Иван Бунин
"Густой зеленый ельник у дороги..."

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг - прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон - и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

Поэзия Бунина очень своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин - тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло бы быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал "неправду" символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж - пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа - сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль.
Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.
http://bunin.niv.ru/review/bunin/009/820.htm

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель: прозаик, поэт, публицист.
Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа "Антоновские яблоки". В 1901 году в издательстве символистов "Скорпион" вышел сборник стихотворений "Листопад". За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате" (1898 год, в некоторых источниках указан 1896) Российской Академией наук Ивану Алексеевичу Бунину была присуждена Пушкинская премия.
Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/bunin.html

Тема : И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" 3 класс

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Формировать систему читательских умений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
  • Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
  • Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
  • Анализировать стихотворение И.А. Бунина "Густой зелёный ельник у дороги…" с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
  • Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
  • Любовь к Родине.

Метапредметные связи : Русский язык, темы «Лексика», «Текст».

Ресурсы урока : Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», портрет И.А. Бунина; фотографии оленей;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пожелаю вам сейчас

Новых знаний, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания.

а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»

Вчера мы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома вы должны были подготовить его выразительное чтение. Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.

б) Вопросы после чтения:

  1. Сообщение темы урока

Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.

Ребята! Произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.

1 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)

Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Густой зеленый ельник». Закройте учебники.

  1. Первичное чтение

Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

Вам понравилось это стихотворение? Почему?

Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

Что вызывает в вас эту радость?

Откройте учебники на странице 176.

Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

  1. Физминутка
  2. Чтение детьми и работа нал словарем

Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

2 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы)

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Анализ стихотворения

Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

3 слайд (пейзаж ельника)

Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

4 слайд (Фотографии оленей)

Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

Любит ли он природу?

Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

Выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия, оценивание

Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

– Я благодарю вас за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.

5 слайд (Благодарность)


И.А. Бунин - один из самых известных русских авторов, в том числе обладатель Нобелевской премии по литературе. Он создавал не только прозаические произведения, но и стихи, многие из которых посвящены теме красоты природы. К данному типу можно отнести и стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги...".

Импрессионизм в поэзии Бунина

Бунина считают одним из родоначальников импрессионистического стиля в русской традиции. Импрессионизм в искусстве появился во Франции. Он подразумевает передачу впечатлений автора от увиденного вокруг. Именно на основе этих впечатлений и создаются художественные образы.

В случае с Буниным импрессионистичность лучше всего выражается в пейзажных зарисовках. И в стихотворных, и в прозаических произведениях автор уделяет особое место описаниям природы, детально передавая ее красоту. Для Бунина уникальный окружающий мир является главным источником вдохновения. Он использует многочисленные художественные средства, чтобы подчеркнуть, как прекрасен каждый день.

Анализ стихотворения "Густой зеленый ельник у дороги..."

Стихотворение "Густой зеленый ельник у дороги..." - образец пейзажной лирики. Сюжет его достаточно прост и описывает столкновение лирического героя с оленем в зимнем лесу. Однако в небольшом по объему произведении заключается особый, важный для автора, смысл.

Главными средствами художественной выразительности, используемыми автором, являются:

  • эпитеты ("пушистые снега", "хвойных крестиков" и т.д.);
  • анафора ("Вот след его... / Вот снова след...");
  • инверсия ("олень, могучий, тонконогий...").

Основная мысль произведения заключена в последней фразе: "Он красоту от смерти уносил...". Это предложение заставило меня задуматься над такими вопросами, как отношения красоты и смерти, важность жизни в целом. Для самого Бунина смерть убивает прекрасное, именно поэтому лирического героя переполняет радость, когда он видит, как олень спасается от охотников. Ведь это значит, что очень красивое живое существо сможет радовать своим видом окружающих еще какое-то время.

