую кончину? - Какое значение имеет концовка? «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности.
Нет трагизма в конце повести, смерть - этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью).

Какое чудо (и почему неоднократно) совершалось после их смерти?

Как слова эпиграфа мы можем соотнести с прочитанным?

5.Характеристика персонажа

Расскажите о Февронии от лица

а) слуги Петра;
б) Петра;
в) бояр и их жен.

Какими качествами и в каких ситуациях обладает Феврония? (Используем новые слова)
(Характер преподобной Февронии показан как характер исключительный. Вера в Создателя, ум, благочестие, терпение, смирение, верность - качества, присущие ей. Она обладает чудесным даром целительства, который она получила от Господа. В трудные минуты она не теряетсамообладания, ибо она во всём видит волю Божью. Её последнее дело посвящено Богу: шила покров для храма Богородицы).

VII. Художественные особенности повести

Какова тема и идея повести?

Тема - история любви, преданности, самоотверженности.
Идея - показать идеал праведника, утверждение любви - великого чувства

VIII. Синквейн

Составить синквейн «Любовь» «Семья»

Правила составления синквейна.

· правая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
· вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
· третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
· четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
· пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

IX. Итоги урока

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя - воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро - главнее всего для автора.

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести - реальные исторические лица.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.
Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.
Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви - основная идея повести

Смысл названия произведения.

Почему называется «Повесть о Петре и Февронии Муромских»? (Петр достиг идеала святости в своей жизни).

В чем святость героев? (Чтение эпизода «И правили они в городе том...»)

Чем, по-вашему, была привлекательна «Повесть...» для современников?

Что ценное для себя могут в ней найти ныне живущие и вы в частности?

Кто знает, когда Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию?
(8 июля Православная церковь чтит преподобных Петра и Февронию Муромских. К святым обращаются все влюбленные и любящие, ища у них покровительства и защиты. 8 июля мы отмечаем замечательный праздник - День Семьи, Любви, Верности. В этот день не только верующие вспоминают о Петре и Февронии Муромских).

X. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: «Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»