Об армянах словами известных людей и самих армян

"Об армянах издревле сложилось плохое мнение, - и это, разумеется, не лишено основания, так как иначе оно не могло бы возникнуть у целых народов и притом в разные времена. Именно армяне склонны кричать по всякому поводу. Не пустят их в чужой дом, или раскроют какие-либо их козни, или отдадут под суд их воришек, - они не только сами поднимают крик, но и заставляют кричать глупых или продажных людей из иноплеменников".

Армяне об армянах

Отец армянской истории Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский) в V веке говорил о своих соплеменниках:
"-я хочу указать на жестокосердие, как и высокомерие нашего народа,...
-отвергающее благое, изменяющего истине,...
-народ строптивый и преступный,..
-ДУША, КОТОРОГО НЕ ВЕРИТ БОГУ!
-вы совершили прогневленное и в ложах ваших не принесли раскаяния
-вы заклали заклание и беззакония и уповающих на господа презрели
-поэтому найдут на вас сети того, кого вы не прознали и добыча, за который вы гонялись, сделает вас своей добычей, и вы попадете в те же сети..."

Профессор Лео (армянский автор нескольких крупных произведений об армянской истории, являющийся одним из создателей мифической армянской истории, которая на деньги армянской церкви и миллионеров распространялась в Европе, Америке и России) был вынужден признать:

"Лишь малая часть армянского ашугского творчества, можно сказать самая незначительная ее часть, относится к нашей литературе. Большая же ее часть (дастаны, героические песни) на тюркском языке. Для ашугов, чтобы выразить изображенную в сказках и песнях жизнь, более удобен тюркский язык, нежели армянские народные наречия, он более образен и намного богаче".

В 1914 году армянский историк Геворг Аслан в книге "Армения и армяне" писал:
"У армян не было государственности. Они не связаны чувством Родины и не связаны политическими узами. Армянский патриотизм связан только с местом проживания." Химерическая идея о воссоздании "Великой Армении", которая как государство никогда не существовала, - общенациональная концепция, объединившая всех хайев мира.

Армянский журналист Р.Ачарян в своей книге "Тюркские заимствования в армянском языке" писал, что в армянском языке используется более 4200 тюркских слов.

Х.Абовян (XIX век) писал:
"... в нашем языке половина слов тюркские, либо фарсидские слова".

Армянскому поэту Егише Чаренцу принадлежат слова:
"В нас лицемерие появляется еще в утробе матери".

Русские об армянах

Воспоминания русского дипломата генерала Маевского. Из книги"Массовые убийства, чинимые армянами"

"Слышал ли кто-либо о народном героизме армян? Где высечены названия их сражений за свободу? Нигде! Потому что, "герои" армян больше были палачами своего народа, чем спасителями".

"Исторические корни Карабаха уходят в античную эпоху. Это одна из исторических провинций Азербайджана. Этот регион является важным политическим, культурным и духовным центром Азербайджана... Пресловутая Карабахская проблема была создана сфальсифицированными идеями армян"

А.С. Пушкин: Ты раб, ты трус, ты армянин...

А.С.Грибоедов в рапорте 11-13 сентября 1819 года писал Мазаревичу: "Что за подлое отродье эти армяне. Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хорошее протеже. Они нас продают тем же персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом"

Русский исследователь В.Л.Величко (конец 19 -начало 20 века):

"Армянские женщины всегда имели связь с другими народами, пусть иногда и насильно. Иранские солдаты, турки, грузины и горцы, видимо никогда и не ждали от армянских женщин, давно потерявших свои честь и достоинство, приличия и благородства. Именно поэтому в жилах армян течет столько разной крови".

" Мы еще не говорим об армянских учебниках, которые взяли на себя общемировую миссию "окультурить" всех своих соседей, учебниках, в которых написано об этой горе-стране - "Великой Армении". В церковных школах распространяются даже карты Великой Армении, столицей которой указывается Тифлис, и границы которой доходят аж до Воронежа".

"Студент Патканова, господин Марр все обещает, что сможет вырвать-таки у грузин что-нибудь в пользу армян и доказать армянскую принадлежность этого. По его мнению, известная грузинская поэма "Витязь в тигровой шкуре" заимствованное произведение. Это необходимо армянским политиканам, ибо за весь период своего существования армяне не имели ни одного мощного поэтического произведения, то есть свидетельства процветания народной культуры. Не смотря на старания Юрия Веселовского и ему подобных литераторов, которые стараются убедить русскую публику в существовании хорошей армянской литературы, дальше пустых разговоров продвинутся в этом деле не могут. Потому что, сколько не старайся - чего нет, того нет".

Историк А.Аннинский в конце XIX века писал:
"В связи с тем, что не сохранилось ничего, что свидетельствовало бы о былой политической мощи и важности культуры древних армян, следует полагать, что они не обладали ни тем, ни другим. Видимо они всегда были малочисленным и диким племенем. Никогда не обладали полной политической независимостью. С этим и связана вопиющая бедность художественного творчества армян. Говорить же о науке вообще не приходится. Армяне за весь период своего существования не создали ничего самобытного".

Исследователь В.Елиховская писала:
"Рассыпанные по всему свету армяне перенимают обычаи, одежды, традиции народов, с которыми вместе живут. В Турции армянина не отличишь от турка, в Персии армянин - типичный перс.

Мысли знаменитых

Великий Амир Тимур (Тамерлан) сказал: История не простит мне 2 вещи:
"1) То, что я хотел уничтожить армян как этнос, 2) а второе- за то, что я не сделал этого. Правда есть и хорошие среди армян, но в целом народ гадкий. Никогда не выскажет своих мыслей в лицо, поэтому и кажется культурным, а в удобный случай зарежет".

Фридрих Энгельс:

"Армянские рабыни и наложницы были первыми танцовщицами и проститутками прислуживающими в Коринфе ("наложницы Афродиты") и даже в храмах Индии.

Карл Маркс:

"Армяне, первая нация, начавшая использовать своих женщин в качестве подстилки под другие народы, как способ выживания"

Александр Дюма (Отец), "Кавказское путешествие":

"Армяне всегда жили под властью правителей, служивших отличной от армянской религии. В результате они превратились в людей, скрывающих свои мысли, чувства и намерения, превратились в мошенников и лжецов".

Английский путешественник Вильсон: Армяне жадные, корыстолюбивые и подлые, ни кого не уважают. Они мастера раздувать всякие мелочи, любители интриг

П.Кероп Патканов. Ванские надписи и значение их для истории Передней Азии. СПб.1981, стр. 36-37. Из книги Магди Нейман "Армения". СПб, 1899.
"Армения, как государство, не играла никакой значительной роли в истории человечества, ее название было географическим термином, распространенным армянами, она была местом разрешения споров сильных государств - ассирийцев, мидийцев, иранцев, греков, монголов, русских..."

"Сразу после заключения Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года) под руководством Паскевича в Азербайджан были переселены 40 тысяч армян из Ирана и 90 тысяч армян из Турции. В общей сложности в 1828 - 1896 годах из Ирана и Турции было переселено более 1 миллиона 200 тысяч армян. Из них 985 тысяч 460 человек были размещены на западных землях Азербайджана, а остальная часть - в Карабахе и Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. После благоустройства армяне начали вытеснять азербайджанских тюрков, они же произвели массовые погромы и грабежи, а также варварски истребили огромное число людей".

Адам Мец, по происхождению швейцарский еврей (Москва изд-во > 1973 г.стр.144, Швейцарский Востоковед А.Мец, 1869-1917 г,эту книгу написал за 25 лет) освещая историю и культуру халифата писал:
"Армяне самые плохие рабы из белых также как негры (зинджи) самые плохие из чернокожих. Они имеют безобразные ноги, стыдливость у них отсутствует, воровство очень распространено... Их натура и их язык грубы. Если оставишь раба-армянина хоть на час без работы, то его натура тотчас толкнет его на зло. Он работает хорошо из-под палки и из страха. Если видишь, что он ленится, то лишь потому, что это доставляет ему удовольствие, а вовсе не от слабости. Тогда следует взять палку, вздуть его и заставить делать то, что ты хочешь".

Грузинский писатель и мыслитель И.Чавчавадзе: Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов.

Грузинский писатель Серги Саджая: "Армяне не львы, а лишь - шакалы, прислуживающие более сильным народам"

Германский деятель и ученый Кольмер фон дер Гольц, "Анатолийские эскизы"
"Все кто знаком с основной массой населения в провинциях Анатолии, быстро привыкают уважать и любить тюрков, презирать греков и ненавидеть армян. Местная пословица "грек обманет двух евреев, а армянин - двух греков" повсюду себя оправдывает. Если где-либо в Анатолии вас обманули, то с точностью можно сказать, что вы повстречались с армянами. Я обхожусь без всякого письменного договора, когда имею дело с тюрком, ибо достаточно лишь его слова. Когда имею дело с греком или другими левантинцами - я заключаю письменный договор, ибо с ними нельзя вести дел иначе. С армянами же я не имею даже письменно заверенных дел, ибо от интриг и лжи армян не убережет даже письменное условие".

Американские историки Жастин и Кэролин Маккарти:

"Современная территория Армении принадлежит не армянам, а азербайджанцам. Именно это и служит причиной того, что большая часть географических наименований на территории Армении относятся к азербайджанцам".

Использованная литература:

Аннинский А. История армянской церкви, Кишинев, 1900

Величко В.Л. Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы, Баку, Изд-во "Элм", 1990

Тагаев М. Москва, или Центр международного терроризма и геноцида. Изд-во "Искра", 2001

Шавров Н.И. Новая угроза русскому делу в Закавказье: предстоящая распродажа Мугани инородцам, СПб. 1911

Шопен И. Исторический памятник состояния армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи, СПб. 1852.

Обозрение российских владений за Кавказом, СПб., 1836.

Полное собрание публицистических сочинений, СПб., т. I, 1904

Материал собран и исследован Амиром Эйвазом

В последнее время попытки присвоения армянской стороной исторических памятников и образцов азербайджанской культуры стали приобретать все больший размах. Воруют и присваивают наши бедовые соседи все - от истории до кулинарных рецептов.

С этой точки зрения очень интересно и показательно исследование, проведенное в книге "Армянские инородные сказки" главой Государственного агентства по авторским правам Камраном Имановым.

Ранее книга уже публиковалась, была выставлена и в Интернете, однако, учитывая, что информационная война против Азербайджана набирает обороты, мы посчитали нужным вновь представить ее вниманию читателей.

В книге обстоятельно и аргументированно исследуются корни, причины и последствия армянских фальсификаций и плагиата.

Предлагаем нашим читателям главы из указанной книги.

В "Истории армянского народа" утверждается, что "...колыбелью человечества, его прародиной является Армения". Армяне - самый древний народ и язык армян - древнейший из всех известных. Идея исключительности и особой миссии армянского этноса и сегодня продолжает оставаться маниакальной, несмотря на предупреждения некоторых реалистичных политических деятелей Армении о том, что раздувание исключительности и отверженности - тупиковый путь для армянского этноса. "Видеть во всех врагов - самому стать врагом для всех. Это не путь, это бездна" (Сурен Золян).

Одна из многих граней творимой легенды об армянской исключительности - повсеместное утверждение армянством мнения о том, что они являются аборигенами Кавказа, наследниками "Великой Армении от моря до моря". Пришлость же армян, их насельничество на сегодняшних и на предшествующих "транзитных" местах обитания давно доказана исторической наукой. Геродот - "отец истории народов" пишет: "Страну, располагающуюся у верхнего течения Ефрата, именовали Арменией". Армяне "проживали в западной части нагорья, именуемого Армянским" (Геродот, "История; Изд. "Наука", Ленин¬град, 1972). А вот мнение известного историка И Дьяконова, отраженное в его монографии, изданной в Армении: "Армянский этнос сформировался вне пределов Кавказа" (И.Дьяконов, "Предистория армянского народа", Ереван, 1958). Теперь уже общеизвестно, что Армения не является родиной армянского этноса. И с этим вынуждены считаться и сами армянские ученые.

Академик М.Абегян: "...где корни армянского народа, как, когда, в какое время, откуда и какими путями он пришел сюда... Мы не располагаем точными и ясными свидетельствами этого" ("История армянской литературы", Ереван, 1975).

"Предки армян пришли с Балкан" ("История армянского народа", Ереван, 1980).

Как и утверждают ныне сами армянские авторы, "древнейшим ядром армян было население северо-восточной части Малой Азии. Эта страна... именовалась Арма-тана, а позднее Хайаса. Уже оттуда предки армян перебрались к юго-востоку озера Ван (ХП в. до н.э).

Исторически известно, что в IX в. до н.э. в Восточной Анатолии, вблизи озера Ван сформировалось государство Урарту (Биани), которое в середине VIII века до н.э. присоединило к себе Хайасу под названием Арме. Тем самым "Арме", равно как и "Хайаса" - название и самоназнание сегодняшней Армении исходят именно из указанных географических областей.

Не случайно, Дьяконов считает, что "поскольку древне-армянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья, ясно, что он занесен сюда извне".

Более того, в раннем средневековье и в последующем, нахождение армян на земле, населенной тюркским этносом, позволило им выжить и, этнически сохраниться. Известный специалист Левон Дабегян: "...армяне своим национальным существованием и впрямь обязаны сельджукским и османским тюркам. Если бы мы остались среди византийцев или других европейцев, армянское имя всего-навсего могло сохраниться только в исторических книгах".

С подобным армянским откровением нельзя не согласиться, поскольку сами же армяне в своей книге "Армянская средневековая литература", подготовленной Институтом литературы им. М.Абегяна и изданной издательством "Советан грох" на русском языке в Ереване в 1986 г. со ссылкой на своего средневекового историка Себеоса, приводят исторический документ - письмо византийского императора Маврикия (582-602) царю Персии Хосрову: "...народ (армяне) ...живет между нами и мутит...". И далее говорится, что их нужно изгнать с земель Византии и Ирана. Комментарии здесь, как говорится, излишни.

Согласно историческим хроникам, после армянских погромов, учиненных Византией в конце первого тысячелетия, армянский католикос для спасения нации обращается к сельджукскому султану Арп-Аслану с мольбой о помощи, и султан берет армян под покровительство. Мы приводим мнение 26 армянского католикоса Барсеса о султане Мелик-шахе, улучшившим положение армянской церкви после обращения к нему: "Он всюду сумел создать мирное и справедливое правление... в силу своего величия, никому не причинил бед".

А вот цитата, взятая у армянского историка Матевоса о проживании армян на землях, населенных тюркским этносом, и отношении тюрков к ним. "Правление Мелик-шаха было угодно Богу. Его власть распространилась вплоть до дальних стран. Она принесла спокойствие армянам... Он был преисполнен милосердия к христианам, проявлял отеческую заботу к народам...". И последнюю цитата, которую мы приводим, - это армянское свидетельство, характеризующее правление султана Фатеха: "Сказать, что с покорением султаном Фатехом Стамбула (Константинополя) для армянских судеб зажглась звезда, означает подчеркнуть историческую правду...". Кончилось все это, как известно, тем, что армяне повсеместно пытаются навязать мировой общественности измышления о так называемом геноциде в Османской Турции.

Проникновение армян в области Южного Кавказа связано со значительно более поздними временами. Вместе с тем в советское время армянами был учинен фарс с 2750-летием крепости Эребуни, название которой было идентифицировано с Иреваном (Ереваном). Далекие годы расцвета Урарту эту закавказскую территорию, по сведению источников, урартийцы рассматривали как "землю вражескую" и которую впоследствии завоевали. Выходит, что Эребуни был заложен во вражеской стране армянами в те годы, когда они входили как область в состав государства Урарту.

Армяне, как пришлый этнос, расселяются на территории исторического Азербайджана, начиная с XV века, проникая сюда с территорий современного Ирака, Ирана, Турции и Сирии. В XVI веке процесс переселения армян на земли азербайджанских ханств активизировался, и особенно усилилось их проникновение на земли Иреванского ханства, территорию, которая, по существу, является сегодня территорией республики Армении. Именно в эти годы Реванхан - правитель ханства - написал знаменитому шаху Исмаилу Хатаи: "...из Месопотамии, на побережье озера Ван, а оттуда сюда, на Кавказ, на огузско-тюркские земли, переселяющиеся небольшими партиями по 5-10 человек, армяне вместо того, чтобы заниматься ремеслом, как было условлено, стремятся осесть, строят церкви и тем самым пытаются создать впечатление, что являются аборигенами Кавказа, а это принесет нам в будущем много неприятностей... Все это финансируется из размещенного в Аг Кился (Эчмиадзин) католикасата...".

Действительно, это были пророческие слова, свидетельствующие об истоках заселения армянами земель: сначала отдельными семьями, затем небольшими группами и колониями, и тем самым создавались территориальные предпосылки для армянской государственности на исконных землях Иреванского ханства.

С целью создания армянской государственности на землях Азербайджана в Аг Кился (Эчмиадзин) в XV веке была переведена армянская церковь с патриаршим престолом, взявшая на себя политические и государственные функции в условиях отсутствия армянской государственности. С того времени история Иревана, Нахчывана и Зангезура представлялась армянами как история "Восточной Армении".

И, конечно, переселение армян на Кавказ, особенно на территории Нахичеванского, Иреванского и Карабахского ханств, на исконную азербайджанскую землю, получило мощные импульсы после Гюлистана и Туркменчая. Тем не менее, если в XVI веке в Иреванском ханстве проживало 15 тысяч пришлых армян, то, несмотря даже на резкое нарастание численности колонистов в момент создания в 1828 году царским правительством Эриванской области взамен ликвидированного Эриванского ханства, население ее на 80% все же состояло из азербайджанцев.

Выдавливание коренного тюркского элемента с исконных земель в последующие годы, включая советский период, приобрело характер депортации и, по своей сути, переселение армян представляло собой оккупацию азербайджанских земель. Все это сопровождалось предоставлением армянским переселенцам более широких прав и привилегий по сравнению с теми, которые имело местное азербайджанское население. Следует напомнить, что после Гюлистанского договора (1813 г.) Россия последовательно осуществляла ликвидацию азербайджанских ханств, и в 1822 году было ликвидировано Карабахское ханство. И, когда спустя год после его ликвидации, в 1823 году, было составлено "Описание Карабахской провинции", несмотря на принятие мер по отторжению отсюда азербайджанцев, в этом документе из 18.563 семей, зарегистрированных царской администрацией, только 8,4% приходилось на долю армянских меликств.

В годы советской власти наряду с выселением азербайджанцев из исторических мест проживания, территория Азербайджана последовательно присоединялась к Армении. Если до мая 1920 г. территория Азербайджана составляла 114 тыс. кв. км, то впоследствии она была урезана на 28 тыс. кв. км и стала равной 86 тыс. кв. км. Тем самым она была уменьшена в объеме, примерно равном территории Армении (29,8 тыс. кв. км).

Такова вкратце историческая хронология заселения армянами Южного Кавказа за счет азербайджанских земель, объявленных ныне армянством историческим местом проживания своего этноса. Процесс этот не мог протекать мирно, он инициировался армянским террором, гонениями против местного населения, принявшими характер геноцида. Он всегда прикрывался исторической ложью, подлогами и искажениями, фарисейством по отношению к тем, кто дал приют армянским переселенцам, и продолжает сопровождаться территориальными притязаниями к нашим землям параллельно с претензиями на наше культурное наследие.

Армянский народ один из древнейших народов мира. Они проделали долгий путь через века и их история восходит к тысячам лет. В разные периоды своей жизни, армянский народ получили различные характерные черты. Вы узнаете о них позже в этой статье.

Важно отметить, что наряду с армянским народом, вавилоняне и Хеттеянин существовали. Сегодня, однако, они являются лишь частью мировой истории нет будущего, но армянский народ продолжает существовать и развиваться.

Истоки армянского народа

Истоки армян всегда были предметом историки, лингвисты и археологи придают о. Лингвисты начал обращать внимание на многие сходства, которые были индоевропейские и семитские языки. Единственное объяснение языковых сходств между ними будет движение колыбели индоевропейских языковых групп географически дальше на восток, то есть, на Армянском нагорье.

Люди населяли Армянское нагорье примерно с 2000000 до нашей эры. Люди поселились в горах с каменного века, эпохи палеолита. Армяне называют сыновей хая, который был региональный бог тогда. Источником этого является то Armenic Шумерские записи с 2700 г. до н.э., который, скорее всего, самая ранняя запись когда-либо об армянской нации.

Много подземных до исторического сайты показали существование цивилизаций в Армении с усовершенствованными сельскохозяйственными знаниями, металлургией, а также промышленным производством.

На основании другой записи (аккадские надписи) от 2300 г. до н.э., Армани находится вместе с Иб, как территории завоеванных Нар-Син.

Тутмос III Египта также упоминает народ Ermenen в 1446 году до нашей эры. Он говорит, что в земле своей «небо лежит на своих четырех столпах». До сих пор турки и курды называют армяне Эрмен я.

Царство Арарат был первым крупным государством. Он появился вокруг озера Ван в 13 веке. До нашей эры

Первые предварительно армянские племена имели ссылки в хрониках 4 – третьего тысячелетия до нашей эры. На протяжении всей истории, армянский народ унаследовал физические черты некоторых племен.

Особенно Khurrito – урартские племена сыграли большую роль в качестве наиболее распространенного этнического элемента нагорья. В связи с этим, физической основой армян была составлена.

Армянское нагорье со своим народом столкнулся со многими инвазий. Одним из примеров является экспедиции Александра Великого на восток. Армянские люди сражались с римскими легионами и Сасанидов персов. Они также остановили арабскую экспансию.

Около двух веков война между иранским и Османской империи буквально уничтожила Армению.

В 20 – м веке, Армения была разделена между империями России и Османской (Турецкой). С 1890 – х лет, турецкие власти организовали резню армянского народа, которые имели свою кульминацию в геноциде 1915-1923. Руководство младотурок Османской империи охотно воспользовалось первой мировой войной, чтобы физически удалить армянское население .

Армяне, которые жили под властью Турции должны были пройти через жестокость и в конце концов были полностью стерты. Оставшиеся в живых, однако, бежал в разных местах по всему миру. Это, позже стало известно как первым документированным геноцид 20-го века. Во время геноцида, более 1,5 миллиона армян погибли.

Армянский народ являются ethnos and the descendants of the Indo-Europeans branch.

Есть около 10 миллионов армян по всему миру. Тем не менее, только 3 миллиона людей живут в Армении. Армянские диаспоры проживают в России, Франции, Иране, США, Канаде, Украине и Грузии. Многие армяне живут также в Нагорно-Карабахской Республике. Большинство армян принадлежат к Армянской Апостольской Церкви.

Армяне имеют свой собственный и язык, который является независимой ветвью языка индоевропейской семьи.

Армяне называют себя «Ай» и страна «Айастан». Они любят свою страну, очень много, и они выражают свою любовь через искусство, литературу, а иногда даже повседневную работу.

Армения постоянно страдала от того, чтобы быть полем боя между многочисленными народами и племенами. Он также был под властью иностранного контроля. Из-за прошлое полны трудностей, армянский народ сформировал различные черты национального характера, такие как экспрессивная национальную гордость, глубокую любовь к своей земле, настойчивости, высокий интерес к наукам и ремеслам, гостеприимству, способность к самоиронии и большое чувство юмор.

К счастью, сегодня каждый армянин счастливо живет в , и все они поставили свои усилия в развитие своей страны.

Характеристики армянского народа

В большинстве стран есть свой уникальный характер, который описывает их. Их манера говорить, их реакция на вещи, и как они относятся к иностранцам много говорят о них.

Армянский народ хорошо адаптируется. Они способны легко приспосабливаться к новым условиям, такие как изменение страны (выезжающих за рубеж), изучение новых языков сравнительно легко, а также, что они имеют очень похожий на произношение на носителей языка. Это одна из наиболее важных особенностей армянского менталитета. Причиной этого может быть постоянно вынужденные миграции армян в иностранных государствах на протяжении истории.

Армяне очень гордые люди и честные, а также. Они ценят семью много и стараются изо всех сил, чтобы сохранить единство. Они также имеют огромное уважение к старшим людям и всегда учиться на их опыте. Таким образом, они передают свои знания от одного поколения к другому.

Армянские люди вежливые, hard working and very hospitable.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Они любят собираться с семьей и близкими друзьями во время особых случаев и не только. Во время этих случаев, будь то свадьбы, дни рождения или крестины, армяне всегда рады тратить свое время и деньги щедро.

Так же, как и все, армяне имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Для того, чтобы говорить о негативе, то первое, что может быть ревность. Армяне, как правило, имеют доминирующий «ревность» ген в их характерах. Это может быть плохим, но и имеет свои преимущества, так как это является причиной, почему армяне в основномhard working people.

В большинстве случаев, они не принимают тот факт, что какой-то другой человек лучше или более обеспеченными, чем они, следовательно, они работают очень трудно, и в конце концов превосходят их.

Еще одна негативная сторона может быть, что большинство армян может быть эгоистичным. Кроме того, иногда ничто не может удовлетворить их всех. Дело в том, что они эгоцентричны заставляет их думать и заботиться только о себе и постоянно просят бесплатную помощь от других людей. Армянская поговорка, «Вы размять руку, чтобы помочь, они хотят всю руку» описывает этот символ очень хорошо.

Физические характеристики

В чистых армянин называют арийской в особенности со светлыми волосами цвета и голубыми глазами. Сегодня, однако, очень небольшой процент армян эти чистые черты. Армяне, как правило, имеют выразительные характеристики лица. Цвет варьируется от оливкового до темно, и большинство из них имеют черные или коричневые волосы. Цвет глаз варьируется от черного и ореховые до светло – серого, а иногда и синего цвета. Как правило, армяне имеют коричневый / темно – коричневый цвет глаз.

Глаза

Всем известно, что глаза являются зеркалом души. Глаза армянского народа символизируют их истинную природу вместе со своим характером. Они очень глубоко, и они показывают все трудности, они прошли.

Армяне очень хорошо, что их глаза уникальны и отличаются знают, следовательно, есть много песен и стихов, связанные с ними.

Сегодня, однако, армяне имеют различные формы и цвета глаз. Главным образом, цвет темный, коричневый или черный, иногда синий, зеленый или медового цвета.

Армяне владеют большими глазами и, как правило, их глаза держать некоторую печаль. Независимо от того, как радостно и молодых людей, они до сих пор, что всеобщая печаль в их глазах.

брови

армянские Брови

Формы бровей тоже очень разные. Армянские мужчины, как правило, имеют толстые, длинные брови искривляющими вниз глаза.

Армянские женщины, как правило, имеют арочные брови.

Волосы

Армянский волос

Как армянских государств мифологии, родоначальника армян Айка были вьющиеся / волнистые золотые волосы, которые достигли его плечи. Сегодня, однако, большинство армян имеют либо черные или каштановые волосы. Некоторые из них имеют светло-окрашенные волосы тоже, но темно является наиболее распространенным.

В прежние времена, армянские мужчины были длинные волосы. В настоящее время, однако, короткие волосы, как правило, более предпочтительно.

Женщины, в настоящее время, как и в древние времена, иметь длинные и красивые волосы в основном.

Нос

Армяне, как правило, в форме крюка (орлиный) нос. Высокий, гордый и честный; это как армяне описывают свои носы. Они на самом деле гордятся своими большими носами и часто юмористический о них.

армянская диаспора

Армянский народ общин за пределами Республики Армения, который имеет название армянской диаспоры. Есть около 10 миллионов армян по всему миру, 3 из них живет. Так, около 7 миллионов армян представляют диаспору.

Диаспора в основном сформировались после 1915 года, как прямой результат геноцида армянского народа.

В настоящее время, самые большие диаспоры существуют в России, Украине, США, Франции, Бразилии, Грузии, Ливане, Иране и Сирии.

Сколько лет армянскому народу
Алла Тер-Акопян

Больше, чем это себе представляет сам армянский народ. Будем вести летоисчисление от Хайка, прародителя армян. Он отнюдь не является лишь персонажем древней легенды. Это реальное лицо, реальный Духовный Учитель -- магнит, притянувший к себе достаточное число людей для формирования отдельного народа внутри общеарийской громады. (Само слово "айка" означает в санскрите, древнеиндийском языке, -- "единство").
Когда это произошло? Великий Адепт, Член Иерерхии Света Земли Учитель Илларион, побывавший в 1881 году в Западной Армении (в районе Арарата, в горах Ала-Дага), сказал по этому поводу следующее: "Обожествив Хайка после его смерти, армяне поклонялись ему как Солнечному и Лунному Божеству. Хайк процветал за 2 200 лет до Р. Х. согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7 000 лет, согласно Истине".
Стало быть, армянский народ сформировался как языковое, культурное и государственное единство более 9 000 лет тому назад.
Но корни народа несравненно глубже -- они уходят в туманные дохайкские времена. И на всем протяжении этих многих тысяч дохристианских лет протоармяне, а затем армяне оставались верными и преданными зороастрийцами. Они следовали заветам Зороастра с тех пор, как по словам Учителя Илллариона, Посланец Небес Оанн, "ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое Учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 САРИ, или 244 800 лет, до Потопа".
Потоп, уничтоживший остатки Атлантиды, произошел в 9 564 г. до н. э. Прибавляем нынешний 2 000-й год к названной дате и полученную сумму 11 564 присовокупляем к ошеломляющей шестизначной дате: 244 800 + 11 564 = 256 364.
Столько лет тому назад арийцам, из которых выделился впоследствии армянский народ, было передано Великое Учение. Это поведал нам в "Письме из монастыря Сурб Ованес" Адепт, Учитель Илларион. А знания Адепта настолько превосходят знания самого "подкованного" из земных ученых, насколько знание сего ученого превосходят знания трехлетнего малыша.
Древнейшее имя ОАНН впоследствии греками было эллинизировано и превратилось в имя Ованес. И армяне, начиная с четвертого века нашей эры (со времени принятия христианства) стали ассоциировать это древнейшее высокочтимое имя с Иоанном Крестителем, что сделало принятие армянами христианства менее болезненным, чем это было у других народов.
Конечно, армянское имя Оган -- с вариациями Оганес, Ованес, Аванес -- не еврейского происхождения, а, можно сказать, божественного, ибо Учителя, подобные Учителю Оанну, всегда почитались в народе богами.
А как же вещал Учитель Оанн народу свое Учение? Как могли его услышать толпы народа? Вне сомнения, вещание происходило с помощью технической оснастки -- скорее всего радиотехники.
Теперь вспомним персонажа из армянского эпоса "Давид Сасунский" -- Огана Горлана. Не от великого ли Учителя Оанна передала ему народная память и имя, и голосистость? Правда, слово "Горлан" (из перевода эпоса на русский) мне очень не нравится. В оригинале куда благороднее: Оган Дзенот - Оган Громкогласый.
Понимаю, что многие с большим скепсисом воспримут все, что я здесь пишу. Однако чем больше будет расширяться сознание людей, чем больше знаний станет доступно людям (а этому поспособствуют открытия нового времени), тем меньше останется места для скепсиса. Опять-таки прислушаемся к Учителю Иллариону: "Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве"
Это было сказано в 1881 году. С тех пор прошло более ста лет. Так что пора рвать водоросли.

Один из древнейших народов, говорящий на армянском языке(индоевропейская языковая семья). Численность около 12 миллионов. Государствообразующий народ страны Армения.

Площадь: 229 743 км.кв.
Население: около 3 млн чел.
Столица: Ереван
Язык: армянский
Денежная единица: драм
Крупные города: Ереван, Ванадзор, Гюмри
Форма правления: парламентская республика


Страницы истории

1. Армянский народ – один из самых древних образований, именно поэтому существует немало легенд, исторических фактов и предположений об армянах. Впервые упоминания об армянах датируются VI веком до нашей эры. Считалось, что подданные Персидской империи – это предки армян.

2. Другая версия – библейская. Она гласит о чуде спасения семьи Ноя на вершине горы. Правнук Ноя, Иафет, считается родоначальником армян.

3. Еще одно предание имеет греческие корни: предположительно, что один из аргонавтов (Арменос Фессальский) обосновался на благодатной земле.

4. Историки больше склонны верить в длительный процесс рождения нации. Огромный народ мог сформироваться, объединяя племена, роды, сотни малых народов. Развитие не могло происходить без набегов и завоеваний, переселений и смешанных браков. В разных частях Армении были расселены племена албанов и джанарийцев, утийцев и картманийцев. Таким образом, гипотеза происхождения армян такова: народ сформировался из древнего населения нагорья(урартов, лувийцев и хурритов) .

5. История армянского государства насчитывает более 3600 лет.В новейшей истории государственная эпоха Армении – это период с 1828 года. Образование Ереванского княжества в 19 веке стало началом периода развития государства в новом времени.

В современном Ереване

Современная Армения — это быстро развивающаяся страна. Горная страна с богатейшим кладезем исторических реликвий притягивает сюда и туристов, и ученых. Столица Ереван- это политический, сельскохозяйственный, торговый, культурный и туристический перекресток Армении. Жизнь здесь кипит постоянно: по железнодорожным веткам отправляются дары полей и садов во многие уголки. Урожай ароматных абрикосов, наливного винограда и спелых томатов, пожалуй, уверенно занимает высокий рейтинг высококачественной сельской продукции в мире.

Несмотря на свою древнейшую историю, Ереван – уникальная столица. С одной стороны, город соответствует всем скоростям бурной жизни мегаполиса, а с другой – величественные памятники архитектуры и исторического наследия гармонично сосуществуют в рамках столицы. Нет никакой перегруженности или ощущения «скачка эпох». Наоборот, развитая инфраструктура, современное искусство и почтенный исторический возраст Еревана делают пребывание в нем и комфортным, и весьма познавательным. Музеи, подробные экскурсии, радушие поваров армянской кухни ждут вас непременно.

Культура и традиции

Отпечаток богатейшей древней истории армянского народа проявляется в культурных традициях Армении. Об известном гостеприимстве кавказских народов, наверное, слышали многие. Но счастливцами считают себя те, кто смог испытать это радушие, искреннюю открытость сердца на себе: побывать в гостях у армянской семьи – это праздник. Богатый стол с вкусностями (шашлык, долма, хаш, бастурма), щедрая рука хозяина, подливающая золотистый коньяк и чарующие звуки дудука…

Запоминающееся зрелище — экспрессивные и зажигательные танцы. Кочари – древний танец, популярный и в наше время.Он очень символичен: танцующие выстраиваются стеной, передавая тем самым единый дух сплоченности армянского народа.

Трндез , национальный день влюбленных, празднуется в феврале. Прыжки молодых через пламя костра – это древняя традиция. В летний период весело отмечается Вардавар , или День воды. Брызги и смех молодых – атрибуты античного праздника, дошедшего до современной молодежи.

Особенности армянской нации

Армянская диаспора многочисленна и расселена во многих городах мира. Представителей этой нации отличает крепость и ценность семейных уз, почтение старших, забота о детях. Женщина имеет авторитет в семьях, поэтому к бабушкам, матерям, женам и сестрам относятся с заботой. С детства армян приучают к уважению стариков.

Легкий нрав, коммуникабельность и доброжелательность помогают представителям армянской национальности хорошо адаптироваться в рабочих коллективах даже за пределами своей Родины. Однако, вспыльчивый характер, «горячая кровь кавказца», желание отомстить за собственную обиду или за своего родственника, друга могут привести к серьезному конфликту. Взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях характерны для всех армян.