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родины. При этом функции, выполняемые нарисованными поэтом пейзажами, очень разные в зависимости от конкретного произведения. Пейзаж может выражать чувства, испытываемые лирическим героем, способствовать возникновению контраста между миром и социальными элементами, может стать эмоциональным фоном, тонко настраивающим читателя на восприятие стихотворения. Именно понимание Буниным российской природы сделало ее изображение в его творчестве прекрасным и действенным инструментом, служащим целям литератора.

«Густой зеленый ельник...» написан в 1905 году. Впрочем, опубликовано оно было в сборнике, подытоживающем творчество поэта за 1903-1905 гг, под названием «Олень».

Главная тема произведения

Центральной темой небольшого стихотворения является природа — ее описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идет по ельнику, протаптывая тропы и ища себе пропитание. Природа мирная, спокойная, и олень — единственный, кто нарушает ее неподвижность. А вот в третьем четверостишии все меняется. В гармонию зверя и леса вмешивается третий фактор — человек.

Оленя, до того естественно передвигавшегося по лесным угодьям, пугает охота. Он вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это словами «он красоту от смерти уносил», подчеркивая, что ничего хорошего зверю от человеческих развлечений ждать не приходится.

Перемена в темпе и характере повествования стремительна, она пугает читателя, заставляет вздрогнуть, оторопеть на мгновение. И при этом симпатию и сочувствие вызывает спугнутый олень и потревоженный ельник, а вовсе не сорвавшаяся охота. Читатель испытывает радость от того, что полный сил олень легко уходит от гончих и людей, остается свободным и живым.

Структурный анализ стихотворения

«Ельник» - произведение короткое, всего 4 строфы, каждая — из одного четверостишия. Рифма перекрестная. В первых двух строфах, подчеркивая величие и спокойствие природы, Бунин почти не употребляет глаголов: они появляются лишь в случае необходимости, описывая движения животного.

В третьей строфе благодаря пропущенному глаголу во фразе «И вдруг — прыжок!» достигается стремительность, внезапность действия. Подчеркивается, что мирная картина леса разрушена, своей охотой человек, травящий благородное животное собаками, попрал природу.

В последней строфе множество эпитетов и восклицаний, что передает радость от успешного спасения оленя.

Данное стихотворение выражает восхищение литератора русской природой и предупреждает о необходимости ее сохранения. Бунин не обвиняет людей напрямую, он вообще не говорит о них ничего, а человек как субъект и вовсе отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту Бунин вызывает сочувствие у читателя и заставляет задуматься о том, стоят ли развлечения потревоженной красоты.

Творчество великого русского литератора Ивана Алексеевича Бунина стало яркой страницей в истории русской литературы. Каждое произведение этого писателя и поэта наполнено тонкими чувствами, через которые автор передает читателю красоту и необыкновенность окружающего мира и людей.

Перу Ивана Буна принадлежит много романов, рассказов и замечательных стихотворений, в которых он вложил не только свое писательское мастерство, но и душу. С одним из его стихотворений, вы ознакомитесь сейчас.

Анализ стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги»

Первая строчка стихотворения переносит нас в зимний пейзаж, мы представляем непроходимые снега, которыми окутана лесная чаща. Вдруг из-за зеленого ельника вышел красавец - олень . Он шел медленно и гордо нес свои красивые рога. Автор описывает следы, по которым шел олень: согнутая ель, обсыпанные на белый снег хвоинки и оленья шерсть, оббитые рогами ветки и следы.

Именно по следам автор сделал вывод, что сначала олень шел медленно, а потом начал бежать. Но от кого, же он убегал так торопливо? От людей, которые хотели его убить. В конце стихотворения, Иван Бунин восхищается силой и красотой оленя, который вопреки всему смог убежать от своих преследователей. Своим отчаянным бегом, олень удалось спасти не только собственную жизнь, но и красоту природы, частью которой он является.

Красота природы в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги» вызывает у читателя чувство восхищения природой. Автор смог передать всю красоту природы , которая окружает человека. Необъятные просторы, белые снега, зеленые хвойные деревья и сильный красивый олень – все это заставляет нас испытывать восхищение и восторг.

В стихе Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люд, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость.

Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи.

Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться.